Расстройства пищевого поведения - мода или эпидемия?

Расстройства пищевого поведения — это группа психических заболеваний, связанных с изменением пищевого поведения человека. В итоге возникает ряд соматических расстройств, связанных непосредственно с телом. Все эти расстройства имеют одну основу: зависимость самооценки от выполнения пищевых правил.

Есть нервная анорексия, когда человек только ограничивает себя в еде, сокращая количество пищи, количество приемов пищи в день, качество продуктов, исключает целые классы продуктов из своего рациона. Таких пациентов немного, порядка 10 %.

Большая часть пациентов переходит к следующей стадии, когда появляется булимическое расстройство - приступы переедания. Они бывают 2-х типов: истинные приступы переедания, когда человек съедает больше 2-х литров меньше, чем за 2 часа, и псевдопереедание, когда человек съедает даже одно яблоко, но при этом у него внутри возникает ощущение потери контроля над собой.

Булимические расстройства часто сопровождаются компенсаторным поведением. Компенсаторное поведение — это вызов рвоты после еды, чрезмерная физическая нагрузка, альтернативный период голодания: «Я сегодня переел, значит, завтра я ничего не буду есть», злоупотребление слабительными и мочегонными средствами.

Пациенты с булимическими расстройствами и компенсаторным поведением - это 70 % больных.

По статистике каждый 5-ый человек, умирающий от расстройства пищевого поведения, умирает вследствие суицида.

К суицидальному поведению чаще всего приводят мысли, связанные с самооценкой: «я неудачник, у меня ничего не получается, я не могу, я не справляюсь».

Что объединяет все типы расстройства пищевого поведения

Зависимость самооценки от выполнения правил пищевого поведения формируется на основе высокой эмоциональной чувствительности - эти люди родились с ней. Второе – это особенность мышления: люди легко, совершенно замечательно разбираются в деталях, но при этом человек легко «застревает», ему очень сложно переключаться. Когда у человека высокая эмоциональная чувствительность, а у ближнего окружения – обычная, возникает эскалация негативных эмоций. Человек испытывает, например, тревогу по поводу чего-либо, а люди вокруг говорят: «Чего ты переживаешь? Это пустяки». Тогда человек, помимо тревоги, испытывает стыд за то, что он испытывает тревогу, чувство вины за то, что он не может справиться с тревогой, и гнев. В результате вместо одной негативной эмоции – четыре. С этим крайне сложно справляться. Автоматически начинаются поиски, как справиться с этим.

В такой ситуации очень часто попадает в руки еда - самый быстрый антидепрессант.

Эта реакция формируется с младенческого возраста - когда маленький ребёнок плачет, первое, что ему дают – бутылочку с молоком. Это, в принципе, нормальный инструмент эмоциональной регуляции. Но у пациентов с расстройством пищевого поведения это становится единственным и главным инструментом именно в силу их склонности застревать на чем-либо.

Дальше вступают в силу физиологические изменения. Очевидно, что голодный человек эмоционально более чувствителен, чем сытый. В результате у пациентов, которые пытаются себя ограничивать в еде, нарушение пищевого поведения начинает нарастать ещё больше.

Распределение расстройств пищевого поведения среди мужчин и женщин

Считалось, что 10:1, на 10 женщин - 1 мужчина. Но в последнее процент мужчин увеличился за счет улучшения диагностики.

Возраст пациентов с расстройствами пищевого поведения

12 % женщин от 10 до 25 лет входят в зону риска по расстройствам пищевого поведения. Обычно развитие заболевания начинается в подростковом возрасте. В этот момент происходит нормальное увеличение массы тела, увеличивается количество адипоцитов. Жиры –строительный материал для производства женских половых гормонов, поэтому в пубертатном периоде неизбежно увеличивается количество жира. Это нормально.

И мы часто сталкиваемся с ятрогенным влиянием - врачи говорят: «Подростка надо срочно сажать на диету, заставить заниматься физическими нагрузками». Откровенно говоря, это бред. На сегодняшний день существуют исследования на большом количестве пациентов, которые показали, что диеты и насильственная физическая нагрузка неизбежно приводят к увеличению массы тела в течение следующих 5-ти лет. Неизбежно.

Если такого ребёнка, немного прибавившего в весе, оставить в покое, то к окончанию пубертатного периода всё распределится совершенно нормальным образом.

Ещё очень важная информация: очень мало людей старше 45 лет, страдающих расстройством пищевого поведения. Связано это с тем, что люди с расстройством пищевого поведения, к сожалению, не доживают. Надо сказать, что нервная анорексия – одно из немногих психических расстройств, которое является непосредственной причиной смерти.

Где грань между диетой и расстройством пищевого поведения?

Если у человека есть соматические расстройства, по поводу которых врач назначил ему диетические ограничения – это одно. Диета нужна, когда есть конкретные показания. Предположим, язвенная болезнь желудка. Нужна физически, химически щадящая, обработанная пища.

Диета для снижения массы тела - абсолютно точно бесполезная, бессмысленная, никак не работает.

Повышенный вес не является причиной никакого заболевания, это следствие. В этой ситуации надо понять: у человека нарушена эмоциональная регуляция, или у него есть метаболические нарушения? И лечить либо метаболические нарушения, либо идти к психотерапевту и заниматься обучением навыкам эмоциональной регуляции.

А главное, что человек, начинающий соблюдать диету, имеет все риски попасть в категорию пациентов с расстройством пищевого поведения.

Факторы, влияющие на развитие заболевания

Есть конституционально-генетические факторы. На сегодняшний день открыты локусы в генах, наличие которых указывает на риск развития заболевания. Если у человека развивается клиническая картина, значит, эти гены у него точно есть. Есть ещё две большие группы факторов - это социальные факторы, в том числе прессинг общества. Яркий пример: телевизор, передача М.Галкина. Я краем уха слышу, как он разговаривает с маленькой девочкой. Спрашивает у неё: «Кто у тебя дома?» Она отвечает: «У меня есть брат Антон. Он на меня все время ругается». Галкин изумлённо говорит: «Да что ты! Ты бы ему сказала: Антон, посмотри, какая я красивая! Разве можно на меня ругаться?» В этой ситуации маленькая девочка слышит из уст ведущего, известного человека, фразу, которая подразумевает: если ты будешь красивая, на тебя никто никогда не будет ругаться. Самая настоящая когнитивная ошибка, которая в результате отпечатается в сознании: если я красивая, значит, на меня ругаться никто не будет. А «красивый» – это что значит? Это значит 90-60-90, или другие параметры, худоба и так далее. Но это же на самом деле не так. На самом деле, ругаться будут на кого угодно, когда угодно. То есть это совершенно не зависит от его внешних параметров.

Вегетарианцы и веганы – это расстройство?

Между вегетарианцами и веганами большая разница. Рацион вегетарианцев может быть вполне полноценным.

Есть критерий - если человек стал отказываться от животного белка меньше, чем за полгода до развития симптомов расстройства пищевого поведения, то это, скорее всего, симптомы болезни.

Веганство – немного другое, тут уже чрезмерное ограничение. Оно начинает приводить к физиологическим нарушениям.

С какими душевными болезнями сочетается расстройство пищевого поведения

По статистике не менее 50 % пациентов страдают ещё и пограничным расстройством личности.

Не меньше 30 % страдают обсессивно-фобическими расстройствами. Это превращается в пищевой ритуал - набор действий, которые помогают снизить тревогу и беспокойство.

Практически все пациенты с булимическими расстройствами в той или иной степени страдают депрессией. Что касается анорексии, возникает особая форма повышенной астенической депрессии - раздражительность, слабость, человек быстро устаёт, быстро раздражается, и тут же эмоциональная реакция быстро заканчивается, потому, что нет энергии, сил нет.

Какие телесные заболевания могут сопровождаться расстройством пищевого поведения?

Например, сахарный диабет. Есть даже термин диабулимия, когда совмещается диабет и булимическое расстройство. При онкологии мы с этим иногда сталкиваемся в практике. И эндокринные патологии.

Советы родственникам пациентов с расстройствами пищевого поведения

Родным надо приготовиться к тому, что придётся неоднократно заговаривать на эту тему. Для этого надо выбрать спокойный момент, подальше от приёма пищи. Заставлять есть или говорить: «Ты просто ешь» – бессмысленно, это ещё больше будет ухудшать ситуацию. Здесь важно говорить пациенту, что родные обеспокоены, что они заметили такие симптомы: человек начал ограничивать себя в еде, все время думает и разговаривает про еду, все разговоры сводятся к новой диете или каким-то новым пищевым правилам, ограничениям.

Больной все время переспрашивает: «Я не очень прибавил?», «Я точно не прибавила в весе?» Несчастные родные в сотый раз за день отвечают: «Да нет, все у тебя нормально! Все у тебя в порядке». Этого делать точно не нужно. Не нужно участвовать в этом ритуале. Здесь важно говорить: «Один раз я тебе ответил, больше не буду говорить. Но мне очень тревожно, что ты на этом фиксируешься».

Очень важно замечать, когда человек потерял массу тела, и вести его в этот момент к врачу, говорить: «Я боюсь за тебя, я ужасно переживаю! С тобой происходит что-то странное». Один родственник, как правило, сделать ничего не может, поэтому важно собрать всю семью.

Критерии для госпитализации при расстройствах пищевого поведения

Три главных критерия. Первое – потеря массы тела больше, чем на 25 % - при индексе массы тела меньше 15 точно нужна госпитализация. Второе – это наличие тяжелого психического состояния - депрессии или суицидального поведения. Третье, это злоупотребление слабительным, мочегонным или многократные, массивные рвоты в течение дня.

Соматические осложнения: низкое артериальное давление, перепады, снижение сердцебиения, брадикардия или наоборот, тахикардия – это также показания, что немедленно нужно госпитализировать.

 

По материалам программы Радио Медиаметрикс «Пси-Лекторий»

Приглашенный эксперт - Максим Сологуб, психиатр. Заведующий стационаром в Центре изучения расстройств пищевого поведения

Автор программы – Виктория Читлова, психиатр