Сезон открыт! Как подготовить глаза к лету?

Офтальмология

О. Голубцова:

Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире канал «Медиадоктор», программа «Взгляд в доктора Куренкова». Я Олеся Голубцова, Вячеслав Куренков.

В. Куренков:

Добрый день.

О. Голубцова:

Ксения Чиненова.

К. Чиненова:

Здравствуйте. 
О. Голубцова:

Сегодня в честь хорошей погоды мы решили поговорить о здоровье глаз, как подготовиться к отпуску, как себя вести. Поговорим о вреде солнечного излучения для глаз, как правильно выбрать солнцезащитные очки. Можно ли проводить плановые операции летом.

Неужели требуется специальная подготовка к тёплому времени года?
В. Куренков:

Это связано с тем, что люди начинают выезжать на дачу, активно заниматься спортом, собирать грибы, ягоды, ходить в лес, натыкаться на ветки, получать травмы, строить активно на даче, возводить стены, красить заборы, всё это летит в глаза. Люди получают травмы, химические ожоги. Ксения Владимировна расскажет об очках, зачем они нужны.
К. Чиненова:

Мы должны понимать, что ультрафиолет категорически вреден для наших глаз. Ультрафиолет есть всегда. Многие бассейны,  водоёмы природные и асфальт дают некоторое излучение и в ночное время. Ультрафиолет очень вреден не только для глаз, но и для всего организма, для кожи, это не секрет. Но глаз очень восприимчив. И у нас есть природная самозащита от него, наши оптические линзы, роговица. Хрусталик поглощает ультрафиолет и защищает нашу сенсорную сетчатку, нашу основную ткань, который мы видим, от своего вредоносного действия. Поэтому ультрафиолет категорически опасен для глаз. В связи с тем, что атмосфера на Земле очень сильно меняется, озоновый слой разрушается, и какой-то процент ультрафиолета достигает на нас.

Ультрафиолет вреден для глаз, поэтому нужно пользоваться солнцезащитными очками.

О. Голубцова:

Солнцезащитные очки нужно носить и в пасмурную погоду, и зимой?

К. Чиненова:

В детском возрасте глаз может вполне свободно пропускать ультрафиолет до сетчатки, около 70% он может поглощать, это достаточно большой процент токсичности ультрафиолета. К 30 годам всего 10 % ультрафиолета может проходить к глазу. Поэтому с годами у нас идёт большая блокировка ультрафиолета.

О. Голубцова:

В 90 лет можно без очков уже загорать.  
К. Чиненова:

Более того, существует доказанная теория о том, почему развивается катаракта у всех без исключения. Идёт способ самозащиты, природный механизм. Помутнение хрусталика дополнительно блокирует ультрафиолет и защищает сетчатку от вредоносного фактора. Нужно понимать, что тёмные очки и солнцезащитные очки – это очень разные вещи. Многие думают, что чем темнее, тем лучше, это совсем не так. Выбор должен пасть на очки, на которых написаны заветные слова ультрафиолетовая протекция или UV 400, например. 
О. Голубцова:

Какое должно быть в идеале?

В. Куренков:

UV 400 в среднем, это защита от ультрафиолета, которая необходима для глаз. Тогда глаз будет более адаптивно себя чувствовать и меньше подвергаться вредному воздействию солнечных лучей. В глазу две линзы, роговица и хрусталик поглощают ультрафиолет и не допускают его к нашей нервной ткани, сетчатке. Радужка является преградой для солнечного излучения и дозирует его таким путём, что она служит диафрагмой. На свету зрачок становится узким. Раньше хрусталики, которые использовали при операциях, были без ультрафиолетовой защиты. Врачи отметили, что если хрусталик искусственный, без ультрафиолетовой защиты, то собственной защитной системы нет, такой глаз повреждается, и возникает центральная дистрофия сетчатки. Поэтому сейчас все хрусталики оснащены ультрафиолетовой защитой, и это лишний раз говорит о том, что хрусталик несёт защитную функцию, не только оптическую.

Если человек сидит дома, он может не носить очки, но если он постоянно находится в агрессивной солнечной среде, лучше использовать солнцезащитные очки. Это поможет глазу сохранить его функции.

Выбор должен пасть на солнцезащитные очки с ультрафиолетовой протекцией или UV 400.

О. Голубцова:

Онкологические заболевания глаза зависят от ультрафиолета?

К. Чиненова:

Люди часто путают инфракрасное и тепловое обучение. Ультрафиолетовое не очень сжигает и не греет. Именно ультрафиолетовые лучи, попадая на предрасположенные ткани к возникновению онкоклеток, очень сильно меняют структуру белков. Если есть предрасположенность к этому, родинки, невусы на радужке, любые пигментные пятна, их нужно дополнительно прятать от ультрафиолета и даже в зимнее время.
О. Голубцова:

Правда, что чем больше очки, тем лучше они защищают?

К. Чиненова:

Веки тоже нужно беречь, естественно. Конечно, мы закрываем глаза, блокируем ультрафиолет, это тоже дополнительная самозащита глаза. Но нам всем известно, что ультрафиолет старит кожу намного раньше, чем по природе своей придумано. Поэтому закрывать веки тоже стоит.

О. Голубцова:

Если загораешь с закрытыми глазами нужно надевать очки?
В. Куренков:

10:59

аинальнымтосли погрузитссаОбязательно, кто ходит в солярии вспомнит, что на глаза кладут непрозрачный кусок пластика, не просто так не дают очки. Там достаточно агрессивное ультрафиолетовое воздействие. Даже солнцезащитные очки в таких условиях не всегда могут полностью защитить. Поэтому используется плотный пластик. Он не пропускает света, не пропускает ультрафиолет. 
К. Чиненова:

Конечно, это мощнейший заряд ультрафиолета, искусственный солярий.

О. Голубцова:

Чем темнее очки, тем лучше?

В. Куренков:

Тёмные и светлые очки в одинаковой степени задерживают ультрафиолет. Есть очки-полумаска, которые слегка затемнены, их можно носить зимой, когда нет агрессивного света, они не мешают зрению. Человек для себя должен выбрать степень затемнения. 
К. Чиненова:

Более того, многие люди носят очки постоянно с коррекцией, многие делают себе стёкла с затемнением постоянно. У меня есть пациент, который с молодости носит очки постоянно с затемнением. Они по типу фотохрома, без них ему очень ярко. Его сетчатка настолько привыкла к состоянию затемнения, это не плохо, по факту пациент просто привык, для глаза это больше здоровья. 
В. Куренков:

Интенсивность солнечного излучения – количество люкс на 1 см² – и ультрафиолет: это две большие разницы. Нам комфортны приглушённые световые тона. Когда мы входим в яркое помещение, особенно из темноты, мы жмуримся, нам не комфортно, у нас режет глаза. Чтобы себя комфортно чувствовать по зрению, то количество затемнения 20, 30, 50 % влияют на собственное ощущение. А ультрафиолетовая защита не ощущается никак. В чём и опасность. Если купить солнцезащитные очки, которые лишены ультрафиолетовой защиты, то диафрагма и радужка будут открыты, туда устремится огромный поток ультрафиолета, который точно повредит центральную зону.

Все знают о таких явлениях, как солнечное затмение. После таких затмений на приём к офтальмологу стекается куча народа, которые наблюдали за этим явлением. Все готовят, берут плёнку, бутылочные стёкла, коптят его неправильно, оно должно чёрное и не пропускать вообще света. Но у нас люди думают, что если чуть закоптить стекло, то всё нормально будет.

О. Голубцова:

Но это не срабатывает, и люди получают уже повреждения центральной зоны сетчатки. Это как называется?

К. Чиненова:

Ожог, получается фоторетинопатия. Выглядит это как отёк.

В. Куренков:

Происходит отёк, снижение зрения. У человека было 100 %, а ему вернулось 50. Эти 50 % он потерял за счёт этого явления, когда неправильно за ним наблюдал. Поэтому когда объявляют о солнечных затмениях, очень часто меня приглашают или берут интервью. Как не повредить глаз, потому что люди все равно будут наблюдать за этим явлением.

О. Голубцова:

Есть специальные приспособления, чтобы безопасно наблюдать?
В. Куренков:

Конечно, но никто не пойдёт в магазин специализированный, астрономический. Можно пойти в магазин и купить сварочную маску, это единственный бытовой прибор, через который можно наблюдать за солнечным затмением. 
О. Голубцова:

Сейчас стало модным капать увлажняющие капли, здоровому глазу они нужны?
В. Куренков:

Нет не нужны. Дело в том, что глаз – это сложная система, обыденный человек об этом не догадывается. Веки оснащены тысячами желёз, которые постоянно секретируют секрет, увлажняют глаза. Слёзная железа не работает для смачивания глаза. Глаз – это сенсорная система, есть период высыхания, разрыва слёзной плёнки. Это говорит о количестве миганий, которые должен совершить человек, чтобы была константа увлажнения глаза. Если мы будем лить туда воду или капли, то собственная система воспримет это как чрезмерную выработку секрета и будет блокировать собственные железы. Это может сбить саморегуляцию глаза. Это очень часто происходит у тех людей, кто носит контактные линзы. Когда человек надевает на роговицу контактную линзу, он блокирует высыхание, как в природе и положено. Глаз постоянно ощущает, что у него полно слезы, это ещё одна из причин развития синдрома сухого глаза. Из-за того, что линзы содержат 75-80 % воды, глаз это воспринимает как достаточную слезу и собственную слезу начинает блокировать.

Увлажняющие капли не нужны здоровому глазу.

К. Чиненова:

Не надо капать капли, которые сужают сосуды, их сейчас огромный спектр, добавляют витамины, всё красиво звучит. Пациенты капают под прикрытием того, что это витамины, это полезно для глаз. Ничего полезного там нет. Постоянное сужение собственных сосудов дополнительно высушивает поверхность глаза и требует ещё большего закапывания. Пациент вынужден их капать постоянно, мы пытаемся отменять, пациенту ещё хуже, он возвращается к каплям, получается порочный круг.

О. Голубцова:

Есть такое понятие в офтальмологии, как сезонные болезни?
К. Чиненова:

Как в любой отрасли медицины, конечно. В основном, конъюнктивиты, сезонные воспаления переднего отрезка глаза, это наиболее частая проблема. Глаза, бронхи, все реагирует на аллергены. Их огромное количество в весенний и в летний период. В основном это цветение, все зависит от того, что и когда цветёт, мы получаем обострение весенних поллинозов и летних сезонных конъюнктивитов и кератоконъюнктивитов.

О. Голубцова:

На что обратить внимание, когда пора бежать к врачу?

К. Чиненова:

Чешется глаз, краснеет глаз, слезится глаз.

О. Голубцова:

Можно самому занести конъюнктивит?

К. Чиненова:

Конечно. Более, того конъюнктивит можно получить, опять же, возвращаемся к аллергии, не тря глаз. Любая пыльца, любой аллерген, домашнее животное, это относится к аллергии.

Грамотные пациенты, зная, когда у них должно начаться обострение, заблаговременно приходят. За месяц капаем, готовим глазки к встрече с любимым аллергеном, если его невозможно исключить. 
О. Голубцова:

Бассейн или морская вода: какая защита требуется глазу? 
В. Куренков:

В морской воде меньше возможность повредить глаз, потому что она очень близка по составу к слезе. Чёрное море не такое солёное, не щиплет. Поэтому морская вода даже полезна для глаза, хорошо может промыть, обогатить его минеральным составом.

Когда я на море погружаюсь в воду, то открываю обязательно глаза, потому что это полезно. Потому что нам в глаз летит всё, что угодно, мы промываем глаза перед операцией. Это BSS, она тоже солёная, как морская вода, натрий хлор содержится там в достаточном количестве, поэтому очень похожа по составу. Морская вода похожа на состав крови, по Ph. Даже некоторые учёные пытались восполнять кровопотерю морской водой. Это достаточно полезно. Что не скажешь о пресной воде, мы её пьём, но в ней содержится и живёт масса микроорганизмов.

О. Голубцова:

И даже в бассейне, который хлорируют?

В. Куренков:

Если нормально хлорируют, там никто не выживает, в том числе глаза. Если это реки, пруды, где не проточная вода, где есть рядом пастбища, там может быть колоссальное количество недружелюбных микроорганизмов. Были случаи, что человек покупался в реке, и обратившись к офтальмологу при отвороте века, там находят глистов. 
О. Голубцова:

Хлорка, которую используют в бассейне, насколько вредна глазам?

В. Куренков:

Хлорку используют везде, ещё есть обработка газом и так далее. Есть кератит, который возникает там, где есть циркуляция не обновлённой воды, это джакузи. Сейчас люди ездят по всему миру, на обычно стоят джакузи, люди наслаждаются. В таких джакузи ни в коем случае нельзя лежать в контактных линзах. Подпадает возбудитель под линзу, для него там оптимальная среда для жизни и размножения, и он вызывает акантамебный кератит. Который не только повреждает роговицу, это может закончится помутнением, бельмом, повредить хрусталик, потому что воспаление перекидывается дальше. Это может закончиться операцией.
О. Голубцова:

Это из-за недостаточного хлорирования?
В. Куренков:

Естественно, это из-за недостаточной обработки воды, потому что она должна совершать кратный обмен, который безопасен по уровню насыщенности.

О. Голубцова:

А если бассейн в спортклубе хлорируют, очищают, там нужно в очках плавать или нет?
В. Куренков:

Лучше использовать очки, чтобы туда меньше попало воды. У того, кто не использует, глаза просто горят алым пламенем после того, как они покупаются.

В плавательных бассейнах лучше использовать специальные очки для плавания.

О. Голубцова:

Если у человека есть глаукома, можно погружаться с аквалангом? Это изменение давления плохо влияет на глаза?
В. Куренков:

Внутриглазное давление поднимается и не чувствуется пациентом. В глазу меньшее количество нервных окончаний, чем на теле. Но оно поднимается не настолько атмосфер в глазу, нежели когда мы опускаемся вниз на глубину, хотя бы на 10 м. Это очень сильное давление на перепонки, человек может его ощутить, даже если погрузится на 5 м. Если это кратковременно, страшного ничего не будет. Но этим профессиональным спорт таким людям заниматься нельзя. 
О. Голубцова:

Собираясь в отпуск, какие стоит захватить средства первой помощи для глаз?

В. Куренков:

Прежде всего, первая помощь, если попало что-то в глаз, это нужно промыть под проточной водой. Если есть кран, то его нужно просто открыть, и 5 минут промывать открытый глаз под водой. Если нет крана, можно набрать в миску, чтобы туда можно было одной стороной погрузить глаз и активно поморгать. Но это не исключает визита к доктору. После этого промывания нужно незамедлительно обратиться к врачу. Поэтому если человек что-то строил, мастерил и забыл надеть защитные очки, и у него попала туда стружка, окалина, не надо тереть, надо промыть глаз и пойти к врачу. Потому что массу случаев мы отмечали, когда человек приходит после травмы спустя неделю, это не всегда заканчивается так, как хотелось бы. Даже если это вы за городом, лучше потратить 2 часа, чем тратить недели или месяцы на излечение. Кроме того, вы можете взять с собой капли, простейший антибиотик, левомицетин сульфаниламид. Должен быть достаточный набор, чтобы купировать головную боль, принять антибиотик, если началась ангина или кишечная инфекция.

О. Голубцова:

А какие глазные капли?

К. Чиненова:

Это должен быть антибиотик широкого спектра. Всё-таки стараться посещать страны или отели, где есть врач. Если пациент уже имеет заболевания, был иридоциклит или воспаление в прошлом, такие пациенты звонят своему лечащему доктору, спрашивают, что с собой взять. Очень часто из других стран нам звонят пациенты, что делать, у нас такого препарата нет. Мы пытаемся найти аналоги в аптеках местных стран. 
В. Куренков:

Выезжающий за границу человек имеет страховку. Когда пациенты звонят, мы им рекомендуем достать страховой полис и позвонить по телефону в центральный офис в Москве либо в местный офис. Некоторые не знают язык и звонят через Москву, им через час уже доставляется доктор, они пользуются страховым случаем. Поэтому не пренебрегайте страховыми возможностями, используйте свою страховку. 
О. Голубцова:

Когда можно делать операции?

В. Куренков:

Сейчас масса людей планирует коррекцию зрения или удаление катаракты. Можно делать летом, зимой, в любое время, когда комфортно. Раньше, когда не было щадящей и малоинвазивной хирургии, как сейчас, выбиралось зимнее время, где меньше бактерий. Сейчас хирургия неинвазивная, щадящая, поэтому она может быть выполнена независимо от сезонности. 
О. Голубцова:

Если у человека снизилось зрение, до -0,5 или 0,7, и он не хочет компенсировать его очками или линзами, принесёт ли пользу зарядка для глаз, что Вы посоветуете?

В. Куренков:

Мы посоветуем, чтобы зарядку назначил доктор. Перед тем, как назначить зарядку, нужно разобраться, от чего возник этот минус. Офтальмолог на основании статуса офтальмологического скажет, есть ли необходимость, будет ли результат. Поэтому каждый конкретный случай назначения должен происходить после консультации с офтальмологом. 
О. Голубцова:

На этой счастливой ноте наше время подходит к концу. Это была программа «Взгляд доктора Куренкова», Олеся Голубцова, Вячеслав Куренков, Ксения Чиненова, спасибо, что были с нами. 
О. Голубцова:

До следующей среды.

К. Чиненова:

До свидания.