Место телемедицины в педиатрии и отоларингологии

Педиатрия

Медиадоктор: Сейчас много внимания уделяется вопросу внедрения телемедицины. Каково Ваше мнение, как врача-специалиста и руководителя?

Телемедицина стала довольно актуальной темой. Потребность в ней для пациентов из отдаленных регионов, где мало специалистов высокого уровня, высокая. Если брать крупные города, то проблема менее остра. Если же говорить о современном состоянии поликлиник, то есть еще и технические трудности. Но в принципе телемедицина – это очень хороший прорыв. Она действительно начала внедряться во все сферы здравоохранения, и одним из пионеров стала Морозовская больница, получившая положительный опыт консультирования на расстоянии.

Врач, общающийся с пациентом «на расстоянии», в ближайшем будущем сможет выступать только в роли консультанта. Он может подсказать, направить, предостеречь от каких-то ошибок, помочь в выборе тактики лечения или обследования. Но ответственность всегда изначально лежит на лечащем враче, который оказывает помощь непосредственно у постели больного.

 

Врач может передать любые знания. Но есть ли в том месте, где находится пациент, те или иные препараты? Или оборудование? Как решить эту задачу?

Есть много препаратов, которые имеют разные торговые наименования, но при этом они имеют одну химическую структуру. Их них только один препарат будет «оригинальным», а остальные аналоги.

В решении проблем с препаратами может помочь дистанционная продажа лекарств. Эта тема насколько мне известно, также обсуждается в рамках цифрового здравоохранения.

Касательно хирургии, тут сильным подспорьем могут стать симуляционные центры. Такой, совершенно потрясающий, центр есть на базе Боткинской больницы. Туда приезжают врачи из регионов России, и отрабатывают сложные операции.

К тому же, интернет-коммуникация «врач – врач» даст возможность обучиться непосредственно у корифеев медицины, и иметь возможность проконсультироватьсяв сложных случаях.

 

Какое место Вы находите телемедицине в педиатрии и оториноларингологии?

В данном случае у нас имеет место больше «мобильная» или «сотовая» медицина. Мои педиатры имеют возможность позвонить, и я всегда их проконсультирую, на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы не тратить время на сборы в поликлинику, а отправить ребенка сразу в стационар. Когда я понимаю, что смогу вылечить ребенка в амбулаторных условиях, то приглашаю его к себе на прием.

Есть возможность при помощи системы ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) записать пациента в живую очередь, ознакомиться непосредственно с результатами проведенных исследований. Если брать именно взаимоотношения ЛОРов или педиатров между собой, то уже есть различные мессенджеры, используя которые можно проконсультироваться по поводу результатов анализа, диагнозов, в общем, тогда, когда есть какие-то сомнения. Поэтому частично в телемедицину, или мобильную медицину, мы уже шагнули.

 

То есть, очный визит к врачу обязателен?

Сначала должен быть осмотр врача на месте, а потом уже – онлайн-консультирование. Врач должен осмотреть своего пациента с головы до пят, а по видеотрансляции сделать это досконально невозможно. Иногда для диагноза важно даже маленькое пятнышко.

У нас многие родители, законные представители ребенка, не умеют оказывать правильно доврачебную помощь, или не могут определить, когда эта помощь требуется. Например, применение жаропонижающих препаратов. В этих случаях возможно применение телемедицины для предварительной консультации, чтобы начать оказывать помощь маленькому пациенту еще до приезда к врачу. Или можно проводить вебинары для родителей о том, как правильно сбивать ребенку температуру, в каких случаях ее надо сбивать. Но ставить диагноз без очного визита не представляется возможным.

 

Как привлечь родителей к посещениям обучающих вебинаров?

Родители очень жадные до знаний, и это хорошо. Особенно, когда ребенок только родился. Если пациент, в данном случае родитель, доверяет врачу, который скажет: «Я готов вам провести консультации (вебинар, в данном случае), будет ли вам интересно?», то сарафанное радио быстро разнесет эту информацию. Тем более, что сейчас у каждой поликлиники есть свой сайт.

Я уверен, что к этой трансляции потихонечку присоединится все больше и больше народа, Возможно, это снизит нагрузку на педиатрическую службу за счет уменьшения количества «ненужных» очных визитов.

 

Какие современные достижения в Вашей специализации есть в Москве и Московской области?

Я буду говорить в целом про медицину. В Москве произошла модернизация, в ходе которой было обновлено большое количество «тяжелой техники». Это и аппараты компьютерной томографии, и МРТ. В поликлиниках были обновлены ультразвуковые аппараты, появились в большом количестве эндоскопические установки, обновлены полностью ЛОР кабинеты. Если помните, для того чтобы промыть ухо мы использовали шприц Жане, который пугал детей. Сейчас это абсолютно удобная установка, очень компактная и щадящая, с возможностью подогрева воды.

Если брать просто детскую медицинскую помощь, то отстраивается огромный корпус Морозовской больницы. Если брать взрослый стационар, то появились аппараты Да Винчи – это просто чудо медицинской инженерии. То есть необходимая медицинская помощь действительно оказывается, и нам есть, чем гордиться.

 

Аппарат Да Винчи. Что это?

Это аппарат для роботохирургии. Оператор имеет возможность при помощи манипуляторов делать ювелирные микроскопические разрезы. Врач оперирует не на операционном столе, а перед компьютером – джойстиком с манипулятором. Из-за того, что разрезы очень маленькие, сильно сокращается реабилитационный период.

 

Уровень образования московских врачей выше, чем в регионах? Медленнее ли доходит в регионы актуальная и новая информация?

Все врачи заканчивали медицинские ВУЗы и учились по одной программе. Тут все зависит только от того, насколько прилежным учеником был врач, и насколько полно он применяет полученные знания.

Конечно, в столице больше возможностей для дополнительного обучения. Но интернет позволяет снять границы, сделать знания доступными в любой точке России и мира. Если на широкий медицинский круг образования вынести дистанционные курсы, вебинары, то обучаться и обмениваться опытом можно и вдали от Москвы.

И в этом – одна из задач телемедицины.

 

Проверим телемедицину на примерах вопросов от родителей, которые столкнулись с проблемами здоровья у детей? Первый вопрос. Ребенку пять месяцев, при каждом кормлении сильно плачет, начиная с месячного возраста. Вес сейчас 8300г, прибавка в месяц - 300г. Ярко выражен рвотный рефлекс и срыгивания «фонтаном». Что делать?

Я бы рекомендовал обратиться к гастроэнтерологу для возможного дообследования ребенка с целью исключения возможного гастроэзофагеального рефлюкса. Данная патология говорит о том, что у ребенка есть постоянный обратный заброс из желудка в пищевод. То есть он не усваивает пищу.

Но также может иметь место перекорм. Надо посмотреть, как мама кормит, и какой объем дает ребенку за один раз.

 

Второй вопрос от родителей. Осень – период карантинов и эпидемий. У ребенка в саду карантин по ветрянке на 21 день. С больным ребенком контактировал, но сам пока не болеет. Можно ли водить ребенка в секции или на дополнительные занятия в другие учреждения, пока он не болеет?

В национальный календарь введена прививка от ветряной оспы. То есть тут еще надо разбираться – ребенок привит от ветрянки или нет? Если он был привит, пускай ходит куда угодно.

Если ребенок не привит, то надо учитывать, что инкубационный период для ветрянки – до 21 дня. Если в течение этого периода после контакта с больным ничего не случилось, то посещать занятия можно.

 

В каком возрасте это делается прививание от ветряной оспы?

Это надо сделать до начала посещения ребенком детского сада, то есть до двух лет. В зависимости от здоровья ребенка эту прививку можно сделать одновременно с другими вакцинами.

 

Следующий вопрос. Какой вес и рост должен быть у ребенка в 1год и 6 месяцев? Что уже можно кушать? Возможен ли общий стол или все же лучше готовить отдельно? Сколько в этом возрасте должно быть зубов?

Считать необходимую прибавку в весе очень просто. На первом месяце жизни ребенок прибавляет 600 грамм, до полугода – по 800 грамм, после полугода – 400-450 грамм. То есть в среднем это около 10-13 кг в год. В данном вопросе все зависит от конституции ребенка и родителей.

О питании. В основном педиатрия строится на том, что с года ребенок получает уже общий стол, если не было никаких противопоказаний для введения прикорма (аллергических реакций). Если ребенок получал гипоаллергенные смеси, то общий стол может откладываться. Если это стандартная ситуация, ребенок и родители здоровы, то после года ребенок должен есть то, что едят родители.

О зубах. Все сугубо индивидуально. Обычно зубы начинают прорезываться с 6 месяцев. Но если первый зуб появился только в 10 месяцев - это не является патологией. Также бывают ситуации, когда дети уже рождаются с зубами.

Если брать количество зубов в 1 год и 6 месяцев, то есть две формулы: n - 4 и n - 6, где n–количество месяцев. В возрасте 18 месяцев получим: 18-4 = 14 или 18-6=12, т.е. от 12 до 14 зубов.

 

Многие мамы задают вопрос, когда необходимо прекращать кормление грудью?

Всемирная организация здравоохранения говорит о том, что до двух лет мы можем кормить грудью. Я считаю, что грудное вскармливание должно быть до года. Дальше - это уже успокоение для мамы или ребенка. Ведь грудное молоко после года уже совершенно другое по составу, в нем не будет тех белков, жиров и углеводов, которые необходимы для ребенка. В любом случае надо дополнительное питание.

 

Мы надеемся, что телемедицина будет активнее практиковаться на пользу современной медицине и отдаленным регионам. Проявляйте заботу о своих детях, своевременно ходите на осмотры и делайте профилактику!