доктор.ru

Молодежь и церковь

Организация здравоохранения

Юлия Каленичина:

Здравствуйте, дорогие друзья, вновь в эфире программа «Точка приложения», и с вами мы, ее ведущие, Оксана Михайлова и Юлия Каленичина. Тема сегодняшнего эфира несколько неожиданна — молодежь и церковь. У нас были несколько эфиров в последнее время, посвященные современной молодежи, и сегодня мы решили осветить именно такую тему: что связывает молодежь с церковью, как проявляет себя молодежь в храмах на современном этапе.

Гости нашего эфира — настоятель храма Живоначальной Троицы при Детской городской клинической больнице святого Владимира иерей Владимир Суханов, и Федоренко Мария Игоревна, руководитель молодежного совета храма.

Взрослые люди ходят в храм осознанно, понимая суть, для чего они это делают, детей приводят за ручку взрослые. А как подростки появляются в храме, молодежь, что их приводит или кто их приводит, или, может быть, между собой общаются и приходят в храм?

Иерей Владимир Суханов: 

Вопрос действительно животрепещущий, потому что отличается отношение к вере, к Богу взрослого человека, подростка и ребенка.  И если взрослый человек ходит в храм осознанно, он понимает, зачем ему это надо, то ребенок часто приходит в храм, потому что его приводят родители. Дети не задают вопрос зачем им нужна вера, храм, им достаточно того, что мама с папой ходят в храм. Кто-то из святых говорил, что родители — это домашние боги для ребенка. Для ребенка родители — это люди, которые знают все об этом мире, они самые умные, самые добрые, поэтому у него не возникает вопрос: если мама с папой ходят, я, конечно, хожу. А вот с подростками ситуация немножко меняется, потому что когда человек начинает осознавать себя как личность, взрослеет, у него начинают возникать вопросы. Во-первых, у многих начинают шататься авторитеты, и подросток, для того чтобы понять, что ему для жизни нужно, идет по пути отрицания авторитетов: авторитета родителей, друзей и так далее, он отвергает сложившиеся устои и потом уже осмысленно берет то, что ему нужно. Соответственно, подросток задает вопрос: мама с папой ходят в храм, а я зачем хожу в храм, мне это надо? А если мне это надо, то зачем мне это надо? И это серьезнейшие вопросы, на которые подросток должен дать ответ, иначе он в храме не останется, поэтому эта проблема должна быть обсуждаема, и священники понимают это. Поэтому молодежи уделяется особое внимание в храме, потому что это в некотором смысле неустойчивая форма.

Юлия Каленичина:

Хорошо, если родители водили ребенка в храм, но бывает, что такого нет, ведь советская власть во многом убрала религию, веру из жизни людей, а современная молодежь каким-то образом сама порой доходит, не зная ничего ни о вере, ни о религии, но находят свой путь. Много ли таких подростков, которые приходят в храм без участия родителей?

Иерей Владимир Суханов: 

Здесь я хочу вспомнить слова Евангелия, в которых Спаситель говорит, что «никто не приходит ко мне, если не призовет его Отец мой Небесный». Это тайна, то есть, оказывается, человек приходит в храм, только если его призовет Господь. Это тайна, повторю, и ответ на этот вопрос очень сложный, и мы даже не будем в этом эфире обсуждать эти богословские вещи, но если ты видишь, что человек пришел в храм, особенно подросток, и он пытается найти свое место в церкви, пытается найти свои отношения с Богом, то приход, молодежка должны помочь, священник в первую очередь должен особое внимание уделять молодежи.

Оксана Михайлова:

Для того чтобы молодежи было интересно, надо чем-то ее удерживать, должна быть какая-то общность, раньше были пионерские организации, мероприятия. Сейчас в храмах существуют движения, увлечения? В чем заключается движ, надо же работать с молодежью помимо служб?

Мария Федоренко:

Мероприятий очень много, все знают, что большинство молодежи сейчас увлекается здоровым образом жизни, и во многих храмах существуют благотворительные забеги, есть множество различных культурных мероприятий, походы в музеи, еженедельные настольные игры, некоторые устраивают пешие походы по паркам.

Оксана Михайлова:

А зачем для этого нужно приходить в храм? В музей я могу пойти сама, сейчас вообще неделя бесплатных музеев. В парк можно пойти с друзьями, в шашки могу дома поиграть. Почему это надо делать в храме?

Мария Федоренко:

Нас всех объединила вера. Когда я пыталась прийти в нашу молодежку, был просто период, когда любой молодой человек понимает, что его не совсем все понимают. И когда ты приходишь в ту сферу, ту область, находишь тех людей, которые тебе близки по духу, ты понимаешь, что я нашел, я хочу там остаться. Поэтому если у человека есть желание, то он остается, пытается хоть что-то сделать, приложить усилия, чтобы там остаться.

Иерей Владимир Суханов: 

Часто бывает так, что родители приводят ребенка в храм, и когда он становится подростком, у него появляются серьезные вопросы, которые он пытается задавать самому себе, другим людям, и подросток в храме чувствует, что вера — это хорошо, вера дает человеку жизненной стержень, основы, но ее нет, потому что дети не задаются вопросом веры, они верят, потому что верят родители. А как подростку найти веру? Это очень сложный момент.

Маша правильно сказала, что когда человек ищет свое место в своих отношениях с Богом, свое место в храме, вот здесь ему нужно помочь. Подростки часто не могут найти общий язык с теми людьми, с которыми находили еще 2-3 года назад, и человек чувствует одиночество, пустоту. К сожалению или к счастью, не знаю, для человека становится очень важно мнение окружения, то есть компания. И поэтому очень важно в церкви создать такую атмосферу, где бы ребенок мог спокойно и безопасно развиваться, потому что сейчас огромное количество соблазнов, огромное количество грязи, чернухи и всякой нечистоты. И человека часто тянет в эту сторону, в сторону бездуховности.

Все зависит от того, с кем он общается, какая компания вокруг, потому что часто мнение сверстников для подростка важнее, чем мнение родителей, священников, вообще взрослых людей. Они не воспринимают взрослых, а своих сверстников воспринимают. Можно ведь поехать в поход, собраться на день рождения, распить большое количество алкоголя, а потом не помнить, что было после этого, а можно петь хорошие песни, разговаривать на интересные темы. Один и тот же день рождения, только духовная нагруженность совершенно разная.

Оксана Михайлова:

Найти свой социум — это важно не только молодежи.

Юлия Каленичина:

С какого возраста нужно с детьми или подростками начинать говорить о Боге, чтобы человек все-таки осознанно пришел к вере? Я знаю, что есть воскресные школы, верующие люди водят туда своих детей, внуков, но это далеко не в каждой семье.

Мария Федоренко:

Я всегда была в храме. В воскресную школу я, кстати, ни разу не ходила.

Оксана Михайлова:

Маша из тех детей, которых привели родители.

Мария Федоренко:

Да, но я ушла за батюшкой, потому что у нас батюшку перевели в какой-то момент, и я ушла за ним. Но чтобы со мной разговаривал батюшка про веру... Это получилось спонтанно. В какой-то момент я поняла, что мне нужен человек, близкий по духу, возможно, это был конец девятого или восьмого класса.

Юлия Каленичина:

У тебя есть младшие братья и сестры?

Мария Федоренко:

Да, трое.

Юлия Каленичина:

Ты с ними разговариваешь о Боге?

Мария Федоренко:

Скорее, с младшей.

Юлия Каленичина:

Сколько ей лет?

Мария Федоренко:

Одной двенадцать, а брату уже восемнадцать.

Иерей Владимир Суханов: 

В церковных семьях очень часто родители не разговаривают с детьми на духовные темы, потому что считают, что дети и так все понимают, и это большая ошибка. С ребенком нужно говорить на духовные темы, нужно объяснять, и самое главное, что постепенно ребенку нужно говорить, что в мире очень много зла, и пока ты маленький, тебя от этого зла ограждают родители, то есть мы тебе многие вещи не рассказываем, но ты должен понимать, что в этом мире очень много зла, и рано или поздно тебе придется с этим злом столкнуться. Не надо рассказывать подробности, но постепенно ребенка надо к этому готовить. И если ты столкнешься с этим злом, ты должен понимать, что вера может тебя спасти, потому что в жизни очень много разочарований. В подростковом возрасте несчастная любовь, непонимание сверстников, родителей, педагогов, и ты всегда можешь обратиться к Богу, Господь тебя услышит. Вот такие вещи нужно говорить, потому что из того вакуума, в который попадают все подростки, если человек сможет выбраться благодаря вере, друзьям, окружению, дальше все будет хорошо, потому что именно в подростковом возрасте люди совершают серьезнейшие ошибки, о которых потом жалеют всю свою жизнь и полжизни потом разгребают то, что натворили в молодости.

Оксана Михайлова:

Я думаю, что нужно разговаривать о Боге и с детьми, для того чтобы хотя бы первоначальные знания они получали в детстве, потому что в подростковом возрасте они смогут уже что-то для себя понимать, а если с ними начинать говорить в подростковом возрасте, то это сдвигается дальше.

Иерей Владимир Суханов: 

Но это не должно быть в качестве обучающего процесса (завтра в 7 часов мы разговариваем о Боге, мы садимся и читаем), потому что это вызывает отторжение, должна быть беседа.

Мария Федоренко:

Батюшка сейчас очень хорошо сказал про отторжение. Я закончила православную школу, я там училась, у нас в какой-то момент был переизбыток служб, и у меня был такой протест, я родителям говорила: «Отстаньте от меня, никогда я больше туда не пойду». А потом прошел девятый класс, я ушла в колледж, а там были совсем другие люди, я вообще не могла с ними общаться. Я поняла, что мне надо что-то менять, и вернулась.

Оксана Михайлова:

У человека был опыт, и она поняла, куда вернуться. Маша, в вашей команде какой возраст ребят и чем они занимаются? Если девочки, то все монашки, если мальчики, то все в семинарии учатся?

Мария Федоренко:

Совсем не так. Если про возраст, то у меня ребята совсем разные. Есть те, кому 14, есть те, кому 35, и по закону они еще молодежь, даже если им будет больше 35, все равно они будут с нами.

Оксана Михайлова:

Как они находят общий язык? И сколько у вас ребят?

Мария Федоренко:

В группе 17.

Оксана Михайлова:

Они все равно кучкуются по возрастам.

Мария Федоренко:

Но бывает так, что они все переплетаются, потому что человек, которому 35, иногда очень хорошо находит общий язык с теми, кто младше, у них происходит наставничество, есть некоторые вопросы, которые они хорошо доносят до молодежи. В основном это те, кому 20-26 лет. Что касается профессии, их много, даже если не все ходят, я их все равно считаю нашей молодежкой. У нас есть кадастровые инженеры, семинаристы, не без этого, есть регент, много музыкантов, и их вообще всех можно отнести к музыкантам, потому что почти все поющие и играют на музыкальных инструментах. У нас есть машинист, автомеханики, много программистов, одна девочка мечтает быть патологоанатомом, ей просто нравится тишина. Есть реставратор, мальчик реставрирует колокольню в Коломенском.

Юлия Каленичина:

Мария, ты являешься руководителем молодежного совета храма. Что это за должность, как ты руководишь этим процессом?

Мария Федоренко:

Самое основное — это координация всего, что есть. У меня ребята сами могут спокойно организовать, каждый занимается своей деятельностью.  Есть хор, соответственно, есть определенное направление — только хор, есть спортивные мероприятия — мальчики занимаются, что-то, связанное с рукоделием — девочки занимаются, и я все это координирую сверху.

Оксана Михайлова:

А еще Маша разгребает «хвосты», которые остаются.

Иерей Владимир Суханов: 

Как в советское время была пословица — пионер, ты в ответе за все. 

Оксана Михайлова:

То есть совершенно светские профессии, ребята живут обычной жизнью. А на каком языке вы разговариваете? Как в храме или используете сленг, как принято в молодежной среде?

Мария Федоренко:

Сленг, безусловно, есть, он зависит от возраста, каждый использует то, что получил в своем возрасте. Но если кто-то что-то не понимает, например, 19-летние вряд ли поймут 35-летних в некоторых моментах, у них разный сленг, просто объясняем, что это за слово. А так, как такового разделения нет.

Оксана Михайлова:

Мат проскальзывает?

Мария Федоренко:

Бывает.

Юлия Каленичина:

Рэп не очень тактичный слушаете?

Мария Федоренко:

Вроде бы нет.

Юлия Каленичина:

Поговорим про ваш храм, раскроем все самое интересное. Какие важные, интересные мероприятия проходят для молодежи? Маша сказала о хоре, для чего он нужен, что вы поете?

Иерей Владимир Суханов: 

Меня немножко задело высказывание Маши по поводу мата. К нам периодически приходят подростки из обычной школы, им тяжело перестроиться, и часто проскакивают какие-то вещи, но ребята стараются лечить их любовью, и постепенно человек очищается. Это не то, что у нас в группе периодически проскакивает — нет, это не нормально.

Мария Федоренко:

Как создавался хор? У батюшки есть крестная дочка Надя, которая все это зародила. Потом у всех произошли перемены в жизни, и все перешло к нашему действующему регенту Нине. В основном это службы по субботам, но помимо этого батюшку на день рождения поздравляем молодежным хором, ездим в детский дом.

Иерей Владимир Суханов: 

У нас есть детская больница, где мы периодически стараемся радовать детей в праздник Рождества, Крещения, на Пасху. Идея молодежного хора оттуда и взялась, потому что приходят священники из других храмов, которые тоже хотят подарить радость детям, и с каждым батюшкой должно идти 2-3 певчих, и в какой-то момент мы поняли, что нам очень нужны молодые голоса, чтобы было красивое пение. Изначально все пошло с поздравлений в детской больнице, а потом перешло на службы.

Оксана Михайлова:

Как можно попасть в хор?

Мария Федоренко:

На сайте храма есть телефоны, мой точно, и можно написать. Я связываюсь с нашим регентом, она либо прослушивание проводит, либо просто приглашает на нашу спевку, и мы пытаемся что-то спеть. Если понимаем, что человек может влиться и у нас нет с ним резонанса, то мы продолжаем с ним работать. Но человек и сам должен что-то делать, приходить на спевки, нас 5 человек, у нас свой настрой, мы уже слышим и понимаем друг друга, а когда приходит другой голос, начинается сбой, и мы не можем спеть службу.

Иерей Владимир Суханов: 

Правила поведения на клиросе, когда приходит новый человек, ему первое время не разрешают петь, он просто стоит в хоре и слушает голоса. Клирос — это церковное место, где стоит хор, обычно это с правой стороны от алтаря за храмовой иконой. Никого из хора не выгоняют, человек стоит внутри, понимает, как поют, через какое-то время он понимает, что это труд, не получится так — что слышу, то пою. И дальше он выбирает сам, ему говорят: если ты хочешь петь, приходи на спевки, занимайся, может быть, сначала не будет получаться, но потом все будет хорошо. Иногда человек понимает, что он не готов трудиться.

Юлия Каленичина:

А тексты? Они же не простые, их тоже нужно знать. Они перед глазами или нужно заучивать?

Мария Федоренко:

Ты автоматически запоминаешь, особенно если постоянно ходишь на службы.

Оксана Михайлова:

Расскажи про литературные встречи, что обсуждаете, кто ведет.

Мария Федоренко:

Литературные встречи появились давно, ведет их матушка, жена священника, отца Георгия Ореханова, она закончила педагогический институт. Мы обсуждаем произведения. Есть тема, например, достаточно давно идет Пастернак, я не совсем понимают, почему именно он, но ребятам нравится. И на каждой литературной встрече обсуждается, о чем будем говорить потом, то есть нет определенного плана. Батюшка говорит: «Я хочу литературную встречу», — мы организовываем.

Иерей Владимир Суханов: 

У ребят в процессе обсуждения возникает интерес и желание — а давайте разберем. Начинали с классики, Пушкин, Есенин, и постепенно градус повышается, потом Ахматова, Цветаева, Пастернак, Блок. Сейчас дошли до того, что ребята с удовольствием читают стихи Рильке, который переводил Пастернака, и читают в оригинале, у нас есть подвижники, но мы стараемся, чтобы было понятно всем, чтобы не уходить в дебри. Приходит очень много молодежи. Поначалу я видел, что они пришли, потому что кто-то из сверстников позвал, сидели со скучными лицами. А у нас есть такая традиция — мы берем стихи и читаем по четверостишиям. Они сначала хихикали, а потом сами стали читать и так загорелись, что теперь уже не надо никого приглашать, они приходят сами и даже говорят: «Что-то у нас давно не было литературной встречи».

Юлия Каленичина:

В вашем храме есть сестричество. Расскажите о служении сестер милосердия, действительно ли там участвует молодежь.

Иерей Владимир Суханов: 

Все это выросло из волонтерской службы, потому что когда я пришел в храм и меня поставили настоятелем, при храме была добровольческая служба, куда приходили ребята, взрослые люди. Когда ребенок долго находится в отделении, ему нечем заняться, перед ним только телефон и мультики, и дети в какой-то момент начинают шалеть. И когда приходят люди, которые читают с ними сказки, ставят спектакли, делают поделки, одна девочка предложила делать из бумаги замки, и они вырезают, склеивают, получаются большие замки, короли, драконы, детей не оторвать. Изначально добровольческая служба была для того, чтобы немножко отвлечь детей. Но потом мы поняли, что нужно более серьезно подходить, и появилось несколько подразделений такого служения. У нас остались добровольцы, волонтеры, некоторые приходят вечером и читают детям сказки,  есть несколько священников, потому что больница большая, одному священнику не под силу обойти ее всю, мы стараемся сделать так, чтобы ребенок за то время, что он лежит в больнице, хоть один раз встретился с батюшкой. Дети лежат в среднем 2 недели, за это время мы должны обойти всю больницу.

Священнику тяжело ходить по палатам и без подготовки говорить с детьми, поэтому появилась необходимость требных сестер. Приходит сестричка в платочке, с крестиком и говорит: «Завтра придет батюшка, кто хочет поговорить?» Надо сказать, когда священник приходит, люди часто робеют: большой, в рясе, с крестом, и человек, может, и хотел что-то спросить, но начинает робеть. А тут девушка, молодой человек, и люди спрашивают: «Священник? А кто это, зачем он приходит, а какие вопросы можно задавать священнику?» И завязывается разговор по душам, в процессе разговора требные сестры в некотором смысле занимаются катехизацией, потому что у некоторых нет понимания, кто такой священник, зачем нужна церковь.

Оксана Михайлова:

Нет такого, что готовьтесь, сейчас священник придет. Только по желанию, никакого принуждения.

Иерей Владимир Суханов: 

Они составляют списки: в такой-то палате хотели бы поговорить, или батюшка на следующий день идет и уже подходит к людям, которые знают и ждут его, и дальше совершается разговор.

Оксана Михайлова:

Что такое катехизация?

Иерей Владимир Суханов: 

Катехизация — это объяснение основ веры, церковный ликбез. И еще одно подразделение — это сестры милосердия, которые занимаются уходом. В детских больницах это очень трудно, мы сейчас пытаемся придать этому вопросу правовой статус. В госпиталях, больницах есть сестры по уходу, которые приходят покормить, побрить, постричь, то есть занимаются уходовыми мероприятиями. У нас в сестричестве три таких направления — сестры милосердия, сестры требные и добровольцы.

Юлия Каленичина:

Расскажите про ваши знаменитейшие походы, байдарочные походы.

Иерей Владимир Суханов: 

Когда я был подростком, мне очень хотелось ходить в походы, потому что в храме, в котором я был прихожанином, периодически люди ходили в походы, но когда я просился, мне говорили: «А у тебя есть опыт на лодках? — Нет. — Ну вот когда будет, тогда и придешь». Меня это ужасно расстраивало, и в какой-то момент мне кто-то подарил байдарку, и я своим приятелям говорю: «Пойдем вместе, просто попробуем, что это такое». Мы пошли по реке Киржач, там моя дача находится, на всякий случай, чтобы если вдруг что случится, мы смогли до нее дойти пешком.

Плывем, и вдруг вижу — из леса появляется колокольня, это было лет 20 назад, и каждый год мы стали ходить в походы, проплывая мимо этой колокольни. Оказывается, это место, где было огромное село, прекрасный храм, который был взорван в советское время, но колокольню оставили как маяк для грибников. И каждый раз я проплывал мимо этой колокольни, думал: ведь хоть кто-то должен там помолиться, все-таки осталась колокольня, крест золотой на ней стоит, куполок, даже остались росписи. И когда я стал священнослужителем, решил, что походы должны иметь духовную направленность, то есть не просто пришли, посидели у костра, попели песенки, поели картошечки и разошлись, а должна быть духовная направленность.

Наш поход заключается в том, что мы плывем какое-то время, останавливаемся около этой колокольни, ставим походный временный храм, приезжают люди из Москвы, приходят местные жители, и мы служим там службы или литургии. На телеканале «Спас» можно посмотреть или в Youtube набрать «за батюшкой на байдарках», телеканал «Спас» вместе с нами ходил в поход. Дальше доплываем до места финиша, и огромное количество впечатлений. Самое главное — молодежь после таких походов начинает дружить, они начинают общаться, загораются глаза, и они спрашивают, когда в следующий раз пойдем. Поэтому мы решили, что байдарочные походы надо перемежать с миссионерскими поездками.

Есть такая организация «Общее дело», которая восстанавливает заброшенные храмы севера, которые еще можно восстановить. Храмы бывают в заброшенных деревнях, и не хватает священников, потому что священники на севере очень заняты. Мы каждый год ездим по этим восстановленным храмам, иногда даже в заброшенные деревни приезжаем, готовим храм к службе, служим там литургию, потому что в храме хотя бы раз в год должна совершаться служба, иначе это не храм, а просто здание, храм строится, чтобы там служить. В прошлом году мы служили в 5 храмах, в двух из них литургия совершалась последний раз в 1937 году, когда священника репрессировали и отправили в лагеря, и с тех пор в храме никто не служил. Конечно, удивительное чувство, когда ты первый раз служишь в храме, в котором за 100 лет не совершалось ни одной службы. Это мощнейший стимул для молодежи, потому что они понимают, что делают что-то очень важное, великое, душа это чувствует, Господь дает особую благодать.

Еще наша молодежь ездит в велосипедные походы, мы по лесам, по просекам ездим в монастыри, это очень интересно. У нас еще миссионерский поход состоялся на космодром Плесецк, огромная территория, 100 на 100 км, там находится несколько воинских частей, и мы по этим воинским частям ездим и служим службы в храмах, с нами ездит наш молодежный хор, это производит сильнейшее впечатление на ребят, и в одну из поездок наши девчонки после службы идут, на плацу построены роты, и кто-то кричит им: «Благодаря вам я поверил в Бога», — и песнями провожали. Это самая лучшая награда.

Мария Федоренко:

Я ребятам часто говорю, что если бы их не было, не было бы того, что есть, потому что каждый из них, даже если это совсем маленькая часть, просто прийти на службу, все равно он показывает мне то, что молодежка еще есть, потому что меня очень часто переубеждают в том, что ее нет, что она развалилась.

Иерей Владимир Суханов: 

Маша перфекционист, ей нужно, чтобы все было на 5 баллов, и когда получается на 5 с минусом, она начинает унывать.

Мария Федоренко:

Сейчас у ребят появляется частичка заботы друг о друге, это заметно, особенно на рождественской службе проявлялось очень хорошо. Я горжусь, что они такие.

Иерей Владимир Суханов: 

Благодаря такому молодежному служению наши ребята учатся любить, уважать друг друга, любить Бога, служить Богу и самое главное — заботиться друг о друге и о своих близких.

Вопросы врачу:

Главная / Врачи / Публикации / Статьи
Электронная почта для связи: admin@doctor.ru


© doctor.ru Все права защищены.



18+