Существует мнение, что мозг человека - самый большой среди всех живых существ. Сколько он весит, и какого он размера? Правда ли, что в процессе старения мозг уменьшается?
Могу первый миф развеять. Если мы говорим об абсолютных значениях, то мы здесь не впереди. У китообразных вес головного мозга может достигать 18 кг. Но, если рассматривать соотношение массы мозга к массе тела, то здесь мы в выигрышной позиции.
Размер головного мозга индивидуален. В его длина – 16-17,5 см. Если мы говорим о массе, то в среднем она составляет 1,3-1,4 кг.
С возрастом происходит уменьшение массы вещества головного мозга за счет того, что структурные связи на клеточном уровне не используются. Это приводит к гибели нервных клеток и уменьшению массы вещества головного мозга. Но это не отражается на умственном развитии человека.
Считается, что люди с более развитым правым полушарием мозга - более эмоциональные и творческие, а люди, у которых развито левое полушарие, имеют аналитический склад ума. Вы подтвердите или опровергнете этот?
Подтвержу. По последним данным порядка 90% жителей земного шара - правши, т.е. у них превалирует левое полушарие мозга, где расположен центр речи. У таких людей основные когнитивные возможности сосредоточены в лобной доле в левом полушарии.
Для нейрохирургов это особенно важно, потому что иногда это является прогностическим фактором. Если травма или онкологический процесс поражает доминантное полушарие, то необходимо применять другую тактику лечения, или делать сберегательную операцию с минимальной радикальностью.
Как понять, какое полушарие развито? Есть какая-то методика?
Если у человека правая рука рабочая, то он представитель большей части населения, у которых превалирует левое полушарие мозга. Если рабочая рука левая - превалирует правое полушарие мозга.
Каким образом можно развивать мозг с детства?
Нужно помнить о пластичности детского мозга и не бояться нагружать ребенка, давая ему разные занятия. Мы должны акцентировать внимание на все его органы чувств, так мы развиваем у него ассоциативную память, то есть взаимоотношение различных долей головного мозга. И чем больше формируется этих новых связей, тем больше будет в будущем функциональных возможностей у ребенка. Иными словами, с ребенком нужно заниматься и развивать его.
Правда ли, что человек использует лишь 10% возможностей своего мозга? Говорят о том, что все люди способны на сверхспособности, но для этого надо уметь использовать свой мозг на 90%. Это так или нет?
Ни да, ни нет. Возможности головного мозга еще не изучены. И если человек пользуется своими элементарными базисными функциями, то коэффициент полезного действия будет небольшой. Какие это будут значения – 20% или 30%, мне сложно сказать. Но то, что даже в старости возможно дальше продолжать эволюционировать, развиваться и постигать что-то новое – это известный факт.
Если бы миф про 10% был верен, то шанс повредить мозг у нас был бы гораздо меньше. То есть нам следовало бы беспокоиться о том, чтобы не пострадали только 10% той части мозга, которая отвечает за наш разум. Но в реальности даже небольшие повреждения малой части головного мозга могут привести к серьезным последствиям. Что Вы думаете об этом?
Коснемся анатомии. У нас есть участки головного мозга, которые являются обязательными. Они присутствуют у каждого человека, и развиты в равной степени. Это моторные зоны, которые отвечают за двигательную и чувствительную активность, центр речи, координационную функцию. Эти центры очень чувствительны к повреждению. Они плохо дублируются, и в случае их повреждения у человека будут сложности в реабилитации.
Повреждения же недоминантных структур (лимбическая система, недоминантное полушарие, передние отделы мозга, которые не отвечают за базисные глобальные функции) могут хорошо переживаться, а пациенты легко поддаются реабилитации
Говорят, что «нервные клетки не восстанавливаются». Но ученые нашли доказательство того, что новые клетки мозга формируются всю жизнь, а не только в раннем возрасте. Так это или нет?
Тот уровень нервных клеток, который произведен природой, примерно постоянен на протяжении первых 12 лет. В течение жизни происходит потеря нервных клеток в абсолютных значениях, но это компенсируется за счет образования новых связей. То есть очень важно не абсолютное количества клеток, а именно связи, которые образуются между центрами.
Иными словами, если мы не развиваем головной мозг, то происходит гибель нервных клеток. Но в процессе обучения, познания нового даже в зрелом возрасте происходит формирование новых связей, которое компенсирует утрату нервных клеток.
Человек научился ухаживать за органами, беречь их. А как быть с мозгом? Ведь он глубоко и надежно спрятан. Мы не имеем к нему доступа. Как его развивать? Как делать так, чтобы он был в безопасности? Говоря проще, как за ним ухаживать?
Ко мне на прием очень часто приходят люди в возрасте, которые являются представителями фундаментальных профессий (физики, математики, инженеры). Я замечаю у таких пациентов очень хорошую сохранность основных интегративных мыслительных функций. Когнитивные расстройства у них выражены в наименьшей степени.
Сейчас наука считает, что головной мозг должен постоянно подпитываться новыми источниками раздражения, например, изучением языков. Человек должен постоянно раздражать свой головной мозг развитием новых связей, постоянно должен уходить в зону дискомфорта. В этом случае мозг формирует новые центры и связи.
Заучивая стихи, разгадывая кроссворды, участвуя в каких-то новых сферах деятельности, мы получаем возможность сохранить до глубокой старости головной мозг, функции которого будут постоянно находиться на должном уровне.
Правда ли, что алкоголь убивает мозговые клетки, и происходит невосполнимость нейронов?
Исследования доказывают, что сам факт алкогольного опьянения связан с массовой гибелью нервных клеток. Доказано, что при употреблении алкоголя происходит временное функциональное расстройство в нейронах и их взаимосвязях. Я думаю, что здесь нужно придерживаться умеренности, и особенно ограничить поступление алкоголя в юные годы, когда созревает головной мозг.
Кто то подсчитал, что мозг содержит менее 80 млрд. нейронов. Зачем вообще нужно знать эти цифры? На что они влияют и так ли важно, сколько их у нас?
Нейрон –ключевая структурная единица нервной ткани. Это клетка, которая является основой основ нервной ткани. Если говорить о количестве, реальная методология подсчета неизвестна, поэтому точные цифры подтвердить или опровергнуть сложно. Но похожие значения фигурируют в том числе и в медицинской профессиональной литературе.
Мы знаем, что в районе 10-15 тыс. нервных клеток ежедневно погибают в связи с тем, что не используются по назначению. Здесь работает закон сохранения энергии. Если нервные клетки не участвуют в процессе, то на них не распределяется полноценное питание и кровоснабжение.
Но утешать себя тем, что мы имеем такой запас, не стоит. Если нет использования мозга на должном уровне, то это все уйдет. Можно превратиться в разбитого старика у разбитого корыта.
Что такое черепно-мозговая травма, и чем опасен такой вид травм?
Черепно-мозговая травма – это патология, которая получается в результате воздействия внешнего фактора на вещество головного мозга или на структуру черепа.
Очень важен не только сам факт травмы, но и степень разрушения вещества головного мозга и смежных структур. Если говорить о причинах, то на первом месте фигурирует падение. На втором месте – дорожно-транспортное происшествие.
Как можно заподозрить у себя черепно-мозговую травму? Если произошла травма, то необходимо сразу обратить внимание на наличие головной боли постоянного характера. Она может усиливаться при перемене положения в пространстве или, например, во время кашля. Очень часто головная боль может вызвать тошноту и рвоту - такое сочетание является признаком наличия черепно-мозговой травмы.
Если в момент травмы мы помним сам факт утраты сознания (это редко бывает), или окружающие нам об этом говорят – это тоже является прогностическим неблагоприятным признаком черепно-мозговой травмы. Потеря сознания может быть кратковременной либо долговременной. Если мы говорим о тяжелой травме, то потеря сознания может перейти в коматозное состояние.
Если человек заметил у себя любой из этих признаков, то обязательно нужно обратиться в стационар с возможностью проведения обследования. Хотя бы для подстраховки. Сейчас основным методом обследования при черепно-мозговой травме является проведение компьютерной томографии. В дальнейшем вопрос решается на уровне приемного отделения. Если проявлялся даже один из вышеперечисленных симптомов, но по компьютерной томографии изменений никаких нет, то такого пациента госпитализируют, хотя бы на временной основе, чтобы посмотреть картину в динамике. Потому что есть, например, вероятность отсроченного развития гематомы.
Если мы говорим о тяжелой травме, в результате которой произошло повреждение вещества головного мозга или повреждение структур черепа, то это абсолютные показания для госпитализации, и хирургическая бригада сразу же принимает решение по поводу необходимости проведения операции.
Расскажите о закрытых и открытых черепно-мозговых травмах.
В разных источниках открытые и закрытые черепно-мозговые травмы могут классифицироваться по-разному. Есть источники, в которых закрытой черепно-мозговой травмой является вся травма головного мозга без повреждения поверхности кожных покровов. При повреждении кожных покровов такая травма является открытой.
Если мы имеем повреждения твердой мозговой оболочки, в которую заключен головной мозг, то в данном случае говорится о травме проникающего характера. Факт проникающей травмы – это создание прямого сообщения с атмосферной средой, и именно отсюда возникает риск гнойных осложнений и появление так называемых ликворéй – истечения цереброспинальной жидкости из полости черепа.
Какая травма самая страшная?
Самой легкой черепно-мозговой травмой является сотрясение головного мозга, а самая тяжелая – это повреждение глубинных стволовых структур.
В таких случаях проводятся очень сложные операции? Много ли малоинвазивных операций?
Почему малоинвазивных операций по черепно-мозговой травме не так много? На все патологические влияния извне мозг реагирует однобоко - возникает реактивный отек головного мозга. Так как головной мозг заточен в полости черепа в достаточно жесткой структуре, то возникший отек головного мозга начинает раздавливать сам себя и свои стволовые структуры.
Целью операций при тяжелых черепно-мозговых травмах является создание дополнительного трепанационного окна, с помощью которого образуется резервное пространство для того, чтобы головной мозг во время отека не смог задавить свои стволовые структуры. Поэтому достаточно часто используется методика расширенной декомпрессии, когда на первой стадии решается вопрос борьбы со злокачественным отеком головного мозга.
Вообще лишь 30% получивших тяжелую черепно-мозговую травму находятся в сфере специализации нейрохирургов. Эти пациенты как правило находятся в реанимации, и для них используются все доступные методики. Основной методикой для ведения такой категории пациентов является нейромониторинг - контроль внутричерепного давления, процесов обмена вещества головного мозга. В зависимости от результатов, которые получены при мониторинге, мы можем четко реагировать, назначая то или иное лечение.
Если говорить о прогнозе того, чем заканчивается легкая черепно-мозговая травма, то чаще всего пациенты хорошо компенсируются уже к концу второй недели. Однако так называемые синдром хронической усталости, метеозависимость и головные боли могут присутствовать еще несколько месяцев. Тяжелая черепно-мозговая травма оставляет неизгладимый отпечаток, и может нас беспокоить в течение всей дальнейшей жизнедеятельности.
Детские травмы. Нередки случаи падения ребенка и удара головой. Правы ли те, кто говорит, что череп маленьких детей достаточно крепкий?
Не правы. Молодым родителям важно знать, что головной мозг ребенка в большей степени состоит из водных субстанций. В нем водные фракции составляют около 90%. Этим обусловлена как раз и особенность течения некоторых заболеваний, в том числе черепно-мозговых травм.
Да, с учетом пластичности головного мозга шансов для быстрого восстановления у ребенка больше. Но при черепно-мозговой травме есть риск развития гиперотека, так называемой гиперемии.
Поэтому черепно-мозговая травма у детей очень тяжело протекает, особенно та категория травм, которая получена в результате жестокого обращения, так называемой тряски ребенка. Во время таких издевательств ему можно нанести тяжелые увечья, которые отразятся потом на всю жизнь.
Есть еще один миф: повреждение мозга не лечится. Правда ли это?
Главное - запомнить, что если вы получили черепно-мозговую травму, и у вас присутствуют те симптомы, которые я указал выше, то обязательно нужно перестраховываться и обратиться в стационар.
Обратившись вовремя, вы действительно не потеряете «золотое время» первых часов, ведь сейчас современная нейрохирургия позволяет очень хорошо компенсировать травму и получить очень хорошие результаты лечения.
© doctor.ru Все права защищены.