Какие сейчас тренды в системе здравоохранения?
Медицинские технологии
Везде идет персонификация. Мы это хорошо чувствуем по общению в социальных сетях, с компаниями и фирмами, которые предлагают персональный сервис. Персональный менеджер у нас в финансах, здоровье, страховой поверенный или страховой представитель, персональный менеджер на учебе. И везде мы переходим в персональное обслуживание. Персональное обслуживание очень дорого стоит: это дополнительные люди, зарплаты, рабочие места. И система стремится к тому, чтобы максимально автоматизировать работу персонального менеджера. Персонификация доходит до того, что мы сталкиваемся в регистратуре, контакт-центрах с виртуальными операторами, виртуальными регистраторами. Медицинские и информационные технологии позволяют собрать такие большие базы данных, которые через соответствующую информационную систему могут доставить нужную информацию тому, кому она адресована. И эта доставка автоматизирована.
Сегодня в контакт-центрах работают виртуальные менеджеры, операторы, но с другой стороны у нас живой человек. Он не хочет общаться с роботом, а хочет разговаривать с живым человеком. Выход такой, что у живого человека тоже должен быть робот, который будет общаться с другим роботом в контакт-центре, регистратуре медицинской организации, Фонде обязательного медицинского образования, медицинской страховой компании. Поэтому если говорить о трендах новой коммуникации (сегодня у нас более десяти коммуникационных каналов: телефон, скайп, различные мессенджеры), очередной шаг к развитию информационных каналов – это создание персонального менеджера в нашем смартфоне. Если мы посмотрим, какие наиболее часто употребляемые термины, это «большие пользовательские данные», «глубокое обучение», «машинное обучение», «блокчейн». И все они направлены на то, чтобы сделать более удобным и дешевым персональное обслуживание. Соответственно, та информация, которая собирается у нас из умного дома, умной машины и т.д., может собираться в соответствующих электронных папках на каждого человека. И эти папки подлежат анализу. Готовят специальных специалистов, называются они дата-сайентисты, которые могут проанализировать эти данные в зависимости от поставленной фирмой задачи. Таким образом, человек получит ту информацию, которая ему нужна.
Таргетинговая реклама уходит в прошлое, электронную почту заменяют мессенджеры. Человек достоин того, чтобы получать только ту информацию, которая ему необходима для решения своих вопросов со здоровьем, обучением, со всяким другим бытовым обслуживанием.
Какова роль цифровизации медицины на сегодняшний день?
Если говорить о кибербезопасности, то насколько пациенты должны быть насторожены, подписывая документ об использовании персональных данных?
Как будет развиваться телемедицина в ближайшее время?
Какая цель в плане влияния на процесс, завязанный на цифровой медицине, у «Высшей школы экономики»?
В чем может быть специфика медицинских услуг и что мешает телемедицинским услугам выходить за пределы нашей родины?