Инновации в сфере управления

Организация здравоохранения

Здравствуйте, дорогие друзья. Добрый вечер! С вами Муслим Муслимов на канале Медиадоктор, радио Mediametrics. Мы сегодня поговорим в программе "Медицинский менеджмент" о системах управления, о трендах в медицине, о тех форматах взаимодействия по стартап-направлениям, которые сейчас достаточно широко приняты с Краснолуцким Игорем Геннадьевичем, управляющим партнером GMS Clinic. Здравствуйте, Игорь, очень рады, что Вы смогли приехать и, собственно, мы вовремя начинаем наш эфир.

У меня много вопросов к Вам, Вы - молодой специалист с огромным опытом управления, и с управлением и обучением на международном уровне в принципе разбираетесь как никто другой. В инновационных моделях медицины сейчас появляется огромное количество программ дополнительных, которые, контроля, собственно, здоровья пациентов, формат услуг сильно меняется, рынок вообще можно сказать за последние 5 лет сильно изменился и у меня логичный вопрос, который чаще всего мы задаем все-таки: в чем тренд здравоохранения как частного, так и государственного? К чему мы идем, к чему мы должны прийти по итогу? Как Вы считаете, на ваш взгляд?

Ну, во-первых, спасибо большое на добром слове, приятно слышать. Так о себе слушаешь со стороны, думаешь: боже, какой же я уже все-таки старый, а никакой не молодой специалист, но тем не менее. Да, действительно, есть и была возможность сопоставить опыт в различных странах, и в Штатах, и в Великобритании, Германии. Оценить как-то однозначно, что тренд туда-то направлен, я бы, честно говоря, не стал бы брать на себя такую смелость. Наверное, стоит сказать скорее об эволюции, об эволюции рынка частных услуг и хоть многие коллеги и отрицают этот момент, но и об эволюции государственной системы здравоохранения, государственной системы услуг. Именно эволюции, да. То есть, мы так привыкли к революционным изменениям, а здесь все-таки, наверное, стоит говорить в последние 20-25 лет об эволюции, эволюционных изменениях. Они всем нравятся. В общем, в целом можно сказать о том, что рынок частной медицины ушел уже вот, по крайней мере, если мы говорим про большие города, ушел все-таки от такого, знаете хозрасчетного кабинетика доктора Зенгельшухера к чему-то все-таки уже более такому системному.

 

Серьезному. Высокотехнологичному.

 

 Ну, высокотехнологичному. И владельцы клиник начинают задумываться все-таки о том, что необходима компетенция менеджера, начинают осознанно к этому подходить, а большинство коллег, я очень надеюсь, начинают задумываться о репутации и о последствиях того, что они делают, когда организовывают новые клиники, либо развивают существующие. Поэтому тренд, наверное, здесь все-таки заключается в том, что мы все взрослеем. Все те молодые специалисты, все те не очень молодые специалисты становятся уже зрелыми, зрелыми менеджерами, привлекают людей из других отраслей. Наверное, вы тоже с этим столкнулись в последнее время, что в медицину стали приходить люди из других отраслей, из производства, из торговля, сферы услуг тоже, но не медицинских. На мой взгляд, это здорово, потому что это расширяет поле выбора при поиске менеджера и при поиске путей продвижения.

 

Я с вами солидарен, я с вами соглашусь, но у меня как всегда есть одно "но" определенное. Вот вы говорите об эволюционном подходе, в последнее время мы видим формат некой революции. Даже если мы будем говорить о высокотехнологичной медицинской помощи, количество завезенных за 5 лет МРТ-томографов в Россию, которые далеко не 5 лет в возрасте, я имею в виду, конечно, технику мы из Европы завозим б/у и количество диагностических только процедур в разы выросло, особенно в частности в здравоохранении.

 

Это не революция, это как раз эволюция. Вот была бы революция если б, знаете, в течение 5 лет врача заменил бы тотально робот. Вот это была бы революция, а здесь о чем мы просто говорим? О том, что возникла материально-техническая база. В этом случае тогда можно говорить и о революции в развитых странах, просто она произошла на несколько лет или даже, можно сказать, на полтора там десятилетия раньше. Да нет, я все равно считаю, что все это укладывается в рамки поступательного движения, условно, если провести аналогию с автомобилестроением. Ну, знаете, из-за того, что изобрели инерционные ремни безопасности в разы уменьшилось количество смертей на дорогах в результате ДТП, но это же нельзя здесь говорить о том, что это революция автомобилестроения. Нет, просто возникли новые материально-технические средства.

 

05:19 Вы знаете, но вот по вашей же логике, если мы берем страны: Германия, Япония - первые томографы у них появились в 70-ых годах и для них эволюционный такой подход. А у нас, грубо говоря, если мы берем формат 10 года, то количество томографов в Москве было единицы, просто единицы. А в 2015 их уже тысячи, реально вот  там до тысячи дойдет. Я, конечно, не считал, но уверен, что это будет цифра близка к тысяче единиц томографов, которые, собственно, в Москве или ближайшем Подмосковье установлены. И здесь возникает большой вопрос, потому что фактически есть доверие со стороны пациентов в большей степени диагностики, но в меньшей степени формату лечения. У меня вопрос заключается в том, как вы считаете, как настроить формат доверия и какими вы способами пользуетесь в своей клинике, позволяющими вот настроить эту тонкую нить взаимодействия врач-пациент?

 

Знаете, мне очень часто подобный вопрос задают и, наверное, сложно говорить. Как говорится, я не скажу за всю Одессу. У нас все-таки клиника GMS, представитель, наверное, наименее часто встречающегося формата, именно бутик-формата таких клиник, центров для "своих" в хорошем смысле слова. Поэтому сложно говорить о каких-то масштабных историях там в сетевом бизнесе и так далее, и тому подобное. Как мы добиваемся этого в бутик-формате? Да именно вот как раз-таки вот этой бутиковостью и добиваемся семейственности в хорошем смысле слова взаимоотношений в коллективе. То есть, мы строим взаимоотношения в коллективе как в семье, семейственные взаимоотношения между врачом и пациентом.

 

07:07 А что значит семейственность?  

 

Определенная степень доверия, это я имею в виду под семейственностью, где ты можешь достаточно доверительно общаться со своим визави и точно так же и он может, не стесняясь, какие-то вещи тебе говорить, спрашивать.

 

07:23 Игорь, у меня вопрос возникает, а что такое доверие все-таки? Какими критериями его померить?

 

Да никакими. Вот мы с вами общаемся. Ты же не можешь пощупать это, правильно? Ты либо чувствуешь, вот человек - это твое, "кликнуло", либо не твое. Дальше ты уже делаешь усилие для того, чтобы с этим человеком дальше общаться.

 

07:43 А вот количество "кликов", как вы говорите, в вашей клинике, оно нарастает или это формат, как вы сказали, бутика?

 

Мы стараемся поддерживать его высоким. Но, еще раз повторюсь, я представляю, какие грандиозные проблемы стояли бы и стоят перед управляющими, там я не знаю, городского здравоохранения, если бы они пытались этот формат адаптировать. Это невозможно.

 

08:05 А в чем его уникальность?

 

Как раз-таки на мой взгляд, уникальность подобного подхода заключается в том, что ты можешь и должен на самом деле очень аккуратно подходить к кадровому вопросу. В первую очередь ты должен понимать, кто твой пациент, соответственно, для этого пациента ты должен искать соответствующего врача в хорошем смысле слова. Отставим сейчас в сторону слово "медицинская компетенция", мы говорим об этом самом доверии, об этой самой там эзотерики общения и так далее и тому подобное. Поэтому чем тщательнее ты подходишь к вопросу кадров, тем, наверное, чаще происходят вот эти "клики".

 

08:48 Скажите, пожалуйста, а вот какое количество врачей у вас работает?

 

Порядка 270 человека сейчас работает. Это вот как раз собирался об этом тоже сказать. С развитием клиники, конечно, сложнее и сложнее удерживать этот формат семейственности, потому что мы уже, нельзя говорить о том, что мы какая-то маленькая крошечная клиничка на 3-5 специалистов.

 

09:08 А семейственность, это вы  имеете в виду, это критерий, который подходит к описанию именно взаимодействия в коллективе?

 

Конечно, и в том числе, еще раз повторюсь, взаимоотношения между специалистом и пациентом.

 

09:21 Да, я готовился, читал ряд ваших интервью. А как вы подбираете персонал, в чем особенность, так скажем?

 

Архисложная задача, доложу я вам, но я думаю, что все коллеги говорят одно и тоже. Конечно, кадровая проблема серьезная. Но сейчас к счастью, в последнее время как-то получается так, что нас находят люди нашего формата и мне не приходится, так сказать, «прошерстить» весь рынок труда для того, чтобы найти себе того или иного специалиста в нашу команду, в нашу семью. Уже, слава Богу, репутация идет впереди нас.

 

То есть это 270 - это некая итальянская семья, итальянская мафия. 270 человек - это достаточно серьезно.

 

Вот-вот. Я еще собирался сказать, что вот мы стараемся поддерживать формат стартапа, в каком контексте: вот знаете, когда делаешь какое-то новое дело, глаз горит, ноздри раздуваются, ты готов всего себя этому посвятить. Потом, конечно, уже как-то все прям примелькалось, ты уже начинаешь там какие-то вещи пропускать, так сказать. Поэтому ощущение стартапа помогает людям опять-таки сплачиваться и с горящим глазом..

 

10:40 Игорь, как переводится GMS?

 

Global Medical System.

 

10:44 Скажите пожалуйста, а вот что касается непосредственно ваших специалистов: прием ведете только на русском языке или вы также принимаете иностранцев?

 

Нет, конечно.  Английский, французский и японский, как ни удивительно часто встречающийся язык у нас в процессе приема. Испанский, французский. Чаще всего английский, безусловно.

 

11:02 Это формат взаимодействия с пациентом, как я понимаю, то есть медицинская документация у вас на нескольких языках?

 

Медицинская документация - это была огромная проблема в адаптации информационной системы, я не знаю, можно ли называть в эфире название продукта. Но вот мы, даже несмотря на то, что одни из первых, кто воспользовался системой "Медиалог", в свое время прошли огонь, и воду, и медные трубы, и все круги ада для того, чтобы ее адаптировать на 2 языках и до сих пор не могу сказать что мы на 100 % достигли результата. Вот поэтому проблемы есть, но мы обязаны вести документацию на 2 языках, потому что есть требования как российских органов, так и иностранных, которым мы посылаем эту самую документацию.

 

 11:51 Скажите, в процентном соотношении, если говорить о российских гражданах и гражданах зарубежных стран, в каком количестве у вас распределяется пациентопоток?

 

Наверное, уместнее было бы говорить условно о россиянах и не россиянах, потому что среди пациентов очень много нероссийских граждан, являющимися россиянами. В целом, вот смотрите, классические иностранцы, для кого русский не является родным, ну, наверное, где-то порядка 30 % и где-то порядка 15 % - это в стоматологии.

 

12:25 А как они узнают о вас?

 

То, что называется, наверное, от знакомых к знакомым, из уст в уста. Через страховщиков, конечно, тоже, через своих работодателей. 

 

12:39 Вы работаете с ДМС?

 

Да-да.

 

12:44 Это здорово. Скажите, пожалуйста, если вот вы говорили, о стартапе по сути, есть у вас какие-то рекомендации молодым специалистам, которые ищут себя в рамках системы здравоохранения, вообще на медицинском поприще, на рынке медицинских услуг, есть ли какой-то формат идеальных решений, который безусловно приведет к успеху?

 

 Я не только говорил о стартапах, я и говорю о них постоянно. Я вынужден жить в состоянии стартапа.

 

13:14 Не надоело?

 

Как вам сказать. Нет, не надоело. Устал, периодически думаешь: да пошло оно все куда подальше, а потом думаешь: а как же я без этого? Потому что, я еще раз повторюсь, именно это ощущение стартапа и дает возможность ощущать полноту и, наверное, востребованности и передавать это состояние своим коллегам. Вот касательно совета тем, кто начинает, универсальной истории успеха нет, универсального рецепта. Я думаю, вы здесь со мной согласитесь, кто-то там говорил из рестораторов известных, когда-то спросили секрет успех ресторана, он сказал: "Location, location и еще раз location". Ну, наверное, в медицине в меньшей степени можно об этом говорить, но, тем не менее, я бы сказал, что локация клиники очень важна, местоположение, оно должно быть удобным для пациента, безусловно. Я бы, наверное, сказал три слагаемых успеха клиники - это команда, команда и еще раз команда.

 

Команда побеждает все.

 

Да-да, все остальное... Ну вот вы говорили про аппараты МРТ. Да хоть их будет миллион, если у тебя не будет команды, которая может нормально провести исследование, нормально его прочитать, а самое главное, потом понять, что делать с результатами этого самого исследования и помочь на самом деле пациенту решить его проблему - грош цена всему этому оборудованию. Так же и здесь: стены можно построить прекрасные, можно находиться на Красной площади и все равно клиника не будет успешной, если нет команды.

 

14:46 Команда решает все. Скажите, а есть ли у вас мотивационные схемы? Вы как-то поощряете своих сотрудников, вы выдвигаете или оплачиваете им обучение? То есть, есть ли программный или процессный подход, который ведет к тому, чтобы сотрудник, находясь с одной стороны на рабочем месте и выполняя свои должностные обязанности, имел возможность обучаться и идти все выше и выше в рамках профессионального своего уровня?

 

Мы были первые, кто адаптировали, насколько я знаю, может быть я ошибаюсь, может вы меня сейчас даже поправите, но насколько я знаю, мы первыми адаптировали в России систему CQI - Continues Quality Improvement, которая подразумевает, безусловно, обучение перманентное, причем не только врачей, но и менеджеров, и медсестер. Да, для линейного персонала мы, в основном, используем локальные программы обучения, но для ключевых сотрудников мы организуем обучение в Великобритании, в США, в Японии, поэтому это не просто, так сказать, что-то из разряда опции, это must.  

 

15:49 А в чем особенность этого подхода? То есть, что они в конечном итоге получают или что вы видите в рамках ключа, который позволяет расти клинике, расширяться и иметь возможность, собственно, не стоять на месте, отличаться от всех других клиник?

 

Это опять-таки не пощупать руками. Это то самое знание, которое ты впитываешь по крупицам, иногда сам даже не фиксируя. Просто в один прекрасный момент, когда встает какая-то управленческая задача перед тобой, ты вдруг знаешь ответ, понимаете, и сам не понимаешь, откуда он приходит.

 

16:17 Но согласитесь, это же не эзотерика, это, наверное, какие-то форматы обучения, которые мировым сообществом приняты?

 

Ну вот маленький пример привести. Я помню, одну из клиник делали в Петербурге и долго не могли объяснить технологам и дизайнерам особенности организации палаты для пациентов, потому что они привыкли делать так, как это всегда делалось в России. Слава Богу, что незадолго до этого управляющий партнер нашей клиники в Питере как раз ездил в Великобританию и удосужился-таки сфотографировать то, о чем он говорит. Вот, ну увидели, поверили, что оказывается такое существует, там ничего особенного не было, там просто была система, такая модульная система, кровати для родственников пациента. Но люди, которые вроде бы профессионалы в этой сфере, не могли предложить нам достойное решение. Мы, как заказчики, смогли это сделать - уже после этого, направив их в нужном направлении, мы получили готовый результат. Это маленький пример, может быть не очень удачный. Ну вот ты никогда не знаешь.. Наши врачи ездят постоянно по каким-то международным конференциям, еще что-то. Ну, конечно, они не только медицинской компетенцией прирастают по факту этих поездок, они прирастают какими-то контактами, знакомствами. Что-то где-то услышали, так сказать, сорока на хвосте принесла, привозят какие-то интересные новости, еще что-то и ты думаешь: ну, в принципе, по большому счету - это все ненужная информация до того момента, пока она не становится нужной.

 

17:54 Солидарен с вами. Это очень хороший подход, потому что мы, безусловно, не можем видеть. Но все-таки, если говорить о конкретике по обучающим процессам, это только организация здравоохранения?

 

Конечно нет, конечно нет. Если мы говорим, например, про тот же тренинг медсестер, мы первыми, по крайней мере из частников в России, стали пользоваться услугами симуляционного центра при первом Меде Московском. Прекрасный, кстати, там центр, молодцы, они построили, они адаптировали техники, методологии. В общем-то очень довольны сотрудничеством с ними, там прививаются навыки медсестринскому персоналу с видеофиксацией, затем происходит разбор. Это все очень здорово, это помогает медсестрам взглянуть на себя со стороны. Если говорить про врачей, то, конечно, мы стараемся отправлять на hand zone, то есть на практические истории к светилам стоять рядом с ними, оперировать рядом с ними. Если мы говорим про хирургию, если мы говорим про не сугубо хирургические специальности, то, по крайней мере, стараемся направлять людей, ну там, например, на бариолога, из нашей клиники поедет, конечно, интересно будет пообщаться с коллегами, посмотреть, как организована лаборатория. Не просто там, знаете, зайти пофотографировать, а пожить, повариться в этом соку, посмотреть с какими проблемами они сталкиваются, 2-3 недели, месяц - два, для того чтобы что-то из этого адаптировать или наоборот, решить что вот это-то как раз нам и не нужно.

 

Прекрасно. Итак, друзья, с нами Игорь Краснолуцкий. Мы сейчас уйдем на рекламу и вернемся, будем обсуждать, собственно, реформы здравоохранения, возможности частной медицины в принятии системного подхода к пациенту и вообще единых стандартов в конце концов, можно же было бы к ним прийти. До встречи после рекламы.

 

            20:48 Вечер добрый, в эту ненастную погоду в московский этот вечер мы собрались для того, чтобы с Игорем Краснолуцким обговорить возможности медицинского менеджмента в наше нелегкое время, так скажем. Мы говорили об эволюции, мы говорили, безусловно, о форматах, которые позволяют вам быть успешными на этом рынке. У меня вопрос, кстати, исходя из вопросов наших слушателей. Какое количество клиник сейчас у вас?

 

У нас четыре клиники на двух локациях в Москве и одна в Петербурге. В общей сложности пять.

 

21:15 Представлены ли у вас высокие технологии? Вы говорили о стационарах, есть ли у вас операции, который относятся действительно к высокотехнологичной медицинской помощи?

 

Мы сейчас как раз троим хирургический стационар. Если говорить о том, что можно причислить к высокотехнологичной помощи, у нас недавно открылась собственная клиника ЭКО. Так что, наверное, здесь можно пока что говорить только об этом направлении, постольку-поскольку челюстно-лицевую хирургию никак не назовешь на данный момент высокотехнологичной.

 

Вы знает, очень много форматов, в челюстно-лицевой действительно являются высокими технологиями, уникальными во взаимодействии. Я вам скажу по опыту работы в госпитале Вишневского.

 

Это большие, серьезные, да, заведения. Мы пока что с ними тягаться не способны.

 

22:04 Но тем не менее, вы скромничаете, с количеством сотрудников 270 человек. Я хотел бы задать вам вопрос именно ваш, именно человеку, у которого есть понимание медицинского менеджмента и вообще организации здравоохранения зарубежных стран. Как вы относитесь к формату реформы здравоохранения? В чем вы ее видите плюсы и минусы? Как это отражается на вас и видите ли вы перспективу взаимодействия собственно в рамках частно-государственного партнерства, если говорить о взаимодействии именно на медицинском поприще?

 

 Ну надеюсь, меня не проклянут большая часть моих коллег, особенно из государственной сферы, я на самом деле горячо поддерживаю реформу здравоохранения и на самом деле горячо поддерживаю Леонида Михайловича Печатникова в его тяжелейшем, на мой взгляд, действе под названием реформа здравоохранения города Москвы, московского здравоохранения. На самом деле, идея эта светлая в основе лежит, но нельзя забывать об экономической эффективности и целесообразности того, что происходит и о повышении уровня образования или квалификации для работающих кадров. Ведь по сути, что такое на сегодняшний момент городская больница и федеральные учреждения здравоохранения? Ну это место, где процентов 40 персонала по сути закрывают собой скрытую безработицу. В частной клинике просто не могут себе позволить содержать столько лишних людей. Извините, что это звучит очень грубо, возможно и возможно очень высокомерно. Людей лишних не бывает. Но я говорю сейчас про ставки с точки зрения менеджера, с точки зрения управленца. Реформа, на мой взгляд, призвана оптимизировать процедуру оказания услуги и сконцентрировать оказание каких-то высокотехнологичных услуг в таких вот The Center of Excellence и мы здесь просто воспроизводим успешные модели развитых стран. Я не вижу в этом ничего ужасного, да, это трагедией может стать для какого-то конкретного, привыкшего к старой схеме работы специалиста или даже ряда специалистов, но в целом, я считаю, что верной дорогой идем.

 

Ну, конечно, вы правильно поправились о том, что, наверное, не все вас поддерживают. Действительно, количество людей, которые через эти меры, собственно, были уволены или сокращены.

 

Еще больше занимаются откровенным саботажем. Давайте называть вещи своими именами тоже.

 

24:46 А что вы имеете в виду?

 

Сопротивление явное или неявное, в общем-то, даже здравым вещам. Почему-то никому не нравится, что больница находится в полуразваленном состоянии, но при этом никто ничего не хочет делать для того, чтобы стало лучше и деньги которые вкачивались в систему, вот вы тоже упоминали о количестве оборудования купленного, сколько денег тратилось на ремонты - ну это пропасть, в которую эти деньги провалились.

 

25:13 Ну, по сути вы считаете, что проблема в управлении непосредственно этими учреждениями медицинскими государственными?

 

Я не готов обвинять кого-то, вот всех вместе. У меня тоже среди коллег очень много гениальных совершенно и главных врачей, начмедов и просто врачей, которые административные функции не несут. Нельзя под одну гребенку всех, действительно, но если говорить о такой вот стратегии в области здравоохранения, я считаю, что очевидно, к сожалению, что то, что делается, должно было быть сделано еще 15 лет назад.

 

25:49 По сути, если объединить всех специалистов в рамках управления здравоохранением в одно единое сообщество, в одну единую команду, это люди, которые из частной структуры здравоохранения и из государственных клиник, безусловно, люди, работающие в министерствах, ведомствах, департаментах и так далее, можно сказать, по вашему мнению о том, что, безусловно, команда не справилась на данный момент, поэтому количество, собственно, вариаций, количество людей, которые потеряли работу в данном случае, по вашему мнению их количество не маленькое. Но тем не менее это мера необходимая на ваш взгляд?

 

Можно сказать и так. Просто на мой взгляд, если спросить дилетанта с точки зрения, а я и есть дилетант, с точки зрения государственного управления, какие функции должно в данном случае нести на себя государство? Я считаю, что государство должно поднимать как раз-таки очень емкие с точки зрения финансирования направления, которые частный бизнес не способен просто потянуть и отдать на откуп частному бизнесу как раз-таки условно более простые случаи, в которых, кстати, частный бизнес, практика показывает, выигрывает относительно государственной сферы в плане сервисности, в плане скорости, в плане доступности, в плане лабильности, потому что рынок же меняется, требования рынка меняются. То, что пациент готов был принимать 20 лет назад, на сегодняшний он не готов принимать уже, пациент тоже эволюционирует. Поэтому, если говорить об этом с этой точки зрения то, наверно да, вот клиники первого звена, клиники шаговой доступности, наверное, должны были бы быть отданы на откуп частнику.

 

Собственно, программа "Доктор рядом", которая существует сейчас в государственно-частном партнерстве у нас, собственно, и занимает ту позицию, о которой вы говорите.  

 

Вот в Петербурге проект "Полис", Илья Иванов, Саша Аблин которые делали, прекрасный. Потом, я насколько знаю, они по другим регионам распространили. "Доктор рядом", как один из примеров. Я бы, честно говоря, не делал в это в рамках, знаете, чисто московского или чисто ульяновского или санкт-петербургского здравоохранения. Я бы просто в этом плане поставил, может быть, на одну ступеньку частные медицинские центры и поликлиники условно и предоставил им возможность на одном поле работать и дальше посмотреть. Рынок дальше разрулит на самом деле, что нужно.

 

28:20 Вопрос в том, что пациенты сейчас выбирают частные клиники, исходя из возможного сервиса, улучшенного сервиса, сервиса, который действительно сейчас на рынке уже как-то адаптируется. Мы можем говорить, что некоторые клиники выходят на уровень сервисной составляющей достаточно высокой, можно сказать, что, действительно, иностранцы могут получать те услуги на уровне клиник, расположенных в Японии, в Англии и так далее. Хотя я могу сказать, что наше здравоохранение особенно высокотехнологично, но, безусловно, на уровне иногда дает фору некоторым странам. Но тем не менее, если говорить о сервисной составляющей, как вы считаете, что важно в сервисах, что важно для нашего российского пациента, что ему крайне необходимо, с каким запросом он приходит?

 

Знаете, что российские пациенты, что иностранцы, все на самом деле приходят с одним и тем же запросом. Заключается он в том, что пациент хочет, чтобы мы помогли решить ему проблему. Еще раз, это очень важно: не вылечить заболевание, не рассказать ему что-то, что он должен делать или что он не должен. Люди хотят, чтобы мы помогли решить их проблему. Проблемы может даже не существовать в объективной реальности с точки зрения медицины. Что, мало что ли психосоматики - очень много. Пациент зачастую ведь приходит и говорит доктору вещи, на которые любой специалист медицинский скажет:  батенька, так вам не ко мне надо. Надо в храм сходить помолиться или там, я не знаю, с друзьями, извиняюсь, там вина выпить и вам полегчает. Но в том-то и есть искусство врачевания, в том, что врач помогает пациенту проблему решить или научиться самому жить со своим заболеванием или с последствиями травмы или, действительно, ну бывает и такое - и вылечить его, это заболевание. В целом, у пациента должно быть осознание того, что ему помогли, ему решили проблему его. Если она не решаема тотально, то, по крайней мере, ему облегчили жизнь и улучшили качество этой самой жизни. Вот зачем приходит пациент.

 

30:39  Скажите, пожалуйста, а если говорить о специалистах, есть ли у вас в клиниках люди, которые занимаются психиатрией, как вы сказали, психологией?

 

Есть, безусловно. Безусловно есть, это не является нашей профильным направлением, но мы, скажем так, с течением времени пришли к тому, что это направление необходимо, чтобы оно существовало. В частности, например, в клинике ЭКО достаточно большим спросом пользуется вот такое консультирование психологическое семейных пар, помощь им, собственно, в решении их проблем. И мы горды и счастливы тем, что иногда получается в общем-то решить проблему без ЭКО - у людей появляются дети естественным способом. Это прекрасно, мы счастливы. Да, мы не заработали тех денег, которые могли бы заработать, но помогли людям.

 

31:28 Игорь, вы сказали о том, что иной раз принцип белого халата, он, безусловно, излечивает?

 

У нас, кстати, нет требования носить халаты. Врачи не ходят у нас в халатах.

 

31:37 Расскажите подробнее об этих вот особенностях, кроме как отсутствие халатов?

 

Я всегда старался и стараюсь уходить от ощущения клиники в клинике. Запахи, звуки, визуальные образы не должны напоминать человеку, что он пришел в лечебное учреждение. Зачем человеку сеять страх даже до того, как он переступил порог клиники. Ну все помнят детские воспоминания о лорах, о стоматологах, у каждого свое воспоминание. Зачем это? Это не нужно. Прямо скажем, это не поможет тебе в решении твоей проблемы. Ты должен приходить туда, где тебе будет ну если, уж ладно, комфортно - это преувеличение, ну хотя бы не мегадискомфортно. Ну вот поэтому я в клиниках всегда ратовал и ратую за это. Вот сейчас мы тоже сидим, это тоже не как в классическом, скажем так, интервью - стол между нами. Да, между нами часть стола. В клинике тоже у нас так строится беседа врача с пациентом, что их не разделяет пространство в виде стола. Не нужно это. На мой взгляд, это не нужно пациенту. Я себя ставлю на место пациента и, в общем-то, изыскания психологические подтверждают такие моменты. Если в клинике играет приятная музыка, не пахнет никакими дезрастворами, стены не выглядят как больничные, врачи не ходят в белых халатах с повязками на лице, человек себя чувствует спокойно.

 

33:20 Скажите, не считаете вы, что в рамках медицинского сообщества вы немножко отходите от традиций?

 

Я - романтик бизнеса, - говорят мне мои друзья-бизнесмены, - потому что ты не гонишься за прибылью, - говорят они мне. Да, я понимаю, что я очень здорово отличаюсь от своих коллег, особенно врачей, потому что я не врач, я не доктор. Да, у меня степень в области управления здравоохранением, насколько я знаю, первый я вернулся такой в Россию с американским IMEI в свое время, это было уже давно. Да, я знаю, что я не похож на других специалистов.

 

33:52 Скажите, есть ли еще особенности, которыми вы непохожи?

 

У нас не вертикально-интегрированная компания, у нас нет жесткой иерархии. У нас горизонтальная, плоская на самом деле организационная структура, я выполняю в большинстве случаев роль медиатора в прениях сторон, так сказать, даю людям возможность раскрываться, ключевым игрокам. Безусловно, я не могу всем давать эту возможность, особенно с ростом компании, но, скажем так, ключевые персоны как медицинского, так и управленческого номинала, они могут взаимодействие между собой наилучшим образом раскрывать. Я вмешиваюсь лишь тогда, когда я вижу что вектор общения уходит куда-то не туда.

 

34:38 А какой суммарный у вас сейчас пациентопоток?

 

Мы смотрим, если считать вместе Петербург и Москву, кстати, если считать Петербург, у нас где-то порядка 400 человек в общей сложности задействовано, работает. Смотрим мы в общей сложности порядка 8 тысяч пациентов в месяц.

 

34:56 На 4 медицинских центра?

 

Да.

 

34:59 Скажите пожалуйста, и часто приходится, как говорится, рекомендовать обратиться к священнослужителям или...

 

Прошу прощения, неправильно посчитал, видите, что показывает. Я не смотрю просто статистику ежедневно. Это по Москве мы смотрим 8 тысяч,  в Петербурге порядка 6 с половиной тысяч.

 

35:16 Это суммарное количество физлиц все-таки?

 

Это не услуг, это визиты.

 

35:21 Это визиты? Это первичные и вторичные визиты? То есть количество пациентов будет немножко меньше, чем это количество?

 

Чуть-чуть меньше.

 

35:29 Чуть-чуть меньше. Скажите, часто приходится, собственно, советовать обратиться к священнослужителям, побыть в баре с друзьями, так скажем, для того чтобы снять стресс?  Вопрос звучит в том, насколько вы считаете, что наше общество напряжено и оно идет в физическое развитие?

 

Чрезвычайно. Я считаю, что уровень стресса на сегодняшний момент, по крайней мере, вот в той страте, которую обслуживаем мы, выше, - а это выше среднего доход, порой значительно выше среднего, порой прям совсем значительно выше среднего, - чрезвычайно, конечно, уровень стресса высок и не секрет, что сердечно-сосудистые заболевания помолодели сильно, проблемы с мужской функцией помолодели сильно, особенно у работников умственного труда и работниц. Это безусловно так.

 

36:31 Безусловно, фактор нарастает. Есть ли у вас предметно программы для снижения этого стрессового фактора?

 

 Знаете, в свое время, еще в начале двухтысячных, насколько тоже помню, мы первые были в Москве, кто разработали пакетные предложения системы чекапов для мужчин и женщин разных возрастных категорий, разного возраста. Сейчас, насколько знаю, уже только ленивый не предлагает чекапы. Везде они есть. Прям вот в метро, по-моему, даже уже стоят рекламщики, предлагают - чекапнитесь. По сути, ничего плохого в этом там, диспансеризация еще в советские времена в общем-то, профилактика, предупреждение заболевания - это великая вещь. Если говорить про чекап, ну по крайней мере, есть такое понятие как peace of mind у американцев - спокойствие разума, сознания, в миру с собой. И зачастую ты приходишь, думаешь: вот, у меня все плохо, все плохо. Проходишь чекап и  выясняется, что все-то в общем-то у тебя и неплохо, и уже как-то и живется легче и дышится спокойней и свободней. Вот поэтому что-то такое посоветовать универсально не могу. Ну, наверное, можно предложить не обязательно к нам прийти, но проверяйтесь периодически для того, чтобы, по крайней мере, исключить те факторы риска, которые сопутствуют вашей работе.

 

37:53 А скажите, к чему вы хотите прийти в конечном итоге? То есть, в чем ваша миссия и какой объем ваших амбиций и желаний на ближайшие 5 лет?

 

Знаете, прозвучит, может быть, как из какого-нибудь фильма "Мисс Конгениальность" или еще что-то такое, но я действительно хочу, чтобы мир стал чуточку лучше, Вот честно. Когда выезжал в Штаты учиться еще в начале двухтысячных, мне все друзья говорили: ну вот, ты не вернешься. Я знал, что вернусь, я знал, что вернусь, я видел для себя возможности для развития, понимал, что Россия предоставляет эти возможности. Вот поверьте, вообще вот нет такой основы патриотизма, речь не об этом, речь о том, что, действительно, я видел, что в отличие от развитых обществ, у нас для молодых амбициозных людей есть ну правда большое количество дорог и каждый может пройти этот свой путь или достичь тех высот, которые ему хочется достичь. В общем-то, оглядываясь сейчас назад, я могу сказать что да, я, вернувшись тогда, сделал правильный выбор. Я рад, чем я занимаюсь по жизни, я доволен результатами, которые есть. Амбиции, которые лежат - ну действительно, чем больше будет людей, пусть это будет не 8 тысяч там пациентов в Москве, а когда-то это будет 40 там или 50. Да я буду счастлив, если эти 50 тысяч людей, даже не знаю, кто стоит во главе там или у истоков нашей клиники будут благодарить клинику - да я буду счастлив.

 

39:24 Есть ли у вас миссия в клинике?

 

Вы знаете, в свое время мы упражнялись на эту тему. У нас было такое учредительное даже собрание, мы шутили. Собирались ключевые наши люди, врачи и управленцы и вот мы разработали наши, тоже прям как по американским учебникам, наши миссии, наши ценности, даже что-то формулировали. Знаете, сейчас я даже не воспроизведу нашу миссию. На самом деле оказалось, что это все не нужно, это все лишнее. Вот правда, это все лишнее. Просто делай свое дело и делай его хорошо.

 

40:08 Скажите, если брать вот весь объем тех пациентов, которые у вас идут, все-таки что является вашим профилем, если делить по системе ABC?

 

С точки зрения серьезных медиков, тех, кто занимается высокотехнологичной помощью - сопли и вопли.  На самом деле практика-то заключается в том, что сопли и вопли составляют 99 % всех заболеваний, всех обращений. Вот что важнее: тот самый 1 %, который не является соплями и воплями или те 99%, которые ими являются.

 

Ну все-таки да, амбулаторно-поликлинический прием..

 

В первую очередь, я вам говорил,  амбулаторно-поликлинический прием, стоматология - да, безусловно.

 

40:51 Стоматология, кстати, это первое или второе? Это вопли или то, что вы сказали?

 

Знаете, у нас засыпают чаще, чем вопят. Поэтому слава Богу, нет. Кстати, мы первыми были опять-таки в Москве, кто в рутинном режиме, под папофолом начали практиковать удаление, имплантации, синуслифтинг. Это было еще Бог знает когда, 2004 год.

 

41:14 Это как раз год основания?

 

 Это, скажем так, год основания нашей стоматологии. Медицина, ну там тоже очень долгая история, наверное, не для эфира, она там развивалась, ответвлялась и так далее и тому подобное. Если говорить о годе рождения именно GMS, то это 2008 год.

 

41:34 Есть ли клиники зарубежные, на которые вы обращаете внимание как на старших товарищей?

 

"May Clinic". У них очень похожая философия, безусловно. Безусловно и более того, мы приглашали их специалистов, они учили наших специалистов, мы посылали наших специалистов туда.

 

41:52 По-моему, в "May Clinic" все ходят в халатах или в костюмах медицинских?

 

Далеко нет, далеко нет. Хирургические специальности - да.

 

Ну вы в клинике которая у вас строится, ЭКО,  надеюсь...

 

ЭКО уже открыли.

 

42:09 Да-да-да, надеюсь, там люди будут ходить в белых халатах?

 

Вы знаете, они ходят в полах. И врачи, и медсестры, и эмбриолог ходят в полах, в полах с нашей эмблемой, ну как в медицинских учреждениях.

 

42:25 Надеюсь, все остальные необходимые требования для лицензирования и по санитарным нормам...

 

Безусловно, по поводу вентиляции, воздухообмена. Вы знаете, мы опять-таки одними из первых, насколько я знаю в Москве, кто использует рутинно для стерилизации, может быть вы слышали, вспышки инертным газом.

 

Конечно. Да, мало того, даже был на предприятии, компания "Мелита",  которая использует собственно..

 

Да, они большие молодцы. Конечно, тогда, когда я это в первый раз увидел, я подумал: Боже, это какой-то ночной клуб, стробоскоп такой работает.

 

Яков Абраммерович Гольдштейн, собственно, возглавляет организацию "Мелита".

 

А я его знаю. Серьезно? Вот как мир тесен. Да, мы знакомы с ним.

 

Очень хороший наш общий знакомый, как мы понимаем из радиоэфира и передаем большой привет Якову Абраммеровичу. Немало сделал, безусловно, для медицинских клиник для стерилизации.

43:22 У меня знаете, какой вопрос: вот вы говорите о большом коллективе и вы говорите о неком формате расслабленном, вы говорите о формате обучения зарубежном. У меня вопрос заключается в том, следите ли вы за здоровьем своих врачей непосредственно? Участвуют ли они у вас, может быть, в медицинских спортивных мероприятиях? Готовы ли вы участвовать в медицинских спортивных мероприятиях?

 

У нас есть даже команда, команда GMS,  которая участвует в благотворительных забегах, которая участвует в благотворительных спортивных мероприятиях. Если говорить о медицинском обеспечении, то да, конечно, у нас есть собственная программа для работников и членов их семей бесплатного обслуживания в клинике.

 

 Здорово, здорово. Итак, мы, возможно посоветовавшись с ассоциацией молодых специалистов здравоохранения, обязательно вам вышлем приглашение на участие в медицинском забеге, который, как я понимаю, на общем собрании у нас еще будет решено, будет в день медицинского работника в 2016 году.

 

Супер, будем рады.

 

44:23 В третий раз, между прочим. То есть многие клиники, как частные, так и государственные учреждения участвуют в этом направлении. Поэтому, сейчас я уже могу сказать об этом, такой человек, который безусловно следит за обучаемостью и профессионализмом своих сотрудников, тем более, если говорить о формате здорового образа жизни, наверное, у вас не курят в клиниках?

 

Да нет, не без этого, Господи. Люди же люди, не мне это вам рассказывать.

 

Но тем не менее, здоровый образ жизни - это наше все. Как говорится, если врач здоровый, то пациент будет всегда здоров. У нас в эфире был, дорогие друзья, Краснолуцкий Игорь Геннадьевич, управляющий партнер клиник GMS в Москве, человек, который исповедует свой формат бизнеса и в нем неплохо себя реализует. Всего хорошего, успешной недели. До новых встреч. Спасибо.