Меланома, это та опухоль, которая контролируется хирургическим путем. Как только мы получаем данные о том, что у пациента уже метастатическая меланома, начинается другой процесс. Долгие годы эффективность химиотерапии была достаточно низкой. В основном использовали препарат дакарбазин. В 2000-м году произошло очень серьезное открытие, когда впервые ученые определили мутации в клетках меланомы и стало понятно, что это может повлиять на ее лечение.
Существует внутриклеточный, так называемый, MEK-киназный путь. Что это такое. Это сигнал передачи клетки к ее пролиферации. На мембране клетки расположены рецепторы, которые стимулируются различными факторами. Это могут быть рецепторы эпидермального фактора роста, это может быть рецептор роста тромбоцитов, фибробластов и так далее.
После активации этих рецепторов происходит активация на первом уровне, так называемой, RAS-киназы, она активирует BRAF-киназу, BRAF-киназа - MEK-киназу и как конечная точка, это ERK-киназа. Сейчас стало возможным влиять на путь передачи этого сигнала. Был создан таргетный препарат Гливек, который является блокатором BRAF-киназы. Благодаря этому появился огромный резерв помощи тем больным, у которых метастатическая меланома и имеются мутации BRAF-гена.
Тут же возник вопрос, что делать с теми пациентами, у которых нет этой мутации. И уже с 2002 года начались серьезные разработки в этой области, которые имеют хорошие результаты. После химиотерапии сразу была эра иммунотерапии, использовались препараты, которые влияют на Т-клеточный иммунитет. Однако эффективность применяемых интерферонов альфа-2 остается спорной. Доказана эффективность только в серьезных высокодозных режимах, которые не все пациенты могут перенести.
Ученые стали разрабатывать препараты, которые могут влиять на каскад сигнального MAP-киназного пути. В этом направлении есть ряд успехов. Появился препарат ингибитор BRAF-киназы, который показал несколько лучшие результаты лечения. Потом выяснилось, что через семь месяцев у больных наступает резистентность к этому препарату. То есть клетка адаптировалась и пошла в обход этого пути.
Следующим шагом было вовлечение сочетания ингибиторов BRAF и MEK. Наиболее хорошие результаты сейчас достигнуты именно в этом вопросе. Стала развиваться иммунотерапия уже на другом уровне. Появился KIT-ингибитор Иматиниб, появились препараты иммунного спектра действия. Это и моноклональное антитело, которое снимает тормозящее действие иммунитета на Т-лимфоциты, которое способно убить атипичный меланоцит. В последние годы разработан ряд препаратов, которые являются своего рода био-терапией опухоли меланомы.
Однако во всем этом процессе есть свои нюансы. Как правило, современные методы позволяют нам отсрочить прогрессирование метастазов меланомы или увеличить, так называемую, выживаемость без прогрессирования. При этом повышается частота объективных ответов опухоли. То есть ее замедление роста или отсутствие дальнейшего роста, или регрессия и резорбция, но, тем не менее, хотелось бы достичь лучшего.
Дерматология , онкология , меланома , загар
© doctor.ru Все права защищены.