Стомпорт - многофункциональная площадка, посвящённая стоматологии

Стоматология

Екатерина Крюкова: Это программа «Онлайн приём». В студии сегодня Максим Винокуров, врач-стоматолог-хирург, медицинский координатор портала и учебного центра «Стомпорт».  «Стомпорт» – это многофункциональная площадка, посвящённая стоматологии. Мы сегодня будем обсуждать её цели и задачи.

Расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое «Стомпорт», какие цели решает, по какому адресу можно выйти?

Максим Винокуров: Начну с последнего вопроса, по какому адресу: stomport.ru. Какие задачи решает наш портал, 2-мя словами не описать. Слово «многофункциональная» здесь, наверное, ключевое. Это как площадка для самовыражения докторов, для выкладывания их клинических случаев, адресованных как пациентам, так и коллегам. Это площадка, где пациенты могут найти ответы на вопросы, которые их интересуют. Это площадка для торговых представителей, для зубных техников, для лабораторий. В общем, 2-мя словами не описать. Возможности, действительно, очень большие.

 

Екатерина Крюкова:  Но, всё-таки, 2 ключевых раздела: для пациентов и для докторов с соответствующими целями?

Максим Винокуров: 2-мя словами если описать, то можно свести, да.

 

Екатерина Крюкова:  Давайте начнём с пациентов, потому что они нас, скорее всего, и смотрят. Зачем нужно заходить на Стомпорт, что можно интеерсного найти, какого врача подобрать, если есть такая возможность?

Максим Винокуров: Возможностей для пациента там очень-очень много. Первое, что может найти пациент, это либо нужную клинику, либо нужного врача. В принципе, поиск может быть совершенно различным: либо найти специалистов в своём городе, которые занимаются, допустим, винирами или ортодонтией, второе – либо найти клинику, которая поближе к дому, где были бы все специалисты, необходимые данному человеку. Следующий момент – можно самому себе поставить диагноз по специально разработанному алгоритму. Есть тест-опросник, по которому пациент, отвечая на вопросы, можно получить ответы на свои вопросы.

 

Екатерина Крюкова:  А что можно узнать? Про кариес всякие интересные факты?

Максим Винокуров: Допустим, пациента беспокоит запах изо рта. Он открывает опросник, отвечает на ряд вопросов, которые там обозначены, и в конце получает приблизительно ту причину, которая может это вызвать. Тот же запах изо рта может быть вызван заболеванием желудка, может быть разрушенный зуб, может быть это заболевание десен. Алгоритм был испытан врачами-профессионалами, и он действующий. Это не какие-то ложные данные, они, действительно, соответствуют тому, что можно получить у практикующего врача на приёме.

Если хочется пообщаться с доктором онлайн, есть возможность онлайн-консультаций, причём, вопрос может быть задан как адресно какому-то специалисту, так и, что называется, «крик в толпу» и на форуме специалисты с радостью ответят, пообсуждают, посоветуют, куда можно со своим вопросом обратиться. В таком направлении уже много-много лет в русскоязычном интернете существуют форумы, адресованные пациентам, специалистам.

Плюс, на нашем портале можно найти клинику или врача по такому меркантильному вопросу, как цены. Винир за 60 000 может не каждый себе позволить, а за 20 000 рублей, если где-то проходит акция, вполне можно у нас получить информацию. Есть специальный раздел «Акции», где пациент может найти то, что его интересует.

Пациент через портал Стомпорт может подобрать для себя как клинику, так и доктора, может сравнить цены или задать вопрос

Екатерина Крюкова:  Участвуют все города России, не только Москва?

Максим Винокуров: Более того, не только Россия. Сайт написан на русском языке, общение предполагается на русском языке, но русскоязычная аудитория – это не только Россия и не только СНГ. Если скажем, русскоязычный доктор сидит где-то в Лиссабоне или Нью-Йорке и русскоязычный пациент, не говорящий на местном языке, хочет получить лечение у своего бывшего соотечественника, то почему бы нет? Они там найдут друг друга, а мы им поможем.

 

Екатерина Крюкова: Максим, несмотря на то, что у нас интернет есть, и форумы, люди продолжают заниматься сарафанным радио, рассказывать друг другу о хороших стоматологах и это остаётся проблемой, потому что «я лечился у стоматолога, потом переехал, не могу найти нового, этот дерёт деньги». Насколько у вас широко предоставлен возможный выбор и как вы страхуетесь от неквалифицированных докторов, от их регистрации на портале? Какой-то фильтр, может быть, есть?

Максим Винокуров: Почему-то невольно вспомнились слова Иосифа Виссарионовича Сталина о том, что хороших врачей прокормит народ. Есть базовый фильтр при регистрации на сайте для специалистов. Проходя регистрацию, врач должен ответить на несколько вопросов. Это не совсем определяет уровень квалификации врача, это, скорее, защита от шарлатанов, которые, не имея ни малейшего медицинского образования, будут пользоваться нашим ресурсом для корыстного незаконного обогащения.

Как можно определить доктора? Во-первых, это рейтинг. У доктора есть определённое положение в нашей таблице, которая выходит по поиску. Второй момент, пациент может на профиле доктора посмотреть его работы, примеры работ «до» и «после». Если ему нравится результат, он может обратиться. Встретившись с доктором очно в его клинике, всегда можно вернуться, есть путь назад. В настоящее время медицина устроена таким образом, что пациента никто не хватает, не привязывает, и всегда лечение — это дело добровольное. В любой момент, если у пациента возникло сомнение, он может пойти, проконсультироваться в другую клинику.

Но, вы правильно заметили про сарафанное радио, это рекомендации знакомых, друзей. Мы, врачи, зачастую точно так же ищем врачей для себя, потому что не секрет, что мы не только врачи, но мы ещё и люди, и зачастую, бываем пациентами. Поэтому, сарафанное радио — это, наверное, самый, с одной стороны, древний, но, с другой стороны это метод, который будет ещё долгие, долгие годы, если не всегда. Интернет всего лишь даёт возможность для людей выйти на нужного специалиста по рекомендации, найти его через другой ресурс. Ресурсов для поиска сейчас очень-очень много.

 

Екатерина Крюкова:  Сразу встаёт проблема ангажированности таких ресурсов. На каждом подобном сайте будет подобран ряд клиник, ряд специалистов-любимчиков. Про них будут написаны лестные отзывы, а все остальные клиники, возможно, известные, возможно, неплохие, будут почему-то проигнорированы. Мы, в принципе, не имеем большого ресурса, который объединял бы все существующие клиники, например, города Москвы, если сравнивать по всем перечисленным вами критериям.

Максим Винокуров: Мы не ставим задачей охватить все клиники Москвы. Регистрация на нашем сайте – дело добровольное и она исходит не от создателей сайта, она исходит от самих участников. Допустим, зарегистрировался врач, он работает в одной клинике, которая зарегистрирована, но он работает ещё в другой клинике, и он подходит к учредителю и говорит: «Иван Иванович! Есть такой портал, я там зарегистрирован, давайте, мы клинику тоже зарегистрируем, чтобы в моих контактах было ещё это место, тогда пациенты будут приходить ещё из этого источника».

 

Екатерина Крюкова: Хорошо «заливают» фотографии? Репрезентативно получается? Есть, из чего выбрать в итоге пациенту? Много вариантов конечных согласно его критериям поиска?

Максим Винокуров:  Мы не можем заставлять докторов выкладывать какие-то кейсы. Есть доктора, которые активно делятся своими работами, имеют техническую возможность задокументировать, сделать видео, сделать фотографию, написать статью. Есть доктора, которые более пассивно относятся.

 

Екатерина Крюкова:  Есть такой момент, в целом, в медицине, я с ним не согласна, когда врачи говорят: «Хороший врач в рекламе не нуждается! Хороший врач в Инстаграм не будет заливать свои работы, свои фотографии! Это не нужно, к нему придут самостоятельно, у него запись на полгода, на 2 года вперёд». Мне кажется, это тупиковый путь и почему бы всем не видеть твои хорошие работы?

Максим Винокуров: Есть правда во всём, и в том, чтобы заниматься самопродвижением, и в том, чтобы получать заслуженные отзывы от своих пациентов. Бывает ещё такой момент, когда отзывы от пациентов, что врач хороший, не совсем объективны. Они базируются не на действительно медицинских моментах. Они пришли, врач подошёл, сделал 2 пасса руками, отрезал то, что мешало, и пациент навсегда забыл об этом заболевании. Я, допустим, понимаю, что врач хороший, он вылечил человека. Есть, к сожалению, такие врачи, кто «залечивают» пациента до старости, не вылечивают, а просто его ведут. Как тот анекдот про молодого еврейского врача, который вылечил папиного пациента и в итоге разорил всю семью. К сожалению, рекомендации получают как раз от таких пациентов, которых лечат-лечат-лечат-лечат, и говорят: хороший доктор, 30 лет у него один зуб лечу! А другой бы за раз вылечил.

 

Екатерина Крюкова:  Вы, как соучредитель, видите какие-то ещё варианты коммуникации с пациентами, как можно улучшить Стомпорт в этом отношении, или пока всё здорово?

Максим Винокуров: Видим, мы постоянно работаем над этим. Есть новые задумки, я не буду пока раскрывать секретов, но в этом направлении работа ведётся постоянно.

 

Екатерина Крюкова:  Хорошо. Давайте, поговорим о второй части портала, созданной для врачей. Какие профиты можно из этого извлечь практикующему врачу-стоматологу, или технику, или продавцу, поставщику?

Максим Винокуров: Давайте, начнём с того, с чего начали разговор, с коммуникации с пациентом. Первое, это привлечение пациентов для своей клиники. Соответственно, чтобы пациенты увидели, распробовали и захотели прийти, нужно иметь грамотно заполненный профиль, или быть привлекательным для пациента. Второй момент — это коммуникация между специалистами, можно делать на форуме, можно смотреть работы других специалистов. Есть у нас подписка, когда раз в неделю приходит подборка интересных публикаций за неделю. Мы за наших докторов, за нашу аудиторию подбираем статьи, которые ему будут интересны. Заранее человек ставит галочки, какие темы ему интересны. Допустим, мне, как хирургу, не очень интересна детская стоматология, поэтому подписка по этому разделу мне не приходит. Соответственно, каждый специалист подбирает темы, которые ему актуальны. Следующий момент — это форум. На форуме можно обсудить какие-то насущные вопросы. Есть закрытые разделы, чисто для специалистов, куда пациентам вход закрыт, и есть открытые разделы, где можно вместе с пациентами что-то пообсуждать.

 

Екатерина Крюкова:  Я сегодня была на нескольких подобных форумах, хочу зрителям объяснить. Очень распространённый формат, у врачей возникает потребность общаться, обсуждать сложные случаи. Люди выкладывают какие-то косяки, в том числе, врачи ошибаются, и это всё коллегиально обсуждается, приходят к какой-то истине. Это здорово.

Максим Винокуров: Я хочу отдать дань сегодняшнему дню, настоящему времени. Нельзя не согласиться с фактом, что в настоящее время львиную долю интернета занимают соцсети. Мне самому удобен формат, когда есть профильные группы в Вконтакте, в Фейсбуке, и можно в закрытых группах пообсуждать клинические случаи, полюбоваться работами коллег. Но у данных групп есть один недостаток: при всей мобильности, при моментальном доступе к публикации, есть недостаток, что публикации месячной давности там уже не найти. Особенно, если группа активная, есть площадки 20 000 – 40 000 участников; что было написано месяц назад, неделю назад, иногда даже 2 дня назад – найти, практически, нереально. На сайтах такая информация хранится и найти её очень легко.

 

Екатерина Крюкова:  Вы сказали, что клинике важно сделать себя привлекательной на интернет-профиле. У меня встал вопрос: как, по-вашему, сложно ли открыть клинику, начать всё с нуля и сделать, например, через Стомпорт и пропиариться достаточным образом, чтобы наработать какую-то клиентскую базу? У вас происходят такие случаи?

Максим Винокуров: Я не могу ответить на вопрос, что кто-то открывал клинику и начинал пиариться именно с нас. Всё-таки, пиар-компания должна быть цельной и многопрофильной. Наш портал, как один из инструментов, мы с радостью предоставим. Но, должен заниматься специалист, который в этом понимает и который сделает действительно правильные шаги, чтобы клиника достаточно быстро завоевала авторитет. Конечно, специалисты, которые работают в клинике, должны соответствовать, потому что завлечь людей в клинику – это полдела, их важно еще удержать, а ещё более важно, чтобы пациентам понравилось, и они начали рекомендовать свои друзьям, родственникам, коллегам посещать эти клиники. Но всё, что от нас зависит, конечно же, мы с радостью предоставим.

 

Екатерина Крюкова:  Вы мне скажите: участники, врачи ваш портала, скорее, будут молодые специалисты? Это и хорошо, но это и вопрос для пациентов, потому что, в принципе, молодым врачам мало доверяют, всегда возникают вопросы: «А что у вас такое лицо? А вы сколько учились? А вы вчера со скамьи?» Как научиться доверять новым врачам, новым клиникам? Можно ли это вообще делать, или лучше не рисковать?

Максим Винокуров: Я знаю много очень молодых врачей, своих коллег, видел их работы. Да, такая проблема, что доктор молодой, или что доктор женщина, или что доктор нерусский. Но, когда ты работаешь бок о бок с человеком, ты видишь, что он, при своём молодом возрасте, очень талантливый специалист, он педант в работе. Он, с одной стороны, педантичный, с другой стороны, креативный, и бывает очень обидно, когда идёт такое лицемерное обсуждение. Но, такого рода площадки позволяют даже молодым докторам показать: «А я могу вот так! Это моя работа. Я это сделал в прошлом году, это сделал 2 года назад, а вот это – только-только закончил». Такие публикации позволяют преодолеть барьер и заслужить авторитет, которого, действительно, этот доктор достоин.

Вопрос про то, почему доктора в возрасте не пользуются площадками? Здесь скорее вопрос о том, насколько вообще люди в возрасте активно пользуются интернетом. То есть, это вопрос поколений. Хотя, мой отец с 1990-х годов уже пользовался интернетом и компьютером, и участвовал во всех соцсетях, каких только можно.

 

Екатерина Крюкова: Наверное, к третьей части перейдём, это образовательный портал для врачей-медиков. Можно пройти семинары, можно записаться на лекцию, что-то такое, образование, онлайн-образование. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Максим Винокуров: Давайте, начнём с онлайн-образования. Те статьи, те клинические случаи, какие-то обзорные публикации, которые делают доктора на сайте, они сами по себе являются обменом мнениями и это уже образование для врачей. В споре рождается истина. В этом цель всех групп, всех сайтов, которые посвящены данной тематике. К сожалению, темы вебинаров пока мы ещё не освоили, не знаю, будем ли мы заниматься в ближайшее время, у нас офлайн-образование. У нас есть учебный центр, в котором в разных форматах происходит непрерывное обучение докторов. Каждую неделю у нас по 2, по 3 курса проходят, однодневные-двухдневные лекции, мастер-классы. То есть это основной акцент учебного центра.

Портал даёт возможность общаться докторам между собой, обсуждать профессиональные моменты и сохранять информацию

Екатерина Крюкова:  Касаясь предыдущих вопросов о молодых врачах. Почему так много семинаров, вообще, на рынке? Не получается ли так, что знания вчерашних студентов несостоятельны, недостаточны, что им нужно постоянно учиться, что они совершенно несформированные врачи-стоматологи на сегодняшний день? Им нужно обращаться к вам, им нужно платить деньги за семинар. Почему так?

Максим Винокуров: К сожалению, этот вопрос очень-очень глубокий и ответа на него однозначно дать, наверное, не в состоянии никто. Моё мнение - в целом знания в стоматологии развиваются семимильными шагами. Специалист, который закончил 5 лет назад, 10 лет назад, его учили работать по определёнными методиками. Сегодня эти методики не то что неактуальны, уже признано, что некоторые методики вредны. То, что мы делали с чистой совестью несколько лет назад, думая, что мы творим благо, оказывается, на самом деле, что мы вредили. Сегодня мы, зачастую, переделываем работы, сделанные несколько лет назад нами с энтузиазмом в глазах. Знания, которые даются в ВУЗе, даже фундаментальные знания таких дисциплин, как анатомия, физиология, гистология – они, и то претерпевают какие-то изменения.

 

Екатерина Крюкова: Устаревают уже по мере обучения.

Максим Винокуров: Базовые не так сильно устаревают, но знания клинических дисциплин, особенно в стоматологии, каждый год, фактически, процентов на 30 – 50 приходится обновлять.

 

Екатерина Крюкова: В стоматологии особая, наверное, ситуация, потому что стоматологи наиболее привязаны к инструментам, расходным материалам, они меняются каждый день это определяет местный рынок, а не собственно врачи. Постоянно меняются протоколы использования.

Максим Винокуров: Открываются новые возможности. Допустим, на сегодняшний день, если мы возьмём цифровые слепки. Раньше, для того, чтобы снять оттиск с зуба, надо было замешать гипс, либо альгинатную массу, либо силикон, внести в ложке в рот пациенту, подождать несколько минут, потом отлить модель из гипса, подождать ещё полчаса, пока она будет готова, то сегодня на смену таким технологиям приходит цифра. Цифровой сканер заводится в рот, и он фотографирует в 3-хмерном режиме весь рельеф полости рта: зуб, десна, кость, язык – всё, что вы пожелаете, ещё и в цвете всё покажет. К сожалению, пока цифровые технологии во многом проигрывают в точности, но, мне кажется, это вопрос времени. Пройдёт год – два – три, может быть, пять лет, и все будут пользоваться цифровыми технологиями. Имплантация, допустим, несколько лет назад, скажем, лет 10, это была экзотика. На сегодняшний день имплантация зубов – это настолько рутинная и предсказуемая операция, что бояться её не нужно совершенно. Уменьшились противопоказания, увеличились показания, какие-то интересные предложения по решению клинических случаев появились. Для того, чтобы этой информацией владеть, нужно общаться, общаться, общаться. Если посмотрите по численности групп по разным профилям в том же Фейсбуке, наверное, группы стоматологов – самые многочисленные, потому что мы любим общаться.

 

Екатерина Крюкова:  Не возникает ситуация, что это угнетает некоторых стоматологов? Он думает: «Опять у Nobel новый имплант вышел, нужно учиться его ставить, опять попадать в копейку, опять учиться. Надоело, не могу». Постоянно нужно развиваться в прямом смысле слова, не утрирую. Это всем подходит? Все ли врачи остаются практиковать? Может быть, некоторые начинают халтурить и делать по-старому. Как тут ситуация?

Максим Винокуров: Вопрос, что лучше: новый имплантат от Nobel, старый имплантат от Nobel – это каждый специалист решит для себя. Допустим, я знаю специалистов, которые работают с имплантатами того же Nobel выпуска 20 лет назад, как выпустили модель, и он размышляет: «А зачем мне менять? Я вижу результаты работы 20-летней давности. Они стоят. Зачем я буду менять на что-то новое?» Другой доктор, увидев новую модель, скажет: «Да, это то, чего я ждал! Меня не устраивал предыдущий. Именно такой дизайн мне очень-очень нравится». Это возможность выбора. Каждый, используя новые знания, выбирает, нужны они ему или нет. Это движение. Кто-то покупает саму-самую последнюю модель BMW, кто-то ездит прекрасно на старой модели BMW. Это выбор каждого. Прекрасно, что сегодня он у нас есть.

 

Екатерина Крюкова:  В сетевых клиниках, наверное, есть стандарты, под которые руководство подгоняет свои кадры?

Максим Винокуров: Зависит от того, как устроена сеть. Я в своё время сам участвовал в разработке стандарта для сети, в которой работал – по хирургии, по имплантологии. Если организация думающая, грамотная, то эти стандарты будут устраивать всех грамотных докторов. Есть доктора, кто предпочитает открытый синус-лифтинг по такой-то методике, есть доктора, которые говорят: нет, я синус-лифтинг не делаю, но я буду делать скуловые имплантаты в таких-то случаях. Здесь задача руководства, чтобы как-то и волки были целы, и овцы сыты. Ключевой момент – думающие и грамотные специалисты. Конечно, если человек только пришёл после института и машет шашкой хочу то, я хочу сё – наверное, от такого фанатизма нужно немного себя предохранить.

В сетевых клиниках ещё есть свои учебные центры. У нас в стране очень много стоматологов, и, чем больше учебных центров, тем больше вероятность того, что доктор попадётся грамотный, тем больше у докторов будет возможность находиться на гребне волны, владеть современными знаниями. Ведь, в чём ещё не может помочь интернет, это в том, что, когда учитель на курсе подходит к ученику и поправляет ему руку: здесь надо делать вот так, здесь ты ошибаешься. Поэтому, аудитория мастер-классов не иссякает, люди приходят за год раз по 5 одни и те же люди на разные темы. Наверное, это будет долго, это будет столько, сколько будет существовать медицина.

 

Екатерина Крюкова: То есть, в принципе, если взять 5 современных клиник, полностью единообразных подходов, полностью одних и тех же расходников не будет, у каждого даже отдельного врача, будет свой подход, который он находит комфортным, приемлемым и так далее, и тому подобное.

Максим Винокуров: Да, да, совершенно с вами согласен. Есть внутриколлегиальные полусерьёзные, полушуточные баталии на тему, что лучше, Nobel или Astra, что лучше, E.max или цирконий, ортодонтия такая или сякая. На самом деле, работает у каждого врача та методика, которая лучше работает в его руках, как бы тавтологично не звучало, у кого как заточены руки и голова.

У каждого врача лучше всего работает та методика, которая лучше работает в его руках

Екатерина Крюкова:  Суммируя всё сказанное, пациенту нужно знать о таких деталях: Nobel, не Nobel, как долго с ним работает врач? Здесь вопрос доверия, или рассудок, всё-таки, должен включаться?

Максим Винокуров: Совершенно в точку. Знать, чем имплантаты друг от друга отличаются, что поставить лучше – это, наверное, всё-таки обязанность доктора. Пациенту в данном случае не надо погружаться в детали, здесь вопрос доверия к тому профессионалу, к которому вы пришли. Допустим, я для себя решил, что если мне понадобится поставить имплантат, при всей моей любви к имплантатам Nobel, я, придя к специалисту, которому я доверяю, скажу: «Иван Иванович, что считаешь нужным, то и поставь», потому что его руки будут работать под ту систему, с которой он привык работать.

 

Екатерина Крюкова:  Я буквально сегодня наткнулась на форуме, не на вашем: «У нас были в клинике, нужно использовать». Человек должен был использовать один материал, разновидность, аналог, потому что его рабочее место уже укомплектовано, ему нужно использовать. В результате он допустил ошибку, которая повлияла на конечный результат. С этим, мне кажется, фантастические должны быть проблемы.

Максим Винокуров: Вспомнился фильм «Царство небесное», там был задан вопрос царём главному персонажу, на что тот ответил: «Ты можешь выполнять приказы своего короля и быть прекрасным подданным, но за все свои деяния ты будешь отвечать перед Богом». Соответственно, можно выполнять распоряжения по клинике, какими бы они нелепыми не были, но своё имя, свой авторитет и свою совесть спрятать нельзя никуда, надо работать так, чтобы не было стыдно перед собой. Поэтому, есть материалы, которые конкурируют между собой, но оба достойны. Если привык работать с одним материалом, но есть у него непосредственно конкурент, равный по качеству, здесь, наверное, можно рассмотреть вариант. Неангажированные доктора, как правило, свой выбор делают объективно. Если выбирать между качественным продуктом и продуктом сомнительного качества – наверное, всё-таки, лучше выбрать первое. Всё-таки, мы, хоть и на зубах, но работаем со здоровьем людей.

 

Екатерина Крюкова:  Я хочу побольше расспросить вас об отношениях стоматолог – пациент. Это дискуссионная тема, потому что у людей каждый день может болеть зуб, может каждый день появляться кариозные отложения. Мы постоянно обращаемся, постоянно относим деньги, на этот счёт много анекдотов, много народного фольклора, что стоматологи жадные, ушлые, всё не так, всё не то. Как вы находите уровень коммуникации? Что можно сделать лучше, что можно сделать хуже? Правдиво ли мнение о том, что стоматология никогда не станет доступной, потому что, опять же, мы все завязаны на расходниках, на производственном рынке, который всё это делает, что Советского Союза можно не ждать, как кому-то хотелось бы.

Максим Винокуров: Миф о том, что стоматологи – хапуги, жадины и вообще их надо раскулачить, имеет место быть. Подошёл врач, что-то поколдовал – с вас 5000 рублей за пломбочку. Плюс, ещё серия фильмов, сеть скандалов, связанных с удалением 22-х зубов. Но, на самом деле, люди же не знают, какие деньги вложены в тот кабинет, в котором врач ведёт приём. Сколько стоит недвижимость в Москве? Сколько стоит кресло? Нормальное кресло стоит около миллиона, микроскоп – полтора миллиона. Обучение, зарплата той же медсестры, администратора – это всё складывается в определённую сумму, и врач, чтобы хотя бы поддержать всё на плаву, обязан какую-то минимальную цену выставить, иначе прогорит и завтра там уже стоматологии не будет.

 

Екатерина Крюкова:  Но где-то ж всё-таки находятся врачи с пломбой за 1000 рублей. Откуда складывается такое ценообразование? Понятно, что это неадекватная ситуация.

Максим Винокуров: Скорее всего, на карман, мимо руководителя это кладётся прямо в карман доктору. Это уже мошенничество.

 

Екатерина Крюкова:  В клинике такой цены не может быть?

Максим Винокуров: В клинике, если это какая-то супер-мега-акция… Опять же, приходя в клинику, посмотрите, оглянитесь вокруг: нет ли там клопов, тараканов, крыс, доктор в чём принимает – в халате, или в домашнем халате. Есть ли у вас доверие к клинике? Может быть, ваш брат работает в этой клинике, и он только для вас за 1000 рублей это делает. Куча разных деталей, нюансов. Где-то, может, за 1000 и можно сделать, но моё мнение, что пломба меньше 3000 рублей не может стоить.

 

Екатерина Крюкова:  Это, наверное, нужно объяснять; опять же, к вопросу Стомпорта, к вопросу образовательной площадки, общения между клиентами и врачами. Объяснить: ребята, просто не может быть пломбы дешевле 3000 руб., мы не пытаемся ваши карманы вычистить. Мы плохо понимаем, что происходит во рту, потому что мы это не видим: что нам закладывают, как нам засвечивают, какой микроскоп используют. Здесь, опять же, вопрос коммуникации.

Максим Винокуров: Нужно понимать для себя внутри, что речь идёт о вашем здоровье, о вашей безопасности. Вы же не хотите после приёма получить в кровь вирус, которого до приёма не было. Поэтому, в клинике должны быть все лицензии, сертификаты, чтобы хоть как-то видеть, что государство контролирует, что хотя бы минимальные требования по безопасности там есть. Есть дипломы на стене, что врачи учатся постоянно, есть отзывы в интернете о работе, есть примеры работ.

Пример из моей жизни. Я приезжаю на техобслуживание автомобиля, уже привык, что к заявленным 9000 рублям добавится ещё 9000 рублей, потому что мастер во время диагностики что-то ещё найдёт. Не знаю, действительно ли, или он придумал, но я ему доверяю. Потому что мне не хочется оказаться в ситуации: «А, ты хотел меня провести? Делай что должен, я тебе ничего сверху не заплачу», а потом на дороге – бац, и что-то отвалилась, и последняя мысль в моей жизни будет: «Эх, надо было всё-таки довериться!»

 

Екатерина Крюкова:  А что знаете об отзывах, на самом деле, в интернете?

Максим Винокуров: Здесь зависит от каждого конкретного доктора, кто как их формирует. Кто-то общается с пациентами и просит их: пожалуйста, если не затруднит, оставьте отзывы на таких-то ресурсах. Кто-то ни о чём не просит и отзывы возникают спонтанно, как порыв души благодарного пациента. Чего скрывать, бывает и такое, что доктора сами сидят, пишут о себе отзывы, в основном, конечно, положительные, отрицательными себя не награждают.

 

Екатерина Крюкова: У вас в целом есть какие-то рекомендации по выбору клиники, по поводу врачей? Вообще, стоит ли выбирать клинику и врача конкретного, интересующего? На что стоит обратить внимание в первую очередь, что для вас гарантом безопасности, что вы посоветуете потребителям?

Максим Винокуров: Сейчас нас окружает огромное количество информации, эту информацию нужно использовать в полном объёме. Во-первых, сарафанное радио, его нужно использовать в первую очередь. Посмотрите, что рекомендуют вам ваши друзья, посмотрите на их улыбку, как они улыбаются, потому что может говорить, что доктор очень хороший, а при этом у вашего друга и зубов-то нет. Или, наоборот, ругает доктора, а зубы хорошие. Второй момент: посмотрите на разных ресурсах эту клинику, есть ли у неё сайт вообще? Как сайт оформлен, много ли информации вы можете на сайте почерпнуть? Посмотрите отзывы, но отзывы лучше такие, которые привязаны к реальному аккаунту, то есть, аккаунту в Фейсбуке, в Вконтакте, чтоб можно было, действительно, списаться с человеком и проверить, реальный он, или нет. Конечно, сходить на консультацию и до начала манипуляции десять раз проверить.

 

Екатерина Крюкова:  Допустим, человек решил себе совершить ортодонтическое лечение и присматривает клинику. Он выбирает между 5-ю клиниками, идёт на консультацию в каждую. Мне кажется, будет правильно выбрать те клиники, в которых вам сказали одно и то же: мы придём к результату вот таким-то путём. То есть, когда совпали мнения 2-х клиник, это значит, что врачи действуют по протоколу, что у них есть здравое понимание ситуации, клинической картины и человеку из 5-ти останется выбрать между 2-мя клиниками, если в других 3-х ему сказали отсебятину, предположим, если говорить грубо.

Максим Винокуров: Помните анекдот: «Миллионы мух не могут ошибаться». Бывает, что, допустим, в этих 2-х клиниках могут быть устаревшие знания, и ещё есть анекдот: «В Израиле, если пациенту доктор поставил диагноз рак, то пациент идёт к другому доктору». Мы подсознательно хотим то вмешательство, которое менее травматично и которое нам кажется более лёгким и спокойным. Но это не всегда то, что действительно нужно нам, или мы этого хотим, но нам нужно не это. Зачастую бывает доктор, который предлагает самое кровавое, самое серьёзное, самое многоэтапное и самое дорогое лечение, иногда бывает, что его подход самый правильный в вашем случае. Бывает так, что это накрутка, развод, но искать по принципу, где дешевле, в стоматологии точно нельзя. Ориентироваться я предлагаю на среднюю стоимость по рынку. Это маркер, что там будет хорошо, ровно, безопасно и достаточное качество, которое вас устроит.

 

Екатерина Крюкова:  Давайте последний вопрос. Как вы видите Стомпорт в будущем в идеале. Вы сказали, что не будете рассказывать детали, но, всё-таки, каких целей вам хотелось бы достигнуть в программе-максимум этим ресурсом?

Максим Винокуров: Кем мы видим себя через 10 лет? Помечтал… Представил… Не расскажу! На самом деле, боюсь загадывать. Что будет – то будет.

 

Екатерина Крюкова:  Спасибо вам! В студии был Максим Винокуров, врач-стоматолог-хирург, медицинский координатор портала и учебного центра «Стомпорт».  Я, Екатерина Крюкова.