Как меняется, развивается акт мочеиспускания? Какие этапы претерпевает эта нервно-рефлекторная регуляция у ребёнка?

Нефрология

В детском возрасте выделяется несколько стадий становления регуляции мочеиспускания и формирования навыков самообслуживания у ребёнка. У родителей обычно начинается паника: ребёнку год, ребенок не садится на горшок, отторгает и так далее, и тому подобное. Да потому что есть определённые стадии, через которые ребёнок проходит.

Первая стадия от рождения до шести месяцев, стадия автоматизма на уровне мочевого пузыря – наполняется и опорожняется по мере заполнения. Вторая стадия от шести месяцев до года. Это стадия выработки условного рефлекса. Ребёнок начинает ощущать позывы на мочеиспускание и может обучаться произвольному мочеиспусканию при создании соответствующей обстановки. Не надо напрягать ребёнка, он уже чувствует позывы. Соответствующая обстановка означает или льющуюся из крана воду, или ребёнку говорят «пись-пись», ребёнок реагирует на звук и начинает писать. В возрасте от шести месяцев до года при создании определённой обстановки ребёнок сам начинает писать, если его поддержать. Ранее создавать обстановку не надо, на стадии автоматизма она не сработает. 

Третья стадия – от 8 до 18 месяцев. Это период, когда ребёнок может регулировать мочеиспускание, но не может себя адекватно обслуживать. Он знает, что ему надо сходить в туалет, но надо помочь ребёнку. Помощь родителей нужна в обязательном порядке, она влияет на формирование поведения следующего этапа.  Следующий этап идёт от 18 месяцев до 3-х лет, стадия высокой обучаемости. Ребёнок формирует навыки самообслуживания, он уже может себя обслужить самостоятельно. Ребёнка научили, показали, он всё делает самостоятельно, всё выполняет, как полагается.