Рейтинг стоматологических клиник России

Стоматология

А. Григорьянц:

Программа «Красивая улыбка с доктором Григорьянцем» и я, её ведущий – Андрей Григорьянц. В гостях Владислав Дорофеев – выпускающий редакторов проекта ИД "Коммерсантъ», Юлия Клоуда - руководитель онлайн-журнала Startsmile о стоматологии. Мы бы хотели поговорить сегодня о рейтингах стоматологических клиник, о достоверностях этих рейтингов и объективности.

Владислав, первый вопрос к вам, как к человеку, представляющему средства массовой информации, которые могут дать нам оценку этих механизмов выбора, учитывая, что мы говорим о конкретной индустрии – стоматологии, и насколько у нас есть шанс двигаться в нужном направлении, создавая именно достоверные и эффективные рейтинги стоматологических клиник?

В. Дорофеев:

В этом году мы с Юлией собираемся издавать уже пятый рейтинг стоматологических клиник России. Концептуальное основание рейтингов для меня, в данном случае – стоматологических клиник, простое, но оно не явное. Большая часть стоматологии частная, тем более – качественная стоматология вся частная, что означает, что есть выбор. Человеку необходимо ориентироваться в этом выборе, чтобы принять решение, в какую клинику пойти и оставить довольно много денег, потому что качественные стоматологические услуги дорогие и 100 000 рублей – это средний счет, чтобы что-то сделать. Отсюда идея сделать рейтинг заметных, региональных стоматологических клиник – Москва, Санкт-Петербург, другие крупнейшие города страны.

Все началось с нескольких десятков клиник. Уже в прошлом году было тысяча клиник, которые Юля сумела отрейтинговать. Отвечая на ваш вопрос, я укрепляюсь в мысли, что путь и идея наши правильные. Потому что доктор – это публичная фигура, клиника - публичный общественный институт. Хотят они этого не хотят, мы имеем право, во-первых, написать про них, потому что мы, прежде всего, работаем на читателя, на общество, у нас заказ от общества и это, прежде всего, обязанность журналиста, оправдание работы журналиста. У нас заказ рассказать о работе этого общества, что происходит в обществе и мы хотим, и будем продолжать рассказывать, какие есть клиники, как они работают и какие есть критерии, согласно которым мы располагаем эти клиники в предлагаемых таблицах. О деталях этого проекта и методике я предлагаю рассказать Юлии, так как это огромный труд, на каждый рейтинг уходит год.

 А. Григорьянц:

Вы здорово отметили о том, что существует запрос от общества, я считаю, что он ключевой. Юля, мне бы очень хотелось вас послушать, так как вы являетесь исследовательским инструментом в той теме, о которой мы сегодня говорим, и нам важно услышать, что ваш опыт вам показывает на сегодняшний день.

Ю. Клоуда:

Я начну с того, что, создавать рейтинги – это посыл общества, ему нужно от чего-то отталкиваться, и как СМИ, а Startsmile – это, прежде всего, средство массовой информации. Нам хотелось провести и дать полноценную информацию о платном рынке стоматологических услуг. Когда все начиналось, были десятки клиник, сейчас мы в последний раз делали тысячу, сейчас уже будет 2 тысячи, и количество задействованных людей тоже множество. Это год работы, как минимум 7 человек, которые занимаются только рейтингом, и плюс, еще вспомогательные департаменты, которые помогают техническим обеспечением и другими вопросами.

Расскажу о методологии рейтинга. Для нас самое важное, чтобы люди нашли комплексное решение своих проблем. Мы не берем отдельные кабинеты или отдельного врача, мы считаем, что качественные услуги можно и лучше всего получить в одном месте. Пришел человек, он может сразу пройти и ортодонтическое, если нужно – хирургическое лечение, если нужно – ортопедическое; именно комплексное решение одной команды дает качественный результат. Как доктор, вы со мной согласитесь.

Что дальше происходит? У нас есть более 30-ти критериев, которые помогли составить ведущие специалисты и которые с каждым годом корректируются. Один из критериев – это оборудование, в каждом критерии обрабатывается N-ное количество. С каждым годом добавляются разные новые приспособления, разная новая аппаратура, которая помогает либо диагностировать, либо лечить на новом уровне. Например – сканер, который имеется только в двух клиниках, понятно, что с ним лечение будет другого уровня.

Каждые из 30 критериев каждый год расширяются и работать становится труднее, плюс, помимо всех объективных критериев, которые влияют на лечение, начиная от оборудования и кончая сайтом, так как сайт по законодательству обязана иметь каждая стоматологическая клиника. На сайте должна быть размещена информация в уголке потребителя. Мы на своей практике не встречали еще ни одну клинику, которая бы соответствовала всем правилам, но сайт должен быть априори у клиники, которая участвует в рейтинге. Помимо сайта, если это относиться к детской стоматологии, важно помещение, как относятся к детям, дополнительные услуги, какое помещение, какого метража, какое взаимодействие с детьми. Такие моменты прорабатываются очень жестко. Если это касается Москвы, то клиника, которая участвует в нашем рейтинге, прошла проверку и наши менеджеры лично побывали в ней, как минимум, один раз. Мы знаем точно и достоверно проверяли, что у них да, именно эта аппаратура и эти услуги предоставляются.

Самая проблемная часть рейтинга – доктора. Их огромное количество, они мигрируют из клиники в клинику, на всех сайтах можно видеть одни и те же лица, и, порой, тяжеловато понять, действительно ли в этой клинике представлены все специалисты. Но на это у нас есть свои методы, которые выработаны в течение 5 лет кропотливой работы и с их помощью мы уже знаем, как исключить сильные промахи. У нас все четко отлажено и каждая клиника известна. Хочется отметить сетевые клиники, к ним особые критерии: должно быть не менее 3 клиник в Москве и Санкт-Петербурге и не менее 2-х клиник в регионе. Понятно, что масштаб Москвы и Питера несоизмеримы с регионами. У нас есть отдельно клиники младшее 3-х лет. Понятно, если ты новичок, была идея донести, что ты открыл, у тебя всё замечательно и много обещаешь, у тебя много оборудования, но на самом деле результат твоей работы, закроешься ты или нет, будет виден после 3-х лет. Но основной рейтинг – это взрослые клиники, отдельный рейтинг - детская стоматология, про которую я рассказала.

 А. Григорьянц:

Позвольте мне прокомментировать, вы дали важную информацию – то, что называется методология; мне хочется резюмировать, еще раз проговорить. Нам всем важно, насколько конкретно происходит выбор, потому что запрос происходит от общества, общество хочет понимать, в какую клинику пойти, исходя из результатов рейтинга. Человек может принять решение: здесь пять баллов, значит, я иду сюда. Далее, он выбирает для себя некий критерий стоимости. Я сейчас пытаюсь говорить очень примитивно и просто, языком потребителя, потому что, если я встаю на место потребителя, а не доктора, у меня происходят совершенно другие запросы и другая оценка. Есть конкретные критерии и я их услышал – это здорово; существуют конкретные критерии, которые являются для вас причиной, почему критерий выше или ниже. Вы действительно занимаетесь исследованием критериев, о которых вы проговорили. Исследуя клинику, вы четко убеждаетесь, что за оборудование, какие услуги может предоставить то или иное учреждение.

На мой взгляд, это и есть та конкретика, которую можно вынести напоказ, что это не та система рейтингов, как это принято считать, исходя из стереотипов шоу-бизнеса, опасения, что сегодня все можно купить и оплатить некий для себя портрет или рамку, какую-то цифру, какую-то оценку. В данном случае очень важно иметь такую систему рейтинга, какую вы создаете. Важно иметь свод критериев, который жестко отслеживается. У вас есть инструменты, чтобы провести исследовательскую работу, сказать: в этой клинике есть три вида услуг, два вида оборудования, четыре врача. В соответствии с неким, в хорошем смысле, шаблоном, мы понимаем, что данная клиника не может обладать высоким рейтингом или наоборот, она обладает достаточно высоким рейтингом относительно того, что сегодня представлено на рынке индустрии.

Мне бы хотелось, чтобы пациент получил полезную информацию от нас и, используя механизм, который вы предлагаете для людей, прекрасно понимал, что под этим механизмом лежит высокая работа, а не тот скептицизм и та степень недоверия, на чем это раньше было основано. На самом деле, существуют доказательства, Владислав, того, что вы над этим работаете. Предоставляя людям оценку и освещая в значимых средствах массовой информации? Вам не то, что не стыдно, но вы можете быть гордым за то, что данный рейтинг показывает о наличии или отсутствии в той или иной клинике необходимых опций?

 В. Дорофеев:

Есть смысл дать ремарку. «Коммерсантъ» был законодателем рейтингов в стране вообще. 20 лет назад у нас появился банковский, с тех пор их было много, но банковский живет, это значит запрос живет. Запрос со стороны компаний, со стороны рынка. Нефтяной рейтинг был, металлургический, юридический, консалтинговый, аудит, оценщики. Всё, что можно рейтинговать, мы старались рейтинговать. Это не значит, что они были совершенны, но это была точка отсчета. Всегда главное условие, которое соблюдалось в «Коммерсанте», мы ничего не продаем, никакие места невозможно купить, потому что не продаются. Опыт показывает, что у рейтинга самый объективный «привкус» из всех материалов, который мы публикуем. Поэтому важно правильную методику составить, но сделать ее абсолютно открытой. У нас есть рейтинг регионов, рейтинг крупнейшей компании страны, есть банковский рейтинг «Чемпион», есть рейтинг второй по продолжительности, который делается в «Коммерсанте», Топ-1000 ведущих менеджеров страны, делается уже 17 лет. Когда у нас с Юлией появилась идея сделать рейтинг стоматологических клиник, для меня это было совершенно естественным, и, естественно, что именно «Коммерсантъ» предоставил площадку. Мы были первыми, и мы до сих пор остаемся первыми и единственными, у нас есть планы и мы сегодня о них расскажем. Ответил на ваш вопрос?

А. Григорьянц:

Абсолютно. Мне бы хотелось, чтобы такая конкретная информация звучала в нашем эфире. Людям необходимо понимать, с чем они имеют дело и что за инструмент они используют. Степень доверия для меня всегда очень важна.

Юлия, я думаю, что мы можем дать еще более конкретную информацию сейчас следующего характера. Учитывая, что мы говорим о стоматологии, это лечение, связанное с эмоциями; что человек переживает в процессе нахождения в стоматологической клинике, перед тем как он принимает решение идти в ту или иную клинику – мы всё прекрасно понимаем. Хочется обратить свой взор на пациента, на потребителя. Не забывая о наших рейтингах, наших статистических данных, мне хотелось бы помнить, что человек задает себе вопрос: больно мне или нет, дорого это или приемлемо, насколько надежно то, что я получу? В любом случае, это сфера обслуживания.

Скажи мне, пожалуйста, исходя из каких запросов делается выбор, что чаще всего интересует человека, какой вопрос задает пациент? У вас самая объективная статистика, на вашем портале модерируется эта информация, вы ее отслеживаете. Что является запросом, на основании которого это родилось и мощно продвигается? Мне нужны самые примитивные, они нужны не только мне, а интересны обществу. Откуда берется глобализация данного направления, данной индустрии, исходя из самых простых, базовых запросов?

 Ю. Клоуда:

Наш журнал существует с 2010 года, и у нас висит неизменно один и тот же вопрос, не меняющийся на протяжении 7 лет. Он спрашивает: «На чем вы основываетесь, когда обращаетесь в ту или иную клинику?». Даются варианты ответа. Первое: я отталкиваюсь от стоимости; качество услуг; рекомендации знакомых и пр.; 4 варианта ответа. В то время, когда мы составляли наши вопросы, мы понимали, что это 4 основные вопроса, которые интересуют людей. Первое, что людей интересует, 70% людей, а к нам заходит порядка 5-6 млн ежегодно, они отвечают - качество, на втором месте – стоимость. Качество и стоимость, вот что людям нужно; соотношение оптимальное. Я плачу деньги, я хочу получить качественный результат своего лечения. Миф о том, что люди готовы идти на риски и заплатить меньше - нет, в какую бы они не обращались клинику, для них все равно априори, что должно быть качественное лечение.

Исходя из этого мы создавали методологию и дальнейшее исследования. Вопрос, как мы это делаем. Проходит многоступенчатая проверка клиники, со всех сторон. Есть определенная анкета, которую надо заполнять. В ней имеются вопросы, начиная с оборудования, заканчивая врачами, их опытом, их регалиями, а также, как мы говорили, набором услуг, оборудованием. Помимо анкеты и личного визита всегда идет и модераторская правка; после этого мы всегда звоним и проверяем, мы запрашиваем документы. Если нужно, то обязательно выезжаем повторно в клинику, если информация на сайте не обновляется, мы под предлогом тайного пациента проверяем ее.

Важный момент: когда люди запрашивают клинику, им кажется, что, вроде, есть рейтинг, объективный критерий, но цена для них – важный момент, им самим приходится разбираться, заходя на сайт, просматривая прайслисты. Мы даем общую информацию, куда можно обратиться спокойно и быть уверенными в качестве.

Людей больше всего интересует качество и стоимость услуг, их оптимальное соотношение

А. Григорьянц:

Мне бы хотелось, чтобы мы обсудили более подробно ту тему, о которой вы говорили. Таким образом мы еще больше ответим на вопросы достоверности рейтинга, на который вы тратите свои знания и силы. Что усиливает достоверность рейтинга, над которым вы работаете.

Ю. Клоуда:

Хотелось бы поделиться интересным исследованием нашего рынка. Раньше люди как делали? Стоматология, отзывы, то в дальнейшем тенденция отзывов снижается, так как отзывы можно купить; не все, но я поделюсь такой информацией: в зависимости от площадки в среднем от 250 до 1000 рублей стоит написать один отзыв. Например, в городах-миллионниках, первая - Москва, где уже меньше доверяют отзывам. Поэтому, с того момента, как мы стали делать рейтинг не на личном отзыве, не на личном мнении пациента или врача, люди стали запрашивать рейтинги стоматологических клиник. Начиналось с 300, сейчас около 5000 человек ежемесячно запрашивают конкретно рейтинги стоматологии. Не отзывы о стоматологии, не рекомендации, потому что все субъективно, когда кто-то рекомендует или оставляет отзыв, потому что кому-то понравится один доктор, кому-то другой, а я могу порекомендовать их двоих. Каждый должен делать выбор осознанно, исходя из списка проверенных клиник. Далее вы можете посмотреть открытую информацию о врачах, сделать выбор территориально, сходить на прием, выбрать врача и выбирать, что вам нравится, по своим ощущениям.

 А. Григорьянц:

Юлия, я вас поддерживаю в том, что вы прекратили рекомендовать клинику, хотя, может быть, и не должен быть в этом заинтересован, как руководитель центра, как клиницист.

Хочу обратиться к Владиславу и обсудить интересный момент, который имеет отношение к нашей жизни и очень простым взаимодействиям людей, к чему мы все привыкли. Система рейтинга и то, над чем вы работаете, сам по себе рейтинг стоматологических клиник является очень хорошей конкуренцией и более достоверным инструментом чем то, что мы называем «сарафанным радио». Мы все привыкли к тому, что мы можем позвонить другу и спросить: «Куда ты ходишь? Кто тебя лечит?» Друг дает свои рекомендации. На мой взгляд, рекомендации людей друг другу о том, что тебе необходимо посетить именно эту клинику или именно этого доктора, очень субъективны. Мне бы хотелось, чтобы у человека был дополнительный инструмент в руках, который бы позволял ему полагаться не только на человека, которому он задал вопрос, так как люди обладают разной степенью объективности. Кто-то, действительно, настолько детальная личность, что способен провести исследование, насколько данная клиника или данный доктор соответствует тому, что может предоставить стоматология на сегодняшний день.

Хочу задать вам вопрос, Владислав: насколько я правильно мыслю, что средства массовой информации уже много лет дают людям совершенно разную информацию и могут даже представлять им некие проплаченные рекламные страницы? По сути, насколько рейтинг способен потеснить то, что мы привыкли использовать как некий, очень примитивный механизм в выборе, в данном случае – стоматологические клиники?

В. Дорофеев:

Сарафанное радио есть и будет, должно быть, потому что капитал любой клиники, больницы, в данном случае мы говорим о стоматологической клинике – это постоянный пациент, который из года в год приходит туда и это позволяет планировать бюджеты. Чем больше постоянных клиентов, тем устойчивей клиника. Постоянные клиенты – это источник «сарафанного радио». С ним бороться не нужно. Но есть очень много людей, которые должны воспользоваться рыночной ситуацией и найти правильный продукт, правильную оптимальную услугу. Для этих людей и делаются рейтинги. Одновременно это и развитие конкуренции.

Любой рейтинг - это свидетельство конкурентной среды. Юлия, коллеги которой непосредственно работают «в поле», общаясь с владельцами и представителями, натыкались на разную неконструктивную критику и реакцию, потому что встраивание любой клиники в таблицу, в рейтинг, обозначает некую фиксацию. Кто бы что не думал о себе, мы говорим: «Смотри, объективно, с нашей точки зрения, нравится тебе или нет, твое место здесь». Допустим, третье – а кто-то считает себя первым; допустим, десятое – а кто-то считает себя третьим. Нет идеального рейтинга, но это всегда точка отсчета. Критерии мы всегда открываем, мы их прописываем, публикуем, они позволяют, во-первых, развивать конкурентную среду, потому что все в одинаковых условиях по критериям, и лучшая клиника – и та, что на сотом месте в топ-100 лучших клиник страны. Но, кто-то стал сотым, а на следующий год будет первым, это и есть конкуренция.

Объективный рейтинг обозначает некую фиксацию, показывает истинный статус клиники

А. Григорьянц:

На основании той информации, которую вы сейчас предоставили, у меня возник, как у клинициста и руководителя, вопрос: насколько рейтинг способен предоставить информацию потребителю о том, что такое среднестатистическая стоимость некой манипуляции? Объясню, для чего я задаю такой вопрос.

Для меня сегодня все очень объективно, потому что я инсайдер индустрии; ежедневно занимаюсь, помимо администрирования, клинической практикой и знаю, из чего состоят те или иные материалы. На сегодняшний день есть слово «биосовместимость», понятное слово «надежность». Я думаю, что даже два данных слова способны дать человеку ответ, на вопрос номер два, а иногда и номер один: кому что важнее? Исходя из интереса к стоимости стоматологических услуг, выработанная и сформулированная система рейтинга может действительно давать человеку некие рамки стоимости. Сегодня в соответствии со стандартами, конструкция, исходя из существующей стоимости даже неодушевленных предметов, неких материалов, не может стоить меньше, не говоря о том, какой существует максимум. Существует некий состав, допустим, если мы хотим поставить коронку или имплант, существующие технологии всем открыты и понятны, никто не делает из них тайны, мы прекрасно понимаем, какова их стоимость.

Исходя из этого у меня часто, как у клинициста, возникает вопрос: на каком основании некоторые услуги стоят настолько мало и так низки в стоимости, что непонятно, каким образом можно производить подобные вещи и откуда берутся данные материалы? Я говорю о тех моментах, которые интересуют людей. Потребитель, приходя в стоматологическую клинику, переживает за то, что ему будет сделано, насколько надежно и безопасно для его организма. Мне очень легко ответить на эти вопросы, я могу разложить любую конструкцию, из чего она состоит. Насколько данная тема может быть неким элементом, или неким критерием оценки для рейтинга? И далее – как информация, полезная пациенту и потребителю, который использует эту систему рейтинга для выбора стоматологической клиники? Потому что цена, на мой взгляд – самая мутная и самая сложная тема для восприятия и осознания человека.

Ю. Клоуда:

Все верно, стоимость у нас на портале указана больше чем на 54 услуги, по-моему, в 30 городах, где мы берем среднюю стоимость в «экономе», среднюю в «бизнес», и среднюю в «премиум» на 54 услуги. Что касается рейтинга, то я думаю, что такая работа затянулась бы на долго, это задача трудоемкая и я не знаю, как её можно встроить в рейтинг. Потому что вопрос цены. Правительством не сказано, какая должна быть наценка, мы повлиять на нее не можем. Мы можем повлиять на качество предоставляемых услуг, сказать: вы знаете, чтобы вы считались достойной стоматологией, у вас должно быть не менее трех кабинетов, вы должны иметь вот такой набор минимального оборудования, у вас должны быть специалисты с таким-то опытом, по таким-то профессиям и еще другие критерии. Но влиять на стоимость мы не можем, как в магазине. У нас наценки намного больше, чем в других странах, и никак не регулируются. Поэтому, вы абсолютно правы, цена – один из самых запрашиваемых запросов. Что бы мы не взяли: стоматология, салон красоты, детскую коляску, самые запрашиваемые: «качественно и недорого»; самое ключевое слово – «качественно».

А. Григорьянц:

Вы правильно затронули законодательную систему. Общество должно знать и слышать о том, что, не предоставляя некие жесткие рамки стоимости, мы связаны некой неотработкой стандартов, которые, в принципе, не регламентируются, не вводятся директивно. Соответственно, работать над этим – это колоссальный труд и огромное количество потраченного времени.

В. Дорофеев:

Как таковой, рейтинг тоже появился не случайно, не только потому, что встретились два человека, появилась площадка, соответствующие ресурсы. Он стал признаком некоторого нового качества рынка стоматологических услуг в России. Не все слушатели знают, что российская стоматология – одна из лучших в мире, особенно, что касается услуг «премиум». Российская стоматология сегодня может всё. Нет смысла сегодня ездить за границу, можно все сделать в России, вы можете это подтвердить, как доктор. Это означает, что российский рынок стоматологических услуг вышел на определенный уровень развития и у него должны быть признаки цивилизованного рынка. Появление рейтинга – это признак нового качества рынка стоматологических услуг, он выводит его из тени, из кумовства, из подворотен, из «сам с собой договорился и со своими приятелями определили цены». Нет, довольно! Вы предлагаете то, что нуждается в более объективной оценке, в более объективном свидетельстве вашего состояния, состояния рынка стоматологических услуг. Главная цель – дать информацию максимально объективную; не идеально, но максимально объективную для потребителя, для пациента. Но, одновременно этот рейтинг и гамбургский счет: неудобно завышать цену, потому что ты знаешь, сколько делают твои конкуренты, за какую цену они предлагают свои услуги. Рейтинг – это прорыв, я так считаю.

Российская стоматология – одна из лучших в мире, особенно в услугах класса «премиум»

А. Григорьянц:

Вы абсолютно правы! Это точное резюме всей информации, которую нам удалось сегодня выдать. Мне бы хотелось еще раз все прокомментировать, потому что я это полностью поддерживаю, объективно, смотря на всю индустрию, поддерживаю ваше мнение о том, что сегодня Россия является одной из лучших в предоставлении стоматологических услуг. Действительно, сегодня стоматология в России может показать тот международный стандарт, который всеми признан. Да, действительно, я знаю это изнутри и мне важно предоставить человеку ту конструкцию, ту манипуляцию, которую могут проверить, изучить любые специалисты, не ограничиваясь нашим государством. Именно такой вид объективности и информации очень полезен. Если в системе рейтинга люди, которые над этим работают, придерживаются именно таких взглядов, тогда мы можем очень легко доказывать, что он достоверен и объективен.

В России существуют все технологии, которые производятся в мире. Мы способны, и я очень рад этому, покупать все эти технологии и использовать их для наших пациентов. Пациенты имеют возможность платить за то, что на сегодня является безопасным и надежным. На этом основании рейтинг, как второй момент – это прорыв и именно то, о чем я хотел спросить: как уйти от старой системы ценности и выбора той или иной стоматологической клиники? Вы правильно отметили, что надо уходить от «кумовства», использовать более достоверные системы. В данном случае купить столь живой механизм крайне сложно, даже невозможно, иначе становится не интересно с точки зрения вовлеченности в деятельность этих процессов. Мне крайне приятно слышать от вас, от исследователей и людей, которые не являются докторами, о том, что стоматология в России входит в число стран, которые предоставляют лучший уровень стоматологических услуг.

Скажите, какое количество клиник сегодня участвует в рейтинге?

 Ю. Клоуда:

Обрабатываем более тысячи.

А. Григорьянц:

Учитывая, что это большое количество и вы действительно исследуете все эти клиники, как вам удалось прийти на своем собственном опыте к тому, что в России сегодня очень высокий уровень предоставляемых стоматологических услуг? Мне это важно, исходя из того, что люди принимают решение - уезжать за границу или нет. Вы затронули важную тему, но по сей день большое количество людей слушают и не верят. Хотя, мы способны это показать и способны это доказать, и для этого существует всё, что необходимо. В России существует такое количество оборудования, которым не может похвастаться большое количество государств на нашей планете. Мы это ежедневно используем, но, к сожалению, не везде, не на каждом шагу, но услугу на уровне международных стандартов получить сегодня в России можно, и я уверен, что не в одной клинике. На ваш взгляд, в количестве насколько это удовлетворяет потребность? Действительно ли клиник достаточно для обеспечения международного стандарта и людям не стоит никуда уезжать и получать в России услуги?

Ю. Клоуда:

Я думаю, что не стоит никуда уезжать и получать услуги. Во- первых, у врачей есть колоссальный опыт, а опыт, помимо оборудования, это драгоценность нашей врачей. Не имея опыта, имея оборудование, хорошее помещение, без рук, без навыка ничего не произойдет. Когда мы проводим исследования, мы обнаруживаем врачей с большим опытом, если касаться имплантаций, которая не так давно пришла в Россию; у некоторых за плечами тысячи прооперированных с большим успехом. Второе – это оборудование. Как вы правильно заметили, никто не может похвастаться. Каждый раз, имея результаты рейтинга, мы удивляемся и начинаем перепроверять. На первые строчки выходят клиники из Екатеринбурга, из Самары, когда мы их перепроверяем, то мы обнаруживаем, что у них оборудование не хуже, чем в Москве: и сканеры, и диагностика, и бинокуляры, и абсолютно всё, ни к чему не придерешься. Это подтверждено и документально, и на видео, и в прайслисте услуги. Поэтому не видим смысла; всё, что нужно, можно найти в Москве и даже в регионах.

В. Дорофеев:

Когда мы начали делать рейтинг, я уже был убежден, что российская стоматология одна из лучших в мире. Уже лет 5 назад я уже знал из материалов, которые мы обрабатывали, из общения с владельцами и докторами. Рынок глобален и един. Когда мы стали делать рейтинги, мы лишний раз убедились в том, что рынок глобален и един. Технологии все известны, оборудование все известно, наши доктора побывали и проучились у всех ведущих специалистов мира, они выступают на всех ведущих стоматологических площадках мира, их принимают на «ура». Они уже не приготовишки, рынок стоматологических услуг России прошел стадию ученичества и перед ним уже другие новые задачи. Нужно уже придумывать и продуцировать новые технологии – это уже следующий этап. Но, без выхода рынка на определенный уровень это было бы невозможно. Мало того, что мы стали на сегодняшний день по качеству услуг уже лучшими в мире – придет время, когда мы будем законодателями! Вот это следующий этап развития стоматологического рынка в России.

А. Григорьянц:

От лица докторов я скажу, что мы готовы над этим работать. Хочу поблагодарить вас за столь содержательную беседу. Из нашего эфира нужно вынести два важных момента: не нужно никуда ездить для того, чтобы вылечить зубы. В России на сегодняшний день очень высокий уровень стоматологических услуг, один из лучших в мире. И второе, что рейтинговая система позволить облегчить выбор, учитывая, что рейтинг абсолютно достоверен. Спасибо.