Проблемы абилитации и реабилитации в акушерстве и гинекологии

Гинекология

Здравствуйте. И снова с вами передача «В эфире гинекология» и ее ведущий Грачев Герман. Сегодняшняя наша передача будет посвящена очень интересному явлению, направлению, специальности, всеобъемлющему течению, которое называется реабилитация и абилитация. Что самое интересное, почему-то всегда все об этом забывают в акушерстве и гинекологии. Вроде бы у нас ассоциация складывается о том, что реабилитация – это восстановление утерянных навыков при травме и связывается это больше с неврологией, травматологией, сердечнососудистой патологией и рядом других жизненно важных ситуаций.

Что же происходит в акушерстве и гинекологии в этом моменте, в этом разрезе? А происходит у нас достаточно большое количество очень интересных моментов, которые на сегодняшний момент остаются за кадром. Специалистов мало, население вроде бы как справляется само по себе. Но мне кажется, что это необходимо расширить, углубить и осветить.

Реабилитация и абилитация

С чем связано само по себе понятие акушерство и гинекология? Прежде всего, с роддомом, с родами. Есть ли в данном направлении место для реабилитации и абилитации? Кстати, что такое абилитация? Если реабилитация – это восстановление утраченных навыков, абилис – навыки и возможность использования их каждодневно, предположим ногу оторвало – восстановление хождения, то абилитация – это адаптация к условиям внешней среды, некий синоним адаптации. Адаптация – это применение существующих текущих навыков, их эмулирование к текущей ситуации.

Абилитация – это приобретение навыков, которые существуют с тобой все время. Предположим, ходить. Ребенок рождается, он ходить не умеет. Значит навык прямохождения – это абилитация человека к тому, чтобы он дальше мог жить, ходить и быть социальным. Чаще всего данный термин применим к детям, к детям-инвалидам, которых либо нельзя научить обычными методами, необходимы какие-то условия для их абилитации, чтобы они были социальны.

Реабилитация. У нас произошли роды. Женщина забеременела, у нее случилась задержка, для каждой женщины задержка – это стресс. Для кого-то задержка 3 дня – ни о чем, а для кого-то 3-4 дня – это уже стресс и повод для беспокойства. Именно с этого начинаются психологические моменты недоверия самому себе – первый шаг к дальнейшему стрессу и неврозу. Но прошла задержка, женщина идет к доктору, и вот у нее первая точка сингулярности. Точка сингулярности – это некое событие, после которого возможно разветвление действий – беременна, не беременна. У точки сингулярности достаточно большое количество возможных принятых решений, то же самое развитие ситуаций.

9 месяцев неизвестности

Итак, доктор говорит: «Вы беременны, поздравляю». Женщина начинает планировать свою жизнь в рамках беременности, то есть она уже представляет себе этого ребенка, придумывает ему имя. Она приходит рассказывает мужу, следит за его реакцией, как он отреагирует. У женщины в голове достаточно большое количество вводных, из которых она так или иначе выруливает. Используя навыки, которые она приобрела до этого, она начинает их адаптировать к той ситуации, которая ее ожидает. А ее ожидают примерно 9 месяцев неизвестности, и к этому современная женщина абсолютно не готова. Учитывая то, что у нас есть интеллект, сознание и ряд других преимуществ перед животными, они же являются и одновременно недостатками. Много знаешь – меньше спишь, меньше знаешь – крепче спишь.

Женщины сейчас образованные, умные, стремящиеся, достигающие, умеющие ставить себе цели, короче, женщины в России особенные. Но при включении сознания в процесс бытия ряд неких защитных механизмов природы, которые были уже за миллионолетия интегрированы в систему, начинают не то, что давать сбой, они начинают угнетаться. Учитывая то, что сознание и интеллект – это мощнейший механизм выживания, и он был приобретен, усовершенствован, продолжает совершенствоваться, то он обладает и неким угнетающим действием на ряд других регулирующих центров.

Сознание и интеллект – это мощнейший механизм выживания

Предположим, мы можем задержать дыхание, до определенного момента оно будет угнетаться сознанием. Потом концентрация кислорода упадет, концентрация углекислого газа возрастет, начнет возбуждаться дыхательный центр, который находится в центральной нервной системе, и мы абсолютно рефлекторно начнем дышать, даже если этого не хотим.

Женщина, обладая мощнейшим аппаратом сознания, начинает думать, планировать, делать то, для чего сознание и интеллект были приобретены, возможность планирования ситуаций. Исходя из того, что достаточно большое количество информации, возможные сложности, «выношу», «не выношу», «а вдруг у меня выкидыш случится». Естественно, сознание начинает зашкаливать. Степень энергетического потенциала возрастает, и на все остальные органы и системы немножко не хватает ситуации. Поэтому сознание надо воспитывать, прежде всего, дисциплиной. Мало того, что мы еще должны снаружи контролировать, так еще и внутри тоже.

Сознание надо воспитывать, прежде всего, дисциплиной

И она вот этими навыками, которые у нее были приобретены ранее, начинает жить в той ситуации, которая будет. Она начинает по-другому питаться, относиться к себе, окружающим, работе, то есть перестраивается. Это называется как раз адаптация навыков к существующим условиям внешней среды.

На сроке 21 недели практически в 80-90 процентах случаев все начинают ремонт, подготовку гнезда. Женщина в период беременности интересный объект для наблюдения, просто ее нужно как-то оберегать. Это я для мужчин уже говорю. Не то, что не спорить, но она становится ближе к ребенку, ближе к некоему животному состоянию, то есть хочет она яблок. Оценить состояние, как мужчина, и принять решение о том, что «Вот тебе, пожалуйста, 2 яблочка». «Ты меня ограничиваешь, я хочу еще». «Дорогая, я тебя очень сильно люблю, но на сегодняшний момент тебе ведро яблок не нужно, это навредит не только нашему ребенку, но и тебе самой». Но женщина больше думает о ребенке. Она думает, что ему нужно ведро яблок, она экстраполирует чисто психологически свои желания на его, и возникает эта вот коллизия. Так что спокойно, без фанатизма, клубнику по ночам искать не надо и называть истеричкой. Помолчал, посмотрел, разобрался, тут надо мужчиной быть, в конце концов. Ничего такого, для того и мужчины, чтобы адекватно принимать решения в текущем моменте, и не бухать.

Алкоголь – он не то, чтобы помощник, это такое лекарство и палка о двух концах. С одной стороны, ты абстрагируешься от ситуации, с другой стороны, ситуация-то не изменяется, она остается на прежнем уровне. Алкоголь – это токсический агент, он перерабатывается в организме до ацетальдегида, и в результате оказывает токсическое действие на центральную нервную систему. Мы создаем себе иллюзию, что мы как бы отдыхаем, типа заснул. Ну так выпей валерьянки, там 15 капель будет достаточно для того, чтобы немножко абстрагироваться. И понимать, что работа, машина, дом – важно, но женщина с ребенком – это приоритет. При правильной расстановке приоритетов все становится на свои места. И без фанатизма.

Женщина свои навыки адаптировала для текущей ситуации, мужчина тоже адаптировал. Дальше есть еще специалисты, которые помогают, акушеры-гинекологи, сейчас достаточно большое количество людей рядом, которые не против заработать денег и реально принести помощь. Но выбирайте акушера-гинеколога по тому, насколько вы совпадаете с ним. Если его рекомендации вам чем-то претят, оцените адекватно, сходите еще к одному, рынок-то открыт.

Выбирайте акушера-гинеколога по тому, насколько вы совпадаете с ним. Если его рекомендации вам чем-то претят, сходите еще к одному

Беременность – это кайф, это очень большое удовольствие. Почему люди занимаются фридайвингом, дайвингом и всем? Потому что на глубине 8 метров происходит молекулярное изменение химическое азота, который циркулирует в крови, а азот обладает анальгетическим и эйфорическим эффектом. Нырнул на 8 метров в глубину – кайфанул. Соответственно, центральная нервная система не только помогает, но и сама по себе адаптирует организм к следующему этапу – к родам.

Реабилитация после родов

Говорить о том, что женщина может рожать сама в поле? Первородящая – однозначно не родит, ей необходим помощник, это 100%. Иначе смертность детей, инвалидизация достигает 30, а то и 70-80 процентов. Роды – это отдельная тема. Вот она родила и оказалась с маленьким кулечком на руках. Накупила до родов в период ажиотажа дорогущих распашонок на пуговках, моднявых штук, чтобы ребенок был красивым, чтобы он чувствовал себя комфортно. Но пройдет полгода, пока ребенок начнет чувствовать. Через некоторое время он научится и начнет правильно адекватно реагировать на внешние возбудители. Но этому надо научиться, потому что он из рая, который находится в животе, – есть еда, тепло, безопасно, ничего не надо делать, даже жевать не надо, дышать не надо, никаких трудозатрат. Если нет трудозатрат, значит нет обучения. Он рождается и начинает потихонечку адаптироваться к маме, к папе, ко всем моментам и нюансам.

Так вот, к вопросу реабилитации. Женщине необходимо восстановить те функции, которые она потеряла в процессе агрессивных родов. Момент преодоления очень важен, на самом деле. Именно поэтому кесарево сечение – это операция для рождения царей, потому что женщина, которая живет во дворце, либо потеряла, либо не приобрела навык преодоления боли, навык стремления. Кесарево сечение применяется уже минимум 2000–2500 лет. Женщину зашили, антибиотиков нет, ничего нет, никто ничего не знает, выживет так выживет, дали попить, помыли, гигиенку соблюли. На сегодняшний момент после операции кесарева сечения выживают и чувствуют себя адекватно и объективно 98%. Но это операция некоего отчаяния, потому что женщины не приобрели необходимых навыков преодоления этой безумной боли. Этот уже навык абилитации, то есть приобретенный вновь в процессе родов. Понадобится он дальше или не понадобится – кто его знает, если много рожать, то неплохо, а если одного, двух, то забудется, если интервал 10 лет.

Кесарево сечение – операция некоего отчаяния, потому что женщины не приобрели необходимых навыков преодоления этой безумной боли

Следующий момент – она должна восстановиться, правильно ходить некоторое время, потому что таз изменился, опорно-двигательная система изменилась. Посмотрите на беременных женщин, у них походка другая. Соответственно, ей необходимо приступать обратно к работе, к неким моментам, это уже навыки реабилитации. Ей в этом необходимо помочь. И на сегодняшний момент есть достаточно большое количество моментов, патронажных служб.

Абилитационные навыки после родов

На сегодняшний момент женщина, включив сознание и мозг, осознанное движение и договорившись с мужем, то есть никаких истерик, четко объяснить мужчине, что на сегодняшний момент надо – это реабилитация этих навыков, потому что мужчина тоже в стрессе, любимая женщина так настрадалась, тут еще ребенок. И реабилитация происходит постепенно, но и тут подключается второй процесс – абилитация. У нее пеленочки, распашонки, но по результатам оказывается, что они неудобные. Когда ты начинаешь одевать вот эту рюшечку, пуговки и все остальное, они неприменимы. Да, ребенок красивый, но весь какой-то надутый, и глаза совсем грустные. Ребенку необходимы простые распашонки, которые копейки стоят, расцветку можно разную, но главное – натуральная ткань, натуральные красители. Естественно, соблюдайте правила гигиены – купили, постирали, смягчили, чем меньше химии, тем лучше. Это один навык, который приобретается. Ногти стричь – второй навык и т.д. И вот этих абилитационных навыков после родов масса, потому что ребенок растет. Есть рядом бабушка, дедушка, старшая сестра – это оптимально, или младшая сестра, у которой уже ребенок раньше родился. Это намного лучше, есть у кого поучиться.

С прошлым образом жизни не то, чтобы распрощаться, но на некоторое время он должен быть адаптирован, то есть тут эмуляция, необходимо адаптироваться к текущему моменту. Он вернется, однозначно, через полгода или через год. Но месяц или два по-любому, даже со щенками 3 месяца не гуляют не просто так.

Эти навыки увеличиваются, потом уходят, как любые навыки, но если они передаются, то тогда это становится уже опытом, который передается на расстоянии и который позволяет людям чувствовать себя спокойно. А это уже продукт, необходимость.

Абилитационные навыки, то есть абилитация после родов имеет очень важное значение, и этому необходимо уделять значительную часть времени. Для выработки любого навыка сперва бессознательная некомпетентность, потом сознательная некомпетентность, потом сознательная компетентность и потом бессознательная компетентность – идеальный вариант, когда мы на рефлексе делаем все, что необходимо. На некоторый навык нужно больше, на некоторый меньше, все зависит от возможности. Прошивка практически всегда одна и та же, но биологическая система у всех разная.

Абилитация после родов – это приобретение навыков для ухаживания за ребенком и обеспечение его безопасности и роста

Абилитация после родов – это приобретение навыков для ухаживания за ребенком и обеспечение его безопасности и роста. Они есть как у мужчины, так и у женщины, потому что если этому кто-то научил раньше, услышали, как нужно делать, потому что мозг ничего не забывает, он все оставляет, просто вытягивает это тогда, когда необходимо. Но для того, чтобы вытянуть, нужно ввести себя в очень сильное состояние стресса. Мозг, конечно, вытянет, но остальные органы и системы могут немножко не выдержать. Гипертоника, сердечная мышца, сосудики, печенюшка, селезенка, вечно молчащий орган, когда-то скажут свое слово.

Обсудив эти навыки, мы поняли, что как реабилитация, так и абилитация абсолютно необходимы в раннем послеродовом периоде и в дальнейшем периоде жизни.

Внематочная беременность

Дальше больше. Это именно тот пример, который приводится из акушерства и гинекологии и лежит на поверхности. Все про него забывают, но забывать не надо. У нас случилась экстренная ситуация, и вроде бы она для врача абсолютно часто случающаяся, особенно для акушера-гинеколога. Внематочная беременность, эктопичная трубная беременность. Почему такое бывает? Я честно могу сказать, не знаю. Вполне возможно, что этого можно избежать путем удаления обеих труб и проведением ЭКО, потому что когда проводят ЭКО, при наличии труб иногда беременность залетает и в трубы, то есть трубная беременность во время ЭКО, вообще парадокс.

Трубная беременность, состояние экстренное, от этого можно умереть. Боль резкая, нарушение менструального цикла, потом какая-то мазня, потом вообще непонятно, что, куда, где, как.

На сегодняшний момент сколько раз уже эти трубы пытаются спасти. Для этого проводились целые научные работы и консилиумы: спасти маточную трубу при внематочной беременности. В институте Склифосовского скорой помощи проводились научные работы, разработали препараты. Представляете, сколько на это было потрачено денег и времени, чтобы спасти маточную трубу, маленькую, тоненькую, 10 сантиметров длиной. Спустя время оказалось, что это больший риск для ситуации. А зачем ее пытались спасти? Чтобы была возможность забеременеть. Если 2 трубы дано, значит они должны остаться. Поэтому пытались сохранить.

Проведена операция, трубу удалили. Женщина просыпается: «Доктор, как прошла операция?» Доктор веселый, хороший сегодня: «Операция проведена, ваша жизнь спасена». Она говорит: «А трубу вы спасли? Что моя жизнь без трубы?» Он говорит: «Нет, трубу мы не спасли». И все. У женщины психологическая травма: «Как же я дальше без трубы-то буду?» Тут у нас ситуация с точки зрения медицины вообще выеденного яйца не стоит, то есть сделали, через трое суток выписали, все, здоровый человек. А человек страдает. Значит, ему необходимо реабилитироваться.

У нас сейчас в хирургии есть такая тема – фасттрак, быстрый путь, то есть зарезали – выписали, как в Европе. А почему у нас, в России, не приживается пока данная ситуация? Потому что в Европе человека прооперировали, выписали, но он чувствует и осознает, что еще до конца не восстановился, и реабилитационные мероприятия по восстановлению доступны, он сознательно их применяет, всегда есть возможность обратиться за помощью, за рекомендацией. У нас мероприятия разные: кому-то толченой расторопши, скушай заячий помет, он ядреный, он проймет. И в результате что получаем? Вместо адекватной адаптации мы получаем декомпенсацию. Начинаем болеть, у нас возникает ряд сложностей, с которыми нам еще дополнительно приходится справляться.

Она до седьмых суток находилась в больнице, не знает, говорить мужу о том, что у нее удалена труба, потому что у любой женщины в голове ситуация, что она для мужа должна быть идеально здоровой, типа он не может понять. Человека, считай, с того света вытащили. Конечно, это легко выглядело, но она могла умереть и остался бы мужчина без женщины. А мужчина без женщины – это что? Как птица без крыла, без любимой женщины, в конкретном случае предположительно без жены.

Значит, говорить, не говорить, «А полноценна ли я?», «А буду ли я такая же, какая я была раньше?», «Такой же, как раньше, я быть не смогу, потому что у меня трубы уже нет, значит забеременеть я смогу только в 50% случаев». Именно тут она должна обратиться либо к специалисту, либо поднять объем информации и ограничить свое сознание. Сознание идет у нее на поводу для того, чтобы, поддерживая уровень стресса, ускорять процессы заживления, потому что стресс нам помогает, это активизация процессов, именно поэтому в состоянии стресса мы способны на сверхвозможности. И организм поддерживает его, а сознание начинает этот момент отрабатывать таким образом, что поддерживая собственное состояние, она начинает загоняться. Поэтому необходимо понять, что организм и так все сделает нормально, а сознание должно быть подконтрольно.

Стресс нам помогает, это активизация процессов. Именно поэтому в состоянии стресса мы способны на сверхвозможности

Реабилитационные мероприятия вроде бы не нужны, массаж не нужен, ходить заново не нужно учиться, и человек снаружи целенький, а внутри у него боль. И нужно эту боль снивелировать, разобраться с этим человеком. Это другая полярность акушерства и гинекологии и другие мероприятия, силы и средства, которые применяются в абсолютной ситуации, не требующей, с общей точки зрения, никаких реабилитационных мероприятий.

Но есть еще состояние после экстирпации матки, когда женщина не знает, полноценна ли она, как женщина, и будет ли мужчина получать столько удовольствия, как и раньше. Такие операции проводятся, и они нужны, потому что это сохранение жизни. И тут тоже необходимо знать и верить, что можно помочь, главное – подходить сознательно.

Реабилитация, абилитация и медико-социальная экспертиза в акушерстве и гинекологии имеет огромное поле для деятельности. Вы должны знать, что мы можем помочь. Напоминайте своим лечащим врачам, хирургам, в поликлиниках, патронажным сестрам, которые помогают приобретать навыки ухода за ребенком. Спрашивайте, и мы ответим на те вопросы, которые вас беспокоят, по мере возможности. Это будет коротко, сжато, информативно. Включайте мозг и будете счастливы. Спасибо вам огромное, будьте здоровы.