доктор.ru

Телемедицина-2020: как будут развиваться сервисы онлайн-консультаций?

Медицинские технологии

телемедицина , медицинское страхование , фармацевтика

Ксения Ульянова:

Здравствуйте. В эфире передача «Технологии здоровья», и у меня в гостях Денис Швецов – генеральный директор медицинской компании «Доктор рядом». Чем занимается Ваше подразделение «Доктор рядом»? Я слышала, что теперь есть два подразделения: чисто медицина офлайн и онлайн. Расскажите, чем занимается онлайн?

Денис Швецов:

У нас до недавних пор было одно юридическое лицо, которое занималось и телемедициной, и классическим бизнесом, но цифровая медицина выросла уже до таких размеров, что по выручке стала больше, чем наш офлайн-бизнес, поэтому разделили их на две компании. Одна занимается классическими медицинскими услугами, у нас 12 клиник в Москве, которые сейчас объединяет сеть клиник «Ниармедик», а отдельные компании называются медицинской компанией «Доктор рядом», которые занимаются цифровой медициной. Мы этим направлением начали заниматься в 2017 году, дистанционные консультации «врач – пациент», и с тех пор достаточно неплохо преуспели в этом направлении, у нас сейчас больше 5 млн пользователей, которые могут воспользоваться нашими консультациями в рамках своих предоплаченных продуктов. Мы проводим больше 7 тысяч консультаций на текущий момент в месяц, у нас больше 120 врачей задействовано платформой, в основном это врачи «Доктор рядом», но есть и врачи наших клиник-партнеров. Мы достаточно активно развиваем нашу новую продуктовую линейку, помимо дистанционных консультаций занимаемся гибридными продуктами.

Ксения Ульянова:

А что значит гибридные продукты? У вас есть диетолог, психолог.

Денис Швецов:

Телемедицина, как мы для себя видим цифровую медицину, должна состоять из трех блоков. Первый блок – это предоктор, когда человек чувствует себя еще здоровым и хочет оставаться таким, и для этого мы создаем продукты, связанные со здоровым образом жизни, самодиагностикой, превентивной медициной. И у нас здесь есть линейка продуктов, один из них телечекапы, когда человек покупает себе некий продукт, в рамках которого он может пойти сдать лабораторные анализы в одной из клиник-партнеров. После этого результаты анализов загружаются к нему в личный кабинет, он консультируется дистанционно с нашим врачом, и врач по результатам консультации, сбора анамнеза и анализа тех результатов, которые он получил, дает ему некий профиль здоровья.

В этом профиле здоровья показано, какие зоны здоровья у него были диагностированы, где у него все хорошо, и он может пройти такой же телечекап через год, а где требует сфокусировать дополнительное внимание и провести дополнительную диагностику. Очень популярный продукт у нас, причем у нас в продаже с 2019 года все новые продукты составляют половину от всех продаж нашей компании. Телечекап пользуется гораздо большей популярностью, у него более высокое пользование, чем у классических цифровых продуктов, таких как консультация «врач – пациент», потому что этот продукт в себе объединяет, с одной стороны, привычные лабораторные анализы, которые мы все сдаем достаточно часто, и с другой стороны, новый формат получения медицинской помощи – это дистанционная консультация «врач – пациент». Помимо прочего, у нас есть продукт «Живи со вкусом», очень похож на телечекап, но с фокусом на консультацию диетологов, правильное питание, здоровый образ жизни. Есть еще ряд продуктов, направленных на консультации психологов, детскую психологию, и еще ряд продуктов этого направления готовим.

Ксения Ульянова:

За счет чего такой спрос? Говорят, что телемедицина – это совершенно не популярное направление, практически все жалуются, что отсутствует спрос обычных пациентов, которые посещают офлайн-клиники. За счет чего такой спрос? Это реклама? Как вы привлекаете аудиторию?

Денис Швецов:

У нас есть один основной канал продаж – это наш партнер, они продают наши продукты своим клиентам. А если так подумать, то медицина нужна каждому, и ее продавать достаточно легко, потому что это не какие-то сложные продукты, когда нужно понимать процент доходности, взвешивать риски, это реальный доступ к квалифицированным медицинским врачам. Поэтому партнеры продают наши продукты достаточно хорошо.

Ксения Ульянова:

Кто у вас партнеры?

Денис Швецов:

Основные партнеры – это страховые компании, банки, брокеры, агенты, которые работают с конечными физлицами. Они продают это своим существующим клиентам. Есть еще несколько развивающихся каналов продаж, это корпоративный канал продаж, когда мы продаем наши услуги напрямую корпоративным клиентам. Они используют это как опцию для социального пакета, потому что все хотят предоставить для своего работника хороший соцпакет. Основами соцпакета являются медицинские услуги. И если есть компании, для которых ДМС может быть достаточно дорог, то дистанционные консультации «врач – пациент» могут быть хорошей альтернативой и недорогой для дополнения соцпакета медицинскими услугами. И третий канал продаж – это В2С, он пока еще не завоевал ту долю рынка, которую должен, и конечные пользователи пока не так активно пользуются услугами, как хотелось бы, но это направление у нас тоже развивается, есть продажи, мы активно продаем, в том числе и на В2С.

Ксения Ульянова:

Кто ваша целевая аудитория? Опишите типичного телепациента.

Денис Швецов:

У нас есть наши пользователи – это все те, кто пользуется услугами наших партнеров. Это среднестатистический житель страны, потому что у нас сейчас больше 5 млн пользователей, они распределены по всей России, поэтому мы существенную долю наших граждан покрыли нашими услугами. Другое дело, что пользуются действительно не все, и если говорить об активных пользователях, кто получают консультацию, то в основном это женщины в возрасте 25-40 лет. Они являются нашей основной активной базой, так же как, наверное, и во всех других сегментах нашей страны. Кажется, что у нас самыми активными являются женщины, а не мужчины, мужчины ходят на работу, зарабатывают деньги, а женщины ведут весь основной активный образ жизни.

Ксения Ульянова:

Это в основном Москва и Питер. А регионы не охватываете?

Денис Швецов:

У нас федеральное покрытие, мы оказываем консультации по всей стране, у нас очень много консультаций из регионов. Москва составляет порядка 40%, а 60% – это обращения из регионов.

Ксения Ульянова:

То есть это к узким специалистам, или это терапевт, педиатр? Какие наиболее востребованные специалисты?

Денис Швецов:

Сейчас меняется картина. Если раньше у нас 70% обращений это были дежурные специалисты, которые отвечают на консультацию в течение нескольких минут после того, как наш клиент нажал на кнопку «получить консультацию», то в последний месяц меняется структура консультаций, и порядка 50% консультаций составляют в нашем объеме узкие специалисты. Я думаю, что это происходит из-за большей зрелости наших пациентов, то есть они первый раз воспользовались нашей консультацией и получают ее у дежурного врача, а в последующем, понимая, что это действительно удобный формат получения медицинской помощи, начинают обращаться к узким специалистам. У нас растет количество повторных консультаций, и я думаю, что рост консультаций узких врачей связаны с повторными консультациями, когда пациенты осознанно выбирают узкого врача, чтобы получить у него правильную консультацию.

Ксения Ульянова:

Давайте поговорим теперь о врачах, которые консультируют. Не секрет, что не всем удается наладить правильную коммуникацию онлайн, много недопонимания. Врачи не всегда понимают пациентов, когда ты к ним офлайн приходишь на прием, а тут онлайн. Как врачей обучаете? Какие навыки должны быть у врача, который проводит телеконсультации?

Денис Швецов:

Мы с самого начала очень внимательно подходили к отбору врачей. Благо, у нас для этого есть хорошая ресурсная база. В нашей сети без учета врачей «Ниармедик» порядка 400 врачей, поэтому было из кого выбрать, есть и сейчас из кого выбирать. На платформе на текущий момент чуть более 100 врачей работает (120 врачей). Конечно, не все врачи могут консультировать онлайн. Кто-то воспринимает такой формат общения с пациентами вполне себе нормально, а кто-то очень консервативно и не может преодолеть этот барьер дистанционной помощи, им всегда нужно осмотреть пациента, прежде чем дать ему консультацию. Таких врачей мы к себе на платформу не выводим, потому что хотим, чтобы врач консультировал от души и оказывал качественную медицинскую помощь, не делал это из-под палки, потому что это нужно делать.

Другое дело, что даже тех врачей, которые хотят консультировать онлайн, нужно предварительно подготовить, потому что есть законодательные ограничения, мы не можем ставить диагнозы, мы не можем назначать лечение, и каждый врач должен понимать те рамки, в которых он может действовать. Поэтому у нас разработаны специальные инструменты для обучения врачей. Есть личный кабинет для врачей, где они регистрируются, там есть обучающие материалы, они читают инструкции, после этого проходят тестирование нашими врачами-экспертами, только после этого вводятся уже в линию, где за ними первое время достаточно внимательный и пристальный контроль со стороны наших экспертов. После того как мы понимаем, что врач уже достаточно комфортно чувствует себя в формате дистанционных консультаций, правильно проводит консультации, соблюдая все рамки, мы выпускаем его уже в свободное плавание.

Ксения Ульянова:

После консультации врач дает рекомендации? Может ли телемедицина заменить первичное звено, когда человеку непонятно, куда ему идти?

Денис Швецов:

Мне кажется, это один из наиболее частых случаев.

Ксения Ульянова:

То есть люди идут не пойми с чем: «У меня болит за ухом, я не понимаю, что это, тройничный нерв или мне нужен ухо-горло-нос». С такими запросами идут?

Денис Швецов:

Разные бывают запросы, есть 4 типа основных обращений. Первое – это неотложная медицинская помощь. Человек чувствует себя плохо, ему нужны симптоматические рекомендации врача, что нужно делать до приезда вызова скорой помощи, или до вызова врача на дом, или до похода в клинику. И здесь наши врачи рассказывают, что пациенту нужно предпринять для того, чтобы снять…

Ксения Ульянова:

Это в рамках первичной консультации?

Денис Швецов:

В рамках первичной консультации. Второй повод для обращения – это навигация пациентов к конкретному узкому специалисту, потому что он обращается с проблемой, он говорит, что у меня вот здесь болит, не знаю, что делать. Тогда врач рассказывает, к какому специалисту ему нужно обратиться и как правильно к этому приему подготовиться, потому что часто бывает, что пациент приходит на прием, рассказывает о своих жалобах, врач говорит: «Слушай, без анализов ничего сделать не могу». И на дистанционной консультации говорим о том, что для того чтобы прием был эффективный, вы сдайте сначала вот такие анализы и вместе с этими анализами обратитесь на очный прием к гастроэнтерологу, и тогда он сможет вам поставить более точный диагноз.

Третий повод для обращения – это консультация по результатам лабораторных анализов. Люди зачастую сдают анализы в сети лабораторий «Инвитро», «КДЛ», «Хеликс», «Гемотест». Им приходят результаты анализов, и если там все хорошо, то хорошо, а если есть какие-то отклонения, то прямо здесь и сейчас хочется узнать – а что же это такое? У меня это незначительное отклонение или что-то серьезное? И они могут загрузить результаты анализов в нашу консультацию, врач прокомментирует и подскажет.

Ксения Ульянова:

Но без постановки диагноза?

Денис Швецов:

Без постановки диагноза. И четвертый, самый частый повод для обращений – это второе медицинское мнение, когда люди обращаются из регионов, когда врач поставил какой-то диагноз и дал рекомендации по лечению, и пациенты хотят верифицировать и убедиться, что именно так следует действовать. Мы можем высказать свое мнение относительно того, что мы согласны либо по нашему мнению необходимо пройти дополнительную диагностику, только после этого назначать уже лечение.

Ксения Ульянова:

А часто приходят за вторым мнением?

Денис Швецов:

По последней статистике, порядка 12% обращаются за вторым медицинским мнением.

Ксения Ульянова:

То есть недоверие к своему лечащему врачу, хотят проконсультироваться люди из регионов?

Денис Швецов:

Чаще всего из регионов. Бывает, поставили диагноз, начали лечение, и хочется, чтобы оно для тебя было самым верным и самым эффективным. Поэтому позвонить и получить второе мнение – вполне естественное желание.

Ксения Ульянова:

Были ли такие случаи, что человек обращался проконсультироваться до вызова скорой, вы его мотивировали именно вызвать скорую?

Денис Швецов:

Да, таких случаев бывает достаточно много. У нас порядка 8% обращений заканчивается вызовом скорой помощи. Пациент зачастую не может понять степень критичности заболевания. Как у нас часто бывает, пока не заболело настолько, что не можешь встать с постели, врача не вызываешь. А телемедицина не только для того, чтобы успокоить, хотя такие случаи тоже есть, но и в том числе для того, чтобы смотивировать. Если наш врач понимает, что симптоматика, которую озвучивает пациент, это проявление серьезного острого заболевания, он говорит, что вам сейчас требуется вызвать скорую медицинскую помощь для того, чтобы максимально быстро оказали помощь на месте. И зачастую нам после этого перезванивают и благодарят за то, что наш врач порекомендовал обратиться в скорую, потому что врачи приехали, подтвердили острое заболевание, которое мы смогли купировать на ранней стадии его проявления.

Ксения Ульянова:

После обращения офлайн в клиники «Доктор рядом» вы ведете мониторинг пациентов, то есть удаленно? Например, человек с сердечно-сосудистым заболеванием. Есть ли такие практики в вашем сервисе?

Денис Швецов:

Честно говоря, и после наших онлайн-консультаций ведем такой мониторинг. То есть если к нам пациент обратился за дистанционной консультацией, то мы ему обязательно перезваниваем через какое-то время. Если это был вызов скорой помощи, то через несколько часов, если это была рекомендация вызвать врача на дом, можем позвонить на следующий день и поинтересоваться приходил ли врач, подтвердилась ли гипотеза, которую мы поставили, какие рекомендации дал врач и когда нам перезвонить в следующий раз, чтобы промониторить насколько эффективная динамика лечения. И если эта динамика неэффективная, нет вообще положительной динамики, то мы можем предложить помощь по организации приема другого специалиста, чтобы лечение все-таки стало более эффективным.

Ксения Ульянова:

И сколько же такая консультация стоит? Стоимость первичной телеконсультации?

Денис Швецов:

Мы за этот мониторинг денег не берем, мы хотим оказывать людям качественную помощь и понимаем, что у телемедицины есть ряд ограничений, связанных с невозможностью физически осмотреть пациента, связанный с невозможностью поставить диагноз и назначить лечение, значит, людям нужно давать что-то взамен. А если чего-то не хватает, то нужно дать что-то большее. И мы считаем, что вот это большее – это забота о пациенте, когда мы можем проявить некую эмпатию, заботу и постараться решить проблему.

Ксения Ульянова:

А средняя стоимость?

Денис Швецов:

У нас можно купить разовую консультацию, консультация узкого специалиста 1200 рублей, дежурный врач стоит 1000 рублей, но в основном мы работаем на подписках. То есть человек получает годовой либо многолетний доступ к нашим консультациям, и в рамках этой подписки пользуется консультациями столько, сколько ему нужно.

Ксения Ульянова:

Заговорили о ценах, и сразу же вопрос про демпинг цен. Что Вы думаете о тех игроках, которые продают телемедицину за 100 рублей в месяц, безлимит? Как такое вообще возможно?

Денис Швецов:

Это же не консультация стоит 100 рублей. Если бы консультация стоила 100 рублей, то мне было бы очень интересно посмотреть на экономику таких компаний. В итоге вопрос того, сколько стоит реально одна оказанная консультация. И если подписка стоит, к примеру, 150 рублей в месяц, это значит, что не все клиенты будут обращаться. И это сейчас происходит именно так, и если посмотреть на ваш портфель, далеко не все наши клиенты обращаются к нам за консультацией. Хотя нам хотелось бы, чтобы люди обращались к нам чаще. В подписках работает такая же модель, люди платят, покупают себе доступ...

Ксения Ульянова:

И забывают.

Денис Швецов:

Не всем нужна помощь сразу. В тот момент, когда им требуется помощь, не факт, что такую помощь можно оказать в онлайне. Поэтому здесь работает страховой подход и степень обращаемости, и этот риск учитывается компаниями, когда они определяют свои тарифы.

Ксения Ульянова:

Это тренд или просто явление, игра с ценами? Для меня, как потребителя, чем дешевле услуга, тем она менее ценная. Нет ли в этом угроз того, что телемедицину совсем не будут ценить?

Денис Швецов:

Нет, это все маркетинг. Сейчас все игроки нацелены на то, чтобы рынок цифровой медицины вырос. Для этого используются маркетинговые инструменты привлечения пациентов в цифровую медицину, даже бесплатную. Можно к этому по-разному относиться, но в конечном счете это все играет на руку пациентам. Если есть возможность за 150 рублей в месяц купить подписку и пользоваться неограниченным количеством врачебных консультаций, значит нужно купить и пользоваться до тех пор, пока эта подписка не подорожала, потому что как только люди почувствуют и поймут, что это удобный формат, что он во многом заменяет очные приемы, то цены начнут расти. Поэтому сейчас очень хороший момент, пока цены не высокие, купить себе такую подписку и наслаждаться возможностью доступа к врачу 24/7.

Ксения Ульянова:

Воспринимаем это как подарок к Новому году. Давайте поговорим о таком явлении, как возможность телемедицины по ОМС. Что Вы об этом думаете?

Денис Швецов:

Это была бы очень хорошая инициатива. Если мы говорим о том, что мы хотим популяризировать именно дистанционные консультации «врач – пациент», телемедицину среди наших граждан, то включение такой услуги в ОМС было бы самым мощным инструментом для того, чтобы достичь этой цели. И мне кажется, что мы в этом направлении движемся, мы слышим все больше и больше новостей о том, что в том или ином регионе запускаются какие-то цифровые медицинские сервисы, запускаются дистанционные консультации. Они могут запускаться в формате «врач – врач», могут запускаться в формате врачебных консилиумов. Я думаю, что скоро придет время, когда мы увидим дистанционные консультации «врач – пациент» в рамках системы ОМС.

Ксения Ульянова:

Кто будет обучать всех этих врачей в гос. клиниках? В частных клиниках есть определенные скрипты и обучающие материалы. Что Вы думаете о системе обучения врачей?

Денис Швецов:

Я думаю, что это будет очень хороший бизнес. Но здесь вопрос абсолютно справедливый, и дистанционные консультации «врач – пациент» в системе ОМС пойдут не от государственных клиник. Скорее, туда зайдут коммерческие провайдеры для того, чтобы показать ценность этой услуги в рамках системы ОМС. Когда система государственного здравоохранения увидит положительные примеры от внедрения такой услуги, тогда и государственные клиники станут более динамично внедрять такие услуги. И спрос на обучение врачей вырастет, потому что врачей нужно будет обучать, и будут образованы корпоративные университеты, которые будут специализироваться на подготовке врачей к дистанционным консультациям пациентов.

Ксения Ульянова:

Вы сказали частные игроки, а как же ЕГИСЗ, ЕСИА? Требования очень высокие для входа на рынок. Ваш сервис подключен к ЕСИА, соответствует всем этим требованиям?

Денис Швецов:

Процедура доступа в систему ОМС непростая. Если было бы очень просто, то там было бы много игроков. Но, тем не менее, к этому нужно очень серьезно подготовиться, нужно получить доступ к единой системе идентификации, аутентификации, ЕСИА или Госуслуги. Недавно была новость, что коллеги ДОУ ДОК подключились к системе ЕСИА и дают возможность пользователям авторизоваться через Госуслуги. На самом деле, мы тоже подключены к ЕСИА, у нас на платформе тоже пользователи могут авторизовываться через Госуслуги. Мы просто это не анонсировали публично, но любой наш пользователь может войти в наш портал с помощью Госуслуг. И это является обязательным требованием для того, чтобы оказывать услуги в рамках системы ОМС.

Но подключиться к ЕСИА – это самое последнее, вишенка на тортике. Перед этим нужно пройти очень серьезную подготовку, нужно реализовать полностью себя и систему функциональной безопасности, защитить медицинские данные, которые будут храниться на серверах, защитить платформу, полностью перестроить внутренние процессы внутри компании, которые работают с персональными и медицинскими данными. Вот этот этап занимает достаточном много времени. И если компания запланирует входить в систему ОМС, то ей придется все эти вопросы сначала решить, и только потом они смогут претендовать на оказание услуг в рамках государственного здравоохранения.

Ксения Ульянова:

Сколько лет ушло на выстраивание этой системы? Вы же очень крутая цифровая частная клиника.

Денис Швецов:

Спасибо. Но у нас построение системы информационной безопасности заняло порядка года, потому что это связано с первичным аудитом, с разработкой арт-угроз, разработкой нормативных документов и внедрением, покупкой специализированного сертифицированного оборудования, его установкой. То есть это достаточно трудоемкий процесс.

Ксения Ульянова:

Медицинская карта пациента поддерживается в клинике «Доктор рядом»?

Денис Швецов:

Да. У нас в приложении доступна история онлайн-консультаций, но мы планируем сделать доступ и к оффлайн-приемам, но будем делать для тех пользователей, которые будут авторизовываться через Госуслуги, потому что Госуслуги дают возможность достоверно определить, что Швецов Денис Евгеньевич в приложении и Швецов Денис Евгеньевич в клинике – это действительно один и тот же человек.

Ксения Ульянова:

Давайте поговорим о западных трендах. Вы же часто бываете на Западе на разных конференциях. Что сейчас популярно в Европе и США? Все больше стартапов уходит на рынок телемедицины в рамках сотрудничества с фармацевтическими брендами, то есть идет объединение: я проконсультировал человека, назначил ему лекарство, тут же забронировал это лекарство и с доставкой даже домой заказал. Какие тренды и что сейчас наиболее популярно?

Денис Швецов:

Когда мы начали отслеживать динамику развития цифровой медицины Соединенных Штатов, заметили такую особенность, что сначала там флагманами были телемедицинские сервисы, которые оказывали консультации «врач – пациент», и вся телемедицина, цифровая медицина двигалась ими. Потом, спустя какое-то время, буквально год, мы увидели, что клиники стали играть основную роль в продвижении цифровой медицины. То есть они к своему оффлайну пристроили онлайн-часть и стали доминировать над телемедицинскими провайдерами в части продвижения цифровых услуг. Сейчас там идет сближение между собой телемедицинских провайдеров и классических клиник, которые все больше и больше пристраивают к себе цифровые сервисы. А телемедицинские провайдеры наоборот, все больше и больше пристраивают к себе возможность организации помощи в оффлайне. Таким образом, они идут навстречу друг другу. Онлайн пристраивает оффлайн, а оффлайн пристраивает к себе онлайн, и где-то посередине они встретятся. Это опыт наблюдения за Штатами.

Если говорить про Европу, то здесь самый яркий пример – это Babylon house в Великобритании. Они очень хорошо развиваются, и с точки зрения консультаций это уже международная компания, которая работает не только в Великобритании, но и на других рынках. Они очень активно внедряют систему искусственного интеллекта в свои платформы, и им удалось достаточно неплохо снизить нагрузку системы государственного здравоохранения Великобритании, потому что там выбор такой: ты можешь быть прикреплен к врачу общей практики, который тебя потом пропускает в систему здравоохранения, а можешь прикрепиться к приложению Babylon house и получать доступ к тем же врачам общей практики, но дистанционно, и через них попадать в систему здравоохранения Великобритании. С учетом того, что в оффлайне попасть к врачу общей практики достаточно сложно, Babylon house занимает достаточно большую долю в системе государственного здравоохранения, и через их онлайн-врачей люди получают вход в систему уже медицинской помощи в оффлайне Великобритании.

Ксения Ульянова:

Вы сказали про искусственный интеллект. У Babylon house есть продвинутый симптомчекер, который заменяет ту самую первичную медицинскую консультацию. Для пациента это же бомба замедленного действия, когда пациент у себя по симптомам начинает проходить диалог с чат-ботом. Не опасна ли эта игрушка?

Денис Швецов:

Наши симптомчекеры пока не дают той точности, с которой бы их можно было бы выпускать в самостоятельное плавание. Поэтому здесь важно очень четко фильтровать ту информацию, которую симптомчекер выдает пациенту. Если это информация, что у тебя все хорошо, то почему бы ее не выдать в качестве некой предварительной информации? А если это повод для подозрения на серьезные заболевания, то такую информацию не нужно ни в коем случае давать пациентам. Это должна быть внутренняя информация для врача, и врач должен уже связываться с пациентом и верифицировать возможный сложный диагноз и не показывать пациенту, чтобы не нанести ему травму.

Ксения Ульянова:

А что может искусственный интеллект дать врачам? Большую точность диагнозов или это тоже пока что игрушка?

Денис Швецов:

Я, честно говоря, в систему поддержки принятия врачебных решений очень верю. Мне кажется, это будет очень действенный инструмент. Он не позволит сделать всех врачей звездами, но точно позволит выровнять профессионализм врачей до среднего уровня, то есть он точно будет отслеживать возможные ошибки, которые будет по неопытности допускать врач. Будет подсказывать вовремя обратить внимание на то или иное проявление заболевания и что это может быть симптом какого-то другого заболевания, которое он не поставил в списке диагнозов под вопросом, которые он собирается дальше дифференцировать. Поэтому я верю, что этот инструмент позволит повысить качество медицинской помощи и в нашей стране, и в мире. Кстати, Babylon house именно этим занимается в Ирландии, то есть они говорят: «Мы не сможем сделать всех врачей высококвалифицированными, но мы точно сможем сделать достаточный минимальный уровень знаний каждого врача в Ирландии, он не допустит критических ошибок при постановке диагнозов».

Ксения Ульянова:

Цифровые устройства и мониторинг. Вы верите в фитнес-браслеты, в Apple Watch, что скоро они соединятся с медицинскими гаджетами, и мы будем их заменять медицинскими устройствами? Что Вы думаете об объединении ЗОЖа с медициной?

Денис Швецов:

Я думаю, что время фитнес-браслетов и гаджетов придет, как придет и время медицинских изделий, которые нацелены на мониторинг. Думаю, что начнется это все с кардиомониторинга и сахарного диабета. Это наиболее массовые группы пациентов, где дистанционное наблюдение возможно. Но другое дело, что должно пройти какое-то время, и эти методики должны развиваться органично. Должно пройти принятие и вера в то, что цифровая медицина помогает людям улучшать их здоровье. После этого к ним присоединятся дистанционные устройства, врачи научатся гораздо лучше и эффективнее применять данные, которые с этих устройств они будут получать.

С другой стороны, устройства станут более точными, появятся некие медицинские стандарты применения этих медицинских данных, и тогда у таких устройств будет большое будущее. Сейчас мы находимся на некой исследовательской стадии, когда, с одной стороны, и устройства еще не очень точные, с другой стороны, врачи точно не знают, как применять эту информацию, скорее, могут ее принять к сведению, нежели чем использовать при постановке диагноза или при назначении лечения. Но точно и стандартно сами устройства будут эволюционировать.

Ксения Ульянова:

Вы сами носите Apple Watch?

Денис Швецов:

Нет, у меня Fitbit.

Ксения Ульянова:

Давайте поговорим о планах на будущее. Сейчас у Вас только телемедицина и ЗОЖ. Может быть, Вы планируете чат-бота сделать, сервис самодиагностики? Куда развивается «Доктор рядом»?

Денис Швецов:

У нас есть несколько векторов развития. Первый – это диверсификация каналов продаж. Думаю, что слушателям не очень интересно, как мы будем продавать. Интересно то, куда мы пойдем и хотим пойти, в том числе в систему ОМС. Мы – медицинская организация, мы заявлены в систему ОМС в нескольких регионах, у нас есть доступ в ЕСИА и деавторизация пользователей на Госуслугах. Нет повода не помочь нашим гражданам, не оказать им квалифицированную медицинскую помощь в рамках системы ОМС. Поэтому одно из направлений – это государственная система здравоохранения.

Второе – мы планируем развивать наш продукт – видео-ассистант, то есть когда ты оказываешь человеку дистанционную консультацию, либо человек пользуется консультацией в рамках консультации с диетологом или телечекапом, после этого ему нужно организовать помощь в оффлайне. И мы планируем сделать так, чтобы человек, обращаясь к нам однажды, дальше решал все свои медицинские вопросы через наше приложение. Мы хотим дать возможность ему записываться в клиники, записываться в лаборатории через нас, иметь возможность заказать лекарства и забрать в удобной ему аптеке. То есть хотим реализовать полный цикл получения медицинской услуги. В дополнение к тому сервису, который уже мы делаем в виде заботы о пациенте, нам кажется, что это будет необходимая пациентам услуга. Он обратится за помощью, мы ему тем, чем могли помочь в онлайне, помогли, а все, что нужно было ему организовать в оффлайне, мы помогли ему это сделать. Направили к лучшему врачу, помогли ему получить консультацию, дальше помониторили динамику его лечения, в случае необходимости направили на дополнительную диагностику и убедились в том, что человек полностью выздоровел и больше ему наша помощь не требуется до следующего раза. В следующий раз мы ему опять с радостью поможем.

Ксения Ульянова:

То есть пока два больших направления?

Денис Швецов:

Есть третье направление. Поскольку нам требуется оказывать нашим пациентам помощь в оффлайне (а пациенты у нас из разных регионов), то мы планируем развивать партнерство с региональными клиниками. И здесь у нас возможны два направления сотрудничества. С одной стороны, мы будем региональным клиникам предлагать наших пациентов для оказания им медицинской помощи в оффлайне. С другой стороны, у нас постоянно растет количество консультаций в онлайне, и поэтому мы с радостью добавим врачей региональных клиник к себе на платформу для того, чтобы оказывать им гибридную услугу, чтобы если пациенту требуется медицинская помощь, они могли проконсультироваться с врачом из своего региона, после этого обратиться к нему на очный прием, после этого получить мониторинг динамики здоровья пациента тоже дистанционно. Мы для этого предоставим нашу технологическую платформу, а они без больших усилий смогут реализовать те процессы, которые мы сейчас реализуем на базе клиники «Доктор рядом».

Ксения Ульянова:

Порекомендуйте приложения по здоровью, которые Вы, может быть, сами используете.

Денис Швецов:

Я всегда пользуюсь приложением «Доктор рядом». Я приучил к этому себя, приучил к этому свою семью. Если раньше супруга у меня спрашивала, к какому врачу стоит обратиться, то сейчас она просто открывает приложение «Доктор рядом». Есть ряд разных приложений, направленных на хранение своих медицинских данных, это различные электронные медицинские карты. Есть приложение, которое позволяет записываться к врачу, тот же самый «DocDoc». Ребята из «Doc+» сделали хороший продукт «Mera» по диетологии.

Ксения Ульянова:

Вы сами им пользуетесь?

Денис Швецов:

Поскольку это попадает в сферу наших профессиональных интересов, то мы наблюдаем за тем, что делают на рынке наши коллеги.

Ксения Ульянова:

«Mera», «DocDoc». Может быть, что-то еще для хронических пациентов Вы наблюдаете интересное?

Денис Швецов:

Здесь мы присматриваемся к западным решениям. По диабету очень хорошее приложение из Великобритании, ребята сделали продукт для мониторинга пациентов, больных диабетом.

Ксения Ульянова:

Что должно быть у современного человека дома из современных медицинских гаджетов, кроме тонометра?

Денис Швецов:

Мне очень понравилось устройство «Tit» IKEA. Это ребята из Израиля сделали портативное устройство для домашнего наблюдения. Это блок, его можно использовать, как фондоскоп, можно смотреть горло, уши, нос. И там есть хорошее программное обеспечение, которое позволяет это все транслировать врачу, который находится на той стороне от экрана. И все эти обязательные вещи, которые необходимы, – измерить температуру, послушать, измерить давление, посмотреть воспаление уха-горла-носа, можно сделать с помощью этого устройства.

Ксения Ульянова:

То есть это телемедицина, но ты сам показываешь врачу, сам себя осматриваешь и транслируешь это врачу.

Денис Швецов:

Причем на экране ты очень хорошо видишь, насколько правильно или неправильно ты применяешь это устройство. Оно показывает, насколько правильно ты себе засунул эту камеру в ухо или в нос, все ли там видно, что необходимо врачу. Либо красными, либо зелеными показывает, насколько правильно расположена камера и все ли видно.

Ксения Ульянова:

Когда же у нас телемедицина станет популярным массовым явлением? Когда это наконец-то воплотится в жизнь, ведь это же удобно.

Денис Швецов:

Мне кажется, должно произойти несколько событий. Одно из них – это встраивание телемедицины в систему оказания медицинской помощи. То есть если это будет не услуга в стороне, как второе медицинское мнение, а когда это будет один из элементов оказания медицинской помощи. Ты сначала обращаешься в онлайн, понимаешь, какие анализы тебе нужно сдать, к какому узкому специалисту обратиться, сразу обращаешься к узкому специалисту, у тебя есть преемственность электронной медицинской карты, при этом ты можешь, к примеру, дистанционно закрыть больничный, выписать лекарство и получить это лекарство в аптеке. То есть когда это будет такой непрерывный цикл оказания услуги, то тогда телемедицина станет гораздо более популярной, чем сейчас.

Но даже если этого не произойдет, я думаю, что будет происходить органичный рост популярности этой услуги. Мы 2018 год начинали с нескольких сотен консультаций в месяц. Сейчас мы проводим порядка 7 тысяч консультаций в месяц, то есть это очень серьезный рост. У нас порядка 3 консультаций на одного обратившегося. Это значит, что если человек однажды попробовал, то он за консультацией начинает обращаться уже постоянно.

И самый важный момент – это знания. Люди зачастую не знают о том, что такая услуга есть, что там консультируют настоящие врачи, что они с действующими сертификатами, что они ведут прием в клиниках, как и все остальные врачи, которые не консультируют онлайн, что это врачи той же самой квалификации, а не какие-то там врачи, которым не нашлось места на очных приемах. Когда люди преодолеют все свои фобии и барьеры, тогда телемедицина станет очень востребованной услугой.

Ксения Ульянова:

Как говорится, все бывает впервые, и телемедицина тоже. Спасибо Вам большое. Удачи Вашему сервису. Спасибо.

Вопросы врачу:

Главная / Врачи / Публикации / Статьи
Электронная почта для связи: admin@doctor.ru


© doctor.ru Все права защищены.



18+