ТЕСТОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

В программе принимали участие Александр Соколов, музыкант, автор, композитор, и Максим Поршин. Илья Ефимов задержался в пути.
Песни этого коллектива по праву входят в «золотой фонд» русского шансона, а также в топ-10 по исполняемости в караоке, и собирают полные залы в не только в России, но и в СНГ.
Группе уже больше 30 лет. Как удаётся удерживать популярность и собирать аудиторию?
Секрет - в текстах Михаила Танича, создателя группы. У «Лесоповала» очень много песен, и несмотря на то, что это шансон, особый жанр, это не попса, не рок, каждый человек найдет в песнях «Лесоповала» историю про себя. Абсолютно каждый, я в этом точно уверен. Все, что в жизни происходит, есть в этих песнях. Это песни о жизни, о том, что нас окружает. Наверное, в этом секрет.
На концертах бывают люди, которые ни разу не приходили на концерт «Лесоповала», но после этого пишут, говорят, что они в восторге, раньше не думали, что это так круто, такие глубокие тексты. Так мы «подтягиваем» молодое поколение, потому что и группа молодеет. Это естественный процесс, и мы за собой приводим более молодое поколение. Нас это радует, потому что эти песни должны слышать, это наследие великого поэта.
Время все расставляет по полочкам, по местам. Стихи Танича, сколько бы лет ни прошло, приобретают новые смыслы с каждым годом, звучат по-новому в наше время, в наших реалиях. Поэтому секрет –это поэзия Танича.
Когда меняется состав, меняется ли аудитория?
«Старая» ли, «новая» ли аудитория - в процентном соотношении сказать сложно. Некоторые перестают слушать из-за того, что меняется состав. Есть и такие моменты, когда говорят, что раньше было лучше. Но это естественный процесс, и есть тенденция, что люди «подтягиваются» обратно. В сообщениях и комментариях пишут, в комментариях, что «я не слушал «Лесоповал» до такого-то момента, а сейчас послушал этот состав, и вновь открыл для себя эти песни, опять я с вами». Так что «Лесоповал» жив. Все больше и больше молодежи приходит на концерты.
https://youtu.be/zskivAIg4qI
Бывают ли разногласия, споры? И вообще, «кто главный»?
Бывают и разногласия, и споры. Но решаем мирно, всё хорошо.
Коллектив «мужской», но руководитель – «женский». Это Лидия Николаевна Козлова, вдова Михаила Танича. Она до сих пор является вашим продюсером, идейным и художественным вдохновителем.
И не только. Лидия Николаевна - автор таких хитов, как «Айсберг» Аллы Борисовны Пугачевой и «Снег кружится».
От нее многое зависит, хотелось пожелать ей здоровья, сказать большое спасибо.
Лидия Николаевна очень много лет прожила с Михаилом Исаевичем. Мы же начали с ней общение по причине того, что тем или иным образом попали в коллектив, то есть наше общение началось с творчества. В этом плане она очень чуткий человек.
Она знает, как должна звучать песня. С ней можно говорить обо всем, несмотря на то, что мы с ней разных поколений, с ней можно делиться всем, она всегда даст совет, поддержит, направит что касается и жизни, и творчества. Поэтому никогда не было такого, чтобы были какие-то затруднения во взаимопонимании.
Она требовательна, щепетильна к текстам, до буквы, чтобы все было сказано и спето так, как Михаил Исаевич написал. Она постоянно об этом говорит, что «это Танич, мальчики, не забывайте». Должно быть так, даже если кажется, что это ошибка — это не ошибка, так сказал Танич.
Над песнями работа идет очень основательная. М можно выучить и подготовиться дома, приехать, показать ей, и она скажет, что это не так, хотя до этого ты уже раз 50 прогнал сам, думаешь, что все понял. Потом она берет и читает песню как стих, и тут до тебя даже без лишних слов доходит, что ты, оказывается, не совсем так думал.
Музыкальный жанр «Лесоповала»
В нашей стране произошла подмена понятий, потому что у нас шансон не является тем, чем это зародилось во Франции. Там это просто жанр эстрадной песни, полно шикарных исполнителей, шансонье.
Если брать историю «русского шансона», то мы ее отнесем к городскому романсу и уйдем в 19 век. Чем отличается жанр шансон? В основном исполняет автор, и преимущественно текст. То есть слово имеет первичность. Поэтому у нас все нормально, у нас шансон.
А вот то, что в нашей стране принято называть «русским шансоном»… Произошла подмена понятий в 1990-х годах. Просто из коммерческих соображений, потому что назвать «блатняком» – будет плохо продаваться. Поэтому назвали «русский шансон».
Мы и в коллективе рассуждали, и придерживаемся такого мнения: есть понятие «русский шансон», и есть «Лесоповал» как отдельный пласт в музыке, отдельный жанр. Мы так считаем, изучив песни, историю, пообщавшись с людьми. У группы огромная история, огромное количество песен, огромное количество историй в песнях, и это не только тюремные песни. Кто послушает все эти песни, тот поймет, что далеко не о тюремщине и блатняке идет разговор. Это песни о жизни.
О «тюремной тематике»
Создателю «Лесоповала» Михаилу Исаевичу Таничу 15 сентября исполняется 100 лет. Он участвовал в Великой Отечественной войне, был осужден, но реабилитирован, все награды были возвращены. Государство как ошибается, так и умеет признавать свои ошибки.
И, хотя никто из участников не «сидел», группа пользуется популярностью и у тех, кто находится в заключении.
Как сказал Михаил Танич, мы поем не только о тех, кто сидит, но и о тех, кто вышел и хочет построить счастливую жизнь, каждый имеет право на ошибку и в то же время имеет право на счастье.
Это же песни о жизни. Все мы люди, все испытывают похожие чувства.
Вы недавно ездили выступать на фронт, в Донецкую и Луганскую республики…
Максим Поршин у нас - еще и солист военного ансамбля. Мы ездили небольшим коллективом поддержать своих ребят, кто там сейчас работает. Большое количество людей в тех условиях нельзя собрать в одном месте, а благодаря тому, что у нас был маленький коллектив, мы довольно мобильные, мы могли попасть абсолютно в любое место и дать концерт. Выступали в том числе в детском доме, в школах, в детском саду.
Мы дали 18 концертов за 5 или 6 дней, в том числе и для детей постарше, и совершенно маленьких. Это был большой опыт, потому что сегодня ты выступаешь для военнослужащих, поешь определенные песни, патриотические и песни для взрослых, а завтра тебе нужно в детский сад. И ты понимаешь, что 10 концертов ты дал с одной программой, а сейчас это не получится, дети не поймут. А хочется, чтобы они тоже испытали эмоции, а не просто что-то послушали, но ничего не поняли.
Вспомнился Михаил Танич с детскими песнями. Он же писал еще и детские песни - у него много совместных работ с Шаинским, детских хитов из мультфильмов, саундтреков и так далее.
И мы сидели поздно вечером, вспоминали детские песни. Сделали прекрасное попурри для детей, и они были счастливы. Было круто.
Устаете от «творческого образа»?
Мы же не всегда ходим в «восьмиклинках». Был шок, когда мы увидели Мишу, нашего танцора: он так ходит всегда. И тут - Михаил в пиджачке, побритый, без кепки. Это был шок.
Всё нормально, одеваемся как все люди. Помимо «Лесоповала» есть же еще другая жизнь, где приходится работать с детьми, встречаться, взаимодействовать. У нас демократия в этом смысле. В соцсетях на личных страницах мы как хотим, так и выглядим - жизнь разная, цветная.
Что бы вы посоветовали артистам, потому что многие гонятся за хайпом, за трендами, а вы остаетесь верны истокам и русскому духу?
Можно посоветовать не артистам, а слушателям от лица коллектива, в чем наша первостепенная цель, для чего мы все это делаем. Мы очень ценим наследие, которое оставил нам Михаил Исаевич, эту группу, ее историю, и хотим, чтобы больше людей слышало эти песни, эти тексты. Потому что это должно жить, люди должны это слушать, впитывать, проживать. Потому что сейчас таких стихов не пишут, это очень глубокие тексты. Хочется, чтобы современная молодежь все это проживала и чувствовала.
По материалам программы «Кофе-брейк со звездой» на Радио Медиаметрикс