Анна Мещерякова

Дмитрий Баронов

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире радио «МедиаМетрикс», программа «Экспертный совет». С вами я, Дмитрий Баронов, напротив меня второй ведущий сегодняшней программы - Андрей Кашуба

Андрей Кашуба

- Добрый вечер.

Дмитрий Баронов

- И между нами, в центре нашего внимания, наша гостья - Анна Мещерякова, Президент группы компании «Koodoo Technologis».

Анна Мещерякова

- Добрый вечер.

Дмитрий Баронов

- Компания «Koodoo Technologis». Я прочитал, что она существует на рынке очень много лет.

Анна Мещерякова

- Да, совершенно верно. Компания была основа более 20 лет назад, в 94 году. И на тот момент занималась традиционным бизнесом — торговлей компьютерами и компьютерными комплектующими (в тот момент это были компьютеры американские). И у компании было другое название - компания называлась «Boston». Впоследствии она была переименована в «Koodoo Technologis» в 2008 году.

Дмитрий Баронов

- Так вот «Boston PC» – это вы?

Анна Мещерякова

- Да, «Boston PC» – это мы. В 90-е годы компания активно занималась торговлей (как я сказала) компьютерами, а так же факс-модемами (была одна из первых и, наверное, передовых компаний, которая занималась продажей факс-модемов). Также занималась активно продажей GPS-навигаторов на тот момент. Бизнес развивался, развивались наши партнеры, и в начале 2000 годов компания начала расширять свой ассортимент, и на тот момент активно развивалась в сегменте комплектующих для ПК. Это были материнские платы, видеокарты и периферийные устройства – все, что было необходимо партнерам для сборки ПК. Тогда процветали компьютерные рынки - Савеловский рынок, Горбушка и аналогичные места продаж и в регионах. И компания была достаточно успешна в этом сегменте. Со временем развивался рынок, менялись тенденции, рынок ПК, самосборных ПК, постепенно переставал расти и начинал падать. Начинали расти другие сегменты, на которые мы обратили внимание. В частности, это сегмент телеком-оборудования, сегмент аксессуаров, сегмент товаров для дома с элементами электроники. И, собственно, сейчас эти товары в дистрибуции у нас занимают центральное место.

Дмитрий Баронов

- С какими вендерами вы работаете?

Анна Мещерякова

- Наш старейший, самый уважаемый вендер, с которым мы работаем с 90-х годов (с самого начала) — это компания «ZyXEL». По-разному называют.

Дмитрий Баронов

- «Зухелем» называет все её.

Анна Мещерякова

- Да, по-разному называют: и «Зухелем», и «Зикселем». Суть от этого не меняется - это очень качественное оборудование для конечных пользователей, это то, что люди всегда (уже 20 лет) с удовольствием покупают себе домой. В том числе, компания активно работает и с телеком-операторами, и, в общем-то, это оборудование можно приобрести через телеком-операторов (не только в розничных сетях). Также очень активно мы работаем давно с производителем «Asus Tech», который также является одним из флагманов отрасли, всегда лидировал в производстве компонентов, и очень вовремя обратил внимание на этот тренд - на рост оборудования wi-fi для розничных клиентов. На данный момент он занимает одну из лидирующих позиций на рынке, а мы с удовольствием занимаемся доставкой этого оборудования конечному пользователю. Также хочется отметить нашего партнера: это продукция периферийная, то есть это аксессуары для геймеров, устройства ввода (это мыши, клавиатуры, гарнитуры) такого производителя, как «A4Tech» или «А4». Это тот производитель, который на сегодняшний день, действительно, находится в тренде с точки зрения ценовой политики, с точки зрения качества и занимает первые строчки в своем товарном сегменте. Наверное, с этого хочется начать. Также обратить внимание на то, что у нас есть такие бренды, которые сейчас у всех на слуху. В частности, мы - один из ведущих дистрибьюторов компании «Parrot», которая производит квадрокоптеры, это один из таких флагманов-разработчиков в этой отрасли. Последний год стал знаковым для этого рода продукции, т.е. российские пользователи обратили серьезное внимание на этот вид развлечения. И, собственно, мы рады тому, что наше сотрудничество началось вовремя и сейчас успешно развивается.

Дмитрий Баронов

- А вот такие, широко известные в узких кругах IT-шников, компании, как «MicroTik» и «Ubiquiti Networks»?

Анна Мещерякова

- Да. Мы недавно начали дистрибуцию и продажу этих устройств. Это устройства, которые ориентированы немножко на другой сегмент дистрибуции, на другое ее направление. Дело в том, что наша компания занимается дистрибуцией, наверное, трех разных видов. Первый — это классический, о котором я рассказала, т.е. это дистрибуция для ритейла. Второй вид — это дистрибуция с добавленной стоимостью. Это, прежде всего, касается дистрибуции сложного профессионального телеком-оборудования (туда же, как раз, относятся и перечисленные бренды «Ubiquiti» и «MicroTik») - это оборудование более сложное, оно не розничное. И в этом смысле мы работаем уже с профессионалами, с небольшими инсталляторами, с небольшими интеграторами.

Дмитрий Баронов

- То есть помимо, собственно, дистрибуции, вы предлагаете еще и услуги инсталляции? Ваше подразделение Koodoo Project - оно этим занимается?

Анна Мещерякова

- Инсталляция — это, скажем так, одно из направлений дистрибуции с добавленной стоимостью. Наверное, самое главное, что мы сейчас видим востребованность в этом сегменте - это дополнительная экспертиза по этому оборудованию, и, собственно, наличие этого оборудования для наших партнеров на тестирование, чтобы они могли с ним ознакомиться, проверить его на совместимость и, действительно, подготовиться к тем или иным региональным конкурсам или тем проектам, которые есть у наших партнеров. Как ни странно, не смотря на то, что дистрибуцкий рынок существует больше 20 лет в России, дистрибьюторов-экспертов не так много. В основном, дистрибуцию вообще понимают, как «box moving», т.е. классическое передвижение коробок из точки А в точку Б, возможно, в дальнейшем в точку С и не более чем. И, собственно, продажа осуществляется исключительно через номенклатурные номера и всё. В данном случае с оборудованием, которое мы называем профессиональным, такой подход для партнера не приемлемый и не удобный. То есть от наших менеджеров он требует глубокого погружения в вопрос, глубокого знания спецификаций, вопросов того, с какой сетью и как это работает, насколько стабильно работает, оборудование должно быть сертифицировано, и мы, в том числе, сами все это проверяем и перепроверяем, несмотря на то, что эта функция возложена не на нас, а на вендера. Тем не менее, мы это перепроверяем, чтобы наши партнеры не столкнулись с теми или иными сложностями.

Дмитрий Баронов

- В данном случае добавленная стоимость, где возникает?

Анна Мещерякова

- Наверное, возникает, прежде всего, в формировании того ассортимента, который мы предлагаем партнеру. Уже здесь начинается добавленная стоимость, потому что оборудование нужно правильно выбрать. Появляются новинки, эти новинки актуальны или неактуальны для российских покупателей с точки зрения устройства российских сетей и так далее. Много нюансов в телекоме. И уже добавленная стоимость возникает на тот момент, когда мы формируем это предложение. Далее, соответственно, добавленная стоимость развивается, когда партнерам необходимо получить консультацию в рамках конкретного проекта. Зачастую, партнер обращается к нам по телефону и просит решить для него задачу, которая стоит буквально на словах: «Необходимо организовать такую-то сеть, стартовые условия такие-то. Пожалуйста, предложите нам полностью все. Сделайте нам проект и обеспечьте эту поставку оборудования».

Дмитрий Баронов

- И в данном случае партнер - это уже конечный заказчик?

Анна Мещерякова

- Мы работаем и с конечными заказчиками - это телеком-операторы, это какие-то государственные структуры и, в том числе, это профессиональные игроки, ритейлеры отрасли «Телеком», которых очень много и они чувствуют себя достаточно стабильно, несмотря на кризис.

Дмитрий Баронов

- Вот, кстати, о кризисе. Как он ощущается в вашей сфере?

Анна Мещерякова

- Я думаю, что наша сфера - одна из первых, кто остро почувствовал кризис еще в третьем квартале 2014 года, потому что все-таки, несмотря на тренды, оборудование, в основном, импортного производства. И, прежде всего, мы столкнулись с тем, что цена для партнера в рублях резко возросла, тем самым, оборудование дорогое, качественное, которое менеджеры по продажам всегда с удовольствием продают и которое всегда нравится заказчикам, оно становится просто менее доступным, а зачастую недоступным вообще. Поэтому кризис, прежде всего, бросил нам такой вызов, мы должны решить такую задачу: найти то оборудование, которое будет работать, которое можно будет предложить и за это отвечать, и потом это еще обслуживать (об этом отдельно скажу), и при этом по рублевому бюджету, который был утвержден заранее (до того, как произошли события 4 квартала 14 года), чтобы наш заказчик смог решить те задачи, которые у него стоят.

Дмитрий Баронов

- То есть вместо IT, скажем так, черной икры, теперь будет IT-баклажанная?

Анна Мещерякова

- Да, это интересная формулировка и интересный взгляд. Действительно, мы наблюдаем стремление всех наших партнеров (это наши ритейл-клиенты, это наши проектные клиенты), стремление к тому, чтобы наше предложение каждый день становилось ниже и ниже, и ниже. Не смотря на то, что рублевая цена на импортное оборудование растет, наши заказчики по объективным причинам (мы их понимаем) требуют от нас буквально невозможного - чтобы цена уменьшалась и уменьшалась. Что для нас очень важно? Для нас очень важно не допустить, чтобы российский рынок (будь то розничный рынок или рынок корпоративный, проектный) все-таки сильно потерял в качестве (то, что мы сейчас наблюдаем, этот тренд на рынке существует). И мы, как компания дистрибьюторская, стараемся искать новых партнеров и стараемся предлагать как раз оборудование, которое позволяет нам действительно гарантировать тот уровень качества, тот уровень поддержки, который мы привыкли всегда давать нашим партнерам.

Дмитрий Баронов

- И кто такие партнеры, которые пришли к вам именно в кризис?

Анна Мещерякова

- Мы не можем сказать о том, что кто-то к нам пришел в кризис. Начинают приходить компании, мы ведем переговоры. Не всегда это бывает быстро - вопросов при начале сотрудничества много. В том числе с «Ubiquiti» и с «MicroTik» мы, действительно, начали работать на рубеже 14-15 года, предлагать оборудование. Это оборудование, на самом деле, стало еще более востребовано на фоне некого падения интереса к продукции «Cisco».

Дмитрий Баронов

- С чем это связано, на ваш взгляд?

Анна Мещерякова

- Два нюанса: нюанс корпоративно-политический (какие-то вопросы серьезные, которые произошли на корпоративном уровне в «Cisco»), а так же вопрос стоимости оборудования, стоимость которого действительно высока. У «MicroTik»и у «Ubiquiti» есть аналогичные продукты существенно дешевле, решающие те же самые задачи.

Андрей Кашуба

- Что думает сама «Cisco»?

Анна Мещерякова

- Мы не являемся партером «Cisco» прямым. Я думаю, что не обращает пока внимания на этих игроков. Как часто это бывает, когда занимаешь очень серьезное место на рынке и большую долю - очень долгое время можно этого не замечать.

Андрей Кашуба

- Хорошо. Давайте тогда уйдем в сторону наших китайских друзей и партнеров. Что происходит в Китае и на Тайване?

Анна Мещерякова

- Да, в Китае и на Тайване есть, действительно, тоже свои кризисные явления. Если посмотреть на те компании, которые были флагманами, передовиками производства в компонентную эру, то есть в эпоху расцвета материнских плат, видеокарт и в эпоху расцвета именно самосборных компьютеров (это такие компании, как «MSI», «EliteGroup», в том числе, «Asus», «Gigabyte») - эти компании, действительно, были в центре всеобщего внимания и очень успешны. Не все вовремя поверили в то, что нужно меняться, в то, что нужно предлагать рынку новые продукты с той же экспертизой сильной, которая у них была в компонентах. Поэтому только «Asus», наверное, очень вовремя успел и занял серьезную нишу именно в ноутбуках (и до сих пор занимает эту нишу очень серьезно, в том числе на нашем рынке). То, что касается остальных производителей - они немножко этот тренд пропустили, взлет продаж ноутбуков также прошел мимо, и, соответственно, уже было достаточно сложно переходить к производству и продаже мобильных устройств.

Андрей Кашуба

- Да, и там они тоже не успели, скажем так.

Анна Мещерякова

- Поэтому сейчас «Asus» со своей стороны огромное внимание на корпоративном уровне, на уровне высшего менеджмента уделяет продвижению именно мобильных устройств под своим брендом, своего производства. И мы тоже желаем компании успеха на этом непростом поприще, на этом непростом рынке в это непростое время.

Андрей Кашуба

- Сейчас на рынке мобильной техники огромное количество, как мы их в свое время называли, «no name» (производителей непонятных).

Дмитрий Баронов

- Эти мобильные телефоны с выдвигающейся телевизионной антенной.

Андрей Кашуба

- Нет, нет, не до такой степени, но, тем не менее, количество китайских брендов, которые выходят, - оно огромное. Я держал в руках смартфон Asus. Я бы не сказал, что он чем-то отличается от большинства в своей ценовой категории. Чем собираются покорять?

Анна Мещерякова

- Во-первых, нужно, конечно, понимать, что за эти десятилетия стоимость бренда «Asus» капитализировалась и очень сильно отличается от нуля, то есть она действительно очень высокая, и поэтому уже внимание к бренду со стороны покупателя и доверие (не только внимание, но и доверие) гораздо выше, чем к бренду, так называемого В и С уровня и к тем «private label», которые сейчас появляются на рынке, а некоторые из них уже с рынка исчезают, особенно с российского рынка, опять же в связи с кризисными явлениями. Поэтому, я думаю, что здесь у «Asus» очень большие шансы, но зависит от поведения и стратегии их дистрибьюторов по этому направлению. Мы, к сожалению, пока не работаем с «Asus» по этому направлению. Здесь от дистрибьюторов очень много зависит: насколько фокусное внимание будет именно к этому продукту (не к продукту конкурирующих брендов, а именно к нему), насколько эту идею бренда, особенности этого Zenfone и других, возможно, продуктов мобильных «Asus», дистрибьютор сможет донести до ритейла. Мы, например, в своей работе видим большую задачу в том, чтобы донести то, что заложил производитель непосредственно до клиента, донести через общение с сетью розничной, через наши промо-акции, через работу с мерчендайзингом - это те сервисы, которые мы делаем при работе с нашими ритейл-партнерами.

Андрей Кашуба

- Я бы к числу китайских компаний первого уровня, помимо «Asus», отнес еще, наверное, «Huawei».

Анна Мещерякова

-Да, конечно, эта компания особое место занимает, безусловно, и в мире, и в Китае это компания национального масштаба, и в нашей стране. Мы, скажем так, больше с «Huawei» соприкасаемся по направлению телеком, и по этому направлению компания делает очень серьезные агрессивные движения и в ритейл-сегменте, и в сегменте поставок телеком-операторов. И есть такое ощущение профессиональное, что поддержка идет именно на государственном уровне, со стороны поддержки на уровне производства в Китае. То есть идет очень серьезная поддержка, что дает компании очень серьезные преимущества и в цене, и в скорости принятия решений, и в возможности эксклюзивных финансовых инструментов, которые они предлагают даже здесь, в России.

Дмитрий Баронов

- То есть китайское правительство оказывает поддержку своей этой отрасли.

Анна Мещерякова

- Да. Китайское правительство на уровне руководства конкретных провинций, а также через специально организованные для этого банки осуществляет госпрограммы по поддержке экспорта и по поддержке высокотехнологичного экспорта. И «Huawei» - это одна из компаний, которая эту поддержку получает, я думаю, что в особо крупном размере. Поддержка может быть и финансовая - это, действительно, доступ к капиталу, потому что сейчас на свободном рынке заимствования в Китае, стоимость кредитов резко подорожала и, по моей информации, сейчас составляет 27% годовых в юанях, что очень дорого.

Дмитрий Баронов

- Насколько я понимаю, Китай умеет не только производить, но еще и продавать. Китайские структуры, такие как «JD», «Alibaba» - они пришли к нам и торгуют, по-моему, всем вообще. Насколько они уже стали вашими конкурентами? Или нет?

Анна Мещерякова

- Они, безусловно, стали нашими конкурентами, поскольку конкурируют в онлайн-продажах с нашими традиционными клиентами. Наши традиционные клиенты — это федеральные сети (такие, как «М-Видео», «Эльдорадо») и другие уважаемые партнеры, у которых онлайн-продажи растут вместе с рынком или опережая рынок. И, собственно, наши клиенты, эти компания, они и сталкиваются с этой конкуренцией.

Дмитрий Баронов

- И они идут не к вам, а прямо к ним?

Анна Мещерякова

- Они работают над тем, чтобы их продажи росли и не страдали от этой конкуренции. А к нам они приходят за более низкими ценами.

Андрей Кашуба

- Ну да, то есть они постоянно приходят к дистрибутору и просят надавить на вендора, так?

Анна Мещерякова

- Да, совершенно верно.

Дмитрий Баронов

- Ну что же, об этом мы подробнее поговорим после перерыва. У нас в эфире Анна Мещерякова, Президент группы компании «Koodoo Technologis».

(музыкальная пауза)

Дмитрий Баронов

- Мы продолжаем программу «Экспертный совет». В студии Дмитрий Баронов и Андрей Кашуба, наша гостья - Анна Мещерякова, Президент группы компании «Koodoo Technologis». Итак, мы до перерыва говорили о том, что китайские интернет-ритейлеры пришли на нашу территорию и отбирают клиентов у наших уважаемых дистрибьюторов. Как вы с этим боритесь?

Анна Мещерякова

- На самом деле, тут можно чуть-чуть тему раскрыть: каким образом они пришли на наш рынок и в каких формах они пришли на наш рынок. Все-таки в интернет-шопинге, тем более высокотехнологичных товаров, цена всегда играет (и будет играть) определяющую роль, поэтому текущее доминирование, доминирование продаж через «Aliexpress» - оно вполне объяснимо. То есть, действительно, данная компания (этот онлайн-ритейлор, этот онлайн-гигант) предлагает такие цены, с которыми очень сложно спорить и дистрибьютору, и ритейлеру, и местным еcommerce-специалистам, даже еcommerce-лидерам. Почему это происходит?

Дмитрий Баронов

- Да, откуда такая большая разница? Она действительно огромная.

Анна Мещерякова

- Да. Почему это происходит? Это, наверное, такой интересный нюанс. Все говорят о пошлинах, все говорят о тех платежах, которые при прямых закупках на «Aliexpress» пользователь не платит, соответственно, цена становится существенно ниже. И наши ритейлеры, и наши онлайн-ритейлеры все внимание бросают на эту тему. Тема, безусловно, важная. И мы сейчас (не далее, как 3 дня назад) получили такой мощный ответ «Евросети», официальный вполне ответ на этот вызов. Компания предположила, что, если таким образом события будут развиваться, она сможет часть онлайн-бизнеса перенести в Прибалтику, таким образом уйти и решить для своих клиентов этот вопрос. То есть ответы могут быть разными. Но есть и, наверное, другие составляющие, откуда берется эта большая разница. Это, наверное, те издержки, которые несут наши оффлайн и онлайн-компании - эти издержки на единицу товара выше, чем то, несет «Alibaba Group».

Дмитрий Баронов

- Но есть издержки объективные, а есть издержки, которые в основе своей имеют неэффективность. Вы о каких говорите?

Анна Мещерякова

- Мне кажется, любые издержки – это то, с чем нужно работать, чем нужно управлять, и априори это то, что нужно снижать. Поэтому здесь то, что удается «Aliexpress», то, что возможно, удается «JD» - у нас, наверное, все еще впереди. Что касается таких вещей, которые на поверхности, - это все-таки то, что при заказе на «Aliexpress» наши соотечественники оплачивают непосредственно своей карточкой либо другими доступными платежными инструментами этот товар. То есть сразу, моментально делают предоплату, после чего они готовы полтора месяца ждать (в худшем случае, бывают и более удачные примеры) свою поставку. В России и в «е-commerce», и в интегрированных вертикальных структурах наших ритейлеров, происходит ситуация следующая: отсрочки, которые предоставляют дистрибьюторы в сторону ритейла, эти отсрочки - они длинные. И поэтому для ритейлера это важно. Для ритейлера, для его работы здесь в текущих условиях, с теми вводными, которые есть в бизнесе, это важно. И, наверное, эти издержки все-таки составляют какую-то часть цены, можно предположить.

Дмитрий Баронов

- Насколько я знаю, чтобы получше почувствовать на своей шкуре все проблемы этого нижнего «е-commerce», который работает непосредственно с заказчиками, вы решили у себя создать интернет-магазин.

Анна Мещерякова

- Не совсем у себя создать. Мы нашли партнера, молодую команду, которая заинтересовалась на базе нашего дистрибьюторского ассортимента создать онлайн-проект, онлайн-магазин и, собственно, продвигать именно те товары, на которые мы, как дистрибьюторская компания, делаем акцент. Этот проект у нас перед нашими глазами развивается, развивается с марта 2015 года и, в общем-то, уверенно набирает обороты. Для нас это две задачи решает (все это наше партнерство). С одной стороны, мы видим, каким образом и сколько стоит (самое главное) продвижение того или иного продукта в интернете, тем самым мы можем где-то даже и помогать нашим партнерам (онлайн-ритейлерам и оффлайн-ритейлерам), давать какую-то полезную для них информацию. Кроме того, мы, конечно, можем действительно популяризировать наши товары, особенно товары малоизвестных брендов, то есть все-таки доставлять их конечным пользователям и получать какой-то «feedback». Потому что до тех пор, пока товар лежит на складе дистрибьютора (есть такой феномен), никто никогда не узнает об этом товаре. То есть то, что продает дистрибьютор, до тех пор, пока это не появилось на полке, до тех пор, пока это с полки не было продано, до тех пор, пока клиент стал доволен или не доволен, никто об этом не знает. Поэтому для нас эта площадка, это наше партнерство — это возможность ускорить этот «feedback», быстрее получить либо критику по поводу продукта, по поводу бренда, либо, наоборот, положительный отзыв, и уже свои действия быстро перенаправить, скорректировать или планировать какие-то более крупные поставки.

Дмитрий Баронов

- Насколько я знаю, определенную долю в вашем ассортименте занимают товары для геймеров. Расскажите об этом поподробнее.

Анна Мещерякова

- Да. Товары для геймеров — это быстро растущий сегмент, не смотря на кризис. Я, как женщина и как, в том числе, мать, не поддерживаю повальное увлечение всех компьютерными играми.

Андрей Кашуба

- Как я согласен сейчас с вами!

Анна Мещерякова

- Я не могу это поддерживать, для меня это какая-то тоже персональная боль. Но, как сказал один из наших китайских партнеров, наших друзей: «Российский рынок — это крупнейший в мире рынок (существующий, реально подтвержденный) тех, кто играет в компьютерные игры». То есть по подсчетам аналитических агентств у нас количество (в штуках, в людях) геймеров — больше 40 миллионов в стране. Это самый крупный рынок.

Андрей Кашуба

- Я недавно прочитал о том, что средний возраст геймеров в России далеко не 10-15 лет, а чуть ли не 35. Меня в шок просто повергло.

Дмитрий Баронов

- Я иногда и сам грешным делом могу (не буду говорить во что, чтобы не создавать рекламы). Но и я не чужд. Так вот, если можно, подробнее, чем же вы торгуете для геймеров?

Анна Мещерякова

- У нас это периферийные устройства для геймеров. Периферийные устройства — это то, что позволяет геймеру побеждать. Это то, к чему он стремится, о чем мечтает геймер - побеждать в сетевых играх и в каких-то других квестах, состязаниях, которые проводятся на разных уровнях. Для того чтобы побеждать, необходимо, действительно, специализированное оборудование - это мыши, которые быстрее, так сказать, нажимают на кнопки (то есть время отклика просто стремится к нулю), это специальные клавиатуры с механическими клавишами, это специальные гарнитуры высокоточные и так далее. То есть оборудование буквально подбирается под каждого геймера. Мы, как торговая компания, в данном случае просто реагируем на тренд - мы действительно доставляем до покупателей самое передовое, самое интересное. И, в том числе, в геймерских периферийных устройствах, как ни странно, есть софт.

Дмитрий Баронов

- Даже так?

Анна Мещерякова

- Да, есть софт и качество этого софта разнится. Непосредственно то оборудование, которое мы продаем (подразделения «А4Tech», бренд называется «Bloody») - очень-очень интересный геймерам софт. До такой степени, что на последнем «ИгроМире» (мы для данного партнера помогали, так сказать, организовывать этот стенд, проводить выставку, встречаться с аудиторией) нам буквально снесли стену, причем в прямом смысле слова. То есть количество желающих на это посмотреть, это потрогать, пощупать, пообщаться с этим софтом было такое, что мы просто не знали, как с ними бороться.

Андрей Кашуба

- Я был как раз на последнем «ИгроМире» и поймал себя на мысли, что маловат Крокус уже, что нужно уже в чистом поле строить такие вещи.

Дмитрий Баронов

- Не влезают?

Андрей Кашуба

- Ты понимаешь, Дим, я подъехал и увидел очередь на несколько часов. Люди стоят, чтобы туда просто попасть.

Дмитрий Баронов

- Ты понимаешь, в чем дело? В обычное время этих людей не видно вообще, их нет.

Андрей Кашуба

- Они за компьютерами дома сидят.

Дмитрий Баронов

- Да, они днями и ночами сидят дома, а выходят на улицу только по таким особенным поводам.

Андрей Кашуба

- Я и говорю, как фестиваль «Нашествие», надо в поле где-нибудь делать и собирать их.

Дмитрий Баронов

- Лишь бы там был интернет.

Анна Мещерякова

-Да, но еще показательно (это благодарная аудитория, и мы с большим уважением к ней относимся), показательно было, когда мы объявили конкурс: мы даем в подарок новую игровую мышку, если вы принесете свой ноутбук в обмен. И когда нам принесли (могу ошибаться) два или три ноутбука в рамках «ИгроМира»… То есть мы объявили этот конкурс где-то у себя в социальных сетях…

Андрей Кашуба

- Ужас какой.

Анна Мещерякова

- Да, это факт. Мы объявили этот конкурс, больше как фан, как какой-то вызов. И когда нам принесли два или три ноутбука…

Андрей Кашуба

- Может, тихонечко у родителей забрали?

Анна Мещерякова

- Мы действительно поняли, насколько...

Дмитрий Баронов

- Вот теперь понятно, как торгуют эти дистрибуторы.

Анна Мещерякова

- Да, бартер. Мы поняли, насколько это важно. Просто те мыши были недоступны, это были эксклюзивные мыши, с эксклюзивным софтом и так далее и так далее, то есть они были важны, и в тот момент они сделали такой выбор.

Дмитрий Баронов

- Насколько я знаю, в России есть официальная Федерация кибер-спорта, член международной Федерации. С ними вы как-то общаетесь?

Анна Мещерякова

- Да. У нас есть партнерство с агентством, которое эти коммуникации осуществляет, и, в том числе, с этой организацией мы находимся в тесном контакте. Где-то мы выступаем спонсором мероприятий для геймеров, то есть совместно с нашими партнерами мы транслируем их интерес к тем или иным соревнованиям. Это партнерство происходит на регулярной основе. И это действительно очень хорошие площадки для того, чтобы популяризировать оборудование.

Дмитрий Баронов

- Ну что ж. От «ИгроМира» к более серьезным проблемам. В структуре вашей группы компаний есть Департамент консалтинга и сервисного обслуживания. Чем эти люди занимаются?

Анна Мещерякова

- Интересный такой момент. Когда меня спрашивают, где я работаю, я отвечаю, что работаю в IT-компании. Для обычного нашего соотечественника IT-компания — это какая-то торговая компания, поставочная, с непонятными размытыми компетенциями. IT-компания в такой формулировке не воспринимается, как компания, которая, действительно, может оказать серьезный, глубокий технический, технологический консалтинг. У нас за 20 лет накопилась очень серьезная в этой сфере экспертиза. Она была основана на том, что мы ремонтировали на компонентном уровне материнские платы и видеокарты, поэтому у нас в штате очень серьезные (мы их называем «золотые») инженеры: и аппаратные, и софтверные инженеры. И на этой базе мы открыли направление от этого консалтинга. Мы в состоянии по заказу тех или иных структур разработать прототип устройства, которого вообще нет и это - одна из таких функций, которые мы выполняем. То есть мы в состоянии разработать этот прототип, мы в состоянии его протестировать и мы в состоянии это передать нашим партнерам, в том числе, и для производства в России

Дмитрий Баронов

- И были такие заказы?

Анна Мещерякова

- Да. Сейчас один из заказов, собственно, у нас находится в работе. Это интересные заказы. Очень часто это связано с какими-то потребностями госсектора для того, чтобы оптимизировать обмен данными между пользователями ЖКХ услуг и так далее. То есть нужны какие-то приборы, устройства, которых нет для того, чтобы вывести наши сервисы для граждан на какой-то новый уровень. И к нам обращаются и говорят: «есть такое ТЗ, такая задача, устройства такого нет, необходимо его создать, необходимо учесть то, что где-то нет сигнала, где-то нет интернета, где-то нет еще каких-то возможностей, и целевая стоимость должна быть такой. Можете ли вы это сделать?». И мы находим это решение. У нас есть партнеры (производственные компании в России), которые в состоянии тоже выполнить эти заказы и произвести. И здесь это тоже один из трендов, который мы стараемся не упустить, в том числе и тренд по импортозамещению.

Дмитрий Баронов

- Как вы знаете, Анна, Институт развития Интернета (ИРИ), который начал работу в марте этого года, полным ходом ведет разработку государственной программы развития интернета, которая 1 октября должна быть доложена нашему Президенту Владимиру Путину. Есть ли в вашем профессиональном дистрибьюторском сообществе какая-то просьба к государству, которая должна быть реализована для того, чтобы ваша деятельность не так страдала от текущих реалий наших кризисных?

Анна Мещерякова

- Какая поддержка? Я думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я очень надеюсь и верю в то, что в нашей отрасли работают действительно профессионалы. Может быть, это прозвучит банально достаточно, но у нас, наверное, просьба такая от отрасли: чтобы мы могли максимально сосредоточиться на своих задачах и не отвлекаться на какие-то задачи непрофильные. Зачастую к сфере торговли проявляются повышенные требования. Даже наш партнер (небольшая розничная компания, наш партнер по онлайну), только открывшись, немедленно столкнулась с торговым сбором. То есть даже на таком уровне (это такой маленький пример). Более того, мы столкнулся с этим торговым сбором, но, на сегодняшний момент, ни мы, ни те налоговые эксперты, с которыми мы консультировались, не до конца понимаем, должны ли мы непосредственно платить этот сбор. Решили платить, но хотелось, чтобы и прозрачность была выше, и уровень предсказуемости был выше, и горизонт планирования был длиннее. А там, дальше, если мы действительно профессионалы, если мы себя чувствуем уверенно, если мы разбираемся в том, что мы делаем, я думаю, мы справимся, и, в том числе, какой-то внесем вклад в то, чтобы помочь нашей стране в это непростое время.

Дмитрий Баронов

- Что ж, вот с таким пожеланием государству выступила Анна Мещерякова, Президент группы компании «Koodoo Technologis». Спасибо вам, Анна, что вы к нам пришли.

Анна Мещерякова

- Спасибо за то, что пригласили. Спасибо за эфир.

Андрей Кашуба

- Очень интересно, замечательно. Следующий эфир «Экспертного совета»…

Дмитрий Баронов

- Следующий эфир «Экспертного совета» завтра в 20 часов Герман Клименко будет нам рассказывать о том, как он плавал на пароходе вместе со всем российским интернетом.

Андрей Кашуба

- Спасибо, всего доброго.

Дмитрий Баронов

 

- До свидания.