Доступность государственных услуг в электронном виде для граждан России

Организация здравоохранения

Муслим Муслимов:

Вечер добрый, дорогие друзья. С вами Муслим Муслимов на канале «Медиадоктор» в программе «Медицинский менеджмент». Тема у нас сегодня крайне актуальна: «Доступность государственных услуг в электронном виде для граждан России». И у меня в гостях Дюков Андрей Борисович, здравствуйте, Андрей Борисович.

Андрей Дюков:

Здравствуйте, Муслим.

Муслим Муслимов:

Андрей Борисович к нам приехал из Санкт- Петербурга, чтобы поговорить с нами, он представляет компанию «Нетрика». Компания «Нетрика» занимается интеграцией медико-информационных систем в рамках здравоохранения, сегодня мы об этом поговорим. Первый мой традиционный вопрос, который завязан на трендах здравоохранения, т. к. передача у нас посвящена медицинскому менеджменту. Собственно, какие тренды Вы видите, что сейчас на рынке является лежащим на поверхности, где все сконцентрированы на решении этого вопроса. Телемедицина – это одна из них, но медико-информационные системы (МИС) и их интеграция – это, мне кажется, второй по значимости вопрос. Как, на Ваш взгляд, это все развивается, что нас ждёт в ближайшее время?

Андрей Дюков:

Вы практически уже рассказали. Мы чувствуем на себе, конечно, этот тренд именно по интеграции медицинских информационных систем, которые у нас уже в России очень давно работает. И после этой программы модернизации, которая произошла в 2011 и 2013 годах были сделаны хорошие, большие, очень серьезные заделы именно по медицинским информационным системам. Сейчас пошла новая волна, мы чувствуем на себе очень хорошо, что пошел новый виток спирали. То, что было сделано, необходимо развивать дальше, само развитие, в первую очередь, в интеграции.

Муслим Муслимов:

Информационных систем много. Мало того, что они есть программные, и развиваются в течение 20 лет (я имею в виду элементарные «Инфоклиника», к примеру, «Медиалог», «MedWork» и т. д.), есть ещё самописные. Это отдельные программы, которые пишутся частными клиниками, к примеру, или командами, которые выигрывают тендер или различные конкурсы в государстве. Как вообще найти эту форму уникальную, как выстроить, как вы говорите, некую шину между программами? Я, честно говоря, далек от программного языка, но, тем не менее, как этот процесс происходит? Насколько он быстр, прост, как оно ложится в конечном итоге в практику?

Андрей Дюков:

На практике я все время предупреждаю наших коллег, клиентов, что проекты у нас непростые. Интеграционные. Потому что много необходимо делать, этот процесс получается обоюдный, это и наша работа, «Нетрики», и наших экспертов, специалистов. Это работа со стороны медицинских информационных систем, и это хороший пласт организационной работы со стороны непосредственно государственного заказчика. Поэтому, естественно, когда участников уже не двое, а трое…

Муслим Муслимов:

С разными видениями.

Андрей Дюков:

С разными видениями, с разной практикой и с разным багажом, а иногда не трое, когда в регионе много медицинских информационных систем (медицинские, лабораторные, ещё какие-то). Получается, может быть и 10 участников, а в Санкт-Петербурге это, условно говоря, десятки участников. У всех есть свое видение, проекты получаются непростые, но очень интересные. Конечно, нам упрощать эти проекты сейчас позволяют федеральные нормативные документы, которые стали в хорошем объеме с достойным качеством выходить. И нам, естественно, позволяет с этим справляться наш ориентир на международные стандарты, мы из них на самом деле многое для себя черпаем. Может быть, пример я приведу?

Муслим Муслимов:

Пожалуйста.

Андрей Дюков:

Любимый пример больше технического характера. Надеюсь, будет понятно, например, есть два варианта, как реализовать простой, известный всем сервис записи на прием к врачу. Можно сделать просто некую базу данных и к ней UI.

Муслим Муслимов:

UI что такое?

Андрей Дюков:

Это некий интерфейс, через который с базой данных могут работать врач или медрегистратор, заполняя расписание.

Муслим Муслимов:

Пациенты, наверное, через интернет?

Андрей Дюков:

Пациенты через интернет. Такое прямое видение. А если мы начитаемся стандартов международных, там появляются интересные ресурсы: т. е. ресурс «врач», ресурс «пациент», ресурс «оборудование», ресурс «кабинет». То есть наше видение по реализации такого подхода становится намного шире. Может быть, изначально, казалось чуть более сложно. Зато через полгода-год, столкнувшись с тем, что заказчик говорит: «Мы сегодня хотим, чтобы не только врач записывался, мы хотим, чтобы пациент не только к врачу записывался, а чтобы пациент мог еще записаться, например, на оборудование ко времени» – , в первом случае, не читая стандарты, а реализовывая самостоятельно, мы, скорее всего, этот момент упустили, то во втором случае, начитавшись стандартов, мы этот момент, скорее всего, учли. Во втором случае нам реализовать это будет значительно намного быстрее, нам не надо будет перерабатывать систему. Это основной плюс использования стандартов.

Муслим Муслимов:

Какие главные задачи у компании, в чем ее приоритет?

Андрей Дюков:

Если глобально: конечно, наша задача чтобы услуги государственные, которые оказываются пациенту, предоставлялись в лучшем качестве. Быстрее, надежнее, эффективнее — много параметров, это не просто слова, под каждым словом есть определенный пласт, который имеется в виду.

Задача компании «Нетрика» – в улучшении качества услуг государственных медицинских организаций.

Муслим Муслимов:

Компания «Нетрика» существует уже 7 лет. Если сейчас подвести черту и конкретно сказать о том, что вами было сделано уникального или процессного в плане качества. Понятное дело, что сейчас, благодаря системе ЕМИАС, к примеру, в Москве и в ряде других регионов, реализованы уже информационные системы. И сейчас в Московской области не сильно удивишь записью к врачу. Если это убрать в сторону, чем можете похвастаться?

Андрей Дюков:

У меня есть небольшая заготовочка, я бы ее рассказал. В штате Индиана профессор Уильям Мьюер провел интересный эксперимент на курицах. Он брал группы куриц и пытался выработать группу, которая с большей производительностью и эффективностью будет что-то давать. И когда он выбирал из группы лучшую курицу и сажал в клетку, получалось, что собирались сильнейшие курицы. Они выглядели ужасно буквально через месяц-полтора, общипанные, без перьев, совершенно ужасное создание. А когда он выбирал целыми группами этих куриц и делал выборку именно погруппно, он получил через 3 или 4 поколения плюс 160% к производительности.

Как интересно, тут важно все вместе, сработанная команда. Обычно этот пример приводится на примере команд внутри компании. Его можно абстрагировать на регион, у нас получается такая же ситуация, есть сработанная, сложившаяся команда региональная. Она может состоять из нескольких специалистов, из нескольких медицинских информационных систем. И если мы приходим и просто им даем возможность дальше развиваться со своей экспертизой, они в нас вливают свою экспертизу. Мы не трогаем их, мы не приходим с топором: снести все, построить что-то лучшее, более светлое. Мы говорим: «Ребята, у вас многое есть классного, давайте это развивать. И за счет этого подхода то, что мы развиваем эволюционно, а не революционно, у нас, конечно, именно то, что я говорил про качество, у нас получается качественно лучший результат. Потому что мы используем уже то, что есть. И оно гармоничнее, оно вырастает в большее.

Муслим Муслимов:

Скажите, а кто может являться примером лидера в регионе?

Андрей Дюков:

Как правило, это монолитная информационная система, которая претендует на статус монополиста. Она может являться лидером, который будет пытаться всех заклевать.

Муслим Муслимов:

Вы говорите о том, что существует лидер в отрасли в регионе, и есть организации, к примеру, лабораторные организации, есть частные клиники. Как я понимаю, частные клиники тоже могут пользоваться вашей шиной или способом взаимодействия, да?

Андрей Дюков:

Да, да.

Муслим Муслимов:

А если говорить о частной медицине, какие плюсы у нее, и какие плюсы у лабораторий?

Андрей Дюков:

Для частной медицины, поскольку частная медицина сейчас активно вливается в ОМС, плюс в привлечении новых пациентов через общие государственные каналы, которыми так широко очень пользуется население. Им это, безусловно, интересно с точки зрения привлечения пациентов. Плюс частные сосредотачиваются больше на качестве оказанной медицинской помощи, они заинтересованы и в большем объеме данных. Им интереснее, конечно же, получать те данные, которые происходят в государственном секторе. Понятно, что это не такое простое решение именно организационно. Технически – это те же самые наши протоколы обмена данных, а организационно – это уже совсем другая история, которой надо заниматься. Плюс еще сейчас есть и частные компании, которые работают, например, с государственными лабораториями, делая у них заказы. Им интересно результаты этих лабораторных исследований получать не в бумажном виде, а через те же самые интеграционные профили наши в виде уже электрическом.

Муслим Муслимов:

У компании порядка 300 реализованных проектов. Если говорит о первых трех, которые являются элитарными или проектами, которыми реально Вы гордитесь, что бы привели в пример?

Андрей Дюков:

Самый наш основной проект – это проект для города Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург у нас движитель во всех смыслах, и в плане развития, и в плане компетенции. По большей части сейчас до сих пор развитие происходит, что мы в Санкт-Петербурге на большом объеме, это практически 5 миллионов населения, выстраиваем, апробируем, делаем решения. И потом уже мы точно знаем, что в регионе поменьше это решение заработает. Это наш плюс именно территориальный.

Муслим Муслимов:

А если говорить о примере, что реализовано, что в регионах потом можно транслировать?

Андрей Дюков:

Примеров можно прямо посервисно привести. То, из чего состоит интеграционная шина наша. Это сервис ИМК (интегрированная медицинская карта) для обмена данными об оказанной медицинской помощи, это сервис записи для обмена данных на региональном уровне о расписании. Это управление очередями, имеется в виду данное направление на госпитализацию, на консультации, МРТ, КТ и сервис лабораторных исследований, мы его отдельно выделили для более эффективной работы, и сервис обмена данных инструментальными исследованиями (это PACS и все, что с ними связано). За этим еще есть масса веще шинообразующих, без которых тот же самый сервис ИМК не сможет работать. Но при этом именно за счет этих сервисов у нас получается продукт, который достоин называться шиной.

Муслим Муслимов:

Андрей, у меня лежит вопрос в рамках международного опыта. Как я понимаю, Вы сейчас были на выставке в Эстонии, наверное, ездите туда, чтобы опыт перенимать. Если говорить о Европе, о Соединенных Штатах Америки, то какой принцип взаимодействия там представлен? И Вы говорили о международных стандартах: все ли примеры, которые реализованы там, мы можем применить для своей страны?

Андрей Дюков:

Муслим, хороший вопрос. По стандартам вообще вещь интересная: потому что, заслушав выступления двух госпиталей, я задал вопрос: какие стандарты вы применяете для информационного взаимодействия. Там несколько человек сидело, они поняли мой вопрос, но они на меня посмотрели, друг на друга посмотрели. Они даже не воспринимают это как вопрос. Что тут спрашивать? Вот стандарты, мы ими пользуемся, смотря, что в них написано. У них уровень осознания таков, что про стандарты вопрос не возникает. Их надо использовать, это лучшие практики за 20-30 лет, которые выложены в одном документе, почему им не пользоваться, странно. Наименования все известны. Наши сервисы на них базируются, поскольку они не затачиваются под конкретный вид оказания медицинской помощи, они ложатся в нашу действительность.

В плане того, что меня поразило, впечатлило: я не увидел, что у нас есть техническое отставание. Все то, о чем они рассказывали, мы видим у себя, в той или иной мере оно реализовано. У них очень сильно организационно решены вопросы. Так было преподнесено. Это была Эстония. Конференцию закрывала президент Эстонии, она рассказала о портале пациента, который у них реализован.

Муслим Муслимов:

Это типа личный кабинет пациента.

Андрей Дюков:

Всеобщий эстонский личный кабинет для граждан Эстонии. По сути это та же наша ИМК, интегрированная медицинская карта, как оттуда данные предоставляются в различные службы. Данные априори у них открыты, любой врач может зайти, найти пациента, посмотреть. Казалось бы, ужас. При этом, пациент, зайдя на портал, увидит, что такой врач, из такой медицинской организации посмотрел его данные.

Муслим Муслимов:

То есть есть некая хронология, некий журнал, по которым это видно.

Андрей Дюков:

Да, логи мы называем, технические специалисты, т. е. они прям видны, человек видит это у себя на портале. Если кто-то посмотрел по нему данные, а он там не был, у него возникает вопрос. И он с этим вопросом может обратиться в определенную службу либо в медорганизацию. Мало того, как сказала президент, человек, специалист, который посмотрел, может быть уволен, плюс наказание вплоть до уголовного преследования. Организационно очень интересно поставлено.

Муслим Муслимов:

То есть мы вам открываем данные, но смотреть вы можете только при согласии пациента или при необходимости.

Андрей Дюков:

При необходимости. Если человек упал на улице, при нем есть некий ID (паспорт, права или что-то). Скорая тут же сможет данные по нему просмотреть, они не закрыты. Не надо у этого человека в бессознательном состоянии просить что-то. Все открыто, они смогут посмотреть сразу. Либо же другой пример, это мне непосредственно уже разработчики приводили, если я, например, решил какие-то документы у себя закрыть в медицинской карте, и иду получать права, то у врача сразу возникает вопрос: что же он там закрыл. Соответственно, он мне эту медкомиссию назначит по полной программе. Если же у меня документы открыты, он посмотрел, все есть, никаких лишних отклонений, ему через потом приходят эти права на дом.

Муслим Муслимов:

Все интереснее и интереснее. Дорогие друзья, мы к вам вернёмся через минуту, у нас рекламная пауза.

Муслим Муслимов:

Дорогие друзья, мы продолжаем. С вами Муслим Муслимов в программе «Медицинский менеджмент». В гостях у меня Дюков Андрей Борисович — представитель компании, которая занимается как раз интеграцией медико-информационных систем, компании «Нетрика».

Почему, собственно, «Нетрика»? Что за название?

Андрей Дюков:

Много легенд по этому поводу.

Муслим Муслимов:

Нет-ри-ка. «Нет» — понятно еще, а вот «рика». Хорошо, расскажете как-нибудь.

Сейчас мир сходит с ума по поводу доступа к данным. IBM Watson приходит к медицинским учреждениям, чтобы иметь ту или иную форму взаимодействия для получения этих данных. Сталкивались ли вы с этой концепцией? Работаете ли вы вообще с большим объемом, с BIG DATA? Может ли эта работа быть направлена на пользу? Если может, то в каком русле?

Андрей Дюков:

Это такая интересная тема, животрепещущая. Потому что за годы работы у нас накопился уже хороший объем данных, этой BIG DATA. Сейчас в той же Эстонии видел компанию, которая профессионально занимается стыковкой медорганизаций и, например, фармацевтических компаний. Либо же компаний не фармацевтических, а исследовательских. И они зарабатывают на том, что деперсонифицируют эти данные и предоставляют им их в деперсонифицированном виде. Если возникает какой-то вопрос обратный: точно ли ему, условно говоря, после такой-то таблетки стало хорошо, можно переспросить медицинскую организацию через эту компанию, и они получат  ответ, что да, на самом деле.

Поэтому уже целый бизнес образован вокруг этих данных, которые уже накоплены. Я считаю, это очень перспективное направление, в котором можно неплохо копать, работать. И у нас, глядя на тот же самый Санкт-Петербург, сервис обмена данных лабораторных исследований – это миллионы записей в месяц. Это огромный объем детализированный, он хорошо структурирован, и по нему вполне интересные можно делать выкладки и аналитику. И варианты этой аналитики могут быть применимы по-разному, это исследования либо это фармацевтические компании. Потребителей масса. Ключевое – это организовать работу на уровне поставщика данных, на уровне медицинских организаций, на уровне региона, если он готов выступать в виде поставщика данных. И ключевой момент тут – структурировать эти данные в нужном объеме.

Муслим Муслимов:

Но вы сейчас этим не занимаетесь? В ваши приоритеты это не входит?

Андрей Дюков:

У нас сейчас в приоритете этого именно нет. Объясню почему: потому что федеральный уровень уже задает хорошую нормативную документацию по поводу того, насколько структурирован должен быть документ. Это раз. Но у нас, как у хорошей компании, всегда прав заказчик. И если заказчик понимает и видит – давайте в этом, в этом и здесь копнем глубже, у нас возможность такая технически есть, мы ее с радостью предоставляем, нам это самим интересно. Поэтому нам важен именно понимающий и знающий заказчик, такие заказчики как раз способны копнуть глубже и нам это интересно.

Муслим Муслимов:

А сколько сотрудников у вас в целом работает над этими процессами?

Андрей Дюков:

Исключительно направление здравоохранения – около 50 человек, плюс-минус буквально 2-3. Всего 150.

Муслим Муслимов:

Как я понимаю, эта интеграционная платформа, всего 150 человек, 50 – это треть. Если мы говорим об интеграционной платформе здравоохранения, это отдельная платформа, которая вами разработана именно для сферы здравоохранения.

Андрей Дюков:

Да, специализированные решения, я эти сервисы перечислял, они все конкретные задачи перекрывают. Как раз отличие от того, что пытались делать наши иностранные коллеги. Они пытались дать просто набор инструментов. К сожалению, иногда получается, что у заказчика должен быть высокий уровень компетенции, чтобы этим набором инструментов воспользоваться. Соответственно, нужно…

Муслим Муслимов:

Надо обучить их ещё.

Андрей Дюков:

Да. А обучив в учебном учреждении бюджетном молодого человека, перспективного, 20-25 лет от роду, таким космическим технологиям, он тут же, через какой-то период времени…

Муслим Муслимов:

Открывает свою частную клинику, да?

Андрей Дюков:

Не частную клинику, а разные направления есть движения. Поэтому бюджетному заказчику тяжело удержать у себя специалиста. Хотя сейчас я замечаю тенденцию, что мы радуемся очень грамотным специалистам внутри заказчика. Сейчас, буквально в последние годы, стали появляться эти молодые профессионалы.

Муслим Муслимов:

Скажите, если говорить о регионе вне Питера, вы выходите на Москву, на другие регионы в России?

Андрей Дюков:

Да. У нас всего по компании 17 регионов, по здравоохранению – порядка 15 регионов. То есть мы работаем с регионами. В регионах, как правило, мы поставляем то, что уже отработано, уже работает как часы.

Муслим Муслимов:

А что является примером этой работы как часы? Что это?

Андрей Дюков:

Если взять пример непосредственно проекта, который я вел, например, проект по Новгородской области, где мы поставили запись на прием к врачу и интегрированную медицинскую карту. Или, например, по Владимирской области, где тоже запись, кстати, и интегрированная медицинская карта.

Муслим Муслимов:

По сути это запись к врачу. Основная концепция – это запись к врачу.

Андрей Дюков:

С нее всегда хорошо начинать. В Санкт-Петербурге это тоже сервис, с которого мы начинали в 2010 году. Он лежит на поверхности. Начав с него, как деятельность медицинской организации, есть входной поток пациентов, он всегда актуален, всегда актуально выставление счетов для  медицинской организации, так образуются медицинские информационные системы. Ключевое – закрыть эти два потока. Мы примерно по этим же потокам и двигались, начинали по Санкт-Петербургу с записи, потом у нас было продолжение – это интегрированная электронная медицинская карта, потому что тогда уже были выработаны федеральные требования, и стало актуально отдавать на федеральный уровень. Потом мы увидели, что очень интересный процесс идет с направлениями, очень важный и актуальный, и копнули в сторону лабораторных исследований Потому что на лаборатории, на централизацию лабораторий сейчас и большие объемы финансирования тратятся, и это хорошее, эффективное направление.

Хорошо начинать работу с проекта по записи к врачу и интегрированным электронным медицинским картам.

Муслим Муслимов:

Скажите, а если говорить о статистике непосредственно. Подводите ли вы какую-нибудь статистику? По заказу госучреждения, департамента, или министерства. По работе именно с системой здравоохранения.

Андрей Дюков:

Да. Мы даже внутри себя сделали отдельный проект, во многом инвестиционный, потому что увидели, что кроме того, чтобы поставить и организовать эти процессы на региональном уровне между организациями медицинскими, предоставить информацию наверх, всегда очень интересно и важно понять уже не со стороны статистики, а со стороны наших живых данных. Например, сервис записи. В Санкт-Петербурге, условно говоря, этот сервис смотрят 5 миллионов человек. 5 миллионов глаз просматривают ежедневно, доступен этот номерок, не доступен, этот врач есть или нет. И у нас получается внутри себя очень ценная информация, проанализировав которую, мы, как и заказчик, можем сделать для себя очень интересные выводы по доступности медицинской помощи, например, или госгарантии, за что с государственного заказчика спрашивают. А эти данные у нас есть, и они у нас не статически набиты, а они у нас прямо живые. Это интересно.

Муслим Муслимов:

Скажите, а это не противоречит интересам тех или иных медицинских учреждений, когда вы эти данные подаете? К примеру, главный врач отчитался, что у него доступность высокая, а вы отчитались и сказали, что на самом деле, это не совсем так.

Андрей Дюков:

Тут всегда самый интересный момент, при отчетах и этой разнице всегда возникает вопрос, а дальше возникает организационное либо управляющее воздействие.

Муслим Муслимов:

Вы говорили о том, что объем данных, которые вы получаете сами, «хороший объем данных». А в чем меряется объем: достаточно или недостаточно для выводов? Мне кажется, каждый месяц в зависимости от сезонности заболеваний так или иначе эти параметры скачут. И как понять, достаточен ли для анализа именно этот объем данных или недостаточен?

Андрей Дюков:

У нас стоит задача получить полный объем данных. Например, с точки зрения оказанной медицинской помощи. Если внутри интегрированной электронной медицинской карты мы видим одну картинку, а по выставленным счетам видно количество оказанных случаев другое, возникает вопрос, где можно понауправлять, где правда. Поэтому для нас важно, чтобы это было достоверно и корректно. У нас в первую очередь эта задача стоит. У нас есть и внутренние механизмы, каким образом мы это отслеживаем, есть система аудита, которая просматривает, сама ходит, это те самые шинообразующие сервисы.

Муслим Муслимов:

Скажите, а есть ли у вас в команде аналитики, которые это все «мозгуют»?

Андрей Дюков:

Да. И аналитики у нас идут по направлениям, в чем их сила. Человек узкоспециализирующийся, скажем, по сервису записи, по ИМК либо по управлению, по лабораторным исследованиям. Человек или группа коллег, которая глубоко погрузилась в какую-то определенную специфику. С ними порой сложно и интересно спорить, но зато их уровень позволяет нам делать интересные, качественные проекты.

Муслим Муслимов:

Скажите, если говорить о законе о телемедицине, Вы к нему имеете посредственное отношение, но хочу спросить ваше мнение. Как вы считаете, к чему это приведет вообще, как наша система будет меняться? Фактически готовы ли наши государственные учреждения к тому, чтобы оказывать ряд услуг удаленно, по телемедицине? Иной раз бывает задача, чтобы выслали анализы на электронную почту, в государственной клинике не всегда к этому готовы. Как Вы к этому относитесь? Поможет ли пропасть сократить этот закон между государственными медицинскими учреждениями и пациентами в конечном итоге?

Андрей Дюков:

По телемедицине закон в плюс. Любой нормативный акт помогает реализовывать уже устоявшиеся процессы. Но при этом мы видим, что возникает масса сервисов, и от телеком-операторов запускаются, которые с выходом этого закона уже вздохнули и начали делать то, что они давно собирались делать. С нашей стороны, как интеграционной шины, как профессионалов по интеграции, мы знаем, что есть хорошие наработки в плане медицинских информационных систем. Понятно, что рассматривая консультацию «врач-врач», есть VCS-составляющая, но при этом есть еще очень интересная составляющая – обмен данными об оказанной медицинской помощи, по которой один врач хочет проконсультироваться с другим. Соответственно, тут уже возникает вопрос: этот же врач работает в одной медицинской информационной системе, тот врач в другой медицинской информационной системе. Они так и хотят в своих медицинских информационных системах работать. И наша задача – из одной медицинской системы переслать туда и обратно получить результаты телемедицинской консультации.

Муслим Муслимов:

Если говорить непосредственно о конкуренции на рынке тех организаций, которые настраивают взаимодействие между информационными системами, есть ли у вас конкуренты в этом плане и в чем ваше отличие?

Андрей Дюков:

Конкуренты… Поскольку тема стала очень популярной, и специалисты знающие понимают, что «интеграцию» произносить надо. Если ты его не произнесешь – вряд ли купят. Естественно, возникает сейчас масса решений, предложений, для регионов, на региональных уровнях. У нас уже получается очень хороший запас по времени, хорошие успехи с точки зрения именно интеграции: 15 регионов – никто столько не делает. Плюс хороший базис – это Санкт-Петербург. Мы смотрим, что в соседних странах СНГ происходит, что в Европе, в Штатах. Понятно, что наша задача – все равно бежать вперед, поэтому мы сами себе начинаем задавать этот темп бега, и для этого смотрим вокруг, эти best practice, которые можем у себя применять.

Муслим Муслимов:

Вы говорите о практиках и нормах, стандартах, которые приняты за рубежом. Если говорить о российских стандартах и практиках, у нас есть Институт организации здравоохранения, Институт информатизации организации здравоохранения, которые, наверное, влияют на процесс. В целом, есть российские стандарты. На какие стандарты вы полагаетесь, что необходимо в стандартизации, чтобы вам стало работать легче?

Андрей Дюков:

Что хотелось бы от стандартов: очень много наработок именно в плане детализации документов. В этом плане ситуация стала сейчас лучше. Очень интересный пример Зарубина Татьяна Васильевна приводила: по количеству отметила, сколько документов было выпущено нормативных в 2015-2016 гг., и сколько выпущено в 2017 г. было. Там рост прямо в геометрической прогрессии. Это, естественно, нам только в плюс.

Муслим Муслимов:

Скажите, а есть ли среди ваших специалистов, среди команды врачи?

Андрей Дюков:

Никто не признавался. По-моему, нет. Постольку-поскольку врачи актуальны, когда идет проработка и разработка медицинских информационных систем. Потому что человек, знающий медорганизацию изнутри, необходим.

Муслим Муслимов:

Андрей Борисович, у Вас будет возможность узнать это, может быть, до следующего эфира, не последний раз встречаемся. Но хотелось бы пожелать Вам успеха. Вы делаете очень важную работу, это для нас, для врачей, крайне необходимо, крайне важно. Потому что существует огромное количество информационных систем, и даже специалистам, работающим периодически в одной или в другой клинике, переходя из одной больницы в другую, приходится изначально изучать одну и ту же информационную  систему, но под разным соусом. Хотя статистически они дают те же показатели. Но это такой ресурс, который в дальнейшем придет к устаканившемуся процессу, где у нас будет одна большая информационная система. Не нужно будет все это переделывать. Поэтому желаю Вам удачи, успехов в реализации, будем за вами следить.

Андрей Дюков:

Спасибо.