Телемедицинские технологии

Медицинские технологии

М. Муслимов:

Добрый вечер, дорогие друзья, с Вами Муслим Муслимов на канале Медиадоктор в программе "Медицинский менеджмент". В гостях у меня Горнастолёв Дмитрий Игоревич, медицинский директор МЕДСКАН. Здравствуйте, Дмитрий. 

Д. Горнастолёв:

Здравствуйте, Муслим. 

М. Муслимов:

Прежде всего, хотел поблагодарить Вас за то, что нашли время и посетили нашу передачу. Я знаю, что компания МЕДСКАН достаточно бурно развивающаяся организация, которая направлена на диагностику и небольшое лечение, так скажем, пациентов. Хотел бы, чтобы Вы обязательно затронули эту тему. Но первый мой вопрос традиционный, как Вы относитесь к трендам в здравохранении, какие тренды Вы видите? Что, на Ваш взгляд, сработает через пять лет, и что сейчас наши пациенты в виде трендов в здравохранении могут ощутить на себе?

Д. Горнастолёв:

Спасибо за вопрос Муслим. Тренды, конечно, современные известны всем. Сейчас на устах у всех телемедицинские технологии, они бурно развиваются, обсуждаемы. 27-го числа Президентом подписан федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные нормы, в том числе в 323-й федеральный закон об основах охраны здоровья граждан. Он урегулировал некоторые аспекты телемедицинских технологий и, мне кажется, внёс определённую ясность в этом вопросе, чем сейчас можно заниматься в рамках телемедицины, чем нельзя заниматься в рамках телемедицины. Конечно, мне кажется, современное здравохранение будет двигаться по пути этого тренда, осваивать эту новую нишу в здравоохранении. Конечно, будут развиваться современные технологии, они каждый день нас преследуют, иногда опережают наши мысли и дают нам понять, что ещё столько всего неизведанного, столько можно постичь в этой отрасли и использовать в своей работе.

М. Муслимов:

 Скажите, если говорить о телемедицинских консультациях, сейчас, что она из себя представляет. 

Д. Горнастолёв:

До вступления закона в силу, по сути, эта телемедицинская консультация была, можно сказать, B2B.  То есть она была между врачом и врачом. И была направлена только на консультации конкретных медицинских случаев, обсуждение случаев, скажем так, региональных центров с федеральными центрами. Давала возможность обсудить сложные клинические ситуации, поделиться изображениями, выписками по защищённым каналам связи. Сейчас это немножко другой тренд, появляется тренд B2C, мы тогда таким образом даём возможность пациенту общаться напрямую с врачом посредством телемедицинских технологий. То есть даём ему инструмент дистанционно общаться с врачом, и точно так же обсуждать какие-то результаты обследований, может быть, медицинские диагностические изображения. 

М. Муслимов:

Дмитрий, существует такая позиция в законе о том, что у пациента нет возможности первичной консультации с врачом. Только повторная консультация в дальнейшем. 

Д. Горнастолёв:

Она, на самом деле, прописана в законе и, действительно, несколько ограничивает врачей к таким консультациям. Но, наверное, сделано это специально для того, чтобы не было первичной неправильной диагностики и неправильно поставленных диагнозов дистанционно. Когда врач не видит пациента, что очень затрудняет диагностику определённых заболеваний. Но мне кажется, это ограничение, оно такое, неполноценное. Потому что пациент может направить первичные документы, врач может их рассмотреть и не выставляя диагноза понять, стоит пригласить пациента на очную консультацию, стоит ли дать ему возможность получить эту консультацию. Или не стоит тратить время пациента, не приглашать его на такую очно консультацию.

М. Муслимов:

 Тогда это будет незаконно, если он изначально не проведёт первичный осмотр и не проведёт первичную консультацию.

Д. Горнастолёв:

Но это будет не консультация, как таковая, это будет рассмотрение документов, дистанционное, для оценки возможности последующей консультации. То есть это не полноценная телемедицинская консультация. Потому что по результатам такой консультации врач не может выдавать рекомендации, заключения, говорить о том, что действительно, мы Вас точно возьмём на лечение или мы, наоборот, Вас не будем брать на лечение. Он только даст возможность оценить примет этого пациента уже при очном визите или не примет. 

М. Муслимов:

Если говорить о формате B2C, как Вы видите, будет ли спрос на эту услугу в целом. 

Д. Горнастолёв:

Мне кажется, будет, конечно, спрос, мне кажется, ниш несколько в этом сегменте. Но первая ниша, это использование телемедицинских технологий в отдалённых районах. Когда пациент где-то в очень отдалённом региональном центре находится, ехать до врача очень далеко, 300-500 км. Он может приехать на первичную консультацию, получить необходимый объём медицинских консультаций. И в последующем посредством телемедицинской связи общаться с врачом, корректировать эти назначения и показывать результат, который он получает от этого лечения, назначенного доктором.

М. Муслимов:

 А есть ещё варианты, кроме отдалённых территорий? 

Д. Горнастолёв:

Конечно, есть варианты, это крупные бизнес-центры, когда в наше время, скажем, сотрудники офисов имеют очень мало времени на посещение врача. И чтобы контролировать своё здоровье или, наоборот, правильно лечить заболевания, они должны иметь возможность связи с врачом. Может быть, такие возможности в офисных центрах помогут пациенту приблизиться к доктору. 

М. Муслимов:

Скажите, я знаю, что у Вас в разработке существует, и Вы постоянно дорабатываете процесс в рамках медицинского киоска, телемедицинского киоска. Расскажите поподробнее о проекте, с чем связан, на что направлен, в частности, какие услуги сейчас с помощью медицинских киосков могут получить пациенты. 

Д. Горнастолёв:

Действительно, мы разрабатываем телемедицинский проект, это самостоятельная разработка компании МЕДСКАН, у нас собственная команда, которая занималась этим проектом. Мы посчитали необходимым и разделили телемедицинский проект на 2 сегмента. Первый сегмент связан с дистанционным общением врача потенциальным через сайт и возможной связи. Второй канал, т.н. второй вариант, это медицинские киоски. Медицинский киоск, по сути, это телемедицинская кабина, в которой пациент дистанционно может общаться с врачом. Чем она отличается от обычной консультации? Когда телемедицинская консультация осуществляется дома, через интернет, например, у пациента нет возможности продемонстрировать врачу какие-то свои показатели, медицинскую информацию загрузить. Когда это через киоск реализуется, в нём гораздо больше возможностей. В частности, в нашем киоске реализовано измерение массы тела пациента, рост пациента, артериального давления, возможность передачи этой информации по каналам связи доктору. И все это одномоментно, в момент посещения пациентом этого телемедицинского киоска. Так же такие, на самом деле, казалось бы, может быть, сложные вещи, как дерматоскопия. Пациент увидел у себя родинку, или доктор наблюдает за этой родинкой после первичного осмотра. Он имеет возможность с помощью медицинской сестры через дерматоскоп посмотреть видео, сделать скриншоты этого изображения и использовать это в последующем лечении, наблюдении пациента. 

М. Муслимов:

Скажите, если мы берём аналоги таких продуктов, то какие бы Вы компании привели бы в пример. Может быть, на международном уровне, знаете ли Вы их способы взаимодействия с пациентами, взаимодействие с международными, может быть, рынками. 

Д. Горнастолёв:

Вы знаете, я, на самом деле, может быть, не очень глубоко знаком с международным опытом применения таких медицинских киосков, но эта система достаточно распространена в США. Как раз этот сегмент там ориентирован на пациентов, у которых недостаточно финансовых средств для посещения, для дорогостоящего посещения в кабинет к врачу. Потому что, зачастую, приём врача стоит, например, 100 $, посещение такого медицинского киоска для контроля за своим здоровьем будет стоит 10 $. Это приличная экономия для определённого класса населения, который не имеет возможности посещать врача лично. Это хороший способ сэкономить деньги. 

М. Муслимов:

Вы затронули интересную тему касательно ценообразования. А как Вы считаете, как в России должна формироваться цена на телемедицинскую консультацию. У обычного, рядового врача, у врача, так скажем, может быть, частной и государственной клиники, если сравнивать, у врача со званием кандидат наук, доктор наук. И может быть, даже, если мы будем говорить о том, что некоторые наши капризные пациенты захотят консультацию академика. Или профессуры, так скажем. Как быть с ценообразованием, как Вы считаете, как она должна формироваться?

Д. Горнастолёв:

Вопрос ценообразования, конечно, очень сложный. Во-первых, нужно определиться, для чего мы это делаем. То есть какие задачи мы ставим перед конкретным телемедицинским проектом. Если эта задача - это привлечение большего потока в клинику, то это консультация может ничего не стоить. С другой стороны, если мы используем это, как полноценный продукт для динамического наблюдения за пациентом, то консультация, конечно, не должна быть, как стоимость онлайн посещения врача, реального посещения врача, должна составлять не больше, на мой взгляд, 1/10 от стоимости. Тогда это будет приемлемо, тогда это будет выгодно для пациента. Ну и соответственно, эту формулу можно и дальше распространять, то есть если это профессор и у него приём, соответственно, выше, чем у врача без научных званий, у академика этот показатель будет гораздо дороже. Потому что ведь мы не будем говорить, конечно, что время простого врача стоит мало, а время академика стоит намного больше. Но очевидно, что человек с высокими знаниями востребован на медицинском рынке, его время гораздо дороже стоит. Потому что его время расписано по минутам. Каждая минута такой телемедицинской консультации отнимает время от, может быть, какой-то сложной операции, не сделанной какому-то пациенту. Поэтому это должно быть соизмеримо. 

М. Муслимов:

Скажите, если говорить о том, что от нуля до каких пределов может колебаться цена за телемедицинскую консультацию в России, на Ваш взгляд. 

Д. Горнастолёв:

Мне кажется, если стандартная цена, в среднем по Москве, консультация специалиста от 2500 до 4000 руб., то 10 % от стоимости этой консультации, мне кажется, это вполне приемлемая цена, которую готов заплатить абсолютно каждый человек. 

М. Муслимов:

То есть 250-400 руб. А где же финансовая эффективность, так скажем, какой смысл проводить такое количество консультаций с учётом того, что время врача стоит действительно дорого. И это время, эти деньги недостаточны для того, чтобы окупать зарплату врача коммерческой клиники. 

Д. Горнастолёв:

Я думаю, что эта история больше потоковая, и она не только выражается в прямом денежном финансировании телемедицинского проекта. Здесь срабатывает конверсия, потому что пациент кроме того, что будет обращаться за телемедицинской консультацией. Это повышение лояльности к клинике, повышения лояльности к врачу за то, что он смог уделить это время. И этот пациент все равно вернётся в клинику. Вернётся в клинику за повторной очной консультацией врача. 

М. Муслимов:

Скажите, я приведу пример Израиля. К примеру, если мы с Вами сделаем сейчас несколько звонков и попросим клинику, к примеру, Ассута или Хадасса провести телемедицинскую консультацию, то нам скажут, любого профиля, между прочим, не берём нейрохирургию и онкологию. То есть обычную телемедицинскую консультацию по стандартным, так скажем, заболеваниям, перечню стандартных, самых частых. Я имею в виду ИБС, к примеру, хронический бронхит. И консультация будет стоить порядка от 600 до 700 $. То есть она суммарная, они проанализируют все анализы, может быть, попросят сдать ещё раз, это будет несколько касаний. Но тем не менее, цена на рынке Израиля, она примерно такая. То есть я даже изучал это. Скажите, можем ли мы говорить о том, что наша телемедицина выйдет всё-таки на международный уровень, и мы будем консультировать людей из-за границы?

Д. Горнастолёв:

Я думаю, что вполне возможно, что она может.

М. Муслимов:

 По таким ценам. 

Д. Горнастолёв:

Да, конечно, по таким ценам мы сможем легко конкурировать. Но я думаю, что телемедицинский рынок, например, в Израиле или в Германии, это уже сложившийся рынок, и поэтому цена стоит, практически, как, скажем так, консультация пациента при личном посещении врача. Другие возможности телемедицинских консультаций, другие права у врача при телемедицинских консультациях, возможность выписки рецептов. Это тоже будет в России организовано, с 1 января 19-го года такая возможность появится. Со временем при развитии телемедицинского рынка. 

М. Муслимов:

 В 18-м. 

Д. Горнастолёв:

С 18-го консультации, насколько я знаю, с 19-го рецепты, может быть, ошибаюсь.

М. Муслимов:

Рецепты, совершенно верно. 

Д. Горнастолёв:

Может быть, это будет дальше развиваться и будут появляться больше возможностей у доктора. Соответственно, цена на эти консультации будет меняться. И почему нет, наши доктора достаточно квалифицированные для того, чтобы осуществлять консультации пациентов из-за границы. Наверное, здесь ещё другая ниша сразу всплывает. Наши туристы, находясь за границей на отдыхе, могут попросить о такой консультации. Потому что они привыкли к доктору, который лечит, наблюдает их в России, они были у него неоднократно. И  они захотят проконсультироваться в случае какого-то заболевания за границей на отдыхе именно со своим доктором. Потому что они ему верят и знают, что это лечение будет адекватным. 

М. Муслимов:

Дмитрий, скажите, если мы разбираем сейчас ряд частных клиник, то мы понимаем с Вами, что врачи достаточно глубоко загружены. То есть их график иной раз, и Вы об этом сказали, полностью расписан. Если мы говорим о клиниках частной направленности, у которых есть непосредственно добровольное медицинское страхование, то там вообще расписано поминутно время врача. Как же будет в это время, в этот график вписываться время для телемедицинских консультаций?

Д. Горнастолёв:

Вы знаете, на мой взгляд, если взять любую частную клинику, наверное, не будет такой клиники, в которой не было свободных слотов во времени. Есть, скажем так, непопулярное время, не прайм-тайм, когда наибольшее количество пациентов обращается к врачу. Может быть, это время и будет эффективно использоваться для того, чтобы врач всё-таки работал в этот промежуток времени, посвещаться телемедицинским консультациям. Зачастую, пациенту не важно, что именно сию секунду доктор ему ответит. Мне кажется, многих пациентов устроит ситуация, когда он будет иметь возможность записаться к врачу на свободные, скажем так, предложенные промежутки времени и получить такую консультацию. 

М. Муслимов:

Дмитрий, скажите, что Вы ждёте в компании МЕДСКАН от проекта телемедицинского киоска. Как Вы хотите его развивать?

Д. Горнастолёв:

У нас несколько направлений развития, по поводу именно телемедицинского киоска мы проводили встречи с некоторыми крупными игроками на этом рынке, которые заинтересованы в развитии телемедицинских проектов. Пока, сожалению, не могу назвать этих игроков. Есть перспективы размещения этих киосков в различных крупных торговых центрах, возможно, в отдалённых регионах. Это такой путь развития. Также предлагаем развиваться и направлению просто интернет телемедицинских консультаций на сайте. В частности, в нашем проекте сейчас активно развивается онкологическое направление. И мы столкнулись с тем, что онкологическое направление достаточно заинтересовано в телемедицинском проекте. Потому что есть пациенты из отдалённых регионов России, которым недоступна высококачественная специализированная онкологическая медицинская помощь, которым недоступны лекарственные препараты в силу их стоимости или отсутствия в государственном сегменте, высококачественная лучевая терапия на линейном ускорителе высокого уровня. Поэтому такие пациенты должны иметь возможность дистанционно направить документы, чтобы оценить возможность, будет такая консультация, очная, необходима для него или не будет. Есть потенциал, вообще, в лечении в Москве или нет. Потому что регионы отдалённые, достаточно дорогие билеты, пациентов не нужно тратить каких-то гигантских денег, а такая возможность у них будет, просто направив медицинскую информацию для оценки врачу-онкологу, радиотерапевту. 

М. Муслимов:

Я всё-таки вернусь к телемедицине. Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас какой-то план до конца года, может быть, на 18-й год в количественных показаниях проведённых телемедицинских консультаций, установленных киосков в торговых центрах или в других учреждениях.

Д. Горнастолёв:

Пока мы работаем в тестовом режиме, принимаем эти телетелемедицинские консультации, вернее, тестируем в нашем медицинском сообществе. Конкретных планов по количеству внедрённых киосков на рынке и количеству телемедицинских консультаций на конец года мы пока не установили. Тем более, что все законодательные изменения вступают в силу только с 1 января 18-го года. И тогда мы уже полноценно сможем создавать планы, планировать работу медицинских киосков в медицинской среде и развивать этот проект дальше. 

М. Муслимов:

Дмитрий, скажите, а чем уникальна Ваша команда, команда, которая занимается телемедицинским киоском. 

Д. Горнастолёв:

Тем, что это команда собственных специалистов, которые разработали всю платформу, IT платформу для развития этого проекта, разработали самостоятельный макет и прототип медицинского киоска, оснастили его самостоятельным медицинским оборудованием. Насколько мне известно, в России пока не существует аналогов такого медицинского киоска с таким оснащением медицинским, которое мы у себя постарались применить в этом киоске. 

М. Муслимов:

Скажите, следующий вопрос у меня касательно сертификации оборудования. Всё-таки это медицинская услуга, и пациент, когда посещает киоск, так или иначе он пользуется приборами медицинского назначения. Необходима ли сертификация сейчас по закону этих приборов для осуществления медицинской консультации?

Д. Горнастолёв:

Телемедицина ничем не отличается от обычного здравоохранения. Любая медицинская услуга, которая предоставляется на территории Российской Федерации требуют лицензирования, и соответственно, применение сертифицированного оборудования в стенах медицинского учреждения. На мой взгляд, медицинский киоск, это такой обособленный филиал, небольшое подразделение медицинской организации, которая имеет лицензию на такую медицинскую деятельность.

 

 М. Муслимов:

То есть по Вашему, его нужно лицензировать в торговом центре?

Д. Горнастолёв:

Нет, не сам киоск, а то оборудование, которое в нём заключено, медицинское именно оборудование. То есть это такие же сертифицированные весы, такой же сертифицированный ростомер, аппарат для электрокардиографии. Все эти приборы сертифицированные и с успехом могут применяться у нас. 

М. Муслимов:

А могут ли они применяются в совокупности с той системой, которую разработали Вы? Нужен ли на это сертификат?

Д. Горнастолёв:

Медицинская система, насколько мне известно, не требует специальной сертификации, потому что это не является напрямую медицинским прибором.

М. Муслимов:

 А вот совокупность этих всех элементов. 

Д. Горнастолёв:

Да, приборы соединены в единую сеть и обмениваются информацией с информационной системой. Я не думаю, что это какой-то отдельный продукт, это взаимодействие продуктов. 

М. Муслимов:

То есть Вы считаете, что по закону достаточно сертификации приборов, которые есть на рынке и которые могут быть интегрированы в программу телемедицинскую для осуществления консультации, и дополнительной сертификации не нужно?

Д. Горнастолёв:

Мне кажется, что так. 

М. Муслимов:

OK, нужно этот вопрос, как минимум, уточнить, потому что у меня диаметрально противоположная информация. Если говорить о том, что такое компания МЕДСКАН, и почему она взялась за телемедицину. Расскажите поподробнее, какие цели у Вас в целом. 

Д. Горнастолёв:

Компания МЕДСКАН, это компания, которая занимается несколькими направлениями деятельности. Один из ведущих и базовых видов деятельности, которым мы начали заниматься, это экспертно-лучевая диагностика. Почему, подчёркиваю слово "экспертная",  потому что мы позиционируем себя на рынке, как эксперты в этой отрасли. Наша задача не дать быстро исследования и быстро написать заключение для пациента, а дать направляющему врачу такой уровень медицинской информации, медицинского изображения, чтобы он на основании него предпринимал квалифицированное решение. Дать такое заключение, который бы котировались не только на территории Москвы, России, но и за рубежом. Давать заключение, при необходимости, на английском языке. Для этого мы используем высококачественное оборудование для выполнения таких изображений производства компании Simens. Вторым направлением в развитии нашей компании является развитие комплексных продуктов. Комплексные продукты направлены на поддержание здорового образа жизни у человека. Они направлены на выявление потенциальных проблем со здоровьем. Это так называемые расширенные скрининги. Они могут быть как для абсолютно здоровых людей, которые следят за своим здоровьем и привыкли каждый год контролировать состояние своего здоровья. Или такие программы, как направленные на определённая проблемы, уже существующие. Например, комплекс "Головная боль", комплекс "Боль в спине", комплекс "Кардиоскан".  То есть это комплексные продукты, направленные на выявление конкретной проблемы для того, чтобы с этой проблемой справиться. Третье направление, которое мы начали в этом году, это онкологическое направление. Открылся четвёртый медицинский центр МЕДСКАН на улице Обручева, в котором у нас расположился центр амбулаторной химиотерапии и центр амбулаторной лучевой терапии. Это хорошо оснащённый современным оборудованием медицинский центр, в котором установлен линейный ускоритель компании VARIAN, аппарат TRUEBEAM, который позволяет с очень высокой точностью, до долей миллиметра, облучать заданный объём опухолевой ткани и меньше повреждать здоровые ткани. И также проводится современная лекарственная терапия на очень высоком уровне, с поддерживающей терапией, с симптоматической терапией. Которая позволяет пациенту, не отрываясь от привычного образа жизни, проходить курс химиотерапии, после этого ехать на работу и заниматься привычными делами, не выпадать из лона семьи и не быть для них обузой при таком сложном лечении. 

М. Муслимов:

Скажите, пожалуйста, если говорить о лучевой терапии, то существуют в России аналоги того оборудования, которое есть у Вас, распространено ли оно в частных клиниках?

Д. Горнастолёв:

Конечно, я не могу сказать, что это оборудование уникальное, что его нет в других клиниках. Аналогичное оборудование установлено ещё в 2 частных клиниках, это ООО Медицина и MC. Они с успехом применяют это оборудование для лечения пациентов. Аналогичное оборудование установлено также и в государственном учреждении РНЦ РР. Что я могу сказать, чем отличаемся выгодно мы. Наверное, это один из самых последних приборов, поставленных в Россию компанией VARIAN, с самым современным программным обеспечением. У нас прекрасная команда медицинских физиков и радиотерапевтов, которые позволяют очень точно рассчитать объём обучаемой опухоли и подвести дозу именно к ней. 

М. Муслимов:

А сейчас, дорогие друзья, мы уйдём на небольшую рекламу и через минуту к Вам вернёмся. 

М. Муслимов:

Мы продолжаем, в гостях у меня Горнастолёв Дмитрий Игоревич, медицинский директор МЕДСКАН, член профессиональных онкологических сообществ. Дмитрий Игоревич, скажите, пожалуйста, если Вы говорите о том, что у Вас взято направление химиотерапии, лучевой терапии, какие в целом Ваши цели на будущее, какие цели у компании МЕДСКАН?

Д. Горнастолёв:

Мы планируем в дальнейшем развивать онкологическое направление, это направление достаточно перспективно. Эти разработки этого направления и продвижение его мы ведём совместно с нашими партнёрами, американско-азиатской медицинской группой из Сингапура и в содружестве и при поддержке обучения университетской клиники города Питтсбурга. Университетская клиника города Питтсбурга, это один из ведущих игроков на онкологическом рынке в мире. Задает определённые тренды в онкологической среде, участвует в разработке современных стандартов лечения злокачественных опухолей. Поэтому при поддержке этой компании, при ее обучении мы реализуем этот проект. Мы внедряем в наших клиниках современные подходы не только в лечении таких, как протоколы химиотерапии, стандартизованные, протоколы лучевой терапии стандартизованные, но и протоколы безопасности. Для того, чтобы пациент, когда приходил в наш медицинский центр, чувствовал себя в безопасности. Весь медицинский персонал обучен навыкам оказания неотложной помощи, но не базовым принципам, а нормальному оказанию сердечно-лёгочной реанимации. И в случае неотложной ситуации, такие ситуации не секрет, что бывают в медицинских организациях при лечении пациентов, каждый член команды знает, что ему нужно в какой момент делать, как следовать в конкретной той или иной ситуации. Для этого мы разработали аналог подобия американским Crash-cart тележкам, когда на одном стенде расположено всё необходимое медицинское оборудование для оказания неотложной помощи. 

М. Муслимов:

Скажите, если говорить о взаимодействии с государственным сектором здравоохранения, как Вы выстраиваете отношения с государственными клиниками.

Д. Горнастолёв:

Я могу сказать, что достаточно обширно мы взаимодействуем, потому что в государственных клиниках намного больше специалистов в различных отраслях медицины. Это касается как лучевой диагностики, так и онкологической среды. Мы не можем иметь весь штат огромных специалистов, который представлен в государственной клинике. Но мы можем привлекать этих специалистов для работы в своей компании. Мне кажется, это тренд современного времени. В Соединённых Штатах ни один врач не работает только в одной клинике, он может работать в нескольких клиниках, и это только приветствуется. Это расширяет врачебную практику, расширяет взаимодействие между клиниками государственными, частными, позволяет им эффективно взаимодействовать в интересах пациента. 

М. Муслимов:

Скажите, если говорить об основных патологиях, которые идут к Вам на лечение. Я говорю конкретно о химиотерапии, лучевой терапии, какая патология занимает первое место. 

Д. Горнастолёв:

Мы, наверное, не отличаемся от российских, общемировых трендов. Это наиболее частая локализация, которые встречаются. У женщин, это, преимущественно рак молочной железы. У мужчин это преимущественно рак лёгкого, рак предстательной железы. Мы, наверное, соблюдаем эти тренды, и вот последние случаи, стало больше пациентов с опухолями головного мозга, которые требовали лучевой терапии или совместно химио-лучевого лечения.  

М. Муслимов:

Скажите, есть ли уж те результаты, которыми можно гордиться в количестве покалеченных пациентов в глубине, так скажем, или в качестве полученных результатов. 

Д. Горнастолёв:

Мы уверены, что наше качество соответствует самым высоким международным требованиям. Но пока, мне кажется, рано говорить о высоких результатах. Я думаю, что мы встретимся, может быть, через год и нам будет уже, что обсудить, у нас будут более высокие результаты, о которых мы можем поговорить. Потому что статистика - наука сложная, трудно говорить, когда мы открыли центр 15 мая, о больших достижениях. Но мы стремимся помогать пациентам, стремимся оказывать высококвалифицированную помощь. 

М. Муслимов:

Перейду на личные вопросы в формате управления, потому что у нас существует ассоциация управленцев в здравохранении. Которые так или иначе обращают внимание на различные формы и форматы взаимодействия в рамках построения систем управления клиникой. Какой Вы бы назвали основной совет для молодых управленцев, которые начинают, собственно, открывать медицинские центры, может быть, лаборатории. Сейчас, буквально, каждый ординатор думает об этом. Иной раз мы видим это и в сообщениях в интернете, и в опросах, и в обсуждениях форумов. Все-таки молодёжь у нас постдипломная, она потянулась как раз вот именно к формату частной медицины. Что бы Вы могли им порекомендовать. 

Д. Горнастолёв:

Вы знаете, во-первых, получать базовое образование в области менеджмента в здравоохранении. Конечно, на мой взгляд, те четыре месяца профессиональной переподготовки, которые предусмотрены сейчас для этой отрасли, они совершенно недостаточны. Потому что, на мой взгляд, нельзя дать за четыре месяца врачу, выпускнику такую информацию, чтобы он правильно уложил себе в голове основные принципы построения эффективной системы здравоохранения. Основные, скажем, принципы финансово-хозяйственной деятельности. Стратегическое планирование в работе клиники. На мой взгляд, опыт зарубежных стран в этом смысле более обширен. MBA сертификация по health care направлению гораздо более обширная, за четыре года, мне кажется, очень можно хорошо освоить медицинский менеджмент. И позволяет это сделать на достаточно глубоком уровне, понимать все механизмы взаимодействия. Поэтому мой совет молодым управленцам, которые хотят развивать себя в качестве этого сегмента рынка, это получать международную сертификацию и развиваться на рынке. 

М. Муслимов:

Если говорить конкретно, вернуться к Вашим управленческим решениям, то какое Вы самое тяжёлое и трудное управленческое решение назвали бы в своей практике?

Д. Горнастолёв:

Вы знаете, такой сложный вопрос, на самом деле. Наверное, это разочароваться в действующей медицинской команде и полностью её поменять. Мне кажется, это будет самое сложное управленческое решение, которое может случиться. 

М. Муслимов:

Вы его применяли? 

Д. Горнастолёв:

Пока нет, к счастью, нет. 

М. Муслимов:

Если к тем, которые применяли уже. 

Д. Горнастолёв:

Это, наверное, уволить специалиста, к которому испытываешь несколько больше, скажем, более тёплые отношения, дружеские, чем просто профессиональные. Но в силу профессиональных компетенций ты вынужден это сделать. 

М. Муслимов:

Скажите, если говорить о настроенных компанией МЕДСКАН взаимодействиях в рамках направления потоков. Чаще всего с кем Вы взаимодействуете. Потому что я знаю, кроме химио и лучевой терапии у Вас в основном диагностика. Кто к Вам направляет пациентов, и какую цель в формате взаимодействия Вы преследуете в договорённости этими потоками, так скажем.

Д. Горнастолёв:

Я расскажу подробнее про этот вопрос. Основными потребителями диагностических услуг являются медицинские клиники, наверное, прежде всего, которым требуется качественная экспертная лучевая диагностика. Потому что любому хирургу очень важно перед серьёзным оперативным вмешательством получить трёхмерную реконструкцию модели, например, опухолевого образования. Или не только опухолевого, но и анатомического. Получить вопрос, как этот орган  кровоснабжается, с чем он взаимодействует. И качественная экспертная диагностика лучевая может дать ответ на такой вопрос. Поэтому, конечно, основным, одним из основных каналов являются клиники-партнёры и врачи-партнёры, в том числе, часто практикующие, которые в нескольких клиниках могут работать. Второй, наверное, такой немаловажный канал, это страховые компании. Страховые компании заинтересованы в качественном обследовании пациента, потому что это не только страховки, связанные с добровольным медицинским страхованием, а также страхование определённых рисков. Страховые компании заинтересованы качественно обследовать застрахованное лицо, чтобы понимать, стоит ему выдавать кредит на те или иные мероприятия. Этот бизнес начинает страховой развиваться в России, в США очень достаточно распространён. И там оцениваются не только риски, связанные с заболеваниями, выявленными перед выдачей кредита, но и связанные с неправильным образом жизни человека. То есть употребление табака, алкоголя, избыточная масса тела. Когда компания страхует пациента, она понимает, что она берет на себя дополнительные риски, и что этот пациент может умереть от ишемической болезни сердца, от инсульта, от выявленной какой-то патологии. 

М. Муслимов:

То есть страховые уже страхуются перед выдачей кредита для того, чтобы понимать, насколько долго будет человек жить, насколько выдавать ему ипотеку на 20 лет или на 10, и такие пациенты приходят в МЕДСКАН. 

Д. Горнастолёв:

Нет, это пока только будущее для российской реальности, это реальность для европейского и американского общества. Но мне кажется, это востребованный продукт на рынке, потому что любой банк обязует страховать, застраховать себя, свою семью на случай невыплаты кредита. И они риски, невыплаты этого кредита должны просчитывать. В этом плане страховые компании выигрывают. 

М. Муслимов:

Скажите, как Вы взаимодействуете с такого рода клиниками или индивидуальными врачами, которые направляют Вам пациента. Я говорю о том, что есть ли у Вас какая-то информационная система, через которую Вы передаёте свои заключения. Или это происходит по почте.

Д. Горнастолёв:

Конечно, у нас существует собственный личный кабинет. Этот личный кабинет создавался, как для пациента, который получает медицинские услуги МЕДСКАН, так и для медицинских работников, которые в последующем с этим взаимодействуют. Пациент может передать ссылку на личный кабинет своему доктору, и доктор имеет возможность получить изображение в диагностическом качестве и непосредственно сам посмотреть эти изображения. Также, конечно, получить заключение. Заключения дублируется как в личный кабинет пациента, так и на электронную почту, если он её предоставлял в момент регистрации в клинике. 

М. Муслимов:

Скажите, есть ли у Вас сложные случаи, как Вы с ними разбираетесь, так скажем. Есть ли у Вас консилиумы или второе, третье мнение врача по поводу того, что какому-то из клиницистов, так скажем из хирургов, недостаточно ясна картина. Что Вы делаете в этом случае?

Д. Горнастолёв:

Конечно, бывают такие случаи, они не редкость. Скажу так, что при неясной клинической ситуации обязательно  собирается второе мнение. Что это значит. Например, если касаться лучевой диагностики, то любая непонятная ситуация, привлекается второй врач лучевой диагност, с котором обсуждается ситуация, и такое заключение выдаётся за подписью двух специалистов. Мы сейчас в рутинную клиническую практику приняли, что онкологические ситуации обязательно сопровождаются двумя взглядами врачей. То есть это, как минимум, второе мнение, оно обязательно для того, чтобы минимизировать возможное ошибки при диагностике таких важных и серьёзных заболеваний. Если касаться онкологических заболеваний, то в нашей клинике правило, и оно закреплено законодательно 915Н приказом. О том, что любая тактика ведения пациента с онкологическим заболеванием должна устанавливаться консилиумом не менее, как из трёх специалистов. Это врач-хирург оперирующий, онколог; врач-клинический онколог или химиотерапевт и врач врач-радио терапевт. Только в консилиуме возможна выработка правильной, корректной тактики в соответствии с международными требованиями. 

М. Муслимов:

У меня вопрос лежит в рамках того, что каждый пациент, так или иначе, хочет в одном месте сразу получить и диагностику, и лечение. Но Ваши центры направлены только на диагностическую помощь, в частности, если мы не берём онкологию. Скажите, с чем это связано, и планируете ли Вы на своих базах развивать ещё клиническую часть.

Д. Горнастолёв:

Это было связано с развитием изначально диагностического направления. Это в последующем мы уже столкнулись с такой ситуацией, когда мы увидели огромные диагностический поток пациентов, мы увидели поток пациентов с выявленными заболеваниями. И у нас возникла мысль, что дальше делать с этими пациентами, куда они должны идти. Мы выбрали, наверное, наиболее востребованный сегмент, как онкологический. Не исключено, что в дальнейшем мы будем рассматривать и другие направления, но приоритетным для нас является развитие именно онкологического направления. Так как мы работаем с клиниками-партнёрами, докторами-партнёрами, которые отправляют к нам на экспертную лучевую диагностику, пациент имеет возможность прийти к нам, выполнить это исследование и вернуться к своему доктору для дальнейшего лечения. То-есть клиникам комфортно, нам комфортно. 

М. Муслимов:

Дмитрий, если говорить о рынке медицинских специалистов, как бы Вы его охарактеризовали? Как Вы находите кадры, и как Вы в дальнейшем с ними взаимодействовуете, какие у Вас социальные, так скажем, приемлемые предложения для специалистов врачебного профиля. Всё-таки каста врачей, она так или иначе капризная, требуется отдельное внимание. 

Д. Горнастолёв:

Конечно, рынок медицинских кадров, это особый рынок в нашей стране. На самом деле, очень трудно найти квалифицированный медицинский персонал. Все меньше и меньше специалистов хотят идти в эту отрасль, меньше хотят заниматься практическим здравоохранением, уходят многие работать в фармкомпании. Поиском, конечно, занимаются рекрутинговые агентства. На этапе отбора мы беседуем с каждым, проводим собеседование с каждым из кандидатов, оцениваем его предыдущий опыт работы. Но каждый специалист, который приходит в компанию МЕДСКАН может надеяться на дальнейшее совершенствование своей профессиональной карьеры, надеяться на обучение. Потому что это обучение мы им предоставляем. Наши доктора, которые работают сейчас в онкологическом центре, прошли стажировку в университетской клинике города Питтсбурга и посмотрели, как это организовано, как правильно нужно организовывать такие отделения в США. Я думаю, что это неоценимый опыт, и каждый доктор будет только рад, если в него будут вкладывать, в его образование, компании и развивать его дальше. 

М. Муслимов:

То есть всех специалистов, которые с Вами работают, Вы отправляете, так или иначе, на стажировку?

Д. Горнастолёв:

Если, скажем так, позиция этого специалиста требует направления на стажировку, если он занимается пусть даже локальной, но организаторской деятельностью. Например, заведующий отделением, то, конечно, он обязательно едет на стажировку для того, чтобы почерпнуть этот неоценимый опыт. 

М. Муслимов:

Скажите, а есть ли клиники в Москве, с которых можно брать пример в Вашем сегменте. Чтобы не отправлять за рубеж, а отправлять, грубо говоря, к тем людям, которые находятся здесь, в России. 

Д. Горнастолёв:

Вы имеете в виду в онкологическом? По онкологическому профилю.  В России, в Москве достаточно много клиник, которые занимаются, не хотелось бы давать сегодня оценку тем или иным клиникам в сфере химиотерапии, лучевой терапии.

М. Муслимов:

Можно без имен. 

Д. Горнастолёв:

Я думаю, что есть и достойные клиники, которые могут конкурировать с ведущими клиниками и Европы, и Израиля. 

М. Муслимов:

Дмитрий, когда открылся первый центр МЕДСКАН, когда принял первого пациента. 

Д. Горнастолёв:

Первый центр МЕДСКАН открылся в 2013-м году, это был первый центр на Нижегородской улице. В последующем открыли ещё два центра, это центр на Ильинском шоссе и на Ленинградском шоссе. И вот самым последним, дебютирующим было открытие в 17-м году, в мае центра на Обручева. Но я думаю, что не мы не будем на этом останавливаться, у нас большие перспективы, и мы будем открывать ещё медицинский центр. 

М. Муслимов:

Дмитрий, скажите, получается порядка четырёх лет с момента открытия первого отца центра, чем может гордиться компания МЕДСКАН. 

Д. Горнастолёв:

Компания МЕДСКАН может гордиться тем высоким качеством в диагностике, которого мы достигли за эти годы. Мы отработали все протоколы, привели эти протоколы в соответствие с международными требованиями. Мы можем гордиться теми заключениями, тем качеством диагностического изображения, которое мы выдаем.

М. Муслимов:

 А что Вы считаете самым большим достижением компании МЕДСКАН за это время работы? 

Д. Горнастолёв:

Я считаю, что это собранная уникальная команда медицинских специалистов, которые действуют во благо наших пациентов. 

М. Муслимов:

Вы говорили о развитии, поделитесь планами,  какие планы стоят перед компанией МЕДСКАН в плане развития, расширения. 

Д. Горнастолёв:

Мы планируем в дальнейшем расширять наше онкологическое направление, диагностическое направление, для онкологии оно, на самом деле, более обширно. В нашей структуре отсутствует эндоскопическое направление, реабилитационное направление, психологическое направление, психологическая поддержка всеобъемлющая. Я думаю, что вот эти все направления в дальнейшем будут иметь место в развитии нашей компании для помощи пациентам на всех её этапах. 

М. Муслимов:

Скажите поподробнее о психологическом направлении. Как Вы планируете реализовать, что эта команда психологов, психиатров, которые работают с онкологическими пациентами. Или это, так или иначе, свободные художники, которые благодаря телемедицинской консультации принимают удалённый запрос на консультацию. 

Д. Горнастолёв:

Я думаю, что есть два вектора развития, конечно, и телемедицинский вектор имеет место быть, потому что удалённые консультации с психологом в любой момент. Пациент дома почувствовал тревогу, почувствовал негативное настроение, имеет возможность такой консультации. Но также мы планируем развивать и внутри онкологического направления, то есть пациенты, которые в настоящий момент проходят химиотерапию или лучевую терапию. Это высокие эмоциональные потрясения, это тяжёлые проблемы психологические, когда пациенту трудно справиться с таким серьёзным заболеванием. Это проведение индивидуальных занятий, групповых занятий с психологами, создание так называемого клуба пациентов. 

М. Муслимов:

Дмитрий, скажите, как у Вас обстоит дело с наукой, готовите ли Вы публикации научные, защищаются ли на Вашей базе кандидаты медицинских наук, как обстоят дела с наукой?

Д. Горнастолёв:

Наши доктора постоянно совершенствуются, наши доктора являются участниками и спикерами на профильных конгрессах, конференциях, которые проводятся в нашей стране и за рубежом. В частности, небезызвестный главный рентгенолог МЕДСКАН Кирилл Петров, выступает на профильных конференциях, является признанным спикером по профильным вопросам лучевой диагностики. Наши доктора имеют учёные степени и продолжают развивать научные направления. 

М. Муслимов:

Скажите, какие бы слова Вы сказали коллегам, с которыми бы хотели выстроить формат взаимодействия?

Д. Горнастолёв:

Слова, наверное, очень простые: обращайтесь к нам, мы рады сотрудничеству и готовы отдать все наши компетенции для взаимного сотрудничества. 

 

М. Муслимов:

Спасибо Вам, Дмитрий, наш эфир подходит к концу. Я благодарю Вас, желаю больших успехов компании МЕДСКАН, желаю быть примером в рамках реализации телемедицинских конкретно мероприятий. И до скорых встреч, как говорится. Вы сказали, что через год Вы нас сможете порадовать чем-то большим и глубоким. 

Д. Горнастолёв:

Спасибо. 

М. Муслимов:

До свидания, дорогие друзья, мы заканчиваем передачу.