Оксана Михайлова:
Здравствуйте, дорогие друзья! И вновь мы в своей передаче «Точка приложения» на канале Mediametrics, и я, ее ведущая, Оксана Михайлова. Сегодня мы поговорим о детской ортопедии. И в гостях у нас заведующий консультативно-диагностическим отделением Детской городской клинической больницы св. Владимира, врач-ортопед Кульгускин Илья Юрьевич. Сначала про малышей поговорим. Ребенок первого года жизни – на что нужно обращать внимание?
Илья Кульгускин:
В семье событие – родился ребенок. Все хотят, чтобы он был здоров, бегал, прыгал, скакал, и у него было все замечательно. Ребенок рождается, его видят родители, его видят доктора. Однако бывают и проблемы у детей. И проблемы у детей бывают разного характера. Не всегда они заметны сразу, на первый взгляд. И достаточно часто требуется консультация специалиста, а точнее консультация специалиста требуется во всех случаях. И поэтому, если нет проблемы на первый взгляд, ребенок активно двигает ручками, активно двигает ножками, активно подрастает, то осмотр педиатра, осмотр ортопеда в возрасте 1 месяца, 3 месяцев подскажет родителям о том, нет ли у ребенка каких-то скрытых проблем в формировании опорно-двигательного аппарата. Родители должны обратить внимание на то, как правильно сформированы ручки, как правильно сформированы ножки у ребенка, насколько он активно поднимает и двигает ими. И если они сталкиваются с этим вопросом, если им кажется, что что-то не так, они могут задать вопрос педиатру, они могут получить от него ответ и быть направлены на консультацию к ортопеду.
Оксана Михайлова:
То есть на первом месяце нужно сделать?
Илья Кульгускин:
Да, самое удобное время для исправления, учитывая особенности формирования опорно-двигательного аппарата у детей, чем раньше, тем лучше. Золотое правило ортопедии гласит: чем раньше начато лечение, тем лучше полученный результат. И главное – обратить внимание, а дальше уже специалисты будут разбираться, нужно, не нужно, с какой частотой нужно наблюдать, как нужно лечить. Это все уже будет рассказано родителям.
Оксана Михайлова:
А УЗИ тоже в этом же возрасте делать нужно?
Илья Кульгускин:
Самый лучший вариант, самое удобное время для контроля за формированием тех же тазобедренных суставов, где достаточно часто встречаются разного рода незрелости, недоразвития, – это возраст 1 месяца у ребенка. И это самое золотое правило.
Оксана Михайлова:
Часто сталкиваюсь с тем, что родители считают, что вредно УЗИ делать, или сделаем УЗИ тазобедренных суставов, но попозже, ничего страшного. Мне кажется, родители недооценивают те проблемы, которые таит в себе не вовремя сделанное УЗИ. Что можно пропустить и к каким последствиям это может привести, если не сделать вовремя УЗИ тазобедренных суставов?
Илья Кульгускин:
Даже не совсем можно говорить о том, что проблема есть в не вовремя сделанном ультразвуковом исследовании тазобедренных суставов. Проблема здесь в большей степени заключается в том, что родители должны понимать: если у ребенка есть недоразвитие того же тазобедренного сустава, то порядка 65-75% сустав доразвивается сам, но достаточно часто он идет по отрицательной динамике, и тогда уже совершенно другие сроки формирования этого сустава. Когда ортопед-травматолог, который осматривал ребенка, после ультразвукового исследования говорит, что у ребенка есть физиологическая незрелость, давайте понаблюдаем, давайте повторим контрольное ультразвуковое исследование через месяц, никакого вреда от этого для ребенка не будет. Принести ребенка и повторить это исследование можно всегда. И если через месяц доктор увидит, что идет прекрасное доразвитие суставов, то прекрасным образом ребенок растет дальше.
Если же доктор констатирует отрицательную динамику или отсутствие положительной динамики, практически всегда встает вопрос о лечении ребенка. И именно в этом возрасте, именно с этими темпами развития, с этими сроками, минимальными сроками и минимальным воздействием на формирование сустава, для создания ему условий для его формирования уже быстро и активно доразвить сустав. После этого сустав доразвит, и он прекрасно развивается, динамически контролировать развитие ребенка на первом году. И в возрасте года ребенок прекрасным образом начинает бегать, ходить, никаких проблем не испытывает.
Оксана Михайлова:
Тогда поговорим о деформации. Расскажите о Х-образных и О-образных деформациях.
Илья Кульгускин:
Чаще всего у детей маленького возраста перед тем, как они начинают ходить, и если посмотреть на маленького ребенка, родители отмечают, что у ребенка ножки немножко колесиком, они немножко искривлены. И это допустимое искривление, достаточно часто встречающееся. Если ребенок консультирован врачом травматологом-ортопедом, на это обращено внимание, на это посмотрено, в большинстве своем это исправляется само по себе, хотя иногда бывает так, что когда ребенок начинает вставать и начинает ходить, немножко нарастает О-образное, или по-нашему это называется «варусная деформация нижних конечностей», ножки как будто колесиком получаются. Но они со временем исправляются, при этом ребенок ставит ноги достаточно ровно, он никуда не заворачивает, не косолапит, активно развивается. И они со временем постепенно исправляются.
Бывает же так, что эта варусная деформация заметна и бросается в глаза, как раньше говорили, как будто вчера слез с лошади ребенок, как будто его вынули из седла – тогда стоит обратить внимание. И тогда уже встает вопрос о том, что это – норма или патология, которая требует дальнейшего обследования, часто рентгенографию, часто требует корректировки витамина D, который активно участвует в минерализации костной ткани. Проводят врачебные исследования, которые говорят, нет ли нарушений минерального обмена у ребенка. Ребенок подрастает, ребенок растет, бегает активно, прыгает активно.
И в какой-то момент, чаще в возрасте 1,5-2-3 лет, родители замечают, что ноги у ребеночка начинают становиться Х-ом. И опять надо обратиться с этим к доктору, сходить на консультацию. Доктор уже ответит на вопрос: этот вальгус физиологичный, тот, который разрешенный для ребенка данного возраста, или этот вальгус патологический. И если этот вальгус свидетельствует о том, что это патология, то ребенку требуется дальнейшее дообследование и лечение. И здесь уже включается вопрос: как формируется стопа у ребенка данного возраста, насколько необходимо данному ребенку носить специализированную обувь, насколько ребенку необходимы корригирующие вещи, по типу разного рода ортезов, туторов, которые одеваются, массажей, физиотерапевтических воздействий, медикаментозной терапии, которая приводила бы к нормализации минерального обмена у ребенка. Это все решается уже после осмотра. Мы сейчас будем говорить больше о здоровых детях, которые растут и развиваются.
Оксана Михайлова:
На что обратить внимание?
Илья Кульгускин:
Достаточно большую роль в формировании правильной оси конечности играет и стопа, и форма стопы, и формообразование стопы, и то, как эта стопа развивается, и то, как эта стопа растет, и то, как ребенок нагружает стопы. На это тоже нужно обращать внимание.
На сегодняшний день есть две позиции. Одна из позиций говорит о том, что ребенок должен ходить босиком. Мы, ортопеды, говорим о том, что большую часть времени по ровной поверхности ребенок должен все-таки стараться ходить в обуви, и в обуви достаточно правильной. Это никакая не ортопедическая обувь. Ортопедическая обувь нужна детям, у которых есть патология. Это обувь индивидуальная, та, которая делается под заказ, или в некоторые модели вносится не менее трех индивидуальных изменений. Все остальное называется обувь «профилактическая», «правильная», «хорошая», «анатомическая».
Оксана Михайлова:
То есть когда в магазине пишут «ортопедическая обувь», это такой рекламный ход, маркетинговый?
Илья Кульгускин:
Достаточно часто встречается именно так, потому что более правильное ее название было бы – «профилактическая обувь». И требуется ли вашему ребенку такая обувь, требуется ли вашему ребенку специализированная обувь, на этот вопрос может ответить только специалист.
Как ребенок ставит стопу – достаточно часто родители задаются этим вопросом. Кажется, наш ребенок плоскостопый. Вот они приходят на прием. Мы объясняем, что есть понятие физиологического плоскостопия. Свод стопы начинает формироваться после 4-5-летнего возраста – по одним данным, к 7-летнему возрасту – по другим данным. У маленьких детей амортизационную функцию на стопе выполняет жировая подушка на стопе. И как она в дальнейшем будет перестраиваться, как будет формироваться свод стопы, на это отвечает время. Поэтому динамический контроль за здоровым ребенком специалистами тоже должен осуществляться регулярно. Регулярность – это не каждый день. Регулярность – это не каждый месяц. Бывает, раз в полгода, бывает раз в год, бывает, раз в полтора года. Все это зависит от ребенка.
Оксана Михайлова:
Это ортопед назначает и говорит, когда в следующий раз подойти на прием. Следует ли маленького ребенка стимулировать: сидеть, ползать, ходить, вставать? Или он сам все это сделает?
Илья Кульгускин:
Излишняя стимуляция для ребенка тоже не совсем полезна. Ребенок должен сформироваться к своим двигательным навыкам, к своей двигательной активности самостоятельно. Да, мы можем где-то с ним играть. Да, мы можем его таким образом стимулировать, но активной стимуляции, если это нормально развивающийся ребенок, быть не должно.
Другой вопрос, если этот ребенок с патологией, который имеет задержку темпов моторного развития. Здесь уже сугубо индивидуально. Разрабатываются программы, назначается терапия, лечебной физкультуре обучаются родители. Конечно, маленький ребенок никаких специальных движений выполнять не будет, которые мы от него хотим, чтобы он сделал. Но родители могут каким-то образом стимулировать его, тренировать, чтобы он это делал в качестве игры: укреплять мышцы брюшного пресса, укреплять мышцы спины.
Оксана Михайлова:
Ведь хочется родителям посадить ребеночка. Говорят, девочек нельзя сажать, а мальчиков можно присаживать. Очень много мифов.
Илья Кульгускин:
Если вы ему дали два пальчика и он за ними потянулся – ничего плохого в этом не будет. Но если вы его подняли, посадили, обложили подушками, и он у вас сидит, то это абсолютно не нужно делать. Но мы говорим сейчас, в очередной раз я оговорюсь, о здоровых детях.
Оксана Михайлова:
Профилактика плоскостопия – это стараться ходить все-таки в обуви? Или еще есть у маленьких детей профилактика плоскостопия?
Илья Кульгускин:
Профилактика плоскостопия на сегодняшний день должна проводиться весьма активно в основном со стороны родителей. Наши дети более диспластичны, у них достаточно часто более разболтана соединительная ткань, разболтанные связки. И не только обувь стимулирует формирование свода стопы, наоборот, она только поддерживает. А вот активные игры с ребенком, когда ребенок в качестве игры ходит на цыпочках, на наружном крае стопы, когда есть возможность походить по рельефной поверхности, в том числе и по разного рода ортопедическим коврикам, которые дома можно положить. Летом, если есть возможность, но чтобы ребенок не наколол стопу, никто его не укусил, по песочку побегать босиком, но в разумных пределах, чтобы ребенок не порезал стопу. Плюс полазить по лесенкам, по шведской стенке, может быть, босиком, для того чтобы стопа испытывала нагрузку. И чтобы нагрузка была не чересчур выраженная, но чтобы мышцы стопы и мышцы голени работали достаточно активно и в дальнейшем свод стопы более правильно формировался.
Говорить о том, что все зависит от проблем плоскостопия, и что многие вещи связаны с ним – нет, этот вопрос достаточно сложный. Но при несформированном своде стопы подростки и взрослые люди испытывают достаточно большие проблемы. И тот, у кого есть плоскостопие, знает, насколько устает стопа, насколько устает голень, насколько перегружается коленный сустав. Причем с каждым годом мы становимся взрослее, мы уже будем говорить о взрослых в этом случае, когда эта проблема приводит к перегрузке, усталости.
Усталость – это снижение работоспособности, и человек не живет активной жизнью. Плоскостопие небольших степеней обычно людей никоим образом не беспокоит. При подборе комфортной обуви, при подборе ортопедических изделий по типу стелек, которые снимают нагрузку со стопы и дают стопе более правильно проводить амортизационную функцию, они не испытывают болевого ощущения.
Когда же испытывают болевые ощущения? Когда сложности с подбором обуви. Я думаю, многие, кто с этим сталкивался, об этом знают. А изначально закладка вся эта происходит у ребенка достаточно раннего возраста, и ребенку нужна физическая нагрузка. Она должна быть регулярная, но без перегрузок, если вы не хотите вырастить спортсмена, но и у спортсмена тоже перегрузок не надо. И в том числе и занятия со стопой: можно в качестве игры дома покрутить «восьмерку» пальчиком у маленького ребенка на стопочке, при этом все получают от этого колоссальное удовольствие. Можно погладить его стопу. Можно создать условия к тому, чтобы стопочка эта сокращалась на ваше воздействие. Пощекотать его стопку – и получить от этого и удовольствие и пользу.
Оксана Михайлова:
Поговорим про первую обувь, которая у маленького ребенка должна быть, и должна ли она быть. Я помню, она должна быть с небольшим каблучком, должен быть жесткий задник и она должна быть кожаная. Что-то изменилось в этих требованиях в современном мире?
Илья Кульгускин:
Я бы из всего этого изменил последнее требование – по поводу того, что она должна быть кожаная. Она должна быть гигиеническая, достаточно удобная по своим характеристикам. Но на сегодняшний день материалов достаточно много, и не только кожа в этом участвует. В большинстве своем кожаная обувь используется у детей, но это могут быть другие материалы. А вот то, что она должна хорошо фиксировать пятку, достигать вот этих косточек, лодыжечек или чуть-чуть повыше них быть, при этом должна иметь небольшой каблучок. Будет ли это каблучок Томаса или не будет это каблучок Томаса – это уже второй вопрос. Она должна хорошо фиксировать стопку. Все это должно присутствовать. По поводу материалов, из которых обувь изготовлена, я еще раз говорю, на сегодняшний день материалов стало намного больше, и технологии весьма активно развиваются. И они легче, удобнее и комфортнее. И при этом по дизайну обувь абсолютно разная. Она красивая, от нее нельзя отвести глаз.
Оксана Михайлова:
А если ребенок косолапит ногу, что с этим можно сделать?
Илья Кульгускин:
Вот этот вопрос и стоит достаточно остро. Очень часто можно услышать от родителей: «Ну и ничего страшного, я тоже так хожу». Очень часто можно услышать о том, что ничего страшного, перерастет. На этот вопрос должен отвечать специалист: в самом деле ли это состояние связано с нарушением установки стопы, или это проблема самой стопы, или это проблема более высоко кроется, и как с этой проблемой бороться и как ребенка воспитывать.
Кому-то нужна специализированная обувь, кому-то из этих детей нужна специализированная гимнастика, кому-то нужно просто повоспитывать походку и осанку, кому-то в возрасте, когда ребенок уже более восприимчив к специальным нагрузкам, хореографию, бальные танцы, кому-то плавание, кому-то велосипед. Все это уже должен решать специалист. И поэтому если вам кажется, что что-то не так, если вы видите, что ваш ребенок не так ходит, задайте этот вопрос специалисту. Приведите ребенка на консультацию. Вам специалист ответит: да или нет, нуждается ваш ребенок в каких-то особых условиях для этого формирования или же каких-то особых действиях с вашей стороны или со стороны медицинского персонала, или же просто пройдет время и ребенок сформируется. Теоретически ребенок не должен косолапить.
Оксана Михайлова:
Если мы дальше по возрасту у детишек двигаемся, сразу возникает вопрос: формирование осанки. Как правильно ребенку сидеть, рисовать, играть?
Илья Кульгускин:
Вопросы формирования осанки стоят на сегодняшний день все острее и острее. Наши дети сидят все хуже и хуже. Наши дети достаточно часто сидят со своими любимыми гаджетами, они в них играют, они в них смотрят. Ничего хорошего в этом нет для органа зрения, в том числе нет ничего хорошего и для формирования их осанки. Мы видим большое количество детей, которые активно сутулятся. Мы видим большое количество детей со сколиотическими деформациями позвоночника. Это в дальнейшем приводит к развитию раннего остеохондроза, к болевому синдрому. Человек не может долго сидеть, у него болит спина, или долго ходить, и у него болит спина, это человек, который менее работоспособен. Если у человека что-то болит, человек меньше радуется этой жизни и у него меньшая польза для общества. Но это не совсем правильное понятие. Он просто менее работоспособен и человека что-то беспокоит.
Большую роль в формировании опорно-двигательного аппарата и в формировании поддерживающего мышечного каркаса играет роль и то, как наши дети сидят, и то, как наши дети рисуют, играют, в каком положении они находятся. Посмотрите, сидит ли ваш ребенок ровно. Уже начиная с 3-5-летнего возраста можно обращать внимание на то, ребенок сутулится или не сутулился, как сидит.
Оксана Михайлова:
Нужно заставлять ребенка выпрямлять спинку?
Илья Кульгускин:
По поводу заставлять – вопрос достаточно дискутабельный. Напоминать ребенку об этом, чтобы он расправлял плечики, чтобы он не сутулился, чтобы он держал спинку ровно, голову поднимал высоко. От этого зависит и формирование осанки, и формирование органов, и формирование остроты и органа зрения, даже более правильно сказать динамическая нагрузка. Дети при возможности должны не просто шалить – они должны быть достаточно активными: легкие танцы, плавание, общефизическая подготовка, зарядка. Развели плечики, подержали ручки, подняли ручки в разные стороны, поделали «Ласточку» в положении лежа, «Лодочку» в положении лежа. Ничего сложного в этом нет.
Поверхность, на которой дети спят. Лучший вариант – выбирать более жесткие матрасы. Они точно так же способствуют формированию осанки у детей. Нужна ли ребенку подушка? Практически не нужна. Высота подушки у детей старше 5-летнего возраста должна быть не более 5 сантиметров. Это вполне будет достаточно. Физиологические изгибы позвоночника начинают формироваться, когда мы начинаем поднимать голову, когда мы начинаем сидеть, стоять, ходить. В дальнейшем мы их называем именно физиологическими, они нужны человеческому организму. Но когда этот физиологический изгиб становится выраженным, когда мы видим, что ребенок сутулится, что у ребенка одно плечо выше другого, одна лопатка выше другой, что бедро каким-то образом выступает вперед, вроде бы кажется, что треугольничек талии, который тоже заметен, вроде бы один острее, второй немножко сглаженнее – это повод обратиться к специалистам и решить вопрос о том, что делать дальше ребенку, каким образом это состояние подправить, нужно ли это состояние исправлять и насколько активно этим нужно заниматься. Но в большинстве своем без помощи родителей, без напоминания ребенку, без обращения внимания ребенка на формирование его осанки мы, ортопеды, не можем справиться. Мы не можем заменить ежедневности на сегодняшний день, в том числе и регулярных более правильных физических нагрузок, в которых дети достаточно часто нуждаются.
Оксана Михайлова:
Ребенок идет в школу. Парта, стул – есть какие-то требования? Или дома ребенок делает уроки. Какие должны быть требования к парте и к стулу, на котором ребенок сидит и делает уроки?
Илья Кульгускин:
Ребенок должен сидеть ровно, от глаз до поверхности должно быть, как нас раньше учили, 35-40 сантиметров, при этом с выпрямленной спиной, ноги ребенка должны стоять на горизонтальной плоскости, при этом должно быть 90 градусов в коленных суставах, 90 градусов в тазобедренных суставах, тогда ребенок не нагружается. Прекрасный вариант, когда это парта и стулья, которые растут вместе с ребенком, но они не очень дешево стоят, и это необязательный вариант. Это может быть стол, это может быть парта, это может быть стул. Но если ребенок не достает ногами до пола, тогда ему под ножки ставится подставочка, на которую он опирается. Опять-таки, с какой стороны падает свет. Если ребенок правша, то желательно, чтобы свет падал слева, для того чтобы он видел, что он читает, что он пишет, как он рисует. Он занимается уроками дома и старается сидеть достаточно ровно.
Оксана Михайлова:
Итак, повторим еще раз. Ноги должны всегда обязательно стоять на полу.
Илья Кульгускин:
От глаз до поверхности должно быть 35-40 сантиметров, ребенок должен сидеть ровно. Придя домой из школы, делая домашнее задание, ребенок может сидеть и 20, и 30 минут, а кто-то через 10 минут начинает не сидеть на месте. И здесь возникает вопрос: это невнимательность у ребенка или ребенок просто-напросто устал к этому моменту? Пробыв в школе, занимаясь в школе, придя домой, сразу начал делать уроки. Может быть, он просто устал, может быть, ребенку просто дать пошевелиться, подвигаться, какое-то время дать ему отдохнуть, переключить внимание, и после этого он уже с более отдохнувшими мышцами садится за уроки.
Оксана Михайлова:
Существуют у детишек в возрасте 3-7 лет боли в ножках. Это боль роста или нужно бежать к врачу? Если бежать к врачу, то к какому: ортопеду, педиатру, ревматологу?
Илья Кульгускин:
Это проблема, с которой сталкиваются и родители, и дети, и доктора достаточно часто, когда приходит родитель с ребенком и говорит, что ребенок по вечерам жалуется, что болят ножки, что ребенок может ночью просыпаться от болевого синдрома. Бытует мнение о том, что это могут быть боли роста, но мы все равно говорим о том, что если у ребенка есть какие-то жалобы, будьте добры, обратитесь к специалисту. И в случае болей в ножках у ребенка этого возраста первым врачом бывает педиатр в большинстве своем. И педиатры уже говорят о том, чтобы обратились к ортопеду. И я бы начинал все-таки осмотром ортопеда, потому что боли в ногах могут быть признаками разного рода патологий. Это могут быть и нарушения минерализации костной ткани, и воспалительного рода заболевания, разного рода остеохондропатии, в маленьком возрасте они встречаются. Это могут быть проблемы, связанные не только с мышцами, но и с коленными суставами, проблемы в мышцах разного характера, и тогда часто требуется помощь и неврологов. С подозрением на воспалительные заболевания нам требуется помощь ревматологов. И только лишь наш содружественный труд, наше понимание этих проблем может привести к тому, чтобы мы помогли данному ребенку.
Делать сразу массаж, как мы достаточно часто слышим. Может быть, поделать массаж, на этом все закончится. Но не всегда это полезно. Иногда это может усугубить проблему, поэтому все-таки показать ребенка специалисту. И я бы, как ортопед, поставил на первом месте в случае болевого синдрома нижних конечностей ортопеда, а дальше уже смотреть и разбираться с каждым конкретным случаем индивидуально.
Оксана Михайлова:
Просто в поликлиниках педиатр записывает к ортопеду.
Илья Кульгускин:
Идти к педиатру, и педиатр уже направит на консультацию к ортопеду. Это не срочно чаще всего бывает, но все зависит от характера и интенсивности болей.
Оксана Михайлова:
У детишек 8-12 лет иногда могут наблюдаться боли в пятках, которые усиливаются после физической нагрузки. Что с этим делать?
Илья Кульгускин:
Достаточно часто у этих детей встречается такое состояние, как остеохондропатия пяточного бугра, пяточной кости, или мы ее называем болезнью Шинца. Данная ситуация требует вмешательства и помощи со стороны врачей травматологов-ортопедов. Родители обращаются к педиатрам, травматологам-ортопедам, и они уже подсказывают, какие дополнительные методы исследования нужно провести. Способ лечения выбирается сугубо индивидуально по тому диагнозу, по тому состоянию, которое есть у ребенка.
Оксана Михайлова:
То есть все равно к ортопеду.
Илья Кульгускин:
Да, чтобы сказать о том, что имеет место быть данная патология. Встречается и другая патология под маской тех же жалоб, с которыми надо разбираться.
Оксана Михайлова:
Боли в коленных суставах у подростков – здесь к кому обращаться? Тоже сразу к ортопеду или есть какие-то варианты?
Илья Кульгускин:
Все-таки я бы вначале обращался к ортопеду. Если это ребенок, который наблюдался с какой-то патологией врачами других специальностей, тогда можно посоветоваться с ними. В случае, когда ребенок никогда ни с чем не наблюдался, и боли появились, то все равно ребенок нуждается в консультации ортопеда, а дальше уже разбираться, что делать, потому что это могут быть разного рода причины, разного рода состояния, характеризующиеся данным болевым синдромом. Поэтому требуется участие специалистов по ортопедии и травматологии.
Оксана Михайлова:
И хромота сюда же?
Илья Кульгускин:
В большинстве своем да.
Оксана Михайлова:
Перейдем к детскому травматизму. Впереди зима, будут ледянки, ватрушки, снегокаты, санки. Как Вы относитесь ко всем этим развлечениям? Что опасно? Можно же подпрыгнуть на горке, на неровной поверхности и получить травму позвоночника или еще что-то. Что в этом смысле более безопасно, что менее?
Илья Кульгускин:
Мне кажется, что большая часть специалистов согласна, чтобы зима и не приходила в этом случае, вариант еврозимы, по одной простой причине, что сейчас не столько много травматизации встречается, связанной с катанием с горки. Мы тоже были детьми, мы все стремились побегать, попрыгать, поскакать, покататься с горки, и абсолютно так же мы получали эти травмы. И на сегодняшний день горки стали более крутыми, доступность этих более крутых горок становится все больше и больше. Возможности у детей использовать разного рода приспособления (санки, ледянки, ватрушки, тюбинги, снегокаты), становится больше, и риск травматизма здесь крайне высокий. Но можно подпрыгнуть, получить травму позвоночника, можно удариться, получить черепно-мозговую травму, травму верхних конечностей, нижних конечностей, различного рода ушибы, переломы. Этот период времени радости у детей, который иногда, к нашему сожалению, омрачается травматизмом. И риск травматизма в этом случае высок. Сказать о том, какой из этих видов более травматичен, а какой менее травматичен, нельзя. Все должно быть под контролем взрослых. Не отпускайте детей одних.
Оксана Михайлова:
Все-таки санки повыше, а ватрушка – тут попой едет по льду.
Илья Кульгускин:
Да, но из санок тоже падали, и санки тоже неуправляемые. И ватрушки тоже неуправляемые. И все-таки с чего бы ребенок ни упал – лучше, чтобы он не упал. Риск травматизма намного повышается, поэтому нужно следить, нужно отдавать себе отчет, насколько ребенок к этому готов. И лучше сминимизировать данные риски, потому что потом наша радость не всегда продолжается радостью. Хотя мы все всегда готовы помочь, но мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми.
Оксана Михайлова:
Круглогодичное развлечение детей – батуты. Ваше отношение к батутам с точки зрения ортопеда.
Илья Кульгускин:
Это место, которое достаточно часто приводит к развитию перегрузок, травматизма. Дети достаточно часто бывают неподготовленными к данным нагрузкам, дети, которые прыгают, не останавливаясь длительное время. То есть для кого-то полчаса – это длительное время, для кого-то час, для кого-то полтора часа – это длительное время. И все-таки если ребенок попрыгал несколько минут, при этом он минимально опасен к травматизму, это небольшие, неагрессивные прыжки, небольшие батуты, то в большинстве своем это все заканчивается радостью в глазах ребенка и родителей. Если же это длительная нагрузка, и ребенок к этому не был приспособлен, то это может привести к разного рода перегрузкам со стороны опорно-двигательного аппарата, болевым синдромам, растяжениям, и риск травматизма достаточно высок. Жизнь дает нам возможность быть более активными, но надо соизмерять свои силы и возможности, и поэтому постепенно к этому детей готовить. Риск травмы больше связан с риском неправильного падения, и вначале лучше, чтобы инструктор показывал ребенку какие-то приемы, действия, которые он не должен совершать или должен совершать в этом случае.
Оксана Михайлова:
Я хочу вернуться к вопросу обуви. Мы поговорили по поводу обуви маленьким детишкам, а дети более старшего возраста – тут два варианта. Первое – влезает в кроссовки, и он всю жизнь ходит в кроссовках. Это удобная обувь, спортивная. Или девочки любят каблуки. С какого возраста? Какая высота? Есть какие-то принципы выбора обуви, привязанные к возрасту?
Илья Кульгускин:
Мы в последнее время говорим о том, что обувь должна быть рациональная. Обувь должна быть та, в которой ребенок не испытывает перегрузок, комфортная для ребенка, но при этом мы говорим о том, чтобы эта обувь в дальнейшем не приводила к развитию деформаций. Поэтому очень высокий каблук для девочек-подростков, которые собираются на танцы, какое-то время может быть, но при ношении длительное время очень высокий каблук приводит к перегрузке переднего отдела стопы, к развитию достаточно тяжелого поперечного плоскостопия. Если вы видели, чаще встречается у женщин, шишка около первого пальца стопы, так называемый халюс вальгус. Одна из проблем – это узкий нос на высоком каблуке, это проблема поперечного плоскостопия. Да, это проблема, но все равно нерациональное использование такой обуви провоцирует и усугубляет данные составляющие.
Но, с другой стороны, мы говорим о том, что и совсем плоская обувь усугубляет данное состояние. Поэтому обувь должна быть ближе к классическому варианту, с небольшим каблучком, с достаточно хорошей колодкой, обувь не должна приносить человеку или ребенку дискомфорта, когда он ходит, и обувь должна приносить эстетическое удовольствие, моральное удовольствие человеку, что он в нее обут. Поэтому где-то использовать кроссовки, где-то использовать туфли, где-то использовать ботинки классического покроя.
Тем, у кого есть необходимость использовать дополнительные приспособления для разгрузки стопы – все это со временем, по рекомендациям специалистов. Всегда проводилась и проводится диспансеризация детей подросткового возраста, и во время диспансеризации, где раздевают ребенка полностью, видно, как у ребенка формируется в дальнейшем стопа, какая нагрузка у него есть, и если эта стопа формируется обычно, тогда уже немножко проще. Если есть индивидуальные особенности, то с ними уже нужно разбираться. Это группа детей, которые нуждаются в активном наблюдении, поддержании. Запись осуществляется по телефону колл-центра: 8-499-748-04-83. Этот телефон есть на сайте, он доступен всегда. И по нему вам подскажут, каким путем к нам можно попасть, какие документы нужно с собой иметь, к какому специалисту вас могут записать. Все в колл-центре расскажут доходчиво.
Оксана Михайлова:
УЗИ, рентген – все это есть?
Илья Кульгускин:
Да, мы обладаем всей диагностической базой на сегодняшний день, которая нам требуется.
Оксана Михайлова:
У нас в больнице сейчас есть возможность, правда, на платной основе, лечения зубов под наркозом.
Илья Кульгускин:
Да, и такая услуга у нас на сегодняшний день тоже присутствует.
Оксана Михайлова:
Очень было интересно. Спасибо большое, Илья Юрьевич!
Илья Кульгускин:
Спасибо огромное за то, что пригласили. Всех с наступающим Новым годом! И всем здоровья и активности!
© doctor.ru Все права защищены.