Почему правильная гигиена так невыгодна некоторым врачам?

Стоматология

Юлия Клоуда:

Добрый день! Меня зовут Юлия Клоуда, я являюсь руководителем экспертного журнала стоматологии. У нас существует одноимённый портал и печатный журнал. Мы начинаем программу «Начни улыбаться». Тема программы: «Вся правда об уходе за зубами. Почему правильная гигиена так невыгодна некоторым врачам». Очень интересная тема, потому что всегда хочется избежать походов к стоматологу и трат, а для этого надо лучше следить за гигиеной. У нас сегодня в гостях профессионал в мире гигиены Ольга Зайферт, управляющий партнер представительства немецкой компании HAGER&WERKEN в России. Эта компания известна тем, что выпускает профессиональную линейку средств для гигиены за полостью рта. Ольга, приветствую вас!

Первый вопрос: почему гигиена в России и в Европе так отличается, почему так происходит?

Ольга Зайферт:

Тут вопрос, наверное, можно разделить на 2 составляющие. С одной стороны, это гигиена как подача со стороны специалиста, с другой стороны, у нас есть вопрос о потребителях, насколько вообще потребители приучены к уходу за полостью рта, какими инструментами пользуются и в каком количестве. Мы разделим вопрос на 2 части и сначала поговорим о потребителе. Тут, конечно, можно объективно склоняться на некие статистики по объёму использования тех или иных средств. Это не может быть панацеей, стопроцентным результатом, но, всё-таки, могу сказать о Германии, что у нас объём рынка интернатальных ёршиков составляет, примерно, 24 млн евро. При таком же использовании такого средства в России он должен быть порядка 42-х млн.

Юлия Клоуда:

Но у нас его, практически, нет.

Ольга Зайферт:

Да, практически нет. Примерно в 70-80 раз меньше. Это простой и нужный продукт, но он отстает в применении. По зубным пастам и щёткам будет менее критичная статистика или разрыв. Но, в целом, сейчас, благодаря проходящему чемпионату мира, я слышу разговоры людей в метро: почему у них такие красивые зубы? Неважно, увидели они компанию мексиканцев, или то были перуанцы, я слышу, как люди говорят: почему у них такие красивые улыбки? Действительно, это объективный признак, который может каждый посмотреть и сказать, что да, различия есть, причём, очень ощутимые.

Юлия Клоуда:

Ощутимые, серьёзные. Как раз, мы подошли ко второму вопросу: профилактика как социальный интерес государства. Я родом из СССР. Как и все советские люди, я думаю, мы все подверглись «пыткам» стоматологии, когда к нам заходили в класс и просили спуститься на первый этаж. Дети с ужасом шли, в том числе я, нас лечили без анестезии. У меня до сих пор, учитывая, что в стоматологии работаю 15 лет, до сих пор животный страх посещения стоматолога. Точно так же, как и есть некое ограничение информации о профилактике. Опять же, в детстве нам не рассказывали, как правильно чистить зубы. Я была постоянным «жителем» детских садов, лагерей; мы с вами общались до эфира, вспомнили, как воспитатели говорили: не обязательно чистить зубы, достаточно съесть яблоко, и у тебя зубы будут почищены. Как вы считаете, наверное, в этом и кроется один из секретов того, что у нас проблемы с гигиеной, что в нас не было заложено? По-другому же всё, наверное, в Германии?

Ольга Зайферт:

Да, в последние годы, без сомнения, влияет. В целом, я не думаю, что есть государство, которое не заинтересовано в том, чтобы население было здоровым, потому что борьба за продолжительность жизни, качество жизни и так далее. Другой вопрос: знают ли граждане инструменты и используют ли они инструменты, которые существуют? Эту программу я тоже помню, потому что мы эмигрировали, когда мне было 14 лет. Я тоже подвергалась попыткам стоматолога отыскать меня в школе где-то за шторой. Страх был панический. Безусловно, подход был выбран, может быть, не самый грамотный. Стояла задача как-то реализовать программу, но что это будет иметь на целое поколение обратный эффект, я думаю, мало кто себе отдавал отчёт на тот момент. Но и на сегодняшний день вопрос всё ещё актуален: как заниматься разъяснением населению? На мой взгляд, это может быть только общая заинтересованность государства в повышении уровня жизни, в повышении дохода. Тут происходит естественная тенденция от населения от альтруизма к эгоизму в позитивном плане, в том понимании, что человек сам берет на себя ответственность за своё здоровье, что он становится не жертвой в своей жизни, отдаваючи кому-то что-то, а за своё здоровье человек отвечает сам. Покуда его носят ноги, он должен полностью осознавать, что на 100 % его ответственность, чтобы не стать обременением тому, о ком, как ему кажется, он заботится на сегодняшний день.

Юлия Клоуда:

Да, всё правильно. Мы в нашей программе пытаемся донести. Я не врач, Ольга не врач, но, работая в сфере медицины, в том числе в стоматологии, мы прекрасно понимаем: хорошая гигиена, профилактика даст здоровье и сохранит бюджет вашей семьи. У меня двое детей. На первом ребёнке я всё испытала и потратила довольно внушительные суммы за то, как мы ей делали пломбы, лечили кариесы. Со вторым ребёнком я поступила по-другому, уже в год она сходила к стоматологу. Мы её приучали с самого детства чистить зубы. Могу сказать, что ей уже около 3-х, пока ничего нет, но это культура внутри семьи, о чем вы говорили: надо о себе заботиться. О себе заботиться, прежде всего, и по деньгам выгодно. Тем более, учитывая, какие сейчас есть средства, как круто и интересно можно делать.

У нас есть некая статистика заболеваемости по России, интересно озвучить, потому что мало сказать, что всё плохо по заболеваемости. У 60-70 % детей школьного возраста кариес, у 90 % взрослых есть кариес. Сохранение своих собственных зубов к 65 годам – это порядок, стремящийся к 0, меньше, чем у 20 % остаются свои зубы. Что касается Европы, в частности, Германии, расскажите, что нас ждет, если мы будем продолжать двигаться в направлении правильной гигиены?

Ольга Зайферт:

Если говорить сугубо о статистических данных, то тут я могу сказать. В Германии в 1992 году 13,1 % 12-летних детей не имели ни одного заболевания кариесом. Последняя статистика 2016 года: 20 лет спустя мы добиваемся результата 81,3 %.

Юлия Клоуда:

Вау! Это идеальный результат! Получается, мы отстаём на 20 лет по нашей статистике, по детям.

Ольга Зайферт:

Да. Но, о чём это говорит? Шанс есть. Нужно просто в этом направлении работать и двигаться. Нет чудо-таблетки, которая спасет. Это несколько инструментов. Безусловно, необходима поддержка, может быть, и с государственной стороны в плане донесения информации до людей. У них очень мощные, сильные инструменты. Со стороны стоматологов это внедрение профилактики, и также образовательный процесс. Нам сейчас очень затруднительно работать из-за популизма в Сети. Рекомендуют не ходить к стоматологу, «сода с лимоном для отбеливания зубов прекрасно работает», «вместо чистки зубов съешьте яблоко», или свои рецепты, «фториды – это нас травят», и так далее.

Юлия Клоуда:

Это всё идёт от высоких цен в стоматологии. Голь на выдумки хитра, чего только люди не придумают, чтоб не потратить деньги! Но, вы абсолютно верно говорите, что это важно. Много есть стоматологов, и особенно те, кто занимается детством, ходят в школу и действительно чувствуют необходимость; кто от души, от сердца работает, на самом деле, задумываются и беспокоятся о детях. Я знаю, как минимум, одна из клиник лет 5 занимается тем, что ходят в школу близлежащего района, обучают. Это, на самом деле, очень большой вклад в будущее.

Почему врачи не любят профилактику в России, как вы считаете?

Ольга Зайферт:

Безусловно, из личного опыта, есть часть врачей, которые реагируют с неким ужасом на разговор с ними о том, что ведь можно население избавить от кариеса: «На что же мы будем жить? Как мы будем зарабатывать? Ортопедия это наше всё!», то есть восстановление жевательной функции. Опять-таки, можно только привести статистические данные развитых стран, развитых в плане стоматологии, где уровень кариеса ежегодно падает: идёт абсолютно обратная тенденция. О чём не задумываются стоматологи в момент, когда они боятся потерять пациента? О том, что они теряют априори огромное количество пациентов, которые до них просто не доходят. Это пациенты, которые панически боятся, это пациенты, у которых в приоритете приобрести автомобиль, но не восстановить жевательную функцию. Это работа на сознание. Когда она, в конечном итоге, достигает широкой аудитории, то и количество пациентов, регулярное посещение стоматолога растёт. Это, конечно, то, к чему, как профессионал, каждый стоматолог должен стремиться. Заинтересованность обратная: люди будут больше приходить.

Юлия Клоуда:

Следующий вопрос: как вы считаете, на что обращать пациенту внимание при проведении профессиональной чистки?

Ольга Зайферт:

Действительно, вопрос непростой. Я и сама наблюдаю очень широкое предложение в Сети, в особенности, чистка по купону Групон и так далее. Там, допустим, 1500 рублей, по-моему, комплексная чистка. Внимание, один из важных моментов: не может чистка длиться 15-20 минут. Я категорически в это не верю! Комплексная профилактика длится от 45 до 90 минут; варьируется в зависимости от возраста пациента, от состояния личной гигиены, от наличия ортопедических конструкций, которые требуют более внимательного подхода. В данном случае, соответственно, время будет больше, но 45 минут – это минимум. Следующий момент, конечно, из чего она состоит, этапы. Мне лично всегда важно, чтобы гигиенист или терапевт, который проводит чистку, разговаривал. Мы не дураки, мы хотим понимать, что с нами делают. Мы заинтересованы. Как некую панацею преподносят чистку Air Flow. Это всё подмена понятий, маркетинговый ход. Есть несколько методик, это Air Flow, аппараты «Вектор», Cavitron. Это всё методы достойные, все они себя зарекомендовали на международном рынке. Это один из этапов чистки.

Юлия Клоуда:

Оля, расскажите пожалуйста, какие должны быть этапы? Зачастую, пишут Air Flow, но я прекрасно понимаю, что должна быть, помимо автомата, и ручная работа. Не может всё машина сделать, правильно я понимаю?

Ольга Зайферт:

Есть прекрасные доктора, которые работают только вручную. Опять-таки, тут не может быть никаких обобщений. Если доктор владеет хорошо инструментом, то он работает исключительно вручную. Air Flow – это методика, когда порошком убирают твёрдые зубные отложения, что, собственно, можно сделать с помощью кюрет. Но всегда стоит вопрос: какой инструмент оказывается в чьих руках. Невозможно сказать, что, если доктор не использует Air Flow, я туда не пойду. Это нонсенс, это полный бред. Если он владеет ручным инструментом, он точно проведёт не хуже чистку. Ручная, Air Flow, полировка, интенсивное фторирование – это некий ряд манипуляций, которые проводятся во время чистки. Также всё более внедряется, но не является стандартом, когда консультируют пациента именно под его клинический случай: какими средствами пользоваться, как их подбирать, индивидуальный подбор средств. Я вообще считаю, что это основа.

Юлия Клоуда:

Конечно. У всех разные зубы, разные ситуации. У кого-то чувствительные, у кого-то нечувствительные, у кого-то уже пародонтит.

Ольга Зайферт:

Да, и более того, тут ещё должно быть и сознание специалиста, что пациент приходит, в лучшем случае, 2 раза в год при регулярном посещении.

Юлия Клоуда:

Да, очень важно сказать нашим слушателям: если вы хотите избежать больших трат в будущем, то, как минимум, 2 раза в год нужно посещать гигиениста или терапевта, который проводит чистку.  Именно гигиена поможет обнаружить кариес на его раннем развитии, либо вообще его не допустить. Но детям, я считаю, нужно проводить чаще, чем 2 раза в год, потому что как бы они хорошо не чистили, это дети.

У детей, в отличие от взрослых, меняется процедура профессиональной чистки, или она по таким же стандартам протекает?

Ольга Зайферт:

Она не может быть одинаковой априори. Когда мы работаем с молодым населением, то больше стоит задача предотвратить кариес и заболевания вокруг пародонта, то есть воспаления мягких тканей. Когда работаем с пожилым населением, то добавляется уход за конструкциями с тем, чтобы продлить их срок службы. Поэтому одинаково не может быть. Плюс, есть дополнительные методики, как запечатывание фиссур; эта процедура применяется только у детей. В общем да, подход значительно отличается.

Юлия Клоуда:

Хочу ещё сказать. Так как у нас есть онлайн и печатный журнал, мы проводили исследование. Очень многие в России считают, что за молочными зубами не надо ухаживать, все равно они потом все выпадут и появятся новые. Но, к сожалению, это далеко не так. Если мы хотим вырастить здоровое население, которое ухаживает за собой, нужно каждого ребёнка приучать с детства чистить зубы.

Я фанатка продукции вашей компании, я с ней познакомилась, когда мне посоветовали её в клинике. Дети, когда чистят зубы, не понимают, насколько хорошо они могут почистить. У вас есть некие таблетки, которые показывают качество чистки, называются индикатор налёта. Для ребёнка получается как игра. Кстати, всем советую, хороший лайфхак для детей, чтобы они развлекались, а вы будете точно уверены, что чистка прошла хорошо. Что ещё есть специфического для детей? Из продукции что есть такого, чтобы можно детей приучить к полезному?

Если мы хотим вырастить здоровое население, которое ухаживает за собой, нужно каждого ребёнка приучать с ранних лет чистить зубы.

Ольга Зайферт:

В стоматологической среде это не новый продукт, а визуализация зубного налёта, так скажем. Эти продукты не просто так появляются. Это было результатом огромного клинического исследования. Детские психологи, детские стоматологи работали над вопросом, как мотивировать ребёнка. Ведь, дети, детское сознание не способно понять, когда ему просто говорят: тебе нужно чистить зубы. В ходе этого исследования детей оставляли одних с зубной щеткой и зубной пастой. Видеоролики были прекрасные, смеялись все от души, потому что щеткой и пастой ребёнок побывал везде, кроме своей полости рта. О чем это говорит? Сознание не способно понять, он должен визуально увидеть, провести параллель, как с грязью под ногтями, тогда ребёнок видит, что нужно пойти, почистить. Гениальность этой идеи заключается в том, что ребёнку нужно показать. Он подходит и счищает краску, тем самым привыкая не пропускать, очищать зубы. На это и направлено, что родители с ребёнком работают в течение месяца, допустим, пока не приучат его. Потом уже в сознании происходит щелчок, и ребёнок самостоятельно способен хорошо чистить зубы.

Вы один интересный момент затронули, сказав, что молочные зубы не нужны. В Германии мы занимаемся ещё внедрением такой темы: что делать, если ребёнок потерял зуб? Я могу сказать, что у нас есть абсолютно точная, практически, статистика расходов родителей по одному выбитому зубу. Она составляет, примерно, €27.000 до 30 лет. Что входит в эти процедуры? Первое, функция молочных зубов – держать место для постоянных зубов. Один не вовремя удалённый зуб, или выбитый зуб – и происходит смещение. Практически, поход к ортодонту будет неизбежным. Все расходы, плюс, если выбит постоянный зуб, вплоть до имплантации, составляет, в среднем, 25-27 тысяч евро.

Юлия Клоуда:

Конечно, это что-то очень страшное.

Ольга Зайферт:

Да, всего лишь один зуб. Поэтому, важность молочных зубов совершенно неоспорима. За ними надо очень хорошо ухаживать, на сегодняшний день существует огромное количество инструментов.

Юлия Клоуда:

Ольга, расскажите, как ухаживать за первыми зубками, что делать с ними?

Ольга Зайферт:

Детский уход тоже состоит из нескольких моментов. Первое, очень важен первый поход к стоматологу, чтобы не травмировать детскую психику. Желательно с прорезыванием первого зуба сразу найти своего врача. Поздно, когда начинаются проблемы и ребёнка приводят, и первое знакомство со стоматологом происходит на стрессе, на слезах и так далее. Далее у специалистов будет возможность наблюдать, как зубки прорезываются, где какие-то недочёты, такие случаи, как бутылочный кариес. Мы сейчас затронем и питание. Самая грубая ошибка, которую делают родители – никаких соков в бутылках, никаких чаёв с сахаром и, тем более, с искусственным сахарозаменителем в бутылках не должно быть. Это действительно то, к чему родители приучают ребёнка, он сам не способен думать, он только пьёт. Сок — это кислота. Про полезность соков для детей нужно забыть.

Самая грубая ошибка, которую делают родители – поят детей соками, чаями из бутылок. Никаких чаёв с сахаром и, тем более, с искусственным сахарозаменителем в бутылках не должно быть.

Юлия Клоуда:

Очень хорошо, что подняли вопрос, потому что есть статистика, что на 1 месте стоят сахар, соки, всё содержащее, бутылочное. Из-за них у наших детей всё и появляется. Вы говорили, что в Германии у порядка 81 % детей всё хорошо; у нас наоборот, у 70-80 % детей есть кариес, и это, на самом деле, печально. Но мы оптимисты, мы знаем, что мы идём в правильном направлении, что будет всё хорошо.

Давайте, вернемся к взрослым, потому что чем мы взрослее, тем больше тратим на лечение, если не следить за собой. Как выбрать клинику, если мой выбор – это моё здоровье в будущем? Мне очень интересно ваше мнение. Как раз, миссия нашего журнала – найти хорошего стоматолога, найти хорошего врача для людей. Мне хочется знать, как вы относитесь к этому вопросу?

Ольга Зайферт:

Я, наверное, тут буду больше руководствоваться своим, именно личным мнением и личным подходом. Во-первых, ценовой диапазон клиники совершенно ни о чём не говорит, потому что экономических факторов несколько. Но, одно: за профессионализм нужно платить, никуда от этого не уйти. Врачи от бога, альтруисты, работающие на благо населения…

Юлия Клоуда:

…скорее, исключение из правил.

Ольга Зайферт:

Полагаться на это совершенно нельзя, специалисты стоят своих денег. Но тут речь идёт о здоровье, то есть о личных приоритетах. Мы сейчас находимся на этапе социального развития, в целом, когда ответственность за своё здоровье всё больше и больше люди берут на себя. Поэтому относительно недавно появилось такое понятие, как «менеджмент здоровья», health management по-английски; наверное, на русском «управление здоровьем» – так, скорее, правильно. Это этап, когда человек начинает сам вкладывать в себя, сознание начинает работать на благо самого индивидуума в данном случае: «Моё здоровье в моих руках», вопрос приоритетов. Поэтому экономически да, стоматология не дешёвая. Но стоматология очень комплексная тема, где образование специалиста стоит колоссальных денег, также оборудование и так далее, очень много составляющих. Это не может быть исключительным показателем выбора клиники.

Далее, я больше склоняюсь к специализации. Я крайне редко обращаюсь к докторам генералистам, потому что, откровенно, я в них не верю. Если это хирург – то хирург, гигиенист – так же. Я абсолютно поддерживаю, что гигиенисты должны быть. По сравнению со всей остальной медициной, в отношении зубов, мы должны понимать одно: кариес и пародонтит можно предотвратить. Во-первых, это ткани, которые не регенерируются. Тут должен срабатывать страх пациента потерять зуб, он должен понимать: зуб не восстановится! Несмотря на все современные методики, как импланты, мосты, коронки, это не заменит своего зуба. Нужно брать на себя ответственность за потерю зуба, за его сохранение. Соответственно, профилактика, гигиенист – я бы выбирала по направлениям.

Мы сейчас находимся на том этапе развития, в целом, когда ответственность за своё здоровье всё больше и больше люди берут на себя.

Юлия Клоуда:

Я согласна с Ольгой во всём. Считаю, что выбор клиники — это очень ответственный шаг. В России был, я считаю, чёрный антипиар против стоматологов, когда было очень много негатива, муссировались тяжёлые случаи, что все они необразованные. Наша стоматология, на самом деле, находится на очень высоком уровне. Наши специалисты могут дать фору даже многим зарубежным. Клиник, достойных центров, которые могут сравниться, тоже очень много. Опять, нужно понимать, если мы говорим об очень простых манипуляциях, можно обойтись более скромной клиникой, но нужно смотреть, сколько лет на рынке существует, какой у них подход к пациенту. Если говорить о более серьёзной процедуре, редких операциях, как костная пластика, синуслифтинг, то здесь скупой платит дважды, специалистов не так много.

Но, вернёмся к нашей теме гигиены.

У меня вопрос как у потребителя: почему цены так разнятся? Где-то чистка может стоить 30000 рублей, где-то может стоить, как мы с вами обсуждали, на купонаторе, скидочном портале 1500 рублей. Вообще, где золотая середина? Какая цена разумная?

Ольга Зайферт:

Я от себя скажу: всё, что ниже 8000 рублей, у меня бы вызвало некое подозрение, я бы лично, наверное, не обратилась. Я понимаю и могу оценить, со своей стороны, затраты и вклад, опять-таки, в профессионализм специалистов, плюс, в материалы, инструменты, которые он использует, плюс время.

Юлия Клоуда:

Время, это, всё-таки, час. Если делать нормально.

Ольга Зайферт:

В среднем, процедура длится час. Какие она включает в себя этапы? Ручная чистка, использование аппаратов с порошком для очистки, полировка, фторирование, плюс консультация по уходу за полостью рта. Меньше часа никаким образом на это не должно уйти с учётом того, что у нас, всё-таки, минимум, 28 зубов. Если человек пришёл с 4-мя, то, конечно, очень быстро пройдёт. Но это больше исключение из правил. Да, чистка стоит своих денег, потому что это вклад, это время, работа специалиста.

Юлия Клоуда:

При хорошей собственной гигиене можно раз в 5-6 месяцев приходить. Если человек, как вы правильно заметили, сам о себе не заботится, не является, в хорошем смысле слова, эгоистом, который тратит время на чистку, то, конечно, посещать надо будет намного чаще.

У нас есть специфика по гигиене в зависимости от возраста пациента. С возрастом наши зубы изнашиваются. Расскажите, в чём отличие гигиены, если мы будем сегментировать пациентов по возрасту? Мы говорим о домашней гигене, о профессиональной поговорили, поняли, что надо 8000 рублей на полгода.

Ольга Зайферт:

8000 рублей, надо сказать, что плюс-минус, и по Москве.

Юлия Клоуда:

Я согласна, если говорить о подборе и профессиональной чистке, то дешевле 8000, наверное, может быть, но надо поехать в близлежащее Подмосковье или далеко от метро. Это средняя цена и она того стоит, потому что гигиенисты только недавно стали появляться в штате, года 3-4, до этого – терапевт.

Так, если мы хотим самостоятельно следить за собой?

Ольга Зайферт:

У нас сохранение здоровья полости рта не может зависеть только от гигиены. Тут несколько факторов: это питание, домашняя гигиена, регулярное посещение стоматолога и насыщение эмали минералами, специалист об этом проконсультирует, порекомендует. Что касается питания. Сейчас мировая общественность очень активно начала бороться с сахаром. Всё-таки, я думаю, Европейский парламент примет (сейчас находится на рассмотрении), они вводят некий светофор для продуктов питания именно по содержанию сахара. Сахар спрятан, практически, во всех продуктах, в которых человек даже не подозревает. У нас потребление сахара намного выше, чем нужно было бы, это становится всеобщей проблемой. То есть, самоконтроль приёма сахара. На сегодняшний день уже доступны альтернативы, с чем мы работаем в стоматологии. Одно из самых развивающихся направлений – это ксилит, или березовый сахар. В чём его основное преимущество? Он воздействует непосредственно на саму кариозную бактерию. Он снижает её активность, выделение кислоты, и тем самым при регулярном приёме, или замене сахара ксилитом, образование налёта, и, как следствие, образование кариеса можно избежать вплоть до 80 % в течение 2-х месяцев. Это очень интересная тема, она сейчас набирает обороты. То есть, присмотреться к этому заменителю.

Сохранение здоровья полости рта не может зависеть только от гигиены. Тут несколько факторов: питание, домашняя гигиена, регулярное посещение стоматолога и насыщение эмали минералами.

Юлия Клоуда:

Кстати, в линейке вашей продукции есть конфетки «Маракуйя», у нас весь офис подсел. На самом деле, честно, попробуйте, у них нет никакого отличия, как будто там сахар. Это вкусно и полезно. Это должно быть у каждого стоматолога, чтобы приучать. Кто-то любит немного сладости, как и дети. Почему нет?

Ольга Зайферт:

Они нужны. Самое главное, не путать природный ксилит, он по сладости наравне с сахаром, с искусственным заменителем со всеми последствиями, произведённым в лаборатории. Это березовый сахар. О пользе берёзового сока большинство людей знает, что делает входящий в его состав ксилит. Ксилит должен быть в рационе ребёнка, это клинически доказано. Я абсолютно гарантирую, что, даже на этапе беременности, если женщина принимает в день 6-7 г ксилита, она уже снижает количество передачи кариесогенной бактерии от матери к ребёнку, которая происходит в первый месяц жизни. Ребёнок не рождается с этой бактерией.

Юлия Клоуда:

Впечатляет. Я ещё хочу добавить, помимо всего: если вы хотите, чтобы зубы были белыми как можно дольше, избегайте красящих напитков и продуктов, таких, как, например, кока-кола, чёрный чай, чёрный кофе и других, которые имеют очень яркую окраску. Опять, это минус сахар, потому что вы не пьёте кока-колу, она вредна со всех сторон. Обратите внимание: мало того, что вы будете заботиться о своём здоровье и зубах, у вас довольно долго будет сохраняться белоснежность.

В чём вы точно самый лучший специалист, наверное, это в рекомендациях профилактических средств. Расскажите, из каких средств должна состоять обычная гигиена для человека среднего возраста? Зубная щётка, паста – это понятно. Что ещё?

Ольга Зайферт:

Чем больше всего пренебрегают, это очисткой межзубных промежутков. Это ведь один из самых… На поверхности зубов, мы видим, крайне редко образуется налёт. Самые критичные участки – это межзубные.

Юлия Клоуда:

Но так лень их чистить, честно скажу!

Ольга Зайферт:

Знаете, это вопрос привычки. Зубной флосс, межзубные ёршики большинство людей почему-то относят к категории ортодонтии. Это неправда. В первую очередь, они нужны для очистки межзубных промежутков, там, где в первую очередь образуется налёт и начинается апроксимальный кариес. Также сейчас очень популярна тема использования ирригаторов.

Юлия Клоуда:

Правда или нет, что в Германии, когда сделают имплантацию, человек обязан купить ирригатор, чтобы гигиена была на должном уровне, чтобы гарантии были?

Ольга Зайферт:

Это такая же правда, как использование соды с лимоном для отбеливания зубов, ровным счётом такая же. Немецкий рынок, как раз таки, вообще вся центральная Европа не является рынком для ирригаторов, они там не прижились. Там, если сравнить по объёмам продаж, то это минимум. Стоматологи их в большинстве не любят, скажу откровенно. Я с ним работаю на протяжении 18-ти лет, они их не любят.

Юлия Клоуда:

Почему?

Ольга Зайферт:

Сейчас я постараюсь не называть никакие бренды, но там вопрос состоит в гигиене, и второе, что клиническая база не признана, которая бы доказывала его эффективность, в то время, как очистка ёршиками доказана. Но, кстати, если уж быть совсем откровенной, относительно недавно встал вопрос. Администрация США рекомендовала к использованию зубной флосс, и тут одно из печатных изданий написало им официальный запрос: вы клинически обоснуйте это. Оказалось, что на сегодняшний день не существует ни одного клинического исследования, которое бы доказывало клиническую эффективность использования зубного флосса. То есть это принято, стало панацеей, но не является клинически доказанным. Собственно, точно так же относятся в ряде стран к ирригаторам, что просто струёй воды невозможно удалить налёт, для этого нужен механический подход: ёршики и зубной флосс. Всё вместе получается идеально.

Юлия Клоуда:

А ополаскиватели? Нужны ли они?

Ольга Зайферт:

Насчёт ополаскивателей, если откровенно, началась обратная тенденция: ставят под вопрос. К ополаскивателям при выборе состава нужен подход с головой. Всё, что на основе алкоголя, вызывает сомнения. Содержание пероксидов для отбеливания тоже подвергается неким вопросам. Поэтому, в принципе, я не считаю ополаскиватель одним из основных и важных элементов. Наша задача, в первую очередь удалить мягкий налёт, который собрался за день, а для этого механический инструмент работает превосходно.

Юлия Клоуда:

Давайте, я подведу итог, что нам порекомендовала Ольга. Я с ней согласна, у меня тоже всё это есть. Я стараюсь использовать и монощётки, и флоссы, и ёршики, и, если правильно выбрать, то и хороший ополаскиватель также вам будет в помощь.

Какие прогнозы на дальнейшее развитие ситуации в России, что нас ждёт?

Ольга Зайферт:

Я думаю, что в целом, раз уже движение пошло, потребитель будет всё больше брать ответственность за своё здоровье в свои руки. Также мы сейчас на стадии некой интеграции тематики health management в профессиональную аудиторию стоматологии. Стоматологические клиники тоже всё больше и больше будут расширять спектр услуг по профилактике и гигиене. Это неизбежно, это мировая тенденция, которую мы наблюдаем с начала 2000-ных годов, и в среднем, рост составляет 40 %. Я думаю, здесь от государства меньше можно ожидать, кроме как информационной поддержки.

Юлия Клоуда:

Спасибо вам большое, Ольга, что были с нами! Хочу сказать, что формула сохранения зубов одна: чистите 2 раз в день зубы, хорошо, тщательно, с душой, посещайте своего стоматолога, минимум, 2 раза в год, и не суйте свой нос в чужие дела, тогда все зубы будут при вас. Всего доброго!