Мобильные решения для медицины

Медицинские технологии

М. Муслимов:

Вечер добрый, дорогие друзья! С вами Муслим Муслимов на канале Медиадоктор в программе «Медицинский менеджмент», и в гостях у меня Денис Юдчиц. Здравствуйте, Денис.

Д. Юдчиц:

Добрый вечер, Муслим.

М. Муслимов:

Денис – генеральный директор Мобильных Медицинских Технологий, руководитель проектов «Педиатр 24/7», и мы сегодня поговорим о цифровой медицине, о телемедицине и о всех инновациях, которые в нашем здравоохранении так или иначе внедряются в последнее время.

Денис, прежде всего хотел поблагодарить за присутствие, за уделение внимания нашей программе, и, я думаю, что эфир сегодня Вы окрасите, так скажем, инновационными предложениями, которые на рынке сейчас актуальны, мы поговорим о той пользе, которую Ваши проекты несут людям, нуждающимся во врачебном внимании. И первый вопрос. Как Вы считаете, если говорить о трендах здравоохранения, об инновациях, о той модели, которая сейчас принята на рынке, какие тренды Вы видите в ближайшее время и что сейчас актуально?

Д. Юдчиц:

Что касается трендов, на сегодняшний день мы видим то, что происходит трансформация медицины. Если взять за аналог другие отрасли, в той или иной сфере произошла революция, информатизация промышленности, информатизация транспорта, информатизация доставки еды. А в медицине все идет довольно медленно, но по объективным причинам. Здесь мы говорим о здоровье человека, здоровье общества, поэтому определенные барьеры должны быть, соответственно, явный тренд на сегодняшний день – это информатизация медицины в целом, который мы сейчас и проходим. Это связанно и с изменением законодательной базы, и с вовлечением новых игроков, как страховых компаний в создании бизнес-моделей, и это связано с изменением самого пациента, ожиданий от той помощи, которую он получает. Сейчас пациент говорит: «На самом деле, я являюсь центром оказания услуг. Пожалуйста, врач, сделай так, чтобы мне понравилось, как ты меня принимаешь». То есть явные два тренда – это информатизация и выстраивание всей медицинской помощи вокруг пациента.

Явные два тренда – это информатизация и выстраивание всей медицинской помощи вокруг пациента

М. Муслимов:

Интересное мнение. Вот скажите, как я понимаю, Вы не врач.

Д. Юдчиц:

Нет.

М. Муслимов:

Вы окончили специальность биотехнологии, высшее образование в Нью-йоркском университете. Как Вы пришли к этому, с чего начиналась Ваша деятельность?

Д. Юдчиц:

Действительно, я не врач, я больше ученый. Занимался исследованием лекарств, в частности, разработки лекарств, то, что связано с иммунологией довольно долгое время. Потом в той или иной сфере занимался менеджментом здравоохранения. И на каком-то этапе решил, что знания необходимо поднимать на качественный уровень и пошел на программу MBI в Сколково. И в процессе сфера меня увлекла в MBI, это возможность посмотреть на свою деятельность, на свое карьерное продвижение новыми глазами и попробовать что-то новое. Стал смотреть, что есть в здравоохранении не в производстве лекарств, а что связано с информатизацией, потому что информатизация захватывает мир. И с коллегами, с партнерами мы запустили три года назад наш первый проект «Педиатр 24/7», который давал возможность консультироваться родителям с врачами-педиатрами дистанционно в срочном режиме.

М. Муслимов:

Из чего эти проекты состоят, и какими показателями Вы могли бы похвастаться за эти три года?

Д. Юдчиц:

Наша компания «Мобильные медицинские технологии» обладает рядом проектов. Первый наш проект был «Педиатр 24/7». После того, как мы его выпустили на рынок и нашли свою модель монетизации, мы эволюционировали в проект «Онлайн Доктор», который параллельно сейчас живет и развивается с «Педиатр 24/7». Также у нас есть облачные решения для медицинских учреждений. Это возможность платформы, которая дает возможность клинике консультировать своих пациентов удаленно, то есть мы являемся такой компанией, которая разрабатывает различные проекты, но основные – это «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор».

М. Муслимов:

«Педиатр 24/7» – это тот проект, который дает возможность связаться матери и проконсультироваться у врача по поводу заболеваний ее ребенка. Насколько он, на Ваш взгляд, является состоявшимся, к каким показателем Вы идете и чего уже достигли?

Д. Юдчиц:

Если приводить статистику по последним данным, мы уже перешли рубеж в 16000 консультаций, оказанных за все время, это полноценных консультаций, которые не в форме запроса, а от обращения пациента до конечной рекомендации врача. Это, по сути, та же консультация, которую Вы получаете на очном приеме рекомендательного характера. Более 16 тысяч проведено за все время. Общая база наших клиентов, кто застрахован по программе «Телемедицина», переходит рубеж в 100 тысяч, что является знаковым числом.

М. Муслимов:

Есть ли у Вас конкуренты в России?

Д. Юдчиц:

Есть, без конкурентов было бы скучно, неправильно. Конкуренты есть, они, возможно, не находятся в той стадии, где мы, так как проектом мы начали заниматься 3 года назад, и мы начали заниматься телемедициной, когда это слово вызывало улыбку или непонимание у окружающих. А сегодня мы знаем, что был подписан закон о телемедицине. Мы прошли очень долгий путь, у нас есть определенное конкурентное преимущество. Конечно, нельзя расслабляться, мы задаем определенные тренды в этой отрасли, но постоянно начеку. Мы понимаем и смотрим, что происходит с нашими конкурентами, но основной наш акцент на конечном пользователе. Мы выстраиваем свою стратегию развития исключительно исходя из запросов нашего клиента, не смотрим на конкурентов, что и как они делают, а идем своей стратегией, развиваем сервис исходя из того, что нужно конечному пользователю. Конкуренты есть, они будут, они должны быть, они качественно развивают рынок, особенно правильные конкуренты. Есть компании, которые только начинают входить в этот рынок, это Телеком и интернет-провайдеры. Это, я считаю, очень хороший показатель, и говорит о том, что рынок интересен, перспективен. Совместно, я думаю, что мы его поднимем на действительно более качественный уровень.

Мы выстраиваем свою стратегию развития исключительно исходя из запросов нашего клиента, не смотрим на конкурентов, что и как они делают, а идем своей стратегией, развиваем сервис исходя из того, что нужно конечному пользователю

М. Муслимов:

Если говорить о самом сервисе. Как я понимаю, это основной Ваш продукт, которым Вы занимаетесь ежедневно. К каким показателям Вы хотите прийти в ближайшие год, два? Насколько Вы хотите его увеличить и расширить?

Д. Юдчиц:

В горизонте 10 лет я хочу, чтобы любой человек, кто будет говорить о телемедицине или об информатизации в здравоохранении, говорил, что «вот эта команда, вот эти ребята действительно сделали сервис, поменяли медицину и сделали ее вокруг пациента». Если мы сможем в сознании добиться того, что у человека будет ассоциация с нами, как с тем сервисом, с той компанией, которая смогла поменять медицину и организовать все здравоохранение вокруг пациента, вот это наш основной показатель. Не буду приводить какие-то конкретные цифры, конечно, нам хотелось бы достичь 10 миллионов наших клиентов. Но это качественный показатель, я думаю, что мы не ограничиваемся только Россией, мы не ограничиваемся только телемедициной, мы уже развиваем другие направления, выходим в другие страны. Поэтому 10 миллионов – это интересное число, хороший бенчмарк, который есть на рынке тех же США, но главное – сформировать эту экосистему, которая будет ассоциироваться с нами, как с компанией, которая действительно меняет формат оказания помощи.

М. Муслимов:

Если говорить непосредственно о Ваших контрагентах или тех людях, которые так или иначе являются партнерами по бизнесу, успевают ли за Вашими решениями технологии, которые они предоставляют?

Д. Юдчиц:

Основные наши контрагенты – это наши партнерские медучреждения, наши страховые партнеры. Совместно мы качественно поднимаем уровень оказания медпомощи. Для медучреждений это определенный путь самообучения, то есть они выходят из зоны своего комфорта. Потому что доказать врачу, что можно оказывать помощь удаленно, хотя он привык только видеть пациентов очно, довольно сложный шаг, но мы его смогли выстроить на конвейер. Мы помогаем врачам перейти этот барьер, сопровождаем их как методологически, так и технической поддержкой, то есть мы помогаем плавно втянуться в этот процесс оказания помощи удаленно и развиваться дальше. На нашей практике мы видим, что многие врачи сейчас присылают нам запросы на то, чтобы увеличить количество времени на оказание онлайн-приемов. Поэтому для медучреждений это что-то новое, то есть для них необходима поддержка и помощь.

М. Муслимов:

Сколько времени отводится в норме на онлайн-консультацию?

Д. Юдчиц:

У нас есть два вида помощи: срочная и плановая. Срочный вид помощи дает возможность получить оперативную консультацию, то есть получить ответ врача в любое время суток, в любой день недели в течение 3-х минут. По сути, с Вами всегда персональный врач-консьерж. Вы обращаетесь через приложение или через сервис в браузере, и максимум через 3 минуты с Вами на связи врач в видео- или аудиоформате. И плановый вид помощи, когда Вы выбираете специалиста, который Вам необходим, и записываетесь к нему на онлайн-прием на конкретную дату и время. Соответственно, на срочную помощь отводится примерно до 20-ти минут консультации. На плановую помощь, то, что требует более детального погружения, достаточно 30-ти минут.

Вы обращаетесь через приложение или через сервис в браузере, и максимум через 3 минуты с Вами на связи врач в видео- или аудиоформате

М. Муслимов:

Врачи у Вас только в Москве сконцентрированы или они по разным городам?

Д. Юдчиц:

У нас сейчас основной акцент на врачей из Москвы, из Питера. Это наше определенное конкурентное преимущество, когда мы даем маме из Владивостока возможность в любое время связаться с врачом, который находится в Москве. Это действительно уникально. Представьте, она сидит дома, не знает, что делать, у нее первый ребенок, вопрос не требует очного посещения, это не связано с какой-то ургентной медицинской помощью, возможно, требует психологической поддержки, через две минуты у нее на связи врач-педиатр из ведущего медучреждения в Москве. Мне кажется, это феноменально.

М. Муслимов:

В недавнем времени в нашей стране принят и подписан всеми нужными инстанциями закон о телемедицине. Как бы Вы прокомментировали сам закон по телемедицине? Помогает он Вам, дополняет ли он ту необходимую нормативную базу, которая была раньше? И как Вы видите формат взаимодействия, может быть, в новом ключе при вступлении закона в силу с 1 января?

Д. Юдчиц:

Закон – это действительно важный шаг. Я считаю, что в целом в отрасли он будет иметь действительно колоссальные последствия в том, как будет оказываться помощь и как будет разворачиваться информатизация, и в целом выстраивание новых бизнес-моделей в здравоохранении. Для нас формат оказания помощи первичный, который носит сейчас рекомендательный характер, направленный на сбор анамнеза, жалоб, определение срочности и необходимости очного приема, он дублирует то, что мы делаем сейчас. Для нас является хорошим новым шагом, это возможность оказывать корректировку лечения и выписку лекарства при повторных консультациях после очного приема. Это то, что мы не могли делать до этого. Нам открывается новый горизонт, новая ниша, она очень перспективная для сопровождения хронических пациентов с хроническими заболеваниями, поэтому нам даются новые возможности. Определенно закон несет определенные технические обязательства с нашей стороны и со стороны медучреждений, которые у нас есть, по сути, полгода доработать. Но в целом это знаковый шаг, он принимался довольно долго и требует определенных доработок, но сообщество смогло двинуть, я считаю, что теперь это не остановить.

М. Муслимов:

И это большой плюс, я с Вами солидарен в этом плане. Скажите, какое количество специалистов, с которыми Вы работаете в ежедневном взаимодействии по консультированию пациентов?

Д. Юдчиц:

У нас есть команда специалистов, кто представлен нашими партнерскими медучреждениями, партнерских медучреждений у нас порядка 15 на сегодняшний день. В общей сложности команда специалистов, кто оказывает консультации дежурные и по записи, более 120. Это штат врачей в партнерских учреждениях более 120.Также есть команда врачей-методистов, которые работают в нашем сервисе, следят за стандартами оказания помощи, то есть являются определенными модераторами, кураторами по медицинской части.

М. Муслимов:

Если говорить о самых уникальных случаях, в которых Вы участвовали, есть ли примеры, которые лежат на поверхности, которые Вас вдохновляют или вдохновляют команду?

Д. Юдчиц:

Таких примеров масса, начиная от того, что банально молодая мама звонит, обращается в сервис, первый ребенок, у ребенка температура, зима, по-моему, из Челябинска, и говорит: «У ребенка температура. Мне выйти с ним на улицу или вызывать скорую?» Это до банальности, настолько бывает все плохо. Врач здесь выступает авторитетным мнением, он говорит: «Срочно вызывайте скорую». И в этом также наша цель, что в тех случаях, когда необходимо очное посещение или вызов скорой, врач своим авторитетом подталкивает пациента, не решающегося вызвать скорую или обратиться очно. У нас был пример, когда из Самары обратилась мама после того, как сходила к хирургу. У ребенка выскочила шишка на локте. Она сходила к хирургу, он предложил вскрыть на месте и посмотреть, что это такое. Естественно, врач сказал, что здесь могут быть масса осложнений, ни в коем случае нельзя вскрывать на первичном приеме, только после УЗИ, только в стационарных условиях. То есть примеров масса. Мы стараемся их публиковать в соцсетях, отзывы наших врачей и пациентов, реальные отзывы.

М. Муслимов:

Давайте пропиарим Ваш канал. Я знаю, у Вас есть канал в Телеграме.

Д. Юдчиц:

Да, у нас есть канал Онлайн Доктор в Телеграме, который мы ведем уже более порядка года, в котором рассказываем полезные советы, даем сводки по ситуации, если есть эпидемии, и в целом помогаем нашим пользователям отвечать на вопросы неургентного характера.

М. Муслимов:

У Вас сейчас только педиатрия. С одной стороны, я прекрасно понимаю, почему Вы взяли педиатрию. Там большое количество советов, которые требуются молодым мамам, особенно если это первородящие, они не знают иногда, что делать, и могут возникнуть банальные вопросы. Тем не менее, если сервис работает, почему не расширить его еще на взрослых?

Д. Юдчиц:

Если бы расширили наше эволюционное продолжение «Педиатра», это наш проект «Онлайн Доктор», который был запущен более года назад в апреле 2016 года, мы вышли с этим сервисом, и по статистике мы видим то, что «Онлайн Доктор» догоняет по количеству обращений «Педиатра». «Педиатр» все равно является живым продуктом, который очень востребован у молодых родителей, но статистически мы подошли 50 на 50.

М. Муслимов:

Какому проекту Вы будете больше внимания уделять?

Д. Юдчиц:

Конечно, «Онлайн Доктор», потому что доктор гораздо шире, он дает возможность детям, родителям, родителям родителей консультироваться. Очень много обращений по состоянию взрослых, пенсионеров, а зачастую пенсионеры испытывают комплекс, когда они не хотят быть навязчивыми, не хотят тревожить свою семью и обращаться по медицинским вопросам. Здесь довольно простая и удобная для всех комфортная услуга, где можно связаться с врачом, и он проведет диалог с престарелым. Есть специальные врачи геронтологи, которые умеют находить диалог именно с престарелыми. Аудитория, конечно, шире, поэтому основной акцент на развитие «Онлайн Доктора».

М. Муслимов:

В целом у врача рабочий день порядка 6 часов, в частных клиниках он индивидуален, но, тем не менее, 6 часов возьмем за стандарт. И получается, что в день врач может проконсультировать, если мы уберем час на обед, максимум 14 человек, если по полчаса является нормой. Скажите, как Вы собираетесь справляться с объемом, если он вырастет? И второй момент этого же вопроса, успевает ли врач выполнять свои обязанности на рабочем месте в том медицинском учреждении, где Вы договорились с медучреждением?

Д. Юдчиц:

Все консультации ведутся не параллельно с основной деятельностью, а во время, в которое врач свободен. Это не совмещение очного приема и удаленной консультации. Если врач принимает очно, он принимает только очно. Если он консультирует удаленно, то это исключительно время для телемедицинских консультаций.

Что касается масштабируемости, здесь вопрос не только у нас, но и у других игроков, кто выходит в рынок. Здесь работа команды, работа бренда, работа подхода как к врачу, так и к пациенту. Здесь выиграет тот, кто сможет привлечь на свою сторону достаточное количество специалистов, убедить их, что именно с нами работать необходимо, что мы тот проект, где Вы будете развиваться профессионально, качественно и финансово, это наша задача. По сути, у меня нет ответа, как мы справимся с масштабируемостью при миллионе наших пациентов, но мы к этому заложили весь необходимый фундамент, и это ожидание от нас, как от сервиса, и от меня, как руководителя, чтобы к этому прийти, чтобы мы смогли смасштабироваться.

Если врач принимает очно, он принимает только очно. Если он консультирует удаленно, то это исключительно время для телемедицинских консультаций

М. Муслимов:

А как это происходит? Я представляю рабочее место врача – это отдельный кабинет. Иногда в глубинке принимают в одном кабинете несколько специалистов. Если это формат диалога, и если это офтальмолог, к примеру, и ЛОР, то они могут совмещать рабочее место в большом кабинете. Но так или иначе, врач ведет очный прием, он покидает свое рабочее место, у него есть дополнительное рабочее место или на этом же месте продолжает телемедицинский прием, телемедицинскую консультацию?

Д. Юдчиц:

Здесь очень важно соблюдать определенные стандарты. Все-таки мы не являемся маркетплейсом, который агрегирует в себе всех и вся, мы предъявляем определенные требования. То есть если Вы обратитесь к врачу сейчас или обратитесь к врачу через 15 часов, формат оказания помощи будет стандартным, он унифицирован. Поэтому у нас есть определенные точки, которые выделены для работы врача по удаленным консультациям, которые стандартизированы. Может розниться клиника, но требования к формату – как врач выглядит, как он позиционирует себя – стандартные. У нас есть отдельное место, где врач оказывает удаленную консультацию.

М. Муслимов:

И это происходит сейчас 24 часа 7 дней в неделю каждый день?

Д. Юдчиц:

Абсолютно, то есть в любое время. У Вас в приложении есть врач, Ваш помощник, консьерж, можно как угодно назвать. В трудной ситуации довольно тяжело перейти этот барьер, осознать, это у меня самого заняло какое-то время, чтобы я начал постоянно пользоваться сервисом. Но сейчас обращаюсь по всем вопросам, которые у меня возникают, и я где-то сомневаюсь – я обращаюсь всегда к нашим специалистам.

М. Муслимов:

Как проверить работоспособность Вашего сервиса, как его скачать, как на него зайти?

Д. Юдчиц:

Пишите в Аpple store или GooglePlay Онлайн Доктор кириллицей, скачивайте приложение, пробуйте в разные часы, обращайтесь к дежурным специалистам. Я всех наших партнеров прошу нас тестировать. Когда нам задают вопрос: чем Вы лучше? Ответ один: сами попробуйте, сделайте для себя выводы. Поэтому прошу всех обращаться к нам.

М. Муслимов:

Сейчас я вижу перед собой стетоскоп. Здесь воронка для того, чтобы смотреть в уши. Целый телемедицинский комплекс. Какими приборами Вы пользуетесь?

Д. Юдчиц:

Мы уже выходим за пределы просто стандартной телемедицины, логически нам видится путь развития. Во-первых, это по сопровождению хронических пациентов. Ничто не может быть лучше, чем использование приборов, потому что многие приборы действительно позволяют мониторить пациентов удаленно и ловить те моменты, когда помощь необходима.

Существует на сегодняшний день масса приборов, которые дают нам те или иные возможности по сопровождению пациентов удаленно. Приборов на рынке представлено много. Зачастую они не российского производства, а иностранного.

Мы можем начать со стетоскопа, который дает возможность послушать легкие, записать сердце и отправить врачу. Этот прибор интегрирован с американским сервисом, аналогичным нашему. Покупая прибор, Вы можете также получить подписку на сервис и при всех вопросах отправлять то, что Вы получаете с прибора, врачу, и он будет уже связываться с Вами и задавать уточняющие вопросы, определять, надо ли идти к врачу или нет.

М. Муслимов:

Правильно ли я понял, что именно с Вашим сервисом этот прибор также интегрирован?

Д. Юдчиц:

На данный момент мы не полностью интегрированы, мы рассматриваем различные варианты интеграции приборов. Он интегрируется с нашим аналогом в Америке. То есть вот этот прибор интегрирован с тем сервисом Доктор Эндименд, который является по сути такой же платформой по телемедицине.

Идет определенный тренд на внедрение приборов в телемедицинский сервис. С чем мы сталкиваемся? Сталкиваемся с тем, что недостаточно сертифицированных медицинских изделий на российском рынке, которые доступны по стоимости, удобны в своем использовании и признаются врачами. Мы находимся в такой серой зоне. Есть приборы, которые можно классифицировать как информационные, но эта классификация не дает нам выйти в большое поле. Мы со своей стороны готовы пробовать, экспериментировать и понимаем то, что приборы служат только для информации, они не помогают конкретному пользователю, это все до определенного этапа. То есть аналогия была с телемедициной: до того момента, когда была поставлена подпись, огромное количество критиков говорили: «Как же можно оказать помощь удаленно! Как же Вы можете консультировать пациентов! И что это за вид оказания помощи!»

Недостаточно сертифицированных медицинских изделий на российском рынке, которые доступны по стоимости, удобны в своем использовании и признаются врачами

М. Муслимов:

И как он осуществим в целом с нормативно-правовыми актами?

Д. Юдчиц:

С появлением подписи под законом это огромное количество критиков поуменьшилось. До вступления его в силу мы не имеем право ставить диагнозы, выписывать рецепты. С 1 января 2018 года наши возможности, возможности в принципе всех врачей будут расширяться. После первичного очного приема лечащий врач может корректировать лечение удаленно. Надеюсь, через недолгое время использования тех же гаджетов, которые дадут ему возможность более комплексно и полноценно вести своего пациента, мы сможем выписывать рецепты, тоже в определенных случаях. Я надеюсь, что пример того, что произошло с телемедициной, коснется и гаджетов. На сегодняшний день их не воспринимают как медизделия, но мы видим, слышим от наших врачей, что они их уже используют. Может быть, это не афишируется, но они выдают своим пациентам приборы, кардиомониторинг, дают различные девайсы, которые сами находят.

М. Муслимов:

Пока этот рынок развивается только по некой серой схеме, вроде бы не запрещено, но и не разрешено.

Д. Юдчиц:

Это не дает возможности смасштабировать это в рамках целого комплекса, индустрии.

М. Муслимов:

Вы затронули очень интересную тему по поводу сертификации оборудования, особенно того оборудования, которое формируется в новом направлении телемедицинской отрасли. Скажите, а те приборы, которые являются сейчас примером, они сертифицированы?

Д. Юдчиц:

Кто-то проходит сертификацию FDI, в каких-то случаях они не требуют сертификации FDI. 

М. Муслимов:

То есть они не сертифицированы, как медицинские приборы, но разрешены?

Д. Юдчиц:

Разрешены для использования. Я, как пациент, решаю сам, использовать мне его или нет.

М. Муслимов:

И Вы правильно сказали по поводу того, что медицинское сообщество, исходя из этого, не всегда доверяет таким приборам.

Д. Юдчиц:

Врач сам должен принимать ответственность. Он понимает, какую ответственность он несет, используя данный прибор, пока он не прошел сертификацию, но по нашей практике мы видим, что врачи готовы, они используют. И нам надо как-то подойти к вопросу упрощения сертификации, потому что сейчас это занимает 2-3 года, и не самый легкий путь.

Врач понимает, какую ответственность он несет, используя данный прибор, пока он не прошел сертификацию, но по нашей практике мы видим, что врачи готовы, они используют

М. Муслимов:

Если представить, какое количество сейчас медицинской техники требует той сертификации, которая может помочь в Вашем деле, в получении удаленной консультации, особенно тех людей, которые находятся в глубинке. Мне кажется, уже стоит формировать некий медицинский чемоданчик для таких регионов на все случаи жизни, для ребенка и для взрослого. Но если подумать и поразмыслить, какое количество приборов необходимо для того, чтобы осуществлять медицинскую помощь удаленно в полном объеме...

Д. Юдчиц:

Давайте подумаем. У нас есть стетоскоп, у нас есть градусник для взрослого, для ребенка, у нас есть возможность насадки для телефона с воронкой, которую можно сфотографировать или снять видео, ухо, глаз. Это можно записать.

М. Муслимов:

Даже нос, я Вам скажу.

Д. Юдчиц:

Да, нос обязательно. Сердце – базовые ЭКГ есть на пальце. В принципе, этого достаточно, чтобы оценить 80 % всех обращений в том или ином формате.

М. Муслимов:

Недавно обратил внимание на решение клиники кибернетической медицины, на их стол, и там представлен и УЗИ-комплекс, и отдельно лабораторный комплекс лабораторных услуг. Причем ребята сделали все настолько грамотно, они потратили эти два года и несколько лет назад начали этим заниматься и все сертифицировали. У них есть комплекс, полностью сертифицированный, но у них нет того, что есть у Вас, у них нет этого потока. Поэтому в этом плане будем считать, что мы с Вами увидимся лет через 5-7 и тогда сможем конкретно проговорить, какие наборы уже стали широко использоваться нашим населением. Я думаю, что Россия в этом плане может даже переплюнуть Запад. Как Вы считаете?

Д. Юдчиц:

По количеству проникновений технологий Россия шагает впереди многих стран. И я думаю, что у нас есть возможность хорошо вырваться вперед по проникновению медицинских приборов с учетом территории и населения. Определенно надо учитывать стоимость. Есть масса приборов, которые действительно классные, которые сделаны с душой и с пользой, но их стоимость для конечного пользователя высока. Очень важно учитывать, как и кем будет оплачено использование данных приборов. Мы смотрим на приборы, которые доступны масс-маркету. Через наши продукты мы запускаем страховые продукты, которые довольно доступны на масс-маркете, которые дают возможность за приемлемые деньги получить годовую помощь сопровождения врачами. Аналогичную историю мы хотим сделать и с приборами, когда прибор может приобрести любой человек, и он его ежедневно может использовать. Это не нишевая история, все-таки есть там нишевые истории, которые высокоточные, которые дорогие, а для нас это пока очень закрытый сектор. Мы хотим идти в масс-маркет.

У нас есть возможность хорошо вырваться вперед по проникновению медицинских приборов с учетом территории и населения

М. Муслимов:

Вы несколько раз сказали по поводу страховой медицины. Какие услуги у нас страхуют для пациентов? То есть какими услугами может пациент пользоваться, как я понимаю, это ДМС?

Д. Юдчиц:

В нашем случае то, что происходит с отечественным здравоохранением, со страховым бизнесом, то, что система ОМС претерпевает определенные изменения, то есть мы проходим реформы здравоохранения. В тоже время ДМС, как таковой корпоративно не развивается. Он не развивается теми темпами, которые необходимы для страховых компаний. Поэтому возникает новый вид страхования, это определенное комбинирование ОМС и ДМС. Есть ряд услуг, которые Вам полагаются по ОМС и которые можно добавлять, докупать через ДМС.

М. Муслимов:

Есть еще ОМС плюс.

Д. Юдчиц:

ОМС плюс один из подвидов. И мы со своей стороны смогли также войти в рынок страхования, когда предложили это путем исключительно поиска бизнес-моделей. Это было планомерное тестирование рынка, и на определенном этапе мы смогли заручиться поддержкой нашего большого стратегического партнера, который запустил с нами первый страховой продукт, который вышел на рынок и который предлагается массово на всей территории страны. Это новый вид помощи, если у человека нет возможности купить ДМС, а в розницу ДМС купить довольно дорого, и он очень лимитировано продается. Соответственно, мы даем возможность купить поддержку врачами, дежурными специалистами или узкопрофильными специалистами в течение года. То есть приходя в банк, Вы покупаете коробку, которая дает возможность получать консультацию в рамках нашего сервиса, например, неограниченно в течение года. Мы даем возможность той же маме из Владивостока консультироваться с московскими врачами в течение года по любым вопросам. Этим мы снимаем нагрузку также с ОМС, она не будет лишний раз вызывать скорую, когда это не необходимо, она не пойдет к своему терапевту внепланово. В тех случаях, когда необходимо, наш врач определенно скажет, что нужно. Большое количество всех обращений может быть решено удаленно. Поэтому мы также снимаем нагрузку с ОМС.

М. Муслимов:

Есть у нас в слушателях представители ассоциации управленцев в сфере здравоохранения, молодых управленцев, так скажем. Это некоммерческое объединение. Так или иначе, это те люди, которые объединены по принципу управления государством в негосударственном секторе, это и маркетологи, и врачи, и специалисты, которые ведут техническую направленность. Каким бы Вы секретом поделились для них в рамках формирования команды?

Д. Юдчиц:

Для команды, кроме технологий, являются те люди, с кем мы делаем этот сервис. Мы прошли довольно большой путь от нескольких человек до команды свыше 30-ти специалистов плюс 120 врачей. Команда должна быть действительно командной игрой. Необходимо своим примером показывать, внедрять те принципы, которые Вы проповедуете. К команде надо подходить, по сути, с тем же, наверно, подбором, как и к семье. То есть вы проводите с этими людьми довольно большое количество времени. Не столь важно, мне кажется, начальные качества, как именно идейная совместимость и подход в долгосрочном плане развития.

Как я говорил, мы хотим стать той командой, то есть сервисом, о котором люди будут думать, что они поменяли подход к здравоохранению. Соответственно, для нас важно, что в этом пути мы можем ожидать, допускаем возможность ошибаться. Команде надо давать возможность ошибаться, пробовать. Любая осознанная ошибка – это очень ценная инвестиция. Но если ошибка замылена, и она осталась без огласки, это подножка. Поэтому важно строить команду в доверительных отношениях, давать возможность пробовать, ошибаться, без этого нельзя.

Потом я считаю, что для команды важно видеть конечную цель. Необходима коммуникация внутри, она строится не сразу, нужно сформировать инфополе и понимать, что для человека, который является лидером, есть разные этапы. Когда мы начинали только сервис, я задавался вопросом, что мы делаем и как мы делаем. Я прошел все этапы внутри команды, все функции.

Дальше возникает этап, когда Вы задаетесь вопросом: что мы делаем? Это развитие бизнеса. И главное понять этот вопрос, что Вы не можете делать все сам. Необходимо делегировать, давать людям принимать решения и не вмешиваться. Зачастую это приносит только вред, когда Вы пытаетесь заниматься микроменеджментом. На этапе определенного развития главное понять для себя, что Вы определяете, как руководитель, что Вы делаете. И дальше, опять пройдя еще несколько этапов эволюции, Вы задаете вопрос: а кто это будет делать? То есть ваша основная задача – это подбор правильных людей, создание команды и обозначение той северной звезды, куда необходимо идти. Главное понимать, что есть разные этапы развития, и Вы, как руководитель, должны меняться так же, как и меняется бизнес.

Любая осознанная ошибка – это очень ценная инвестиция. Но если ошибка замылена, и она осталась без огласки - это подножка

М. Муслимов:

Следующий вопрос у меня будет касательно государственно-частного партнерства. Видите ли Вы в этом смысл, знаете ли примеры, рассматриваете ли Вы свой бизнес в рамках развития в этой плоскости?

Д. Юдчиц:

Знаете, здравоохранение в целом, как бы не говорили на Западе, что рыночная экономика, капитализм в здравоохранении, это не чистой воды бизнес. В конечном итоге, если бы это был исключительно бизнес, то людей бы не забирала скорая на улице, то есть тех пациентов, которые сами не могут заплатить, которые не платят налоги, которые не могут оплатить свое лечение, их бы просто бы не брали в медучреждения. Поэтому в чистом виде в капитализме здравоохранения не существует. В той или иной мере мы все-таки завязаны с госсектором, мы должны выполнять определенную социальную часть, и мы не можем существовать параллельно.

У нас есть примеры использования наших технологий на базе медицинских бюджетных ЛПУ, которые используют исключительно нашу технологию для консультаций своими же врачами своих же пациентов. Мы даем только технологии. Для нас это возможность без какой-то оплаты доказать себе, что услуга необходима не только на коммерческом секторе, но и в бюджетном здравоохранении. Мы хотим и готовы развиваться по этому направлению, и надеюсь, что с законом телемедицины это расширит наши возможности. Мы хотим делиться своей технологией, делиться своими наработками, своей практикой, которую мы прошли, хотим участвовать в диалоге. Поэтому я думаю, что будем участвовать в государственно-частном партнерстве. В каком формате? Вот этого я сейчас сказать не могу.

М. Муслимов:

Если говорить о российском здравоохранении в целом, Вы сказали о том, что при капитализме оно имеет определенную сферу, по которой нельзя сделать для все бесплатно и по хорошему качеству. Какие Вы видите задачи, которые стоят для нашего здравоохранения? Государственная машина с частным придатком куда движется?

Д. Юдчиц:

Мне кажется, что необходимо искать новые бизнес-модели оплаты. Потому что в конечном итоге вопрос кто платит – ключевой. Мы должны отталкиваться от того, платит ли государство, платит это сам пользователь, клиент, пациент или платит кто-то за него. То есть задача – быть открытыми к новым бизнес-моделям, так как много ездим по конференциям, не только в России. И везде вопросов два: острый дефицит правильных медицинских кадров и удорожание медицинских услуг. Феномен глобальный. Идет удорожание, не хватает врачей, нам надо думать, что с этим делать. Соответственно, государство более медлительно в принятии решений, но с тем же принятием закона оно пододвигается к тому, что необходимо более широко смотреть на то, что происходит на рынке, необходимо набираться политической воли и пробовать новые бизнес-модели, потому что без этого мы зайдем в тупик. Мы придем к тому, что просто физически не будет достаточно врачей оказывать квалифицированную помощь. Необходимо идти и пробовать работать с такими проектами, как мы и другими.

М. Муслимов:

У нас был в гостях Денис Юдчиц, генеральный директор Мобильные Медицинские Технологии, руководитель проекта «Педиатр 24». Человек, который управляет командой из правильных людей. Успехов Вам, Денис, в реализации Ваших планов!

Д. Юдчиц:

Спасибо большое. Всего хорошего. До встречи!

М. Муслимов:

До свидания!