Здоровье голоса

Оториноларингология

И Сун Чер:

Приветствую, друзья, с вами программа «ЗОЖ через молодежь» и ее ведущие И Сун Чер и Остроушко Денис.

Денис Остроушко:

Здравствуйте.

И Сун Чер:

Сегодня поговорим о тенденциях развития заболевания голоса. 16 апреля проводился Всемирный день голоса — мы сегодня с вами разберем то, какие есть проблемы, о профилактике того, чтобы вы сохранили свой голос. И в этой интересной тематике нам поможет разобраться врач-оториноларинголог, фониатр, старший научный сотрудник «Научно-исследовательского клинического института Свержевского» Красникова Диана. Диана, приветствую Вас.

Диана Красникова:

Здравствуйте.

Денис Остроушко:

Диана, все-таки как называется правильно Ваша должность? Фониатр? Это действительно есть такая профессия, учат в медицинском вузе?

Диана Красникова:

Вы абсолютно правы. Моя профессия называется фониатр, однако я могу сказать, что это не то, чему учат в медицинском вузе, а это то, чему учится врач-оториноларинголог, желая повысить свою специализацию. И когда он решает, что он хочет более детально заниматься проблемами голосового аппарата у человека и расстройствами голоса. То есть это по сути врач-оториноларинголог.

Денис Остроушко:

Который повысил свою квалификацию.

Диана Красникова:

Который более узко занимается проблемой голоса у человека.

Денис Остроушко:

Я вспоминаю, сколько раз я был в поликлиниках, в больницах — нигде на двери не видел такую табличку «фониатр». ЛОР — да, это в каждой есть поликлинике, в каждой больнице. А фониатр — для меня это несколько новое понятие и поэтому, если не сложно, чем именно Вы занимаетесь?

Диана Красникова:

В этом Вы абсолютно правы, потому что в каждой поликлинике такого врача Вы не найдете. Это довольно редкая специальность. И так же, как и Вы, большинство людей не слышали о ее существовании до тех пор, пока им этот специалист не потребовался. Даже говоря о таком крупном городе, как Москва, таких специалистов действительно немного, и находятся они в специализированных центрах, как правило, которые занимаются определенными узкими проблемами. В том числе наш институт, в котором я работаю, институт оториноларингологии, который занимается не просто всеми заболеваниями, а заболеваниями оториноларингологии, ЛОР-органов, и, соответственно, внутри института есть определенные подразделения. Грубо говоря: на ухо, на нос, на горло, и, соответственно, есть целый научный отдел микрохирургии гортани и фониатрии, который занимается прицельно любыми проблемами, связанными с голосом у человека.

И Сун Чер:

Так как множество наших слушателей без медицинского образования, начнем с базы: что же такое голос?

Диана Красникова:

Вопрос очень хороший. С точки зрения физики, голос — это колебания, которые образуются в результате сложной работы довольно большой голосообразующей системы. По сути, это колебания воздушного потока, который проходит из легких через гортань. В гортани находятся голосовые складки, которые создают определенные колебания. Однако голос для человека – это, в целом, не просто физический какой-то момент, это способ для общения. Голос позволяет понять о человеке довольно много, и зачастую даже неважно что человек сказал, а важно как он сказал. Поэтому нельзя воспринимать голос только как физический момент. Голос имеет отношение и к душе человека, и к его мыслям, и к его телу. Поэтому это очень сложный вопрос на самом деле, что такое голос.

Нельзя воспринимать голос только как физический момент. Голос имеет отношение и к душе человека, и к его мыслям, и к его телу.

Денис Остроушко:

Да, и получается, опытный специалист может по голосу понять, о чем думает человек? Ну, настроение еще хоть как-то мы угадываем, даже по телефону можем угадать, душу как-то прочувствовать.

Диана Красникова:

Довольно много можно сказать о человеке по его голосу. Нельзя, конечно же, на 100%, но довольно многое о мыслях человека, о его психологическом состоянии, о его физическом состоянии, выспался он, не выспался. Даже о некоторых его физических недугах мы можем судить по его голосу. И что касается врача-фониатра, на самом деле, среди нас мы иногда даже играем в такую игру: когда заходит пациент, и вот он только идет еще от двери до врача, либо он здоровается, либо он спрашивает, как пройти, и уже между собой, негласно, у нас какие-то возникают мысли. Мы можем поставить внутри себя диагноз, предположить, кем работает этот человек, какие у него проблемы, с какими жалобами он к нам пришел.

Денис Остроушко:

И если что, сразу перенаправить в соседний кабинет. Сказать: «Вам к терапевту». Он только Вам: «Здравствуйте», Вы ему сразу: «Все понятно, Вам туда».

Диана Красникова:

Мы так не делаем, и даже иногда интересно свои гипотезы подтвердить в результате осмотра.

Денис Остроушко:

А если не секрет, сколько длится в среднем первичный прием?

Диана Красникова:

Это все очень индивидуально. Если мы говорим про режим расписания, то обычно это 20 минут в среднем на человека. Однако довольно часто этого недостаточно, и прием может длиться (фониатрический прием) и час, и полтора, а иногда и этого мало.

И Сун Чер:

Вы сейчас сказали по поводу обследования. Можно более подробно: в случае, когда у человека проблемы с голосом, какой комплекс обследований он проходит?

Диана Красникова:

Первостепенно он приходит к фониатру, и помимо стандартного разговора с пациентом и выяснения каких-то важных моментов для врача первым делом пациенту проводится осмотр гортани. Для этого в современном мире используется довольно много различных вспомогательных устройств: увеличивающей техники, эндоскопической техники, позволяющей записать, просмотреть в замедленном режиме, просмотреть колебания голосовых складок детально с помощью специальных световых фильтров, с помощью стробоскопа. В целом, диагностика голосового расстройства включает в себя очень много этапов, но первостепенно это всегда просто осмотр, осмотр при помощи микроскопа.

Денис Остроушко:

Я представил себе какую-то дискотеку в горле со стробоскопом.

Диана Красникова:

По большому счету это так.

Денис Остроушко:

А как работает эта техника?

Диана Красникова:

Техника именно стробоскопа?

Денис Остроушко:

Да, или какие-то другие измерения. Может быть там колебания какие-то высчитываются.

Диана Красникова:

Принцип стробоскопа – это мигающий источник света, довольно сложная система, которая содержит в себе микрофон, который воспринимает частоту колебаний голосовых складок, передает это на специальный аппарат, и аппарат синхронизирует частоту мигания света с колебаниями голосовых складок пациента. В связи с этим мы видим колебания голосовых складок, которые просто не видны, при простом осмотре глазом их заметить невозможно, это большая частота. Но за счет вот этой синхронизации аппарата мы видим их как бы в замедленной съемке, когда показывают по телевизору, как летит бабочка, вот приблизительно то же самое мы видим при помощи стробоскопа.

Денис Остроушко:

XXI  век на дворе. Я пытаюсь понять: Вы видите колебания, Вы видите отклонения. И что, Вы можете понять, что у человека проблемы со связками из-за того, что они колеблются как-то не в такт друг другу?

Диана Красникова:

Конечно, такое тоже бывает, они колеблются в норме симметрично, синхронно, однако бывают различные состояния, когда они делают это несинхронно, несимметрично, либо одна голосовая складка может вообще не участвовать в этом в результате какого-либо заболевания. Поэтому при помощи данного исследования мы оцениваем именно механический процесс колебания самой складки. Их 2 у человека, и они должны двигаться синхронно для наиболее хорошего голоса. Но они не основные, то есть помимо этого, конечно же, большое значение имеет общий осмотр и оценка психологического состояния пациента, физиологического состояния пациента, выяснение у него различных сопутствующих каких-то факторов, которые могут влиять на его психоэмоциональное состояние, наличие у него любых сопутствующих заболеваний ЛОР-органов или общих соматических заболеваний. Очень важную роль играют принимаемые лекарства пациентом, то, где он работает, в каких условиях он работает и что он делает. Много ли он говорит, мало ли он говорит, работает ли он в офисе или на улице экскурсоводом. Порой выяснение этих факторов занимает гораздо больше времени, чем осмотр.

И Сун Чер:

Как много людей, у которых голос является профессиональным инструментом? К примеру, педагоги, певцы. Или это соотношение равнозначно? То есть если мы берем, что из 10 пациентов, к примеру, которые к Вам пришли за день, из них для 5 человек голос – это инструмент. Есть ли какая-то внутренняя статистика и понимание, что все-таки есть профессиональные риски?

Диана Красникова:

Если мы говорим о педагогах и вокалистах, их приходит небольшой процент. На самом деле, много людей имеют проблемы с голосом, и обычному отоларингологу зачастую тяжело с этим разобраться. Либо может в силу анатомических каких-то особенностей пациента он не имеет возможности до конца оценить его состояние. Ему надо направить как раз к нам, чтобы мы его посмотрели с помощью специальной техники. Однако помимо педагогов и преподавателей сейчас у нас довольно много людей, которые фактически не считаются голосовыми профессиями, но это операторы call-центров, например, это продавцы в магазинах, это даже просто девушки, которые работают, к примеру, в какой-то крупной компании, они встречают клиента, например, или юноши. Даже врачи – это люди, которые все время вынуждены говорить, хотя раньше их не причисляли к лицам голосовой профессии. Это не ведущий, и не педагог, и не вокалист, однако это человек, который по своей работе или по своей жизни, обстоятельствам вынужден много говорить.

Даже врачи – это люди, которые все время вынуждены говорить, хотя раньше их не причисляли к лицам голосовой профессии. Это не ведущий, и не педагог, и не вокалист, однако это человек, который по своей работе или по своей жизни, обстоятельствам вынужден много говорить.

Денис Остроушко:

А как же строители, которые, к примеру, громко кричат, потому что шумно вокруг?

И Сун Чер:

Прорабы.

Диана Красникова:

Такие тоже есть, но их немного, это тоже фактор риска развития каких-либо проблем.

Денис Остроушко:

Какое самое частое обращение? С чем приходит человек, и после «здравствуйте» что он дальше говорит? У меня болит или я не могу говорить, что Вы слышите чаще всего от пациентов?

Диана Красникова:

Чаще всего мы слышим, что у меня изменился голос, или мой голос пропал, или меня беспокоит охриплость, осиплость. То есть именно страдает качество голоса.

Денис Остроушко:

Это чаще связано с какими-то инфекционными заболеваниями или нет?

Диана Красникова:

Это может быть связано с множеством факторов. При этом не может вообще у человека быть никаких заболеваний, однако у него могут быть проблемы с голосом. При этом ни инфекционных, ни физических нарушений работы органа может не быть. Однако он может прийти с этой проблемой к врачу-фониатру.

И Сун Чер:

Был ли у Вас такой вариант, как та история про ограбления в банке, когда человек просунул листочек «ваш банк сейчас грабят, и у меня пропал голос»? То есть когда у человека совсем отсутствует голос.

Диана Красникова:

Да, конечно, такое бывает. Эти люди либо пытаются говорить шепотом, либо они пишут на бумажке. Конечно, в данном случае разговор более короткий получается…

И Сун Чер:

Письменный.

Диана Красникова:

Да, но бывает и полная потеря голоса, когда человек не может произнести ни звука.

Денис Остроушко:

И все-таки те, у кого пропал голос, к примеру, от гриппа или — да простят мне незнание медицинских терминов и отсутствие медицинского образования —  если из-за ОРВИ пропал голос. Это тоже к Вам или все-таки это отдельно к терапевту, попить противогриппозные препараты и все?

Диана Красникова:

Как правило, какие-то острые ситуации пациент может решить в своей поликлинике с оториноларингологом, все-таки это врач, который тоже специализируется на этих проблемах. К нам, к фониатрам, направляют пациентов с ситуациями более длительными, когда они не разрешаются в те сроки, в которые должны разрешиться, когда не помогает то лечение, которое должно помочь, либо, когда вообще эта ситуация не связана с какими-то очевидными факторами, например, как грипп или простуда.

К нам, к фониатрам, направляют пациентов с ситуациями более длительными, когда они не разрешаются в те сроки, в которые должны разрешиться, когда не помогает то лечение, которое должно помочь, либо когда вообще эта ситуация не связана с какими-то очевидными факторами, например, как грипп или простуда.

И Сун Чер:

В случае если мы берем медицинское сообщество, и человеку необходимо сделать доклад, а накануне у него возникли проблемы с голосом: поперхивание, боль, к примеру, что было бы правильно для него в данной ситуации — выступать или не выступать?

Диана Красникова:

Вопрос хороший, его задают практически все наши пациенты, особенно профессионалы голоса, которым приходится зачастую работать в любых условиях. Здесь, конечно же, все индивидуально. Если человек накануне почувствовал какие-то ранние признаки, что он может заболеть, либо чувствует, что он уже заболевает, у него возникают какие-то неприятные ощущения, он может предпринять простые действия, которые мы все прекрасно знаем. Не медикаментозные, которые позволяют предпринять общие меры в плане укрепления своего организма.

Также можно использовать различные местные противовоспалительные препараты и полоскания горла. Препаратов очень много, и зачастую пациенты довольно хорошо в этом ориентированы. Однако порекомендовать что-то или пообещать, что Вы обязательно это сделаете и завтра будете работоспособны, конечно же, нельзя. Все у нас индивидуально, каждый организм индивидуален, и если мы говорим про вокалиста, который действительно заболел, то, скорее всего, мы порекомендуем ему отменить важное мероприятие, чем принимать какое-то большое количество лекарств. Потому что даже с учетом их принятия нет никакой стопроцентной гарантии, что он будет работоспособен.

Однако большинство певцов прибегают к помощи фониатра прямо на выступлении, такое действительно возможно, и мы можем на какой-то очень короткий промежуток времени человеку облегчить его состояние и позволить ему некоторое еще время договорить, допеть, довыступать. Но это только при наличии врача непосредственно на месте, потому что любые эти меры могут быть предприняты только в течение часа-получаса до выступления. Некоторые даже в течение 5 минут, и они имеют очень короткое действие, то есть нельзя сказать: «Вы дома выпейте таблеточку и будете потом работоспособны».

Большинство певцов прибегают к помощи фониатра прямо на выступлении, такое действительно возможно, и мы можем на какой-то очень короткий промежуток времени человеку облегчить его состояние и позволить ему некоторое еще время договорить, допеть, довыступать.

Денис Остроушко:

Вот Вы сейчас говорите про таблетки, какие-то уколы, то есть что-то более медицинское.

Диана Красникова:

Да, это уже специальные вещи, медицинские какие-то вливания. Это могут быть ингаляции, это могут быть уколы, таблетки, вариантов очень много.

Денис Остроушко:

А как же народные средства? Вот это всем известное: выпей яйцо и будешь петь идеально.

Диана Красникова:

Можно выпить и яйцо, конечно, но гарантии никакой нет.

И Сун Чер:

Одна из задач сегодня – это поработать с мифами. То есть по факту мы относим это к категории мифов?

Диана Красникова:

Конечно, это общепринятый миф, назовем его так. Но никаких медицинских оснований он не имеет и, конечно же, никакой гарантии нет, если Вы выпьете десяток яиц, что резко у Вас возрастет качество голоса. Это совершенно не так.

Денис Остроушко:

И даже нет никаких доказательств того, что может быть расслабляет связки, лицо или что-то такое?

Диана Красникова:

Нет, никаких доказательств.

И Сун Чер:

Если человек верит, то поможет.

Диана Красникова:

Да, особенно среди певцов, вокалистов есть очень много примет, каких-то условий, каждый себе выбирает какой-то счастливый продукт или что-то, что он должен выпить, и несчастливые какие-то вещи, которые нельзя вообще в день концерта принимать, есть. Но это все настолько индивидуально, и если один человек говорит: «Я категорически не пью кофе перед выступлением», то другой человек без кофе не выйдет на сцену, и это все равно все индивидуально. Поэтому все это мифы.

Денис Остроушко:

Какой-то пример Вы можете рассказать, что пришел к Вам кто-то известный и сказал: вот я, например, боюсь пить кофе перед выступлением.

Диана Красникова:

Может быть я и могу рассказать подобные примеры, но все это является врачебной тайной, и сам факт обращения пациента к врачу является врачебной тайной. Поэтому разглашать данные вещи мы не можем.

Денис Остроушко:

Поэтому я задам непрофессиональный вопрос, потому как я представил себя сейчас обычным человеком и где-то пять минут назад услышал, и до сих пор у меня в голове крутятся два Ваших слова –голосовые складки. И я подумал: голосовые связки? Нет, голосовые складки, и теперь у меня в голове спор —  что же это или это 2 разных каких-то вещи в нашем организме?

Диана Красникова:

Это одно и то же. Мы можем назвать это или голосовыми складками — так чаще говорим мы, врачи, и можно назвать голосовыми связками — так чаще говорят не врачи. По сути, это одно и то же, можно говорить так и так, не будет ошибки.

Денис Остроушко:

Спасибо, теперь стало легче.

И Сун Чер:

Вопрос: Что часто может навредить? Будь то холодная вода, к примеру, или может быть есть топ-5 причин, с которыми люди обращаются, после чего у них пропал голос или возникли какие-то проблемы?

Диана Красникова:

Не могу прямо сказать есть ли топ-5, но в первую очередь форсированная голосовая нагрузка, то есть это крик, это необходимость говорить в очень шумной обстановке, когда это требует большого напряжения голоса, это пение на безумно нефизиологичных для человека нотах, или есть некоторая манера петь, которая очень травматична для гортани. Обычно профессионалы голоса знают об этом.

Если мы говорим о заболеваниях, которые наиболее часто приводят к проблемам с голосом, то это заболевания дыхательной системы, заболевания пищеварительной системы. Как бы странно это ни звучало, в современном мире такая болезнь, как гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь имеет очень много проявлений со стороны гортани, и пациенты довольно часто приходят именно к нам, совершенно не подозревая, что причина находится не в области ЛОР-органов. И, конечно же, любые заболевания ЛОР-органов могут сопровождаться нарушением голоса.

В современном мире такая болезнь, как гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь имеет очень много проявлений со стороны гортани, и пациенты довольно часто приходят именно к нам, совершенно не подозревая, что причина находится не в области ЛОР-органов.

И Сун Чер:

Если все обобщить, то это болельщик, который ходит в караоке...

Диана Красникова:

Да.

И Сун Чер:

И все никак не доберется к ЛОР-врачу.

Диана Красникова:

Но такой, как правило, не приходит, его устраивает качество голоса.

Денис Остроушко:

Я до сих пор в шоке от длинного слова, начинающегося с «гастро», и пытаюсь понять, какие симптомы у человека должны быть, чтобы он думал, что это в горле, а на самом деле это ниже?

Диана Красникова:

Причина находится ниже. А приходит он действительно с жалобами, например, на ком в горле, с жалобами на частую охриплость, на постоянное желание откашляться, у него резко упала переносимость голосовых нагрузок. Он, естественно, приходит к отоларингологу, затем к фониатру уже будет направлен, однако причиной всех этих проблем может являться некорректная работа желудочно-кишечного тракта.

Денис Остроушко:

Мы пропагандируем здоровый образ жизни, и он под собой подразумевает, в том числе, и различные физические нагрузки. К примеру, бег утром, и пока холодно, кто-то ходит на лыжах и при этом вдыхает холодный воздух, который, возможно, как-то влияет и на голосовые связки. Я не буду говорить только про лыжников или биатлонистов, а спрошу в целом: спортивные физические нагрузки, может быть профессиональный спорт, влияет ли как-то то, что мы передвигаем быстро ноги и руки в пространстве на наш голос?

Диана Красникова:

Вы сейчас практически сами ответили на вопрос, задавая его. На самом деле, физическая культура и физическая нагрузка адекватная влияет положительно как на весь организм, так и на голос в частности. Если все выполнено правильно, и, допустим, мы говорим про бег и дыхание во время бега, если человек дышит правильно, то, скорее всего, никакой ситуации не возникнет. Однако, если у него плохо дышит нос, и ему приходится дышать ртом на протяжении даже 15 минут бега, скорее всего, у него сядет голос после этого, потому что это приведет просто к иссушению слизистой оболочки голосовых складок, и, соответственно, на какое-то время голос у него ухудшится. Однако все равно все индивидуально, здесь каждого человека нужно оценивать индивидуально. И если мы говорим о том, что у него возникают какие-то проблемы с голосом на фоне физических нагрузок, надо разбираться. То есть если все выполнено адекватно и правильно, то проблем с голосом быть у человека не должно.

Денис Остроушко:

Если мы говорим уже про вдыхаемый воздух, я продолжу тогда про экологию. Небольшое уточнение: как мы знаем, в азиатских странах носят маски, потому что у них все плохо с воздухом. Это также влияет и на голосовые связки?

Диана Красникова:

Безусловно, поскольку гортань относится к органам дыхания, то состояние воздуха, которым мы дышим, не может не влиять, и влияет и на легкие, и, соответственно, может измениться дыхательный объем, от этого может измениться голос. Помимо этого, наличие вредных веществ в окружающем воздухе, большое количество пылевых частиц, сюда же можно отнести строителей, тех, кто работает в горнодобывающей промышленности, к примеру, люди, у которых постоянные контакты с взвесями, пылевыми частицами, углеводородами — чем угодно, во вдыхаемом воздухе. У них риск заболеваний легких, заболеваний дыхательной системы, в том числе заболеваний гортани значительно выше. Так же, как и у жителей крупного мегаполиса по сравнению с жителями деревни.

Состояние воздуха, которым мы дышим, влияет на легкие, и, соответственно, может измениться дыхательный объем, от этого может измениться голос.

И Сун Чер:

Насколько курение вредно для голоса?

Диана Красникова:

Безусловно, курение — это фактор риска развития многих заболеваний, в том числе и злокачественных заболеваний гортани —  это наиболее тяжелое, что может быть среди всех заболеваний, которыми мы занимаемся. Однако курение способствует развитию также просто хронических воспалительных заболеваний и, как правило, у курильщиков риск и процент заболеваний гортани значительно выше.

Денис Остроушко:

Говорят, курение как-то меняет голос, грубо говоря, понижает его.

Диана Красникова:

Безусловно, но это не само по себе курение, а уже следствие, то есть развиваются определенные изменения голосовых складок или связок. Как правило, там возникает определенный воспалительный процесс, хронический, под воздействия табачного дыма и всех тех веществ, которые там содержатся. Определенные изменения слизистой оболочки — постепенно она становится толще, голосовые складки увеличивают свою массу, и голос постепенно становится ниже. Это происходит очень длительно, на протяжении лет, но происходит.

Денис Остроушко:

И вот, наконец-то поговорив об этих внешних факторах, которые влияют на нас ежедневно, подходим к тому, о чем наша передача и говорит каждый выпуск, каждые две недели — это о профилактике различных заболеваний и как нам от всего этого уберечь свои голосовые связки. Я хочу, чтобы они у меня были долго еще хорошими, в хорошем в состоянии, рабочими.

Диана Красникова:

Профилактика — это самое важное, что мы можем сделать для нашего голоса. В первую очередь, это должно включать в себя общее соблюдение режима труда и отдыха, то есть в здоровом теле здоровый дух и здоровый голос.

Денис Остроушко:

Ок.

Диана Красникова:

Когда наш организм чувствует себя хорошо, голос, скорее всего, будет хорошим (если нет каких-то серьезных других заболеваний хирургического плана). Помимо этого, конечно же, вредные факторы, к которым относится курение, которое мы обсудили. Питание тоже играет роль, то есть если мы говорим об охране голоса, то надо стараться избегать постоянного применения в пищу раздражающих, чрезмерно острых вещей, газированных напитков. Все это опосредованно может вызвать со временем, если делать это много-много-много и регулярно, определенные проблемы с голосом. И если мы говорим о профилактике, то можно отнести это к мерам профилактики и соблюдение голосовой гигиены.

Если мы говорим об охране голоса, то надо стараться избегать постоянного применения в пищу раздражающих, чрезмерно острых вещей, газированных напитков.

Денис Остроушко:

В караоке не чаще, чем раз в месяц?

Диана Красникова:

Да, караоке не чаще, чем раз в месяц.

И Сун Чер:

Посещение стадионов раз в месяц.

Диана Красникова:

Посещение стадионов раз в полгода.

Денис Остроушко:

Либо молчать.

Диана Красникова:

То есть в целом надо помнить, что голосовая складка, по сути, это мышца, и как любой мышце ей нужна, с одной стороны, нагрузка, если мышца перестает работать, она потихонечку ослабевает и теряет свою силу. Соответственно, голос ухудшается, то есть голосовая нагрузка должна быть у человека. С другой стороны, если мышца переработала, она уже не может выполнить еще больше работы, поэтому чрезмерной голосовой нагрузки тоже не должно быть.

Денис Остроушко:

А вот по статистике женщины говорят больше, чем мужчины в день. Это влияет как-то на голосовые связки или может быть просто у нас разный порог минимального произношения слов в день?

Диана Красникова:

Это просто разный порог. В целом, каждый человек индивидуален, и есть женщины, которые тоже очень мало говорят, но какой-то минимум у каждого свой. Кому-то достаточно проговорить 15 минут, и у него уже голос садится, кто-то может говорить часами, и он будет продолжать говорить еще столько же. Все-таки все индивидуально, так же, как физическое развитие человека у всех разное, соответственно, кто-то становится спортсменом, кто-то становится художником или поэтом, и нельзя сравнивать их физическую активность, потому что у них разный абсолютно резерв.

И Сун Чер:

Хотелось бы, чтобы от нашей передачи была практическая польза. Вы не могли бы вкратце рассказать о месте, где Вы работаете, об институте, и вкратце рассказать по тем направлениям и проблемам, с которыми люди могли бы обратиться. То есть, к примеру, пропал голос или проблемы со слухом, может быть какие-то примеры, которые уже есть и которые реально могли бы людям помочь.

Диана Красникова:

Работаю я в «Научно-исследовательском клиническом институте оториноларингологии имени Свержевского». Это учреждение, подчиняющееся Департаменту здравоохранения города Москвы. Директором нашим является главный внештатный специалист города Москвы в области оторинолонгологии, профессор, доктор медицинских наук Крюков Андрей Иванович. В наше учреждение могут обратиться пациенты с любыми заболеваниями ЛОР-органов, будь то проблемы со слухом, с носовым дыханием, ангины, горло, голос —  все что угодно. И любому человеку мы можем помочь, потому что в нашем институте есть совершенно все: современное оборудование, методы диагностики, методы лечения, которые существуют в мире, и в целом, неразрешимых проблем для нас нет.

Но в любом случае, мы делаем максимально все то, что возможно при данном заболевании. Если мы говорим именно про проблемы голоса, то любой человек, у которого есть какая-то проблема с голосом, которая носит стойкий характер либо повторяющийся характер, может и должен обратиться к нам. И я хотела бы сказать, что в целом нельзя говорить, как, допустим, распространено: «Я же курю, и у меня поэтому хриплый голос, собственно, что в этом такого», или что касается педагогов: «Я же педагог, поэтому у меня хриплый голос, и это следствие моей профессии». Это не так. Если возникают проблемы с голосом, обязательно нужно обращаться к врачу-фониатру.

Денис Остроушко:

Мне стало сейчас немного страшно.

И Сун Чер:

Почему?

Денис Остроушко:

А голос Вы меняете?

Диана Красникова:

Поменять голос возможно, это все зависит, конечно же, от заболевания или от условий, не всегда это следствие заболевания.

Денис Остроушко:

Вот-вот, я об этом. Если человек намеренно хочет поменять голос.

Диана Красникова:

В определенной степени мы можем ему помочь, опять же, подход очень индивидуальный, не всегда это возможно. То есть прыгнуть выше человеческого организма мы не можем, но какие-то моменты мы всегда можем подкорректировать. К примеру, один из методов коррекции голоса — это специальные упражнения, занятия с фонопедом, с педагогом, который дает определенные дыхательные и голосовые упражнения, и голос человека можно или повысить немножечко, или понизить.

Помимо этого существуют и хирургические методики, которые помогают нам повысить или понизить голос, различные методы лечения: инъекция в голосовые складки различных веществ, которые увеличивают ее массу, к примеру. Однако это все индивидуально и нельзя какой-то стандартный подход выработать, потому что голосовой аппарат настолько уникален, что к каждому человеку нужен свой подход и свой план лечения.

Нельзя какой-то стандартный подход выработать, потому что голосовой аппарат настолько уникален, что к каждому человеку нужен свой подход и свой план лечения.

Денис Остроушко:

Вы говорите, существует нехирургический способ, то есть человек может дома сам, делая какие-то упражнения, повысить или понизить свой голос?

Диана Красникова:

Да, но только не сам, а под контролем педагога. Выполняет он домашнее задание самостоятельно дома, но он регулярно посещает педагога, который дает ему все новые и новые задания. По сути, можно это сравнить с работой с тренером в спортзале, который позволяет наработать определенную группу мышц, объясняя, как это делать правильно, чтобы не навредить и получить максимально нужный эффект.

Денис Остроушко:

Может быть Вы сейчас разобьете или подтвердите один из мифов-фактов, которые я прочитал в интернете сегодня за завтраком, готовясь к этому интервью, о том, что женщины, которые работают в мужском коллективе, подсознательно понижают голос, и потом они, проработав какое-то время в мужском коллективе, если вернутся в женский коллектив, то голос у них будет чуть-чуть ниже. Это реально?

Диана Красникова:

Да, скорее всего, это действительно так, но вероятнее всего это не связано с заболеванием голосового аппарата, но это психологическая реакция, поведенческая отчасти. То есть это подсознательно происходит у них может быть для того, чтобы более комфортно себя чувствовать в коллективе. И скорее всего, меняется не только голос, но и манера говорить или манера себя вести в обществе с мужчинами. Женщине будет определенно легче общаться, если она там одна, чем если бы это был женский коллектив, она бы вела себя по-другому.

И Сун Чер:

Мы затронули и молодежь, и работоспособное население. Есть ли какие-то особенности зрелого возраста касательно голоса, сохранения голоса, может быть какие-то рекомендации?

Диана Красникова:

Да, действительно, есть особенности. Организм с течением лет в определенной мере изнашивается, у нас теряется эластичность тканей, влажность тканей. В связи с этим, как и любые другие функции организма, голос тоже претерпевает определенные изменения. И у нас есть понятие, как пресбифония — это возрастные изменения голоса, которые считаются нормальными. У женщин голос, как правило, становится немножечко ниже, у мужчин он становится немножечко выше. Однако степени выраженности этого тоже индивидуальны, все зависит от профессии, от наличия сопутствующих заболеваний, от того, как человек пользуется голосовым аппаратом, от того, насколько много он говорит.

Пожилые люди очень часто остаются одни и говорят мало в повседневной жизни, и в таком случае голос у них прогрессивно становится хуже. Но не потому, что они чем-то больны, а потому что ослабевает резко мышца, точно так же, как если бы они перестали ходить и лежали все время на кровати, им было бы все труднее и труднее вставать и ходить, потому что мышцы быстро отвыкают. Тоже самое относится к тем, у кого постепенно снижается слух: когда человек хуже начинает слышать, он хуже слышит и себя тоже, и контроль наш внутренний за тем, как мы говорим, за силой голоса, ослабевает, и поэтому потихонечку голос может ухудшаться.

Пожилые люди очень часто остаются одни и говорят мало в повседневной жизни, и в таком случае голос у них прогрессивно становится хуже. Но не потому, что они чем-то больны, а потому что ослабевает резко мышца, точно так же, как если бы они перестали ходить и лежали все время на кровати.

И Сун Чер:

Диана, спасибо большое. У нас остаются буквально считанные минуты до конца эфира, и у нас есть традиционный вопрос. Представьте ситуацию: идеальный мир, нет проблем у людей с голосом, чем бы Вы тогда занимались?

Денис Остроушко:

Они просто все молчат.

Диана Красникова:

Я думаю, я бы занималась мерами профилактики заболеваний голоса, потому что если нет проблемы, это не значит, что она не может появиться.

Денис Остроушко:

Это интересно, хотя я себе представил, как все сидят в мессенджерах, в телефонах и перестают разговаривать. Спасибо голосовым сообщениям, что поддерживают наш голос в тонусе. К тому же, если позволите, коллега, я задам один из финальных вопросов об уникальности голоса. Говорят, что голос, как отпечаток пальца, уникален у каждого человека, и можно чуть ли не на сейф ставить код.

Диана Красникова:

Да, действительно, голос уникален. Может быть мы не можем это оценить на слух, и нас-то можно обмануть, однако если мы говорим про сейф, то определенные физические характеристики голоса, которые можно зарегистрировать с помощью аппаратов, действительно уникальные. Но даже не говоря про сейфы и аппараты, в целом голос — это то, что делает человека индивидуальным.

Денис Остроушко:

Вот так вот. Все мы уникальны, во всем, видимо.

Диана Красникова:

Да.

И Сун Чер:

Дорогие друзья, с вами была программа «ЗОЖ через молодежь», мы  желаем вам здоровья, сохраняйте свой голос здоровым, уникальным. До встречи в следующих эфирах.

Денис Остроушко:

До свидания.

Диана Красникова:

До свидания.