Всегда ли сочетаются друг с другом самоповреждения и суицидальное поведение?

Психология

– Вопрос от телезрительницы. «Хотелось бы спросить совета, но не для меня, а для моей подруги. Мы с ней дружим около двух лет, познакомились, когда она лежала в больнице, у нее была попытка суицида. Полгода потом ходила с тростью. Всё закончилось хорошо, она начала встречаться с парнем, он оказался редким (здесь не для эфира), они буквально недавно расстались. «Не было смысла это терпеть», – объясняет подруга. Суть в том, что она наносит себе повреждения. Я спрашиваю, почему, она отвечает: «Я хочу умереть», ей просто хочется и всё. Мне кажется, что это все из-за парня, а может быть, это не так. Она мне очень дорога, как мне ее вернуть прежнюю, как ей помочь?».

 

Здесь имеет смысл разделить два технических понятия – самоповреждения и суицидальное поведение. Сочетание между ними довольно большое. Но сначала определим термины.

Когда мы говорим про самоповреждение, мы говорим про действия, направленные на нарушение каким-то образом своего здоровья или повреждения своего тела, но без летального намерения, не подразумевающее смерть в результате действий. Когда мы говорим про суицидальное поведение, мы говорим, что человек в процессе своих действий по повреждению своего организма допускает возможность, что технически в результате он может умереть, или даже стремится к этому. Не всегда люди стремятся умереть, но вариант «Если я умру, то и ладно» технически можно отнести к пассивному суицидальному поведению. Соответственно, если говорить вот про данный пример, они друг с другом очень тесно ассоциированы.

Последние исследования по поводу самоповреждения показывают, что в течение года после обращения в больницу с нелетальным самоповреждением – речь идет не о психиатрических больницах, а о хирургическом отделении, экстренной помощи, с порезами, с передозировкой лекарств, с отравлением и так далее – риск смерти от любых причин, включая суицидальное поведение, больше в 50 раз, чем в группе контроля. В более долгосрочной перспективе риск снижается; пик приходится в течение первого года, но далее, еще в течение трех лет, то есть, в сумме получается 4 года, риск составляет в 30 раз больше, чем в среднем. То есть, люди, которые совершают акты самоповреждения, находятся в группе риска по отношению к суицидальному поведению. С этой точки зрения они взаимосвязаны. Но это 2 разных феномена. Не все люди, которые совершают самоповреждение, желают своей собственной смерти; не все люди, которые на каком-то этапе своей жизни рассматривают самоубийство как опцию, повреждают свое тело летальным образом. То есть, это две разных вещи. Соответственно, возвращаясь к вопросу девушки, здесь есть и суицидальное поведение, и самоповреждающее поведение.

 

Важный момент, который поведенческая наука обнаружила во второй половине XX века, заключается в том, что самоповреждающее и суицидальное поведение, по сути, не совсем является проблемой. Конечно, это проблема сама по себе, потому что сопровождается иногда смертью, иногда большими страданиями и для самого человека, и для его близких, и для окружающих. Но одновременно как самоповреждающее поведение, так и суицидальное поведение является для самого человека, который к нему прибегает, является способом справляться со своими жизненными проблемами, сопровождающимся серьезными негативными побочными эффектами как для самого человека, так и для его окружения, но попыткой справиться со своими жизненными проблемами.