Какие советы Вы дали бы молодым управленцам в сфере здравоохранения?

Организация здравоохранения

 У нас есть вопрос от ассоциации молодых управленцев в сфере здравоохранения. И вы тот человек, который понимает, как развить стартап, как в него привлечь деньги. Какие бы вы советы дали молодым управленцам в сфере здравоохранения? В целом, для того, чтобы развивать медицинскую направленность в виде собственных идей, деятельности и привнесенных, может быть, уникальных специфических услуг в дальнейшем. Какие советы, так скажем, лежат на поверхности, какие советы зарыты глубоко и на них нужно, действительно, потратить не один год для того, чтобы определиться с этим опытом и сделать определенные выводы?

Вопрос, конечно, сложный, потому что каждый раз эти советы не работают напрямую, каждый раз просто из моей практики элементы фандрайзинга – это каждый раз во многом уникальный процесс. Поэтому дать какие-то общие советы, которые 100% сработают в любом кейсе, понятно, что это невозможно. Из того, что я сейчас вижу. Во-первых, надо понимать, что любой медицинский бизнес, если мы говорить про открытие физических медицинских центров, это крайне капиталоемкое мероприятие. Это первое, что надо понимать. Привлечь достаточный объем финансирования для того, чтобы открыть, начать такой полноценный медицинский бизнес в классическом понимании всегда дело непростое. То есть здесь в первую очередь все должно упираться в команду, которая имеет серьезный клинический опыт, имеет какую-то базу пациентов, может представить инвестору какую-то финансовую модель, которой он сможет доверять. Таких команд не так много. Наверное, и я уверен, что большинство из них побывало уже в вашей передаче. Что бы я мог посоветовать, наверное, на что сейчас обращают внимание? На то, что очень много появляется активности вокруг так называемой информационной медицины. То есть проектов, связанных с телемедициной, появляется масса. Сейчас многие команды этим занимаются.

Только ленивые не занимаются лидогенерацией в медицине.

Да. Но тема тоже крайне сложная. Большая конкуренция. Понятно, что нет никаких золотых гор, надо делать все через боль и страдание. Такой бизнес так и должен быть выстроен. Наверное, можно посмотреть на какие-то вещи в этой области, тем не менее, найти какие-то нишевые зоны, где можно что-то сделать, и так далее. Говоря про инструменты фандрайзинга, есть возможность, мне кажется, классная, которую мы использовали, это краудфандинг. Это у нас был классный кейс, такой пример позитивного и очень искреннего маркетинга, основанного на краудфандинге. Один из тестов, который мы запускали после запуска продажи генетического теста, это исследование микробиома. Микробиом – это отдельная тема, очень коротко для всех. Микробиом – это совокупность бактерий, которая живет у нас в кишечнике. Сейчас появляется масса данных о том, что все эти бактерии находятся в крайне тесном симбиозе с нами, влияют на массу параметров нашей собственной жизнедеятельности, нашего здоровья, нашего самочувствия и даже нашего настроения. Это все крайне интересно и мы запустили в России краудфандинг, где приглашали людей стать частью исследования микробиома на российской популяции. То есть фактически люди платили деньги за то, чтобы стать участником исследования и пройти тесты. Еще до того, как тесты появились в продаже. И мы собрали около 300 людей, причем у нас было ноль расходов на маркетинг, это была абсолютно такая правильная, насыщенная, во многом вирусная даже история. На самом деле масса репостов, масса обсуждений и так далее. Мы собрали 300 человек, которые прошли это исследование. Это было прямо фантастически интересно. Около полутора миллионов рублей люди заплатили за то, чтобы стать участниками исследования. И вот такой пример фандрайзинга, он тоже в России работает. Просто таких примеров, к сожалению, я знаю не очень много, особенно в биомедицине. Наверное, мы бил первыми, кто вообще в биомедицине это сделал. Но, тем не менее, это не значит, что мы должны быть последними. Эта история работает, могу точно сказать. Другое дело, что она требует, конечно, колоссальной подготовки.

То есть, по сути, нужен, безусловно, драйв, которая команда переносит на общество, и, собственно, этот драйв дает возможность росту стартапа и выхода его на определенный уровень.