Олеся Голубцова: Здравствуйте, в эфире канала «MediaDoctor» программа «Худеем с доктором Аскерхановым», и её ведущие – Олеся Голубцова и Рашид Аскерханов. У нас в гостях доктор эндокринолог-диетолог Ирина Русс.
Что такое ожирение?
Ирина Русс: Ожирение слишком распространено, ему давно уделялось много внимания. Был придуман термин «индекс массы тела». Это вес, разделённый на рост в квадрате. Если этот показатель до 25, то ожирения нет, если от 25 до 30 – это избыток массы тела, выше 30 – это ожирение. Люди, которые занимаются спортом, имеют достаточно высокий вес, но могут почти не иметь жира, а индекс массы у них все равно будет высокий. Значит, это не совсем правильный термин. Тогда подумали, что жиров должно быть в избытке. Преимущественно жир находится в животе. Стали по талии судить, много ли у человека жира. Врачи пришли к выбору, что талия у женщины должна быть 80 сантиметров, а у мужчин 94 сантиметра. Потом было изобретено множество различных приборов, которые измеряют жир в теле, они называются биоимпедансометры. Человека ставят на платформу, измеряется сколько мышц, жира, процент жира, сколько воды.
Олеся Голубцова: На сколько можно верить этим результатам? Каков принцип действия этого аппарата?
Ирина Русс: Принцип предельно простой. От земли исходят электромагнитные колебания, они положены в основу этого прибора. От платформы, на которую встает человек, исходят электромагнитные колебания, которые мы не ощущаем. Ткани организма разные по плотности среды, мышцы более плотные, например. Электромагнитные колебания по-разному отталкиваются, компьютер даёт информацию.
Олеся Голубцова: Как в своей практике Вы определяете, есть ли у человека ожирение?
Ирина Русс: Каждый врач видит людей, он обращает внимание на фигуру человека, есть ли живот или нет, на глаз определяет ожирение. У меня в кабинете стоит биоимпедансометр, я могу сделать исследование, измерить толщину талии, жировую складку. Это очень помогает. Но порой у человека есть просто живот. Ко мне несколько лет назад пришёл мальчик, ему было лет 10. Он с гордостью поднимает майку, показывает живот, который лежит у него на коленках, и говорит, что у него ожирение.
Олеся Голубцова: С какого возраста нужно следить за тем, что ест ребёнок? Какие факторы могут провести к ожирению в детском возрасте?
Ирина Русс: Ожирение возникает в случаях, когда потребляемой энергии гораздо больше той, которую ребёнок тратит. Ребёнок по своей природе должен быть энергичным, он бегает, активно себя ведёт, то, что вы ему даете, должно сжигаться. Но если он ведёт недостаточно активный образ жизни, становится старше, сидит около компьютера, телевизора, то энергия будет откладываться в животе.
Олеся Голубцова: Какого возраста был самый младший ребёнок с ожирением в Вашей практике?
Ирина Русс: Это 5-7 лет. Ожирение бывает и в более раннем возрасте, но моя практика такова.
Рашид Аскерханов: Как определить точку невозврата при похудении?
Ирина Русс: В 2012 году в Мичиганском университете проводилось исследование, в котором до конца ещё не получили результатов, что есть люди, у которых настолько большой набор жира, что им помочь уже нельзя. Чем дольше человек имеет избыточный вес, тем меньше шансов похудеть. Состояние, когда человеку нельзя помочь, определили точкой невозврата. Но это неточный термин.
Есть бариатрические хирурги, это сейчас лидирующие хирурги. На всех международных конференциях первые дни всегда посвящены бариатрическим хирургам. Это лечение метаболических заболеваний. Бариатрия используется наравне с новыми лекарствами, она может помочь в кардинальном лечении серьезных заболеваний.
Но сначала нужно обратиться к специалисту: врач общей практики – терапевт, эндокринолог, диетолог. Иногда это может быть грамотный терапевт, просто грамотный доктор, даже невролог, который подскажет простые пути, к которым человек может прислушаться.
Олеся Голубцова: Можно ли по анализам крови понять, что есть проблемы с весом?
Ирина Русс: Несомненно. Ожирение или избыток массы тела может вести к развитию сахарного диабета, может быть единичное повышение цифр глюкозы. Повышается артериальное давление, холестерин, мочевая кислота. Это показатель, который в будущем может вести к развитию отложения солей в суставах, к подагре, к отложению камней в почках. У человека с ожирением чаще всего бывают боли в спине, масса тела давит на все суставы, артрозы, опорно-двигательных заболеваний.
Олеся Голубцова: Что делать дальше?
Ирина Русс: Нужно идти к врачу, сдать анализы, построить программу для данного пациента, чтобы не было точки невозврата. Нужно понять, почему человек питается так. То ли он заедает проблемы, то ли это домашние привычки. У меня несколько дней назад был пациент, который ни имел ожирения, но имел отложения жира в области талии. Когда я сделала исследование на этом приборе, то оказалось, что у него довольно много висцерального жира, жира вокруг печени и поджелудочной железы. Это внутренний жир, висцеральный, который ведёт к развитию болезней, связанных с ожирением. Пациент говорит, что с детства никогда не ел за столом, все время сидел около компьютера или телевизора, ел чай с печеньем, колбасу или бутерброды. У них в семье это было принято. Он пытается сейчас себя изменить, но это довольно сложно. Он уже взрослый человек, а детские привычки остались
Мы сделали анализы, разобрали питание, состав еды. Я его просила хотя бы вечером есть правильно, за столом, определенную еду, потому что вечером он ел очень много мучного и сладкого. Просила пить воду, потому что он пил пол литра воды в день. Это для него довольно сложно. Но у него есть желание, это уже 50 % победы.
Олеся Голубцова: Вы рекомендовали ему спорт, возможно ли похудеть без спорта?
Ирина Русс: Я считаю, что надо заниматься физкультурой. Должна быть мышечная нагрузка. Только сочетание правильного питания и движений даёт необходимый результат. Точка невозврата, при которой можно удерживать вес – это сочетание правильного питания и физкультуры. Я ему рекомендовала заниматься физкультурой, хотя у него нет такой привычки. Предложила ему гулять вечером, ходить с палками в парке, кстати. Очень многие живут около парков, но смотрят в окно и видят людей, которые гуляют с палками, но им кажется смешным, если выйдут они. Это нордическая ходьба, при ней задействуются все группы мышц. Работают руки и ноги. Даже если вы устали, палки просто волочатся, движение рук происходит. Если вы хоть раз возьмете эти палки в руки, то обратите внимание, что работают даже мышцы пресса.
Я впервые увидела такой вид спорта в Германии. Он подходит для любого возраста. Шли пожилые и молодые люди, они улыбались и получали удовольствие. Палки телескопические, хорошо складываются, с ними приятно иметь дело. Это приятный атрибут для физкультуры.
Рашид Аскерханов: Что нужно, чтобы похудеть. Держать диету, менять образ жизни?
Ирина Русс: Диета – это термин для больных людей. Язва желудка – назначается диета. Если человек думает, что он похудеет от диеты, то боюсь, что с точкой невозврата будет не очень хорошо. Это должно быть изменение образа жизни. Человек может съесть что-то не рекомендованное. Он живой, но он должен перестроить своё питание, питаться правильно и двигаться. Это его личный образ жизни. Оно не обязательно со сложностями. Это должна быть простая еда, которая подходит данному человеку.
Рашид Аскерханов: У меня есть пациенты, который не могут не есть сладкое. Что делать этим пациентам: заменять сладкое, ограничивать его?
Ирина Русс: Употребление сладкого – это отложение сладкого в депо жира. Если мы будем ограничивать сладкое, то человек все равно будет его есть, привычка остается. Запрет рождает желание нарушить этот запрет, я против запретов. Можно временно исключить сладкое, потом включить понемногу, но всегда сжигать. Пациенты могут нейтрализовать сладкое, путь они едят, но двигаются. Тогда потребность к сладкому будет уменьшаться.
Олеся Голубцова: Бывает, что наши друзья, знакомые, набирают вес и не видят этой проблемы. Как сказать им об этом, как дать мотивацию?
Ирина Русс: Это очень сложная проблема. Мы видим нежелательные привычки близких, употребление продуктов, напитков, никотина, мы делаем замечание, а это вызывает только раздражение. И только чужой человек иногда грубо сможет донести до таких людей их проблему.
Олеся Голубцова: Некоторые люди заменяют перекурами перекусы. Когда начинает человек худеть, курение усугубляется. Что вы советуете таким пациентам?
Ирина Русс: Я считаю - надо бросить курить. Это худшая привычка из всех. Бросить курить, начать ходить пешком или купить палки. Принять расслабление физкультурой, построить питание. Когда человек бросит курить, он может набрать вес, но если он стиснет зубы, будет правильно питаться, получит настрой от врача или от своих близких, то он получит идеальный вариант и будет доволен.
Рашид Аскерханов: Как человеку бороться с зависимостью от вкусной еды, когда он не понимает, что у него есть куча заболеваний, его качество жизни ухудшается?
Ирина Русс: Это очень сложно, потому что такой человек никого не слышит. Я не уверена, что он даже от еды получает удовольствие, он иногда ест механически. Он должен дать забить свой желудок, иначе его голова не расслабляется. Человек говорит, что ему нравится паста, потом оказывается, что надо съесть этой пасты 3 ведра, а его желудок растянулся, развился диабет, человек этого не видит.
Человек становится раздражительным, злым. Настолько нарушился обмен веществ, гормоны, ферменты, которые требуют еды. Есть препараты, которые могут помочь, в таких случаях без них не обойтись. Можно сделать операцию по уменьшению объема желудка, человек будет меньше есть. Это будет реальная, доказанная помощь человеку.
Олеся Голубцова: Проблемы с гормонами – это первопричина или следствие ожирения?
Ирина Русс: И так, и так. Некоторые заболевания эндокринной системы, щитовидной железы, если их не лечить, то замедляются обменные процессы, вес значительно увеличивается. Основное лечение – употребление гормонов, лекарств.
В основном пациенты приходят не по поводу ожирения, они интересуются проблемами с гормонами. Они ищут болезнь, а не проблемы в образе жизни. Сначала врач делает анализы для исключения диабета, повышения холестерина. Есть анализы на гормоны: гормоны щитовидной железы, надпочечников. Эти гормоны исследуются, чтобы исключить гормональные причины повышения веса. Жир – это гормональный орган, который влияет на гормоны. Если у мужчины много жира, у него будет недостаток тестостерона – мужского гормона, который влияет на его энергию, самочувствие. А если этого жира много у женщины, это тоже влияет на здоровье, на репродуктивную функцию.
Олеся Голубцова: Как разорвать этот порочный круг?
Ирина Русс: Нужно исключить эндокринные болезни, которые могли к этому привести. Назначить препараты, это очень поможет человеку и постепенно улучшит его состояние. Если гормоны в норме, то общие рекомендации: меньше есть и больше двигаться.
Рашид Аскерханов: Как правильно пить воду: до или после еды? Сколько её нужно пить в день?
Ирина Русс: Мы на 70-80% состоим из воды, вода нам нужна. Жир как губка удерживает жидкость. Пациенты говорят, что вода в них не влезает. Есть формулы расчёта воды: 20-35 миллилитров на килограмм веса – объем воды для человека в день. Но пациент не может, нужно постепенно увеличивать воду. Я рекомендую взять красивую чашечку, каждый час пить два-три глотка, четверть стакана воды. Потихонечку вы наберёте должный объем жидкости.
Не доказано, что нужно пить воду только до еды или сразу после еды. Мне импонирует объяснение, что если пить воду за 15 минут до еды, то смывается слизь из желудка, пища лучше усваивается. Через час после еды можно пить воду, тогда не разбавляется желудочный сок. Но никто не доказал, что не надо пить воду во время еды. Каждый выбирает наиболее близкие для него объяснения. Воду нужно пить, это усилит обменные процессы.
Олеся Голубцова: Как Вы относитесь к препаратам для похудения, БАДам, порошкам, чаям?
Ирина Русс: У каждого врача есть скептическое отношение к пищевым добавкам. Они не до конца изучены как медицинские препараты, они изучены как пища. А мы их назначаем в медицинских целях. Мы не знаем действие препарата, многие БАДы изготовлены из трав, которые не произрастают в России, которые не близки нам. Можно навредить пациентам. Я крайне редко назначаю БАДы, только витамины.
Разные травяные сборы обладают слабительным мочегонным действием. У людей с ожирением есть задержка жидкостей. Мы выпили сегодня мочегонное в виде чая и похудели на пару килограмм А что будет завтра. Мы идём ещё покупать чай. Через месяц рекламируется другой чай, который навсегда поможет при ожирении. Это несерьезно. У пациентов с ожирением высокие риски онкозаболеваний кишечника, использование слабительных препаратов, могут отрицательно сказываться на кишечнике. Я бы не рискнула назначать такие препараты своим пациентам.
Рашид Аскерханов: Многие пациенты делают разгрузочные дни. Как вы относитесь к этому?
Ирина Русс: С уважением. Только это должен выстроить доктор. Голодание – это психологическая система. Человек объедается, неделю не ест, а потом начинает есть все подряд. Будет ли это помощь для этого человека? Без консультации врача можно навредить. Отказ от еды довольно часто ведёт к тому, что скапливается больше жира в печени, могут появиться риски камней в почках, в желчном пузыре.
Олеся Голубцова: Сколько есть степеней ожирения, как можно определить их у родных?
Ирина Русс: Членам семьи не стоит говорить о степени. Главное – есть ожирение или нет. Если не застёгивается рубашка, блузка, надо бежать к доктору, в спортзал и заниматься собой.
Рашид Аскерханов: К какому доктору надо бежать? Эндокринолог, диетолог и психолог, к кому из них надо сначала пойти?
Ирина Русс: Не всегда пациент делает вывод, что проблема в голове. К психологу пойдут те, кто это может у себя диагностировать. Психолог – это великолепный доктор, очень многими центрами по снижению веса руководят психологи. Они занимаются пациентами в содружестве с диетологами, эндокринологами. Психологи могут распознать у пациента психологические проблемы, но первично человек приходит к эндокринологу, ищет эндокринные болезни, и к диетологу. Раньше диетологов было не так много, сейчас они выступают с экранов телевизора, по радио. Есть информация о таких врачах, они могут реально помочь, особенно если они лечили звёзд. Это располагает людей пойти к диетологу. Диетологи находятся в спортивных залах. Я знаю своих коллег, с которыми я училась в институте питания, они участвуют в работе спортивных залов.
Олеся Голубцова: Что такое идеальное здоровое питание, сколько приёмов пищи в день необходимо, чтобы быть здоровыми, красивыми и не толстеть?
Ирина Русс: Имеет значение состав пищи, вода. Можно есть пять раз в день, но небольшими порциями. Это будет великолепно. В настоящие время есть два направления. Одно направление – есть часто и небольшими порциями. Я сама много лет это рекомендовала пациентам, и видела результат. Состав еды тоже имел значение. Человек должен быть сыт, но немножко как будто не доел. Это идеальное состояние, его достичь несложно, но не просто.
Ещё есть направление – есть три раза в день, это тоже великолепно работает. Я сама испытала употребление пищи три раза в день, хотя до этого ела часто. Три раза в день, пять часов – перерыв между завтраком, обедом и ужином. Я была удивлена, как такое питание на мне сказалось. Хотя до этого я рекомендовала пациентам частую еду через определенное время. Это доказывает, что должен быть индивидуальный подход. Кто-то может есть три раза в день, кто-то – пять раз, но не менее трех. Некоторые не могут организовать свою еду 5 раз в день, люди работают. Для них стресс, что они должны искать еду. Нужно заранее об этом позаботиться.
Нужно исключить сладкое, сахар. Соки, сладкие фрукты, напитки. Белое мучное обязательно убрать. Жирную пищу ограничить. Вот это будет очень важно. Нужно заниматься физкультурой и много двигаться.
© doctor.ru Все права защищены.