В первую очередь нужно, конечно, оценить тяжесть состояния, потому что для депрессии первоначальный выбор между психотерапией и лекарствами обусловлен именно тяжестью состояния. Я, как человек, ориентированный на научные исследования, ориентируюсь на международные рекомендации по лечению. Там очень четко прописано, что такое тяжелая депрессия.
Это такая депрессия, когда не просто плохое настроение и не просто мысли все плохие, а всё начинает проявляться в теле. Начинается тяжесть за грудиной, боли во всем теле, которые не связаны ни с какой физической, телесной патологией, невозможно просто встать утром с кровати. Такие, именно физические проявления, у некоторых людей доходят до запоров, до реальных телесных проблем. Вдобавок, социальная и трудовая дезадаптация, человек очень дезадаптирован. В таких ситуациях, конечно, без лекарств никуда, потому что здесь явно задействованы именно биология, физиология, биохимические процессы. Без их коррекции не получится ничего сделать.
На другой стороне депрессии легкой и средней тяжести; подобные симптомы могут быть, но не сильно выраженные. На первом плане именно эмоциональные переживания, человека постоянно мучают какие-то мысли. В этой ситуации, согласно исследованиям, большинству можно лечиться и лекарствами, и психотерапией, примерно равнозначно. Лекарства дешевле, чем психотерапия, человеку не нужно раз в неделю ходить на прием. Даже самые быстрые методики, типа когнитивно-поведенческой терапии, подразумевает, как минимум, 8 приемов, в реальности больше. Лекарства же получил, выпил, через месяц, условно говоря, показался психиатру –пошел дальше лечиться и все спокойно. Но у психотерапии есть свои преимущества – отсутствие побочных эффектов, обучение человека самостоятельно справляться с проблемой без внешней поддержки. У нормальной психотерапии конечная цель не подвесить человека на себя и годами его лечить, а научить его самостоятельно справляться с проблемами.
– То есть, во время психотерапии мы работаем с личностью. Это замечательная встреча двух людей, одного – помогающего и знающего, а другого – страждущего и интересующегося, что ему дальше делать. Когда ко мне приходит клиент, например, я считаю, что это большая встреча и для него, и для меня. Он сейчас узнает много чего нового о себе, а я тоже много чего для себя почерпну, человеку помогу. То есть, встреча – некое очень значимое событие в жизни человека, которое много может поменять. Поэтому, если подходить к лечению, допустим, депрессии только с точки зрения лекарственного подхода, то получается, что мы как-то обижаем, что ли, нашу душу, психику, характер, свою жизнь, свою личность и так далее. Ведь есть возможность подойти к лечению с большей широтой и более грамотно.
Если продолжать тему, то я всегда предлагаю человеку альтернативу. Я всегда ему объясняю, что есть вариант пойти на психотерапию и Вы получите вот это и вот это, у Вас будут затраты такие. Есть вариант полечиться лекарствами, что будет, какие будут проблемы, какие будут плюсы. Я всегда решаю вместе с человеком, потому что каждому свое. Не всем подходит психотерапия, что совершенно точно; не всем подходит лекарство, что тоже правда. Всё индивидуально и очень сильно зависит от личных убеждений человека. У взрослого человека есть свои личные убеждения, есть свое отношение к лекарствам и психотерапии. Иногда с этим ничего и не нужно делать.
© doctor.ru Все права защищены.