За последние, наверное, 20 лет в медицине вообще и в ринологии, и в том числе в хирургии перегородки произошла революция. Традиционный метод, старый, классический метод операции на перегородке — это подслизистая резекция перегородки носа. Или в западной литературе это называется операция Киллиана, потому что Киллиан первый её предложил или первый ее широко описал.
Суть этой операции заключалась в том, что большую часть скелета перегородки, хряща и костной рамки, костного отдела перегородки просто удаляли. Предварительно отслаивали поверхностную слизистую оболочку с надхрящницей, с надкостницей, входили внутрь перегородки, выделяли этот скелет и просто его убирали. Суть понятна, что кривизну перегородки создаёт рамка, когда рамку убираешь, перегородка становится мягкой. Эта слизистая оболочка с надхрящницей провисает ровно, как шторка провисает на окне, и она занимает серединное положение. После этих операций, как правило, перегородки все были ровными, и врачи радовались.
Вот для этих операций и применялся молоток и долото, потому что нижняя часть перегородки, это так называемый гребень, очень жесткий, если его надо удалить, для этого применялись стамески, долота и молотки. Это и пугало пациентов. Кроме того, большинство операций у нас в стране на перегородке носа выполнялись под местной анестезией новокаином, который обезболивал не очень хорошо.
Далее, чтобы эту перегородку потом без хряща в срединном положении зафиксировать, применялся очень простой метод, тампонировали одну половину носа, тампонировали другую половину носа, листки сжимались и какое-то время (обычно 2-3 дня) они находились в этом сжатом положении. За это время они фиксировались, слипались, потом тампоны удаляли. Марлевый тампон, который простоял 2 дня в полости носа, во-первых, уже инфицирован, во-вторых, является сильнейшей травмой для слизистой оболочки. Марля очень жесткая, это как наждак, это давление на слизистую оболочку, удаление тампона, как правило, сопровождалась кровотечением, потому что открывались сосуды сразу из повреждённой слизистой оболочки. Послеоперационный период сопровождался сильным отёком, травмированной слизистой оболочкой носовых раковин, которая травмировалась не во время операции, а именно от тампонады.
Перегородка без опоры «играет» при дыхании, такое состояние называется флотация перегородки. И при флотации, при сильном вдохе или выдохе она может подсасываться, присасываться и прилипать или к левой половинке носа, или к правой, и человек не дышит. Ты смотришь ему в нос, перегородка ровная, он начинает дышать, она прижимается, как клапан, закрывает одну или другую половину носа.
Другая история - перфорация перегородки, когда остаётся два тонких листка слизистой оболочки без хряща между ними, очень большой риск образования перфорации в этой перегородке. После операции Киллиана, после слизистых резекций многие пациенты, к сожалению, имеют дырки в перегородке.
Ещё одна проблема, это эстетическая проблема, потому что при удалении хряща радикально, как правило, меняется форма носа не в лучшую сторону. Много людей ходят с изменённой формой носа после операции на перегородке. Понятно, что современные хирурги пытаются этого избежать, и сегодня такая популярность приобрела операция, которая называется септопластика. У этой операции нет прямо чётких, одинаковых шагов, это такое образное, собирательное слово.
Главная суть септопластики - сохранение хряща, сохранение костной рамки, хрящевой рамки настолько, насколько это возможно. Если мы видим часть перегородки ровную, которую можно не трогать, мы её не трогаем. Если мы часть искривленной перегородки изъяли для того, чтобы она стала ровной, мы можем выпрямить хрящ, мы можем выделить ровные фрагменты хряща, мы можем реимплантировать их обратно в перегородку, зафиксировать там, и перегородка сохранит свою жёсткость и свою функцию.
Кроме этого ещё дальше пошла ринохирургия, и сегодня популярность приобретает так называемая эндоскопическая септопластика. В чем её суть? Во-первых, в том, что у хирурга в руках эндоскоп и с эндоскопом можно выйти прямо на то место, где она искривлена. Понятно, если это искривлен передний каудальный отдел, большого смысла в эндоскопии нет. Но если это задний отдел перегородки носа, если это средняя часть, если это костные шипы, гребни, бугры перегородки, то нам нет необходимости расслаивать и оперировать всю перегородку носа. Мы можем с помощью эндоскопа выйти прямо на проблемный участок, под большим увеличением, специальным микро инструментом выделить его, резецировать. И это просто в разы снижает хирургическую травму, при этом также эффективно, даже более эффективно.
© doctor.ru Все права защищены.