Недержание мочи

Гинекология

 

 

Елена Женина: Здравствуйте, в эфире программа "Гинеколог: популярно о важном", с вами я, Елена Женина и Краснопольская Ирина Владиславовна. 

Говорить мы сегодня будем о том, что такое энурез – недержание мочи. Как он проявляется, когда мочеиспусканием считать частым, как дифференцировать это заболевание, когда идти к врачу.

 

Ирина Краснопольская: Недержание мочи – это плохо, некомфортно, нехорошо, это не жизнь. Ухудшается качество жизни, женщина не может постоянно ходить с прокладками. Это же ужас, болезнь нужно лечить.

Елена Женина:  Это лечится? 
Ирина Краснопольская:
В основном, да. Но бывает, что ты из одного состояния, более худшего, переходишь в состояние лучшее, при этом ты не достигаешь идеального состояния, но качество жизни значительно меняется. Удержание мочи, снижение частоты мочеиспускания возможно.

В любом случае нужно что-то менять. Нужно работать не только с урологами, гинекологами, но и с неврологами, которые смотрят нарушение проводимости сигнала от головы до мочевого пузыря.

Елена Женина:  А бывает, что недержание обусловлено тем, что у пациента повышена нервозность, сбиты внутренние настройки, недержание спровоцировано психологическими проблемами?
Ирина Краснопольская:
Конечно, в этом есть закономерность. Но если мы говорим о том, что это нарушение анатомии, нарушение гормонального статуса, сначала нужно на это обратить внимание. Если здесь всё хорошо, тогда обращаемся к психологии. Есть термин, он когда-то был предложен профессором Мазо – тренировка мочевого пузыря. Когда мы объясняем, что вы должны сами контролировать мочеиспускание, что на дорожку, на всякий случай, за компанию в туалет не ходим. Нас всегда к этому приучали. 

Этого не нужно делать, потому что ёмкость мочевого пузыря из-за частоты мочеиспускания становится меньше. И нормальный позыв будет возникать уже на другом объёме. Нормальный объём мочевого пузыря у женщины, при котором она испытывает позыв и идёт в туалет порядка 200 миллилитров. Но мы можем его снизить до 100 или 50 мл, частота позывов увеличится. 

Елена Женина: Что такое норма удержания мочи?

Ирина Краснопольская: Норма – это удержание мочи при кашле, чихании, физической нагрузке, при подъёме тяжести, при подъёме по ступенькам, при беге. Это норма. 

Нормальная частота мочеиспускания – восемь раз в сутки. Ни одного подъёма в течение ночи. Иногда допускается один при большом количестве выпитой жидкости накануне. Но не постоянно. Когда приходит пациентка и говорит, что часто ходит в туалет. Мы договариваемся, что она заводит дневник мочеиспускания, где пишет, что она встала в 6 часов утра, пошла в туалет с баночкой, померила и отметила. Это очень кропотливая работа. Раньше считалось, что необходимо три дня ведения дневника мочеиспускания. Сейчас доходим до одного. Все заняты, никто не хочет на работе бегать с мерными баночками. Но при этом пациентка понимает, чем она болеет. 

Бывает, когда пациентки теряют мочу, когда подходят к туалету, это симптом дверной ручки. Или при звуке льющейся воды. Хорошо следить за этим при помощи дневника, потому что когда назначается лечение, у нас есть документальная база того, помогает оно или нет.

Норма – это удержание мочи при кашле, чихании, физической нагрузке, при подъёме тяжести, при подъёме по ступенькам, при беге. Нормальная частота мочеиспускания – восемь раз в сутки

 

Елена Женина: У кого чаще всего по статистике возникает недержание мочи?
Ирина Краснопольская:
У каждой третьей женщины. В любом возрасте. Возрастной критерий есть в процентном соотношении. Если мы говорим о пациентках молодого возраста после родового периода до 35 лет, это будет составлять 10 %. К 70 годам он возрастёт до 30 %. 

Это обусловлено менопаузой, набором веса, тяжестями, которые мы поднимаем. Не зря наши бабушки говорили не поднимать тяжести. Физический труд ослабляет мочевой пузырь. Часто недержание не бывает просто недержанием. Оно идет с другими заболеваниями, опущение стенок влагалища, пролапс гениталий, нарушение режима, диет. Плюс нарушения со стороны позвоночника, очень важна иннервация мочевого пузыря. Поскольку развиваются бактериальные инфекции. При любой первой возникшей жалобе доктор назначает простой анализ – посев мочи на флору. Он достаточно долго делается, но при этом очень чётко отвечает на все поставленные вопросы. 

Он информативный, назначив антибактериальную терапию при незначительных позывах, мы можем с этим справиться.

Елена Женина: Что такое цистит, чем он отличается от энуреза?
Ирина Краснопольская:
Цистит – это воспалительный генез. Необходимо брать анализы на инфекцию мочевого пузыря, на урогенитальные инфекции. Необходимо сделать цистоскопию, посмотреть, что в мочевом пузыре. Часто это может быть предпосылка к более серьёзному заболеванию в будущем. Если мы берём возрастную группу пациенток от 65 лет, они расскажут, что в молодости были циститы. Почему тогда женщина не пошла к врачу, почему она купила антибиотик в аптеке и решила, что ей помогло? Может быть, на том периоде скорригировав гормональный баланс, диету, вес, этой ситуации бы сейчас не было.

 

Елена Женина: Какие существуют способы лечения недержания мочи?

Ирина Краснопольская: Всем женщинам хочется сказать, что 4 кг – это не норма веса ребёнка, происходят разрывы промежности в родах. Когда мы ребёнка таскаем, он бесконечно живёт на руках, может возникнуть опущение стенок влагалища или пролапс. В течение первого полугода обычно смотрят на то, что анатомия восстанавливается. На это нужно время, шесть-восемь месяцев после родов. Здесь нужна тренировка мочевого пузыря. В конце XIX века был учёный Кегель, который разработал упражнения для мышц тазового дна. Но он сказал, что нет ни одной женщины, которая могла бы выполнять их настолько правильно и регулярно. Все акушеры об этом говорят, что необходимо напрягать мышцы влагалища, делать эту лечебную физкультуру. Сейчас это модно. Часто бывает, что женщины не знают, что у них там есть мышцы, о том, какое усилие нужно приложить, чтобы их напрячь. Для этого сейчас есть много информации в интернете. Грузики, шарики, электрические стимуляторы, приложения на телефоне, это хорошо и правильно. 

Но я не уверена, что кто-то будет этим пользоваться регулярно, что это будет приводить к стопроцентному результату. Должен быть очень стойкий характер.

 

Елена Женина: А если такой ритм жизни, не каждый будет этим заниматься в постоянном режиме, какие есть ещё варианты для восстановления мышц? 
Ирина Краснопольская:
Мышцы можно восстановить только физкультурой. Нужно чётко понимать, решена или не решена репродуктивная задача. Предполагаются роды или не предполагаются, есть потери мочи или нет. Есть особенности жизни или нет. Часто после того, как устанавливаются протезы для коррекции недержания, как делаются пластические операции, роды через естественные родовые пути невозможны. Сейчас для коррекции недержания мочи у молодых пациенток есть та же самая гиалуроновая кислота, которая вводится в область сфинктера мочевого пузыря, на 3, 6, 9 часов условного циферблата, ей хватит года на два, на период восстановления, если она решит забеременеть в течение следующего года.

Елена Женина: Что эта процедура даёт?
Ирина Краснопольская:
 Это восстановление анатомии при помощи гиалуроновой кислоты. Но это недолговечно. За счёт уже сформировавшихся валиков формируется некая поддержка, гамачок под уретрой. Это не лечение, а вспомогательная процедура.

Она может использоваться для пациенток старческого возраста, когда мы понимаем о том, что операция несёт высокий риск тромбоэмболических осложнений, риски жизни. Тогда оно имеет право для существования. В любой хирургии есть неудачи, бывает, что при установке протеза недотянули, всё равно жалоба остаётся. Дабы не оперировать повторно, имеет смысл довведения. 

Елена Женина: Повторная операция – это риск жизни, это жизнеугрожающая процедура? 
Ирина Краснопольская: Повторная операция – это всегда ужас, это рецидив заболевания. Если он возник у женщины через 30 лет после первой операции, это прекрасно. Повторная операция через 30 лет – это хорошо. Другой вопрос, что если рецидив заболевания возник по другой причине через пять лет, это не очень хорошо. Но с этой ситуации нужно справляться. При недержании мочи используются синтетические протезы.

Операции по коррекции сильного пролапса сложны. Все проводники ты ставишь по своим ощущениям, естественно, есть анатомические ориентиры, но часто важен опыт и ощущение хирурга, использование знаний анатомии, анатомические особенности пациентки. Был период, когда использовалось много синтетических тканей для коррекции пролапса, они сейчас тоже используются в лечении грыж у хирургов. Никуда от них не денешься, но стоит вопрос материала, чтобы понимать, какой результат ждать. Потому что мы получаем общехирургические осложнения и осложнения, связанные с протезами.

Елена Женина:  А нельзя сделать операцию без этих протезов и избежать синтетического материала в организме?

Ирина Краснопольская: Для коррекции недержания мочи при физической нагрузке или стрессовом недержании мочи часто используется протез под уретру. Он небольшой, в нашей стране используется с 96-го года. Его не надо бояться, без него нельзя вылечить недержание мочи, потому что операций по коррекции недержания мочи порядка 200. При этом немногие из них эффективны. Эта проблема всегда перед гинекологами, урологами. Что только не делали, когда появился этот протез, все радовались: наконец-то проблема решена. Но если мы говорим о коррекции пролапса гениталий, пролапса передней стенки, задней стенки, мы не можем справиться без протеза. Это как кусочек ткани, который замещает собственную ткань.

К каждой пациентке нужно подходить индивидуально. Не каждый пролапс надо оперировать, не каждой пациентке нужно ставить протез. Нужно не забывать о пластических операциях с помощью собственных тканей, которые на какой-то период были забыты. Хотя они имеют огромную историю, огромный опыт, и индивидуальный подход. Часто бывает, когда ситуация по пролапсу гениталий сопровождаются различными жалобами со стороны прямой кишки, мочевого пузыря. Когда-то были попытки вывести отдельную специальность урогинекология, вывести этих специалистов в отдельную стезю с подготовкой отдельной. Но не получилось. 

Елена Женина:  Сейчас большой популярностью пользуются кабинеты по тренировке  генитальных мышц, это альтернатива упражнениям Кегеля. Только это происходит в специальном кабинете, с инструктором, с мониторингом на экране. Насколько это эффективно и полезно?

Ирина Краснопольская: Эффективно то, что помогает. Каждому своё, кому-то нужно ходить заниматься в фитнес-клуб с инструктором, а кому-то достаточно заниматься дома на коврике. Упражнения эффективны, когда есть понимание, оно выполняется правильно, правильная сила, частота сокращения мышц. В кабинетах ты видишь силу, частоту и правильность выполнения.

Но я считаю, что суть упражнений одна и та же. Ты можешь делать эти упражнения и дома. Я считаю, что упражнения в кабинете с доктором дадут эффект, упражнения дома – тоже.

Елена Женина: Не обязательно сразу делать операцию, можно попробовать справиться с помощью такой физической нагрузки?
Ирина Краснопольская:
 Конечно, я видела многих пациенток, которые целенаправленно говорили, что не будут оперироваться, хотят попробовать сами. Там был несильный пролапс, у них была такая цель. 

Елена Женина:  Но потом проходит время, и всё уходит. Так же, как в спортзале, пока ты занимаешься – имеешь результат, когда ты перестаёшь заниматься, результат уходит?
Ирина Краснопольская:
Абсолютно. Здесь важен образ жизни, образ питания, вес. Вернёмся к здоровому образу жизни, об этом не стоит забывать. При наборе веса у каждой женщины возникает давление на область малого таза. Это является усугубляющей ситуацией пролапса. Важны хронические заболевания, хронический бронхит. Постоянный кашель, подъём внутрибрюшного давления могут привести к пролапсу. Он является предрасполагающим фактором. Расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта, запоры, всё идёт к здоровому образу жизни, правильному питанию и поведенческой культуре.

У женщин востока нет опущения, потому что у них есть культура. Танцы, которыми они занимаются, помогают поддерживать свой организм в здоровом состоянии, это полезно. У негроидной расы немного другое строение апоневроза, соединительной ткани, поэтому у них такого отпущения нет. Страдают обычно европейские женщины. Каждая третья женщина.

Елена Женина:  А есть повседневные рекомендации, которые женщина может выполнять с юного возраста, до родов, чтобы в будущем не иметь этой проблемы?
Ирина Краснопольская:
 Женщины, любите себя, не поднимайте тяжести, следите за своим весом. Тяжести – это три-пять кг. Это вводит в шок большое количество женщин. А как же грядки, вёдра, продукты. Им нужно изменить свою жизнь. Наши женщины настолько привыкли быть самостоятельными и всё делать сами, их становится очень жаль. 

Женщинам нельзя поднимать тяжести больше 3-5 кг. Это приводит к опущению органов малого таза и к недержанию мочи

Елена Женина:  Что делать, если после родов в течение года не восстанавливается режим мочеиспускания?

Ирина Краснопольская: Имеет смысл сходить к врачу, потому что помимо самих родов, которые являются причиной всех сложностей с недержанием и пролапсом, есть момент гормонального дисбаланса. Восстановился ли менструальный цикл или нет, продолжает она кормление или нет. В зависимости от многих факторов можно решить эту ситуацию. Иногда её можно решить в течение двух визитов и выяснением основной причины, решить лечебной физкультурой.  Сразу бежать и сдаваться в руки хирурга не нужно. 

 

Елена Женина: В молодом возрасте это не хирургические методы лечения, а медикаментозные, физические. Только если нет неправильного рубца, когда во время родовой деятельности было рассечение промежности, потом неудачно зашили, и рубец мешает восстановлению соединительной ткани. 
Ирина Краснопольская:
Прийти к врачу и об этом поговорить имеет смысл. Не надо женщинам стесняться этого, это важная составляющая жизни. У меня была потрясающая пациентка, которая шокировала всех, ей было порядка 73 лет. Когда она пошла на операцию по поводу недержания мочи, все ее спрашивали, зачем. Она говорит, что танцевать не может. Все зависит от привычной жизни.

 

Елена Женина:  В пожилом возрасте, когда проблема недержания мочи становится гормональной, проблемой менопаузы, какое лечение применяется?

Ирина Краснопольская: В совокупности: гормональное и оперативное. Когда у женщины наступает менопауза, бывает недостаток эстрогенов, при минимальной корректировке этого недостатка все жалобы уходят. Если мы не говорим об анатомических нарушениях. Применения влагалищных свечей будет достаточно, но нужно понимать, что применять их необходимо всю оставшуюся жизнь. С контролем ультразвука, контролем цитологии шейки матки. Чтобы не было новообразований. Не стоит в зрелом возрасте бояться заместительной гормонотерапии.

 

Елена Женина:  Многие женщины боятся заместительной гормонотерапии, они стараются ничего не принимать или принимать что-то растительное типа фитоэстрогенов. 

Ирина Краснопольская: Но это же эстрогены. Фитоэстрогены – всё равно эстрогены. 

Елена Женина:  Сейчас больше информации, препараты стали другими, стали более физиологичными, они правильнее работают, у них более чёткая точка попадания, и влияют они конкретно на проблему. Поэтому нужно доверять своему доктору, приходить, задавать вопросы, вместе находить путь к решению проблемы. Вариантов решения проблемы недержания мочи много. В первую очередь, нужно исключать бактериальный вариант?

Ирина Краснопольская: Инфекцию, гормональный дисбаланс, анатомические нарушения. Совокупность причин. 

Если вы видите, что мочеиспускание стало более частым, обязательно сходите к доктору и проверьте состояние здоровья

 

Елена Женина: Независимо от того, какой образ жизни мы ведём, пролапс рано или поздно появляется. У кого-то он бывает критическим, а у кого-то он бывает физиологическим, согласно возрастной норме, правильно?
Ирина Краснопольская:
Возрастная норма, да, не стоит забывать, что если вдруг есть травмы позвоночника, боли в спине, имеет смысл зайти к неврологам, сделать снимки. Поскольку в последующем это может привести к нарушению иннервации мочевого пузыря и остальных органов.

Нужно понимать, что это лечится, это не страшно, в нашей стране достаточно большой опыт использования всех синтетических протезов и коррекции расстройств при помощи операции. 

Елена Женина:  Как долго длится реабилитация после этой операции?
Ирина Краснопольская:
Мы выписываем на следующий день. В послеоперационном периоде мы рекомендуем половой покой в течение какого-то промежутка времени, пациентки идут на работу через день. 

Елена Женина:  Она не болезненная, не травматичная?
Ирина Краснопольская:
Она не болезненная, не травматичная, не длительная. Другой вопрос, что сейчас стоимость этих протезов достигает высоких сумм: 40-45 тысяч – стоимость одного протеза. В нашем Минздраве считается, что это не состояние, угрожающее жизни, поэтому на это не выделяется большое количество средств. В некоторых государственных учреждениях есть квоты на получение бесплатных протезов, в некоторых случаях пациентки приобретают протезы сами. 

 

Елена Женина:  Самое главное, что эта операция существует, её можно сделать, она не влияет на пациентку так, что она вынуждена выпасть на достаточно большой промежуток времени из социальной жизни.

Сегодня говорили о том, что такое энурез – недержание мочи, когда стоит обращать на него внимание, какие способы лечения существуют. Все лечится в любом возрасте, самое главное – довериться доктору, правильно поставить диагноз, выбрать метод лечения. Напоминаю, что с вами была я, Елена Женина, и Ирина Краснопольская.
Ирина Краснопольская:
Спасибо.

 

Елена Женина:  До новых встреч в эфире, до свидания.