Холистические принципы лечения в акушерстве и гинекологии

Гинекология

И снова здравствуйте. С вами передача «В эфире гинекология» и ее ведущий – Грачев Герман. Сегодняшняя наша передача будет посвящена холистическим принципам в акушерстве и гинекологии. После прошлой передачи, в которой мы поднимали вопросы спиральной динамики развития личности, в этой мы будем поднимать холистические принципы. Я надеюсь, что вам понравится.

Прежде всего, почему я говорю об этом? Во-первых, потому что мне это интересно. Да, мне это интересно, я считаю, что любые философские концепции, вопросы и предложения должны делать нашу жизнь лучше. В этом и заключается смысл философии – любви к мудрости. И второй момент, как же это относится с такой материалистичной наукой, практикой, ремеслом, искусством? Если уже искусство, то тут уже можно некий мостик к философии перекидывать. Как медицина, которая находится обеими ногами на земле, головой где-то витает в небесах иной раз.

 

Теория без практики мертва

Почему я начинаю, собственно говоря, поднимать эти вопросы? Я, во-первых, считаю это важным, интересным, и правильно сформированная теория позволяет практике двигаться вперед, потому что эти две вещи взаимосвязаны. Теория без практики мертва. Каким образом это происходит? Мы можем напридумывать все что угодно и в дальнейшем без практической реализации сидеть в дурдоме и рассказывать стенам, как все у вас хорошо. То есть она мертва, она неприменима в этом мире.

А практика без теории слепа. Можно двигаться вперед, но этих точек, на которые можно опираться, на которые можно ориентироваться, то есть от ошибки до ошибки. А каждая ошибка — это время, это жизни, это качество жизни, это многое. Ошибки в мире считаются не только деньгами, они считаются видами, смертями видов, выходом из биосферы целых популяций. Были динозавры. Динозавры куда-то раз – и делись. Что у них там случилось, на сегодняшний момент можно только гадать, пока машину времени не изобретем. С мамонтами что случилось, тоже непонятно. А слоны есть, слоны живут, и все у них хорошо.

Ошибки в мире считаются не только деньгами, они считаются видами, смертями видов, выходом из биосферы целых популяций

Вспоминая Кропоткина

Я думаю, вы помните, что было в прошлой передаче про спиральную динамику. Кому было интересно, тот поднял, посмотрел, разобрался. Я, кстати, посмотрел через некоторое время по поводу наших отечественных ученых исследователей, естествоиспытателей, которые тоже двигались в данном направлении. Тоже достаточно большое количество интересных дел, моментов. Один из них это Кропоткин, который дошел, я считаю, до самого конца и объединил многое. Почитайте Кропоткина, его труды. Он был не только основоположником русского анархизма, но и геологом, он был натуралистом. Он был князем, понимаете, он беспокоился немножко больше о том, о чем принято беспокоиться на сегодняшний момент. Не хлебом единым жив человек.

 

Лечение неинтеллигентных

Лечить хочется интеллигентных людей. Хотя неинтеллигентных тоже очень интересно, потому что выздоравливают они намного быстрее и задают намного меньше вопросов. Потому что трактористке Глаше просто-напросто надо, чтобы ее выслушали и назначили необходимое лечение. Поможет, не поможет – это уже следующий момент. Так вот, для того, чтобы разговаривать с вами на приеме и в жизни на одном языке, я поднимаю эти вопросы и эти темы.

Лечить неинтеллигентных тоже очень интересно, потому что выздоравливают они намного быстрее и задают намного меньше вопросов

Понятие холизма

Что же такое холистические принципы в лечении в акушерско-гинекологической практике? Что такое холизм, прежде всего? Я не буду отвлекаться, возьму Википедию и отмечу.

Холизм – это от греческого pholos, то бишь целый, цельный в широком смысле. Мы берем некую проблему в широком смысле. Позиция философии и науки по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В принципе, все достаточно просто. Давайте дальше дочитаю. В узком смысле под холизмом понимают философию целостности, разработанную южно-африканским и политическим деятелем, – откройте Википедию, посмотрите, – который вывел такой термин – холизм, и целое больше, чем сумма его частей.

 

С точки зрения целостности

Давайте приведем достаточно простой пример. Все знают сказку-притчу о трех мудрецах, которые трогали слона. Один трогает хвост, другой трогает лапу, третий трогает ухо, и каждый описывает то, что он трогает. Но в результате, а какой слон? Слон-то длинный, кожистый, широкий. Какой слон? Массивный, большой. Все они правы. Но в результате без общего целостного мнения об этом они не могут сказать, что такое слон.

И на сегодняшний момент любая наука, и медицина в том числе, углубляясь в мелочи, теряет некую целостную картину. Как же нам достичь этой картины? У меня в прошлых передачах была кинезиотерапия в акушерстве и гинекологии. Она видит целостность по-своему, с точки зрения физики. У нас еще были психологи, мы разговаривали о сексе, и там тоже были свои мнения. Секс – здоровье женщины, он тоже важен, но у каждого складывалось свое мнение. Движение – здоровье женщины, у каждого складывалось свое мнение. Психология, которая стоит уже немножко над, то есть для того, чтобы создать и объяснить какое-то более объемное целостное мнение о том или ином, надо подняться над существующей информацией.

Каким же образом это можно сделать? Объединив при помощи нашего интеллекта и создав лично свое мнение на проблему и после чего обсудив ее с коллегами, которые обладают схожими взглядами. На сегодняшний момент мы вот так, пирамидкой, и создаем внешнюю картину мира.

 

Религия как философия

Но я просто могу сказать один такой момент, может быть, сложный, может быть, нет, который заключается в том, что есть достаточно большое количество течений, в том числе философских, духовных практик, которые смотрят на мир максимально широко. Взять ту же самую религию. Религия – это тоже, по большому счету, философия, это некая духовная практика, выполняя правила которой вы можете быть счастливыми на сегодняшний момент. То же самое есть в буддизме, то же самое есть в предыдущих религиозных течениях. Есть и современные моменты, такие как философия бизнеса, материализм. Веря и соблюдая правила материалистических течений, вы можете быть счастливыми, находясь в некой структуре правил. Абсолютно искусственная религия, которая создана Аароном Хаббардом, и люди, которые находятся внутри нее, счастливы, выполняя те правила, которые он для них предложил.

Религия – это тоже философия, это некая духовная практика, выполняя правила которой вы можете быть счастливыми на сегодняшний момент

Не во всем причина – человек

Мы, так или иначе, находясь в некоем варианте медицины, находимся на стыке песочных часов. То есть мы с одной стороны, должны иметь максимально широкий образ мышления, одновременно с этим мы должны смотреть вглубь, для того чтобы осознавать причины. Не у всякого события можно осознать причины. Из-за чего я вышел на улицу, и пошел дождь. Либо из-за того, что я вышел на улицу, либо из-за того, что пошел дождь просто по гидрометеорологическим причинам, перепад давления и так далее. Не во всем причина – человек.

 

Интеллект и ответственность

Человек является всего лишь частью целого, биосферы, мира, социума, города, некой маленькой песчинкой в общем океане. Но одновременно с этим, обладая интеллектом, обладая здравым интеллектом, а может и не здравым, мы можем, так или иначе, влиять на большие конгломерации людей, на сообщества, создавать сообщества. Мы можем создавать сообщества в Интернете и так далее. Мы можем создавать организации для достижения какой-либо цели, и это было всегда.

Дальше мы можем оценивать эти организации снаружи, в общении. При помощи интеллекта, который является инструментом познания мира, для выживания вида, это абсолютно биологическая функция, просто она у нас есть, и этот интеллект есть и у собак, и у кошек, он есть и у инфузории туфельки, в конце концов. Просто уровень этого интеллекта и решения вопросов разные. Вот и все, в чем заключается проблема. У нас большие возможности, но и большая ответственность. Парадокс – чем больше у тебя свободы, тем больше у тебя ответственности. Вот она, первая часть целого.

Интеллект – это абсолютно биологическая функция, просто она у нас есть, и этот интеллект есть и у собак, и у кошек, он есть и у инфузории туфельки, в конце концов. Просто уровень этого интеллекта и решения вопросов разные

Допустим, я знаю, как отрезать аппендицит, ответственен за то, чтобы делать это правильно и хорошо, хотя, в принципе, операция для студента. И я знаю, как делать кесарево сечение, и ее должен делать фельдшер, если нужно, практически в полевых условиях. Но зная, как это делать, я имею ответственность, когда это делать по показаниям, когда это сделать так, чтобы не навредить. Опять же, в этом нет ничего сверхъестественного, и видя одно маленькое, осознаем, понимаем, расширяемся, мы расширяем свой кругозор, круг своего общения, мы расширяем круг информации.

Отлично, расширили, перешли на следующий уровень. Эти уровни могут быть достигнуты сразу. Просто-напросто захотев этого, мы можем получить информацию, потому что информация, которой мы сопротивляемся, мы ее в любом случае не запомним, она для нас будет лишняя. И исходя из этого, расширяя круг познаваемого, того, что находится вокруг нас, мы обогащаем сами себя, приобретая возможность.

Я умею водить машину, но у меня есть ответственность – правила дорожного движения. Это все очень просто, ничего в этом такого нет. При дисгармонии на этом уровне у меня много свободы, и я делаю, что хочу, но при этом у меня нет ответственности, значит кто я? Я – ребенок. Я ребенок по отношению к тому миру и по отношению к тем окружающим, которые меня окружают. Я ребенок, который рано или поздно получит свою шишку.

И из-за этого мы иногда ощущаем: а что я? То есть кризис среднего возраста. Доросли до определенного уровня, мы имеем то-се, пятое, сто пятидесятое, мы достигли неких целей, которые были поставлены либо нами, либо перед нами социумом и рядом других организаций – семья, ты сам, все остальное. Достигнув их, мы думаем: а что же дальше. А дальше саморазвитие – учиться, учиться и учиться, как говорится. И прежде всего, осознавать ответственность перед самим собой – это самое главное, когда ты должен сказать самому себе, что я это должен. Но при этом у тебя должна быть не только ответственность, но и свобода выбора. Именно в этом и заключается внутренний конфликт, который нас везде и настигает. Это лично мое мнение, ни в коем случае я его не хотел бы никому навязывать, каждый решает сам для себя. Для меня лично так жить проще.

Осознавать ответственность перед самим собой – это самое главное, когда ты должен сказать самому себе, что я это должен

Доверие и недоверие

В чем же заключаются холистические принципы в акушерстве и гинекологии в медицине в общем? Как мы уже выяснили, холизм – это то, что части целого всегда имеют меньший объем информации, чем единое целое, которое находится у нас перед глазами.

Так вот, что такое медицина? Медицина – это наука, ремесло помощи людям. У человека заболела нога. Он приходит к человеку, которому он верит, для того, чтобы он починил ему ногу. Приходит, тот ему говорит: «Да у тебя же перелом, ты где-то споткнулся, упал». Он говорит: «Нет, я не спотыкался, не падал, ничего со мной такого не было, я не помню». И тут уже у нас возникает первый принцип холизма в медицине, доверие – первый момент. «Я верю в то, что ты мне говоришь». Понимаете, в чем дело? Ты говоришь, что у тебя болит нога. Я сейчас этот момент посмотрю. Пощупал, посмотрел, разобрался, я тебе говорю: «Она у тебя сломана вследствие того, что ты упал». Ты мне в ответ говоришь: «Я не падал, у меня никаких предпосылок к этому не было».

Дальше мы начинаем, исходя из фактора недоверия. И вот здесь уже очень интересно и очень правильно необходимо строить сбор анамнеза. Этому всех медиков учат изначально. Кто, где, чего, когда, как, с каких пор заболело, с каких пор у вас данная ситуация. Это так называемый анамнез Морби, то есть история болезни не в общем смысле, а в том, в котором она есть. Исходя из этих ситуаций, мы начинаем складывать то, что реально было. И я вам могу сказать, что ситуации бывают очень интересные. В любом случае, человеку нельзя не доверять, потому что это же у него болит, правильно?

А с другой стороны, максимальная степень доверия приводит тоже к отрицательным результатам. Я начинаю закапываться в свои интеллектуальные моменты, я начинаю в голове все это дело крутить, сравнивать. И в результате что? Теряю некую путеводную нить. Доверяй, но проверяй.

У нас есть различные методы визуализации, ультразвуковые, анализы, потому что может ошибаться как один, так и второй. И мы должны обратиться к реальности для того, чтобы реальность нас не то что рассудила, а привела к правильному выводу.

Мы должны обратиться к реальности для того, чтобы реальность нас не то что рассудила, а привела к правильному выводу

История о переломе

Так вот, интересная история, которая позволит вам понять вообще целостное, мелочей нет. Человек, болит поясница.  Человек интеллигентный, работает в банке, никаких проблем нет. И тут поясница заболела, вообще ходить не может. Мужику 48 лет. Не старый еще, работать может по полной программе. И все начинают искать остеохондроз, начинают искать по позвоночнику. А болит-то поясница, никаких дополнительных нарушений нет. Ищут, ищут, лечат, лечат, на некоторое время с временным эффектом, потом раз – возвращается все обратно. Вот вам история болезни, предположим.

Дальше смотрим на человека. Человек много работает, эта ситуация у него в течение длительного времени, уже 3-4 месяцев его сопровождает. Специально привожу пример не из гинекологии, для того чтобы вам было понятно. В течение 3- 4 месяцев сопровождает его данный болевой синдром, что, где, кто, куда, как – не совсем понятно и не совсем ясно.

Следующий момент, человек работает интенсивно, в банке, большая ответственность, естественно, он как-то пытается снимать этот стресс при помощи… В спортзал не ходит, выпивает, не больше, чем все остальные, не алкоголик, социальный человек, находится в той социальной среде, в которой он вырос, в которой он живет и в которой все мы находимся.

Соответственно, ищут, ищут, в результате делают МРТ позвоночника. Но в позвоночнике ничего такого не находят. Делают ему КТ уже всего органа и находят перелом шейки бедра, представляете? А он говорит: «А я вообще не помню, как это все произошло, как это все получилось». Вот вам, пожалуйста, история. То есть он выпил, идя домой на автомате, упал, потом встал, дошел до дома, и у него началось. Кто может это предположить вообще? Нет никаких предпосылок для того, чтобы не доверять человеку. Поэтому у нас есть дополнительные методы исследования, которыми мы перепроверяем себя, прежде всего, и перепроверяем ситуацию человека.

 

История из гинекологии

Состояние, как говорится, из гинекологической практики. Это уже моя ситуация, которая была лично со мной.

Пациентка, боли в животе, делаем ультразвук, находим измененную маточную трубу, гидросальпинкс. Идем в операционную, смотрим трубы, в трубах ничего не находим, убираем параовариальную кисту и заканчиваем.

Тут уже ошибка моя заключается в том, что неправильно и не до конца провел всю ревизию органов брюшной полости. По данным ультразвука, ситуация такая же, какая и была до этого. Живот у нее не болит, все в общем и целом нормально, никаких особых проблем нет.

Проходит полгода, она приходит ко мне и говорит: «Герман Александрович, вот тут пошла на ультразвук, вроде у меня ничего не болит, все нормально, а мне ставят ту же самую ситуацию, которая было до этого». Я говорю: «Ну хорошо, давайте разбираться, думать, давайте смотреть». Проводим ей дополнительные исследования – МРТ, КТ, консультацию хирурга, короче, все, что надо, все сделали. В результате хирурги говорят: «Не наше, это гинекологическое». По данным дополнительных методов визуализации, никаких дополнительных данных у нас о том, что это не гинекология, нет.

Ну что, идем в операционную, диагностическая лапароскопия. Делаем лапароскопию, осматриваем, оказывается, это измененный аппендикс. Нет у него катаральных явлений, никаких дополнительных изменений, нет ничего, просто-напросто серозно-измененный аппендикулярный отросток, не воспаленный. Тут моя вина, я ее ни в коем случае не отрицаю, в том, что при первой операции не до конца провел ревизию органов брюшной полости, поверил излишне в себя. Вот все моменты налицо. Доверяй, но проверяй, но проверяя, доверяй.

Второй момент – несовершенство диагностики, которое привело к проведению второй операции. А уже прошла вторая операция, она была успешной, никаких проблем нет, в общем и целом все нормально. Человек же себя не знает, в конце концов. Холизм не только во взаимоотношении с человеком, но и во взаимоотношении с коллегами, к самому себе, воспринимая себя как единое целое, воспринимая свою работу как единое целое, вместе состоящую из коллег, пациентов, методов.

 

Моменты диагностики

Очень интересные моменты происходят на этапах постановки диагноза. Объясняю и рассказываю такую историю, которая была со мной.

Пациентка длительное время отсутствия наступления беременности при регулярной половой жизни без контрацепции, обследована вся, муж обследован весь, ничего нигде не найдено. Против ЭКО. Ну что ж, не хочется ему экстракорпорального оплодотворения, хотя я считаю, что метод хороший, что никаких проблем нет, дети рождаются такие же, как и после естественных беременностей и всего остального. Это просто еще один метод лечения.

Раньше от аппендицита умирали. Приходит батюшка и говорит: «На все воля Божья». Приходит врач и говорит: «Боли в животе неизлечимы, от этого умирают». И все с этим смирились, а он не смирился, поехал учиться, поучился, потом нашел, что аппендицит есть, и стали лечить, стали спасать людей. Очень интересная ситуация, по некому варианту преодоления, и себя в том числе. Ориентируясь на внутренние ценности, мы создаем внешний мир, образ и движемся вперед.

Так вот, не наступала у нее беременность, хоть ты тресни. Что там уж конкретно у нее возникало, мы еще пока просто на сегодняшний день не нашли. Но в результате она говорит: «Все, устала я от всего этого, да и денег тоже потратила». Решила успокоиться, полгода отдыхала, потом решили они усыновить. Усыновили, и через полгода она забеременела сама. Что это такое? Да, эти ситуации часто встречаются, но для того, чтобы проводить диагностику и обследование, необходимо, чтобы человек, у которого данная ситуация произошла, доверял врачу, и чтобы он к нему пришел, и чтобы они с ним вместе подумали. Человек хочет помочь в будущем людям, потому что усыновить чужого ребенка – это некий шаг и это в любом случае некий страх того, как он себя будет вести. Но беременность наступила, что было изменено? Был изменен общий образ жизни.

Появился еще один компонент, который стал на себя требовать внимания, заботы и всего остального. Что было в этом мире по-другому до этого? А это уже вопросы психологии. Еще один уровень целого, до которого мы идем и на который мы выходим при отсутствии возможностей решения проблем на этом уровне. Мы поднимаемся на уровень выше. Психология не является чем-то выше, ниже. С точки зрения интеллекта и решения вопросов – да, она является выше. Но она не может решить, от аппендицита еще никто не застрахован. Если от грыжи мы можем вести правильный образ жизни и не тягать тяжелого, то от аппендицита никто не застрахован. Он может возникнуть у любого, потому что есть достаточно большое количество внешних факторов, которые воздействуют. У аппендикса есть свои определенные функции, которые нарушаются. От гриппа тоже, от краснухи тоже. Есть моменты, которые должны решаться на одном уровне, есть моменты, которые должны решаться на другом уровне, но в результате все эти проблемы решаются вместе, сообща. Человек должен ощутить себя целостным. Так и мы тоже должны относиться к человеку, как к целому объекту, творению. Да, мы не всегда можем это себе позволить, потому что мы тоже люди. Я, конечно, прощения не прошу, раз назвался груздем, полезай в кузов, назвался медиком – давай лечи.

Да не вопрос, лечим, как получается. Стремимся, чтобы было лучше, но по факту получается все, что не происходит, оно совместно с условиями внешней среды. Я сейчас могу приводить достаточно большое количество примеров, почему у нас не получается, большое количество причин, но я их не хочу делать, потому что я хочу, чтобы было так, как надо. И я считаю, что надо думать и говорить над тем, как должно быть и что нужно сделать для того, чтобы это было.

Но один из этих моментов – это холистический принцип, холизм, существовавший в философии до XVIII века, до XIX, потом мы немножко переместились с условиями внешней среды, нам нужно было подсобраться, накопиться, с материалистической точки зрения посмотреть на мир, не проблема.

 

Этапы холизма

Дальше мы переходим опять к неким этапам холизма, но не отвергая материализм, и мы уже имеем нечто новое. И в этом смысл, и в этом заключается интерес событий, потому что мир изменяется, а изменяться отдельно невозможно. Именно в этом и заключается смысл.

С чего я начал свою первую передачу, почему мы такие, какие мы есть? Потому что мы обладаем интеллектом, и этот интеллект – это как палка о двух концах. С одной стороны, он нас приводит к некому страху окружающего мира, мы начинаем бояться, и это хорошо, потому что пальцы в розетку совать не надо, и было бы неплохо ребенку поверить в это просто так. Если бы он не засунул эти два пальца в розетку, тогда в будущем он бы более спокойно относился к электричеству при соблюдении правил техники безопасности и, может быть, стал бы отличным электриком, которых сейчас мало.

Понимаете, если я не боюсь, значит я могу к этому подойти спокойно, не придумывая каких-то мистических данных, спокойно к этому отнестись, спокойно в этом разобраться, не имея страхов за спиной, смотря вперед широко открытыми глазами. Внимательно посмотрел, разобрался, спросил у коллеги. Один коллега сказал: «Что ты суешься, что тебе, больше всех надо?» Да, не вопрос, мне больше всех надо, вот такой я человек. Один, второй, третий, потом в результате найдешь единомышленников. Именно в этом и заключается проблема – в локализации, в поиске единомышленников, в обсуждении, для того чтобы это было более или менее достоверным.

К слону вернемся, что это массивное, другой скажет еще что-то. А давайте мы потратим время, соберемся до пяти человек и этого слона пощупаем целиком. Вот нет у нас глазок, у нас есть только ручки, ножки, голова. А может потом кто-то и с глазками появится, мы поищем, просто надо выйти и сказать: «Ребята, ну в конце концов, уже есть у кого-нибудь тут зрение или нет? Давайте мы этого слона уже посмотрим, что это такое». Потому что даже слепые могут рисовать. Вы залезьте в интернет, посмотрите рисунки слепых. Это великолепно, потому что это то, как он воспринимает своим интеллектом, своим разумом, своим состоянием.

 

Холизм в медицине

Вернемся к холистическим принципам в акушерстве и гинекологии. Я много приводил примеров. Есть целые клиники на холистическом подходе, которые работают с психиатрией. Но я пока не встречал, предположим. В акушерстве и гинекологии есть перинатальные центры и есть доктора экстракорпорального оплодотворения, которые говорят, что прежде чем начать протокол ЭКО, в любом случае необходимо проведение консультации с психологом для получения дополнительных данных. Результаты улучшаются, и это реально так. Если бы этого не было, то уважаемые бы люди не расплескивали бы мозг и не просили бы вас это сделать. В это можно верить, можно не верить. Если человек, который длительное время работает и уже накопил достаточно большой объем информации, вам рекомендует, сходите, что вам, жалко, в конце концов? Вам же говорят, что у вас результаты будут лучше.

Прежде чем начать протокол ЭКО, необходимо проведение консультации с психологом для получения дополнительных данных. Результаты улучшаются, и это реально так

Холизм… в него тяжело поверить, но поверив единожды, отказаться от этого уже невозможно. Так что он употребим в кардиологии, потому что это стресс, из-за чего давление возникло. Дальше – кинезиотерапия, это один из холистических подходов. Остеопатия – это один из холистических подходов. И на сегодняшний момент это пользуется у людей популярностью. Это не волшебство, просто это не больно. Медицина, если бы она была менее болезненной, она пользовалась бы ошеломляющей популярностью. Представьте себе, мы вас лечим и при этом не делаем вам больно Великолепный маркетинговый ход. Тот, кто это сделает, будет шикарным миллиардером.

Медицина, если бы она была менее болезненной, она пользовалась бы ошеломляющей популярностью. Представьте себе, мы вас лечим и при этом не делаем вам больно Великолепный маркетинговый ход. Тот, кто это сделает, будет шикарным миллиардером

И тут уже холизм впервые вводит некое объяснение синергии – 1 + 1 = 11. То есть я хочу помочь, обладаю знанием, человек хочет помочь, нет у него знаний, но у него есть желание. Процесс получается непрерывным, а непрерывный процесс лечения – это очень важно. Ни одну сиделку не посадишь, чтобы она 24 часа наблюдала, это еще введение в структуру дополнительного человека, дополнительной траты, и не факт, что она этим будет заниматься. Человек 24 часа в сутки себя курирует, мы включаемся на неких этапах, корректируя это дело и учась сами для будущего. И в результате что у нас получается? Чем больше мы знаем, тем больше мы можем сделать, тем больше мы можем совершить. Вот, собственно говоря, простой холистический подход для решения сложных проблем. Для этого надо захотеть, прежде всего, поверить – второй момент, и третий момент – почувствовать зачем, почувствовать куда, почувствовать, как осознание того, что слон – это слон.

Соответственно, зачем – и это самое главное, самое важное во всем, для того чтобы жить, для того чтобы делать. Ощутив самого себя, мы понимаем, что мы – часть мира, и делаем этот мир немножко лучше, хотя бы на одного самого себя он уже сделан лучше. И я считаю, что в этом основной смысл. Спасибо вам огромное за внимание. Да, сумбурно, но, я думаю, мы будем возвращаться к этим моментам. Здоровья, удачи и счастья. До новых встреч в эфире, до свидания.