Пациент требует!

Стоматология

Ю. Титова:

Здравствуйте. В эфире канал «Медиадоктор» и программа «Красивая улыбка с доктором Григорьянцем», которую веду я, Юлия Титова, в паре с Андреем Григорьянцем, руководителем клиники «Санабилис» и врачом-стоматологом по совместительству, как бы это удивительно ни звучало.

А. Григорьянц:

Здравствуйте, Юлия. Давно мы с Вами не вели нашу любимую программу. Это здорово, на самом деле, я рад, что мы имеем возможность сегодня поговорить на интересную тему, которую Вы, конечно же, озвучите нашим зрителям.

Ю. Титова:

Мы сегодня с Вами поговорим об эволюции стоматологии и как сервиса, и как такой технологической площадки, которая развивается с каждым днем все больше и больше, и либо упрощает, либо делает более качественным предоставление услуг. Давайте поговорим прежде всего о том, насколько быстро развивается стоматологическая сфера, и какими шагами она идет к усовершенствованию своих услуг.

А. Григорьянц:

Дело вкуса, конечно, но для кого-то сфера развивается слишком быстро, для кого-то эта сфера развивается медленно. В индустрии всегда существуют разные поколения людей и разные категории, поэтому могу сказать по своему собственному опыту и ощущениям.

До какого-то момента времени мне казалось, что все должно быть еще быстрее, все должно быть еще более динамичным. В какой-то момент ты понимаешь, что есть вещи, которые приятно консервативны, и не имеет смысла создавать искусственной динамики, так как это уже не дает повышенной эффективности, это не дает комфорта для пациента. Поэтому я считаю, что стоматология развивается достаточно быстро, по крайней мере, могу Вам дать абсолютно независимую оценку. И я думаю, что это международная статистика, что стоматология, если сравнить ее с любой медицинской направленностью, является самым динамичным направлением в медицине. Поэтому, конечно, это очень быстро.

И мне бы хотелось выделить просто пару моментов, именно то, что мне очень хочется сегодня обсудить с Вами, – это как смотрит пациент на стоматолога, как смотрит пациент на клинику. Сформулировать это можно фразой: чего ждет пациент от стоматолога? И второй момент, это так называемый переход на новый уровень, потому что на сегодняшний день количество технологий столь велико, ассортимент всех этих технологий настолько широк, что сама по себе услуга, сам по себе термин стоматологии, сам по себе стереотип – его давно нужно изменить. Его не нужно ломать, его не нужно взрывать, не нужно делать из этого некое шоу. И это не имеет отношения к пиар-истории, мы говорим о том, что существует на сегодняшний день, чего массово не используют, но что очень сильно упрощает путь к достижению результата. Вот на эти две темы мне хотелось бы пообщаться – чего ждет пациент от стоматолога и каким образом происходит переход на новый уровень в стоматологических услугах, что абсолютно не имеет никакого отношения к стоимости, к коммерции и ко всему, что материально.

Стоматология, если сравнить ее с любой медицинской направленностью, является самым динамичным направлением в медицине.

Ю. Титова:

Из того, что Вы сейчас сказали, складывается впечатление, что стоматология становится не просто медицинской направленностью, а уже некоей бьюти-сферой, сочетанной с технологическим прогрессом.

А. Григорьянц:

Безусловно.

Ю. Титова:

И это немножко не то чтобы пугает, но начинаешь задумываться, неужели вопрос здоровья встает на второй план, и прежде всего новации и движение вперед именно с точки зрения технологий, красивой упаковки, подачи и прочего?

А. Григорьянц:

Суть в том, что та локация, в которой мы находимся, допустим, мы с Вами проживаем в городе Москва – это мегаполис, столица, относительно достаточно современный город, и динамика в нем соответствующая. Так вот, что касается потребностей населения Москвы, я думаю, что лучше говорить именно об этом, потому что если бы я находился в другом государстве, в другом городе либо в провинции, то я бы был адаптирован к тем потребностям, которые изъявляет население данной местности. В данном случае, конечно же, важно поговорить о том, чего хотят люди, которые нас с Вами окружают. Именно поэтому я сужаю фильтры и говорю о том, что, как мне кажется, очень актуально на сегодняшний день.

Ю. Титова:

То есть мы отталкиваемся от требований, пожеланий потребителя. А была ли уже та точка, на которой теоретически можно было бы остановиться в прогрессе, ровно то, что необходимо для предоставления стоматологической услуги?

А. Григорьянц:

Я думаю, что с возрастом каждый из нас иногда – а может быть, и не иногда, а периодически – так или иначе ловит себя на мысли, что хотелось бы приостановить прогресс. Особенно, когда человек устал, или он слишком много сделал, или, как ему кажется, он слишком много сделал, или то, что он сделал, очень значимо и достаточно выдающееся. Ему хочется в этот момент прогресс приостановить, потому что дальше он понимает, что все имеет некий период актуальности, все может устареть, и все динамично меняется.

И вот тут как раз происходит некий конфликт. Люди, которые очень много сил вложили в развитие и создание чего-либо, нередко в силу своих особенностей становятся консерваторами. Поэтому однозначный ответ, что прогресс, во-первых, не остановить. Сейчас мы не будем говорить о глобальных системах, о создании космоса, вселенной и т. д. Что касается наших реалий, приземленности и материальности, то прогресс – это живая и динамичная структура, которая вне зависимости от того, хотим мы чего-то или не хотим, происходит, потому что нас очень много, и каждый стремится ежедневно к чему-то новому. Поэтому я совершенно спокойно смотрю и себя настраиваю верным образом по отношению к тому прогрессу, который есть. За ним не так легко успевать, и, будучи специалистом в той или иной индустрии, ты вынужден быть всегда в теме для того, чтобы чувствовать себя комфортно, для того, чтобы на определенном уровне общаться и с потребителями, и с коллегами. Поэтому нет для меня точки, о которой Вы меня спросили, и абсолютное убеждение в том, что, как я уже сказал, прогресс остановить невозможно.

Люди, которые очень много сил вложили в развитие и создание чего-либо, нередко в силу своих особенностей становятся консерваторами.

Ю. Титова:

Вы выделили некую категорию людей, которая более консервативная и хочет в определенный момент остановиться. Можно разграничить людей также по возрасту, которые тоже на протяжении всей своей жизни адаптировались под одно и что-то кардинальное принимать для себя уже не хотят. Можно ли сказать, что с прогрессом, если говорить о небольших промежутках времени, те или иные стоматологические клиники теряют свою клиентуру?

А. Григорьянц:

Давайте вернемся немножко к стоматологии. Я позволю себе более конкретизировать то, что мы обсуждаем, если мы поговорим о стоматологии как таковой. Потому что наших зрителей и слушателей наверняка очень сильно интересует сама процедура, сами манипуляции, что же в них происходит, и чего же Вы нам можете нового дать. Нового в плане эффективного, нужного, творческого, нового с точки зрения ощущений и простоты, сокращения пути, достижения целей, с которыми пациенты приходят в стоматологическую клинику.

Так вот, если мы вернемся к одному из вопросов, которые я поднял в начале нашего эфира, что касается перехода на новый уровень, и Вы тут же отреагировали: неужели стоматология ушла в бьюти, а где же здоровье, а как же зуб болит, а кариес? Вы совершенно правы, но давайте возьмем некий срез и подумаем о том, что тот самый прогресс, о котором мы сейчас поговорили, и вообще некий термин современности, к чему он привел? В любом случае, в среднем статистически состояние здоровья полости рта человека в Москве на сегодняшний день стало лучше. Это я могу сказать по своему собственному опыту. И то, что я наблюдаю ежедневно в клинике, мы все реже, реже и реже сталкиваемся с совсем запущенными ситуациями. Это опять-таки тот неизбежный прогресс, о котором мы с Вами говорим.

В среднем статистически состояние здоровья полости рта человека в Москве на сегодняшний день стало лучше. Мы все реже, реже и реже сталкиваемся с совсем запущенными ситуациями.

Ю. Титова:

А чем Вы это объясните?

А. Григорьянц:

Чем больше становится клиник, тем больше конкуренции между стоматологическими клиниками и между докторами в стоматологии. А в чем конкуренция вообще, как можно друг перед другом чем-то похвастаться? Ты для этого должен сделать что-то лучше. Неважно, что, и неважно, насколько лучше, но каждый стремится к тому, чтобы у меня было лучше. Я думаю, что это в любой сфере деятельности, в любой индустрии, исходя из нашей психологии, в любом случае мы все стремимся к тому, чтобы сделать что-то лучше, чем кто-то другой. Это здоровая конкуренция, это очень классно и хорошо, что в этом направлении все движется, благодаря чему стоматология очень хорошо развивается. То, что я наблюдаю, неизбежно приводит к тому, что люди становятся здоровее.

С каждым годом все стоматологические клиники становятся немного современнее, с измененными протоколами и стандартами. И это меня держит в некоем напряжении, создает диссонанс, потому что то, что я наблюдаю, то, что происходит, даже, если можно так выразиться, что творится в большинстве учреждений, это абсолютно лишнее, что устранить можно не путем больших материальных вложений и траты безумных денег, а совершенно другим путем, когда есть информация, которая несет в себе огромную ценность.

Есть некие протоколы стандарта. Внедряя их даже в самую простую клинику, мы достигаем достаточно предсказуемых результатов, хорошего качества лечения, абсолютного комфорта и довольных пациентов в момент достижения цели. Именно это хочется немного раскрыть и объяснить, в чем тут суть, и что с этим нужно делать, потому что здорово, что стоматология перейдет из лечения болезни и проблем в сферу бьюти. Неважно, как это называется, это все терминология, потому что тогда мы сможем признаться в том, что население в целом стало здоровее, а это уже цели социального масштаба, государственной значимости. Поэтому, если мы достигаем того, что полость рта каждого гражданина Москвы или России стала лучше благодаря каким-то конкретным факторам или совокупности этих факторов, в этом, я считаю, классный результат всей работы большого количества людей.

Ю. Титова:

Вот с чем я соглашусь точно, это с тем, что не совсем плохо, если стоматология станет не просто лечебным направлением, но еще и бьюти. Почему? Потому что, как ни крути, все-таки медицина людей немножечко пугает – как же так, я болен! И, соответственно, настроение не очень позитивное. Наши зубы, здоровье наших зубов – это очень важно, поэтому если стоматология будет для нас не только, как медицинское направление, но еще и как красота и приятное времяпрепровождение, то люди будут чаще обращаться.

А. Григорьянц:

Совершенно верно. Я еще хочу добавить, что мы не должны забывать о том, что мы каждый день все любим поесть, кто-то одну, кто-то другую пищу, но так или иначе зубы, если говорить о животных инстинктах, они для того, чтобы мы что-то могли пережевывать и съесть то, что мы хотим съесть. Так вот, это должно дать ответ многим людям на тот вопрос, почему стоматология развивается так быстро, и почему она развивается быстрее, чем другие специальности в медицине. Потому что, в любом случае, каждый человек всегда прибегает к тому, что он что-то ест в течение дня. Это первый момент – мы зубы используем функционально, у зубов есть функция, которая позволяет нам что-то правильно, в здоровом смысле этого слова, съесть. Второй момент – это улыбка, которая на сегодняшний день стала неотъемлемым инструментом практически всех. И на сегодняшний день практически нет человека, который бы с абсолютным безразличием относился к своей улыбке. Он может это скрывать, он может немного это задвигать на второй, третий, четвертый план, но так или иначе это очень важный момент, который скрыть практически невозможно.

Поэтому когда мы что-то пытаемся съесть, нам не должно быть больно, нам должно быть комфортно пережевывать пищу. Когда мы хотим общаться с человеком напротив, в данном случае сидим с Вами в студии, рядом с нами микрофоны, но мы достаточно близко расположены друг к другу, и так или иначе я и Вы, улыбаясь друг другу, демонстрируем те самые зубы, над которыми мы, стоматологи, столько работаем. Это примитивный ответ на вопрос, почему так много времени этому уделяется, почему так много технологий развивается, почему так много денег на это тратится, и почему мы так много об этом говорим.

Когда мы что-то пытаемся съесть, нам не должно быть больно, нам должно быть комфортно пережевывать пищу.

Ю. Титова:

Элементарно у человека заболел зуб, а может быть, и не один. Что ему нужно? Ему нужно прийти в клинику, и чтобы ему за короткий период времени безболезненно устранили эту боль. Что можно еще придумать в этом направлении? Ведь на сегодняшний день и не самые передовые клиники могут предоставить такую возможность и сделать это в короткие сроки и при обезболивании, сделать это довольно-таки комфортно. К чему стремятся современные стоматологические клиники?

А. Григорьянц:

Я бы немного изменил текст, потому что каждая стоматологическая клиника стремится к чему-то своему. Это зависит от их пожеланий, потребностей, от их идеологии. Так вот, об этом и речь, что огромное желание видеть стремление этих клиник и видеть их работу над тем, чтобы пациент, заходя в клинику, чувствовал себя комфортно. Вы поймите, есть свод правил, который является абсолютно необходимым, чтобы можно было бы почувствовать ту современность, о которой я пытаюсь сегодня рассказать. По большому счету, нужно четко понимать, сколько времени тратится на, допустим, установку пломбы, и вводить это как некий стандарт. Далее, какая анестезия в данном случае конкретному человеку более подходящая для того, чтобы выключить чувствительность, и человек провел в кресле абсолютно комфортно то время, которое требуется для лечения его зубов.

Так вот, существует достаточно простой набор, как примитивный, как базовый набор, при соблюдении которого сама по себе процедура уже станет современной. Это то, о чем я говорил, для этого не нужно тратить невероятные деньги на строительство клиник и заниматься безумными интерьерами. Но это же та информация, которую может кто-то услышать, кто-то не услышать, кто-то захотеть ее принять и использовать, кто-то нет. Поэтому чтобы все-таки раскрыть до конца тему о переходе на новый уровень, на мой взгляд, этим должны заниматься не владельцы стоматологических клиник, даже не врачи, а аналитики, которые смотрят более глобально на весь этот рынок и на всю индустрию. Потому что если взглянуть на все стоматологические клиники, если взглянуть на некую статистику того, кто что делает, то должны сверху прописываться некие стандарты, которые действительно полезны всем и каждому.

Далее уже существует очень много опций, которые могут быть, могут не быть, которые еще более комфортным делают времяпрепровождение человека, которые делают это еще более безболезненным, еще более эстетичным, красивым. Нет предела совершенству, сами понимаете, поэтому мы можем работать над тем же самым прогрессом сколько угодно, но чтобы всей индустрией в рамках государства перейти на новый уровень, необходимо соблюдать хотя бы самый базовый свод правил, который на сегодняшний день, на мой взгляд, отсутствует. По крайней мере, вся наша коллегиальная среда не информирована об этом. Кто их должен об этом информировать, для меня это вопрос, потому что это не должны быть просто какие-то благодетели, которые решили научить всех жить правильно и работать хорошо, опять-таки массово это работать не будет. Поэтому над этим нужно работать на государственном уровне, тогда мы сможем те тенденции, которые мы уже чувствуем, и вот то ощущение, которое у нас появляется, что люди становятся здоровее, стоматология все чаще и чаще обсуждает бьюти-истории, а не болезни, что на самом деле здорово, тогда мы сможем это уже массово внедрять.

И это все так или иначе отталкивается от запроса пациента, мы обязаны не забывать о том, чего же все-таки хочет пациент. Потому что находясь в своей индустрии, можно летать в облаках и немного забывать о самом человеке, который пришел к тебе на манипуляцию. И в профессионализме, в высоком профессионализме это часто присутствует, когда специалист заигрывается со своей профессиональной деятельностью, наслаждаясь этими технологиями, процессом, забывая немного о том, что же все-таки чувствует и хочет пациент.

Мы можем работать над тем же самым прогрессом сколько угодно, но чтобы всей индустрией в рамках государства перейти на новый уровень, необходимо соблюдать хотя бы самый базовый свод правил, который на сегодняшний день, на мой взгляд, отсутствует.

Ю. Титова:

Вы сказали о том, что было бы здорово, если бы государство ввело некое регулирование стоматологической сферы или хотя бы как-то обратило внимание на Ваш мир.

А. Григорьянц:

Если сейчас мы будем публично в эфире говорить о том, что доктор Григорьянц имеет некие претензии к государству, я думаю, что это будет некорректно. Чего бы я хотел? Учитывая динамику развития и тот прогресс, который мы с Вами обсудили, что абсолютно объективно, что очень здорово и хорошо, это правильный вектор однозначно, мы бы хотели, чтобы качество и некий стандарт был более массовым. Исходя из этих потребностей становится понятно, что какие-то вопросы и достижения можно решить на уровне одной клиники. Например, мы у себя в научно-клиническом центре «Санабилис» достигаем тех или иных результатов, мы можем идти к любому совершенству и достичь любого уровня, но это будет лишь один центр, несмотря на его масштабы и опять-таки уровень достижений.

Когда мы смотрим в целом на индустрию в городе и вспоминаем, думаем о нашем пациенте, как он себя чувствует, зачем он пришел, что у него болит, как он хочет провести время в стоматологической клинике, чего он не хочет видеть, чего он не хочет чувствовать, то мы понимаем, что этого этикета не существует как такового. По крайней мере, он до населения не донесен, та среда не информирована о том, что нужно делать, вот и все. Поэтому массово услуга не предоставляется на том новом уровне. И переход на новый уровень масштабно, глобально без каких-то вмешательств, на мой взгляд, невозможен. Поэтому на сегодняшний день мы идем вперед исключительно путем личностных достижений отдельных компаний, отдельных людей, отдельных индивидуумов и т. д.

Ю. Титова:

В общем, мы говорим о том, чтобы хотя бы те клиники, которые у нас существуют, предоставляли услуги по стандартам и делали это качественно.

А. Григорьянц:

Да, мы говорим о том, что здорово было бы прописать базовый набор опций, которыми должна обладать та или иная клиника и тот или иной доктор, что позволит в России самым простым, базовым уровнем считать вот это. Дальше, пожалуйста, развивайтесь, делайте это еще лучше.

Ю. Титова:

Чего наш пациент хочет и ждет от клиники? Мы, наверное, будем говорить о разных категориях пациентов. Ведь кому-то достаточно просто вылечиться, кому-то нужен сервис, кому-то чаек, кому-то, извините, бокал шампанского после процедуры. Давайте поговорим о пациентах всех категорий и их пожеланиях при визите к врачу.

А. Григорьянц:

Есть вещи абсолютно не необходимые. Допустим, выпить чай – естественно, никакой необходимости в этом нет. Несмотря на то, что я к этому отношусь очень серьезно, и то количество опций, которое мы используем у себя в центре, оно вообще зашкаливает, но мне понятно, что хочет пациент. Пациент, когда к нам едет, вряд ли думает о том, что он попьет у нас чай. Мне будет очень приятно, если кто-то, в очередной раз приезжая к нам, думает о том, что у нас выпьет кофе, но это не наша цель и не цель пациента. Поэтому это все те аксессуары, которые могут быть, а могут и не быть. Но если не работают базовые настройки, если отсутствуют самые важные детали этого сервиса и предоставление услуги и самой манипуляции, это абсолютно ничего не стоит, это быстро обесценивается, это не имеет смысла и становится никому не нужным.

Поэтому пациенту важно что? В первую очередь, мы все знаем, что такое медицина, каждый был у врача по той или иной причине, но мы все прекрасно понимаем, что когда мы едем в больницу или клинику, мы бы хотели, чтобы мы пришли на прием к врачу в назначенное время. Я знаю, что существует тот стереотип, когда человек сидит, ждет, допустим, ему назначили на три – он зашел в четыре или в три тридцать. Первый момент – существует некая пунктуальность, которая создает комфорт уже с самого начала, с первого контакта с пациентом. Далее, в процессе лечения существует некое время, которое должно быть затрачено на ту или иную манипуляцию. Если мы это время пытаемся сократить, мы создаем суету, мы снижаем качество услуги, которую хотим дать человеку.

Когда мы едем в больницу или клинику, мы бы хотели, чтобы мы пришли на прием к врачу в назначенное время. Существует некая пунктуальность, которая создает комфорт уже с самого начала, с первого контакта с пациентом.

Кстати, тут очень интересный момент. Если мы все манипуляции будем делать в нужный промежуток времени, возможно, встанет вопрос о том, что недостаточно времени у того или иного врача, значит, врачей нужно больше. Если недостаточно врачей, значит, клиник нужно больше. Это даже лучше, потому что тогда каждый человек, приходя в то или иное учреждение, будет получать достаточно комфортную услугу. При этом количество докторов, соблюдая все эти стандарты, действительно будут в рабочем процессе. Не будет такого, что кто-то бездельничает, а кто-то перегружен работой, потому что на него есть очень высокий спрос. Это все проговаривание самых стандартных требований, которые пациент предъявляет к стоматологической клинике.

Давайте еще раз проговорим, чего хочет пациент. Как я уже сказал, пациенту важно вовремя приходить на прием, чтобы его вовремя принимали. То, что он опоздал, понятно, что это оплошность со стороны пациента. А если он приходит вовремя и его не принимают, он запланировал свой день, он знал, что он проведет в клинике час или два, это выходит за те рамки, на которые он планировал, это создает для него дискомфорт. Но это социальный дискомфорт, он не имеет отношения к ощущениям в процессе лечения.

Теперь что касается ощущений в процессе лечения. Спокойствие доктора – это очень важный фактор, который позволяет пациенту чувствовать себя так же комфортно и спокойно. Использование стандартных протоколов обезболивания, на сегодняшний день все пользуются анестезией. Вопрос: все ли умеют делать эту анестезию или нет, как она происходит и должным ли образом обезболивается зона, чтобы Вы совершенно спокойно чувствовали себя в кресле. После чего человеку очень важно, чтобы к нему проявлялось должное внимание. Крайне редко человек информируется подробно о том, что его ждет, как он будет себя чувствовать, чего ему нельзя делать, что у него будет температура и т. д. Если человек получает максимум информации о том, что его ждет после манипуляции, после лечения, у него нет страхов, дискомфорта, и он принимает это, как абсолютную норму.

Так мы с Вами можем говорить очень долго о разных критериях, о разных концепциях и о разных деталях того набора, который, на мой взгляд, стандартный. Поэтому пациент хочет некой точности, четкости и прозрачности, которой, к сожалению, в нашей стоматологии крайне мало, уж прозрачности точно мало. И сама по себе прозрачность не связана с тем, что стоматология столь сложная, что ее нельзя объяснить. Стоматологию можно легко объяснить и обсудить. Не нужно использовать наши медицинские термины, сложные слова, чтобы человека путать, наоборот, есть возможность выдать информацию достаточно простым, примитивным языком, и человек будет все прекрасно понимать. Если ему нужно подождать – он подождет; если ему будет сейчас немного больно – опять-таки он это будет знать. Если после манипуляций его ждет какой-то период ограничений, значит, он должен знать, что его ждет период ограничений. И когда вся стоматология становится для него понятной, то пациент меняет вообще в целом свое отношение к индустрии. Потому что, на мой взгляд, очень легко быстро уйти от тех стереотипов, что я туда не пойду, потому что там больно. Там больно всегда, потому что это некий сюрприз, и на сегодняшний день чтобы не было больно, есть все, что угодно.

Если человек получает максимум информации о том, что его ждет после манипуляции, после лечения, у него нет страхов, дискомфорта, и он принимает это, как абсолютную норму.

Ю. Титова:

Давайте немножко пофантазируем. Вот добились мы того, чего хотели, все клиники Москвы и Московской области наконец-то работают по выработанным стандартам и соблюдают их. Поговорим больше о тех пряниках, о том слое, о котором мы начали говорить. Что в него гипотетически может входить в будущем? Помимо того, что мы уже обозначили – какой-то небольшой сервис, на входе вовремя принять пациента, что тоже немаловажно, информированность и прочее. Вот чего, на Ваш взгляд, не хватает и что было бы здорово внедрить, что сейчас, может быть, невозможно? Ваши фантазии?

А. Григорьянц:

Все очень часто крутится в голове и достаточно давно. Я хочу сказать, что первый стереотип, который необходимо совсем стереть, что стоматологическая манипуляция – это страшно и больно.

Ю. Титова:

Это, мне кажется, должны поколения пройти, потому что мое поколение, еще наши родители, бабушки и дедушки еще будут долго об этом помнить.

А. Григорьянц:

Да, совершенно верно. Но могу Вам сказать, что есть такой метод, как опыт, что очень здорово работает, и поверьте мне, мы все прекрасно знаем, как быстро мы привыкаем к хорошему. Так или иначе, человек должен получить, как эксперимент, этот новый опыт. Допустим, человек приходит в ту клинику, в которой все абсолютно совершенно. Ему очень комфортно с порога, соблюдена пунктуальность, информированность. Пожалуйста, любые аксессуары с точки зрения того, что мы обсудили, – чай или кофе, все чисто, все очень приятно, отсутствие тех раздражающих факторов, которые обычно были. Далее, садясь в кресло, он понимает, что все совсем иначе, и совершенно не было больно, и все было вообще прекрасно.

В послеманипуляционном периоде человек опять-таки понимает, что это в рамках нормы, и у меня все ОК. Испытал он это однократно, он уже получил некий опыт, он уже будет в восторге, он будет об этом говорить. Я Вам сейчас, кстати, проговариваю все то, что и происходит на сегодняшний день. По крайней мере, мы сталкиваемся с этим каждый день на протяжении уже более пяти лет, потому что находясь у себя в центре и динамично, неустанно развивая и отстаивая всю эту идеологию, мы получаем именно такие отзывы. И это важно, потому что человек меняет свое отношение к этой индустрии, к этой услуге. И это миллион деталей, которые позволяют создать вот такое новое ощущение у человека.

Дальше, если он получит такое ощущение несколько раз, вот тогда он уже быстро привыкнет к тому, что это же очень хорошо, это комфортно. Я даже думать не хочу о том, как это было, знаете, как страшный сон. Вот что происходит, и поэтому я думаю, что не нужно ждать смены поколений, можно уже сегодня смело и активно заниматься переходом на новый уровень.

Ю. Титова:

Хорошо, мы избавились от страхов. Есть ли еще что-то, может быть, мобильная стоматологическая служба?

А. Григорьянц:

Мобильная стоматологическая служба – очень классная тема для обсуждения. Но тут очень важно помнить о материальности, о том, что такое технологии, стоимость этих технологий. Чтобы полноценно, с соблюдением всех протоколов и стандартов провести в домашних условиях ту или иную манипуляцию, не существует таких девайсов в стоматологии, как, например, смартфон. На сегодняшний день мобильный телефон, то есть смартфон, который есть практически у каждого из нас, включает в себя невероятное количество опций: очень хорошего качества камеру, сам по себе телефон, экран. Пожалуйста, если ты хочешь поиграть в игры – ты можешь поиграть в игры, если ты хочешь посмотреть фотографии – ты можешь посмотреть фотографии, если ты хочешь покопаться в интернете, позаниматься электронной почтой – пожалуйста. В стоматологии такого нет, что ты можешь взять в руки девайс, приехать куда-то и провести вот так профессионально. Но аналогия очень похожа с тем, что ни один смартфон не сможет выдать столь профессионального качества фотографии, как фотостудия.

И вот тут человек должен выбирать для себя. Если что-то экстренное, требует незамедлительного вмешательства и помощи, и транспортировка пациента невозможна – да, это уже существует, и мобильная стоматологическая помощь есть. Есть машины и специальная аппаратура, которая позволяет произвести достаточно большое количество манипуляций просто в домашних условиях, но это экстренные меры. И опять-таки та же фотостудия – это недвижимость, в которой все оборудовано, ты ее не возьмешь и не привезешь в дом. Так же мы не можем взять «Санабилис» и привезти к кому-то домой, и произвести это на том же уровне, как мы это можем реализовать у себя в центре.

Ю. Титова:

Наш эфир подходит к концу, но мне хочется сделать комплимент Вам и Вашей клинике, так как мне довелось там побывать. Это действительно очень приятное место, не только с токи зрения подачи услуг и осуществления лечебной деятельности, но и с точки зрения окружающей среды – персонала, интерьера, даже того же кофе. На самом деле, очень приятное место.

А. Григорьянц:

Это был мой вопрос. Видите, Вы сами, забегая вперед, сказали о том, что Вам там понравилось. Мне очень приятно, спасибо.

Ю. Титова:

Да, и посетить это место хочется не только затем, чтобы что-то себе вылечить, но и хотя бы просто чтобы побывать в этой атмосфере. Дорогие друзья, надеюсь, что мы дождемся того момента, когда все клиники, не только Москвы и Московской области, но и по всей России, будут придерживаться нужных стандартов и будут оказывать качественно свои услуги. А мы заканчиваем наш эфир, желаем вам здоровья и всего наилучшего.

А. Григорьянц:

Будьте здоровы, до свидания.