Неожиданное о толщине очковых линз

Офтальмология

Инесса Леббех: Здравствуйте, это канал Медиадоктор и программа "Оптикум". Сегодня у нас в гостях Татьяна Кирилловна Кушель, ведущий консультант отдела международной дистрибьюции по офтальмологической продукции концерна Rodenstock, и тот самый эксперт, к которому аншлаги на всех ее выступлениях, даже среди профессионалов. 

 

Татьяна Кушель: Добрый вечер, дорогие друзья, Инесса, огромное спасибо за такое удивительное представление. 

 

Инесса Леббех: На повестке дня у нас три главных вопроса. Вопрос выбора очковых линз. Когда мы выбираем очковые линзы, мы заботимся не только о качестве видения, но еще и об эстетике. От чего зависят показатели, всегда ли дорогие линзы значит лучше для Вашего зрения, и что является причиной плохого изображения в очках. Вот эти три главных вопроса, которые мы сегодня попробуем разобрать. Начнем с самого главного – от чего зависит толщина линз?

Татьяна Кушель: Безусловно, это и основной оптический показатель, который называется показатель преломления, или индекс. Толщина зависит от выбранной оправы. Конечная толщина зависит от центровки, все знают, что у них определенное межзрачковое расстояние, pupil distance. И в зависимости от того, насколько оно симметрично, несимметрично, линзы, даже одинаковые по силе, могут отличаться по толщине. Зависит от диаметра линзы, диаметра полузаготовки, из которого будут изготавливаться очки. Так что это целый ряд, комплекс показателей, среди которых оптически первое место занимает показатель преломления. 

 

Инесса Леббех: Про индекс многие слышат, но человек уже проверил зрение, подобрал оправу. И когда ему консультант рассказывает про толщину линз, он говорит, можно вот такой индекс, а можно высокоиндексные. В чем принципиальное отличие? Есть индекс 1.56, 1.6, 1.67, 1.74 и понятно, что я хочу самые лучшие для себя. А 1.74 – это самое лучшее для меня или нет? 

Татьяна Кушель: Чем выше показатель преломления, тем будет более тонкая линза, независимо от силы.

 

Инесса Леббех: Выше – это 1.74? 

Татьяна Кушель: Есть еще более высокий. 

 

Инесса Леббех: Еще выше какой?

Татьяна Кушель: Фирма Tokai много лет тому назад выпустила на рынок очковый пластик с показателем преломления 1.76. Европейские производители, японские производители, за исключением Tokai, этот ряд закачивают на сегодняшний день на 1.74. Но на самом деле, есть и еще более высокие показатели преломления. Но выбор самим покупателем, самим заказчиком индекса как такового не всегда может быть оптимален. И в этом смысле надо обращаться к совету оптика, потому что каждый показатель преломления, кроме физических характеристик, таких как будущая толщина, еще обладает целым рядом других характеристик.

 

Инесса Леббех: Каких?

Татьяна Кушель: Например, плотность материала, не оптическая плотность, а физическая плотность, вес материала. Если рассматривать высокие индексы не в пластике, вот мы сказали 1.76 относится к пластику. А если рассматривать этот ряд для минеральных стекол, то там максимальный показатель преломления 1.9. 

 

Инесса Леббех: Минеральные – это стеклянные? 

Татьяна Кушель: Да, минеральное стекло. Если говорить о линзах, выполненных из материала с индексом 1.9, то для их установки требуется оправа, которая имеет полный ободок. Ни о каких установках на леске или винтах, открытых оправах, как мы говорим, безободковых, речи идти не может, потому что эта линза достаточно хрупкая по своим физическим характеристикам, и она должна быть обрамлена обязательно в оправу тоже достаточно упругую, не жесткую, предпочтительно, чтобы это был пластик или какой-то хороший металл. 

Для установки линз с индексом 1.9 требуется оправа, которая имеет полный ободок

Инесса Леббех: То есть что чем выше индекс, тем более хрупкая линза?

Татьяна Кушель: Нет, это тоже не так. Если мы говорим о минеральном стекле или стеклянных линзах, то эта зависимость есть. И поэтому индексы 1.7, 1.8, 1.9 применяются только для отрицательный рефракций, то есть только для миопов.

Если речь идет о пластиках, то там колеблются физические характеристики в самых разных направлениях. Например, 1.7 более упругий, и в частности, концерн Rodenstock в свое время сделал ставку на этот материал, как лучшее предложение для установки в оправу с креплением на винтах, дюбелях, втулках, крепление на леске, потому что и при установке, и просто при снимании очков одной рукой линза хорошо выдерживает. 1.67 показатель преломления, 1.74, наоборот, линза делается более твердой, более прочной. И в качестве иллюстрации я могу сказать, что производители для того, чтобы линзы правильно устанавливали в очки, делают на них внутренние микрогравировки. На материал 1.74 для простых линз в свое время Rodenstock вообще отказался от нанесения этих гравировок ввиду того, что надо делать очень глубокую царапину.  

Индексы 1.7, 1.8, 1.9 применяются только для отрицательный рефракций, то есть только для миопов

Инесса Леббех: Я хочу сделать ремарочку: эти лазерные гравировки не мешают Вашему видению. При изготовлении получается так, что они где-то сбоку, либо сверху, либо снизу находятся. То есть не попадают в оптическую зону. 

Татьяна Кушель: Они на то и лазерные, поскольку являются невидимыми. И традиционно производители стараются их делать так, чтобы их можно было рассмотреть с помощью специальных приборчиков. Но они нужны для того, чтобы правильно устанавливать линзу. Они нужны оптику.

 

Инесса Леббех: С индексами более-менее понятно. Несколько раз прозвучало слово "материалы". Минеральные мы уже знаем, это стеклянные, есть полимерные, а еще какие есть материалы?

Татьяна Кушель: А больше никаких нет.  

 

Инесса Леббех: А из полимерных?

Татьяна Кушель: Полимерные материалы подразделяют на термопласты и реактопласты. И вот все, что мы называли, это были материалы, по сути, одной группы. Кроме них сейчас разные производители вводят в обиход такой материал, как трайвекс. Это тоже один из пластиков, который не имеет очень высокого показателя преломления, у него индекс всего 1.53. Но это лучше, чем 1.5, с точки зрения толщины. Линза тоньше, но не такой высокий, как 1.6, предположим, 1.67. Но у этого материала есть масса великолепных эксплуатационных характеристик. А именно, линза, даже не окрашенная, не пропускает ультрафиолет. Традиционно, это группа детских очков и очков для пожилых людей, потому что сопутствующие патологии требуют дополнительной защиты.

 

Инесса Леббех: Этот материал более прочный?

Татьяна Кушель: Это материал, который делает линзу практически не ломающейся, не скалывающейся. С точки зрения безопасности, это безусловный чемпион. Кроме всего прочего, это еще и очень легкий материал. Его физическая плотность очень маленькая.

Еще одним материалом, который давно применяется и достаточно активно, является поликарбонат. Поликарбонат хорош тем, что он тоже очень легкий, чуть-чуть уступает трайвексу, но он из легких пластиков. Он упругий, ударопрочный, безопасный. Это материал номер один для спортивных очков, где не надо иметь очень четкое зрение. То есть там, где не нужен высокий результат, но в то же самое время нужна хорошая защита от ультрафиолета и абсолютная безопасность, ударопрочность. 

Поликарбонат – материал номер один для спортивных очков, где не надо иметь очень четкое зрение

Инесса Леббех: В какие оправы рекомендуют ставить эти материалы?

Татьяна Кушель: Трайвекс, ввиду вот этой своей упругости и того, что линза не ломается, является абсолютным номером один для установки оправы с креплением на винтах, на втулка, если позволяет толщина. Еще раз повторяю, там не такой высокий показатель преломления, который дает значимую экономию толщины для высокой диоптрийности. 

 

Инесса Леббех: Есть такие коврики, которые обычно показывают в оптиках. Если мы на эти коврики посмотрим, то получается у минусовой линзы посередине более тонкая линза, к краям она более толстая. Плюсовая, наоборот, но бывает очень сложно именно на ковриках сообразить, как это будет выглядеть на самом деле. Как это понять? 

Татьяна Кушель: Производители сейчас снабжают практикующих оптиков всякого рода расчетными программами, специальными калькуляторами, которые позволяют очень просто ввести рецепт, определиться с диаметром полузаготовки и получить значение толщины линзы абсолютно в любой точке. Эти программы есть, и не только у Rodenstock, но и у других производителей. Кроме того, для оптиков с хорошим стажем и опытом есть такой параметр, который позволяет понять, как будет выглядеть линза данной рефракции, но в другом показателе преломления. Условно, есть некий коэффициент, который с увеличением индекса, с увеличением показателя преломления, уменьшается. За единицу берется показатель преломления 1.5. Значит, 1.6 имеет коэффициент где-то 0.6 или 0.67, 0.7.

Как будет выглядеть линза -5 в показателе преломления 1.5, 1.6. Мы -5 умножаем на этот коэффициент, на 0.6, получаем - 3 и смело говорим, что линза - 5 будет выглядеть, как линза -3. Для человека абсолютно понятно.

 

Инесса Леббех: Но это же правильные сравнения, это адекватно? 

Татьяна Кушель: Это абсолютно научно, это коэффициент.

 

Инесса Леббех: Я почему уточняю, потому что многие спрашивают, насколько корректно такое сравнение. И правильно ли делают консультанты, когда говорят, что эта линза в другом индексе будет выглядеть так? 

Татьяна Кушель: Это абсолютно корректно, потому что это математика, это формулы. Я согласна, что эта картинка для визуала понятна и принимается. Для невизуала она остается не более, чем картинкой. А когда тебе говорят, что есть возможность установить линзу, и твои -5 превращаются в -3... 

 

Инесса Леббех: …очень приятно. 

Татьяна Кушель: Конечно. 

 

Инесса Леббех: Это как раз та эстетика, которую мы хотим видеть в очках? 

Татьяна Кушель: Абсолютный повод заплатить дополнительно, потому что с повышением показателя преломления стоимость этих материалов возрастает. И стоимость линзы напрямую определяется еще и индексом. Чем более высокий индекс мы применяем, тем более дорогим является пластик, тем более дорогой является технология изготовления. 

Чем более высокий индекс мы применяем, тем более дорогим является пластик, тем более дорогой является технология изготовления 

Инесса Леббех: Я еще хотела поговорить про фокус децентрации, потому что можно же поиграть еще и с диаметрами линз. Как правило, предлагают стандартные диаметры. Как можно поиграть, сделать маленькое волшебство? 

Татьяна Кушель: Можно, но это маленькое волшебство довольно часто стоит еще и небольших денег, в этом надо отдавать себе отчет. Что такое стандартные диаметры? Это стандартные размеры одежды. Но все мы индивидуальны, и точно так же при изготовлении очков. Мы либо берем стандартный диаметр, и он будет побольше, и толщина будет, соответственно, побольше. Либо мы заказываем некую оптимизацию, это может быть оптимизация в виде децентрации, то есть перенесение центра линзы в соответствии с положением зрачков. Это может быть еще более интересная оптимизация, которая применяется к плюсовым линзам, когда мы нестандартно обрабатываем, нестандартно центрируется полузаготовка, закрепляется, изготавливается при помощи определенных технологий. Такого рода оптимизации есть у всех производителей, у Rodenstock она называется минимизация толщины линзы. С помощью этих хитростей можно сэкономить на толщине, и достаточно серьезно.

 

Инесса Леббех: Когда смотришь через очки в центр, все четко, а чуть в сторону – и все размывается. Что это такое, в чем может быть причина?

Татьяна Кушель: Причиной этому являются оптические аберрации. Список их огромен, и неким Менделеевым в области аберраций глаза и оптики, в частности, очковой оптики является ученый по фамилии Зернике, который составил классификацию. В соответствии с этой классификацией все аберрации, или искажения, в переводе с греческого, делятся на 2 большие группы. Аберрации более низких порядков, откуда это название, просто описываются математическими формулами, максимально содержащими х2. Это линейное, это когда х в первой степени, и максимально х2, это квадратичные поверхности. Кстати, к квадратичным поверхностям относится сфера, всем нам знакомая форма шарика, и аберрации высоких порядков. И имя им легион, они проявляют самым разным образом, и большинство из них дают этот эффект периферического фокуса, размывания качества изображения по периферии картинки. Среди них мы можем сделать подразделение из тех, которые оптики хорошо знают: это сферические аберрации, аберрации расфокусировки в зависимости от размера зрачка, в частности, и хроматические аберрации, по-разному фокусируются разные длины волн. 

 

Инесса Леббех: Расскажите про число Аббе. И какое лучшее число, какое выбрать мне, я не знаю, что это такое.

Татьяна Кушель: У меня есть коллега, доктор, который, обращаясь к оптометристам, говорит: придет к Вам покупатель и скажет, вот я хочу с таким числом Аббе. И те начинают смеяться. Можно хотеть максимальное число Аббе, потому что тогда хроматических аберраций будет меньше всего, и вот этой внеосевой размытости будет меньше всего. Максимальным числом Аббе среди очковых материалов обладает материал с показателем преломления 1.5, это самый маленький показатель преломления, это самая толстая линза. Но с точки зрения передачи изображения, с точки зрения хроматических аберраций она самая хорошая.

Жил-был великий математик, жил он в Германии и занимался разработкой этих пунктуальных конструкций, линз. Этого великого математика звали Аббе. И он создал теорию, на основании которой связал эти хроматические аберрации с выбором материала. Ситуация выглядит так: если Вы хотите заказать себе число Аббе, то у Вас ничего не получится. Но Вы вполне можете себе отдавать отчет, что производитель, делая ту или иную линзу, стремится использовать материалы с максимально высоким числом Аббе. Вот если мы с Вами снова обратимся к такому материалу, как поликарбонат, то мы вынуждены признать, что у этого материала невысокое число Аббе, порядка 30. А мы сказали, что самое высокое у 1.5, эта цифра составляет 56-57. И это определило абсолютную невозможность использования поликарбоната для детской коррекции в Соединенных Штатах, как материал с не очень хорошими хроматическими характеристиками. 

 

Инесса Леббех: А у трайвекса? 

Татьяна Кушель: У трайвекса все хорошо, там больше 40. 

Инесса Леббех: У них как раз этот баланс хороший. 
Татьяна Кушель:
Трайвекс – материал премиум класса. Несмотря на свой невысокий показатель преломления, то есть он явно в эстетике не является number 1, во всех остальных показателях он, безусловно, материал очень хороший. 

Инесса Леббех: Переходим к теме по аберрациям. Мы знаем оптики бочкообразные, подушкообразные. Как будет именоваться линза, чтобы эти искажения нивелировать?

Татьяна Кушель: Вы намекаете, чтобы я сказала, что все искажения уберет асферическая линза.


Инесса Леббех: Но я не знаю, все или не все. 

Татьяна Кушель: Вот, все или не все. Но какую-то их часть она уберет. Смысл асферической линзы в применении поверхности второго порядка, то есть это не некие особенные поверхности. Есть линзы, которые имеют гораздо более сложные поверхности и технологии, по которым они обрабатываются. Асферика на сегодняшний день является высоким достижением в очковой оптике, но для Rodenstock это уже день вчерашний, потому что есть мультиасферические поверхности, есть более сложные, полиномиальные поверхности. 

 

Инесса Леббех: Что такое мультиасферические?

Татьяна Кушель: У асферической линзы есть такое понятие, параметр, как степень асферичности. Он определяет ее толщину, потому что асферические линзы всегда тоньше. И он определяет, насколько плоской будет эта поверхность. С точки зрения эстетики это очень привлекательно, особенно если это двойная асферика, на высоких плюсах это выглядит достойно. Но всегда надо помнить о том, что глазик маленький и кругленький, и очень плоские искусственные поверхности для него не являются наилучшим решением. Почему в контактной линзе всегда видно хорошо, отчасти. 

Инесса Леббех: Потому что она сферическая. 

Татьяна Кушель: Потому что она сферическая, маленькая и садится на глаз, там нет этого вертексного расстояния, о котором обычно оптики говорят.

Возвращаемся к понятию мультиасферики. В 2009-м году идею асферичности решили расширить для целой группы людей с астигматизмом. Дело в том, что у человека, у которого астигматизм, глаз имеет непостоянную преломляющую силу, непостоянную рефракцию. Она меняется от меридиана к меридиану. А асферика не выбирается просто так, асферика всегда привязывается к конкретной рефракции, силе линзы. А если у меня в линзе разные силы в разных меридианах, то нужны разные асферики. Идея мультиасферики заключалась в том, что для астигматических рецептов делали конструкцию с разной асферикой в каждом меридиане. 

 

Инесса Леббех: Очень сложно, я представляю, какие это технологии. 

Татьяна Кушель: А технологии все те же самые, это математика. Борьба с аберрациями и в прогрессивных линзах раньше была не на жизнь, а на смерть, кто кого победит. А сейчас она перешла совершенно на другой уровень, потому что математика нашла свое воплощение в технологии. Технология фриформ, а математика, которая создает эту поверхность, с помощью этих технологий может быть реализована. Это всегда было в расчетах, но сейчас появился инструмент, который позволяет все реализовать. 

Инесса Леббех: То есть то, что говорят в оптике, фриформ или ДС-технология – это не что-то отдельно взятое, а инструмент для более тонкой обработки линзы? 

Татьяна Кушель: Совершенно верно, с помощью математики, программ, с огромного количества формул, которые учитывают эти все аберрации. Учитывают поведение зрачка, что он увеличивается или уменьшается в зависимости от того, куда мы смотрим, освещения. Все это позволяет создать преломляющую поверхность, которая все это будет компенсировать, потому что очковые линзы – не что иное, как оптическая компенсация той несоразмерности глаза, которая есть.

Дальше возникает вопрос: мы это все нарисовали, это все есть в компьютере, как это сделать. Сделать это позволила технология фриформ или Digital технология обработки по точечной обработке линзы. 

Очковые линзы – не что иное, как оптическая компенсация той несоразмерности глаза, которая есть

Инесса Леббех: Это как индивидуальный костюмчик, покрой, получается. Вот я хочу более тонкую линзу, чтобы я в ней хорошо видела, мне поможет эта технология? 

Татьяна Кушель: Мне не хочется Вас разочаровывать, но просто технология не поможет. Комплексный подход, выбор материала с наилучшим числом Аббе, с одной стороны, и оптимальной величиной показателя преломления. Конструкция линзы, децентрация линзы, грамотный дизайн линзы, то есть распределение рефракции. Вот если это все попадет на станок с возможностью фриформ обработки, тогда Вы получите то, что Вы хотите. Это просто возможность, и всегда надо понимать, что фриформ – это не самоцель. Но при этом каждый производитель гордится тем, что у него есть фриформ станки. Это достаточно дорогое оборудование, переоснащение, серьезные затраты. Но они восполняются очень высоким качеством оптики, которую мы получаем, с одной стороны. И с другой стороны, это высокий показатель ученых, которые разрабатывают эти дизайны.

 

Инесса Леббех: Вы гордитесь своей продукцией? 

Татьяна Кушель: С гордостью могу сказать, что в 2010-м году фриформ стала ведущей технологией для линз Rodenstock. Из всего портфолио у нас есть только две линзы: одна сферическая, классическая, вторая асферическая, которая делается по традиционным технологиям. Все остальное, все прогрессивные и все так называемые офисные линзы, линзы для работы вблизи, линзы для поддержки аккомодации, линзы для вождения – все делается по технологии фриформ.


Инесса Леббех: Фриформ – это более передовая технология. Если у Вас есть возможность, то заказывайте с использованием именно этой технологии, но линзы будут подороже. Число Аббе, в идеале, должно быть большим. Но при этом индекс, чтобы мы более четко видели, у линзы должен быть маленьким. Вот этот баланс сохранить очень сложно. Понятно, что на больших диоптриях хочется, чтобы линза была потоньше. Соответственно, это будет более высокий индекс. Но тогда число Аббе будет поменьше. Вот как этот баланс сохранить?

Татьяна Кушель: Мы именно этим и занимаемся. Мы приходим к оптикам и говорим, что в очках очень важен комплексный подход. Нельзя просто предложить линзу высокого показателя преломления. Да, она будет дорогая, она даст эстетику. Всегда нужно искать решение. И это решение зависит от очень многих факторов. Оно зависит от оправы, от конструкции оправы, оно зависит от анатомических особенностей человека, которому мы изготавливаем очки. Потому что децентрация, о которой мы говорили, может очень сильно повлиять на форму линзы, ее толщину, и в конечном счете, на эстетику очков. Но при этом никогда не надо забывать о физиологии. Физиология стоит на первом месте. И вот этот баланс оптик может уже получать в определенных рекомендациях.

Каждый производитель говорит: Вы знаете, у нас линза вот этого показателя преломления, они хороши для высоких рефракций или они хороши для гиперметропов, для плюсовых очков. А эти материалы идеально поведут себя в спортивных очках. А вот эти материалы превосходно проявляют себя с точки зрения безопасности и хороших оптических характеристик для детской коррекции. Мы с оптиками именно таким образом и работаем. То есть ни оптику, ни заказчику не надо брать на себя труд разбираться во всем этом, потому что это не очень хорошее занятие, разбираться в том, о чем плохо представляешь. Вряд ли результат будет идеальный. 


Инесса Леббех: Когда Вам консультанты в оптике говорят, что эта линза на -5 в другом индексе будет выглядеть, как на -3, то это абсолютно правильное позиционирование, потому что оптики используют определенный коэффициент для пересчета. 

Татьяна Кушель: Совершенно верно, или программы. 

 

Инесса Леббех: Для того, чтобы выбрать более качественное видение и при этом сохранить эстетику, либо прислушаетесь к консультанту, либо Вы сами выбираете между высоким числом Аббе и индексом линзы. То есть то, что влияет на толщину. Что касается оправ и изготовления, то есть у плюсовой линзы край тонкий, у минусовой край толстый, и там, и там есть проблемы. В плюсовой линзе люди не хотят, чтобы увеличивало глаз визуально. В минусовой люди не хотят, чтобы видно было искажение по краям. Что можно им посоветовать, если хотят взять на винтах? 

Татьяна Кушель: Открытую оправу, безободковую оправу. Безусловно, для безободковых оправ стоит выбирать материалы с более высоким индексом. Причем это даже не зависит от силы линзы. Потому что в материале 1.6, кроме минимальной толщины и хорошей эстетики, заложены еще физические свойства линзы, позволяющие ей не ломаться, хорошо устанавливаться, мастеру проще работать с такого рода материалом. С другой стороны, если это очки для миопа и открытые, то однозначно, повышение индекса приводит к уменьшению толщины. 


Инесса Леббех: Да, более открыты, эстетический вид. 

Татьяна Кушель: Конечно, открытые очки. Для любых открытых очков выбор линзы в более высоком показателе преломления не просто разумен, а рекомендован.

 

Инесса Леббех: А что касается лески?

Татьяна Кушель: Для лески может возникнуть некая проблема, связанная со слишком маленькой толщиной плюсовой линзы по краю. И здесь существуют разные оптические, производственные возможности, когда в целом линза становится толще. Это делается в рамках разумного, чтобы и вес линзы не превысил норм, и чтобы линза не казалась излишне толстой, не давала эффект увеличения. Но такие технологические операции тоже есть, они тоже предусмотрены.


Инесса Леббех: Еще такой вопрос про спортивные очки, которые с диоптриями. У спортивных очков база нестандартная, как говорят оптики. Какой материал лучше для спортивных очков? 

Татьяна Кушель: С точки зрения безопасности, окрашенный поликарбонат является очень привлекательным материалом. Если говорить о толщине линз в спортивной оправе, из-за этой высокой базы толщина этих линз всегда выше, нежели толщина линз такой же рефракции в обычной конструкции. Поэтому здесь более привлекательными являются более высокие показатели преломления. 


Инесса Леббех: Что касается линз Rodenstock, какие у Вас самые передовые по материалам м по вот балансу числа Аббе и индексу? Что Вы можете порекомендовать?

Татьяна Кушель: Дело в том, что Rodenstock в этом году 140 лет. 140 лет компания занимается только очками, только глазами и ничем другим. Тот набор материалов, который предлагается, строится на основании того, чтобы и оптику, и заказчику не надо было мучительно искать этот баланс хороших свойств. Берется максимальный выбор материалов. Rodenstock полагает, что не надо делать ставку на этот материал, или вот этот материал, очень модный и хороший, давайте мы его будем предлагать. Надо, чтобы и у оптика, и у заказчика был максимально полный выбор материалов. И по деньгам, и по возможностям, и по конструкциям, и по рецепту и т.д. Это первый момент. И момент номер два, я уже об этом говорила и не боюсь повториться. Для каждого материала, с которым работает концерн, выбирается поставщик исходного материала с наилучшими оптическими характеристиками, чтобы получить наилучший физиологический эффект. Это принципиальная позиция Rodenstock, как производителя с очень серьезным Experience, с очень большим опытом. 

 

Инесса Леббех: У нас сегодня была интересная беседа. В гостях у нас была Татьяна Кирилловна Кушель, ведущий эксперт в нашей стране, не только в концерне Rodenstock, а по всем техническим, физическим, оптическим, математическим характеристикам линз, как мы выяснили. На сегодня все, это была программа "Оптикум", я, ее ведущая, Инесса Леббех.