Безопасна ли остеопатия? Мифы и правда

Реабилитология

 

 

В эфире программа «Онлайн прием». И сегодня веду ее я, Юлия Пахомова-Горшкова. Сегодня у нас в гостях Дмитрий Евгеньевич Мохов, доктор медицинских наук, врач-остеопат, невролог, главный внештатный специалист по остеопатии Министерства федерации, руководитель института остеопатии Санкт-Петербурга, директор института остеопатии Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой остеопатии северо-западного государственного медицинского института имени Мечникова. Добрый вечер.

 

Д. Е. Мохов: Добрый вечер.

 

0:56 Мы бы хотели поговорить об остеопатии как альтернативном направлении классической медицины, провозглашающем, что организм самоуправляем, и о мануальной терапии. У меня первый, немножко провокационный вопрос. Остеопатия рассматривает в качестве первичной причины болезни нарушение структурно-анатомических отношений между различными органами в организме человека и учит нас тому, что можно самим управлять нашим телом. Это значит, что нам скоро вообще не нужна будет официальная медицина. Как Вы можете это прокомментировать?

 

Д. Е. Мохов: С одной стороны, остеопатия — это нечто волшебное и уникальное, что может спасти от любых напастей и заболеваний. С другой стороны, хотелось бы предотвратить какую-то демонизацию остеопатии, потому что те, кто не понимает, что это такое, задают себе вопрос: что же это такое, какая-то новая мессия, наверное.

 

2:34 Я думаю, что очень многие люди задают себе этот вопрос, потому что это новая тема, особенно в России. Для нас это некий миф. Расскажите немножко поподробнее, что это такое? Как мы можем ее охарактеризовать в целом?

 

Д. Е. Мохов: Несколько слов истории. Остеопатия или остеопатическая медицина — это медицинское направление, которому уже более 140 лет, и зародилась она в Соединенных Штатах Америки. На американском континенте — это врачи, на европейском континенте — это медицинские специалисты первого уровня обращения. К остеопату имеет право обратиться пациент для первичной диагностики и приема. И очень важно сказать, что болезни не начинаются вдруг, есть длительный период предболезни, когда собственно структуры органической структуры заболевания еще нет, но мы уже страдаем. У нас появляются дискомфортные ощущения. Мы приходим к врачу, и он назначает симптоматическую терапию, по сути, снимает симптомы. 

С прошлого года остеопатия – это официальная легальная врачебная специальность в Российской Федерации. Поэтому сегодня это направление стоит на абсолютно научных ногах. Это направление мануальной медицины, в широком смысле этого слова, а руками лечат очень много специалистов. И мы знаем, что есть психологи, которые используют руки для того, чтобы что-то делать, массажисты, которые делают массаж для того, чтобы улучшить кровоток в месте воздействия.

 

С прошлого года остеопатия – это официальная врачебная специальность в Российской Федерации. Поэтому сегодня это направление стоит на абсолютно научных ногах.

 

4:53 Но это может быть опасно, насколько мы знаем.

 

Д. Е. Мохов: Массаж имеет свои показания и противопоказания. Он назначается врачом для того, чтобы в каком-то месте улучшить кровоток, уменьшить риск пролежней у пациента, который лежит. Существует мануальная терапия — это специальность, которой уже около 20 лет. Она выросла из вертеброневрологии и была направлена на восстановление позиции позвонка, который сместился. Остеопата готовят около 4 лет после врачебного диплома. Сегодня это одна из специальностей, которую нужно изучать довольно длительно, серьезно.

 

5:47 Есть медицинское образование плюс еще три года?

 

Д. Е. Мохов: Высшее медицинское образование. Это специалист, который закончил лечебное дело или педиатрию, затем прошел интернатуру, ординатуру по одной из 46 медицинских специальностей. И потом прошел профессиональную переподготовку по остеопатии и стал врачом-остеопатом. Это не средний специалист, не массажист.

Остеопат – это специалист, который умеет воспринимать человека во взаимосвязи своих частей, с внешним миром. Если приходит пациент с жалобами на головную боль, а у него вчера был сильный стресс, то можно снимать чувствительность и прописывать обезболивающее. Это один поход, и мы его хорошо знаем. Помогает ли он при стрессе — не уверен. Можно не думать, что это стресс, а заниматься исправлением позвонков, и это будет ближе к мануальной терапии. А если учесть причины возникновения, например, в стрессе, работать с телом руками. Это особые техники диагностики и лечения, и это уже будет ближе к остеопатии.

Мануальные подходы проповедуют очень много разных специальностей. Они есть в терапии, неврологии, но тут именно концепция восстановления собственных ресурсов для самокоррекции. И коррекция нарушений здоровья, а не болезней, потому что нарушение здоровья — это дополнительная составляющая любой болезни. Болезнь может иметь разные причины, а проявлять себя схожим образом. Поэтому остеопат будет заниматься не той частью, которая сломалась, а функциональной обратимой частью организма, потому что пока мы живы, у нас есть что-то, что еще функционирует. И мы можем, как настройщики рояля, сделать это лучше. Иногда нужно поменять струны, и этим занимаются, в аллегории с медициной, специалисты, которые вставляют новый тазобедренный сустав, новый хрусталик, новый зуб. Остеопаты этого не делают. Мы еще ни одному из пациентов не удалили спайки, не вырастили новую кость, но мы создаем условия для нормализации жизнедеятельности. А что такое жизнедеятельность тканей тела человека? Это улучшение кровообращения, нервной регуляции и биомеханики. Если тело хорошо кровоснабжается, хорошо обеспечивает себя нервным импульсом, хорошо двигается, оно будет очень сильным, справится с большим количеством заболеваний. Поэтому для остеопата имеет особое значение не инфекционное начало. Для нас имеют значение условия, которые приводят в этом месте к срыву приспособлений, и там возникает какое-то заболевание.

 

Мы еще ни одному из пациентов не удалили спайки, не вырастили новую кость, но мы создаем условия для нормализации жизнедеятельности. Если тело хорошо кровоснабжается, хорошо обеспечивает себя нервным импульсом, хорошо двигается, оно будет очень сильным и справится с большим количеством заболеваний.

 

Почему, например, горло болит справа, а не слева? Очень просто. Можно просто посмотреть, как эта зона смещается, и мы увидим, что со стороны, где возникло неблагополучие, есть симптомы, в этом месте организм себя хуже защищает. А дальше возникает интересный вопрос: а почему в этом месте возникла слабая зона? И мы увидим, что каждый кусочек тела связан с кровообращением, с сердцем, с пленочками, которые связывают горло с нижней челюстью, которые дальше идут в грудную клетку, в полость живота.  Поэтому остеопат пощупает тело человека и увидит, что тело наклоняется в одну сторону, а не в другую, потому что есть какое-то натяжение, которое возникло, допустим, после удаления аппендицита. Это кажется удивительным, когда остеопат потрогал что-то в животе, и через две минуты шея начинает нормально двигаться. Кажется, чудо, мы же не трогали шею. Вот пример остеопатии, потому что знаем, что мы — единое целое.

 

11:11 На сегодняшний день существует очень много страшных болезней. Многие люди испытывают недоверие к традиционной медицине и все больше обращаются к нетрадиционным методам лечения. Вы в свое время сделали профессиональный выбор. Почему остеопатия?

 

Д. Е. Мохов: Медицина лечит уже результата, потому что болезнь — это результат. Понятно, что если заболевание возникло в конкретном месте, есть совершенно определенный набор того, что нужно сделать. И самое главное, что мы не получаем ответ на вопрос, почему оно возникло в этом месте. Врачи задаются главным вопросом: как сделать так, чтобы предотвратить, не допустить, чтобы наши дети были здоровы, чтобы наши родители жили дольше, чтобы не было болезней, а чтобы было здоровье. Поэтому мой выбор был логичен — я хочу, чтобы люди были здоровыми. Поэтому нужно придумать какую-то систему или обучиться системе, которая поможет восстановить ресурсы тела человека для здоровья.

Сегодня мы находимся в плену у лекарственной доктрины. Есть такая лекарственная болезнь, когда люди умирают от лекарств. В день от нее в мире погибают более 600-700 человек. Болезни молодеют невероятным образом, мы становимся больше инвалидами, больше и раньше больными. Поэтому нам нужно развивать медицину, которая будет развивать не только супердорогие, высокотехнологичные операции, а предотвращать заболевания. Поэтому остеопатия — это медицина выбора для этой части.

 

Болезни молодеют невероятным образом. Поэтому нам нужно развивать медицину, которая будет развивать не только супердорогие, высокотехнологичные операции, а предотвращать заболевания.

 

Остеопатия обладает не более значимой ролью, чем медицина того этапа, когда уже нужно привлекать заместительную терапию, заменять работу органов. Но когда болезнь еще только формируется, мы обязаны посмотреть пациента с точки зрения восстановление его жизнеобеспечивающих функций. Когда уже есть поломка, то остеопат — это что-то дополнительное.

 

16:09 Я хочу напомнить небольшой исторический момент, что в 2012 году был впервые подписан указ Министерства здравоохранения Российской Федерации об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников. И в приложении упоминается врач-остеопат. Официальная медицина достаточно долго это не признавала. Почему? Страх конкуренции?

 

Д. Е. Мохов: Это не страх конкуренции и не проблема выбора. Почему так произошло? Во-первых, к руководству Министерства здравоохранения пришли прогрессивные люди, которые понимают эту многогранность медицины, что медицина не должна быть только медициной болезней. Во-вторых, всего 20 лет назад первые тогда еще советские, а потом российские врачи получили образование по остеопатии. Эта концепция доходила в виде отдельных техник, появилась специальность мануальная терапия. Технически они похожи, но концептуально не одинаковы. Есть эволюционный путь, и сегодняшняя медицина, по своему посылу, уже другая. Наше общество уже сейчас понимает ущербность лечения только одними лекарствами.

В Соединенных Штатах 100 тысяч врачей-остеопатов. В Париже в каждом подъезде остеопат, стоматолог, юрист и так далее. Это невероятно распространено и доступно. Поэтому очевидно, что остеопатия будет в России, потому что мы часть мирового сообщества. И учитывая наш уровень, остеопатия в России должна быть одной из лучших в мире.

 

Очевидно, что остеопатия будет в России, потому что мы часть мирового сообщества. И учитывая наш уровень, остеопатия в России должна быть одной из лучших в мире.

 

19:22 Первая русская школа остеопатической медицины создана в Санкт-Петербурге в 1994 году. За этот короткий период она сумела завоевать свой круг почитателей. В чем основной секрет успеха?

 

Д. Е. Мохов: До 2012 года остеопатии обучали кого угодно и как угодно. Поэтому уровень специалистов до начала государственного регулирования был очень разный. Я два дня назад смотрел одного пациента, у которого в течение двух недель были сильные боли в боку. Он принимал обезболивающие лекарства, сделал МРТ, увидел, что там нет никаких опухолей и так далее. Болит спина, немного потягивает живот, ничего больше. С точки зрения медицины, нет болезней, надо принимать обезболивающие, которые раздражают живот, и т.д.  Одна процедура у остеопата, и через два часа все прошло, через несколько дней все идеально, никаких проблем. 

Остеопатия — не панацея, но мы четко понимаем территорию предболезни и функциональную часть заболевания, когда остеопатия абсолютно точно является уникальным средством в руках профессионалов. Несмотря на то, что остеопатов пока еще немного, мы видим формирование понимания остеопатами своего места.

 

22:13 Есть три направления в остеопатии, которые лечат кости черепа, занимаются позвоночником и внутренними органами. Так ли это?

 

Д. Е. Мохов: Чисто дидактически, остеопат может делать что угодно. Остеопат занимается лечением руками, но это не массаж. Он прикладывает руки к телу, к поверхности, но за счет воздействия в глубину он может достигать более глубоких структур, не только кожи и мышц, как, например, работает массажист, а может проникать в более глубокие ткани, ощущать подвижность внутренних органов, костей черепа, позвонков. Обладая очень тонкой пальпацией или перцепцией, как мы говорим, он ощущает взаимодействие между различными частями тела и восстанавливает подвижность, а иногда микроподвижность некоторых из этих структур. С точки зрения образовательных аспектов, это выглядит как остеопатия головы, внутренних органов, скелета и мышц, потому что мы из всего этого состоим.

 

Остеопат занимается лечением руками, но это не массаж. Он прикладывает руки к телу, но за счет воздействия в глубину он может достигать более глубоких структур, не только кожи и мышц, а проникать в более глубокие ткани, ощущать подвижность внутренних органов, костей черепа, позвонков.

 

24:27 То есть это не заболевание, а функциональные изменения органов?

 

Д. Е. Мохов: Парадигмы остеопатии говорят, что не бывает нарушения здоровья без нарушения подвижности. Мы работаем на жидкостности тканей, на вязкостных характеристиках, и улучшая эту жесткость тканей, мы влияем на многое. Во-первых, влияем на нервы, которые проходят куда-то еще. Они, может быть, вышли из основания черепа и прошли к животу. И надо оценить ту зону, которая была зажата в голове или на выходе из головы, которая может повлиять на нервное регулирование чего-то в животе. Остеопаты умеют это оценивать.

Вторая часть остеопатии — это биомеханическая часть. Представьте себе, у человека болит спина. Он пришел к неврологу, сделал рентген, МРТ. В результате обезболиваем или на лечебную физкультуру. Невролог свою работу сделал. Остеопат посмотрел со своей стороны. Оказывается, была травма костей стопы, и этот пациент уже полгода прихрамывает на эту ногу, приспосабливается своей поясницей, и там возникли такие симптомы. Остеопат сыграл свою роль, это биомеханическая остеопатия.

И третья часть — те самые жидкости, когда вдох-выдох сделали, и у вас полтора литра крови изменили положение. Или если какая-то часть тела хуже дышит, то в этой части возникает застой. Остеопат восстановит способность тканей перемещать кровь. Кажется, чудо, но остеопат — это механик тела человека, настройщик, системщик. Это функциональный врач, который оценивает способность тканей к самокоррекции через взаимоподвижность, через восстановление подвижности, жизненности структур в концепции взаимовлияния.

 

Остеопат — это механик тела человека, настройщик, системщик. Это функциональный врач, который оценивает способность тканей к самокоррекции через взаимоподвижность, через восстановление подвижности, жизненности структур в концепции взаимовлияния.

 

29:15 По-хорошему, любому специалисту традиционной медицины надо взаимодействовать с остеопатом?

 

Д. Е. Мохов: Абсолютно так, если он хочет восстановить способности организма для того, чтобы он не болел, чтобы он справлялся, учитывая этапы болезни. Потому что если это начало болезни, без остеопатии это уже неправильно. Если это уже что-то запущенное, когда нужно протезировать, оперировать и так далее, остеопат будет здесь работать в контексте реабилитации.

 

29:52 Остеопатия помогает при бессоннице или это очередной миф?

 

Д. Е. Мохов: Совершенно точно помогает. Эти нарушения могли формироваться по-разному: кто-то ударился головой, и у него возникла зона ограничения подвижности костей черепа. Пленочки внутри головы стали более жесткими, и ухудшился отток, и вот оно, нарушение сна. Остеопатия в этом случае только и поможет.

 

32:32 Я хочу затронуть одну очень непростую и опасную тему — онкологию. Некоторые остеопаты утверждают, что они снимают болевой синдром, улучшают качество жизни больного в целом. Так ли это?

 

Д. Е. Мохов: Остеопаты хорошо развивают интуицию, пальпацию, но ни один из нас никогда в своей жизни не поставил диагноз рак. Мы не занимаемся биопсией. Остеопаты не лечат онкологию, так же, как не лечат глаукому, аппендицит, переломы и т.д. Мы занимаемся предболезненной функциональной частью заболевания. Но если пациент с онкологическим заболеванием подвернул ногу, и если онколог не против, и в этом месте нет метастазов, остеопат может помочь. Совершенно точно известно, что совместно с онкологами мы можем оказать микроскопическое, незначительное по мощности воздействие, чтобы уменьшить дозу обезболивающих лекарств пациенту с онкологией. Но это не является прямым показанием для остеопатии, еще раз повторюсь, остеопаты не лечат онкологию.

 

Остеопаты не лечат онкологию, так же, как не лечат глаукому, аппендицит, переломы и т.д. Мы занимаемся предболезненной функциональной частью заболевания. Но если пациент с онкологическим заболеванием подвернул ногу, и если онколог не против и в этом месте нет метастазов, остеопат может помочь.

 

35:31 Где в Росси можно учиться на остеопата? У нас очень мало хороших специалистов, которые прошли обучение у мировых светил, получили соответствующее образование. Что бы Вы могли посоветовать молодым специалистам? И буквально в двух словах об истории открытия института остеопатии.

 

Д. Е. Мохов: Несмотря на то, что мы достаточно давно уже институт остеопатии Санкт-Петербурга, который является институтом остеопатии медицинского факультета  Санкт-Петербургского государственного университета, и я заведую кафедрой остеопатии северо-западного государственного медицинского университета, мы уже давно, в рамках выездных циклов, проводим обучение в Москве. И сейчас у нас появляется хорошее помещение на Крылатских холмах. Мы собрали очень хороших остеопатов, которые будут работать и помогать москвичам и гостям города. Раньше пациенты из Москвы ездили к нам, в Петербург, хотя в Москву остеопатия пришла позже лет на 7-8, и уже есть остеопатические клиники. У нас открывается клиника экспертного уровня, где будут работать профессионалы высокого уровня, и где будет реализована образовательная программа по обучению врачей по специальности остеопатия.

 

38:05 Спасибо Вам огромное за это замечательное интервью. С вами была я, Юлия Пахомова-Горшкова. И у нас в гостях был Дмитрий Евгеньевич Мохов, доктор медицинских наук, врач-остеопат, главный внештатный специалист остеопатии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

Д. Е. Мохов: Доброго Вам остеопатического здоровья. И, действительно, остеопатия – это обыкновенное чудо.