Работают в той или иной мере практически все. Есть те, кто может делать «от» и «до», есть те, кто осваивает ступенчато. Безусловно, у части из них нет большого опыта открытой хирургии или лапароскопической, поэтому всё, в общем, потихонечку познаётся. Конечно, требуется определённое образование.
Я проходил обучение роботической хирургии в Бельгии. Есть достаточно известный институт роботической хирургии, один из двух крупнейших в Европе, который проводит образовательные программы и делает это действительно основательно, достаточно быстро.
– Сам робот американский?
Робот американский, да, известной компании. Но для обучения не обязательно ехать в Америку, роботическая техника развивается везде, активно; на сегодняшний день достаточно центров, где есть и свои практики, и своя техника исполнения, и свои достойные результаты многолетней работы.
– То есть, Вы учились в Бельгии, а врачей своего отделения обучаете здесь, на базе Боткинской больницы?
Нет, что касается урологического отделения, у нас ездят все, стажируются все. Конечно, я передаю то, что я знаю. Возможно, знаю несколько больше, чем мои молодые коллеги, но они достаточно самостоятельны в своих вояжах; каждый, приехав, чем-то делится, и зарубежная роботическая практика имеется не у одного меня.
– Даётся сертификат, что прошёл обучение в каком-то центре, или нет?
Конечно, ты получаешь сертификат. Сегодня при Боткинской больнице есть симуляционный центр, вероятно, самый крупный в стране. Симуляционный центр – высокозатратное место, потому что там уникальные симуляторы стоят и имеются уникальные возможности быстро приобретать феноменальные навыки. Я сам всё попробовал, несмотря на то, что уже сидел за роботом, потому что любая тренировка – это тренировка; любой, даже не спортсмен, а пользующийся услугами фитнес-клуба или делающий утренние пробежки это понимает,
© doctor.ru Все права защищены.