Сокращение числа психических стационаров не превратит ли наши города в зомби-апокалипсис?

Психиатрия

Вопрос отражает остроту темы, которую мы сегодня рассматриваем. Смысл в чем? Проблему знаю не понаслышке, в некоторой степени – изнутри. Во-первых, закрытия стационара, кое-где – ряда коек, были в единичных случаях, происходили еще с 2011 года. Это было началом реформы психиатрической помощи. Что мы имеем сейчас? Буквально год-полтора назад сформировалась более конкретная, серьезная, продуманная, разработанная, с цифрами, подсчетами, программа, которой руководит главный психиатр Москвы, о том, как оптимизировать психиатрическую помощь для начала в Москве. Смысл на самом деле очень благожелательный и дестигматизационный, чтобы люди не были так мнительны в отношении психиатрии. Раньше на учет ставили в диспансеры, теперь диспансеры вливаются в структуру обычных городских поликлиник, куда пациенты приходят за бесплатной помощью. Раньше пациент, или просто человек, которому нужна справка для автомобиля, или для ношения оружия, или просто для устройства на работу, нервно, с дрожью шел в диспансер: поставьте мне печать, что я здоров.

– Вы же знаете, что каждый человек спрашивает себя иногда, не псих ли он? Не всегда твердо ответишь, что нет.

Мы мало знаем, поэтому бывают такие страхи. Моя задача – развеять страхи, чтобы люди стали более счастливыми. Диспансеры теперь будут внутри поликлиник. Людям не надо далеко бегать, они могут записываться прямо в диспансерных отделениях без каких-либо сложных траекторий, чтобы терапевт назначил. Сразу, непосредственно на прием к психологу, психотерапевту или психиатру. Конечно же, всё оказывается бесплатно, в рамках поликлиники. Сейчас в современной Москве и во всей России, насколько я знаю, разъезжая по городам с лекциями, психологическая и психотерапевтическая помощь очень даже не дешевая, а здесь приходи и занимайся своей персоной.

Вернемся к тому, почему закрываются стационары. Это было сделано при пересмотре материальных затрат на койко-место. Оказалось, что стационары в меньшей степени людям помогают, чем больше тратится усилий, в том числе, самого медперсонала, на обслуживание. Сейчас эта программа имеет в своей основе западные веяния, где такая реформа уже проведена. Там больший акцент делается на амбулаторную помощь. Именно поэтому диспансеры внедряются в поликлиники.

– То есть лучше пациенту помогать, когда он живет дома и приходит к врачу время от времени, а не держать его в палате с такими же, как и он.

Еще важный вопрос: хватит ли мест, кому реально нужна стационарная помощь? Безусловно, хватит. Потому что производятся постоянно пересчеты, подсчеты. Сейчас происходит реформа, потом все встанет на места. В закрытых больницах, или частично закрытых некоторые койки переводятся на интернатные койки, где будут обслуживаться пациенты уже с выраженными застарелыми состояниями непосредственно, в полной мере, как полагается.