В Израиле есть категория граждан, они называются реабилитологи, они старше, чем медсёстры по званию, но младше, чем врачи. Учатся они 4 года, конкурс 130 человек на место, и это люди, которые с первого дня начинают работать с пациентом. Несколько более агрессивный подход в Израиле: по протоколу разработка сустава пациентов после операции начинается непосредственно, как он возвращается из операционной. Пациент может еще находиться под анестезией, он пока не ощущает боли, и с ним уже начинает работать реабилитолог.
У нас такого персонала нет. У нас есть массажисты, инструктора лечебной физкультуры, которые обычно заканчивают институт физкультуры и чуть-чуть касаются медицины. У нас есть врачи лечебной физкультуры, которые этим должны заниматься, но по своему протоколу они осуществляют общее руководство инструкторами лечебной физкультуры.
Мы можем начать подготовку, создать некую новую специальность. 4 года мы должны обучать человека работе на современном оборудовании, различным методикам. Он должен обладать всеми методами массажа, методами лечебной физкультуры и обладать пониманием, как работать с аппаратурой. Но аппаратура с биологически обратной связью достаточно умная, она требует правильной постановки в неё пациента. Дальше уже существует программа, которую надо выполнять. Поэтому врач не должен осуществлять не столь высокоинтеллектуальную деятельность. Его не для этого 6 лет обучают, плюс у нас ещё есть ординатура, аспирантура, мы тратим большие деньги и время на обучение высококвалифицированного специалиста, который потом должен засунуть человека в робота, подкрутить размеры бедра, голени и включить нужную кнопку. Это не совсем правильно.
Подготовка врачей-реабилитологов не очень целесообразна экономически. Вернусь к реабилитационным центрам в Израиле, там врач наблюдает пациентов в понедельник и в пятницу. Дальше он не участвует в процессе, потому что врачей мало, они дорого стоят. Поэтому есть персонал, который способен осуществлять физическое воздействие, где не требуется принятие врачебных решений.
Реабилитация – процесс длительный, нейрореабилитация после инсульта вообще не подразумевает меньше 3 недель стационарного нахождения пациента. Мы ставим на первую неделю задачу – перевести пациента из лежачего положения хотя бы в сидячее. На это уйдет вся неделя. На следующей неделе мы пытаемся с ним встать, сделать первый шаг и так постепенно продвигаемся. Потому что за 1 час после инсульта восстановиться невозможно. Это процесс длительный, до 2-х лет с необходимым пребыванием в реабилитационных центрах в первый год после инсульта в течение трех-четырех раз с перерывами, со сменой центров. Потому что у команды реабилитологов возникает привыкание к пациенту при таком длительном нахождении, замыливается глаз. Достижения идут по чуть-чуть, и когда длительно наблюдаешь пациента, начинаешь хуже видеть.
© doctor.ru Все права защищены.