Существует достаточно много аспектов в отношении трансплантации клеток, в первую очередь, этических. Если мы говорим про современную трансплантацию, то сразу подразумеваем какие моменты? Можно трансплантировать клетки человека ему же, применяется так называемая аутологичная трансплантация. У каждого человека есть в достаточном количестве и наличии стволовые клетки, из которых в будущем развиваются разные органы и ткани. Современные методики позволяют вырастить культуру из стволовых клеток в лабораторных условиях. То есть, первично берется небольшое количество клеточек у человека, отдается в специфическую лабораторию, которая располагает клеточными технологиями, там изготавливают клеточную культуру, которую можно применить человеку назад.
– Однако, например, при ожогах давно уже пересаживают ткань, допустим, с бедра на лицо. Почему запрещали пересадку клеток?
При ожоговой болезни используются фактически клетки и ткани всё того же аутологичного трансплантата от одного человека к тому же самому человеку. То есть, это его же клетки. При этом мы исключаем специфику передачи каких-то других генетически наследуемых моментов, когда используются не свои клетки. Тут мы говорим про гетерологическую трансплантацию, каковой фактически является переливание крови, поскольку она берётся от другого донора.
В вопросах нейрохирургии точно так же можно использовать гетерологическую трансплантацию от другого человека. Можно вырастить из его стволовых клеток необходимую клеточную культуру и использовать для нейрохирургического лечения, например, восстановления того же диска межпозвонкового. Можно вырастить культуру фибробластов – это клетки, из которых в будущем будет расти хрящевая ткань. Можно вырастить культуру нейробластов, из которых будут расти нервы. Но присутствует этический момент, масса аспектов в отношении согласия и донора на использование своего клеточного материала, и реципиента на передачу ему клеток донора. И не до конца всё еще у нас замечательно обстоит в отношении дальнейших рисков: а не даст ли клеточная культура другого человека, например, какого-то новообразования, не поведет ли она себя непредсказуемо.
- Какие ещё существуют клеточные технологии?
Аутология – трансплантация от человека ему самому же, гетерология – трансплантация от донора другому человеку, ксенология – трансплантация не от человека. Например, ксенологически получается один из лучших инсулинов, который вырабатывают клетки свиней. Этот инсулин не является изначально человеческим, но он замечательно лечит и действует на пациентов уже долгие годы.
- Какие этические вопросы остаются открытыми в клеточной трансплантологии?
Технологии не стоят на месте, развиваются. Всё так красиво выглядит – аутология, гетерология, ксенология, всё замечательно, классно, здорово, клетки от человека к человеку. А если мы говорим про эмбриональные клетки? Вот тут мы уже вплотную подвинулись к сложным этическим вопросам. Откуда берутся эмбриональные клетки? Если в лабораторных условиях, то чаще всего это аборты. То же самое можно сказать в отношении плаценты. Когда все этические моменты согласованы в полном объеме и есть возможность использования, то, безусловно, это замечательно. Ту же плаценту обычно выбрасывают. Почему? Потому что её использование надо согласовывать.
У нас в стране еще нет четкой необходимой документальной базы по этому вопросу. В других странах существует, например, понятие травмы, несовместимой с жизнью. Человек уже не жилец, но его организм еще окончательно не умер, поскольку некоторые ткани и органы по-прежнему функционируют, такой человек может стать донором, что заранее с ним согласовывается, подписываются необходимые документы. То же самое мы можем транслировать и на плаценту. Если правильно оказано акушерское пособие, то почему бы не использовать плаценту и пуповину? Пуповина еще более интересный орган, выполняет интересные функции. Это немаловажный момент.
© doctor.ru Все права защищены.