Екатерина Осипенко: В эфире «Школа здорового голоса Екатерины Осипенко». Сегодня мы с вами поговорим о детском голосе, о детском певческом голосе. Сегодня я буду отвечать на вопросы, которые вы мне задаете после наших передач. Надо сказать, что мамы, бабушки поющих детей, вокальные педагоги достаточно серьезное внимание уделяют тому, как развивается голос ребенка, как надо рассматривать голос ребенка с точки зрения его взросления, подготовки к певческой деятельности. И существует, конечно же, много вопросов, связанных с вышеуказанными аспектами.
Я могу сказать, что, когда ребенок начинает петь, он сталкивается с большой голосовой нагрузкой. С той нагрузкой, которую ему предлагают в музыкальной школе или ему предлагают в музыкальном кружке, или, может быть, в ансамбле, в который его привели родители. Конечно, как вы знаете, сейчас таковых ансамблей достаточно много; практически все дети так или иначе обучаются пению в разных учебных (и не всегда учебных) заведениях, не всегда в музыкальных школах, где педагогический процесс поставлен с точки зрения методологической правильности. И у наших родителей, и у вокальных педагогов в том числе, возникают всевозможные вопросы, связанные с тем, каким образом не навредить ребенку, каким образом необходимо обучать ребенка и что нужно делать, чтобы голос ребенка сохранился. Позвольте мне зачитать некоторые вопросы и на них ответить.
Итак, Алла Коновалова спрашивает о том, насколько по времени в день оптимально заниматься вокалом для ребенка, чтобы не было голосовых перегрузок?
Это прекрасный вопрос, связанный, прежде всего, с тем, что, действительно, как таковых нормативов нет официально. Если мы почитаем руководства, в том числе педагогические, о том, сколько нужно заниматься с ребенком, то мы не найдем четких указаний. Нужно в этом вопросе быть крайне внимательным, потому что перегрузка может привести к формированию голосовой патологии.
Вообще, нерациональное использование голоса, в которое входит, конечно же, избыточный вокал (по времени, по длительности) может приводить и является, фактически, основным аспектом формирования патологии голоса у ребенка даже в раннем детстве. И, отвечая на этот вопрос, я могу сказать следующее. Считается среди нас, врачей, в международном сообществе, которое занимается вопросами пения и голоса поющих, что в ранних возрастных группах необходимо петь не более 30 минут подряд. У студента, начиная с 15-16-17 лет урок вокала должен составлять не более 45 минут. Длительность урока вокала может увеличиться, но его увеличение должно сопровождаться наличием перерывов. Также и у ребенка. Ребенок не всегда, особенно маленький, будет держать внимание. Если пение начинается в критический для начала пения возраст 6-7 лет, то без перерывов, безусловно, обойтись нельзя.
Нерациональное использование голоса, в том числе избыточный вокал, является, фактически, основным аспектом формирования патологии голоса у ребенка.
Следующий вопрос задаёт Анна Мингазова. У дочери постоянные ангины. Петь она очень любит и хочет. Есть ли надежда на то, что это ей может помешать, чтобы профессионально запеть?
Спасибо, Анна, за ваш вопрос. Он, безусловно, очень правилен. Постоянные ангины, конечно же, помешают любому человеку жить, как маленькому, так и взрослому. Наличие постоянных ангин говорит ни о чем ином, как о декомпенсации хронического тонзиллита.
Хронический тонзиллит является заболеванием хроническим, как это понятно из названия, хроническим заболеванием лимфоидной ткани небных миндалин. У детей в раннем детском возрасте небные миндалины зачастую бывают гипертрофированными и у детей ангины могут быть достаточно частыми. Если вы видите, что у вашего ребенка ангины один, два и более раз в году, то это совершенно явный повод для того, чтобы вашему ребенку была оказана для начала консервативная терапия, чтобы хронический тонзиллит перешёл из стадии субкомпенсации в стадию компенсации, если мы говорим об уже сформировавшемся хроническом тонзиллите.
Но, вообще, ангины — вещь достаточно неприятная. Неприятная, с точки зрения формирования местных осложнений, вплоть до формирования абсцессов в ротоглотке (паратонзиллярных, так называемых, абсцессов) и неприятные с точки зрения формирования осложнений в других органах и системах. Достаточно серьезных осложнений, сложных заболеваний. Поэтому, хотя бы это должно являться основанием, чтобы начать грамотно диагностировать, а потом и лечить тонзиллит. Конечно, наличие тонзиллита само по себе и наличие, тем более, ангин, будет мешать в будущем профессиональному голосу. Но это не означает, что, если существуют ангины или если существует тонзиллит (вообще существует тонзиллит, даже безангинозная его форма), то необходимо сразу лишаться миндалин, проводить тонзиллэктомию. В каждом индивидуальном случае взвешиваются все «за» и «против», проводятся специализированные лабораторные исследования и по их результатам решается вопрос о необходимости тонзиллэктомии, особенно у маленьких детей. Но, безусловно, чтобы пелось лучше, чтобы не было постоянно воспалительных заболеваний, конечно, лучше было бы следить за этим хроническим очагом инфекции. Как правило, хроническим. Поэтому вопрос был очень, очень правильный.
Екатерина Левченко задаёт вопрос о том, что ее подруга, уже взрослая, 24 года, но поет с раннего детства. В настоящий момент часто сталкивается с проблемой голосовых перегрузок. Учеба в консерватории и работа с детьми с тем же самым голосом и очень много концертов. Она проходила лечение, и сейчас голос восстановился, но, чтобы другим не повторять таких ошибок, дайте какие-то элементарные советы, какой голосовой режим надо соблюдать вокалисту, какие первые признаки сам человек может почувствовать и понять — что-то с голосом.
Дело в том, что когда ребенок начинает петь, когда он только-только вступает на тропу обучения вокальному искусству, основным из факторов правильного обучения является обучение гигиене голоса. Обучение тому, как сам ребенок, как его родители должны беречь свой голос. Опять-таки, здесь прозвучала фраза «постоянных перегрузок». Не может быть этих постоянных перегрузок, нельзя позволять, чтобы постоянные перегрузки были, особенно, когда речь идёт о неокрепшем голосовом аппарате ребенка, когда речь идёт о ребенке, который ещё не умеет петь. Иначе эти постоянные перегрузки, безусловно, отразятся негативным образом и будут способствовать формированию патологии гортани, которая в дальнейшем может привести вообще к тому, что ребенок петь не сможет. Даже в обычной своей жизни, в речевом голосе будет испытывать неприятные ощущения, дискомфорт при речеобразовании, все вокруг могут слышать осиплость, тот «песочек», который присутствует у людей с проблемными голосовыми складками.
Какой голосовой режим надо соблюдать вокалисту? Прежде всего, надо помнить об элементарных правилах, которые должен, в принципе, использовать любой человек в своей жизнедеятельности. Это рациональный сон, это рациональное питание, рациональная физическая нагрузка. Всё обязательно должно закладываться в раннем детском возрасте. Ребенок должен понимать, что утром, когда он проснулся, он должен сделать зарядку, и засыпать он должен вовремя. Только тогда у ребенка будут силы. Во-первых, появится возможность для восстановления, и, соответственно, у него будет возможность совершенно спокойно, хорошо и качественно петь.
Необходимо в обязательном порядке соблюдать, прежде всего, режим труда и отдыха. Не только певческого труда, но, в том числе, и с точки зрения обучения, с точки зрения посещения обычной общеобразовательной школы, восстановления во время сна и, конечно, правильно питаться. Это все помогают ребенку делать, конечно же, его родители. Но сам ребёнок должен знать прекрасно и у него должен быть сформирован навык вовремя отходить ко сну. У него должен также быть сформирован навык делать утреннюю зарядку, пусть небольшую.
Какие первые признаки того, что сам человек может почувствовать и понять, что с голосом что-то не то? Хороший вопрос. В преломлении к детскому голосу вопрос не праздный. Дело в том, что ребенок сам вообще может ничего не почувствовать и не понять. Редко, когда сами дети жалуются.
Взрослые, родители, вообще не замечают осиплости. Просто не замечают, ухо не натренировано на осиплость. Может быть, это связано ещё и с тем, что родители слышали ребенка с пелёнок. Вполне возможно, что узелки голосовых складок сформировались на первом году жизни – такое тоже, кстати, может быть, и связано отнюдь не с пением. Может быть связано с постоянным плачем ребенка, если ребенок роды были сложными, если беременность протекала достаточно проблематично, если ребенок имеет неврологическую проблему. Поэтому ухо родителя не всегда отличит нюансы в голосе у ребенка. Но, если ребенок посещает музыкальное учебное заведение, то, конечно, сам педагог, в принципе, четко может заметить, что с ребенком что-то не то.
Бывает, что дети поступают в музыкальную школу и у них уже есть осиплость. В этой ситуации, конечно, большое значение имеет то, как к этому будет относиться принимающая школа, вокальный педагог. Существует правило, что детей при поступлении необходимо, точно так же, как и абитуриентов, поступающих на вокальное отделение музыкальных училищ и ВУЗов, осматривать отоларингологу и фониатру. Делать специализированное обследование под названием видеоларингоскопия, оценивать голос и исключать патологии гортани, коих достаточно много сейчас в силу того, что дети ведут себя шумно. Дети вообще склонны шуметь, кричать — это нормальное состояние ребенка. Но дети также могут ещё и петь сами по себе, и некоторые дети имеют проблемы неврологического характера. Ребенок может быть достаточно активным, родители говорят о том, что он не всегда управляем, они говорят, что ребенок — непоседа. Ребенок также может кричать, и тогда может сформироваться патология гортани, и ребенок, придя в музыкальную школу, уже на уровне прослушивания может продемонстрировать достаточно хриплый звук, хриплый голос. Тогда задача педагога — направить, обязательно направить на фониатрическое обследование.
Что ещё мы можем сказать? Можно ли петь в хоре мальчикам в период мутации?
Вопрос сложный. Все зависит от конкретного молодого человека, от конкретного подростка в конкретный период его мутации. Потому что у мутации есть несколько этапов, и на первых этапах изменения голоса могут быть не столь явными. Мы знаем, что ребенок находится в пубертате, мы знаем, что он находится в предмутационном, с точки зрения голоса, периоде, но ребенок ещё может петь, мы отнюдь не запрещаем. Вообще, мы не так часто запрещаем, как это может показаться вокальным педагогам или даже родителям. Но, конечно, конечно, в ряде случаев это происходит и, как правило, это происходит с мальчиками на определенных периодах. Чтобы вокальному педагогу разобраться, можно ли мальчика оставлять ещё в хоре или ему лучше воздержаться от пения, необходимо проконсультировать ребенка у фониатра.
Фониатр изучит состояние гортани, изучит состояние голоса. Мы делаем специальное акустическое исследование —называется акустический анализ голоса, при котором определяется диапазон голоса ребенка; определяется динамический диапазон, выстраивается специальный рисунок, по которому мы можем понять исходное состояние ребенка на данный момент. Потом, спустя 3 – 6 месяцев, когда ребенок к нам возвращается на контрольный осмотр, мы сравниваем то, что было в исходном состоянии и то, что ребенок показывает нам в настоящий момент. Можем сразу наблюдать, каким образом голос видоизменяется, как голос понижается. Фактически, мы с точки зрения доказательности (вы знаете, наверное, о понятии «доказательная медицина») можем говорить о том, как протекает мутация. Мы смотрим за голосовыми складками, мы осматриваем эндоскопически.
Как правило, мутационная дисфония не требует лечения. В ряде случаев, конечно, мы назначаем медикаментозную терапию, физиолечение, но, как правило, это не требует назначения никаких препаратов, но обязательно требует наблюдения отоларинголога и фониатра. Поэтому вопрос, петь или не петь в хоре, должен решаться коллегиально вокальным педагогом после осмотра, после рекомендации фониатра. Это не только веяние времени, это не просто современный подход, это правильный и грамотный, вдумчивый подход, который помогает нам беречь здоровье наших детей.
Вопрос от вокального педагога Татьяны Нестеровой-Томиловой. Я преподаватель. Сталкиваюсь с такой проблемой: дети, которые пришли заниматься, уже в 8-9 лет сипко говорят, «песок» в голосе что у девочек, что у мальчиков. Что это может быть? Или это ранние мутации, или экология?
Ваш вопрос сейчас как раз-таки проиллюстрировал мои предыдущие слова о том, что дети, только ещё приходя обучаться, уже имеют голосовое нарушение. Здесь, как никогда, мы слышим, что у ребенка не чистый голос и в обязательном порядке его направляем на консультацию фониатра. Почему это происходит, я уже в предыдущих своих ответах немножко об этом поговорила. Конечно, не сама экология, безусловно, нет, но экология социума — да, конечно. Экология социума, потому что образ жизни, который ведёт современный маленький ребенок, он отличается от образа жизни, который вел ребенок ещё даже 10 лет тому назад. Это, естественно, и позднее засыпание, и большие нагрузки, в том числе в общеобразовательной школе, большое количество использования тех же самых устройств, гаджетов, в которые дети играют.
Может быть не всегда родители на эту тему задумываются, но даже поза ребенка, который играет в игры или переписывается в этот момент по своему гаджету, способствует неправильному формированию осанки. Затрагиваются верхний плечевой пояс, шейный и грудной отделы позвоночника. В этой ситуации трудно говорить о правильном механизме голосообразования. Понятно, что здесь нет такой совершенно прямой причинно-следственной связи, но и от этого нельзя отстраняться, потому что, когда мы видим ребенка на приеме согбенного, как старичка, находящегося в такой позе, то, конечно. У него уже формируется его позвоночник, и формируется неправильно. Соответственно, при неправильном формировании будет и не совсем правильно осуществляться процесс голосообразования, потому что надо не забывать, что гортань располагается в шее и рядом с гортанью, сзади, находится шейный отдел позвоночника. Если ребенок находится постоянно в положении, когда у него все время голова опущена вниз, то, естественно, мы можем, в том числе, ожидать развития миофасциального синдрома, который также будет приводить к несбалансированному движению голосовых мышц. Не только голосовых, но всех мышц гортани.
При неправильном формировании позвоночника может неправильно идти процесс голосообразования, потому что шейный отдел позвоночника находится рядом с гортанью.
И, естественно, мутация. Ранняя мутация, акселерация, безусловно, имеет место быть, но все зависит от того, какой национальности ребенок. Традиционно, кавказские мальчики раньше входят в состояние пубертата, и первые признаки в ряде случаев можно, как раз, наблюдать даже в 9 лет. Девочки, естественно, тоже будут раньше начинать менструировать. Дети, которые проживают в России, славянские дети, конечно, будут это делать чуть попозже. Это традиционно. Но бывают ситуации, когда мутации бывают преждевременными и запоздалыми мутациями. С этими ситуациями, опять-таки, вокальным педагогам помогают разбираться непосредственно врачи — отоларингологи и фониатры, которые должны понять, предположить, что, возможно, существует проблема эндокринного характера. Поэтому, смотрим внимательно за ребятками, которые вступают в этот период времени.
Ещё очень хороший вопрос. Можно или нельзя ребенку с мутацией, и вообще ребенку, которому запретили петь, находиться в помещении, где поют все остальные дети?
Я вам сразу скажу: нет, нельзя. Когда мы выдаём заключение для таких детей, ограничивая их в пении, мы всегда указываем: нельзя петь. В том числе, нельзя петь в хоре. Дальше идёт по-разному: можно, допустим, не петь в хоре, но петь на индивидуальном вокале. Бывает ситуация, когда мы пишем: нельзя петь ни в хоре, противопоказано и ансамблевое пение, и индивидуальный вокал, в том числе, даже сольфеджио иногда не показано.
В этих ситуациях ребенка, подчас, заставляют находиться хормейстеры или педагоги ансамблей, в которых ребенок обучается. Заставляют находиться в одном помещении с остальными, поющими детьми. Этого допускать нельзя. Потому что голосовые складки в процессе пения, слушания вообще музыки, слушания остальных поющих детей, также начинают двигаться, они также начинают смыкаться. Пусть это не до конца полноценное замыкание, но, тем не менее, оно осуществляется. Ничего хорошего, ничего полезного и ценного в этот момент ребенок не приобретает, поскольку эти смыкания не носят координированного характера. А негативный эффект совершенно ясен — это дальнейшее формирование гортанной патологии. Поэтому детей, которым не рекомендуется петь, надо полностью устранять от слушания вокальной музыки и нахождения в помещениях, где поют другие дети.
Детям, которым не рекомендуется петь, запрещается слушать вокальные исполнения.
Вопрос Алексея Кира. Чем принципиально отличается физиология голосового аппарата детей от взрослых?
Боюсь, что мы не сможем сегодня на эту тему поговорить. Могу только сказать: это, действительно, серьезные отличия, и нельзя к поющему ребенку относиться как к маленькому взрослому с точки зрения пения. Это разные подходы, это разные анатомии, разные физиологии. Поэтому и нагрузка разная, и много что разное с точки зрения подбора репертуара и вообще вокальной педагогики.
Меня также спрашивают о сложнейшем репертуаре, который бывает в хорах. Также о том, что педагоги не могут на этапе обучения выявить тот или иной тип голоса у поющего.
Друзья мои, на самом деле, вопрос не праздный; вопрос, для ответа на который, по всей вероятности, нам, наверное, придется сделать отдельную передачу, чтобы поговорить о том, каким образом определяется тип голоса не только у ребенка, но и у взрослого. Чем они отличаются и почему мы должны правильно определить тип голоса ещё на этапе обучения, и почему неправильное определение типа голоса может повлечь за собой формирование узелков голосовых складок, хронического ларингита, новообразований гортани.
Спасибо вам огромное за вопросы, продолжайте мне их задавать. Я думаю, что мои ответы сегодня были для вас полезными. До встречи на новых эфирах «Школы здорового голоса Екатерины Осипенко».
© doctor.ru Все права защищены.