Что значит импортозамещение для российского фармакологического рынка?

Фармакология

Импортозамещение - это одна из самых ярких тенденций развития российского фармрынка. По крайней мере, последние 2 года это не просто яркая тенденция, это тенденция, которая очень серьезно перераспределяет отношение сил на рынке и приводит к глобальным изменениям в качественном соотношении сил на нашем рынке.

Я приводил динамику по рынку в целом, на уровень 9,5%. Так вот, по итогам 2016 года российские производители, которые производят лекарственные препараты по полному циклу, то есть берут субстанцию, из неё делают некую лекарственную форму, смогли поднять объём этой деятельности по итогам 2016 года на 24% в рублях. Практически в 3 раза больше, чем рос рынок. При этом, если говорить о 2015 годе, тогда была динамика ещё больше - 25%. Такие темпы роста обращают на себя внимание, это связано как минимум с двумя факторами.

Во-первых, мы столкнулись с серьезным экономическим кризисом. Все мы это почувствовали на своем кошельке, на собственных расходах. В глобальном смысле потребители, которые приобретают лекарственные препараты, искали возможность сэкономить. В попытках такой экономии они приобретали естественно отечественные препараты, которые в среднем стоят, примерно в 3 раза дешевле, чем импортные препараты. По разным группам это соотношение будет различным, но в среднем соотношение составляет 1:3. Это вот первый момент поиска возможности сэкономить.

Второй момент – российские фармпроизводители сделали очень серьёзный качественный скачок вперед. Те, кто занимался этим серьезно, строил собственное предприятие в соответствии с международными стандартами и современным оборудованием никогда не могли быть замечены в чем-то плохом. Но производители смогли сделать очень серьезный шаг вперед, с точки зрения вывода на рынок новых продуктов, которые отчасти были продуктами оригинальными, не имеющими аналогов на мировом рынке. Часть просто занимались импортозамещением, к которому по большому счёту пришли только в 2015 году, когда целый ряд российских компаний смог не просто вывести аналог на рынок, но смог заявить о себе. В том числе в таких сегментах рынка, как высоко затратные нозологии, где ежегодный объем продаж отдельных препаратов достигает сумм в несколько миллиардов руб. Вывод хотя бы одного такого продукта на рынок уже очень серьезно сказывается на соотношении сил. За 2015 -2016 года таких препаратов было сразу несколько: Ритуксимаб, Иматиниб, Глатирамера ацетат, Трастузумаб и другие молекулы, где российские компании достаточно уверенно теснят своих зарубежных коллег.

Если такое понятие, как псевдо-импортозамещение, то что завозится, фасуется и дальше поступает в оборот. К этой ситуации можно относиться по-разному.

Во-первых, действительно есть компании, которые маскируются под российский продукт, получают псевдороссийское гражданство и пытаются заявить о себе в торгах. Это иногда помогает выигрывать в условиях преференции, которые у нас на рынке присутствуют, но это только одна сторона этого вопроса. На самом деле очень много иностранных фармкомпаний. Если посмотреть, на топ-10 иностранных производителей, которые лидируют в России, то сейчас практически все они так или иначе локализованы в том или ином виде. Кто-то построил собственный завод, кто-то в партнерстве с российской компании занимается контрактным производством. Кто-то просто размещает заказ на сторонние площадки, но так или иначе все компании из первой десятки локализованы.

Завод – это огромная система, которая запускается постепенно. Одним из этапов запуска этой огромной и сложной системы является аз ввоз и упаковка ин балк на первых порах. И действительно, активность, связанная с запуском новых предприятий, сейчас очень серьезно растет. Если говорить по соотношениям, по итогам 2016 года в Россию было суммарно завезено лекарственных препаратов почти на 600 миллиардов руб. Порядка 17% от этого объема приходится на поставки не расфасованных лекарственных препаратов, поставки ин балк. В бизнесе разных компаний это соотношение поставок готовой формы ин балк различается. С течением времени этот сегмент будет достаточно активно расти, при том, что по итогам 2016 года поставки ин балк выросли в деньгах на 17%, когда весь импорт вырос приблизительно на 8%. Надо понимать, что такая тенденция достаточно серьёзная и даже если посмотреть на количество компаний, которые поставляли ин балк  в 2016 году, то их было порядка 90, а в 2015 году около 60. Этот бизнес развивается достаточно серьезно, но в большей степени не за счет мимикрии под отечественного производителя, загрузкой мощности российских предприятий, которые иностранные компании в нашей стране построили и сейчас вводят в эксплуатацию.

Что касается рынка фармсубстанций, это большая тема отдельного разговора. Там есть несколько цифр: по итогам 2016 года в среднем в Россию было завезено порядка таких активных фармакологических ингредиентов АФИ, то что мы называем субстанциями, на сумму около 60 миллиардов рублей.

Если говорить о производстве  субстанций на территории России, здесь данные пока доступны только по итогам первых 9 месяцев 2016 года, это порядка 6 миллиардов руб. Это соотношение не в пользу российских компаний, но надо сказать, что импорт иностранных АФИ вырос всего лишь на 3% в рублях, а объемы производства в России по итогам 9 месяцев составили порядка 40%. Это тоже достаточно серьезная динамика.