Доверять ли стоматологам в России?

Стоматология

 

 

00:12 Добрый день, дорогие друзья, в эфире канал "Медиадоктор", программа "Красивая улыбка с доктором Григорьянцем", в студии у микрофона я, Дарья Волянская и Андрей Григорьянц, врач-стоматолог, руководитель научно-клинического центра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии "Санабилис", у нас сегодня в гостях замечательный человек, Александр Хаминский, основатель научно-диагностического центра клинической психиатрии, юрист.

Здравствуйте.

 

00:40 Здравствуйте, Александр, здравствуйте, Андрей, спасибо большое, что Вы сегодня в студии и у нас очень интересная тема, мы сегодня хотели бы обсудить такую очень важную вещь, как можно ли доверять стоматологам в России, хотели бы поговорить о стоматологии с абсолютным доверием и здоровым психостатусом. Я сразу передаю слово своему соведущему Андрею, это первый вопрос.

01:00 Спасибо, Дарья. Мы очень часто сталкиваемся лишь с ощущениями о процессе приема пациентов, а ощущение дискомфорта связано, в данном случае, о котором сегодня мы будем говорить, не с лечебными процессами, не с мануальными навыками и не с тем, что касается физических воздействий, а именно все то, что связано с психоэмоциональным состоянием доктора и пациента. И обращаюсь к Александру Хаминскому, я надеюсь, что мы сумеем раскрыть эту тему, вопрос и основные задачи сегодняшнего эфира заключаются в том, чтобы разобраться, как создать максимально благоприятный фон и атмосферу в кабинете, учитывая, что мы все прекрасно понимаем, пациент, находясь на приеме у стоматолога испытывает априори дискомфорт. И что же это такое, это все-таки некоторый стереотип, с которым можно легко бороться. В данном случае мне не хотелось бы говорить о своих догадках, а хотелось бы услышать профессиональную оценку, профессиональную психиатрическую оценку, профессиональную оценку психоаналитическую, я думаю, что Александр…

02:14 Мы ее получим, я уверена.

Да, я постараюсь, я постараюсь Вам рассказать. Давайте мы попробуем вспомнить те случаи, которые приводят обычного гражданина в медицинское учреждение и делают его пациентом. То есть у него что-то болит. В данном случае, если мы говорим об обращениях в стоматологическую клинику, речь идет, естественно о зубной боли, то есть у пациента уже есть болевой фактор, который его беспокоит и, соответственно, любая боль может вызывать страхи, может вызывать тревоги и другие дискомфортные ощущения. Поэтому приходя именно в стоматологическую клинику, он уже может быть психологически либо психически подготовлен вот к неким неудобным для себя состояниям. Поэтому здесь необходимо оценивать помимо клинической картины с точки зрения стоматологии еще и его психологический и психический статус, безусловно.

03:22 Я бы хотел прокомментировать то, что Вы говорите касаемо боли. На сегодняшний день стоматология меняется и это связано больше с ее прямым направлением, сферу, так называемую сферу бьюти, и, конечно же, когда речь идет об эстетике, когда речь идет о красоте улыбки, это зачастую не связано с ощущением боли, это зачастую связано с неким напряжением человека, что же он получит и будет ли он красив в результате. И учитывая всю эту стоматологическую историю, на сегодняшний день в процентном соотношении уже равна. То есть население, определенные слои населения имеют на сегодняшний день состояние полости рта, если мы говорим о его здоровье, оно стало лучше, и учитывая, что показатели состояния здоровья в любом случае растут, то все больше и больше вопросов возникает в сторону красоты, помимо того, что мы называем вот теми примитивными манипуляциями, которые связаны с болью. Но, в любом случае, я не оспариваю, я даже полностью с Вами согласен, что первое, что приходит в голову любому пациенту, которому предстоит визит к стоматологу, это некое ощущение дискомфорта. Единственно, у меня на этом фоне, все-таки интерес чуть глубже, м бы хотелось понимать, сама зона, которая расположена в области головы и прикосновения к этим зонам, оно особое, соответственно, у человека восприятие той же боли, которая может бы в совершенно в других частях тела, совершенно по-другому воспринимается. Именно то, как это связано с психикой, очень интересно, исходя из чего мы сможем уже, ну, обрисовать какую-то картину. Что же действительно вообще видит, чувствует и слышит пациент в тот момент, когда он находится на приеме. 
 
Вы знаете, я бы хотел сначала прокомментировать Ваши первые слова. Речь, наверное, все-таки надо было бы вести о тех стереотипах, которые вырабатываются у человека перед визитом в клинику, допустим в челюстно-лицевую хирургию, когда он идет за бьюти, за красотой. Все равно название самого слова "стоматология" вызывает, даже если он идет совсем по другому назначению, вызывает определенные стереотипные переживания.

06:01 Вот извините, я вклиниваюсь, вот я как бы за пациентов сегодня буду говорить, когда я слышу о том, что я пойду к стоматологу, мне сразу мерещатся вырванные зубы, знаете, какие-то страшные инструменты, кровавые ватки и металлические кресла, может все-таки большинство все-таки наших граждан, да, в стране, особенно не сознательных, которые боятся ходить, к сожалению, на прием на осмотр к врачам, не только к стоматологам, это целая проблема, у них тоже в голове этот стереотип сидит.

Безусловно, безусловно, это проблема, поэтому мы в первую очередь должны говорить о людях, о пациентах абсолютно любых врачей. Ведь те люди, которые приходя к Вам в Вашу красивую клинику и к Вашим доброжелательным врачам, они же, собственно говоря, помимо пациентов стоматологической клиники, имеют и другие заболевания, так вот те, которые создают Вам проблемы, а Вы хотите им помочь справиться вот с той психологической составляющей, которая чуть-чуть тормозит их приходы и негативно влияет на поведение непосредственно в кабинете. Они могут являться одновременно и пациентами моей клиники, и, скорее всего, это либо люди, подверженные тревожным состояниям, либо страхам, фобиям. Либо это некие латентные пациенты, либо вообще не пациенты, но они находятся в латентном состоянии, когда болезнь существует, либо предпосылки, симптоматика существует к болезням, но, тем не менее, она проявляется исключительно в случаях, когда они начинают тревожиться, нервничать, есть дополнительные факторы, которые воздействуют. Тот же самый стереотип: боюсь идти к такому-то врачу.

07:56 Я прошу прощения, возможно, это даже стереотип родом из детства, когда человека в детстве водили к стоматологу, да, родители, когда еще стоматология не была на такой ступени развития, как она есть сейчас, в 2016 году, не дай бог, что-то этому человеку не так удалили , и у него после этого какой-то панический невроз, страх, он вообще стоматолога, человека с инструментом, с бормашиной и в белом халате, даже если халат фиолетовый, воспринимает очень напряженно, скажем так, вот так вот, как тут быть?

Вы знаете, вот мне кажется, во первых, сами звуки бормашины, Андрей очень внимательно сейчас смотрит.

08:29 Даже если она очень красивая.

Даже если она очень красивая, уже может вызвать некую тревожность и продолжая, уже не комментировать, а отвечать на слова Андрея, хотел бы сказать, что помимо, помимо некоторых волнений связанных с воздействием на ту или иную часть головы, то, о чем мы говорим, оно в принципе, в принципе, имеет отношение и к другим частям тела, как Вы правильно заметили. У нас есть множество пациентов, которые боятся делать МРТ, даже в аппарате открытого типа, делать гастроскопию у нас, в последнее время боятся все больше и больше людей, и делается под облегченным, но наркозом. И, хотел бы обратить внимание, так же, как Вы можете вести статистику о состоянии полости рта пациентов, мы ведем статистику тяжести состояний, в которых обращаются пациенты в психиатрическую клинику.

09:34 Извините, а у Вас много вот таких случаев пациентов, которые приходят вот с такими страхами и фобиями относительно, ну, касательно проблемы похода к врачу там, диспансеризации. Как, вот что Вы им говорите, какие слова находите?

Могу Вам сказать, что специально никто не обращается, не приходит и не говорит, что я боюсь к стоматологу, либо к гастроэнтерологу, либо делать МРТ, рентген и так далее.

09:57 То есть они даже это стесняются сказать?

А для них проблема в другом, они тревожны, у них тревожные расстройства, либо у них фобии, вот с депрессивными больными в этом плане проблемы практически не возникают, они находятся в дисфории, они пришли, легли и, собственно говоря, являются помощниками для стоматолога. Ну а в нашем случае, в нашем случае у них есть иные заболевания и это лишь побочный эффект, вот качество врача-психиатра, как специалиста, позволяет определить ситуации, в которых у подобного пациента в наибольшей степени и проявляются вот такие симптомы дополнительные, о которых мы сегодня говорим.

10:48 Дарья, Александр, смотрите какая у меня картина складывается интересная, я не просто так настолько внимательно слушал, что Вы говорите, потому что можно, на мой взгляд, даже сформировать некий алгоритм, как помочь, действительно, мы сейчас говорим о пациенте конкретно, чуть позже я бы хотел затронуть и самих стоматологов, и самих врачей, потому что с их стороны также могут быть абсолютно, абсолютные нарушения. Так вот, что пациент для себя видит, как некий тезис такой, как резюме. Допустим, есть память, да, существует некая память, то, что говорила Дарья, когда была нанесена травма и человек об этом помнит и этого боится, соответственно это абсолютно объективно для него, история страхов и так далее. Второе: существует вообще в целом некий стереотип всей стоматологии? То есть в некоем стереотипном мышлении о стоматологии ни у одного нормального человека не ассоциируется с тем, что можно назвать приятным, классным, куда мы с удовольствием могли пойти?

11:56 Я извиняюсь, даже есть научный термин – дентофобия.

11:58 Совершенно верно, да, также есть белые халаты и так далее, у нас действительно подобных проблем психоэмоциональных существует достаточно много, поэтому.. Так вот, первый пункт - это память, которую человек приобрел в процессе жизни; второй пункт - это его, в целом стереотипное, отношение к этой индустрии, все понимают, что такое стоматология; третье - ему дали некие представления о том, вот на сегодняшний день все совершенно иначе, все классно, все комфортно, все очень красиво, все очень стерильно, то есть, по идее, это должно выключить все Ваши фобии, все Ваши страхи, дать возможность человеку сказать: "А, ОК", на сегодняшний день это стало столь прогрессивным на сегодняшний день это стало, приятно. Но это же не возможно, на таком уровне разговора произвести эффективное, качественное впечатление на человека, даже не впечатление, а произвести какой-то нужный посыл для того, чтобы человек позволил себе с большим комфортом это все провести. Потому что мы как эту проблему видим: на сегодняшний день действительно существует, существуют протоколы, которые способны полностью избавить человека от всех стадий дискомфорта, от того, как ты зашел, как ты сел в кресло, даже те запахи, даже те звуки, о которых мы говорим, которые привычно раздражают и вызывают антагонизм, мы готовы с этим, эти проблемы решены, в принципе. Но как эффективно с Вашей стороны, мне что еще очень понравилось, что действительно, над этим нужно работать, я считаю, что над эти должны работать профессионалы, это на самом деле, зачастую очень полезно, если пациент прошел некое количество приемов в Вашей клинике для того, чтобы получить для себя более комфортное состояние. Это никак не связано с физическим состоянием, естественно, да, соотвественно, доверяя тому учреждению, в которое он уже зашел для того, чтобы получить стоматологическую помощь, он в таком случае снял с себя это напряжение,е му гораздо комфортнее, на мой взгляд. Как нам эффективнее действовать и что конкретно, все-таки, Вы бы предлагали данным пациентам, которые действительно этого боятся?

Смотрите, не во всем могу сейчас с Вами согласиться.

14:16 Так, прекрасно…

Вы говорите с точки зрения руководителя стоматологической клиники. Есть некие дискомфорты, которые мешают пациенту получить лечение и мешают доктору предоставить качественную медицинскую услугу, с этим надо бороться и не послать ли такого пациента ко мне в клинику для того, чтобы мы его заранее подготовили. А уже, собственно говоря, протоколы, предлагаемые самыми современными стоматологическими клиникам подразумевают, ну, нивелирование вот тех неудобств и тех моментов, которые именно вызывают эту тревожность.

15:00 Да, совершенно верно.

Теперь я хотел бы попросить Вас представить, что Вы работаете не в своей клинике, а в моей клинике.

15:10 И наоборот.

Да, и наоборот, и наоборот, безусловно. И к Вам приходят, будучи, к руководителю психиатрической клиники, приходят те самые мои ежедневные пациенты. Поверьте мне, проблем значительно больше и бороться с ними приходится, вот есть такое выражение "во весь рост", с ними приходится бороться во весь рост. И то, чем отличаетесь Вы от большинства других клиник, точно так же отличаемся от большинства других клиник. Главный принцип работы с пациентом - это партнерство между врачом и психиатром. Я в течение всех тех лет, что руковожу, занимаюсь в первую очередь главной задачей: врач и пациент должны друг на друга смотреть в одной плоскости, а не сверху вниз. И мы стараемся вот таким образом завоевывать доверие, поэтому в стоматологической клинике я не вижу, что может быть, либо должно быть по-другому. Именно партнерство врача и пациента должно способствовать, как минимум способствовать исключению вот этих негативных моментов, с которыми Вы сталкиваетесь.

16:35 Коллеги, продолжая наш разговор о том, почему некоторые люди боятся ходить к стоматологам и к врачам в целом, хотелось бы немножечко проблему детальнее более обсудить и разделить ее на некоторые причины, которые приводят к такому состоянию. Мы уже обсудили негативный предыдущий опыт, да, возможного пациента, почему он боится идти к стоматологу, но мне кажется, еще очень важная проблема, которая здесь тоже возникает, это даже на современном этапе стоматологии, которую предлагает Ваша клиника пациентам: огромное количество новых услуг, в том числе, наверняка, Вы используете какие-то иностранные препараты, иностранное оборудование, с непонятными названиями, да, зачастую, с какими-то вещами, в которых пациент не разбирается и вот эта вот неизвестность приводит к тому, что человеку страшно. У него не вся информация в полном объеме в голове есть, в интернете, например, он что-то там посмотрел, почитал, какие-то отзывы отрицательные негативные, кто-то кого-то запугивает, и у него вот эта фобия, она усугубляется, да, из-за какого-то отрицательного там экспертного мнения, читает какие-то невнятные стоматологические ресурсы. Вот Вы, как стоматолог, да, вот как представитель клиники, на что Вы можете тут повлиять, как эту проблему Вы можете убрать, информационной недосказанности или какого то там… нагнетания?

17:48
Дарья, очень хороший вопрос, я не был готов к тому, что Вы мне предложите подобную тему особенно после того, что я весь проникся информацией от Александра.

18:02 Мне очень важно сейчас, я прошу прощения, я донесу до Вас ту мысль, которая мне кажется очень важной и приоритетной и сразу же перейду к ответу на Ваш вопрос. Все, что касается отношений пациента и доктора - это то, что Вами было, Александр, затронуто, для меня однозначно, первостепенно, и в нашем случае это как само собой разумеющееся, что мы используем изначально с момента знакомства с пациентом. Так вот, что касается заданного вопроса, Вами, Дарья по поводу всех материалов, которые мы используем. Да, поверьте мне, несколько тысяч наименований разной продукции может находится на складе для использования в стоматологической практике сегодня. Особенно, если мы говорим о каких-то современных процессах, о протоколах и так далее. Это важно, опять таки, только с точки зрения правильной коммуникации пациента с врачом. Если доктор не считает должным донести до пациента информацию, что же с ним будет происходить и что мы с ним сейчас собираемся делать, на этом может, действительно, возникнуть проблема. Я бы это чуть более подробно проговорил.

19:58
Александр, очень интересную тему Вы затронули, я прекрасно понимаю, что Ваша профессиональная деятельность позволяет нам это все улавливать, понимать и знать. Я вот хочу сказать, что, если говорить о массовых, о статистических данных, то конечно же я крайне не доволен тем, что происходит, потому что пациента не информируют, с пациентом общаются не то, чтобы сверху вниз, а, в принципе не существует некой культуры, я уже не говорю о стандартах в отношении, так вот, для меня это все, ну можно назвать простым словом коммуникация, и как раз таки, почему мне настолько интересно было сегодня обсудить эту тему профессионально с точки зрения психиатрии и психоанализа, потому что, даже, действительно, начиная с момента консультирования пациенту крайне интересно, что же с ним будут делать, какие материалы вы здесь используете, стоит простой вопрос доверия. На основании чего пациент в принципе должен Вам доверять. Если нет информации никакой о том, какие материалы Вы используете, что это является, существуют ли некие стандарты, протоколы, стереотипы, которые в принципе признаны международно, которые помимо Вашей клиники могут нам гарантировать качество этих материалов в использовании, потому что это все внедрение в живой организм. Любые наши прикосновения, любое использование стоматологических материалов, зачастую это необратимые процессы и, конечно же, человек очень заинтересован в том, чтобы понимать, что ты используешь в процессе своей работы. Так вот, Дарья, я могу сказать, что я лично, проводя ту или иную консультацию на тему простых, примитивных манипуляций, на тему сложных манипуляций, это может быть хирургия, это может быть связано с эстетическими какими-то параметрами, но мне всегда очень важно донести до пациента максимум информации для того, чтобы человек абсолютно объективно принимал то или иное решение.

23:17 Андрей, простите, я сейчас не готов к этой информации, ну вот я прихожу к Вам в клинику, любые деньги готов заплатить за красивую улыбку, прекрасные зубы, за отбеливание, виниры, не знаю, все, что только есть, мне не жалко, но я боюсь. Вы знаете, вот у меня страх перед мужчиной-стоматологом, я ничего не понимаю вот в этих вот препаратах, которые Вы используете, боюсь бормашины, музыка у Вас не та в кабинете, там, мне Шопен нужен, я не знаю, а там Моцарт. Вот у меня еще из детства страшные воспоминания. Вот как Вы со мной построите диалог, вот что Вы мне такое скажете, какие слова найдете, чтобы я не убежала из Вашего кабинета. Ну я сейчас утрирую, да, коллеги, так, чтобы смоделировать.

23:55 Модель, которую Вы предлагаете, она достаточно комфортна, я бы даже сказал, она очень комфортна для доктора. Доктору в данном случае не нужно заниматься доказательством своей правоты, доказательством использования современных качественных материалов и так далее. Если есть уже некая степень доверия, которая снимает необходимость говорить о процессах, тем более, Вы очень правильно отмечаете, немалое количество людей совершенно не хочет слышать ничего об этом, я думаю, Оксана, вы тоже это прекрасно понимаете, потому что, когда ты людям проговариваешь, что я сейчас. Буду делать, что это за манипуляция, каковы мои движения рук, каковы звуки и так далее, человеку это все не нужно. И я могу сказать, что для меня, исходя из опыта, это делится на два лагеря, то есть существует одна часть пациентов, которым невероятно интересно все, что происходит и что с ними делают и какие материалы используют, есть другая часть пациентов, которым совершенно не хотелось бы ничего слышать и тратить на это время.

25:02 Мне нужно побыстрее, качественнее и бежать

25:04 Я принял свой выбор, поэтому, доктор, давайте мы сделаем ту манипуляцию, которая мне необходима. То в данном случае существует адаптивность к психоэмоциональному состоянию любой личности, и это очень важно и они не должны вести себя с каждым человеком одинаково, потому что кто-то хочет быстрее, кто-то хочет медленнее, кто-то хочет спокойной музыки в процессе лечения, кто-то более агрессивной

25:24 Кто-то ее вообще не хочет

25:25 поэтому, опять таки, возвращаясь к комментарию Александра по поводу того, как должен врач смотреть на пациента, мне бы хотелось, все-таки затронуть докторов, потому что врач как специалист имеет конечно некое авторитетное положение в этой коммуникации и пациент, приходя к доктору, приходит за услугой доктор с высоты своего положения транслирует ту информацию, которую он транслирует. Это стереотип, так вот, на мой взгляд, так же, как и на Ваш взгляд, не должно быть никакой высоты положения, потому что в данном случае люди должны находится на абсолютно равных позициях, общаясь друг с другом, я бы хотел чуть более подробно услышать от Вас вот именно эти особенности коммуникации и , тем самым охарактеризовать докторов.

Да, я понял. По этим вопросам я скорее выступлю Вашим антагонистом. Слушая Вас, я вспоминал, кто же я. Я руководитель психиатрической клиники, при этом я юрист и при этом я являюсь пациентом стоматологической клиники, той, которой, услугами которой я пользуюсь. Так вот, с точки зрения взаимоотношения врача и пациента, Вы абсолютно верно все сказали, независимо от того, кто перед пациентом стоматолог, психиатр, терапевт либо кардиолог, у врача все равно авторитет в данной отрасли не то, что значительный, а больший, а разные уровни и разные степени вообще познания и опыта, и врач знает свой предмет исходя из полученных знаний и практики, а пациент большую часть, Дарья отмечала, сначала узнает либо познает, нажимая клавиши компьютера и получая информацию из интернета, с форумов, где не очень грамотные люди обмениваются своим мнением по данным вопросам, но как юрист хотел бы обратить внимание, что информированное согласие пациента является главнейшей процедурой, которая установлена законом, соответственно, вот когда Вы говорите, что Вы только-только пришли на консультацию.
Или даже предварительно, вообще только-только начали записываться в окошке регистрации, мы берем, и мы, и Вы, в любой клинике обязаны взять согласие на обработку персональных данных, потому что по закону это необходимо в целях оказания, в том числе и скорой неотложной помощи, и берут информированное согласие всякий раз, когда делается новая манипуляция. В этом нет ничего 
Страшного, речь идет не о партнерстве врача и пациента, а речь идет о тех юридических процедурах, которые предусмотрены уже, наверное, во всех развитых странах мира. Теперь, если говорить о том, что я все-таки являюсь пациентом стоматологической клиники, хотел бы обратить внимание на то, что для меня наиболее важно в коммуникации. Поверьте мне, я забываю в кресле стоматолога, что я сам имею отношение к медицине, что я юрист, что я обладаю там еще некоторыми свойствами, в этот момент я исключительно пациент моего врача. И для меня на первом месте стоят не материалы, которые будут использоваться.

29:17 А что?

Не оборудование, не музыка, которая звучит, а непосредственная личная коммуникация между мной и доктором. У меня тоже есть свои тараканы в голове, которые обычно просыпаются, ну, в разные моменты, в том числе, когда я прихожу в стоматологическую клинику. Так вот, мой сегодняшний врач, он абсолютно спокойно работает со мной по одной простой причине - у меня есть доверие к нему, к ней, к ней.
Суть не в гендерных различиях, между предыдущим, предпредыдущим доктором, просто так случилось, что мы начали общаться как два обычных человека и наши возможно психотипы сошлись, либо сошлись некие взгляды.

30:19 То есть у Вас уже длительная история коммуникации, поэтому Вам комфортно, Вы доверяете.

Я скажу больше, Андрей, всякий, всякая наша встреча начинается с того, что она мне говорит:" вот мы пропустили пару дней, я была на свадьбе у друзей в Грузии ", и рассказывает мне, она по национальности грузинка, рассказывает что и как было на этой свадьбе. Я в ответ ей начинаю рассказывать какие у меня за это время достижения были в спортивном зале, она говорит: "хорошо, давайте половину достижений до, половину после". Вот в таком ключе мы тихонечко начинаем, начинаем все процедуры. Так как у меня со временем всегда аврально, я не могу приходить и делать по одному зубу, я делаю по 2, по 3, она говорит: "Выдержите?", я говорю: "Выдержу!", и мы спокойно переходим во все эти процедуры, протоколы, действия и так далее, и так далее, и так далее. Вот, с точки зрения пациента, как говорится, в чем-то я лечу себя сам, но в той части, которая меня может беспокоить как пациента.

31:34 А скажите пожалуйста, Александр, вот к Вам вопрос как к пациенту, да, вот для Вас, как Вы считаете, важно, чтобы врач был хорошим психологом, вот это допустим, то есть разбирался все-таки в людях, которые к нему приходят, и что-то такое улавливал в них, чтобы разбирался в них, чтобы правильно выстроить коммуникацию?

К этому вопросу я вообще готов.

31:58 Ну чтобы подстроиться к пациенту.

Готов, готов, когда ехал к Вам на программу. Андрей меня поймет, наверное, с полуслова, значит, у нас всякий врач может заниматься врачебной практикой, имея действующий сертификат государственного образца, в соответствии с тем заканчивает либо стоматологию, либо лечебное дело, там санэпиды, организацию здравоохранения и так далее и потом происходит вот та самая первичная специализация, раз в пять лет необходимо проходить там 544 часовые сертификационные курсы, сдавать экзамены получать новые сертификаты на 5 лет и продолжать работу. Здесь у нас речь идет не о том, что врач должен быть хорошим психологом и понимать человека, хороших психологов много, здесь вопрос в том, что врач-стоматолог все-таки должен обладать, обладать определенными психотерапевтическими навыками.

33:06 Ну какими вот, поподробнее раскроете.

Сейчас я Вам все расскажу.
Здесь у нас возникает некий конфликт с действующим законодательством, потому что Андрей, например, захотел бы применять подобные способы психотерапевтические в своей практике, успокаивая пациентов, а он стоматолог, он н может пойти и сдать, потому что у него нет первичной специализации.

33:36 Но он же может быть простым человеком во время приема, который просто разбирается в людях?

А вот здесь не нужен просто человек, дело в том, что психотерапевтические методы - это такие безмедикаментозные методы, которые все равно подразумевают определенные воздействия на психику человека. Я считаю, что по тем направлениям медицины, как стоматология, как некоторые виды функциональной диагностики, такие как МРТ, такие как гастроскопия, да даже в обычных анализах, спросите медсестру в инвитро, когда надо уколоть пальчик, либо взять кровь из вены, у них столько случаев, когда люди теряли сознание только потому, что никто не потратил 2-3 минуты на их подготовку. Так вот, ключевой вопрос, ключевой вопрос для меня - это необходимость разрешения на государственном уровне внедрения специальных учебных программ.

34:39 То есть, извините, где-нибудь на цепочке врач-пациент образовательная история, она очень важна.

На цепочке не врач-пациент, а на тех принципах и способах, которые использует врач, допустим , в нашем случае стоматолог либо челюстно-лицевой хирург для тог, чтобы привести пациента в состояние спокойствия. Ведь он, с точки зрения закона, не вправе использовать психотерапевтические методы.

35:08 Это вот очень интересно, что Вы сейчас говорите, мне кажется, это вообще очень важная проблема.

Это важнейшая проблема, я Вам могу сказать, что, допустим, например, когда делается премидикация при тех или иных процедурах, в той же стоматологии, в хирургии, н важно где, есть большое количество пациентов, которые не могут пройти премедикацию, потому что они уже стали тревожны и их необходимо даже для премедикации ввести в какое-то состояние. Я считаю, что им необходимо, необходимо разрешить врачам, в том числе стоматологам проходить определенные курсы, где их будут учить навыкам.

35:48 Коммуникации.

Коммуникации.

35:52 Каким-нибудь медсестрам.

С точки зрения психотерапии, я думаю, что как вариант можно назвать, ну, психология, она же тоже делится на очень много направлений. Есть клиническая психология, это то направление, которое развито у нас в психиатрии, неврология и клиническая психология, так вот, этих способов, которыми пользуются клинические психологи при осуществлении психокоррекции могли бы быть вполне достаточны для стоматологов, чтобы вполне справляться с такими проблемными пациентами.



36:23 Я хочу прокомментировать. Для меня это и есть ключевая информация нашего сегодняшнего эфира, то есть то, что Вы проговорили в данный момент, для меня открывает дополнительную опцию, как для стоматолога и любой другой специалист, как стоматолог, имея в себе некую дополнительную опцию психотерапевта, как раз таки может предрасположить, в хорошем смысле этого слова, пациента к лечению, и, соответственно, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, чтобы не экстремально действовать в плане сознания человеческого, нам необходимо применять психотерапевтические методы, которые позволят человеку адаптироваться перед началом стоматологического лечения. В данный момент времени, учитывая, что Вы затронули юридическую сторону, выход у нас только один, то есть мы можем привлекать психотерапевтов, которые могут выполнить те или иные действия и дать возможность пациенту чувствовать себя гораздо комфортнее. Мне бы очень хотелось, возможно в отдельной передаче, отдельным эфиром, обсудить всю юридическую составляющую, потому, что мы…

37:42 Сегодня коснулись совсем…

37:43 Прекрасно понимаю, насколько это также ценно и важно и, опять таки, резюмируя все Ваши ценные советы, на мой взгляд иллюзия по поводу того, что все здорово и все комфортно, конечно же вещь очень опасная, потому что пациент, приходя в клинику, во-первых он проходит сразу же стандартные формальности, что имеет отношение к юридической стороне, во-вторых, он имеет знакомство с доктором. На этом уровне, кстати то, что Вы проговорили и по поводу тараканов, и по поводу всего, что очень важно. Вы знаете, это называется простой химией, когда люди действительно могут чувствовать себя комфортно друг с другом, поэтому, я Вам очень благодарен за предоставленную конкретную рекомендацию использования психотерапевтических навыков для адаптации пациентов в лечении. Это очень ценно.