Муслим Муслимов:
Программа «Медицинский менеджмент», меня зовут Муслим Муслимов. В гостях у меня очень интересный человек, Евгений Папéрный. Тема нашей передачи «Медицинский сегмент Рунета: настоящее и будущее».
Что делать с медицинским сегментом Рунета? Каким образом выстраивать отношения, особенно, в плоскости здравоохранения? В такой плоскости как здоровье и дети - это крайне важная вещь, крайне узкое место, на мой взгляд, в которой возможны огромные интерпретации. Мне кажется, широта воздействия врач – пациент и врач – IT-пациент достаточно высокая и очень приятно, что такими проектами занимается врач.
Лечение гриппа и ОРВИ - классический пример негативного воздействия рекламы на пациента.
Здоровье Mail.ru - самый популярный неанглоязычный ресурс о здоровье.
Лучшая помощь государства в телемедицине: не мешать.
Муслим Муслимов:
Я знаю, что ассоциация подготовила ряд поправок в нормативно-правовые проекты, которые, так или иначе, могут сподвигнуть реально сделать телемедицину доступней и для пациентов, которые находятся в турпоездках, и для пациентов, которые из дома могут связываться, и для, в целом, взаимодействия врач – врач. Взаимодействия на конференциях, что немаловажно. Как вы считаете, какие из этих поправок были самыми эффективными? Какие в первую очередь должны быть приняты, чтобы у нас сдвинулся паровоз с мертвой точки?
Евгений Паперный:
Я бы немножко по-другому выстроил порядок событий, как устроен правильным образом. Речь не идет о том, что будет законодательство. У вас библейский подход: спускается законодательство, которое делает что-то возможным. На самом деле, телемедицина была, все с ней было хорошо, но государство решило влезть своими конечностями в отрасль и немножко ее зарегулировать. Тут, скорее, история про то, что мы не должны дать возможность регулятору испортить существующую отрасль. Сейчас есть такие организации: «Педиатр 24/7», много других таких, которые реально оказывают помощь, которая похожа на телемедицинскую.
Я много лет занимаюсь медицинским интернетом, в частности, медицинской рекламой. Я на зубок знаю 24 статью Федерального закона о рекламе, посвященную рекламе медицинских средств и медицинских услуг. У нас был такой момент замечательный в жизни, когда, пытаясь запретить рекламу услуг по прерыванию беременности, наши «талантливые» специалисты в Государственной Думе неправильным образом поставили запятую, и на протяжении года в стране была запрещена вообще вся реклама медицинских услуг. Вы могли написать, что у вас в клинике есть педиатр, но не могли написать, что у вас в клинике педиатр ведет приём. Потому что «приём» - это медицинская услуга. У нас такое качество нормотворчества, понимаете, это просто факт. Реальность, данная нам в ощущение. Поэтому есть эмпирическое подозрение, что любая попытка государства регулировать существующую индустрию несет риски. От этих рисков мы хотели захеджироваться.
Муслим Муслимов:
Евгений, в вашей команде есть люди, занимающиеся непосредственно проектами «Здоровье», «Дети». Кто эти люди? У вас медицинское образование, вы закончили Первый мед. Многие ли из них являются медицинскими специалистами? Насколько они погружены в медицину, в практическую, или хотя бы теоретическую ее часть? Кто в основном составе команды?
Евгений Паперный:
Мы очень разнородная команда, у нас есть специалисты в самых разных областях. Надо понимать, что, когда речь идет о интернет-продукте, то ключевыми специалистами являются проджект-менеджеры, программисты, дизайнеры, верстальщики. Они все совершенно золотые люди, качество продукта в значительной степени зависит от них, от дизайнеров, от UX-лаборатории, от службы продаж. Поэтому, я не стал бы вам сейчас говорить, что все мы глубоко погружены именно в сферу медицины и здравоохранения. Тем не менее, у нас есть редакция, у нас есть люди, которые отвечают за контент и за качество сервиса, менеджер по сервисам, главный редактор и так далее, и так далее. У кого-то есть медицинское образование, у кого-то нет. Я бы не стал так догматизировать, что обязательно нужно медицинское образование, чтобы заниматься медицинским медиа. Должен быть человек, которому нужно поднять голову от стола, оторваться от компьютера и ответить на профессиональный вопрос. Это человек, который знает быстрый ответ на этот вопрос.
Муслим Муслимов:
Какая ваша личная роль в проекте и миссия, если она есть?
Евгений Паперный:
Я называюсь руководитель проекта. С точки зрения интернет-разработки, моя позиция называется продакт-менеджер, то есть менеджер по продукту. Я лично понимаю свою позицию таким образом, что я являюсь человеком, который должен задавать рамки качества, критерии допустимого и недопустимого, отделять хорошее от плохого. То есть например, про это мы пишем, а про это мы уже не пишем, это не совсем наша тематика. Это обычная функция руководителя проекта.
Муслим Муслимов:
Скажите, чего вы ждете от пациентов, которые к вам обращаются? Есть ли ожидания в плане развития? Задают ли они вам некий тренд в развитии, ставят некую планку?
Евгений Паперный:
Да, я ожидаю, что они не потеряют способность читать и понимать прочитанное. Потому что очень не хочется погрязать в упрощении. К счастью, есть отрадные результаты, потому что наши длинные умные тексты читают. Если я сейчас говорил о непосредственно штатных сотрудниках, надо же понимать, что существует облако людей дружественных, как наши постоянные авторы-врачи, наши постоянные эксперты-врачи, люди, с которыми мы неким неофициальным образом консультируемся. У нас нет формального экспертного совета, но есть некая референтная группа высококвалифицированных докторов, организаторов здравоохранения, с которыми мы обсуждаем, что и как правильно делать, доносим их мысли до потребителя, для читателя, чтобы читатель их воспринимал, на это вся надежда. Реально, есть основание для оптимизма: читают, понимают, осознают.
Муслим Муслимов:
Чего вы ждете от партнеров, которые с вами взаимодействуют?
Евгений Паперный:
Иногда происходит так, что некоторые потенциальные, скорее, партнеры, чем существующие, не вполне понимают естественные границы медицины, как не совсем обычную специальность. Я уже упоминал 24 статью Федерального Закона о рекламе. Очень часто в рекламном агентстве выпучивают глаза и говорят: «Как?! Нельзя использовать образ врача в рекламе лекарственных средств! Да что вы говорите!» Так говорят мне люди, которые по 10 лет занимаются рекламой лекарственных средств. Немножко надоело, что «на дурачка» пытаются проскочить и реально дурачками прикидываются в попытке, с одной стороны, законодательство нарушить, и некоторые морально-этические соображения. Некоторые люди считают, что, если они воду из-под крана зарегистрировали как медицинское устройство, то дальше ее можно рекламировать как средство от воспаления легких, предположим, или от гайморита. Найдется даже талантливый юрист, который с нашими юристами будет долго спорить, можно это или нельзя. Но, у некоторых нет совести - есть такая проблема. Это касается, я хочу отдельно подчеркнуть, исключительно маргинальных персонажей, маргинальных организаций. В целом, биг-фарма, в первую очередь западная и, практически, вся, без изъятия, русская, и абсолютно почти все клиники, по крайней мере те, которые доходят к нам за размещением рекламы, все-таки, этично ведут бизнес. Этичнее, чем, скажем, 5-6 лет назад, этичнее, чем 10 лет назад, точно. Я впервые с медицинской рекламой начал иметь дело в 2001 году. С тех пор стало значительно лучше.
Муслим Муслимов:
Какие принципы вы исповедуете, чтобы руководить командой? Как вы набираете к себе людей? Как выстраиваете взаимодействие внутри?
Евгений Паперный:
Я надеюсь, что у нас достаточно либеральный дух и присутствует готовность к обратной связи. Я в свободное от работы время много лет, с детства, со школы, играю в то, что называется «Что? Где? Когда?». Культура минуты обсуждения за столом, когда все очень быстро говорят, что они думают, а мы потом оцениваем, что на самом деле правильно. Человек, когда что-то говорит, он не думает сначала, как это будет воспринято, как он будет выглядеть, он просто делится своими мыслями, а мы потом разберемся. Справедливо, объективно решим, какая из мыслей лучше, именно эту мысль отметим, именно к такому решению придем. Я очень надеюсь, что мне удается часть этой культуры, такой удивительно русской, традиционной, фактически, уже игры, приносить, грубо говоря, в наш open space. Такая у меня есть надежда. Со стороны это выглядит как обмен мнениями, просто у меня есть некий референс по этому поводу.
Муслим Муслимов:
Mail.ru пойдет в телемедицину?
Евгений Паперный:
Мы не комментируем планы развития компании, это общая практика для компании. Mail.ru Group - это компания, которая занимается коммунитейментом: коммуникациями и entertainment. Такое наше глобальное позиционирование. В этом смысле нам принадлежат две крупнейшие социальные сети, где очень много врачей, которые консультируют людей. У каждой врачебной сети есть группа в наших социальных сетях. Есть врачебная социальная сеть «Врачи РФ». В их группе в «Одноклассниках», по-моему, тысяч 500 врачей. Очень легко проверить, давайте сейчас не будем врать, сотни тысяч верифицированных, собранных врачей. Они между собой обсуждают кейсы. По большому счету, поскольку мы платформа, то мы уже принимаем в этом участие. Когда 10 лет назад IСQ был популярным мессенджером, кто-то по аське спрашивал медицинские консультации, это тоже, фактически, сейчас является частью нас. Когда новые медицинские стартапы делают свои маленькие виджеты, внедряют их в «ВКонтакте», которые работают через ВК-мессанджеры или, которые просто присылают человеку почтовую рассылку через почту Mail.ru, мы принимаем в этом смысле активное участие, как инфраструктура.
Муслим Муслимов:
Это инфраструктура. А принимаете ли вы участие, как регулятор, процессор? Грубо говоря, когда вы задаете некую форму, в которой происходят коммуникации. Я говорю сейчас о возможной консультации врач-врач, врач-пациент.
Евгений Паперный:
По отечественному законодательству телемедицинские услуги должны оказывать медицинские организации. Я могу себе позволить заявление, что Mail.ru Group не планирует получать медицинскую лицензию. По крайней мере, мне об этом ничего не известно; в обозримом будущем, я думаю, этого не произойдет. Поэтому, как таковым, непосредственным учреждением, оказывающим медицинские услуги, мы быть не можем. Быть, как наши друзья по рынку компания Яндекс, витриной, которая предоставляет.
Давайте не будем путать позиционирование и то, что реально происходит. Да, телемедициной и приложением Яндекс.Здоровье занимается компания DOC+ с непосредственным оказанием услуг. Это достаточно тонкая материя, которая сводится к тому, что, если, грубо говоря, таксист с вами подрался, то от Яндекс.Такси вы не дождетесь никаких компенсаций.
Муслим Муслимов:
Как ни странно, все таксисты стали вежливыми после внедрения Gett Taxi, Яндекс.Такси. Что на них влияет?
Евгений Паперный:
Я большой потребитель услуг такси. Если вам попадались невежливые таксисты, то на дешевом такси ездили до появления Яндекс.Такси. С такси все хорошо.
Муслим Муслимов:
С врачами, вы думаете, все плохо?
Евгений Паперный:
С врачами есть большая проблема, и вежливость вы недаром упоминаете. Когда пациент выбирает себе специалиста по фотографии и по двум строчкам в интерфейсе, неминуемо происходит выбор по качеству фотографий и по симпатичности. Причем тут же включается шовинизм: некоторые мужчины могут не выбрать женщину, например, потому что им кажется... Никаких кейсов, мы видим это объективно, очень много. Проблема любого сервиса – опять же, ни про какой конкретно сервис не говорю, это абсолютно всех касается на рынке. Проблемой любого сервиса, где пациент обращается за телемедицинскими услугами, является повышенная лабильность пациентов, fluidity аудитории, и готовность переключаться, искать того врача, который наиболее приятен. Потому что не всегда лучший врач наиболее симпатичный, не всегда наивысшее качество медицинской помощи предоставляет пациенту медик, к которому приятно ходить.
Муслим Муслимов:
Самый главный критерий - это критерий доверия, который выстроен между врачом и пациентом. Разве не так?
Евгений Паперный:
Знаете, кто лидирует по критерию доверия? Шарлатаны.
Муслим Муслимов:
Вы считаете, что в состав таких организаций, как DocDoc или DOC+ входят шарлатаны?
Евгений Паперный:
Ничего подобного, абсолютно ничего подобного! Наоборот, я абсолютно уверен в том, что именно эти наши коллеги и многие другие коллеги, все, кто сейчас крупные лидеры, пионеры, очень стараются заниматься качественной серьезной медициной.
Муслим Муслимов:
Тогда причем тут эта выборка? Мы говорим о том, что они выберут качественного толкового доктора, опишут его специальность, сделают качественную фотографию, выставят ее на сайт и у пациента будет возможность записаться к врачу действительно, по месту расположения, по специальности, по приятности, так скажем?
Евгений Паперный:
Логика очень проста. Если вы не являетесь хорошо финансируемым, поднявшим хорошие инвестиции стартапом, или частью крупной компании, то у вас экономика на тех деньгах, которые сейчас стоят телемедицинские консультации, не сойдется. Потому что высококвалифицируемый специалист, консультация которого стоит 2-4 тысячи рублей, он за 199 рублей 25 минут с вами разговаривать не будет.
Муслим Муслимов:
Вы говорите сейчас о проекте TELEMED.Help, к примеру? У них, как раз, именно эта сумма, именно эта идеология. Но, мне кажется, у них следующий раз - это приход пациента в клинику.
Евгений Паперный:
Это да. Тут, как раз, большая проблема, связанная с тем, что, если вы занимаетесь лидогенерацией, то вы не занимаетесь телемедициной, вы занимаетесь рекламными услугами. Мой любимый пример: попробуйте в интернете получить юридическую консультацию или консультацию по покупке квартиры.
Муслим Муслимов:
В первой части передачи вы затронули очень важную тему: телемедицина была, а теперь государство решило ее регулировать. Из первопроходцев в медицинском направлении можно считать Бакулевский центр, и сейчас они консультируют пациентов. Можно говорить о консультации врач-врач, но, тем не менее, чаще всего на консультации присутствует пациент, особенно, дети, и его родственники, которые так или иначе принимают решение: ехать ли на консультацию в Бакулевский центр в Москву. По сути, здесь конгломерация процессов, которые направлены и на формирование доверия для пациента, когда пациент понимает, и на формирование возможности, что именно в Бакулевском центре помогут с этой уникальной патологией, которая не лечится где-нибудь в Красноярске. Тем не менее, формируется поток пациентов на это направление со стороны Бакулевского центра.
Почему бы не сделать такую же концепцию во всех направлениях в рамках всех клиник? Наши пациенты еще не привыкли платить за телемедицинскую консультацию, они считают ее дорогой и необоснованной.
Евгений Паперный:
Дорогой, когда есть 33 места, где за 500 рублей можно неведомо у кого проконсультироваться. Не обязательно шарлатаны, отличные врачи, наверняка нормальные. Нормальные врачи у всех крупных видимых игроков, абсолютно нормальные врачи. Я к тому, что экономика бизнеса, если вы посчитаете, плюс налоги, плюс — вот это, плюс — вот это, у вас не сойдется. У вас нормальные врачи за этот реальный прайс сидеть не будут. Значит, вы должны либо рекомендовать лекарства, либо следом пригонять сюда медсестру с анализами, либо вы должны быть готовы пять лет финансировать это в режиме демпинга, пока, грубо говоря, вы не скупите всех конкурентов. В процессе можно будет нахаляву получить много нормальных услуг.
Муслим Муслимов:
Не совсем понятна ваша позиция по телемедицине. Всё-таки, как вы, вообще, к ней относитесь?
Евгений Паперный:
К телемедицине? Как к инструменту.
Муслим Муслимов:
Есть за ней будущее или нет?
Евгений Паперный:
Есть будущее за атомной энергией? Какое-то есть.
Муслим Муслимов:
Если бы я был не врачом, а атомным энергетиком, я бы точно, наверное, ответил более конкретно.
Дорогие друзья, у нас был человек легендарный, я бы сказал, по степени ответов на вопросы, Евгений Паперный. Евгений, пожелаем вам удачи! Спасибо что пришли!
© doctor.ru Все права защищены.