Экспертные исследования в стоматологии

Стоматология

Анар Давидов:

Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире канал «МедиаМетрикс» и программа «Стоматология».  Сегодня у нас очень серьезная тема, а именно: «Экспертные исследования в стоматологии». В гостях у нас Хабова Зульфия Сапаровна – кандидат медицинских наук, эксперт по ДМС ГК «Медси». Здравствуйте!

Зульфия Хабова:

Здравствуйте!

Анар Давидов:

И в гостях у нас Каримова Лена Мансуровна – врач, судебный медицинский эксперт, заместитель председателя врачебно-экспертной комиссии АРСТОМ. Здравствуйте!

Лена Каримова:

Добрый день.

Анар Давидов:

Спасибо, что пришли. На самом деле, тема актуальная последнее время, особенно по ДМС. Многие этого не понимают. Хотелось бы начать с Лены, с качества экспертизы в рамках медицинской деятельности. Что Вы можете об этом сказать, чтобы нам всем было понятно?

Лена Каримова:

Экспертиза качества при осуществлении медицинской деятельности, на самом деле, понятие не совсем то, которое ему придают большинство врачей и пациентов. Потому что если мы говорим именно об экспертизе качества, то мы говорим об экспертизе, проводимой в рамках системы обязательного медицинского страхования. Есть эксперты, которые входят в реестр экспертов качества медицинской помощи, к ним есть определенные требования в соответствии с 326 Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании». Следовательно, то, о чем мы будем говорить – это будет в рамках закона не экспертиза, а исследование, это экспертиза по ДМС и внутренний контроль качества безопасности медицинской деятельности.

Анар Давидов:

Эксперты любые могут быть?

Лена Каримова:

Экспертом качества?

Анар Давидов:

Да. Кто оценивает?

Лена Каримова:

К ним предъявляются определенные требования. Во-первых, начнем с того, что они включены в реестр экспертов. Это ОМС – обязательное медицинское страхование. Стаж более 10 лет, высшая квалификационная категория. То есть это эксперт именно по той специальности, в которой он экспертирует – это акушерство, гинекология, травматология. Это не должность экспертная, это именно его статус – эксперт качества по оказанию медицинской помощи.

Анар Давидов:

Зульфия, что такое ДМС? Расшифруйте, пожалуйста.

Зульфия Хабова:

Как видно из названия, ДМС – это добровольное медицинское страхование. Это волеизъявление самого гражданина. ДМС не заменяет ОМС, он скорее дополняет услуги ОМС. Пациенты могут выбирать разные программы по желанию. Получается, что гражданин платит за те услуги, которые он сам выбрал, а не за те, которые ему навязали. В полис ДМС входит вызов платной скорой помощи, например, высококвалифицированный семейный врач, с которым у страховой компании имеется договор. Также в полис ДМС может входить санаторно-курортное лечение – это по желанию самих застрахованных.

ДМС не заменяет ОМС, он скорее дополняет услуги ОМС. Пациенты могут выбирать разные программы по желанию

Анар Давидов:

Плюсы и минусы договора по ДМС какие?

Зульфия Хабова:

Конечно же, есть плюсы. Плюсы в том, что сами застрахованные могут выбирать страховую компанию, в которой будут застрахованы.

Анар Давидов:

Там много компаний получается?

Зульфия Хабова:

Да, много компаний по России. И застрахованный сам может выбирать ту компанию, в которой он хочет купить себе страховку. Также застрахованные могут выбирать программу ДМС, перечень услуг, которые будут в нее входить. То есть те услуги, которые ему будут нужны.

Анар Давидов:

Они бывают ограниченные?

Зульфия Хабова:

Конечно. Я пока что перечисляю плюсы ДМС. Также они могут выбирать медицинские учреждения, в которых хотят обслуживаться. Кроме того, получить высококвалифицированную медицинскую помощь по договору ДМС получается немного дешевле, нежели застрахованный сам по себе будет обращаться в медицинскую клинику и платить за это. Также в очередь к врачам не нужно записываться, они проходят без очереди.

Конечно, любой полис имеет как плюсы, так и минусы. Минусы – это, например, такое понятие, как сублимиты – это ограничения, которые накладываются самими страховыми компаниями и медицинскими организациями, когда заключается страховой договор. К ним относятся некоторые болезни, которые не подлежат страхованию.

Анар Давидов:

Это какие?

Зульфия Хабова:

Психические, онкологические, тяжелые инфекционные болезни. Также косметологические услуги не входят, услуги пластических хирургов, беременности, роды, это отдельные страховки. Например, наша компания называется «Будущая мама». И если женщина забеременеет, она покупает отдельный полис, заключает отдельный договор на период беременности. Например, страхователь может лишить выплат, если травмы получены в состоянии алкогольного опьянения или наркотической зависимости, а также если травмы или иной вред здоровью был получен умышленно, тогда выплаты тоже не производятся.

Таким образом договор ДМС нельзя использовать в корыстных целях. Это, конечно, относится к минусам, но я бы это не относила только к минусам. Не оплачивается, если гражданин нарушает закон, в результате чего он получает какую-то травму или заболевание. В общем, плюсов скорее больше, чем минусов.

Анар Давидов:

Зульфия, вопрос такой: как мы знаем, мы не может обратиться по ДМС в любую клинику. Есть какие-то определенные клиники. А если человек хочет обратиться в клинику, где у него есть знакомый специалист, который окажет ему необходимую помощь, как быть в этом случае?

Зульфия Хабова:

Страховые компании сотрудничают с определенными клиниками, поэтому они не могут направлять в те клиники, с которыми у них нет договора. То есть пациент может сам обратиться. Но обычно страховщик может сам перенаправить клиента, пациента, если в том учреждении, в которое он обращается, нет тех возможностей и тех услуг, которые ему на данный момент нужны. Они могут заключить временный договор и направить в другую клинику.

Страховые компании сотрудничают с определенными клиниками, поэтому они не могут направлять в те клиники, с которыми у них нет договора

Лена Каримова:

Здесь необходимо отметить то, что договора страхования являются не трехсторонними, то есть между застрахованным, медицинской организацией и страхователем, а они двухсторонние – между страховой организацией или страховой медицинской организацией и застрахованным, и договор между страховой медицинской организацией и медицинской организацией. То есть договорных отношений между пациентом-застрахованным и медицинской организацией нет. И разные условия договора между лечебным учреждением и страховой компанией, и между страховой компанией и пациентом. Когда медицинская организация оказывает медицинскую помощь, нужно исходить из договора страхования и страховой программы, которая предусмотрена. А пациент, имея более широкую программу страхования, может уже через страховую компанию получить любой иной объем медицинских услуг.

Зульфия Хабова:

Получается так: страховая компания заключает договор именно с пациентом, у них одни условия, а также заключает договор с медицинской организацией – там другие условия. То есть разные программы. И если пациент приходит в клинику, и оказывается, что какая-то услуга, которая у него входит по полису, а по программе, которая заключена между страховой организацией и медицинским учреждением, не входит, то такие услуги обычно по согласованию со страховой компанией. Медицинская организация согласовывает со страховой компанией какие-то услуги, которые сверх тех услуг, которые имеются в полисе.

Анар Давидов:

Человек, у которого есть полис ДМС, может узнать, какие лечебные учреждения прикреплены за ним, и какие врачи, которых он может посещать?

Зульфия Хабова:

Конечно. Страховщик обязан показать весь перечень медицинских организаций. И перед подписанием договора они сами выбирают, в каких клиниках они хотят обслуживаться. И, конечно, по согласованию со страховщиком они прикрепляются именно в те клиники.

Анар Давидов:

Еще такой вопрос поступил к нам сегодня: можно ли по страховому полису возместить расходы, какие подтверждающие документы нужно предоставить? Это должен быть кассовый чек?

Лена Каримова:

Медицинская помощь была оказана за счет собственных денежных средств застрахованного? Если страховая организация пойдет навстречу пациенту и возместит ему, то, в принципе, это возможно. Даже если у страховой организации и медицинской организации нет договора между собой о сотрудничестве, то этот договор может быть заключен, и денежные средства могут быть возмещены через гарантийное письмо. На самом деле, страховой рынок настолько разнообразен, нужно исходить из конкретных условий страхования и конкретных застрахованных.

Зульфия Хабова:

Страховая компания тоже не будет против себя работать.

Анар Давидов:

Страховая компания тоже должна зарабатывать. Что входит в обязанности страхователя?

Зульфия Хабова:

В первую очередь, нужно сказать, кто такой страхователь. Страхователь – это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования. В обязанности страхователя входит: своевременно уплачивать страховые взносы, при заключении договора предоставлять все необходимые документы и все сведения, которые влияют на степень страхового риска. Также при предварительном анкетировании нужно дать ответы на все вопросы, особенно на те, которые касаются показателей здоровья, так как они очень сильно влияют на степень страховых рисков. Если вдруг анкетирования не было, то страхователь обязан предупредить страховщика о заболеваниях, которые имеются у тех, кого берут на страхование. Это такие заболевания, как наличие 1-ой и 2-ой группы инвалидности, наличие онкологических заболеваний, опасных инфекций, ВИЧ-инфекций, туберкулеза, сахарного диабета, наркозависимость и алкоголизм – эти заболевания не оплачиваются. После того, как заключили страховой договор, если страхователю становятся известны какие-то значительные изменения, которые влияют на величину страховых выплат, то он обязан предупредить страховщика об этих изменениях. Также страхователь обязан довести до сведения застрахованного все условия о предоставлении медицинской помощи. Страхователем может быть сам застрахованный, который сам пришел и застраховал себя. Тогда в его обязанности входит соблюдать все предписания врача, обеспечить сохранность страхового полиса, не передавать его другим лицам для того, чтобы кто-то другой через его полис смог получить выплаты.

Анар Давидов:

Только один человек может пользоваться?

Зульфия Хабова:

Да.

Лена Каримова:

Я еще хотела дополнить про заболевания, которые не входят в оплату. Это заболевания по стоматологии, например, протезирование, имплантация. На самом деле, конечная цель имплантации не поставить имплантат, а запротезировать, чтобы человек мог жевать. Тут нужно исходить из того, что имплантация – это один из этапов протезирования. Также реставрация не входит в оплату.

Анар Давидов:

А ортодонтия? Брекеты?

Лена Каримова:

Тоже не входят, брекеты, пластинки.

Зульфия Хабова:

Лучше сказать, что входит. Это кариес, пульпит, периодонтит. Периодонтит – по согласованию.

Анар Давидов:

Если пациент хочет, чтобы имплантация входила, такого пакета нет?

Зульфия Хабова:

Он может купить. Но сумма будет значительно отличаться от стандартного набора.

Лена Каримова:

Мы должны понимать, что ДМС – это договорные отношения, прежде всего. И если застрахованный договорится со страховой компанией на какой-то определенный пакет медицинских услуг, на оплату определенных медицинских услуг, то почему бы и нет? Многие страховые компании VIP-клиентам оплачивают и косметологические услуги.

Анар Давидов:

Все-таки такие услуги входят в пакеты? Это некий пакет услуг, который в 2-3 раза дороже, чем обычный?

Лена Каримова:

Да. Страховая компания может оплатить и какие-то высокотехнологические дорогостоящие операции, и стационарное лечение. Но мы говорим, как для большинства застрахованных, которые платят определенную сумму, для которых такие услуги не входят.

Анар Давидов:

Это на год заключается договор?

Лена Каримова:

Если мы говорим о периоде страхования, то чаще всего на год. Есть периоды страхования на полгода, на 3 месяца.

Зульфия Хабова:

На самом деле, даже на сутки могут заключать страхование. Это по желанию страхователя.

Анар Давидов:

Есть какие-то возрастные ограничения по ДМС? Допустим, ребенка нельзя страховать? Или пенсионера 80 лет нельзя страховать? Есть какие-то ограничения или нет?

Зульфия Хабова:

Нет, ограничений таких нет. Просто сама по себе сумма страхового полиса будет зависеть от возраста, пола, сопутствующих заболеваний. Один и тот же стандартный набор для одних может быть дороже, для других дешевле. Никто не запрещает и 80-90-летних страховать. Тут получается, что сумма страховки будет другая.

Сумма страхового полиса будет зависеть от возраста, пола, сопутствующих заболеваний

Анар Давидов:

На что имеет право застрахованный?

Зульфия Хабова:

Застрахованный имеет право выбирать медицинскую организацию по его усмотрению, выбирать страховую медицинскую организацию, где покупать свою страховку, выбирать страховые программы в любом их сочетании и наполнении медицинскими и иными услугами, расширять перечень медицинских услуг по дополнительному соглашению со страховщиком, уплачивать дополнительные страховые взносы, досрочно прекратить договор страхования после предварительного письменного уведомления страховщика. Также получить медицинские услуги в соответствии с условиями договора страхования, получать дубликат сертификата в случае его утраты. В случае неудовлетворенности качеством оказания медицинских и сервисных услуг направлять в адрес страховщика письменную жалобу по электронной почте, по факсу или на бумажном носителе, иметь доступ к своим персональным данным, обрабатываемых страховщиком.

Анар Давидов:

Сколько стоит базовый пакет?

Зульфия Хабова:

Честно сказать, на этот вопрос сложно ответить.

Лена Каримова:

Да, потому что есть же коллективные договоры, есть авансовые программы, которые могут стоить 1500-3000 тысячи.

Анар Давидов:

Авансовые – это что?

Лена Каримова:

Это когда медицинская организация берет на себя риски, заключая договор коллективного страхования. Допустим, есть большое торговое предприятие на 1000 застрахованных. Сумма страхования каждого застрахованного, допустим, 3 тысячи. Туда входит оказание всего пакета услуг, который заключался в программе страхования. У них получается очень узкая программа страхования.

Зульфия Хабова:

Тут как получается? Страховая компания на это определенное количество закладывает определенные деньги, которые она берет и сразу оплачивает. Это аванс, который сразу заплатили. И все. Больше никаких оплат не будет. И вот чего не понимают врачи? Они думают, что чем больше услуг они делают, тем больше они зарабатывают. В авансовой программе это, скорее, наоборот – чем больше сэкономишь, тем больше заработаешь. То есть аванс – это деньги, которые уже дали, и больше никаких денег не будет. И медицинская организация все риски берет на себя. Если на одного застрахованного будет заложено 3 тысячи, а услуги назначат на 5-6 тысяч, то это уже убытки медицинской организации, а не страховой компании.

Анар Давидов:

Если я, как физическое лицо, хочу купить какой-то минимальный пакет?

Зульфия Хабова:

Вы можете прийти как в страховую компанию и купить, так и в медицинскую организацию, и там купить тот же самый полис, заключить договор, купить пакет услуг, программу. И можете ходить лечиться.

Анар Давидов:

Когда люди покупают страховку по ДМС, они уведомлены, что входит в пакет, что возможно делать, а что невозможно?

Зульфия Хабова:

Это обязанность страховщика уведомить об этом.

Анар Давидов:

Просто я встречал несколько людей, которые не понимают, что туда входит, а что не входит.

Зульфия Хабова:

Наверное, когда они его получают, они думают, что туда все входит.

Анар Давидов:

Да, и челюстное протезирование в том числе.

Зульфия Хабова:

Нет, конечно. Не все входит. Но основной перечень услуг входит. И страховщик обязан предупреждать обо всех условиях этого заключенного договора. Клиенты должны знать, что входит, а что не входит в полис. С другой стороны, граждане сами должны заинтересоваться этим, внимательнее прочитать договор, изучить, что входит в их программу.

Лена Каримова:

На самом деле, и врачи, и пациенты должны знать, что несмотря на то, что они застрахованы, либо физические лица, самостоятельно обратившиеся в медицинскую организацию, они должны получать качественную медицинскую помощь в соответствии с порядками и стандартами. Если мы говорим о ДМС, то ДМС – это только способ оплаты медицинских услуг. Если пациенту требуется какой-то объем медицинской помощи, который не входит в программу страхования, то мы говорим о том, что мы предоставляем эту медицинскую помощь, но часть медицинской помощи, которая не входит, Вы оплачиваете самостоятельно. А часть, которая входит в программу страхования, будет оплачена за счет добровольного медицинского страхования. То есть медицинская помощь оказывается не в соответствии с программой ДМС, а в счет программы ДМС. Медицинская помощь в любом случае должна быть качественная, своевременная, оказанная в полном объеме.

Анар Давидов:

Субъекты добровольного медицинского страхования какой имеют правовой статус?

Зульфия Хабова:

Про субъекты мы уже, в общем, сказали. Если конкретно, то субъектом добровольного медицинского страхования является гражданин, страхователь, страховщик и медицинская организация.

Лена Каримова:

Обязанность страховой медицинской организации или страховой организации заключается не только в оплате услуг в счет средств добровольного медицинского страхования, но также и в защите прав застрахованных. Если застрахованный пациент написал жалобу, то страховая медицинская организация или страховая организация должна эту жалобу разобрать и пронаблюдать за тем, чтобы все права пациентов-застрахованных были соблюдены.

Зульфия Хабова:

Защитой прав застрахованных занимается страховая организация в основном. Как Лена сказала, жалоба приходит в страховую организацию, а потом уже эксперты страховой организации, юристы защищают права застрахованных, направляют официальный запрос в медицинскую организацию, чтобы медицинская организация предоставила все документы застрахованного. Потом приходят эксперты, изучают все эти документы и принимают решение об обоснованности этой жалобы.

Анар Давидов:

Например, какие жалобы могут быть?

Лена Каримова:

Если мы говорим об оплате медицинских услуг в счет добровольного медицинского страхования (в счет ДМС), мы говорим о том, что в рамках ДМС проводятся, как я уже говорила, не экспертиза, а это исследования – это уже медико-экономическая экспертиза на контроль объемов, сроков и наличия вообще страхового случая. И целевая экспертиза по обращению застрахованного. В рамках этого обращения проводится экспертное исследование, которое говорит о том, что помощь оказана некачественно, либо с пациента неправомерно взяли деньги за медицинскую услугу, хотя это входит в пакет по оплате ДМС. Жалобы могут быть совершенно различные, обоснованные и необоснованные.

Анар Давидов:

И дальше страховая компания решает, насколько они обоснованы, и защищают своих пациентов?

Лена Каримова:

Да, конечно. Они говорят, что жалоба обоснованная либо необоснованная. Если жалоба обоснованная по возврату денег, – а жалобы могут быть на качество оказания медицинской помощи, на сервис, на неправомерное взятие оплаты в счет средств застрахованных, то есть виды жалоб совершенно различные. Соответственно, результат рассмотрения тоже различный. Либо может быть такое, что оплата этой медицинской услуги не входит в пакет страхования, но у страховой организации и застрахованного, как я говорила, есть свой договор, который гораздо шире, чем договор страхования между медицинской организацией и страховой компанией. Следовательно, по гарантийному письму, как вариант, страховая организация возвращает деньги медицинской организации, а медицинская организация возвращает деньги застрахованному. И эти услуги проводятся в счет ДМС.

Анар Давидов:

Хочу задать следующий вопрос про внутренний контроль качества и медицинскую безопасность.

Лена Каримова:

В соответствии с законодательством медицинская организация обязана проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, это статья 90, закон 329 «Об основах здоровья граждан Российской Федерации». На самом деле, многие руководители медицинских организаций, многие врачи путают экспертизу качества, на которую требуется лицензия, и внутренний контроль качества и безопасности, на который лицензия не нужна. Это является обязанностью медицинской организации проводить внутри себя контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности - обязанность медицинской организации

Анар Давидов:

А чтобы они не путали, как им понять это все?

Лена Каримова:

Прежде всего, нужно действовать в рамках правового поля и руководствоваться нормативно-правовыми актами. Все-таки экспертиза качества в рамках ОМС, и, как я уже говорила ранее, с экспертами качества. А внутренний контроль качества немножко другой. В медицинской организации должно быть положение, приказ, учетные документы по внутреннему контролю качества, чтобы медицинская организация сказала, что мы оказываем медицинскую помощь качественно и безопасно.

Анар Давидов:

Какие нормативные требования должны быть к проведению внутреннего контроля?

Лена Каримова:

Прежде всего нужно сказать, какими нормативно-правовыми актами медицинская организация должна руководствоваться при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Это прежде всего статья 90, 329 закона «Об основах здоровья граждан Российской Федерации», федеральный закон 59 «Об обращении граждан», закон «О защите прав потребителей» №2300-1, это порядок создания деятельности врачебной комиссии, утвержденный приказом 502. Это различные приказы по ведению формы учета амбулаторно-поликлинической помощи, и критерии оценки качества, утвержденные приказом 203М.

Также еще могут быть внутренние нормативно-правовые акты. Как вариант, стандартные операционные процедуры, алгоритмы оказания медицинской помощи, которые утверждаются руководителями медицинской организации, являются внутренними актами. Мы говорим, что медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами и порядками. Но не по всем заболеваниям у нас есть руководящие документы, по которым мы можем оказывать медицинскую помощь. Если таких не существует, то у нас есть в помощь клинические рекомендации, разработанные научными профессиональными сообществами, у нас есть научная методическая литература. И у руководителя медицинской организации есть право создавать свои алгоритмы, внутренние стандарты. Потому что ведь никто не напишет для медицинской организации ее внутренний стандарт, кроме как самой этой медицинской организации. Потому что у федеральной может быть меньше стоматологов, может быть меньше анестезиологов и реаниматологов. То есть под свои условия медицинская организация может создавать свои нормативно-правовые акты.

Анар Давидов:

Вопрос к нам поступил от наших телезрителей: почему в моем полисе есть исключение? Если у меня медицинская помощь по общему, а нет стоматологии, это нормально или нет?

Лена Каримова:

В рамках договорных отношений может быть все, что угодно. Может и не быть стоматологии. А может быть одна только стоматология.

Зульфия Хабова:

Есть программы, в которые входит стандартная стоматология, кроме протезирования, косметологических услуг, о чем мы до этого говорили. Но это тоже зависит от желания застрахованного. Застрахованный сам выбирает перечень услуг, которые ему нужны, когда заключает договор страхования. Поэтому, возможно, наш слушатель невнимательно послушал, и подписал договор, который на данный момент его не устраивает. Они, конечно, могут подписать дополнительное соглашение со страховой компанией, куда будут входить именно те услуги, которые ему нужны.

Анар Давидов:

Что включает в себя медицинское страхование?

Зульфия Хабова:

Согласно закону «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения по охране здоровья, целью которого является гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопительных средств и финансировать профилактические мероприятия. В широком смысле медицинское страхование – это новая форма экономических отношений в сфере здравоохранения, обеспечивающего становление здоровья населения в условиях рыночной экономики. Медицинское страхование граждан Российской Федерации осуществляется в двух видах – обязательное и добровольное медицинское страхование.

Наверное, необходимо сказать отличия ОМС от ДМС. Главное отличие ОМС от ДМС – это источники финансирования. Оплата лечения по полису ОМС осуществляется страховой медицинской организацией, финансируемой фондом обязательного медицинского страхования, это федеральный бюджет. В соответствии с законами Российской Федерации работодатель обязан ежемесячно осуществлять отчисления в фонд обязательного медицинского страхования. В свою очередь, в ДМС страховая премия оплачивается из средств страхователя. Страхователем может быть работодатель или сам застрахованный.

Также имеются отличия и в субъектах ОМС и ДМС. Участниками или субъектами обязательного медицинского страхования выступает гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, организация здравоохранения/медицинское учреждение, фонд обязательного медицинского страхования. В добровольном медицинском страховании субъектами страхования являются гражданин, страхователь, страховщик и медицинское учреждение. Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования. Добровольное страхование осуществляется на основе договоров между страхователем, страховщиком и организацией здравоохранения. Это основные отличия ОМС от ДМС.

Анар Давидов:

Если пациент на территории Российской Федерации купил карточку ДМС, но уехал отдыхать на 2 месяца за границу, данная карта будет работать?

Лена Каримова:

Смотря какой договор он заключил. Потому что есть договора выезжающих за рубеж, и граждан, получающих медицинскую помощь на территории Российской Федерации. Надо выяснить, какой именно договор он получил.

Зульфия Хабова:

В основном те люди, кто выезжает за рубеж, именно такой договор и подписывают. Потому что те договора, которые подписывают на территории Российской Федерации, имеют силу только здесь.

Анар Давидов:

А если он случайно уехал отдыхать?

Зульфия Хабова:

Нет. Потому что покупая билет или тур, мы обязательно покупаем и страховку. В данном случае, уезжающие за рубеж заключают договор страхования, который так и называется «для выезжающих за рубеж», в который входят определенные услуги, которые могут оказываться за рубежом.

Анар Давидов:

Если человек купил карту в России, то эта карта не будет там действовать?

Лена Каримова:

Смотря какой договор. Нужно понять, он купил карту целенаправленно для того, чтобы уехать за границу, или он купил договор, чтобы обслуживаться на территории Российской Федерации. Это четко нужно разграничить. Я повторю, что это договорные отношения, все следует из условий договора, прежде всего.

Анар Давидов:

Наш эфир подошел к концу. Тема нашего эфира была «Экспертные исследования в стоматологии». И нашими гостями были Зульфия Хабова, огромное спасибо, что Вы к нам пришли. И Лена Каримова, огромное спасибо, что Вы пришли. До свидания.