Правда ли, что творчество и помешательство родственны по отношению друг к другу ?

Вопросы о норме и патологии не решены до сих пор. И когда мы говорим о психопатологии, это уже юрисдикция психиатрии. Однако мы, как клинические психологи, можем немного порассуждать на эту тему.

Гениальность это может быть, конечно и не норма, но называть ее патологией как-то чревато. Можно на это посмотреть проще, если абстрагироваться от психологии. Творческие люди, чье творчество было признано, например, Ван Гог, Врубель, Сальвадор Дали, - это те личности, чьи скелеты в шкафу были на виду. О них чаще говорили, их личную жизнь чаще выносили напоказ. Поэтому за счет того, что мы больше о них что-то знаем, нам кажется, что среди них много сумасшедших.

На самом деле, если присмотреться к своим знакомым, то там тоже скелетов в шкафу будет ой-ой-ой. Это так, небольшое отклонение на тему того, что не нужно искать здесь психологическую подоплеку.

Если же исходить из теории арт-терапии, из теории психологии искусств, наверное, можно сказать, что творчество и искусство - это такие порталы, которые открывают дверцу в мир чего-то отличающегося от нашей с вами реальной жизни. В мир какой-то инаковости. Потому что какую картину мы не возьмем, это всегда про то, чего нет на самом деле. Даже если мы возьмем самые реалистичные жанры, всё равно это запечатлен определенный момент, эмоция, состояние, что-то нематериальное, то, что нельзя потрогать. Я уже молчу о сюрреализме, кубизме и так далее.

Вот поэтому инаковость иногда может казаться в социуме ненормальной, даже патологической. Может быть, через этот заход как-то можно объяснить, что психопатология и искусство связаны.