Как происходит взаимодействие врачей с родителями детей, находящихся в реанимации?

Реаниматология

В большинстве отделений существует дневной доктор, который может играть роль лечащего врача у пациентов, находящихся долгое время в реанимации. Также есть дежурные врачи, которые работают, как правило, сутки. Они принимают больного, курируют его в течение суток и сдают следующему врачу. То есть считается, что за сутки состояние больного можно стабилизировать или, хотя бы, не дать ему ухудшиться. Когда ребенок поступает в отделение реанимации, у него, как правило, есть уже какие-то определённые документы, телефоны родителей. Если этого нет, то мы не разыскиваем их. Этим занимаются врачи приемного отделения, они сообщают в полицию.

Если ребенок поступил с информацией о родственниках и их, допустим, нет, то в течение короткого времени после оказания помощи мы стараемся с ними связаться и поговорить. Мы пытаемся объяснить им, в чём состоит план обследования, план лечения и так далее. Нужно понимать такую вещь, что родители имеют право знать всё о болезни их ребенка и никогда нельзя говорить так: «Мамочка, Вы всё-равно ничего не понимаете. Зачем Вам нужно это знать?”. Это неправильный подход. Всегда нужно родителям объяснять, всегда можно найти простые слова, которыми можно объяснить состояния ребенка.

В дальнейшем родители оформляют информированное согласие на различные манипуляции, на процедуры, на переливание препаратов крови, кровезаменителей. Если есть необходимость в операции, они беседуют с хирургом и анестезиологом. Иногда бывают технически очень сложные манипуляции, которые проводятся не всем детям и являются сами по себе жизнеугрожающими. Они проводятся редко, так как связаны с какими-то экстремальными вещами, например, экстракорпоральной мембранной оксигенацией, высокочастотной вентиляцией легких. Эти процедуры обсуждаются индивидуально. То есть они не идут в ход со всеми остальными манипуляциями.

Также мы всегда оповещаем родителей о том, в какое время они могут посетить ребенка. Это касается родителей всех пациентов в любом состоянии. Если мы не можем пропустить их к ребенку в данный момент, то просим прийти попозже.

Чего мы не делаем, так это не даем информацию по телефону и всегда просим родителей, чтобы они поняли это. Ситуации бывают разные, и мы не можем рассказывать о здоровье пациента человеку, которого не видим. Понятно, что есть исключения, например, когда родители живут за тридевять земель. Тогда мы договариваемся, что они позвонят в определенное время и мы сможем поговорить о состоянии ребенка, естественно, без подробностей.  Если, допустим, поменялась тактика лечения, мы всё-равно просим родителей приехать для того, чтобы пообщаться лично.