Мотивация детей разных возрастов к чистке зубов и посещению стоматолога

Стоматология

Юлия Селютина:

Здравствуйте, дорогие зрители! В эфире передача «Детская стоматология». Я – практикующий детский стоматолог Юлия Селютина. Мы сегодня с вами поговорим на невероятно популярную тему. Будем говорить о чистке зубов, а точнее – о мотивации к чистке зубов. Вместе со мной сегодня эту тему будет раскрывать психолог, психотерапевт Наталия Преслер.

Наталия Преслер:

Спасибо за приглашение! Сегодня очень интересная тема, обширная. Поговорим о чистке зубов, о мотивации к чистке у маленьких детей, детей постарше и у подростков. Мне хотелось бы начать с мотивации. Юля, как доктор, расскажет нам о важных моментах, потом мы с вами приступим ко всяким психологическим штучкам.

Юлия Селютина:

Очень важно помнить и знать о том, что зубы нужно чистить детям всех возрастов, начиная с момента появления первого зуба. Но очень часто родители, во-первых, об этом не знают, искренне удивляются тому, что стоматолог рекомендует. Этого не знают, действительно. Следующий логичный вопрос, который у них возникает, как заставить годовалого ребёнка, или даже 3-хгодовалого, чистить зубы и делать это качественно. Давайте, сегодня более подробно про мотивацию с Наташей поговорим. Несколько слов нужно будет сказать по поводу мотивации ребёнка вообще что-либо делать, потому что очень часто его не заставишь ничего делать.

Как вообще ребёнка мотивировать что-либо делать, что нужно родителям в данном случае предпринять, есть какие-то лайфхаки?

Наталия Преслер:

Есть лайфхаки, да. Есть важные вещи, которые нужно знать вообще всем родителям про мотивацию. Во-первых, про то, что у детей дошкольного возраста мотивация игровая. Вроде все об этом знают, и последнее время много говорят, но как-то родители пропускают слова мимо ушей и не погружаются глубоко в эту тему. Игровая – это что значит? Нравится – делаю, не нравится – не делаю. Здесь родители часто разочаровываются, потому что вроде как научили, и ребёнок делал, а потом что-то происходит, и он уже не хочет чистить зубы, устраивает истерики. Здесь важно родителям не вступить на путь борьбы. Как только мы вступили на путь борьбы, то мотивация у нас идёт в обратную сторону, и чем больше мы боремся, тем меньше мотивации остаётся у ребёнка. В этой ситуации важно вспомнить про то, что мотивация у ребёнка, все-таки, игровая, запастись терпением. Я вообще считаю это самым важным навыком родителя после здоровья. Запастись самым терпением и пережить этот период, пока ребёнок сопротивляется, капризничает. Кстати, часто он вообще может сопротивляться на какую-то другую тему. Например, в семье размолвка, мама с папой ругаются, ребёнок чувствует: где-то захлопнулась дверь, где-то крик, или родился малыш второй, и у ребёнка расшатанное нервное состояние. Он пытается как-то удержать внимание родителей на себе, либо отвлечь их от того, чтобы они не ругались друг с другом, либо отвлечь внимание от младшего сиблинга, родившегося недавно. Он пытается привлечь их внимание. Как привлечь? Когда он делает что-то хорошее, родители этого не замечают.

Юлия Селютина:

Воспринимают как должное, чаще всего. Он начинает себя плохо вести.

Наталия Преслер:

Совершенно верно! Надо себя плохо вести, это прекрасно работает в 100 % случаев. Ребёнок тогда выбирает что-то, какой-то момент, очень чувствительный для родителей, например, чистку зубов, если родители на этом фиксированы, или еду, или сон. Мы с вами о чистке зубов говорим, довольно частая тема, потому что все понимают, что чистить зубы надо. Тут это ребёнку особым образом транслируется. Вроде как хорошо, нужно объяснять, но ребёнок понимает, что родители от этого зависят, и начинает привлекать внимание, таким способом саботировать чистку зубов, сопротивляясь. Здесь родителям важно понять, что происходит, что это вообще не про зубы, про что-то другое, и поговорить с ним про это, или как-то разрядить атмосферу борьбы. Где-то в чем-то уступить, дать ему ощущение контроля. Мы об этом поговорим, когда будем конкретно рассказывать про детей 3-7 лет.

Если говорить в целом про мотивацию, то первая задача родителей – поддержать интерес. Ребёнок – существо интересующееся, ему всегда всё надо. Посмотрите, он рождается, и он уже ищет сосок матери, где он находится. Он ещё смотреть толком не умеет, а уже пытается как-то окружающий мир исследовать, тянется к игрушкам уже в 3 месяца, активен. У него природный инстинкт, называется исследовательское поведение. Поэтому в принципе, всем детям нравится пробовать что-то новое, им нравится что-то разбирать, какие-то новые навыки приобретать. Здесь задача родителей – поддержать этот интерес.

Детям нравится пробовать что-то новое, приобретать новые навыки. Задача родителей – поддержать их интерес.

Юлия Селютина:

Даже в самом маленьком возрасте?

Наталия Преслер:

Даже в самом маленьком возрасте. Вообще самый активный период исследовательского поведения начинается где-то с года, когда ребёнок пошёл. У него уже больше возможностей, он может и дотянуться до чего-то, самостоятельно ходить, отправляться. В этот момент вообще закладывается целеполагание жизненное, как он будет добиваться успеха, потому что он себе поставил цель добраться до книжной полки и оттуда уронить вазу на пол, чтобы она разбилась, например, он должен это сделать, пройти этот путь.

Юлия Селютина:

А если на пути стоит родитель, который не хочет?

Наталия Преслер:

Если очень много ограничений, то ребёнок со временем понимает: чего мне стараться? Туда нельзя, сюда нельзя. А если родители за него всё делают… Он только «а» – а они ему уже яблоко принесли, он только «б» – а они ему уже кашки намешали. У него не возникает желания. Очень важно сохранить в ребёнке желание на раннем этапе развития. Порой, бывает, у нас первый зуб вылез, его надо чистить, а у него уже с желанием плохо. Он уже всё новое отвергает, и мы к нему ни в ротик не можем залезть, ничего сделать.

Юлия Селютина:

Ему неинтересно, по сути. Нужно вызвать интерес.

Наталия Преслер:

Да. Ему просто неинтересно. Поэтому наша задача изначально воспитывать ребёнка так, чтобы поддерживать в нем интерес, чтобы он у нас к первой чистке зубов был «заинтересованным слушателем». Когда мы ему впервые хотим залезть в ротик чем-то, почему они так негативно иногда реагируют? Казалось бы, дети вообще всё тянут в рот, что такого? Ну, окажется там зубная щетка или напальчник для чистки. Потому что «это же не я несу, это мне». Возникает, у него уже есть ощущение собственного тела, могут быть неприятные чувства, связанные с попыткой мамы почистить зубки. Этот первый неудачный контакт может очень нехорошо сыграть нам на будущее. Часто от первого контакта идёт последующее принуждение, мама уже живёт с мыслью, как тяжело чистить зубы ребёнку.

Юлия Селютина:

То есть, отвечая сразу на вопрос абсолютного большинства. Если ребёнок, совсем маленький ребёнок не даёт чистить зубы, и родители начинают делать это против воли – этого делать нельзя ни в коем случае, неправильно.

Наталия Преслер:

Неправильно, не надо этого делать точно. Это самое худшее, что можно сделать – впервые почистить зубы ребёнку насильно. Тут надо постепенно, подготавливая. Сначала можно показать щётку или напальчник, с чего вы рекомендуете чистить зубки. Кстати, что лучше, напальчник или щётка?

Юлия Селютина:

Что касается рекомендаций стоматолога, чистка зубов должна осуществляться, начиная с момента появления первого зуба, это я уже проговорила. Существуют силиконовые напальчники. Очень часто родители, действительно, принимают их за первую щётку и начинают им начищать. Это достаточно частая ошибка. Силиконовый напальчник не выполняет тех функций, которые выполняет зубная щётка. Качественная чистка зубов с помощью силиконового напальчника невозможна. Силиконовый напальчник может быть применён немного с другой целью, допустим, при прорезывании зубов для массажа. Либо, действительно, на самом-самом начальном этапе, когда ребёнку нужно показать и привлечь чем-то. Силиконовый напальчник может быть использован в качестве отвлекающего маневра, но не для качественной чистки зубов. Это частая ошибка, которую допускают родители.

Наталия Преслер:

Напальчник, мне кажется, похож на куколку маленькую, на палец делают.

Юлия Селютина:

Да. Я часто рассказываю пациентам про мотивацию, про психологические штучки, в тоже читаю вас и знаю определённые. Тоже говорю о том, что нужно использовать отвлекающие маневры. Для совсем маленьких детей играют роль отвлекающие маневры. Маленькому ребёнку абсолютно все равно, что мы будем ему рассказывать о зубах, что их нужно чистить, иначе они у тебя будут болеть. Он не воспримет эту информацию должным образом, как ребёнок более старший. Здесь, как раз, в ход идут отвлекающие маневры в виде разных куколок. У меня точно такой же ребёнок, как и все. Я точно так же мотивировала его к чистке зубов. Сегодня мы чистили машины. То есть мама не чистила зубы, мама чистила зубы Молнии Маквин, вчера чистил зубы зайчик-побегайчик. Короче, я использовала всевозможные подручные средства, для того чтобы ребёнка элементарно отвлечь тогда, когда он был совсем маленьким, и я делала свои дела.

Наталия Преслер:

Это очень здорово, потому что как раз в начальном этапе важно привлечь ребёнка к чистке зубов интересом. Тут мама, конечно, извращается, у неё уже кончается фантазия, но это важно проделать на первичном этапе, чтобы его втянуть в процесс, чтобы пошло. Ещё важно воздерживаться от чтения нотаций, в любом возрасте. Маленькие дети воспринимают нотации ещё так себе; до 3-х лет они будут смотреть на родителя, как на бога, всё, что он говорит – всё хорошо, и можно даже в форме нотаций ему всё рассказать.

Юлия Селютина:

Можно сразу встречный вопрос? Мне иногда встречаются просьбы родителей ко мне, как к врачу. Они просят: скажите вы, что нужно чистить. Я должна прочитать определённую нотацию детям, чтобы они действительно что-то поняли. Нотация с моей стороны, как врача, уместна?

Наталия Преслер:

Это уже называется экспертное мнение. Это не нотация. На самом деле, это часто действует, особенно, с детьми, начиная с 3-4-5 лет, и с подростками. Потому что это не родитель, который уже набил оскомину. Это на самом деле нотация, которую не слышит ребёнок. Это профессионал, который не заинтересован, он это делает не потому, что этот ребёнок ему очень важен, по большому счету, нужно на него как-то повлиять, сманипулировать им. У него обычная своя задача: чтобы зубы были здоровыми, чтобы поддержать здоровье. Это всё прозрачно и понятно, поэтому ребёнок расслабляется и совсем по-другому воспринимает другого человека, особенно, если он профессионал, в халате, во всех атрибутах. Поэтому да. Это не нотация, это экспертное мнение назовём. Но, если вы расскажете своему ребёнку, будет другой результат. Нотации плохо действуют, особенно, на подростков. Они унизительны и, конечно, ни к чему не приводят. Хотя, родители часто пытаются именно таким методом на мотивацию воздействовать. Им кажется: сейчас я расскажу, как нужно. Иногда доходит до абсурда, любую ситуацию с ребёнком пытаются обыграть полезностью. Гуляют они просто, у всех хорошее настроение, и вот мальчик что-то сделал, и бабушка или мама говорят: посмотри, как он здорово себя ведёт!

Для ребёнка бывает важно мнение врача как профессионала, эксперта, человека «в форме».

Юлия Селютина:

Начинают сравнивать друг с другом. Это уже, мне кажется, отдельная тема.

Наталия Преслер:

Да, отдельная тема, но тоже бывает такое. Отсутствие нотаций, поддержание интереса позволяет строить доверительные отношения с ребёнком. Он будет доверять родителю. Не смотреть ему в рот и принимать за правду всё, что он говорит, а чувствовать себя безопасно рядом с ним. Тогда можно и зубы с ним чистить, и ещё какие-то вещи делать, насчёт уроков потом договориться, и какие-то советы он будет воспринимать в подростковом возрасте. Это про доверие. А если действовать насильно, например, чистить зубы насильно, тогда доверия, конечно, не будет: с мамой рядом не безопасная ситуация, она может в любой момент скрутить и почистить зубы. Поэтому, о каком доверии речь? В младшем возрасте какие-то вещи, про чистку зубов, например, или насильное кормление. Чем старше – тем больше насилия возникает, тем больше давление, конечно, тем меньше доверия, а наша с вами задача конечная – построить доверительные отношения. Такими режимными моментами, как чистка зубов, их можно испортить. Поэтому важно на начальном этапе постараться привлечь интерес, заинтересовать, поощрять.

Поощрение тоже хорошо действует на мотивацию, это наш с вами следующий пункт. Что это такое? Мы хвалим ребёнка за то, что сделано хорошо с нашей точки зрения. Например, почистил зубы, напомнил маме, что пора чистить зубы. Мы хвалим его, но не говорим «какой ты молодец, какой ты умный, какой ты сообразительный», а мы описываем процесс: «Как здорово, что ты напомнил мне почистить зубы! Теперь твои зубки будут свежими, чистыми, здоровыми», любые эпитеты. Про поощрение обязательно важно помнить. Мы забываем говорить детям что-то хорошее, когда они делают социально одобряемое поведение, правильные вещи с нашей точки зрения. Мы их пропускаем мимо ушей. Он что-то сделал сам, почистил зубы, мы себе подумали: «Как здорово, сам почистил зубы», но ему ничего не сказали.

Юлия Селютина:

Нужно акцентировать на этом внимание.

Наталия Преслер:

Да, в этот момент надо сказать: «Ты вспомнил», это очень ценно. Получается, в ситуациях, когда он этого не делает, уж мы включаемся: «Ты опять забыл!» Поэтому, больше переключаемся на позитивное подкрепление, это тоже хорошо действует на мотивацию и в чистке зубов, и в любом другом деле. Важно искать в ребёнке что-то хорошее. Бывает, что дети находятся в периоде, когда ноют, не хотят, и всё как-то не так. Родители вешают на ребёнка большую медаль с надписью «Нытик», или «Нежелательный ребёнок», он ходит с этой «медалью» дальше в школу, институт. Тут важно сделать над собой усилие, поискать в нём что-то хорошее, за что его можно похвалить, за что его можно позитивно подкрепить: как он здорово то сделал, или это, и так далее. Если будем сосредотачиваться на этих негативных вещах, то ребёнок и будет таким, он будет ещё усиливать это поведение.

Важно находить в ребёнке хорошее, подкреплять позитивом, хвалить за действия. Это усиливает его мотивацию.

Юлия Селютина:

Существует ли разница в мотивации детей разных возрастов? Если существует, давайте, мы более подробно поговорим про каждую из категорий. Мне кажется, родителям детей разных возрастов это будет как схема действий, как можно действовать в том или ином возрасте. Логично начать с самых маленьких детей. Вот, у нас прорезался первый зуб, второй, третий, и до момента прорезывания всех 20-ти молочных зубов. Это, как раз, возраст 2,5 года, возможно, даже 3 лет, первая возрастная группа, назовём её так. Проговорим по пунктам, чтобы у родителей по полочкам всё отложилось.

Наталия Преслер:

Да, конечно. Начнём с того, что знакомим ребёнка с предметом, который собираемся засунуть ему в рот, потому что он тоже человек, личность, и ему необходим уважительный подход. Он за это отблагодарит обязательно своим ощущением безопасности по отношению к родителям. Поэтому, прежде чем мы что-то ему предложим, для того чтобы почистить зубы, мы должны его с этим познакомить, рассказать, показать: посмотри, это зубная щётка. Даже если он до этого 500 раз видел, как вы чистите зубы, это не значит, что он это замечал. Внимание ребёнка очень туннельное. Он посмотрел на предмет, можно дать с ним поиграть, рассмотреть щетинки, как они, пальчиком провести, тоже интересный сенсорный опыт. Он увидит, что это что-то такое хорошее, приятное, интересное. В первый день можно не продолжать чистку, просто показать, познакомить. Можно рассказать, что этим чистить зубы, можно показать на игрушке, например. Сразу не надо предлагать ребёнку.

Ориентируйтесь на ребёнка, есть дети, которые медленно ко всему привыкают, ему надо 3 дня показывать предмет. Если вы знаете, что он всё новое принимает в штыки, покажите 3 дня. Есть дети, которым один день показали, на следующий можно попробовать предложить почистить зубы, показать, как это делается: давай, ты – мне, я – тебе. Может быть, сначала ребёнок почистит маме её щёткой, или папе, с кем контакт хороший, а потом мама ему. Тоже не надо в первый день пытаться всё делать правильно. Чуть-чуть показали, увидели позитивный опыт – остановитесь на этом, не надо дочищать или что-то. Дальше должно произойти что-то хорошее, например, закончить чистку песенкой какой-то, тем, что для семьи характерно, не надо что-то из ряда вон выходящее, просто должно быть приятно. Или повозиться в воде, поиграть, дети очень любят, в тазик налить, игрушки, что-то такое, чтобы у ребёнка позитивно закрепилось. Тогда эти два опыта свяжутся в единое. Так мы когнитивно работаем, соединяем два положительных опыта, и у него запомнится, что чистка зубов – что-то приятное. Это наша самая главная цель, чтобы это отложилось. На этот этап лучше потратить максимальное количество времени, чтобы он думал, что это что-то приятное. На самом деле, неприятным это делают только наши впечатления. Чем чистка зубов хуже еды? То же самое, попадает в рот разной консистенции и так далее.

Когда вы уже контакт наладили, следующий наш пункт, ему уже более-менее приятно. Конечно, он может иногда не соглашаться или ещё что-то, но, в целом, он позитивно относится. Тогда начинаем чистить каждый день, и, опять же, заканчиваем чистку всегда чем-то приятным. Это очень важно, чтоб у нас были позитивные впечатления от этого. Иногда дети минутку почистили, или меньше, отставляют, начинают отстранять. Им просто тяжело в одном положении находиться, поэтому учитывайте это. Чтобы он не мешал, дайте что-то в руки. Пусть он теребит четки, браслеты, пусть это будет прорезыватель, мягкая игрушка или связка ключей – что-то, что он может теребить в руках и не отвлекать вас. Можно дать ему в руку щётку, чтобы он бережно трогал щетинки, а вы пока будете чистить ему. Такой вариант.

Вообще, с детьми от 0 до 3-х лет хорошо работает отвлечение. Чистите зубы – можно петь песенку, можно рассказывать сказки. Конечно, не надо устраивать театр одного актёра, когда мама чистит, папа, как в рекламе, когда ребёнок ест, его все отвлекают. На начальном этапе, пока вы пытаетесь сделать чистку зубов чем-то позитивным, это срабатывает. Какие-то приятные вещи, интересные. Можно рассказывать ему сказку с миллионом персонажей, которые приходят из головы, выдумывать зверей, которые в домике заселились, песни петь, стихи рассказывать. На этом этапе таким образом отвлекаем. Не уговариваем ребёнка; делаем акцент для малышей, что «пойдём чистить зубы, это нужно» – это бесполезно. Что мы этим добиваемся? Мы добиваемся возрастания собственного раздражения, потому что у мамы внутри какой настрой? «Я уже 500 раз сказала! Он ничего не понимает, делает мне назло!» Растёт раздражение, а раздражённая мама не способна донести до ребёнка ничего.

Юлия Селютина:

Ребёнок же чувствует наверняка это раздражение и начинает зеркалить.

Наталия Преслер:

Да, безусловно. Конечно, он тоже. Повышается его эмоциональный фон, он начинает бегать, скакать, смеяться обычно, потому что, когда дети нервничают, они начинают смеяться. Это ещё больше раздражает родителей. Мама его уже хватает, чистит насильно зубы. Этого нам не надо. Поэтому избегаем, не акцентируем внимание на процессе. Со временем он привыкнет, начнёт чистить лучше. Бывают периоды, так же, как со сном: вроде привык ребёнок спать, потом регресс сна; он и днём не спит, и ночью плохо укладывается. Бывают такие моменты. После болезни дети могут отказываться чистить зубы. Вообще, про это тоже важно помнить: после любой болезни с высокой температурой очень часто идёт регресс навыка. Родителю важно про это помнить, не расстраиваться. Может быть, даже начать сначала, опять приучить. Если недавно приучили, месяц назад только зубки начали чистить и тут заболевание, он опять отказывается – начните сначала, ничего страшного, это наша жизнь, так сложилось. Пожалуй, для этого возраста это основные моменты.

Ещё раз подчеркну: интерес, заинтересовать, максимально анимации, отвлекаем, песенки, танцы. Не увлекаемся слишком сильно. И терпение. Мы терпим, мы ждём, пока ребёнок научится.

Юлия Селютина:

Пока это не станет само собой разумеющимся. Что касается собственного примера: можно ли таким маленьким детям демонстративно показывать, что ты чистишь зубы?

Наталия Преслер:

Можно. Это не будет лишним. Это лучше работает с детьми постарше, лет от 3-х, но, в принципе, и для малышей. Иногда им приятно что-то делать вместе с мамой, «как мама». Он на табуреточку встанет рядышком, это целый ритуал вечерний.

Юлия Селютина:

Да-да. Моему ребёнку 3 года исполнилось, и он очень любит за всеми повторять.

Наталия Преслер:

Это для 3-хлеток, да. У них вообще появляется желание быть, как взрослый. В 3,5 может наступить другой период, когда он всё будет отрицать, и вас в том числе, и зубы тоже под эту гребёнку могут попасть. Но сейчас, пока это есть, это можно использовать. Это хороший позитивный момент, в чём он может походить на родителя. Ему приятно, и вам.

Юлия Селютина:

Мы плавно перешли к следующему периоду, непростому – с 3-х лет до школьного возраста. Здесь есть особенности?

Наталия Преслер:

Да, очень непростой период. Предыдущий период важно закончить осознанностью, чтобы у ребёнка сформировалось ощущение того, что он чистит зубы, это каждодневная необходимость. Нужно постепенно снижать количество всяких развлекалок, если вы с куклами чистили, рассказы, стишки – их должно плавно становиться меньше, меньше и меньше. Вообще во всём, что касается обучения детей каким-то навыкам, важно действовать плавно. Все резкие скачки ни к чему не приводят. Постепенно, буквально, сокращая по минутам всякие развлекательные моменты.

Мы к 3-м годам, надеюсь, имеем ребёнка, который более-менее приучен. По крайней мере, у него нет сильного негатива по поводу чистки зубов, он не начинает истошно вопить, когда вы со щеткой приближаетесь, как в фильме ужасов, к нему. Этого нет, есть приятное действие вокруг чистки зубов. В 3 года мы можем столкнуться с новым сопротивлением. Даже уже приученный ребёнок может снова проявить негативное отношение к чистке зубов. Здесь что важно помнить родителям? Что мы снова ориентируемся на интерес, потому что мотивация в дошкольном возрасте игровая, это мы должны держать в голове. 3 года – это ещё маленький ребёнок.

Ещё важный момент – что ребёнок хочет нравиться родителям. Часто в этом возрасте родители забывают про это, им кажется, что ребёнок хочет делать им всё назло. Но это не так. Основной его мотив — это быть приятным родителям, быть нужным родителям. Это программа, которая зашита глубоко-глубоко внутри. Иногда поведение ребёнка нам кажется очень противоречивым, он словно хочет, чтобы мы его бросили. Он начинает кричать, сопротивляться, он капризничает, ноет и так далее, но очень часто такое поведение возникает именно от того, что ребёнок ощущает проблему с привязанностью. Тогда он от тревоги начинает усиливать это поведение. Тут уже сигнал для нас, как для родителей: сделать шаг назад и разобраться, что с ним происходит. Если возвращаться к чистке зубов, то здесь что? Что мы заинтересовываем, хвалим и поощряем. Это всё то же самое, что в более раннем возрасте, но здесь больше диалогов, больше осознанности. Мы уже начинаем говорить с ребёнком о том, как устроена его ротовая полость, можем говорить о гигиене, о микробах, но не запугивая. То есть мы не пугаем его микробами и, что самое важное, не пугаем стоматологами. Часто родители что говорят? «Не будешь чистить зубы…

Дети дошкольного возраста хотят понравиться родителям, быть им нужными. Нередко такое поведение продиктовано проблемами с привязанностью.

Юлия Селютина:

…пойдёшь к стоматологу». В итоге стоматологи вообще враг №1.

Наталия Преслер:

Страшная Баба Яга, не стоматолог получается. Ребёнок приходит, видит прекрасную тётю.

Юлия Селютина:

Приходится очень много времени тратить на то, чтобы ребёнка убедить в том, что ты не злая Баба Яга.

Наталия Преслер:

Да-да, так и есть. Конечно, эти вещи иногда родители делают неосознанно.

Юлия Селютина:

Мне кажется, это у них больше воспоминания из детства. Стоматолог, действительно, для них был чем-то страшным, и они начинают прививать теперь своим детям свои стоматофобии. Мы очень от этого страдаем.

Наталия Преслер:

Про это, кстати, тоже можно говорить с детьми, можно рассказывать. Например, ребёнку предстоит лечение, или у него уже был опыт, или вы только хотите пойти к стоматологу. Если ребёнок не слишком впечатлительный, можно ему рассказать: «Ты знаешь, раньше стоматология вообще была другой. Когда нас лечили, не было обезболивания, были другие препараты. Сейчас, когда мы приходим, там всё происходит вот так и вот так, а я вообще в кресле засыпаю». Вот я лично, например, правда засыпаю в кресле, потому что так всё обставлено, минимальные процедуры по болезненности, что, в принципе, человек с обычным болевым порогом совершенно прекрасно переносит. Больше страхов, чем реальной боли возникает. До ребёнка тоже можно донести, рассказав о том, как было раньше, например, устроено. Особенно, если ребёнок постарше, впервые идет к стоматологу ближе к 6-7 годам. Для них эти истории из детства родителей прекрасно работают.

Юлия Селютина:

Даже негативные истории?

Наталия Преслер:

Даже негативные, но если вы подчёркиваете в конце позитив, что «раньше у меня было так, представляешь? А сейчас вот так». Не в том ключе, что «тебе повезло и теперь ты лучше, чем я», – не про это. Больше факты, что таким образом было, теперь вот так, и это очень здорово. Смотри, как это классно! Как-то так. Здесь интерес ребёнка можно поддержать дополнительными вещами, всякими интересными гаджетами. Родители очень любят эти штучки, покупают таймеры прекрасные в виде всякой ерунды, а дети обожают песочные часы, например. Очень хорошая вещь, можно поддержать интерес по чистке зубов, он сам будет переворачивать.

Юлия Селютина:

Да-да. Не знаю, знаете или нет, сейчас существуют новомодные щетки, их существует несколько на сегодняшний день, которые соединяются с телефоном, либо с другим гаджетом, с планшетом, и можно в виде игры обыгрывать по-настоящему. Не просто представлять, что происходит, а по-настоящему идёт игра, и движения, которые выполняет новомодная щётка, обыгрываются непосредственно на экране смартфона или планшета. Ребёнок действительно попадает в самую настоящую игру, ему становится интересно, определённая мотивация.

Наталия Преслер:

То есть смысл в том, чтобы он чистил, правильные движения совершал?

Юлия Селютина:

Да. Есть приложение, которое, допустим, показывает какого-то мультгероя. Этот мультгерой, соединяясь со щёткой, демонстрирует те движения, которые производит конкретно сейчас ребёнок, зеркалит и говорит: «Сейчас ты неправильно делаешь», или наоборот: «Молодец! Ты сейчас правильно делаешь! Держи медальку!» Он копит медальки. Или существует приложение: герой бежит куда-то, собирает монетки. Ребёнок своими правильными движениями во время чистки зубов зарабатывает монетки, а неправильными – наоборот, не зарабатывает. Сейчас бывают всевозможные вариации приложений–игр даже с применением зубной щётки.

Наталия Преслер:

Интересно, конечно, гаджеты использовать для таких…

Юлия Селютина:

То есть, психологи не против гаджетов?

Наталия Преслер:

Психологи не против гаджетов, когда это всё в меру. Здесь тоже с мотивацией. Опять, есть такие штуки, как мотивационные доски. В принципе, система, похожая с этой игрой: ребёнок что-то делает, зарабатывает поощрение. С одной стороны, это хорошо работает, но, кстати не на всех детях, даже игра может не с каждым ребёнком сработать, но работает. Если этим слишком увлекаться, то мы можем получить ситуацию, где ребёнок делает что-то исключительно за вознаграждение. Тогда родитель уже видит: вроде действует, даю игру – он играет. Но он упускает всю остальную часть. Он не рассказывает про гигиену, ему не нужно дополнительных усилий совершать, и эта часть уходит, у ребёнка остаётся сосредоточенность только на получении медалек, например. С этого слезть потом трудно. Поэтому, здесь лучше не увлекаться, а использовать такие вещи, если, например, произошёл регресс навыка, никак не получается договориться, или у вас в жизни какая-то ситуация, что вам вообще не до чистки зубов. Например, родился второй ребёнок, и так напряг, ещё этого уговаривать – да, можно использовать такие вещи. Но если всё идёт нормально, то не нужно придумывать чего-то дополнительно, эти игры можно, в принципе, не использовать.

Можно придумать игру про зубы: мы идём в гости к каждому зубику, каждый мама прочищает: давай, пойдём к этому. Параллельно можно вводить названия зубов. Детям очень нравятся интеллектуальные штуки, когда с ними разговаривают языком взрослых.

Юлия Селютина:

Это с какого возраста начинается?

Наталия Преслер:

В принципе, зависит, конечно, от развитости ребёнка, потому что все по-разному и говорить начинают. Но вообще срабатывает лет с 4-х уже нормально. Можно рассказывать так же, как вы лекарство даёте, не обязательно говорить: «Выпей эту сладкую водичку, тебе станет полегче». Можно сказать: «Это фенистил, он снимает отёк, ещё что-то». Прекрасно работает, ребёнок потом сам говорит: мама, дай мне фенистил 5 капель или 10 на ночь. Это детям нравится, потому что это даёт им ответственность за своё здоровье. Конечно, мы контролируем, мы не отдаём на откуп, но ребёнок ощущает, что у него есть элемент контроля. А в 3 года с контролем у него плохо, потому что всё делают за него родители, а у него уже достаточно интеллекта, чтобы осознать, что он существо подневольное. Поэтому начинаются сопротивления; он много чего хочет, мало что может, вокруг один контроль, и крышу сносит. Поэтому здесь очень важно, как раз, дать ему ощущение собственного контроля над жизнью, что «это я сказал, что мне надо накапать фенистил; это я сказал, что мне пора чистить зубы». Поощряйте его к этим моментам, когда он может сам напомнить или рассказать, что это резец, а это – клык. И вы: «Даа, слушай, правда! А этот зубик как называется?» Немного подыграйте. Сыграть на его желании быть как взрослый и на желании ощущать контроль над своей жизнью. Это может здорово помочь.

Но, опять же, когда я рассказываю какие-то примеры и какие-то штучки, которые можно использовать, это не значит, что это сработает именно с вашим ребёнком. Нужно подбирать, не отчаиваться. Помогает поговорить с мамами: что у вас срабатывает? Иногда одна мама может придумать очень интересную игру, или какой-то способ, который с вашим ребёнком сработает. Здесь не надо отчаиваться или считать своего ребёнка уникально-непослушным. Значит, ему это не подошло, значит, подойдёт что-то другое.

Юлия Селютина:

У меня был один пациент, вспомнила сразу. Был пациент постарше, чем мой ребёнок, тому где-то 4- 4,5 года. Мы общались, зашел разговор по поводу мотивации. Я проговорила, что у нас несколько щёток и мы чистим одновременно: я чищу и ребёнок чистит. Вначале я нижний ряд – он верхний, потом наоборот. По сути, получается, что я ему почистила и верхний, и нижний, но у него создаётся иллюзия, что мы чередовались. Им это так понравилось! Они пришли через несколько месяцев, благодарили. То есть я просто рассказала свой опыт, а они его использовали. Я даже не думала, что для более старшего возраста подойдёт. В ходе общения всё проговорила, они были очень благодарны такому, им в данном случае подошло то, что, в принципе, могло и не подойти для более подросшего ребёнка.

Наталия Преслер:

Поэтому общаемся с обществом, узнаём, у кого, что, как. Это очень может помочь, такие интересные моменты. Здесь главное, родителям не отчаиваться. Когда родитель отчаивается, он начинает применять всякие методы типа наказаний: «Если не почистишь, то я тебе не почитаю», «Если ты не сделаешь, я тебе не дам», и так далее. Это не работает 100 % по всем исследованиям. Как только мы к ситуации, где нужна мотивация, применяем насилие – всё, мотивация падает ниже плинтуса!

Юлия Селютина:

А если наоборот? Допустим, «Ты почистишь, а я тебе что-то сделаю». Это хорошо?

Наталия Преслер:

Это как раз про поощрение, про медальки в игре. Можно, на каком-то этапе сработает, но что с этим делать потом, когда он будет требовать за любое действие? «Я почистил зубы, дай мне медальку!», или пропылесосил, как подростков любят мотивировать за уборку деньгами, например. Он потом начнёт на платной основе мыть каждую тарелку. Тут нужно не переборщить, вовремя свернуть мотивационную доску и вернуться к старым, проверенным способам уговоров и разговоров. В этом возрасте что ещё срабатывает хорошо? Чистить вместе – как раз то, о чём с вами говорили, напомню, с мамой, с папой, и создание ритуалов. Чтобы было каждый день одно и то же. Причём, важна ритуальная последовательность: вышли из-за стола, пошли умываться, почистили зубы, надели пижаму, почитали, легли спать. Каждый день одно и то же, без чередований туда-сюда-обратно. Ребёнок входит в этот ритм, как качающийся маятник, и он уже на автомате идет чистить зубы. Нам не нужно напоминать: «Так, теперь чистить», а просто даём щетку, и он идёт, чистит. Должно войти в размеренное действие, чтобы у него не требовалось даже мысли подумать: «Надо чистить зубы», а просто делал на автомате.

Юлия Селютина:

Давайте, мы к подросткам ещё перейдём, такая огромная группа осталась без внимания. Мне кажется, что здесь тоже есть свои нюансы. Не так подробно, но, чтобы точки над «i» были расставлены. Относительно именно подростков, которые уже полностью самостоятельные товарищи, друзья, которые хотят всё сами, самостоятельно. 

Наталия Преслер:

С подростками – да. С подростками сложно. Сейчас подростками считаются дети чуть ли не с 10 лет. Они входят в предподростковый период и начинают все сопротивления и так далее. Это ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Они ещё не доросли, но уже у них много желания быть взрослыми. С ними уже нельзя в приказном порядке, про нотации просто мы забываем. Если ещё в 3-7 они как-то могли проскочить, здесь лучше заклеить себе рот, потому что бесполезно и очень вредно, это отдаляет подростка. Поэтому, самый первый пункт: важно быть спокойным. Если он не чистит – не устраивать баталии на эту тему, не отбирать компьютер из-за этого и так далее. Отказаться от нотаций, не нужно зудеть у него под носом, что «вот, ты же понимаешь: не будешь чистить зубы – пойдёшь к стоматологу». Бесполезно. Это его настолько отдалит, что он просто в отместку вам не будет чистить зубы. Даже если очень хочет, просто не будет назло.

Что ещё? Мотивационные доски, как раз, в этом периоде могут помочь, но не увлекаться ими. С 10-летками, 11-летними детьми, копит он на что-то хорошее, какой-нибудь гироскутер. Его цель – купить гироскутер. Ради неё собираем «медальки» по чистке зубов. Растяните, чтобы он не накопил слишком быстро, но и не слишком долго. Если он год копит на гироскутер, у него интересы поменяются 15 раз. Найдите баланс. Здесь чем хорошо? Что мотивационная доска закончится с покупкой гироскутера, дальше что-то новое вам уже не нужно придумывать, а за месяц вы достигнете желаемого результата. У него будет хотя бы привычка чистить зубы, потому что привычка дней 20 вырабатывается. Затем, сводить на плановую чистку к стоматологу, который как раз, как эксперт, расскажет.

Юлия Селютина:

Да, здесь, кстати, экспертное мнение лучше всего работает.

Наталия Преслер:

Здесь, в этом возрасте идеально, потому что родители уже почти не авторитет. Это, как раз, возраст, когда он разочаровывается в родителях, 10 лет. До этого были боги и цари, а тут он уже видит: мама что-то не так ответила кассиру, и ему уже стыдно за маму, а тут папа где-то лишнего пива выпил, и уже ведет не очень адекватно. Он начинает замечать, а раньше не видел, поэтому идёт крах родителя на пьедестале. Это нормальный этап, хороший, поэтому здесь можно, как раз, эксперта и подключить, и путём переговоров с ним общаться. Например: «Я понимаю, что ты не хочешь чистить зубы по какой-то, видимо, причине. Расскажи, что происходит? Почему?» Слушаем его аргументы, не перебивая. Дальше говорим: «Я всё это понимаю, но я уверена: если не чистить зубы, это приведёт к тому-то, тому-то. Давай, обсудим, как я могу тебе помочь? Что мы можем сделать, где мы можем прийти к компромиссу?» Устраиваем буквально с ним мозговой штурм, как ему помочь приучиться чистить зубы. Например, проблема в том, что он просто забывает. Именно такие переговоры, а не заставлять, не читать нотации, они работают. Занимают время да, но эффект должен быть.

Юлия Селютина:

У нас, к сожалению, время закончилось. Было безумно интересно! Надеюсь, нашим слушателям и зрителям тоже было интересно. Я думаю мы с вами ещё встретимся. Спасибо вам, Наталия!

Наталия Преслер:

Спасибо вам, что пригласили!

Юлия Селютина:

С вами была Селютина Юлия и наша передача «Детская стоматология».