Можно ли натренировать мозги блондинки?

Юлия Хандожко

- Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире «Стартапшоу». С вами Юлия Хандожко и Наталья Трищенко. И сегодня у нас в гостях генеральный директор компании «Викиум» Сергей Белан. Через букву «Е» не путайте.

Сергей Белан

- Да, здравствуйте. Добрый вечер.

Наталья Трищенко

- Добрый вечер.

Юлия Хандожко

- Сергей, вот обычно я начинаю рассказывать о компании, чем она занимается, давайте мы сегодня немного поменяем правила и предоставим-таки нашему гостю, так сказать, первое слово. Позволим вам самому представиться.

Наталья Трищенко

- Позволим, наконец-то, послушать радиослушателям кого-нибудь, кроме Юли Хандожко.

Юлия Хандожко

- В общем, что такое «Викуум»? «Викиум», простите!

Сергей Белан

- Да. Вот я хотел, наверно, начать с того, что ресурс называется «Викиум», www.wikium.ru, меня зовут Белан Сергей, я не только генеральный директор, я и основатель всего этого сервиса. Я основатель, Артем Овечкин - сооснователь компании. На данный момент нас двое. Его развивают совместно с фондом «ФРИ». То есть тут три участника в данном проекте, именно как учредители, наверно, плюс команда. Ну, давайте теперь о сервисе поговорим.

Юлия Хандожко

- Чем вы занимаетесь? Что это такое?

Сергей Белан

- То есть я сначала сказал, кто делает, теперь - что мы делаем. Делаем мы вот что: мы создаем специальные тренажеры, которые, в свою очередь, составляют специальную тренировку в режиме онлайн, адаптированную под каждого пользователя, для развития его мозговых способностей, таких как память, внимание, мышление. Ну, на самом деле, там еще и воображение, и восприятие также прокачиваются, Но мы выделяем три основных функции - это память, внимание, мышление. Они развиваются специальными тренажерами, которые имеют под собой научную подоплеку. Было много исследований, как зарубежных, так и российских. И в последнее время мы не только создаем вот эту тренировку, которая подходит под каждого пользователя, Мы еще и отдельные курсы запускаем. И совершенно недавно запустили B2B продажу. То есть теперь уже внедряемся.

Юлия Хандожко

- Хорошо. Вы так много всего рассказали.

Сергей Белан

- Дали слово - я говорю.

Юлия Хандожко

- Нет, нет правильно! Это правильно. А давайте начнем вот с малого.

Сергей Белан

- Давайте.

Юлия Хандожко

- Вот есть тренажер. Как, вообще, с ним взаимодействовать? Расскажите процесс работы? Вот я, например, Юля, услышала слово «викиум» и решила, что это прикольно, я хочу натренировать свой мозг. Что я должна сделать, и что со мной будут делать?

Сергей Белан

- Великолепно. Значит, с чего начинается, ну, вам нужно зайти на интернет наш ресурс. После этого он вам предложит выбрать области, которые вам будут интересны. То есть он вас спросит, Юля, что вам интересно развивать во внимании? Лучше концентрироваться на задачах, лучше переключаться между задачами, то есть он с вами познакомится.

Юлия Хандожко

- А одновременно все это развивать можно? Или только...

Сергей Белан

- Можно.

Наталья Трищенко

- Главное мышление.

Сергей Белан

- Можно, можно. Про мышление он тоже спросит обязательно. Он такой вежливый, он по порядку. Сначала внимание, потом про память поговорит, потом про мышление поинтересуется. После того, как вы ему скажете, что вам примерно от него нужно, он даст вам тестирование. Это для того, чтобы понять, на каком уровне сейчас вы находитесь, чтобы потом под вас подстроится. То есть это такой услужливый сервис, который не просто свою линию гнет, а он прям под каждого подстраивается. Вы проходите это тестирование, он вам потом говорит, что вот ваш уровень такой-то.

Юлия Хандожко

- Под каждого, прям?

Сергей Белан

- Да, и он потом под каждого все тренажеры выстраивает. Он определяет ваш уровень, говорит, какая область у вас развита лучше, какая хуже. И потом он выстраивает тренажеры в определенном порядке, потому что там очень важен порядок, в каком они стоят. Сразу же им настраивает уровень сложности, в зависимости от уровня способностей выстраивает.

Юлия Хандожко

- Это типа IQ тестов?

Наталья Трищенко

- Нигде результаты не показывают, случайно? Чтобы так, многим пользователям.

Сергей Белан

- Ну, там показываются... А именно... нет – нет - нет, там не показывается, что именно вот у Юли такой-то, такой-то результат, что могут посмотреть все.

Юлия Хандожко

- Что сразу на примере Юли?

Сергей Белан

- Вот вы сказали про IQ, система вычисления похожа. То есть это через нормальное распределение, через интегралы, логарифмы все это там вычисляется, через сигмы. Формулы интересные.

Юлия Хандожко

- А в чем инновационность?

Сергей Белан

- Инновационности вычисления и нормального распределения - нету. Это именно подход, как работать с огромной массой данных и каким образом сравнивать результаты один с другим. Инновационность здесь заключается в самой тренировке, в самой постройке вот этих тренажеров, в их порядке и в их взаимосвязи между собой. Расскажу, почему эта взаимосвязь важна. Например, если сервис поймет, что вам нужно развивать память, он не будет вам давать тренажеры на память, выстраивая их уровень. Он специально сначала разогреет ваше восприятие, потом внимание проработает, только потом даст на память. То есть он именно работает в цепочках работы с информацией. Так же, как работает наш мозг, сервис работает точно в таком же порядке и накидывает тренажеры.

Юлия Хандожко

- А сколько мне времени нужно тратить на это в день, чтобы стать умнее? Я так понимаю, тестами опять же этими, тренажерами оценивается мой уровень развития?

Сергей Белан

- Да. То есть он и оценивается ими и потом коррелируется ими же. И то, как происходит ваше улучшение, как вы обучаетесь, как вы прибавляете - он тоже на это смотрит. Пятнадцать, двадцать минут в день - это если только вы хотите заниматься на тренировке, то есть если такое плавное, плавная прокачка, будем говорить. Если вы хотите быстро и много, то тогда - если уже интенсивные курсы брать - тогда минут по сорок в день.

Юлия Хандожко

- А что там за задания?

Сергей Белан

- Там – ну, различные.

Юлия Хандожко

- Ну, какого плана?

Сергей Белан

- Где-то, например, загорается пять лампочек в определенной последовательности, после этого они прячутся, и вам нужно повторить, в какой последовательности они загорелись. В зависимости от того, с какой скоростью вы всё это прокликаете, правильно – неправильно, система потом вам даст семь, например, разбросает их больше по этому полю. Потом опять прячет и говорит: «Где они были?» И так она смотрит, это - на кратковременную память.

Наталья Трищенко

- А формат этих упражнений меняется?

Сергей Белан

- Больше сорока тренажеров сейчас. И у всех - адаптивный уровень сложности, то есть их много. Конечно, не так много, как нам хотелось бы, мы их вводим постоянно. То есть мы не то, что один раз выпустили и такие: «Ну всё, можно отдыхать». Нет, то есть мы обновляемся. Причем, когда вводим новый, сначала его тестируем на выборке 20-30 тысяч человек. Ну, и с сыгранных результатов, только потом принимаем решение, стоит его вводить вообще или нет. То есть тренажеров – сорок, и они еще подстраиваются.

Наталья Трищенко

- А как часто пересчитывается траектория обучения?

Сергей Белан

- Раз в неделю. Раз в неделю приходит мистер робот и смотрит, как у вас что развивалось, какое у вас перераспределение между функциями и простраивает тренировку на следующую неделю.

Юлия Хандожко

- Есть какие-то рекомендации, когда лучше заниматься этими упражнениями? Ну, просто у меня, например, разные состояния вечером в пятницу или утром в субботу, или в понедельник в середине дня.

Сергей Белан

- Лучше с утра. Ну, вообще, лучше с утра, то есть проснулись - под проснулись я понимаю не просто как бы открыли глаза в постели, проснулись – это там у каждого свой обряд просыпания: выпить чаю, сходить в душ - у всех он разный. Кто-то с собакой идет гулять. Вот проснулись и желательно идти на «Викиум», потому что мозг еще находится в активной фазе. Желательно не пить перед этим кофе, не нужно его ничем ускорять, сигареты желательно тоже отложить.

Юлия Хандожко

- Прям натощак, как анализы сдают, так и тренируешь мозг.

Сергей Белан

- Можно натощак, но нет, рекомендуется съесть, на самом деле, кашу, можно съесть орехов, можно съесть фруктов, желательно выпить воду, не холодную, потому что холодная вода чуть-чуть затормаживает организм.

Юлия Хандожко

- «Викиум» лучше применять со здоровым образом жизни.

Сергей Белан

- «Викиум», вообще, лучше принимается здоровым образом жизни, конечно.

Юлия Хандожко

- Хорошо, а для кого? Вот у меня есть несколько главных вопросов. Один из них - для кого это все? То есть это для школьников, это для бабушек, которые начинают впадать в маразм, это для блондинок, это для студентов? Кто ваша главная целевая аудитория?

Сергей Белан

- Честно сказать, когда все это делал, делал для всех. Потому что мозг – это орган, который есть у каждого человека. Может быть, не каждый его использует так, как хочет. Но, в принципе, это для каждого человека, от того, насколько он быстро работает, зависит качество нашей жизни. Просто в каждом возрасте он нам нужен для разного. То есть, например, в школе он нам нужен, чтобы быстрее обучаться, чтобы лучше усваивать материал - там же поток информации просто бешеный. Там нужно кучу всего запоминать. Человек будет лучше воспринимать информацию, быстрее запоминать. Ну, вот еще, например, про школьников родители постоянно говорят: «Мой ребёнок меня не слышит», «Он не запоминает то, что я ему говорю», «Как об стенку горох».

Юлия Хандожко

- Так, кому нужно мозг тренировать? Родителям или школьникам?

Наталья Трищенко

- Всем, всем.

Сергей Белан

- Да, на самом деле школьники просто не воспринимают информацию. То есть у них синдром дефицита внимания, он в той или иной степени у многих сейчас развит, но это за счет именно нашего времени.

Юлия Хандожко

- Хорошо.

Сергей Белан

 -То есть для школьников, для студентов - это немного другое. Когда люди уже в работоспособном возрасте, как мы, - это чтоб быть более эффективными. В пожилом возрасте это чтоб...

Наталья Трищенко

- Растереть остатки.

Юлия Хандожко

- А все-таки есть же какое-то ядро аудитории среди ваших клиентов сейчас. Сколько их, к слову? И все-таки кто они? Вы проводили, наверно, какие-то анализы рынка, вы же определяли сколько, вообще, потенциальных клиентов у вас есть? Верно?

Сергей Белан

- Конечно.

Юлия Хандожко

- Вот расскажите.

Сергей Белан

- Мы это делали уже после того, как проект год существовал. Мы стали изучать, сначала это был голый энтузиазм, потом включили мозги, как говорится. На данный момент...

Юлия Хандожко

- Натренировали да, да?

Сергей Белан

- Натренировали, конечно. Это еще проект выбрал меня, а не я проект. Он такой: «О, Сергей, иди-ка сюда. Сейчас я с тобой буду работать». На данный момент у нас больше 167 тысяч, по-моему, с утра там было, может, уже больше. Это именно наша аудитория, сколько у нас людей.

Юлия Хандожко

- А клиенты?

Сергей Белан

- Платящих - несколько тысяч. Я просто не могу прям цифру сказать, у нас договор конфиденциальности, все дела.

Юлия Хандожко

- А сколько стоит, кстати, сколько все это стоит для клиентов?

Сергей Белан

- Стоит это - месяц 750 рублей, далее там 1490 рублей.

Юлия Хандожко

- В принципе, дешевые мозги довольно-таки.

Сергей Белан

- Дешевые. Ну, мы делаем продукт для всех. Мы делаем продукт для всех, но если мы говорим о более серьезных каких-то методиках курсов, они там чуть подороже - 990 рублей. Ну, конечно, мы делаем доступно. Иногда хочется заработать побольше, но мы понимаем что...

Юлия Хандожко

- Я поняла, вместо двух чашек кофе в «Кофемании» можно вот весь месяц что-то там делать.

Сергей Белан

- Да в «Кофемани», но если мы говорим про какой-нибудь «Раф кофе», то это там даже полторы.

Юлия Хандожко

- Полторы.

Сергей Белан

- Мне кажется, раньше все стоило там дешевле. Но просто...

Юлия Хандожко

- Кстати, насчет «Кофемании». Вы четыре года работали в должности официанта там?

Сергей Белан

- Да было дело.

Юлия Хандожко

- Вообще, у вас довольно интересный путь. Вы работали в банке менеджером по продажам.

Сергей Белан

- Угу.

Юлия Хандожко

- Потом у вас был магазин дизайнерской одежды, потом опять вернулись в банк. И вот каким-то образом вы начали заниматься «Викиумом». Как так произошло? Вот где логика какая-то? Я просто... вот сложно у меня в принципе с логикой, но еще и попытаться ее здесь пронаблюдать - у меня не получается.

Сергей Белан

- Вывела кривая, так на повороте занесло, как говорится. Ну, вот не знаю... я уже эту фразу говорил, что мне кажется, это проект выбрал меня. Потому что не каждый человек готов так тянуть, столько отдавать сил такому бизнесу, который тем более еще инертен. То есть это действительно инертный бизнес. Это не бизнес, когда здесь и сейчас. То есть когда магазин одежды был, там понятно, там отгрузил платье - получил кэш, доволен. Здесь такое не наблюдается, в моменте. Теперь если говорить про путь. Как так случилось, да?

Юлия Хандожко

- Да, идейно как вы к этому пришли?

Сергей Белан

- Как так случилось? Я, скажем так, находился в поиске идей, куда я хочу применять дополнительно свое внимание и свой мозг. И перебирал различные варианты. Ну, не то что перебирал, я находился в поиске постоянно. И так получилось, что эта идея меня зацепила, это был действительно как глоток свежего воздуха. Хочу попробовать. Хочу попробовать и баста.

Юлия Хандожко

- А, может, была какая-то интересная история? Ну, как это происходило? То есть вы там, я не знаю, в этот момент с друзьями общались, вам друзья рассказали?

Сергей Белан

- Общался с друзьями.

Юлия Хандожко

- Человеческое вот, что?

Сергей Белан

- Общался с друзьями. Советовался с друзьями, все сказали: «Да, интересно». И я понял, что действительно тема интересная, и если я ее не попробую, то я буду больше жалеть, чем если я попробую, и у меня не получится. И стал искать деньги. Ну, я думал либо свои вкладывать, либо найти деньги, чтобы сделать сайт.

Юлия Хандожко

- Ну, чужие всегда дешевле.

Сергей Белан

- Да вот я бы не сказал, на самом деле. Свои могут быть кредитные, это будет на двенадцать, четырнадцать процентов...

Юлия Хандожко

- Ну, кредитные - это тоже чужие. Я имею в виду свои, свой капитал накопленный.

Сергей Белан

- Свои нужно отдавать. Свои дешевле?

Юлия Хандожко

- Свои дороже всегда.

Сергей Белан

- Ну, если свои в моменте... ну, не всегда, смотря как считать, по-разному бывают модели.

Юлия Хандожко

- Ладно, не будем углубляться в экономику.

Сергей Белан

- Хорошо.

Юлия Хандожко

- Мы тут будем о разном, в любом случае.

Сергей Белан

- Возможно, да.

Наталья Трищенко

- Ну, а давайте о пути самого проекта. Он же прошел, я так понимаю, все главные школы для стартапов. То есть это было и Сколково, и «ФРИИ», и «АСИ».

Сергей Белан

- Это было, да. Был инкубатор, был и акселератор, потом был еще акселератор. То есть был сначала инкубатор «Op:IT» - это при Сколково, мы его выиграли. Потом был акселератор «ФРИ», тоже его хорошо прошли, нам предложили пройти второй еще акселератор, это уже был «ФРИ» плюс «Microsoft». То есть мы еще и его потом прошли. «АСИ» – агентство стратегических инициатив, огромное им спасибо за поддержку сразу скажу, но это именно не акселератор, не бизнес-инкубатор — это уже поддержка на таком высоком уровне. Это открывание дверей там, где до этого были стены. И именно рекомендации как, что лучше делать на таких уже глобальных уровнях. То есть там не такой пресс идет, как в акселераторах. Акселератор — это, вообще, великолепная школа жизни, и если меня слушают какие-то проекты, и они сомневаются, идти во «ФРИ» или нет, - идите обязательно.

Наталья Трищенко

- А зачем так много разных площадок?

Юлия Хандожко

- Да. Вот тут смена, это поиск новых денег или что это?

Сергей Белан

- Нет, это поиск знаний. Потому что можно наступать на грабли, а можно делать так, чтобы знания привнесли другие, купить знания. Я всегда иду по методике покупки знаний. И экспертов тоже я привлекаю, потому что самому... ну, я экономлю время. Моя жизнь не настолько длинна, чтобы в ней всё постигать и узнавать. Я во всем разбираюсь, но всё-таки дело предоставляю экспертам, когда касается дела - уже именно глубоких познаний в той или иной сфере. Всего знать невозможно, и кто бы ни пытался бы это делать...

Юлия Хандожко

- Ну, в какой-то момент в любом случае нужно остановиться вот в поиске экспертов, я не знаю, масштабировать, что ли, свой бизнес.

Сергей Белан

- Так, и масштабируем.

Юлия Хандожко

- Вот расскажите про этот процесс.

Сергей Белан

- Мы остановились. Вообще, масштабировать мы его пытаемся уже месяца четыре. То есть там как происходит масштабирование: это всегда нужно смотреть на экономику, то есть масштабирование — это резкое увеличение трафика. Я это уже умею делать сам. Потом смотрится экономика, и потом либо замедляется масштабирование, либо ускоряется. Вот пока у нас оно замедлялось, сейчас идет очередное «взятие Эвереста». Посмотрим, как на этот раз себя всё поведет. Вот, масштабировать я научился, ну это уже был собственный опыт, сначала в себя вобрал экспертизу. Спасибо как бы...

Наталья Трищенко

- Всем экспертам.                                                             

Юлия Хандожко

- Мы поняли.

Сергей Белан

- Всем экспертам да. Хочется имя назвать, но...

Наталья Трищенко

- У такого проекта, наверно, должна быть какая-то серьезная научная база, откуда вот эти компетенции в проекте?

Сергей Белан

- Научные компетенции тоже делились на два этапа. Сначала, когда мы были зеленые, конечно, мы за экспертизой ходили к нейропсихологам, к нейрофизиологам, общались.

Юлия Хандожко

- Здесь, в России?

Сергей Белан

-Да, здесь, в России. Всё в России.

Юлия Хандожко

- Кстати, интересно, в каких городах? Потому что там написано что-то такое наукоемкое...

Наталья Трищенко

- В Красноярске берется.

Юлия Хандожко

- Где-то да, в Новосибирске. Сразу же вспоминаю Новосибирск, я не знаю почему.

Сергей Белан

- Новосибирск? Ну, у нас в Москве достаточно экспертов.

Юлия Хандожко

- В Москве?

Сергей Белан

- Ну, просто этим летом я уже плавал на «Форсайд флоте» в области нейронет. Это специально собирались эксперты со всей России, их сажали на корабль, чтобы они никуда не сбежали, и четыре дня люди тесно плавали и общались на тему того, как вывести Россию к 2035 году на лидирующие позиции в разных рынках. Я был в рынке...

Юлия Хандожко

- Это при поддержке чего?

Сергей Белан

- Правительства России.

Наталья Трищенко

- «АСИ».

Сергей Белан

- То есть это именно при правительстве России. Там и «АСИ», и «РВК». Там очень много заинтересованных лиц в том, чтобы Россия вышла на лидирующие позиции. Ну, и там я уже напрямую наобщался с таким количеством экспертов, что уже в принципе и сам являюсь экспертом в области брейн-фитнеса, нейро-гейминга. Я вот и на «Открытых инновациях» буду выступать, то есть я уже сам могу легко повыступать.

Наталья Трищенко

- Какое смелое заявление.

Сергей Белан

- Что я уже эксперт?

Наталья Трищенко

- Ну, особенно для журналистов, которые общаются со многими экспертами, но в итоге все равно...

Сергей Белан

- Я считаю себя, что я уже... ну, у меня выборка 160 тысяч человек. И я вижу результаты, как люди работают, как люди улучшаются, что они делают, на какой момент у них происходит просадка и сколько нужно времени, чтобы выйти на плато способности. Я с уважением отношусь ко всем...

Юлия Хандожко

- А как, а как вы относитесь..

Сергей Белан

- Просто у меня самая большая выборка на данный момент.

Юлия Хандожко

- А вот, в смысле, вы видите людей? То есть нужно сначала все-таки прорешать тесты или вот вы говорите, видите людей. Вы можете, просто пообщавшись со мной, понять, сколько мне нужно для того, чтобы выйти на плато?

Наталья Трищенко

- Ты уверена, что ты хочешь, чтобы в эфире прозвучало?

Сергей Белан

- Нет, мне нужно, чтобы все равно вы немного позанимались. Хотя бы ваша динамика мне нужна дней пять. А если, например, мы именно говорим о более глубоких рекомендациях, то, конечно, я бы еще пригласил к нам в центр, чтобы снять там ваше ЕГЕ, уровень внимания, скорость концентрации, устойчивость концентрации, скорость расслабления внимания, потому что это тоже очень важно. И тогда, конечно, уже диагноз будет более точный.

Наталья Трищенко

- А есть возможность проведения каких-то психических исследований? То есть есть какой-то центр, где можно...

Сергей Белан

- Мы сейчас начинаем, в эти субботу и воскресенье я провожу первый тренинг именно по вниманию. То есть внимание мы прям меряем с помощью приборов. Память и мышление - это уже меряется с помощью задач и с помощью выборки. А именно внимание - меряется прям уровень альфа, бета-волн с помощью нейроинтерфейса. Как бы там все равно есть погрешность, но это точное измерение.

Юлия Хандожко

- Хорошо, а, может...

Сергей Белан

- Да, то есть центр есть. Вот как, он такой пока еще не совсем как центр, так как мы это понимаем.

Юлия Хандожко

- Прикладное, прикладная какая-то полезность, кроме того, что ты ходишь потом довольный, говоришь: «О, я поумнел!» Вот есть какие-то ну, может быть, истории у вас, какая-нибудь самая яркая, я не знаю... в компании в какой-то вы там подняли уровень всех сотрудников, там, на тридцать процентов. У них внимание увеличилось, и они не знаю...

Наталья Трищенко

- И доходы выросли.

Юлия Хандожко

- Стали да, производительнее.

Сергей Белан

- Доходы выросли.

Юлия Хандожко

- Да вот прикладное что-то есть?

Сергей Белан

- Мы меряли... я вот просто, если честно, не знаю, могу ли я назвать названия компаний, потому что если мы говорим про телевидение и про радио, это, наверно, нужно разрешение.

Юлия Хандожко

- А российские они, зарубежные?

Сергей Белан

- Одна компания мировая, то есть у нее представительство в России, другая - российская компания.

Юлия Хандожко

- Окей.

Сергей Белан

- Значит, что мы меряли. В первое исследование мы меряли количество ошибок аналитиков. Что мы делали: мы провели тестирование, в котором было двадцать ошибок: и орфографические, и арифметические. И нужно было эти ошибки найти за определенное количество времени. Люди нашли ошибки, то есть там десять ошибок, допустим, после этого люди занимались на «Викиуме» три недели. Мы выдали доступы, смотрели, как они занимаются. Обязательно было, чтобы люди занимались четыре - пять раз в неделю, полностью проходили тренировки, которые мы специально создали, на логическое мышление и на внимание. То есть мы прям специально на концентрацию внимания, чтобы вот именно для аналитиков, мы прям разработали методологию, эту последовательность для аналитиков. И потом мы дали им еще раз эти тесты, соответственно, там другое было содержание. И смотрели, насколько стало меньше ошибок. Да, то есть исследования проводились. А второе - это мы меряли насколько словесно-логическое мышление у людей улучшается. Это были сотрудники из колл-центра. Мы меряли скорость ответа на вопрос. То есть вот это «ээээ» есть ли нет, среднюю скорость ответа на вопрос. И второе - количество уникальных слов, которые человек использует за разговор, потому что за это отвечает наш мозг - сколько слов мы подбираем за единицу времени, какой у нас лексикон, как быстро мы достаем из памяти те или иные слова. И тоже замеряли и наблюдали положительную динамику. То есть тяжело сказать, что прозанимавшись на «Викиуме» месяц, вы будете в два раза внимательнее. Мы можем сказать, что у вас на 20-30% улучшится внимание, концентрация, но именно каким образом потом это выльется в финансово-денежный поток - у каждого человека это по-разному может быть.

Юлия Хандожко

- Кстати, про финансово-денежный поток. Все-таки это для вас бизнес? Вы уже прошли вот точку окупаемости? Окупили вы инвестиции, не окупили?

Сергей Белан

- Нет, конечно, еще. То есть инвестиции...

Юлия Хандожко

- А сколько, вообще, в вас влили?

Сергей Белан

- «В вас влили», - мы сами в себя вливали!

Юлия Хандожко

- Сами в себя, окей, сами в себя.

Сергей Белан

- «ФРИ» дал инвестиции на стадии акселерационной программы. Ну, это известно: чем раньше даются инвестиции, тем по меньшей оценке они даются, тем их меньше.

Наталья Трищенко

- Сколько?

Сергей Белан

- Уже в общей сложности это больше десяти миллионов рублей, даже больше пятнадцати, уже больше в «Викиум» влито денежных средств.

Юлия Хандожко

-Вполне, по-моему.

Сергей Белан

- Ну, не знаю - много это, мало. Нормально. И все эти деньги - это мои, партнеров, в основном.

Юлия Хандожко

- Ну, по-моему, для подобного проекта это достаточно много.

Наталья Трищенко

- Сколько у вас в команде людей?

Сергей Белан

- На данный момент - пятнадцать человек. То есть это и... надо перечислять?

Юлия Хандожко

- Да, да расскажите.

Сергей Белан

- Это и сотрудники отдела В2В продаж - вот недавно запустили для компаний. Причем мы не только продаем, то есть если у компании не хватает финансов либо они заложены в бюджеты, мы просто дарим на какой-то период, чтобы просто они ощутили мощь нашего продукта. И, конечно, люди в шок входят, когда мы говорим...

Юлия Хандожко

- Понятно, это уже ваша внутренняя фишка.

Сергей Белан

- Да. Но это фишка я считаю. Не каждый проект готов поделится добром с другими компаниями.

Юлия Хандожко

- Нет, подожди, стоп. Стоп. Есть много компаний, которые предоставляют демо-версию какую-то своего продукта. Это, по-моему, довольно распространенная практика.

Наталья Трищенко

- А у вас есть, вообще, какие-то бесплатные услуги или все сразу по подписке и за 750.

Сергей Белан

- Ну, смотрите: подписка — это полная версия, но там она дает индивидуальную тренировку, то есть она прям именно развивает. А бесплатно мы тренируем. То есть если вы хотите тренироваться и поддерживаться на определенном уровне, то тогда это бесплатно. Если вы хотите развиваться и быть лучше, тогда мы за это просим деньги. Скажем так, это как в спортзал. Вы можете так ходить, на площадках тренироваться открытых – это бесплатно. Если вы хотите, чтобы в спортзале комфортном, чтоб еще и тренер с вами занимался - за это вы платите деньги. У «Викиума» точно такая же модель. Значит, про сотрудников дальше. Или?

Юлия Хандожко

- Нет, давайте про сотрудников, интересно.

Сергей Белан

- Ну, соответственно, это команда разработки, это отдел маркетинга и пиар, это дизайнеры наши великолепные, это люди, которые сейчас еще занимаются новыми разработками, которые соединяют в себе биологически обратную связь нейроинтерфейса и тренажеры нового поколения. Команда, научные сотрудники - они у нас не в штате.

Наталья Трищенко

- А разработка новых тестов - она происходит внутри компании?

Сергей Белан

- Конечно. Конечно, то есть мы получаем методологию либо разрабатываем уже сами. Потом мы ее тестируем на выборке, сходится ли она с эталоном того, как должен улучшать тренажер подобного рода. После этого мы только принимаем решение: вводим его или нет, чтоб, не дай Бог, туфту не подсунуть никакую.

Наталья Трищенко

- А конкуренцию вы какую-то чувствуете, есть подобные проекты? 

Сергей Белан

- Сейчас вот с Запада немного повеяло конкуренцией.

Юлия Хандожко

- Повеяло, неприятные такие ассоциации возникают.

Сергей Белан

- Неприятно да, потому что... почему нам это не нравится - потому что мы не видим той пользы, которую они хотят принести. То есть там не разминают людей, не дают курсы, статистика какая-то, нам кажется, у них непонятная.

Юлия Хандожко

- Это круто если, наоборот, они хуже вас. Значит, это вам в плюс.

Сергей Белан

- Они нам помогаю греть рынок. Потому что в данный момент рынок греем только мы, они помогают. Но до этого... ну, приятно когда ты один, когда двое... Хотя, говорят, для бизнеса... просто я ни разу еще не создавал масмаркет, я не создавал еще рынок. Вот я только сейчас это делаю, поэтому я не знаю, насколько это будет хорошо. То есть, если бы такие бизнесы постоянно бы штамповал: «О, отлично! Еще трое пришли, значит, теперь бизнес будет быстрее идти». Не знаю, хорошо это или нет. Какие это вызывает у меня эмоции – эмоций, скажем так, больше отрицательных, чем положительных.

Юлия Хандожко

- А, вообще, как вы оцениваете, вы говорите о том, что в принципе сами растите рынок. В России сейчас подходящее время для того, чтобы его растить? Кризис.

Наталья Трищенко

- Развивать мозги пора.

Юлия Хандожко

- Да, думаешь?

Сергей Белан

- Знаете, вот не могу сказать. Потому что когда мы его делали, когда я только его запускал, у меня вот прям на кончиках пальцев было, что сейчас вот в России этот рынок взорвется, придёт глобальная осознанность того, что нужно заниматься своими мозговыми способностями. Чтобы успеть больше, чтобы делать всё лучше. И каждый день я просыпаюсь с этим ощущением на кончиках пальцев, но бум пока не происходит.

Юлия Хандожко

- Подождем.

Сергей Белан

- И честно сказать, я не знаю, произойдет он или нет, но, как говорится, вера во мне живет. И поэтому я продолжаю делать то, что мы делаем, заниматься этим рынком. И, возможно, мы дойдем, дождемся.

Юлия Хандожко

- Ладно, Сергей, скажите мне честно, а вот есть вот прям безнадежные варианты? Вот решай, не решай, проходи все эти тренажеры, не проходи, ну вот я не знаю...

Наталья Трищенко

- Не удалось.

Юлия Хандожко

- Не удалось. Вот бывают такие люди? Вот просто лично мне интересно, потому что ну вы понимаете.

Сергей Белан

- Ага. Ну, мне кажется, у вас-то точно никаких проблем, вот именно безнадежности нет, потому что речь у вас складная.

Юлия Хандожко

- Поняла, Наташа!

Сергей Белан

- И лаконичная.

Юлия Хандожко

- Поняла. У Наташи хуже речь, да?

Сергей Белан

- И правильная.

Наталья Трищенко

- Главный критерий.

Сергей Белан

- Нет, ну вы вопрос задали. Речь – это очень глубокий на самом деле критерий.

Наталья Трищенко

- Но не всегда работает.

Сергей Белан

- Потому что логическое мышление стоит последнее в цепочке работы с информацией. Это значит, что если человек хорошо мыслит и говорит, значит, у него с внимаем и с памятью плюс - минус нормально. То есть вот выводы такие делают.

Юлия Хандожко

- Все в этой студии поняли, что я не так плоха, как вам кажется. Ладно.

Сергей Белан

- Ладно, это уже...

Юлия Хандожко

- Да, это уже наши личные разборочки, но...

Сергей Белан

- Есть ли такие случаи, которым невозможно помочь? Если мы говорим уже о каких-то серьезных травмах...

Юлия Хандожко

- А, ну понятно.

Сергей Белан

- ...о каких-то повреждениях, то, конечно, здесь мы можем ускорить период реабилитации. Здесь мы можем в моменте расширить, то есть пользу мы по-любому причиним.

Юлия Хандожко

- «Причиним пользу».

Сергей Белан

- Да, я люблю это выражение.

Юлия Хандожко

- Причинить пользу?

Сергей Белан

- Причинить пользу. Да.

Юлия Хандожко

- Оно такое жесткое какое-то.

Сергей Белан

- Оно немножко не жесткое, оно немного твердое, скажем так. То есть мы намеренно пытаемся помочь людям. Даже если они этого не хотят, мы хотим им помочь. То есть, скажем так, причинить.

Юлия Хандожко

- Становитесь умнее, вы прям нацию пытаетесь вырастить разумную.

Сергей Белан

- Честно сказать, я хочу, чтобы...

Юлия Хандожко

- Такая глобальная идея получается.

Сергей Белан

- Это миссия, скажем так. Чтоб там в свое время, когда подрастет мой сын, чтобы он спросил: «Пап, что ты делаешь?», - чтобы я сказал не «коровы на ферме у меня ходят, их нужно доить», а «сын, я помогаю в России людям стать немного лучше».

Наталья Трищенко

- Ну, как показывает жизнь, люди не очень хотят лучше становиться.

Юлия Хандожко

- Нет, вообще почему? Стоп, стоп.

Сергей Белан

- Я хочу быть тем инструментом.

Юлия Хандожко

- Есть бизнес, есть клиенты, то есть всё-таки есть часть...

Наталья Трищенко

- Конечно, часть всегда есть.

Юлия Хандожко

- ...этой великой огромной страны, которая хочет развиваться, и она увеличивается. Правильно понимаю?

Сергей Белан

- Она увеличивается, да. Вот у нас даже сейчас в студии возникло несколько мнений, что кто-то хочет, кто-то не хочет. Те, кто не хочет - это печально, потому что...

Юлия Хандожко

-Они не принесут вам деньги.

Сергей Белан

- Знаете...

Юлия Хандожко

- Простите, это уже мой циничный юмор.

Сергей Белан

- Знаете, даже тот, кто хочет... теоретически можно так все упаковать, чтобы, конечно, взять с них деньги, как-то постараться.

Юлия Хандожко

- Вот мы и пришли к самому главному.

Сергей Белан

- В маркетинге... ну, в маркетинге-то мы знаем толк, но мы как-то... У нас только один лэндинг, у нас нет ни мульти-лэндингов, ничего, что заставляет человека купить всеми правдами и неправдами. То есть, наоборот, вот этот бизнес растится в позициях честности абсолютной и в позиции открытости. Поэтому, конечно, это странно - слышать такое. Я понимаю, я прекрасно понимаю, но если вы посмотрите выступление Артема Овечкина, моего партнёра, то вы услышите там точно такие же слова, и точно такое же мировоззрение. У нас, слава Богу, есть источники, откуда можно получать деньги на жизнь, и поэтому этот проект делается...

Юлия Хандожко

- То есть у вас параллельные бизнесы какие-то еще есть сейчас?

Сергей Белан

- Конечно.

Юлия Хандожко

- Это секрет?

Сергей Белан

- Конечно, есть.

Юлия Хандожко

- Или вы можете рассказать нам?

Сергей Белан

- У меня это, например, консалтинг. По маркетингу, по продвижению, по масштабированию проектов и по интернет-бизнесу. А у Артема - это и маркетинговое агентство, и йога-центры, и клубы у него есть, и нейромаркетингом сейчас они занимаются.

Юлия Хандожко

- Вот расскажите про нейромаркетинг. В чём отличие от просто маркетинга, что это, просто говорили до эфира об этом.

Сергей Белан

- Хорошо, нейромаркетинг и маркетинг. Я так вот прям глубоко нейромаркетингом... его определение, наверно, не скажу, я расскажу своими словами, как я это понимаю. Маркетинг изучает все-таки наши паттерны, как мы привыкли действовать, то есть работает с психологией, с моделями поведения, с шаблонами некими. А нейромаркетинг работает с тем, откуда берутся эти шаблоны, то есть это как первоисточник.

Юлия Хандожко

- Прям подсознание человеческое?

Сергей Белан

- Да. Он работает с мозгом. То есть он работает с реакцией. Например, побрызгать мандаринами в магазине подарков. Маркетинг говорит: «Побрызгайте мандаринами в магазине подарков, и у вас увеличатся продажи». А нейромаркетинг говорит: «Побрызгайте мандаринами в магазине подарков, потому что между рядом нейронов установилась твердая синаптическая связь, которая возбуждается при запахе мандаринов. Потому что во время Рождества, Нового года часто были подарки, и часто в эти дни давались мандарины, там связь стойкая, потому что человек в этот момент испытывал эмоции. Поэтому между ними происходят большие колебания, и вызывается химическая реакция, которая говорит человеку: «О! Это же как в Новом году», - то есть у него на подсознании: «Нужно срочно купить подарок себе либо близкому». То есть вот что такое нейромаркетинг.

Наталья Трищенко

- Это разница подхода, подходов и трактовок или там как бы есть реальное отличие?

Юлия Хандожко

- Видимо, научный подход.

Сергей Белан

- Ну, вообще, в нейромаркетинге и ай-трекеры используются...

Юлия Хандожко

- Это что?

Сергей Белан

- Это специальные устройства.

Юлия Хандожко

- На зрачки?

Сергей Белан

- На зрачки, да. То есть смотрится их скорость расширения, то есть, например, я провожу у вас опрос, нравится ли вам...

Юлия Хандожко

- Ну, вот вы лично какой-нибудь опрос проводили? Может быть, вы когда-то доходили до каких-то внезапных, необычных результатов, которые вас поражали? На вашем примере можно? Вот что-то такое прям.

Сергей Белан

- Этим занимается специальная компания, то есть я исследования вот именно в нейромаркетинге не провожу. Это компания «Эгния», они этим занимаются. Я в основном занимаюсь «Викиумом». Консультирую я иногда...

Юлия Хандожко

- А для «Викиума» вы...

Сергей Белан

- Нейромаркетингом мы не занимаемся.

Юлия Хандожко

- А, всё, я поняла. Тогда я не мучаю вас этим.

Сергей Белан

- Мы не принимаем эти установки. Это в основном офлайн. Например, мы опрашиваем выборку и говорим: «Нравится вам вот это? Нравится вам вот это?» И меряем датчики с человека, то есть человек же может сказать: «Да, мне это нравится», - но на самом деле он соврет. Вот нейромаркетинг меряет, врет - не врет. Либо если мы, например, говорим о ресторане, мы можем понять, в какие места выборка смотрит больше, и повесить, например, там вкусное какое-то блюдо из мяса, самое дорогое, чтоб вам захотелось купить именно его. То есть вот это вот такие вещи более глубокие, вот это - нейромаркетинг.

Юлия Хандожко

- Ну, по-моему, вполне доступно.

Наталья Трищенко

- Да? Ну, хорошо.

Юлия Хандожко

- Для Наташи недоступно. Наташ, видимо, тебе нужно потренировать свой мозг.

Сергей Белан

- Ну, скажите, Наталья, что вы этим хотите сказать?

Наталья Трищенко

- Нет, просто если в итоге методы остаются теми же, то есть мандарины остаются мандаринами, то я не понимаю, зачем так глубоко.

Юлия Хандожко

- Нет, ну смотри: если обычно маркетолог там проводит просто опрос...

Наталья Трищенко

- То нейромаркетолог круче выглядит и круче звучит.

Юлия Хандожко

- Нет, почему?

Сергей Белан

- Маркетолог не сможет объяснить. Он скажет, что у большинства людей при запахе мандаринов возникает эффект покупки, а нейромаркетолог - может понять, почему происходит данная реакция. То есть он копает намного глубже, он понимает источники этого посыла.

Юлия Хандожко

- Точнее, результаты, я так понимаю да?

Сергей Белан

- Конечно.

Юлия Хандожко

- Раз используются штуки на зрачки...

Наталья Трищенко

- Может быть, у меня просто реакция на мандарины, ну как бы...

Сергей Белан

- У меня, вообще, аллергия на мандарины.

Юлия Хандожко

- Вот у Наташи тоже, я поняла. 

Сергей Белан

- А, да?

Юлия Хандожко

- У вас так много общего.

Сергей Белан

- Всё, у нас аллергия на мандарины. В свое время просто, наверное, очень любили их. Или нет, или прям с самого детства? Я-то в детстве их просто ел очень много.

Наталья Трищенко

- С самого детства. Нет, к сожалению, мне не удалось наесться мандаринов ни разу в жизни.

Сергей Белан

- Печально.

Юлия Хандожко

- Минута молчания.

Сергей Белан

- По мандаринам.

Юлия Хандожко

- По мандаринам. Кстати, скоро Новый год. А как подарок не заказывают у вас доступ? Нет такого? Не бывает, к Новому году?

Наталья Трищенко

- Отлично, по-моему.

Сергей Белан

- Слушайте, вот только запустили: купить подарок для друга, для кого-то еще. Пока никто не купил.

Наталья Трищенко

- Вам не кажется, что это жестко, обидно.

Юлия Хандожко

- Если мне Наташа подарит доступ...

Наталья Трищенко

- «Юля, с Новым годом! Наконец-то прокачай свое мышление».

Юлия Хандожко

- Но я... нет, у меня, конечно, есть чувство юмора, я восприму это как стеб, про себя подумаю много плохих слов про Наташу, я не знаю. И скину, ну не знаю, зайду ради интереса сама, даже, возможно, заставлю Наташу пройти какой-нибудь тест.

Наталья Трищенко

- Наверняка.

Юлия Хандожко

- Мне кажется, это издевательство такое над своим другом, знакомым, нет?

Наталья Трищенко

- Ну, вообще, хороший стеб, хорошая шутка, хороший подарок.

Сергей Белан

- Мне кажется, нет. Мне кажется, это великолепно, когда близкий человек хочет, чтобы другой близкий стал лучше. Ну, например, я дарил людям тренинги в подарок. И это великолепно.

Юлия Хандожко

- Это понятно, это бизнес, и вы хотите, чтобы он развивался.

Сергей Белан

- Да еще до этого даже, то есть книга, как говорится, лучший подарок. Книга же - это инструмент, который...

Юлия Хандожко

- Это не такой прямой намек на то, что у тебя не хватает умственных способностей.

Сергей Белан

- Так тут не именно «не хватает умственных способностей», тут именно «я хочу, чтобы ты был еще лучше».

Юлия Хандожко

- А, «еще лучше».

Сергей Белан

- «Добился много в жизни».

Юлия Хандожко

- А, то есть позиционирование - такая важная штука.

Сергей Белан

- Слушайте, ну смотря что написать. Там можно написать к этому подарку сообщение, можно, конечно, написать: «Тебе бы не повредило». Бац! Ну, вот тогда это один посыл. А можно, там: «Я тебя так люблю, что хочу, чтобы ты был еще... ты такой хороший, ты такой умный, я хочу, чтобы ты еще больше развивался, еще больше достиг в этой жизни. Держи «Викиум», Пис-мэн».

Юлия Хандожко

- Ясно, вы прям влюблены в свое дело, я поняла.

Сергей Белан

- Конечно, я с ним засыпаю, встаю.

Юлия Хандожко

- Тесты решаете. Днем и ночью решаете или?

Сергей Белан

- Ну, как мне кажется, я первый человек, который на себе пробует все практики, и которые наши эксперты пишут, и которые я делаю. Всё сначала на себе - и практики внимательности, и расслабления сознания, у нас есть.

Юлия Хандожко

- Ваши близкие, вообще, как относятся к этому?

Наталья Трищенко

- Чувствуют результат?

Юлия Хандожко

- Или я не знаю, скажем так, боятся, опасаются?

Сергей Белан

- Сначала супруга, конечно, так реагировала, что «хорош, всему есть свой предел».

Юлия Хандожко

- Вы ее не пытались подсадить?

Сергей Белан

- Да тут как бы подсаживать не стоит, когда человек видит резкий прогресс у другого человека, он тоже хочет, это естественное желание. Когда ты видишь, что человек становится лучше, естественное желание тоже становиться лучше. И сын у меня, хоть он и маленький, но мы его... чтобы он сортировал клубнички к клубничке, бананы к бананам, другие фрукты сбрасывал.

Юлия Хандожко

- Сколько ему лет?

Сергей Белан

- Полтора года всего. Он уже распознает, и когда супруга приходит с ним в группу для детей, группа развития, то там сыну нет равных. Дети только пазлы один к другому соединяют, а он уже шесть деталей соединяет воедино. Он уже их разбирает, эти пирамиды, собирает. Вот сразу видно результат налицо. То есть уже с этого возраста вкладываем.

Юлия Хандожко

- В общем, вы растите гения.

Сергей Белан

- Я хочу, чтоб он стал тем, кем он выберет стать. Вот так. Потому что меня в свое время определили туда, куда я не хотел, и я хочу чтобы...

Юлия Хандожко

- Я имею в виду, вы как раз учились в...

Сергей Белан

- МЭИ.

Юлия Хандожко

- Да, МЭИ.

Сергей Белан

- Московский Энергетический Институт.

Юлия Хандожко

- Менеджмент в области энергетики и промышленности. Не нравилось?

Сергей Белан

- Я пообещал, что никогда не буду работать в энергетике,...

Юлия Хандожко

- Почему?

Сергей Белан

- ...когда я получил диплом.

Юлия Хандожко

- Почему?

Сергей Белан

- Потому что я понял, что мне нравится заниматься финансами, бизнесом, предпринимательством, и мне не нравятся турбины, газоустановки, но это был великолепный опыт. Конечно, МЭИ – это очень серьезная школа именно подготовки.

Наталья Трищенко

- Расскажите немного о своем графике. Просто если есть ребенок, есть какой-то бизнес, «Викиум» как вы все успеваете? Сколько вы спите?

Сергей Белан

- Сплю в среднем четыре с половиной часа где-то, иногда пять, шесть.

Юлия Хандожко

- Это очень мало.

Сергей Белан

- Я высыпаюсь.

Юлия Хандожко

- Этому вы тоже тренировались?

Сергей Белан

- Тоже тренировался, конечно.

Юлия Хандожко

- Каким образом? Вот это мне кажется самый...

Наталья Трищенко

- Самый актуальный.

Юлия Хандожко

- Да, очень актуально, очень полезное знание.

Сергей Белан

- Для того, чтобы хорошо спать, нужно уметь отрубиться, ну очень быстро. То есть я засыпаю примерно в течение полутора, двух минут.

Юлия Хандожко

- Не, ну если ты устала за день, в принципе...

Сергей Белан

- Нет. Вот сейчас время 22:00, сегодня я встал в пять утра, и по мне не скажешь, что я уставший, вообще не скажешь. То есть я в принципе всегда в таком динамичном состоянии. Быстро засыпаю, потому что так натренировал свой мозг, что как бы по щелчку он перестает думать, это называется нулевое состояние. Я его называю состоянием ничего не думания. Мозг очень быстро засыпает, и когда он засыпает в таком режиме, он засыпает уже на специальных волнах. И поэтому всякие фазы сна по-разному, наверно, влияют. Ну, вообще-то, когда человек живет в быстром и активном ритме, ему, мне кажется, хватает этого высыпания, плюс здоровое питание. Вообще, никаких веществ, которые как-то нас убивают, алкоголь, сигареты - ничего этого нет. Поэтому фрукты...

Юлия Хандожко

- А спорт?

Сергей Белан

- На спорт, к сожалению...

Наталья Трищенко

- Йога?

Сергей Белан

- Вот это есть. Ну, так, в небольших количествах, иногда. Ну, то есть я люблю посидеть и подумать.

Наталья Трищенко

- Медитация.

Сергей Белан

- У меня именно не йога. То есть я там не кручусь, я сижу и думаю. Я не назову это какими-то медитативными практиками, но в каком-то формате в принципе они, наверно, подходят, состояния вот эти различные. Мне нравится думать, я получаю от этого удовольствие, потому что иногда в быстром дне у нас не хватает времени подумать. Я, конечно, хоть и умею быстро все выгнать из себя и сконцентрироваться на задачах, но иногда хочется действительно просто сесть и осмыслить день, и подумать о бизнесе. Ну, у меня еще ванна есть, волшебное место, где я могу сидеть и думать, лежать и думать.

Наталья Трищенко

- Вот судя по термину «нулевое состояние», вы занимаетесь какими-то психоэнергетическими практиками? Нет?

Сергей Белан

- Нет. Это про что мы говорим?

Наталья Трищенко

- Ну, там рядом с йогой, всякими восточными учениями есть разные психологические...

Юлия Хандожко

- Наташа прочитала какое-то умное словосочетание и решила выпендриться, я правильно сейчас понимаю?

Наталья Трищенко

- Я книжку читала, Юля. Я в отличие... целую книжку.

Юлия Хандожко

- Ах, целую книжку, я поняла.

Наталья Трищенко

- Просто похоже, и как бы интересно.

Сергей Белан

- Нет, я, вообще, знаю все эти практики энергетические, успокоительные. Мне кажется, мне они близки, будет больше времени - могу попробовать.

Юлия Хандожко

- Хорошо. У меня такой вопрос, наверно, он будет одним из последних.

Сергей Белан

- Жаль.

Юлия Хандожко

- Вы уже... Жаль, да?

Сергей Белан

- С вами очень приятно разговаривать.

Юлия Хандожко

- Время, к сожалению, подходит к концу. До это мы не задавали этот вопрос другим нашим героям, которые тоже основатели стартапов. Вот у меня возник такой вопрос: есть ли дружба среди стартаперов? Есть ли у вас какие-то проекты, с которыми вы дружите или стартаперы все в жесткой конкуренции находятся?

Сергей Белан

- У меня очень много хороших знакомых. Я просто очень жестко разделяю: знакомый, товарищ, друг, приятель. То есть ни одного из других стартаперов я не могу назвать своим другом, потому что, чтобы такую регалию получить, нужно не один год со мной рядом быть.

Юлия Хандожко

- Натренироваться, я поняла.

Сергей Белан

- Да. Но очень много приятных знакомых, кому я могу позвонить, с кем мы можем поговорить. А врага у меня...

Юлия Хандожко

- О бизнесе или о жизни разговариваете?

Сергей Белан

- И о бизнесе, и о жизни, и о семье, и какие-то подсказки.

Юлия Хандожко

- А где, вы как раз в этих акселераторах знакомитесь?

Сергей Белан

- Во «ФРИ», именно в первом, в первое мое пришествие в акселератор, мне попало, что там было очень много великолепных людей. Если меня кто-то из них слушает, то всем огромный привет. Собираемся периодически, и это прям действительно искренняя радость. Это шутки, смех и, конечно же, хаки: «Есть че по конверсиям? Подскажи, что, как по конверсиям? Как там что лучше сделать?», Е-мэйл маркетинг, посадки и так далее.

Юлия Хандожко

- Слушайте, это на самом деле круто, что есть добро и в и мире стартапов.

Сергей Белан

- Вообще, в мире много добра. Ну, если его видеть, то в нём его много.

Юлия Хандожко

- Главное, тренироваться.

Сергей Белан

- Да, на самом деле, натренированный мозг может управлять еще и эмоциями, и если очень быстро себе гасить гнев...

Юлия Хандожко

- Кстати, а эмоциональный интеллект тренирует эта штука или нет?

Сергей Белан

- Конечно. Тренирует, например, внимание, умение в любой момент себя понимать здесь и сейчас. Соответственно, когда вас захватывает что-то, что вам не нравится – грусть, чрезмерная радость, гнев, разочарование - вы эту эмоцию очень легко можете отлавливать и понимать, что она вам не нужна. Потому что любая негативная эмоция даже на работоспособность мозга влияет отрицательно. Поэтому вы потом уже находитесь в таком... Вот «осознанность». Мы говорим про практики - они тоже учат осознанности, особенно медитативные, трансцендентные. То есть я с этими терминами знаком, потому что мы даже смотрели, как у йогов мозг работает. И Ламу я слушал, они же там тоже изучают мозг, насколько он активен или не активен. Именно работа над вниманием, почему я очень люблю внимание - потому, что это как раз то, когда нужен очень большой контроль над самим собой, легкое управление, чтобы легко себя вводить в состояние радости. Эмоциональный интеллект как раз про это, именно: «Хватит нервничать». Еще эмоциональный интеллект - это как себя дополнительно стимулировать к различным состояниям, например, музыкой. Как наша музыка влияет на нас? То есть музыка на самом деле потрясающий эффект дает и если мы хотим...

Юлия Хандожко

- А какую музыку нужно слушать, чтобы был высокий уровень развития?

Сергей Белан

- Ну, я не знаю высокий уровень, но на нас очень позитивно влияет классика, джаз. А там уже по настроению, кому что нравится. Я обожаю классику и джаз. Ну, я еще обожаю и хип-хоп. То есть когда мне нужно именно состояние работоспособности, мозг мне прям нужен чтоб поработать, то, конечно, это Вивальди.

Юлия Хандожко

- Тимати.

Сергей Белан

- Нет, нет, не Тимати.

Наталья Трищенко

- Юля просто ищет легкие пути, упражнения делать - это так себе, а так музычку послушать это интереснее.

Юлия Хандожко

- Хип-хоп.

Сергей Белан

- Нет, если это хип-хоп, то это старая школа это...

Юлия Хандожко

- Тупак?

Сергей Белан

- Тупак Шакур, Notorious B.I.G, да.

Юлия Хандожко

- Тогда...

Наталья Трищенко

- Ну, эти практики все очень глубоки и непознаваемы.

Сергей Белан

- Вообще, хип-хоп — это одно из самых интеллектуальных, на самом деле. Там самое большое количество уникальных слов за произведение.

Юлия Хандожко

- Ты поняла, Наташа!

Наталья Трищенко

- Я поняла, вообще.

Юлия Хандожко

- Зря ты надо мной издеваешься, когда я слушают-то.

Наталья Трищенко

- Да, это помогает учиться. Да, я поняла.

Юлия Хандожко

- Ладно, в общем, на этой прекрасной ноте мы хотим пожелать всем добра.

Наталья Трищенко

- Развивать мозг.

Юлия Хандожко

- Слушайте музыку, которая вам нравиться. Развивайте свои мозги.

Сергей Белан

- Будьте собой.

Юлия Хандожко

- Решайте тесты, я не знаю, занимайтесь на тренажёрах и вообще.

Наталья Трищенко

- Читайте умные книжки. И хорошей всем пятницы.

Юлия Хандожко

- Ну, пятница завтра, Наташа!

Наталья Трищенко

- Завтра. Хорошего завтра, сегодня уже закончилось.

Юлия Хандожко

- До завтра сегодня еще целый час и минута, Наталья.

Наталья Трищенко

- Спать.

Юлия Хандожко

- За этот час можно так много сделать.

Наталья Трищенко

- Попуститься.

Сергей Белан

- У нас завтра день рождения, кстати, у проекта.

Юлия Хандожко

- А, тогда с наступающим днем рождения!

Сергей Белан

- Да, и у меня. У нас получилось так, что проект я себе подарил в свой день рождения.

Юлия Хандожко

- Вас тоже!

Сергей Белан

- Точнее, такое интересное даже рождение было. Всё, всем спасибо огромное. Спасибо что пригласили, девушки.

Юлия Хандожко

- Доброй ночи.

Наталья Трищенко

 

- Пока.