Права и обязанности врача и пациента

Организация здравоохранения

Светлана Ходукина:

В эфире передача «Семейная медицина с доктором Ликуновым». В студии Светлана Ходукина и Евгений Ликунов.

Мы сегодня поговорим о правах и обязанностях врача и пациента. Но, сразу возникает вопрос, наверное, у некоторых пациентов и, возможно, у некоторых врачей: «У нас что, есть права? У нас, кроме обязанностей, есть еще и права?»

Евгений Ликунов:

Естественно, все права, как врача, так и пациента изложены в федеральном законе об охране, защитите здоровья граждан. Там прописан большой талмуд – основные положения о том, какие права имеют пациенты и какие обязанности у врача. Там все подробно изложено. Мы сегодня в этой передаче, наверное, вскользь коснемся основных житейских моментов, бытовых, с которыми сталкиваются пациенты, с какими жалобами сталкиваются врачи разных направлений – хирурги и так далее, и немножко, если успеем, поговорим прицельно о некоторых моментах.

Светлана Ходукина:

Начнём с пациента и скажем, какие у него есть основные или наиболее часто встречающиеся проблемы при обращении к врачу?

Евгений Ликунов:

Поскольку большинство слушателей – это люди, не имеющие высшего медицинского образования, то давайте, поговорим о правах вначале, о правах и обязанностях пациентов. Естественно, мы за передачу не успеем все разложить, все разобрать, но объясню разницу между острой помощью, доврачебной помощью, первой врачебной, высокотехнологичной помощью и так далее.

В настоящий момент у нас в России достаточно хорошо продвинулась медицина, особенно в крупных городах. Сегодняшний пациент имеет большое количество прав на оказание разных видов медицинской помощи. Медицинская помощь делится на первую медицинскую помощь, её может оказать любой человек, который имеет навыки оказания первой медицинской помощи. Этому учат в гражданской обороне, этому учат тех, кто получает водительские права, таким навыками обладает средний медицинский персонал: медсестры, фельдшеры и так далее. Если человеку стало плохо на улице, то человек, обладающий этими навыками, параллельно вызывая бригаду скорой медицинской помощи, может оказать первую медицинскую помощь.

Светлана Ходукина:

Я слышала, что существует такая проблема, что есть некоторая опасность оказывать первую помощь человеку. Потому что, не являясь квалифицированным врачом, если ты вдруг что-то делаешь не так, то потом будешь за это нести ответственность. Люди иногда сомневается: помогать, или ждать все-таки скорую помощь, не рисковать?

Евгений Ликунов:

Люди обучены основным навыкам. Люди знают, как остановить кровотечение, наложить повязку, перебинтовать, зафиксировать ногу. Я считаю, что до приезда скорой эти умения нужны. Естественно, не нужно проводить непрямой массаж сердца, открытый массаж сердца, операции в полевых условиях, что-то вскрывать, что-то прокалывать и так далее – этого не нужно. Но первые медицинские вмешательства, доврачебные, я считаю, что любой человек, который с ними знаком, где-то читал про них, он может это сделать. Банально, даже в Интернете можно быстро посмотреть и оказать помощь. Очень важно остановить кровотечение, когда идет счет на секунды и на минуты. Конечно же, естественно, какие-то врачебные пособия никто не просит человеку делать.

Светлана Ходукина:

Поскольку мы сейчас ведём передачу, и нас слушают люди и смотрят, то можно воспользоваться случаем и сказать, что у вас есть возможность повторить эти моменты после передачи, а если у вас есть возможность, то пройти курс медицинской помощи. Если у вас есть дети, или даже их нет, это очень полезный, крутой навык сориентироваться в экстренной ситуации. Знание того, что нужно сделать, эти секунды могут спасти человеку жизнь.

Евгений Ликунов:

У нас, к сожалению, не всегда люди обучены. Но сейчас современная молодежь, и современные родители, уже много в чем разбираются. Они много что читают, многие ходят на курсы. Сейчас, все-таки, у нас в этом плане народ более продвинутый, более грамотной и, скажем так, ответственный к этому. Сколько раз я был свидетелем, когда человеку стало плохо, и люди пытались провести первую медицинскую помощь.

Итак, первую медицинскую помощь организовывают обычные люди. Далее идет первая врачебная помощь. Эту помощь проводит уже медицинский работник, либо специально подготовленный фельдшер бригады скорой медицинской помощи, либо врач скорой медицинской помощи, он организовывает первую врачебную помощь. Соответственно, делают необходимые инъекции, проводят непрямой массаж сердца, проводят искусственное дыхание по определенным навыкам. Это специально обученные люди, естественно, в их бригадах есть специальное оборудование. Кстати скажем, бывает, что запускают сердце – это тоже является одной из врачебных уже манипуляций. Человек, который этим навыком не обладает, не должен даже близко подходить ни к аппарату, ни к этому пациенту, потому что можно столько дров наломать, что потом, как Вы говорите, еще и ответственность за это будешь нести. Даже если ты являешься врачом, но у тебя нет опыта проведения emergency, то есть неотложных манипуляций, у тебя нет даже сертификата. Если ты вдруг оказался рядом, у тебя есть мешок Амбу, есть определённые средства для введения, ты можешь ввести, но, если у тебя нет таких навыков, лучше дождаться скорой и проводить первую, простые манипуляции неотложной медицинской помощи.

Далее у нас идет врачебная помощь. Она организовывается либо амбулаторно в медицинских центрах, в городских поликлиниках, в частных диагностических центрах, многопрофильных центрах, в больницах также осуществляется амбулаторная помощь, и существует помощь стационарная. Это исключительно врачебные подходы с большим объемом диагностических манипуляций. Любой пациент, проживающий в России и имеющий полис обязательного медицинского страхования, может получить все вышеперечисленные виды помощи. Соответственно, у нас есть определенные сроки постановки диагноза. Есть предварительный врачебный диагноз, есть окончательный диагноз. По последним данным для постановки окончательного диагноза пациенту дается от 3-х до 5-и дней, в зависимости от сложности ситуации. Если в течение 5-и дней диагноз не установлен, собирается консилиум из заведующего отделения, возможно, главного врача больницы, лечащего врача и еще одного независимого врача, обычно этого врач по клинико-экспертной работе. Собирается консилиум и принимается решение о постановке диагноза. В сложных случаях привлекают врачей-консультантов в стационар, но в течение трех-пяти дней по закону пациент уже лечится в стационаре с окончательным, как правило, диагнозом и получает врачебную, полноценную, квалифицированную и специализированную помощь.

Существует еще другой вид помощи – это высокотехнологичный вид медицинской помощи. Как правило, это этот вид помощи определяется получением квоты на высокотехнологичный вид помощи. Квоты есть в каждом стационаре, в зависимости от направления медицинской деятельности. Есть квоты на трансплантацию органов, трансплантацию костного мозга, есть квоты на эндопротезирование суставов, на стентирование коронарных вен. Для того, чтобы пациент вылечился от онкологического заболевания, от гематологического заболевания, эти квоты есть. Пациенты должны понимать, что эти квоты они могут получить бесплатно, соблюдая определенный порядок действий. Получение квот объясняет лечащий врач и заведующий отделением в той больнице, где пациент оказался. Если пациент поступил с диагнозом, а для его лечения нужен больший объем медицинских средств, медицинских обследований, и более дорогостоящие лекарственные препараты, пациенту разъясняется, или родственникам пациента разъясняется, что необходимо получить данный вид квоты, чтобы не оплачивать данный вид помощи из своего кармана. Это очень важный момент, потому что многие бросают, говорят, что невозможно получить квоту, квот нет и так далее. Поверьте, если обратиться в департамент здравоохранения с соответствующими документами, все рассматривается. Единственное, конечно, нужно заблаговременно, быстро делать, потому что бывают, конечно, случаи в конце года – квоты закончились. Если в начале года что-то с пациентом случилось, поверьте, квоты есть, их нужно получать.

Пациенты могут получить квоты на лечение, соблюдая определенный порядок действий. Получение квот объясняет лечащий врач и заведующий отделением.

Светлана Ходукина:

Можно чуть-чуть подробнее остановиться, как это выглядит? Человек приходит в медицинское учреждение, ему проводят некое обследование, ставят диагноз, и оказывается, что ему нужны дополнительные дорогостоящие манипуляции, лекарства. С какой проблемой он может столкнуться? Видимо, она распространенная, если ему говорят, что квот нет, либо говорят, что ждать очень долго – 3 года и, в общем, «вам смысла нет, идите сами покупайте». Как выглядит проблема?

Евгений Ликунов:

На самом деле, сейчас в Москве (буду говорить про Москву) проблем с получением квот, практически, нет. Квоты есть, но нужно все правильно оформлять. Лечащий врач должен знать, как правильно оформить все медицинские исходящие документы в департамент здравоохранения города Москвы. Даже если пациент не является москвичом, у него подмосковная прописка или прописка Тулы, он все равно, имея полис ОМС, имеет полное право получать высокотехнологичную специализированную помощь согласно своей нозологии в городе Москве в федеральных научных центрах, в многопрофильных больницах и так далее. На самом деле, проблем с получением квот нет сейчас, можно получить квоты, просто нужно соблюдать порядок. Может быть, связано это с тем, что врачу не хочется этим заниматься, или чиновнику местного уровня. Если везде приходит отказ, при этом с медицинскими документами у пациента все в порядке, значит, нужно писать жалобы в вышестоящие инстанции на уровне глав департаментов здравоохранения. Поверьте, сколько пациентов проходило, все квоты получали, если это действительно нужно. Просто так ни один чиновник Минздрава не даст квоту, потому что это официальный документ, это финансовый документ, который определяет большой финансовый объем вливаний в данного пациента и выплату потом этих финансов данному медицинскому учреждению, которое оказывает данный вид помощи. Поэтому, на самом деле, сейчас нужно все четко, быстро, оперативно и грамотно делать.

Светлана Ходукина:

Какие шаги необходимо сделать пациенту? Он пришел, оказалось, что ему нужны дополнительные мероприятия, но что-то с врачом или с заведующим не складывается, он либо говорит «не сейчас», либо «нет», либо «у вас что-то, в общем, как-то…»

Евгений Ликунов:

Если врач, который выставил предварительный или окончательный диагноз, не желает участвовать в получении квоты, или заведующий отделением, или заместитель главного врача по лечебной части, который непосредственно за это отвечает, нужно идти в департамент здравоохранения города Москвы на прием (или родственникам), со всеми исходящими документами, обязательно с паспортом, обязательно с полисом ОМС, и выяснять. Если прийти туда и написать жалобу на этих медицинских работников, квота будет.

Светлана Ходукина:

Скажем слушателям и пациентам, тут главное – сохранять спокойствие, держать себя в руках. Если вам сказали, или вы уже поняли, что сказали «нет», или еще…

Евгений Ликунов:

Обычно такого не происходит. Все-таки, я хочу сказать, что, если пациента по-другому невозможно вылечить, нет возможности у этого стационара в данных объемах ОМС оказать квалифицированную помощь, соответственно, будет квота. Будет квота, они есть, поэтому на этом акцентировать внимание не будем. Квоты есть, их нужно получать. Нужно лечиться, а не куда-то уходить и заниматься лечением гомеопатией, у знахарок и так далее. К сожалению, такое тоже бывает.

Еще бы я хотел рассказать про права у пациентов. Кроме того, что пациенты имеют право на все виды помощи, о которых мы сказали, пациент еще имеет право на выбор медицинского учреждения, где он хочет лечиться. Например, если маме не понравился участковый педиатр, то она может поменять этого врача или это медицинское учреждение, данную конкретную поликлинику, но не более, чем один раз в год. Для этого она пишет заявление в свою страховую компанию, откуда у нее получен полис ОМС, пишет заявление в департамент здравоохранения, и ее пожелание выполняется. Естественно, если она эти заявления будет писать 5-7 раз в год, возникает вопрос не низкой квалификации врачей или мощности данного лечебного учреждения, а что, наверное, у самой мамы есть какие-то особенности. Тогда уже другие вопросы возникают. А так, соответственно, нужно донести до пациентов, что они имеют право выбрать врача и лечебное учреждение.

Далее. Пациент имеет право получить бесплатно медицинскую помощь по острым показаниям. Если у него резко заболел живот, не исключена острая хирургическая или гинекологическая патология, пациент эту помощь получает бесплатно, даже если у него нет полиса ОМС. Очень важный момент. То есть, если у вас даже нет никаких документов, кроме паспорта или водительских прав, и с вами произошло, например, кровотечение, переломы, заболел живот – вызывайте, пожалуйста, бригаду скорой медицинской помощи. Никто вам не откажет в первичном осмотре, в первой врачебной помощи, госпитализации и оказании этой помощи. Сейчас на законодательном уровне, даже если у вас нет никаких документов, никто вас не бросит, никто с вас никакие деньги не возьмет, это очень важный момент. Пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь по острым медицинским показаниям. Туда же относится и острая стоматологическая боль, и другая острая проблема, допустим, травма глаза, попало инородное тело. Не бойтесь ехать, даже если нет документов, в медицинское учреждение на такси, или на скорой, или родственники пусть привезут, для того чтобы быстро, экстренно оказать медицинскую помощь. Не надо сидеть и думать, что вас там кто-то обидит, не примет и так далее. Примут обязательно! По закону это обязаны сделать!

Также у пациентов есть право на второе мнение, когда, допустим, затягивается ситуация с постановкой диагноза за те самые 5 дней. Или диагноз сложный, и врачи не могут разобраться. Пациент или его законные представители имеют право запросить врача-консультанта из смежного медицинского учреждения. Часто, очень часто, в любом многопрофильном уважающем себя стационаре есть врачи-консультанты. Это профессора, высококвалифицированные врачи узких специальностей; они приезжают, за это тоже доплачивать никому не нужно.

Пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь по острым медицинским показаниям. Туда же относится и острая стоматологическая боль, и другая острая проблема, допустим, травма глаза.

Светлана Ходукина:

Как это выглядит? Можно пример привести? Предположим, человеку поставили диагноз. По какой причине ему может показаться, что диагноз неточный? Врач вряд ли скажет, что это не точно.

Евгений Ликунов:

Ведутся медицинские документы, и можно запросить выписку. Обычно так. Если 3 дня пациенту лучше не становится, он лежит в стационаре, ему становится только хуже, диагноза нет. Составляется краткая выписка на время нахождения пациента в стационаре, и уже по этой выписке можно понять, нужна консультация, или нет. Сейчас огромное количество медицинских юристов, огромное количество врачей, у всех свои знакомства, у всех есть свои консультанты, для того чтобы ничего не пропустить. Раньше, 10-15 лет назад об этом даже никто и не знал. Был стационар, некое закрытое учреждение, куда попасть было практически невозможно, в реанимацию вообще никого не пускали. Сейчас, если все грамотно объяснить с юридической точки зрения, у каждого стационара должны быть консультанты. Фтизиатры, когда сложная проблема, ВИЧ, СПИД инфекции, когда непонятно, онкология, гематология – есть консультанты. Пациент должен понимать, что семья или конкретно пациент имеет право вызвать такого специалиста на себя, для того чтобы диагноз был поставлен в сроки и грамотно.

Светлана Ходукина:

То есть, если есть сомнения в диагнозе, есть сложности, особенности, то ты можешь попросить все документы и выписки. В каком это виде предоставляется?

Евгений Ликунов:

Заявление. Пишется заявление на имя заведующего отделением или главного врача больницы, по нему выдаются копии. Но, как правило, выдается именно краткая выписка, краткий выписной эпикриз на время пребывания пациента в стационаре. С этим выписным эпикризом вы можете поехать в другое смежное лечебное учреждение, поехать к другому врачу, чтобы он предварительно дал свое заключение, или отправить документы за границу, потому что бывают случаи, когда наши доктора отказываются, говорят, что ничего не могут сделать в данной ситуации. Выписки готовятся и отправляются, скажем, в Германию, одна из развитых медицинских стран. И всё. Пациент должен понимать, что это право, у него есть это право, его у него никто не отбирает, медицинская помощь не ограничивается одним стационаром.

Давайте, немного поговорим теперь о правах врачей. У врачей тоже есть права, и врач тоже может отказаться от пациента. Это, конечно, должны быть очень объективные причины, не субъективные, а объективные причины, когда врач может отказаться от пациента. Первое – это, например, неуважение, хамство, угрозы по отношению к лечащему врачу. Пишется заявление, подписывается двумя сторонами – заведующим отделением и замглавного врача, и пациента передают другому врачу. Далее, если пациент не выполняет рекомендации врача. Сейчас перед поступлением в любое лечебное учреждение пишется информированное согласие на оказание данного вида помощи. Сюда входит: ознакомлен с распорядком в больнице; ознакомлен с диагностическими манипуляциями, пособиями; ознакомлен с тактикой, ходом лечения и лекарственными препаратами, которые используются в лечении. Если хотя бы один из этих пунктов пациентом не выполняется, пациент может быть выписан из больницы в зависимости от того, какой вид нарушает; может быть сменен врач, может быть сменено отделение. То есть пациент должен понимать, что он несет такую же ответственность за свое здоровье, как и лечебное учреждение, в котором он находится.

Светлана Ходукина:

Итак, если человек лечится в медицинском учреждении, он должен знать некоторые правила, распорядок, который там есть, и выполнять.

Евгений Ликунов:

Да. Хочу донести до пациентов, что сейчас в любом медицинском учреждении есть свой штат юристов. Это люди, которые обладают не только знаниями закона, пунктов, букв закона, но еще и являются экспертами в страховой медицине, и является экспертами в медицине в целом. Они, как правило, с высшим медицинским образованием, со стажем и опытом работы в медицине. Поэтому сейчас просто так обидеть врача, или выбить необоснованное медицинское обследование очень сложно. Потому что стационар – это финансовое учреждение, несмотря на то, что оно является лечебным. Медицина сейчас дорогая, медицинские исследования дорогостоящие, поэтому пациент должен понимать, что любая больница работает в рамках медицинских показаний, желание пациента не всегда учитывается. Очень сложно, порой, добиться взаимного понимания, когда пациент говорит: «Я хочу, по закону мне все положено. Я хочу вот это, я хочу вот это, а у моих соседей вот то было…» Есть законы, есть юристы, есть распорядок, как себя вести в условиях стационара, какие лекарства принимать и так далее. К сожалению, в страховой медицине не бывает так, что все происходит быстро; бывает, что затягиваются исследования; бывает, что этих исследований нет в условиях данной больницы, нужно везти в другое лечебное учреждение. Пациент должен понять, что сейчас просто так никакой вид помощи только по желанию пациента не получить. Есть запись в медицинскую карту, там четко расписывается медицинское показание, обоснование диагноза, обоснование любого вида медицинского вмешательства, медицинского назначения, медицинского диагностического мероприятия.

Стационар – это и финансовое учреждение, не только лечебное. Любая больница работает в рамках медицинских показаний, а не по желанию пациента.

Светлана Ходукина:

Не получится сказать: «МРТ мне тут сделайте»?

Евгений Ликунов:

Да, «сделайте мне ПЭТ всего организма, потому что у меня есть подозрение на онкологическое заболевание». Порядок получения дорогостоящих видов диагностических манипуляций достаточно сложный, поэтому пациент должен быть настроен, что ему эти виды исследований придется согласовывать. Просто так, по щелчку пальца никто эти исследования делать не будет. Не потому, что стационар каким-то образом зажимает финансы и не хочет оказывать помощь, нет. У нас все идет в рамках страховой медицины, и, если исследование будет необоснованным, лечащему врачу, этому отделению страховая компания, проверяя медицинские документы, просто не его оплатит. Тогда эти счета будут выставлены на лечащего врача, и будут применены штрафные санкции. Пациенту нужно понимать, что у нас что-то покрывается, что-то не покрывается страховкой, все нужно согласовывать. Естественно, разумно, в рамках диалога, а не в рамках: кто-то кому-то должен, кто-то кого-то обидел, кто-то про кого-то забыл, а кто-то просто что-то зажимает. Нет, естественно, это все нужно обсуждать.

Сейчас современный врач, человек с большим опытом – это и юрист, это и менеджер, это и представитель, скажем, страховой компании, и страховой агент, если хотите. Наша современная медицина сейчас семимильными шагами приближается к медицине развитых стран, и жалоб сейчас возникает огромное количество. Законы трактуются несколько по-другому, формируется закон, законодательные акты, появляется современная Интернет-медицина. Пациент должен понимать, что у врача есть свои рычаги влияния и своя защита по отношению к пациенту. Естественно, и у пациента они тоже есть. В случае, если, как мы выражаемся, пациенту не оказано внимание, пациент не получает вообще ничего, лежит где-то в коридоре, к нему даже никто не подходит, ему становится хуже, пациент имеет полное право написать жалобу в вышестоящие инстанции, абсолютно обоснованную жалобу, и, приложив доказательства, а конкретно это медицинские документы, получить другой вид помощи в любом другом медицинском учреждении, имея полис ОМС. К сожалению, жалоб много, но, я с коллегами общаюсь, в основном сейчас жалобы из-за того, что пациенты не всегда осознают, что у нас страховая медицина.

ОМС, обязательное медицинское страхование, все должно быть четко и грамотно оформлено в определенные сроки и согласно закону. Часто пациенты приходят и говорят: «Я заболел, мне надо больничный лист дней на 10, мне надо уехать». Врач спрашивает признаки заболевания, делает осмотр, собирает анамнез и говорит: «По Вашему заболеванию я могу выдать Вам больничный лист только на 3 дня». Не получит пациент листок нетрудоспособности на 10 дней, он получит ровно на столько, на сколько выставлен диагноз, на средние сроки протекания этого заболевания. Потому что желание пациентов порой, ни в какие рамки, даже ни в какие ворота не лезет. Есть случаи предложения взятки врачу за нужный больничный лист. Но в этой ситуации врач является административным лицом, которое выполняет свою функцию, у него есть бланки строгой отчетности – листки нетрудоспособности, а это финансовый документ. В случае, если любая проверка обоснует незаконность выдачи листка нетрудоспособности, пациент не получит оплату за дни, когда он отсутствовал на работе. Мало того, что он может вылететь с этой работы за подлог документов, естественно, у врача, который участвовал во афере, тоже будут проблемы. Нужно донести до пациента, что листок нетрудоспособности – это не просто оправдательная справка, это финансовый, юридический и уголовный, если хотите, документ, потому что он выдается медицинским учреждениям по конкретной нозологии, по конкретному диагнозу в конкретные установленные сроки для того, чтобы работодатель мог оплатить пациенту, которой отсутствует и который временно нетрудоспособен, оплатить дни, когда он болел.

Листок нетрудоспособности – не оправдательная справка. Это финансовый, юридический документ, который выдается медицинским учреждениям по конкретной нозологии, по конкретному диагнозу.

Светлана Ходукина:

Частные клиники тоже могут выдавать больничные листки?

Евгений Ликунов:

Если у них есть лицензия на выдачу листков нетрудоспособности, если у них есть специальный сейф, есть специальные сотрудники, которые это знают, есть врачи-эксперты. Естественно, такую лицензию можно получить. Листок выдаётся, опять же, по нозологии, в определенные сроки, не за деньги, как у нас многие думают. «В частную клинику приду, там все за деньги, я могу купить справку в бассейн, санаторно-курортную карту и заодно листок нетрудоспособности. Я же плачу деньги!», – так выражаются некоторые пациенты. Вы оплачиваете медицинскую услугу, скажем, осмотр терапевта для выдачи листка нетрудоспособности. Потом придете закрывать. Никто вам этот больничный лист по почте не привезет. Одна из ошибок пациентов, которые наблюдаются в частной медицине, что ему больничный лист еще и задним числом выдадут тогда, когда они захотят, за деньги, потом привезет курьер закрытый листок нетрудоспособности, и им вообще ничего не придется делать. Есть определенный порядок, этот порядок нужно соблюдать. Это очень важно, пациенты должны это понимать. Не все это понимают, поверьте. Многие думают, что в государственном все должны, а в частном я заплатил деньги. Есть требования, и эти требования должны четко соблюдаться. Так же, как с постановкой диагноза. Есть требования, есть определенный диагностический набор для постановки диагноза, а не просто желание пациента: «Я где-то в Интернете прочитал, что можно сделать так». Врач это легко оспорит. Любой эксперт в стационаре, который имеет юридическое образование, легко это оспорит, пациент останется ни с чем, и лишь испорченные отношения.

Светлана Ходукина:

У нас в анонсе были заявлены еще отличия платной медицины и условно-бесплатной. Есть ли разница в правах и обязанностях врача и пациента?

Евгений Ликунов:

Права одни и те же. Одни и те же права, потому что все права изложены в Федеральном законе об охране здоровья граждан, там все четко прописано. Не важно, какая форма собственности – государственная это, муниципальная медицинская собственность, или это частный практикующий врач, или это медицинские лицензированные организации. Наличие лицензии позволяет оказывать медицинскую помощь конкретно: педиатрия, гинекология, урология, стоматология и так далее, и законы на них распространяются точно такие же. Сроки постановки диагноза одни и те же.

Если мы говорим о ДМС страховой медицине. Я в свое время работал в частных клиниках. Если пациент написал жалобу на Иванова, то этого пациента передают Сидорову, потому что не хочет он работать с этим Ивановым. Написал заявление в страховую компанию, передали другому лечащему врачу. Надоела эта клиника по каким-то обоснованным причинам – надо обосновать всё, потому что всё идёт в рамках закона. К сожалению, мы сейчас находимся в ситуации, когда многие пациенты необоснованно пишут жалобы, потому что они обижены чем-то, потому что, как они считают, им не уделили внимание, поздно что-то сделали. Они пишут жалобу в вышестоящую инстанцию, но она не соответствует действительности. Просто не соответствует, она высосана из пальца, так скажем. Пишет в страховую компанию. Врача наказывают за это, за то, что есть жалоба. Никому не нужны эти жалобы – ни государственным учреждениям, ни частым. А в итоге врач-то не виноват ни в чём. Пациенту вовремя не сделали исследование, а вины врача нет.

Поэтому, все-таки, я хочу донести до пациентов: давайте, будем друг к другу взаимоуважаемы, и давайте, все-таки, искать компромисс, потому что писать жалобы сейчас все могут. Если, действительно, вы лежите в больнице и к вам никто не подходит, диагноза нет, вам становится хуже – пишите жалобу в вышестоящие инстанции. Если вовремя вам что-то не сделано по причине того, что в стационаре нет данного вида исследования, или оно не входит в программу ОМС – читайте внимательно законы, обращайтесь к юристам. Чтобы, все-таки, если жалоба есть, то обоснованная. У нас сейчас можно написать все, что угодно, на кого угодно, где угодно. Никто ничего не проверяет. Многие медицинские сотрудники поливаются грязью только потому, что кто-то кому-то внешне не понравился, или по каким-то другим причинам. Давайте уважать друг друга. У каждого своя работа, и относитесь к чужой работе тоже с большим уважением. Потому что лечиться – это тоже большая работа.

Светлана Ходукина:

Согласна. То есть глобальная мысль в том, чтобы в любой ситуации постараться собрать объективную информацию: сколько ты лежал, сколько дней, какие были проведены исследования, какие не были. Изучить сначала, и затем можно обратиться к юристу, проконсультироваться.

Евгений Ликунов:

Во-первых, сейчас в Москве есть горячая линия департамента здравоохранения; если что-то не устраивает в больнице, надо писать/звонить туда. Родственники позвонят, быстро среагируют. Хочу сказать, я не буду хвалить, но сейчас медицина в Москве одна из лучших в России. Москва, Санкт-Петербург, крупные города Казань, Екатеринбург, Сочи, хорошая медицина. Сейчас, не стесняясь, можно звонить, и быстро отреагируют, быстро. Службы эти работают хорошо. Звоните, если у вас есть определенные доводы, что вам становится хуже, что к вам не подходят. Бывают такие ситуации, бывают. Надо звонить. Или праздничные дни, или сложность постановки диагноза, другие факторы. Звоните, меры будут приняты, точно. Но не надо писать жалобы, что «прием 11 минут, и врач не успел принять, потому что у него были еще пациенты». Вы поймите, субъективно врач бы хотел вас принять, но у него на это объективно просто нет времени. Нужно войти в ситуацию, нужно, может быть, перезаписаться, нужно найти компромисс.

К сожалению, врач, квалифицированный врач, поставлен в такие условия, он находится между двух огней – между огней пациентов, которых невозможно за 11-12 минут посмотреть, и страховой компании, которая не оплатит ему данный вид работы, если он не стоит в графике. Он будет работать бесплатно. Поэтому, давайте находить компромиссы, помогать друг другу, участвовать, и тогда количество жалоб, может быть, не уменьшится, но жалобы будут более обоснованными. Сейчас Интернет пестрит: врачи-убийцы, халатные врачи, хапуги, все кого-то грабят, никто никого не лечит… Поверьте мне, высококвалифицированных специалистов в Москве очень много, надо их искать, они есть. Есть и хорошая диагностическая база, и хорошая профессиональная подготовка, многие ездят учиться за границу, многие получают разрешения на работу за границей, возвращается сюда с мозгами, с руками, работают очень хорошо. Не все врачи, есть и бездарности, и так далее, но надо относиться с уважением.

Светлана Ходукина:

Можно сказать, что хотелось бы, чтобы жалобы были действительно обоснованными и улучшали нашу медицину, показывали бы на слабые места?

Евгений Ликунов:

Выявляли наши недостатки, и чтобы мы эти недостатки исправляли примерно так: не понимаем в некой области, ехали учиться за границу, потому что там высокоразвитая медицина, приезжали сюда и докладывали на симпозиумах, на конгрессах своим коллегам о том, что вот лечит весь мир. Если мы не можем разобраться с диагнозом, это не значит, что весь мир не может разобраться. Значит, не нужно стесняться отправлять пациентов на лечение в другие места, если мы не можем справиться. Не надо дарить надежду тем людям, которым мы здесь, в России не можем помочь. Не надо объяснять, что «вот, подождите, будет квота». Здесь мы касаемся другого, мы, наверное, в отдельной передаче об этом поговорим – о том, что есть такие моменты в медицине в России, где мы не дотягиваем. Здесь нужно искать источники финансирования для лечения в других странах. Это очень важно для этики, деонтологии и врачебного профессионализма. Не надо дарить надежду пациентам, когда мы не можем вылечить.

Светлана Ходукина:

Спасибо! Скажем так, это задел на следующую передачу, актуальная тема. А нашим зрителям и слушателям мы желаем сохранять здравый смысл всегда, стараться разбираться спокойно.

Евгений Ликунов:

Не бояться спрашивать у врача. Современный врач должен много рассказывать пациентам о болезни, о диагнозе, о состоянии и так далее. Не бояться спрашивать!

Светлана Ходукина:

Желаем всем быть здоровыми! Это была передача «Семейная медицина с доктором Ликуновым». В студии были Евгений Ликунов и Светлана Ходукина.

Евгений Ликунов:

Спасибо!