Если говорить о радикальном лечении артроза, мои учителя делали остеотомии – операции по устранению деформаций суставов – еще при отсутствии технологий эндопротезирования, и эти операции помогали на многих суставах: коленных и тазобедренных. Потом начался период увлечения, и за границей, и в России, эндопротезированием.
Медицина, как и вся остальная человеческая цивилизация, развивается по спирали, и мы возвращаемся на тот отдел спирали, когда мы пытаемся найти золотую середину между хирургией без инородных тел (остеотомия), когда мы улучшаем биомеханику сустава, и ортопедией крайней степени с заменой сустава (эндопротезирование). И те, и другие операции полезны в умелых руках и по показаниям.
Был период, когда я пытался делать эндопротезирование одного мыщелка, когда болеет в большей степени одна половина сустава. Но эти операции не давали устойчивого долговременного эффекта, и через некоторое время (достаточно короткий промежуток, это молодые люди), через год-два приходилось делать тотальное эндопротезирование. Поэтому я считаю, что лучше делать остеотомию. Улучшать на определенное время ситуацию в суставе, замедлять, тормозить прогрессирование болезни, и оттягивать крайнюю операцию - эндопротезирование на как можно больший срок.
И только после того, как реализованы менее инвазивные хирургические методы лечения, думать о радикальном эндопротезировании с установкой тотального протеза сустава.
Эндопротезирование тазобедренных и коленных суставов позволяет рассчитывать на долгосрочный эффект. Срок службы современных эндопротезов - 20 лет и более. Материаловедение очень серьезно развивается, есть большой клинический опыт, и очень хорошо, очень серьезно развивается техника операции. И достигаются отличные результаты лечения, в том числе и в нашей стране.
© doctor.ru Все права защищены.