Насколько унифицировано образование рентгенологов в нашей стране, насколько велика вероятность ошибки рентгенолога?

Радиология

Рентгенология – это в значительной степени субъективная специальность. В рентгенологии ошибки существуют на разных уровнях. Первое – можно сделать исследование неправильно, применить не ту методику. Это ошибка рентгенолаборанта. Чтобы их не было, в правильных отделениях людей обучают, у лаборанта висят списки, инструкции, как надо проводить исследование в разных случаях, чтобы минимизировать ошибки. Проблема с обучением лаборантов в России огромная. Их только лишь переучивают из других специальностей.

Вторая ошибка – это когнитивная ошибка. Врач может не увидеть проблему. Ошибка чаще возникает тогда, когда рентгенологи имеют недостаточное базовое образование, не просмотрели хотя бы 300 КТ брюшной полости, не было достаточной практики. Это огромная проблема, потому что у нас показывают рентгенологам, что делает другой врач, а самим работать не дают.  

Третий уровень ошибки – врач нашел проблему, но не понял что это. Просто не смог разобраться, опухоль это или нет. Здесь могут помогать системы компьютерного анализа, но тут важны достаточно широкие знания самого специалиста.

Четвертый уровень – это ошибка коммуникации. Нашел, разобрался, но хирургу или онкологу не сообщил. Или сообщил в такой форме, что врач просто не понял, что это такое. Тут нужна более плотная коммуникация.

Очень большой вопрос с постдипломным образованием в лучевой диагностике. Сейчас можно стать рентгенологом за полгода или даже за год, переучившись с другой специальности, а этого крайне недостаточно. За рубежом 4-5 лет, даже 3 года, но рентгенолог должен учиться, а мы фактически выпускаем врачей в практику. В нашем случае мы разрабатываем стандарты, шаблоны, методички, через вебинары доносим правильную информацию. За полгода 5 000 врачей с 20 регионов России прослушали наши вебинары.