Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Организация здравоохранения

Л. Каримова:

Добрый день, дорогие друзья, в эфире радио Mediametrics и передача «Медицинское право», я, ее ведущая, Каримова Лена. Тема нашей сегодняшней программы будет «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности». Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности является обязательным лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности. У нас сегодня в гостях Иванов Игорь Владимирович, генеральный директор федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора. Добрый день, Игорь Владимирович. 

И. Иванов:

Добрый день. 

Л. Каримова:

Игорь Владимирович, что включает в себя внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, что это такое?

И. Иванов:

Я думаю, что нужно начать разговор не с того, что такое внутренний контроль, а с того, почему тема внутреннего контроля настолько актуальна сегодня. И с чем связано столь пристальное внимание, которое уделяется и профессиональным сообществам, и органам, которые осуществляют контроль и надзор со стороны государства за медицинской деятельностью.

Почему именно к внутреннему контролю приковано такое внимание? Я думаю, что начать нужно разговор с тех тенденций, которые сегодня происходят по эволюции и развитию здравоохранения, по эволюции развития системы контроля и надзора в нашей стране. У Вас уже была передача, которая была посвящена риск-ориентированному подходу. 

Л. Каримова:

Да, со Светланой Михайловной. 

И. Иванов:

Да, где шла речь именно о том, каким образом происходит реформирование контроля и надзора в этой части, и какое место уделяется системе управления качеством в медицинской организации, в медицинской деятельности. И поскольку о вопросах качества говорилось и говорится очень много, но наибольший пик актуальности именно сегодня, когда в медицинских организациях во главу угла ставятся уже не только вопросы оснащенности или вопросы обеспечения материальными ресурсами медицинской организации, а ставятся вопросы управления этими ресурсами, и человеческими ресурсами, и кадровыми ресурсами, и материальными ресурсами. И вопросы должного обеспечения качества и должного обеспечения безопасности пациента при получении медицинской помощи.

Если мы посмотрим, каким образом меняется система контроля и надзора по вопросам качества, то увидим, что с 1 января 2018 г. Росздравнадзор переходит на риск-ориентированный подход. В чем именно он заключается, в чем суть перехода риск ориентированного подхода? Если говорить кратко и не цитатами из нормативно-правовых актов, то главным критерием, который становится при определении приоритетности осуществления контроля и надзора, становится степень риска, которым сопровождается медицинская деятельность. Мы все прекрасно понимаем, что медицинская деятельность – это высокорискованная деятельность. И невозможно исключить риски. Другое дело, что рисками нужно управлять. И суть перехода Росздравнадзора на риск ориентированный подход заключается именно в этом. Для того, чтобы вычленить эти риски, их идентифицировать, и в зависимости от степени риска осуществлять планирование и должный контроль и надзор за медицинскими организациями в зависимости от того риска, который связан с осуществляемой деятельностью.

Если мы посмотрим, на что направлена реформа контроля надзора с точки зрения риск-ориентированного подхода, то фактически происходит классификация медицинских организаций, которые осуществляют медицинскую деятельность в зависимости от осуществляемой деятельности, и в зависимости от принадлежности к той или иной категории риска устанавливается периодичность плановых контрольных мероприятий.

Конечно, в конечном итоге это связано с решением нескольких задач. Прежде всего, и главная задача, это обеспечение должного контроля и надзора для того, чтобы пациенты могли получать качественную, безопасную медицинскую помощь. Второе, это, конечно, снижение нагрузки на организации, которые осуществляют медицинскую деятельность. Нагрузки в виде уменьшения числа контрольных мероприятий, в виде уменьшения нагрузки и тех издержек, которые связаны с проведением проверок и с длительностью этих проверок, с эффективностью проведения этих проверок, с результативностью проведения этих проверок.

Немаловажно, что меняется акцент со стороны проверяющих организаций, проверяющих органов для того, чтобы сделать эти проверки прозрачными, сделать их более объективными, единообразными, стандартизованными по профилю, по технологии проведения этих проверок и понятными для медицинских организаций, каким образом они будут построены. И в связи с этим возрастает, конечно, и значение медицинских организаций. И как раз презумпция невиновности, презумпция добропорядочности стоит во главе угла проводимой реформы контрольно-надзорных органов, когда априори считается, что медицинские организации являются… 

Медицинская деятельность – это высокорискованная деятельность. И невозможно исключить риски. Другое дело, что рисками нужно управлять.

Л. Каримова:

Опасными… 

И. Иванов:

Нет, они как раз являются добропорядочными, которые соблюдают те обязательные требования, которые установлены законодательством. И по принципу добропорядочности как раз и происходит классификация этих организаций в зависимости от степени риска. И чем выше риск, тем больше проверок, а если организация соблюдает обязательные требования, которые предписаны нормативно-правовыми актами, то тем ниже должен быть ее уровень контроля. И соответственно, те организации, которые попадают в низкие категории риска, они в плановом порядке исключены из проведения контрольных плановых мероприятий со стороны Росздравнадзора.

При этом мы же понимаем, что возрастает роль того, как организован процесс контроля внутри медицинских организаций за обязательными требованиями. И вот здесь на первое место выходит внутренний контроль, то, как внутри медицинской организации происходит процесс управления качеством. Есть ли, во-первых, система в медицинской организации, которая позволяет управлять качеством. И, во-вторых, как эта система работает на профилактику рисков, связанных с угрозами жизни и здоровью. Как эта система срабатывает внутри, насколько она действительно позволяет предвидеть эти риски, управлять этими рисками, минимизировать их, нежели бороться с последствиями, в том числе, в формате уже внеплановых проверок либо плановых проверок контрольно-надзорных органов.

И именно в этом плане обусловлено то, что внутренний контроль является тем инструментом, который позволяет управлять качеством, тем инструментом, на базе которого можно построить систему управления качеством, СМК, о чем сегодня очень много говорится совершенно на разных площадках, в профессиональном сообществе, со стороны Росздравнадзора.

Внутренний контроль является тем инструментом, который позволяет управлять качеством.

И мне бы хотелось еще обратиться к программе развития здравоохранения до 2020 г., где предписано то, что 95 % медицинских организаций в своей практике должны использовать систему менеджмента качества к 2020 году. Вопрос в том, какую систему менеджмента качества сегодня нужно применять медицинским организациям. Какая система приемлема для медицинских организаций, и какая система является родной по идеологии и по пониманию процессов, которые должны происходить. А также с точки зрения основного медицинского персонала, лечащего врача, среднего медицинского персонала, медицинской сестры, технического персонала, который занимается обслуживанием медицинской техники, или с точки зрения младшего персонала, который занимается многими вопросами, которые являются частью процессов, происходящих в медицинской организации.

И вот здесь у нас возникает очень большой вопрос, связанный с тем, а существует ли сегодня в практике работы российских медицинских организаций какая-либо отраслевая система, система управления качеством, которая бы отвечала, с одной стороны, требованиям законодательства, а с другой стороны, была бы понятной, приемлемой и, что называется, частью процесса оказания медицинской помощи. Вот здесь мы сталкиваемся с большой проблемой. На сегодня какого-то единого рецепта, который бы мог быть подспорьем для главного врача, для медицинской сестры, нет.

В 2015-м году по заданию федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения наше учреждение проводило исследование, каким образом работает 323-й закон в части 90-й статьи в части внутреннего контроля. Каким образом на сегодня в Российской Федерации сложилась практика организации внутреннего контроля в медицинских организациях. Я напомню, что статья 90 Федерального закона говорит о том, что в полномочия руководителя медицинской организации, вне зависимости от формы собственности – это и государственные, и частные, и ведомственные медицинские организации – входит вопрос о регулировании организации внутреннего контроля. То есть главный врач, руководитель медицинской организации должен самостоятельно определить, каким образом он будет организовывать внутренний контроль, как будет организована в его медицинской организации работа, кто отвечает и в чьи полномочия входит организация внутреннего контроля, что в себя включает сам внутренний контроль, какова будет процедура проведения внутреннего контроля. И соответственно, несет ответственность за организацию внутреннего контроля руководитель медицинской организации.

Главный врач, руководитель медицинской организации должен самостоятельно определить, каким образом он будет организовывать внутренний контроль, как будет организована в его медицинской организации работа, кто отвечает и в чьи полномочия входит организация внутреннего контроля.

С одной стороны, законодатель на дал такое широкое трактование, отдав на откуп руководителям медицинских организаций вопрос организации внутреннего контроля. Хорошо это или плохо… Получив возможность самостоятельно принимать решения, каким образом организовать внутренний контроль, главные врачи, руководители медицинских организаций очень творчески подходят к организации внутреннего контроля. С другой стороны, это огромный недостаток, потому что сравнить даже системы внутреннего контроля порой очень близких по видам деятельности медицинских организаций просто невозможно. И сравнить то, какие принципы организации внутреннего контроля заложены, тоже порой очень сложно. Хотя мы прекрасно понимаем, что внутренний контроль должен регулировать абсолютно единые и понятные для всех, одинаковые для всех вопросы. А вопросы у нас звучат таким образом: это вопросы качества и безопасности медицинской деятельности. Не может быть вопрос качества и безопасности медицинской деятельности в одной организации отличаться от вопросов качества и безопасности медицинской деятельности в другой организации, поскольку качество и безопасность совершенно одинаковые. И пациент, вне зависимости от того, в какой организации находится, вне зависимости от региона, уровня должен получать качественную и безопасную медицинскую помощь. А организация должна работать на принципах качества и безопасности своей деятельности. Поэтому, конечно, такое неоднозначное трактование на сегодня вносит свои коррективы и ставит в затруднительное положение главных врачей. Но возвращаясь к теме того исследования, которое было проведено нашей организацией по вопросу внутреннего контроля. 

Не может быть вопрос качества и безопасности медицинской деятельности в одной организации отличаться от вопросов качества и безопасности медицинской деятельности в другой организации, поскольку качество и безопасность совершенно одинаковые.

Л. Каримова:

Да, очень интересно, расскажите, пожалуйста. 

И. Иванов:

У нас в стране, в наших медицинских организациях сложилась трехуровневая модель, где самым главным органом является врачебная комиссия. Кстати, в полномочия врачебной комиссии организация внутреннего контроля внесена, и поэтому врачебная комиссия наделена полномочиями по организации внутреннего контроля. Далее, это ответственный сотрудник со стороны руководства медицинской организации, чаще всего это заместитель главного врача по качеству. Следующий уровень – это уровень руководителей структурных подразделений, в полномочия которых входят определенные вопросы, связанные с организацией внутреннего контроля. Я не называю уровень самоконтроля, он не является таким уровнем организации внутреннего контроля. Но, тем не менее, каждый специалист, каждый врач должен осуществлять, в т.ч. числе и самоконтроль за теми действиями, которые принимает у себя, находясь на рабочем месте. Понятно, что есть плановый контроль, внутренний контроль, есть внеплановый. И соответствующие причины, которые лежат в основе проведения внепланового внутреннего контроля, также определяются руководителем медицинской организации, главным врачом в том положении, которое формулирует в соответствии с приказом главный врач.

Но когда мы изучали опыт отдельных медицинских организаций, то обнаружили, что некоторые медицинские организации используют в построении внутреннего контроля системы управления качеством, которые основаны на различных международных стандартах управления качеством в здравоохранении. В этом плане мне бы хотелось, конечно, сказать о наиболее известном стандарте JCI – Joint Commission International.

В нашей стране три медицинских организации, которые прошли аккредитацию по системе JCI, две из них частные организации. Одна из них – это государственная медицинская организация, которая прошла соответствующую аккредитацию и имеет сертификат JCI, аккредитацию JCI. Это наиболее известная система, которую можно использовать, на которую можно ссылаться. Она используется более, чем в 47 странах мира, это общепринятый определенный международный стандарт здравоохранения.

Кроме этого, имеется ряд других абсолютно приемлемых стандартов, которые также используют в своей практике различные медицинские организации. Некоторые медицинские организации используют неотраслевую, но, так или иначе, также систему управления качеством, основанную на серии международных стандартов ISO, которые, к сожалению, не являются отраслевыми. Но они являются стандартами для того, чтобы упорядочить, сформировать определенную систему и структуру процессов в медицинской организации, и которые имеют ряд преимуществ, ряд своих недостатков. Но, так или иначе, целый ряд медицинских организаций также строит свою систему управления качеством на базе стандартов серии ISO, и нами это было также отмечено.

К сожалению, это не тенденция, а исключение. И можно приводить ряд отдельных медицинских организаций, которые внедрили в свою практику систему управления качеством, используя самые разные стандарты: и отраслевые, и неотраслевые. Но в целом такого единообразия по использованию системы управления качеством по стране нет. И такой анализ был проведен.

Кроме этого, были проанализированы результаты контрольных мероприятий Росздравнадзора по государственному внутреннего контролю, каким образом осуществляется внутренний контроль в медицинских организациях. И по результатам этого анализа можно сказать, что практически в половине случаев, в половине результатов контрольных мероприятий отмечаются те или иные нарушения, связанные с организацией внутреннего контроля. Начиная от того, что в части медицинских организаций отсутствует внутренний контроль. То есть руководитель медицинской организации не установил порядок проведения внутреннего контроля, как это предписывает статья 90 Федерального закона 323. Часть медицинских организаций не соблюдает установленный порядок, часть не предпринимает определенных мер, которые должны лежать в основе проведенного внутреннего контроля. То есть практически половина проверок заканчивается выявлением нарушений по организации внутреннего контроля.

Таким образом, сопоставив анализ того, каким образом организован внутренний контроль и анализ правоприменительной практики, анализ результатов контрольных мероприятий, был сделан вывод, что внутренний контроль, к сожалению, на сегодня не выполняет той роли инструмента управления качеством, который отвел законодатель, с одной стороны, установив такой порядок 323-м законом. С другой стороны, показав несовершенство и недостаточную эффективность по реализации внутреннего контроля со стороны медицинских организаций, каким должен быть внутренний контроль. И это все побудило создать унифицированный подход к организации внутреннего контроля, и что было сделано группой специалистов. И в 2016-м году были подготовлены предложения Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Что это за документ. Это практические рекомендации, в основу которых положены, во-первых, изучение и практика международных отраслевых стандартов по управлению качеством. Это и австралийский национальный стандарт, это и европейская директива по системе управления качеством в медицинской помощи, это и JCI, и четвертая нами была изучена, и пятая версия этого стандарта, и та практика использования неотраслевого стандарта ISO 9001, и анализ, и лучшие, что называется, пересекающиеся общие моменты. 

В половине результатов контрольных мероприятий отмечаются те или иные нарушения, связанные с организацией внутреннего контроля.

Л. Каримова:

Которые можно применить в России. 

И. Иванов:

Которые можно применить в рамках действующего российского законодательства, как раз и были положены по методологии создания этих практических рекомендаций, что и было сделано. Ну и, кроме этого, был проведен анализ тех лучших практик, которые используются в деятельности медицинских организаций нашей страны. И это также было положено в основу и в методологию разработанных практических рекомендаций. 

Л. Каримова:

Игорь Владимирович, скажите, происходит ли сейчас внедрение этих предложений, практических рекомендаций по организации внутреннего контроля качества безопасности медицинской деятельности, но в каких-то отдельных медицинских учреждениях, либо это рекомендовано сейчас для всех?

И. Иванов:

Эти рекомендации, скажем так, первая серия этих рекомендаций посвящена оказанию в стационарных условиях. Многие пеняют о том, что документ очень сложный и большой, что он целых 120 страниц занимает. 

Л. Каримова:

Но читается, на самом деле, на одном дыхании. 

И. Иванов:

Да, я бы хотел просто сказать, что это документ, который, по большому счету, настольная книга для внутреннего контроля.

Л. Каримова:

Для руководителей медицинских организаций.

И. Иванов:

И документ не может состоять из трех страниц. Этот документ позволяет оценивать целый ряд направлений. Здесь порой нужно некоторые моменты детализировать.

Этот документ состоит из двух частей. Первая часть этого документа посвящена вопросам нормативно-правового применения и содержит в себе ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые определяют регулирование по тому или иному разделу, по тому или иному вопросу. Таких разделов 11. 

Л. Каримова:

То есть всего 11 направлений внутреннего контроля качества. 

И. Иванов:

Это базовые разделы для стационаров, которые, по нашему мнению, являются базовой основой, которая должна присутствовать и должна соблюдаться, должна оцениваться во всех медицинских организациях стационарного типа. Но это не исчерпывающий перечень разделов, таких разделов может быть больше с учетом специфики деятельности. 

Л. Каримова:

Но стационар, наверное, самое сложное? 

И. Иванов:

Не соглашусь с Вами, что стационар самое сложное. На самом деле, любое направление очень непростое. И что мы возьмем оказание скорой медицинской помощи, либо оказание помощи в амбулаторных условиях, в условиях поликлиники. В общем-то, любое направление непростое и нуждается в отражении специфики той или иной деятельности.

Вторая часть документа содержит в себе набор оценочных листов. Это определенные чек-листы, используя которые можно составить собственный чек-лист для своей медицинской организации и достаточно оперативно иметь возможность оценить тот или иной раздел.

Мне бы хотелось рассказать немного, каким образом происходит оценка того или иного раздела деятельности медицинской организации. Традиционный внутренний контроль использует один источник информации, это работа с документами. Но мы прекрасно понимаем, что, во-первых, этот источник информации, документация, имеет ряд и недостатков. Прежде всего, недостаток какой? Это ретроспектива. Документ, который подвергается оценке, – это документ ретроспективный, то есть случай уже завершен, либо пациент выписан. 

Документ, который подвергается оценке, – это документ ретроспективный, то есть случай уже завершен, либо пациент выписан. 

Л. Каримова:

Мы уже знаем результат. 

И. Иванов:

Да, либо положительный, либо отрицательный результат, но тем не менее, результат уже есть. И мы изучаем постфактум, то, что происходило.

Л. Каримова:

То есть на профилактику же не получится. 

И. Иванов:

Да, сложно что-то говорить о профилактике, потому что случай, что называется, завершенный. Это первое. Второе, мы прекрасно знаем, что многие организации научились очень качественно работать с документами. 

Л. Каримова:

Оформлять медицинские документы. 

И. Иванов:

И в этом плане, что называется, комар носа не подточит. Что, в общем-то, не всегда говорит о том, что то, что написано в документе, соответствует действительности. В этом плане это второй недостаток, который не позволяет полноценно оценить то, каким образом организован процесс, каким образом был исполнен этот процесс, и все ли отраженное в документации соответствует действительности. Это еще один недостаток и изъян, который несет в себе источник информации документации. Ну, и ряд других. И именно поэтому в наших предложениях использованы другие источники информации. 

Л. Каримова:

Помимо медицинской. 

И. Иванов:

Помимо медицинской документации, которые требуется использовать при проведении внутреннего контроля для того, чтобы получить достоверную информацию о состоянии того или иного вопроса, о том или ином разделе. И вот как раз на источниках информации мне бы хотелось более подробно остановиться для того, чтобы показать, насколько можно объективизировать. 

Л. Каримова:

Расширить.

И. Иванов:

И расширить информацию в рамках внутреннего контроля по тому или иному вопросу. Прежде всего, мне бы хотелось начать с такого важного источника информации, как пациент. Изучая документацию, мы оставляем за кадром пациентов, их родственников, их законных представителей. И не знаем, не понимаем, что происходило на самом деле с пациентом, когда пациент переступил порог медицинской организации, и после того, как пациент покинул медицинскую организацию. И поэтому первым источником информации, по нашему мнению, должен являться пациент. Необходимо выстроить работу с пациентами для того, чтобы получать информацию от пациента, из первых уст, чтобы знать, как воспринимает пациент то, что с ним происходит в медицинской организации. Ведь это очень важный вопрос. Потому что врач и медицинский персонал видит по-своему процесс оказания медицинской помощи, и порой этот взгляд совершенно не совпадает с тем взглядом, который испытывает пациент, который непосредственно является получателем этой медицинской помощи. И поэтому в наших предложениях очень большое внимание уделяется как раз вопросам взаимодействия с пациентом. И в этом состоит суть пациент-ориентированного подхода.

Если мы не работаем, не взаимодействуем с пациентом, то как мы можем обеспечить пациент-ориентированный подход. Именно поэтому первый источник информации – это работа с пациентом, получение информации от пациента, как он воспринимает то, что происходит с ним на любом этапе пребывания пациента в медицинской организации. Точно это же относится и к законным представителям, и родственникам пациента, которые тоже должны и активно участвуют в процессе оказания медицинской помощи.

Необходимо выстроить работу с пациентами для того, чтобы получать информацию от пациента, из первых уст, чтобы знать, как воспринимает пациент то, что с ним происходит в медицинской организации.

Л. Каримова:

У меня возник вопрос. Это будет какое-то анкетирование пациентов и их законных представителей или родственников? 

И. Иванов:

Да, в медицинской организации должны быть разработаны процедуры взаимодействия с пациентом. В какой форме можно взаимодействовать с пациентом? Во-первых, самый простой – это опрос. Можно разработать определенный опросник, который будет использоваться медицинским персоналом при взаимодействии с пациентом. Это первый инструмент.

Второй инструмент – это анкеты, анкетирование. В зависимости от этапа оказания медицинской помощи, в зависимости от того, в каких процессах участвует пациент, можно разработать определенные анкеты и получать из них определенную информацию, которая будет полезна для медицинского персонала, для медицинских организаций, по тому, как пациент видит, как он оценивает то или иное действие, которое с ним происходит в медицинской организации. Поэтому самые разные могут быть формы, которые могут быть использованы. 

Л. Каримова:

Это медицинская организация сама должна для себя решить, каким образом она будет взаимодействовать с пациентом в этом вопросе?

И. Иванов:

Конечно, для нее самое ключевое, самое главное, что это должно быть определенным инструментом, которым может пользоваться медицинская организация для того, чтобы получить информацию от пациента о том или ином, что происходит в медицинской организации. Это и оценка того, как понял пациент, например, на что он дал добровольное согласие. Понял ли он, что он дал добровольное согласие, что именно там изложено, в добровольном согласии, понял ли он процедуру назначения диагностических определенных манипуляций. 

Л. Каримова:

Рекомендаций. 

И. Иванов:

Рекомендации, которые делает доктор. Насколько разобрался пациент и понимает в тех назначениях, которые предписывает ему врач. Насколько понимает пациент правильность, периодичность приема тех или иных лекарственных препаратов. Насколько он понимает необходимость проведения различных лечебных манипуляций. И вот этим вопросам должны быть посвящены взаимодействия пациента и медицинской организации для того, чтобы получать эту информацию. Понимает пациент, не понимает, насколько он вовлечен в лечебный или диагностический процесс, насколько он правильно понимает то, что предписывает ему врач. Поэтому вопрос работы с пациентом – это как раз тот самый источник информации, который нужно очень активно использовать медицинской организации. И в рамках наших предложений мы рекомендуем медицинской организации использовать этот источник информации для того, чтобы получать достоверную информацию.

Следующим источником информации является персонал. Врачи, медицинские сестры, инженерный персонал, младший медицинский персонал, который участвует в медицинской деятельности. Источник информации со стороны персонала очень важный. А правильно ли понимает медицинский персонал, что он должен делать в той или иной ситуации. Правильно ли он делает, достаточно ли навыков, компетенций у медицинского персонала, который должен выполнить ту или иную манипуляцию, диагностическую, лечебную в рамках своей деятельности. Насколько навыки персонала позволяют сделать ту или иную манипуляцию качественно. И поэтому, конечно, разговаривая с персоналом, с врачами, с медицинскими сестрами, с инженерами, можно получить информацию, а насколько то, что написано в документации, действительно соответствует реальности. Действительно ли была выполнена или выполняется та или иная процедура, а как она выполняется. 

Л. Каримова:

Да, тем более, некоторые процедуры вообще можно на автомат поставить. 

И. Иванов:

Совершенно верно. И чуть позже, я думаю, что у нас запланировано несколько таких встреч, и мы обязательно к этому вернемся и вернемся к тому, что такое стандартная операционная процедура, как они создаются и для чего они создаются. И вот как раз там роль стандартных операционных процедур и взаимодействия с персоналом, вот мы об этом и поговорим отдельно. Я думаю, что это тема отдельной встречи. 

Л. Каримова:

Да, это очень интересная тема, я думаю, мало кто о ней сейчас говорит, про стандартные операционные процедуры. Поэтому нам нужно уделить этому особое внимание. Дорогие друзья, к сожалению, эфир наш сегодняшний подошел к концу. Мы увидимся с Игорем Владимировичем еще ‪10 октября. У нас будет продолжение по теме «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности», так что смотрите нас ‪10 октября. Спасибо Вам большое, Игорь Владимирович. 

И. Иванов:

Разговор только начат, поэтому я думаю, что мы обязательно продолжим эту тему и постараемся раскрыть те вопросы, которые отражены и в практических рекомендациях, и мы рекомендуем использовать при построении системы внутреннего контроля в медицинской организации. 

Л. Каримова:

Я только хотела спросить, у меня есть предложение по стационару. Планируется ли выход таких же предложений по поликлинике?

И. Иванов:

Выход запланирован, более того, предложения Росздравнадзора по организации внутреннего контроля на уровне амбулаторно-поликлинического звена уже опубликованы. Они опубликованы в Вестнике Росздравнадзора, который вышел в сентябре месяце. Они опубликованы на сайте нашей организации, они уже есть в широком доступе, поэтому приглашаю всех на сайт.

Л. Каримова:

На подписку на журнал. 

И. Иванов:

На подписку на журнал, смотрите в сентябрьском номере Вестника Росздравнадзора практические рекомендации Росздравнадзора. Заходите на страницу нашего сайта организации «Центра мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора. В разделе «Внутренний контроль» размещена версия для амбулаторно-поликлинического звена. Мы готовы отвечать на вопросы, мы готовы разъяснять те рекомендации, которые там отражены. И, конечно, мы готовы к сотрудничеству для того, чтобы вместе с медицинскими организациями заниматься внедрением. И вот тот вопрос, который Вами был задан, на сегодня 16 регионов России занимаются внедрением практических рекомендаций Росздравнадзора. 

Л. Каримова:

По стационару. 

И. Иванов:

Это и стационар, это и поликлиники, это порядка 50 медицинских организаций, в общем-то, это уже достаточно существенно. С точки зрения большой страны России, это еще капля в море. Но я уверен, что те пилотные организации, которые уже внедряют в свою деятельность эти предложения, в последующем могут стать площадками для того, чтобы на их базе учиться, перенимать опыт, и тиражировать уже в других медицинских организациях систему внутреннего контроля, те положительные моменты, которые сегодня уже работают и реально являются частью процесса деятельности медицинской организации. 

Л. Каримова:

На самом деле, все, что прозвучало сегодня, это достаточного новое в системе контроля, внутреннего контроля в нашей стране. Спасибо Вам большое, Игорь Владимирович, и ‪до 10 октября. Спасибо большое, что были с нами. 

И. Иванов:

Спасибо за внимание. 

Л. Каримова:

Всего хорошего, до свидания.