Некачественное лечение у стоматолога: как быть?

Стоматология

Юлия Клоуда:

Приветствую всех, меня зовут Юлия Клоуда, я являюсь руководителем экспертного журнала стоматологии Startsmile. Тема нашей программы – это некачественное лечение, что делать, если пришлось с таким столкнуться. Согласитесь со мной, тема довольно актуальная, учитывая стоимость стоматологических услуг и другие нюансы. Я очень рада приветствовать у нас в гостях врача – это Магомед Дахкильгов, кандидат медицинских наук, главный врач «Немецкого имплантологического центра», мало того, это врач с 25-летним стажем работы и более 18 лет у него практика в имплантологии. Тоже, что считаю очень важным, являясь главным врачом данной клиники, она стала победителем в 2015-2016-2017 годах в рейтинге частных стоматологий по всей России журнала Startsmile и издательского дома Коммерсантъ. Поэтому я думаю, что это будут слова весомые и заслуживающие доверия. Еще раз приветствую Вас, Магомед, благодарю, что Вы согласились к нам прийти. 

Магомед Дахкильгов:

День добрый, очень приятно быть в Вашей студии, безусловно, тема, которую затрагиваем, очень сложная, очень непростая, и нет таких однозначных ответов на это. Но, тем не менее, я постараюсь как можно честнее осветить этот вопрос. 

Юлия Клоуда:

Мы только на это и надеемся. Тогда мы все понимаем, что очень страшно людям вообще решиться на лечение, учитывая все стереотипы, сложившиеся у нас в России. Но все-таки человек решился и занялся своими зубами. При каких видах лечения чаще всего встречаются негативные последствия и возникают споры между пациентом и врачом, расскажите нам, пожалуйста. 

Магомед Дахкильгов:

На самом деле, проблемы и споры между врачом и пациентом, конфликт может возникнуть по поводу любого вмешательства, поскольку любое вмешательство может привести к негативным последствиям. Это может быть постановка некачественной пломбы, лечение каналов, тем более, более дорогие, более сложные виды реабилитации, такие как ортопедия, протезирование, имплантация. 

Юлия Клоуда:

Знаете, тоже хочу подкрепить цифрами, потому что мы провели некое исследование, собрали данные, и начиная года 3-4 назад, количество людей, которые обращаются в суд с просьбой разобраться, чтобы государство встало на защиту, довольно большое количество. На мое лично удивление, Вы правильно заметили, что 62 % из них идет по ортопедии. Так как у нас программа рассчитана для пациентов, объясню, ортопедия – это протезы, это коронки и все остальное. То есть это, на самом деле, очень затратная часть, то, что дороже даже не сам имплантат, сколько коронка. 

Магомед Дахкильгов:

Протезирование. 

Юлия Клоуда:

Именно поэтому 62 % людей обращаются именно по ортопедии. На втором месте со значительным разрывом, 16 % – это имплантация. 13 % – это терапия, 5 % – ортодонтия и совсем маленькая, 4 % – ортопедия. И как правильно заметил Магомед, хочу сказать, что в 40 % тех кейсов, когда обращались люди в суд, первое, что было сделано неправильно с точки зрения доктора, это обследование. Считайте, половина, если нет... 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, конечно. 

Юлия Клоуда:

Прокомментируйте эти данные, пожалуйста, если сопоставить с Вашей практикой, так оно и есть?

Магомед Дахкильгов:

Слава Богу, мы не сталкиваемся с такими глобальными проблемами. 

Юлия Клоуда:

Я ни в коем случае не про Вашу клинику, просто говорю, что в целом, как специалист. 

Магомед Дахкильгов:

Почему, и про нашу тоже можно сказать, бывают сколы керамики, что-то бывает, но мы всегда стараемся решить с пациентом все вопросы по-доброму, поскольку наши клиенты зачастую наши друзья, у нас хорошие отношения с нашими пациентами. У нас все хорошо в этом плане. При ортопедическом лечении очень важная составляющая – это правильная диагностика, правильное составление плана лечения, выбор конструкций, и все должно начинаться с анализа, функционального анализа. Делается ряд дополнительных исследований на высокоточном оборудовании, на томографе для того, чтобы определить положение состава в боковой проекции, делается ТРГ и делается фотопротокол, когда мы видим в каком состоянии у пациента все зубы, и пациент может посмотреть это все на большом экране, вместе с ним составляется план лечения. И после того, как составлен план лечения, необходимо, чтобы этот план лечения был утвержден, пациент и доктор должны прийти к одному согласию. 

Юлия Клоуда:

И пациент должен, мне кажется, 100 % понимать, что собираются с ним делать. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно. 

Юлия Клоуда:

Это очень важный момент. 

Магомед Дахкильгов:

Бывают непонятные моменты для пациента, даже то, что очевидно для доктора, может быть совсем не понятно для пациента, поэтому все надо объяснять очень доходчиво, чтобы не оставалось никаких моментов, скрытых или непонятных. 

Юлия Клоуда:

Согласна с Вами полностью. Вы знаете, тоже хочу привести данные из исследований, как мы с Вами уже разобрали, это действительно диагностика, она превыше всего. И во многих клиниках, кстати, такие клиники не попадают в наш рейтинг, потому что если у Вас нет диагностического оборудования, Вы изначально не можете оказывать действительно очень качественное лечение, потому что от диагностики зависит многое, как ты исследовал, что показали и так далее. Вторая причина, почему обращаются в суд на ортопедию, это необоснованное показание к установке несъемных протезов. Это как раз мы брали из исследований, которые проводили сами врачи, анализируя, почему люди обращаются. Поясните, что это значит. Ведь, на самом деле, сейчас очень распространено стало, когда полное отсутствие зубов, или их большинство отсутствует, у нас несъемное получается протезирование, а либо условно съемное, либо полностью несъемное. Тут какие могут быть ошибки? Что значит показания не совпали?

Магомед Дахкильгов:

Совершенно верно, часто доктора идут на поводу у пациентов, это тоже присутствует. Иногда пациент приходит и говорит: «Я хочу, чтобы Вы мне сделали вот так, вот так», хотя так пациенту делать нельзя, проблемы могут быть для сустава, для прикуса, потом с дикцией могут быть проблемы, могут развиться головные боли. Доктор не должен идти на компромисс ни с тобой, никак по-другому. Поэтому любое вмешательство должно быть обоснованное. Часто тотальное протезирование, несъемное проводится, когда у пациента есть определенные проблемы с прикусом, связанные с неоднократным протезированием в предыдущие периоды либо с длительным отсутствием ряда зубов. Да, происходит деформация зубных рядов, и для адекватного восстановления необходимо протезирование как верхней, так и нижней челюсти. Но, опять же, надо все нюансы учитывать и рассматривать. Каждый пациент уникален. 

Часто тотальное протезирование, несъемное проводится, когда у пациента есть определенные проблемы с прикусом, связанные с неоднократным протезированием в предыдущие периоды либо с длительным отсутствием ряда зубов. 

Юлия Клоуда:

Все верно Вы говорите. Вы знаете, очень важный момент сказали, что не стоит винить только врачей в некачественном лечении. Иногда они действительно пытаются пойти навстречу пациентам, потому что те на них давят и диктуют, что они хотят. Вы знаете, еще один пункт, который тоже не менее важен, почему произошли осложнения в ортопедии – это отказ от использования временных капп. Мы тоже сталкиваемся, когда люди нам пишут и говорят: «Вот, меня врач разводит, говорит, что не могу сразу, хочет сначала, чтобы я за временные заплатил, а потом он поставит постоянные». Статистика – штука серьезная, она говорит о том, что отказ от использования временных капп опять приводит к осложнениям, к тому, что люди обращаются, потому что у них пошло что-то не так. Прокомментируйте, Вы же как раз в этом специалист, в имплантации. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, опять же, я говорю, когда составляется план лечения, надо оговаривать все моменты. Если пациент не идет, он не согласен с Вашим планом лечения, легче отказаться от такого пациента и сказать: «Хорошо, мы для Вас недостаточно хороши, Вы можете обратиться в другое медицинское заведение, где Вам сделают то, что Вы хотите, мы этим не занимаемся». В моей практике были такие случаи неоднократно, когда пациент, причем зачастую бывают те, которые очень обеспеченные, которые когда-то были наделены властью либо сейчас наделены властью, они стараются сами диктовать все, как они привыкли всю жизнь. И они считают, что они эксперты и начинают диктовать, как ты должен их лечить, и что ты должен делать. В этом случае можно очень сильно обжечься, поэтому лучше отказаться от такого процента. 

Юлия Клоуда:

Вы знаете, я сидела в клинике премиального уровня, ожидала своего врача, когда это все происходило в стоматологии, как раз Вы мне сказали, я вспомнила об этом. Сидел мужчина средних лет, видно, что все у него хорошо по жизни, и когда к нему подошла ассистентка, пригласила на диагностику, там разразился целый скандал. Он сказал: «Что меня диагностировать, давайте, так лечите». И отказался пройти в кабинет и сделать исследования. Поэтому я прекрасно понимаю и тоже призываю наших слушателей, потому что работа всегда должна вестись совместно, и врача, и пациента. Это важно. Но мы вернемся к насущным вопросам. Итак, существуют ли какие-то формализованные критерии, документально зафиксированные, по которым пациент может легко понять, качественно ему оказываются услуги или некачественно? Я понимаю, что вопрос очень широкий, но давайте возьмем самый распространенный, например, ту же самую ортопедию, то есть установка коронок, условно съемное протезирование. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, есть определенные параметры, по которым пациент может определить, что лечение может быть оказано низкого качества или некачественное. Как я уже говорил, любое вмешательство должно начинаться с планирования и диагностики. Если не проводится диагностика, то есть ряд исследований до начала протезирования того же самого, необходимо сделать компьютерную томограмму, чтобы увидеть, в каком состоянии находятся твердые ткани вокруг зубов, сами зубы, есть ли какие-то воспалительные процессы. Делается функциональный анализ прикуса, и исходя из этой диагностики уже выстраивается план лечения. Если этих манипуляций не проводится, человеку говорят: «Давайте мы Вам сейчас все обточим, поставим здесь быстро коронки», то пациент должен понимать, что он может столкнуться с некачественным лечением в данной ситуации.

Если не проводится диагностика, то есть ряд исследований до начала протезирования того же самого, необходимо сделать компьютерную томограмму, чтобы увидеть, в каком состоянии находятся твердые ткани вокруг зубов, сами зубы, есть ли какие-то воспалительные процессы.

И самое интересное, у меня были пациенты, которые лечились за границей, и в Швейцарии, и в Германии, из нескольких городов, и они приезжали, им были поставлены очень хорошего качества реставрации, коронки, но они были поставлены на плохо пролеченные зубы, которые лечились когда-то, и нам пришлось переделывать эти работы. И человек платил очень крупные суммы за лечение, и в итоге он столкнулся с тем, что мы все переделывали. И когда мне пациент говорит: «Почему мне так сделали, с чем это связано?» Я говорю: «Наверное, они подумали, что это легкие деньги: сегодня мы Вас быстро примем, Вы уедете, Вы иностранец, и на этом все закончится». 

Юлия Клоуда:

Ну вот видите, не только в России такие случаи бывают, они, на самом деле, абсолютно везде, как в любой профессии есть профессионалы, которые хотят лечить и помогать, а есть те, которые заточены под другое. Поэтому надо быть терпимее и понимать, мне кажется, тоже врачей. Мне хотелось бы еще один вопрос задать. Я вернусь немножечко к временным коронкам, потому что это важный момент, он затратный. Мне установили имплантат, я через это проходила, у меня тоже возникали вопросы. Но вот почему я должна сначала поставить временную коронку, и только потом мне поставят уже, которая будет на всю жизнь, для чего это?

Магомед Дахкильгов:

На самом деле, при постановке временной коронки происходит формирование контура прорезывания, формируются мягкие ткани вокруг этой временной коронки. Она дорабатывается, если надо, немножко добавляется композит либо обтачивается для того, чтобы сформировать правильный профиль прорезывания зуба. Это служит для того, чтобы и коронка выглядела более естественно, более красиво, и имплантат стоял и служил в более правильных физиологических аспектах. И на временном протезировании зачастую обрабатываются все прикусы, моделируется все, как сустав адаптируется. Тем более, когда человек очень долгое время был без зубов, у него были крупные дефекты, то необходимо и суставу полностью перестроиться и адаптироваться. И это лучше всего проводить на временных коронках. 

Юлия Клоуда:

Теперь все понятно, скупой платит дважды, лучше нормально все сделать, тем более временно. Хорошо, все-таки некачественное лечение оказалось по каким-либо причинам. Первая помощь, если возникли последствия некачественного лечения, например, резкая боль, ухудшение общего состояния, о котором, например, врач не предупреждал. Потому что мы все знаем, что если мы лечим все в хорошей клинике, в хорошем центре, тебя предупредят и скажут, что это возможно, например, что будет повышение, вот Вам таблетки, спокойно. Если ни о чем об этом не предупреждали, резко ухудшилось состояние, что делать? 

Магомед Дахкильгов:

Разные бывают ухудшения состояния. Не все, сказанное доктором после манипуляции, пациент все-таки находится в состоянии аффекта немного, и он может неправильно понять или не так услышать. Поэтому, конечно, лучше давать пациенту напечатанную памятку, чтобы он всегда мог в спокойной обстановке дома открыть, посмотреть, еще раз все прочитать, и вопросов у него будет гораздо меньше. Это раз. Но если что-то такое возникало, то, безусловно, лучше всего связаться со своим доктором и уточнить у него. Но если такой возможности нет, либо доктор не отвечает или как-то уходит от вопросов, то, безусловно, надо обратиться в то учреждение, которое вызывает у Вас доверие, чтобы Вам прокомментировали или разъяснили, что у Вас происходит и как от этого избавиться. 

Юлия Клоуда:

Хорошо, а как не впасть в панику? Потому что люди есть разные, если Вас предупредили, ты уже к чему-то готов. Но есть объективные какие-то вещи, которые могут возникать, а есть те, которые точно нельзя терпеть, нужно идти. 

Магомед Дахкильгов:

Что именно?

Юлия Клоуда:

Например, у меня поднялась сильнейшая температура после имплантации. Это нормально, может такое быть?

Магомед Дахкильгов:

Вполне может быть, и даже такое поднятие температуры может быть на психоэмоциональном уровне. Нет никакого микробного заражения, все чисто, все заживает, все идет хорошо, но у пациента может быть температура даже из-за того, что он очень сильно перенервничал, психоэмоциональный фактор может сыграть такую злую шутку. 

Юлия Клоуда:

Да, согласна с Вами. Но в любом случае, мне кажется, надо всегда перестраховаться. 

Магомед Дахкильгов:

Надо обратиться к доктору, безусловно. И может быть реакция на медикаменты. Но тут, опять же, доктор перед тем, как проводить какие-либо манипуляции, должен собрать тщательный анамнез, узнать у пациента, есть ли какие-то у него реакции на тот или иной препарат, на что у него есть аллергия, на что нет. Потому что если пациенту укладываются какие-то препараты, содержащие йод, а у пациента аллергия на йод, конечно, у него будет очень бурная реакция. Поэтому тщательный анализ, это как раз к тому, с чего мы начинали, это обследование, это первый этап, когда пациент приходит, надо заполнить всю карту, договор. 

Юлия Клоуда:

Обязательно да. 

Магомед Дахкильгов:

Указывается, чем болел пациент, какие у него есть аллергические реакции, на что. 

Юлия Клоуда:

Это Вы предвосхищаете мой вопрос о том, что у каждого пациента есть свои физиологические особенности. Как быть пациенту, который не переносит, например, некоторые медицинские препараты или имеет прочие особенности физиологии? Вот, например, если это беременная женщина, ей можно делать анестезию?

Магомед Дахкильгов:

В первом триместре не рекомендовано, конечно, если что-то очень серьезное. 

Юлия Клоуда:

А если кариес, например, легкий? 

Магомед Дахкильгов:

Если легкий кариес, то лучше подождать немного, когда уже будут более поздние сроки, когда меньше угроз, то да, можно. 

Юлия Клоуда:

То есть получается, что когда мы подбираем клинику, нужно обратить внимание на то, как Вас обследуют, насколько Вы хорошо заполняете все в анкете. То есть Вас обязательно должны спросить про медикаменты, как Вы переносите, не переносите, если все это учел доктор, и при этом у Вас случилось поднятие температуры, то, конечно, надо срочно обращаться к нему. Скажите, существуют ли противопоказания к процедурам? Например, что может повлиять на ход лечения, как пациенту правильно подготовиться к некоторым процедурам? 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, существуют абсолютные противопоказания, есть временные противопоказания. Есть противопоказания длительного характера, допустим, если пациент лечился бисфосфонатами в результате злокачественной терапии. Если не дообследовать такого пациента, если не выяснить, что он принимал, когда это было, то можно при вмешательстве, даже при банальном удалении зуба, вызвать остеонекроз и очень серьезные проблемы. Таким пациентам противопоказана имплантация.

Временным противопоказанием может быть та же самая беременность, поскольку лучше подождать, это временное событие, оно проходит, и после этого проводить вмешательства. Ну и ряд других бывает аспектов, которые надо учитывать. 

Юлия Клоуда:

Наверное, как у доктора, у Вас в голове целый рой того, что может быть. Но опять, просто на заметку, что Вы знаете себя лучше, чем доктор, и свои особенности нужно не скрывать, а абсолютно все говорить. И, кстати, у меня был недавно такой случай, вчера мы обсуждали с моим коллегой, у которого есть некая аллергия, его отказывались лечить абсолютного во всех частных стоматологиях. Когда он пришел в платное отделение государственной клиники, он даже не успел сказать: «Давайте попробуем». Она сразу повернулась, говорит: «Ну что, пробуем». Вот такое отношение, с одной стороны, сейчас частная стоматология научилась тоже, потому что есть некий потребительский экстремизм, который мы с Вами уже обсуждали, когда не то, что врачи страдают, врачам приходится себя защищать. Ну, и со стороны пациентов тоже. То есть две стороны медали, и врачи делают ошибки, точно так же, как пациенты. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно. 

Юлия Клоуда:

Давайте тогда расскажем еще такой очень интересный момент – это гарантия на работу стоматолога. На какие виды услуг существуют гарантии?

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, это вид услуг, и на все виды стоматологических услуг есть определенная гарантия. Надо всегда смотреть, что Вы заполняете, и обязательно надо заполнять, обязательно должен быть заполнен договор оказания медицинских услуг, пациент должен с ним обязательно ознакомиться, поскольку в этом договоре может клиника выставить какие угодно гарантийные обязательства, и всегда надо за этим смотреть. 

Юлия Клоуда:

По закону Вас же обязывают давать какие-то определенные гарантии на вид услуг? 

Магомед Дахкильгов:

Например, на ортопедию это идет год. 

Юлия Клоуда:

Всего год. А в договоре, как правило, клиника придерживается этого? 

Магомед Дахкильгов:

В договоре клиника может увеличить этот период, 2-3 года. В то же время некоторые клиники могут условия этой гарантии сделать почти невыполнимыми ввиду того, что это какие-нибудь дополнительные манипуляции, которые надо проходить очень часто, и пациент будет терять эту гарантию. Поэтому всегда надо все смотреть, надо читать. Точно так же, когда Вы идете в банк, надо читать, какой Вам дают договор, точно так же, когда Вы приходите к стоматологу, всегда лучше посмотреть, почитать, если даже непонятно, лучше спросить.

Юлия Клоуда:

Скажите, на сайте это указывает клиника или нет – сколько и на что гарантия? 

Магомед Дахкильгов:

Не всегда. 

Юлия Клоуда:

Не всегда, то есть это надо, грубо говоря, человеку подготовиться, когда он идет к стоматологу, быть немножечко подкованным в юридическом плане и проверить свой договор. 

Магомед Дахкильгов:

Расскажу такую историю, которая была здесь, в Москве, это было лет, наверное, уже 15 назад, даже чуть больше. Открылась клиника, она давала 25 лет гарантии. 

Юлия Клоуда:

На что 25 лет? 

Магомед Дахкильгов:

На все – на ортопедию, на имплантацию, на все. Она давала 25 лет гарантию, ну, ортопедия и имплантация точно была. У них были цены достаточно высокие, они находились в хорошем месте, все было очень красиво. У них была просто очередь на оказание услуг, очень хорошо все было, но было это все очень хорошо ровно три года, потом они потихоньку закрылись, и 25 лет гарантии, которые были предложены... 

Юлия Клоуда:

Они уже ликвидировались? 

Магомед Дахкильгов:

Само собой. Поэтому когда Вам предлагают какие-то нереальные гарантии, надо понимать, что не может быть такого. 

Юлия Клоуда:

Ну да, на твою пломбу не может быть пожизненно, так же, как есть манипуляции. Подскажите, поправьте меня, что если на имплантацию дается гарантия, то прописывают, что нужна гигиена. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно. Имплантат может служить неограниченно много. У меня лично были пациенты, которые ставили имплантаты еще в 1964-1965 году, они работали в депутатском корпусе. 

Юлия Клоуда:

Ничего себе. 

Магомед Дахкильгов:

У них стоят имплантаты, они очень старые, обычные, фрезерованные, но они стоят, они служат, и этот человек уже десятилетия пользуется ими, они прекрасно стоят. Поэтому надо обязательно проходить осмотр, потому что проблемы могут возникнуть от плохой гигиены, от того, что скапливается камень, который является очагом мощной инфекции, могут проблемы возникнуть у соседнего зуба, которые могут передаться как на соседние зубы, так и на имплантат. Поэтому, конечно, надо за собой смотреть. Почему-то люди находят время пригнать машину на ТО, за ней ухаживать, а за собой не смотрят, хотя машину легко поменять, а здоровье – оно одно. 

Проблемы могут возникнуть от плохой гигиены, от того, что скапливается камень, который является очагом мощной инфекции, могут проблемы возникнуть у соседнего зуба, которые могут передаться как на соседние зубы, так и на имплантат.

Юлия Клоуда:

Что делать, если пациент обнаружил некачественное лечение уже спустя какое-то время? Может быть, месяц, может быть, год, гарантия прошла, но Вы же сами говорите, что имплантат должен служить нам вечно. 

Магомед Дахкильгов:

Да, безусловно. 

Юлия Клоуда:

Так если он вечно должен служить, а вот Вам поставили имплантат, Вы заплатили, спустя год прошли гарантии, Вы обнаруживаете, что все не так гладко. Что делать?

Магомед Дахкильгов:

Опять же, я говорил, что он должен служить, но помимо этого пациент должен приходить на осмотры, делать гигиену. И не где-нибудь, вот мне говорят: «Я делал гигиену, мне соседка делает». Не всегда то, что делает один человек, точно такого же качества, как делает другой. Поэтому он должен проходить манипуляции в той клинике, где... 

Юлия Клоуда:

Как техобслуживание, все верно.

Магомед Дахкильгов:

Совершенно верно. 

Юлия Клоуда:

Хороший пример. 

Магомед Дахкильгов:

Тем не менее, если пациент обнаруживает, что ему было оказано некачественное лечение, или ему даже просто так кажется, безусловно, надо обратиться к тому доктору, у которого он лечился, это первое. Если этот доктор не хочет его слышать, он не реагирует, второй этап – это надо уже обратиться к руководству клиники, и руководство клиники всегда заинтересовано, чтобы было все хорошо, как у пациентов, так и у докторов. Поэтому необходимо к обратиться руководству и объяснить ситуацию. Зачастую руководство всегда принимает меры для того, чтобы пациент остался доволен. Если же руководство не идет на контакт, не хочет Вас слышать, а у Вас действительно есть проблемы, то надо тогда обращаться к юристу, чтобы он уже общался и с руководством клиники, и эту ситуацию довел до ума. 

Юлия Клоуда:

Я хочу еще рассказать про статистику, которая говорит о том, что когда обращаются в суд, не все дела заканчиваются выплатами в сторону пациентов. Зачастую врачи оказываются правы, и это происходит почти в 50%. Поэтому важно всегда разобраться в ситуации, довести до конца. Но опять, давайте прислушаемся к доктору, уважаемые, что надо не только надеяться на руки того, кто тебе сделал зубы, привел в порядок, но и самому тоже следить за этим всем. Хорошо, бывают разные ситуации, опять говорю по своему опыту, мне была произведена имплантация и была поставлена временная коронка. Я жду, когда будет уже постоянная коронка, и на пробежке за границей у меня выпадает эта коронка, и остается торчать только вот эта железная штучка, не знаю, как она называется. Что вообще в такой ситуации делать? Это некачественное лечение или это, наоборот, издержки, ничего страшного, поднял зуб, положил в карман и ждешь потом, когда все нормально будет. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, эта ситуация не очень приятная, когда во время пробежки или где-то человек находится на отдыхе. 

Юлия Клоуда:

А еще когда на видном месте, представляете? 

Магомед Дахкильгов:

Или поехали на какую-то конференцию, что-то произошло, да, это такой казус получается. Но временная коронка – это композит либо высококачественный пластик, и пациент, особенно на отдыхе, не всегда жует то, что можно, некоторые пытаются клешню краба разгрызть, еще что-то. И поскольку композит не столь прочен, как керамическая или циркониевая конструкция, то он может расколоться, безусловно, будет торчать штифт. 

Юлия Клоуда:

То есть это нормально? 

Магомед Дахкильгов:

Нет, это не нормально, такое случается, но из-за этого не стоит паниковать, надо просто обратиться к своему доктору, и он все исправит. 

Юлия Клоуда:

Кстати, хочу сказать, что я обратилась, меня сразу успокоили. И после этого случая, уже поставив нормальную коронку, если меня спросить, какой из зубов у меня коронка-имплантат, я не скажу, и вряд ли какой-то специалист просто, смотря на меня, найдет что-то. Поэтому не всегда паникуйте, бывает всякое, мы люди, живые организмы, физиология и т.д. Хорошо, что должна делать клиника, лечащий врач в данном случае, есть ли правила и законодательные акты, которые определяют порядок действий в клинике? Вот Вы говорите, что обратиться, должны как-то зафиксировать это, какую-то бумагу дать, расскажите о внутренней кухне, если происходит такая ситуация. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, в первую очередь, я думаю, что нет смысла сразу писать какую-то претензию. 

Юлия Клоуда:

Да, сначала общаться. 

Магомед Дахкильгов:

Сначала позвоните, напишите на почту, я думаю, что все люди и всегда пойдут навстречу. 

Юлия Клоуда:

Я прошу прощения, что Вас перебила, тоже интересную цифру вспомнила, что всего за 2015 год в России в суд на стоматологов было подано 124 иска. Согласитесь, это очень мало. Это подтверждает слова Магомеда о том, что любая частная стоматология дорожит своим именем, если она нормальная, а не шарашкина контора, которую Вы выбрали, скорее всего, интуитивно догадывались, что куда-то не туда пришли, экономя деньги, она заинтересована в том, чтобы пациент остался, и все у него было хорошо. Я прошу прощения, расскажите нам еще, как мы все-таки должны это оформить. 

Магомед Дахкильгов:

Если Вас не устраивает то, что Вам предлагают, то необходимо составить письменную претензию на имя руководства, эта претензия должна быть составлена в 2 экземплярах и завизирована, что она получена. Если после этого не отреагировало руководство, то уже юрист. 

Юлия Клоуда:

А сколько времени дается на то, чтобы отреагировало руководство, есть какой-то промежуток? 

Магомед Дахкильгов:

В течение 10 дней. 

Юлия Клоуда:

В течение 10 дней. 

Магомед Дахкильгов:

Да, 10 рабочих дней. 

Юлия Клоуда:

Отлично, очень понятно.

Магомед Дахкильгов:

На самом деле, была тенденция, в Соединенных Штатах Америки, когда вот этот экстремизм начал нарастать, пациенты подавали иски…

Юлия Клоуда:

Направо и налево. 

Магомед Дахкильгов:

Направо и налево, но потом у них появилась такая практика, что они подают иск, например, на 100.000 руб. или 200.000 руб., долларов, у них долларов, у нас рублей. И если доктор выигрывал дело, то пациент, который предъявлял претензию, должен был выплатить такую же сумму доктору. 

Юлия Клоуда:

Слушайте, отличная практика. 

Магомед Дахкильгов:

И после этого количество исков, вот этого потребительского экстремизма пошло очень резко вниз. Потому что, на самом деле, когда начинаются такие разбирательства, это стресс и для доктора очень большой, потому что все люди разные, но основная масса докторов, конечно, всегда хочет помочь и сделать свою работу максимально качественно. Ну, и пациент должен, когда он выбирает клинику, идти туда, где ему окажут хорошую помощь, где не стоит какой-то конвейер, где завлекают непонятными предложениями.

Иногда пациент в поисковике ищет просто, где подешевле. Но надо понимать, что дешево – это не значит хорошо. Если Вы покупаете какую-то модель телевизора или телефона, то можно забить модель в интернете и купить ее там, где дешевле, и Вы получите такую же модель, то, что Вы хотели. Когда это касается косметолога, или пластического хирурга, или стоматолога, это не работает, потому что хорошие доктора знают себе цену, они постоянно учатся, учеба стоит достаточно недешево. 

Юлия Клоуда:

Да, я была, честно говоря, немножко в шоке, когда позавчера доктор озвучил стоимость пройденных курсов за год. Это 1,5 млн руб. было, но опять, это среднее, просто нужно понимать, что чем качественнее, чем более высокий уровень врача, тем больше он вкладывает в свое образование. Практика – это все хорошо, но медицина настолько быстро идет вперед, настолько быстро появляется много новых технологий. Вот я не успеваю следить, Магомед то в Берлине, то в Италии, то еще где-то с лучшими умами не только за пределами страны, и вообще, всего мира, обмениваются опытом. Поэтому скупой платит дважды, я в этом уже убеждаюсь. У имплантации, у терапии, у гигиены есть своя цена. Если она намного ниже среднерыночной, то, скорее всего, что-то тут не так.

Давайте дальше поможем нашим слушателям разобраться, у нас, конечно, тема не самая приятная, ну что же делать, надеюсь, она будет полезна многим. Если все-таки клиника отказывается исправлять ситуацию, помогать пациенту. Мы с Вами уже проговорили, что делается акт, дальше, получается, только суд. Нужны какие-то экспертизы, потому что всегда говорят, что что бы не произошло, Вам нужно зафиксировать этот акт, что что-то не так. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно. 

Юлия Клоуда:

Расскажите об этом поподробнее, как это делать. 

Магомед Дахкильгов:

Безусловно, когда человек обращается к юристу, юрист тоже должен быть профессионалом своего дела и выстроить оптимальную линию претензии. То есть должна пройти экспертная комиссия, должно быть дано заключение, по которому будет сказано, какие виды услуг были оказаны или не оказаны, что было сделано правильно, что неправильно. И на основе этой экспертной оценки уже выстраивается дальнейшее судебное разбирательство и претензия. 

Юлия Клоуда:

А вообще, это долгий процесс, мы возвращаемся к теме того, что 60 %, которые подают иск в суд, это ортопедия. Ортопедия – самая затратная часть в стоматологии. Вот человек вложил в свое здоровье своих зубов энное количество денег. Что-то пошло не так. Получается, он находится между небом и землей, и денег вроде бы уже нет, и здоровья уже нет. Может быть, Вы знаете, на сколько может затянуться вопрос того, что мы зафиксировали, и дальше суд разбирается? 

Магомед Дахкильгов:

Зачастую, если все документы, если грамотный юрист, то это не длительная процедура. 

Юлия Клоуда:

На года не затягивается. 

Магомед Дахкильгов:

Нет, это все решается в течение месяца. 

Юлия Клоуда:

Отлично. Финансовая сторона вопроса. Должна ли клиника перелечивать пациента бесплатно или по значительно уменьшенной цене? Вот если это произошло, и это, например, по вине клиники, она вообще признается, как Вы думаете?

Магомед Дахкильгов:

Если по вине клинике произошло, безусловно, клиника должна иметь смелость вести себя по-человечески. Все мы люди и, безусловно, если есть твоя вина, то обязательно надо переделать пациенту и сделать так, чтобы он остался доволен, чтобы он получил качественную работу. Если это не делается, то это очень нехорошо.

На самом деле, сейчас очень конкурентная среда, особенно в стоматологии, и хорошие стоматологии, хорошие доктора дорожат своей репутацией, поэтому они всегда будут делать так, чтобы пациент остался доволен, и сделать работу качественно, очень хорошо. Я могу, положа руку на сердце, сказать, что наша стоматология сейчас – это гордость есть определенная, что в Москве (за всю Россию не берусь говорить), да и в Питере, такого количества клиник высокого уровня нет ни в одном городе мира. У нас, на самом деле, сейчас стоматология одна из лучших в мире. 

Юлия Клоуда:

Я согласна, и по цене, кстати, дешевле.

Магомед Дахкильгов:

По цене в разы.

Юлия Клоуда:

Да, согласна с Вами. Вы знаете, такой момент интересный, мы с Вами разговаривали, Вы привели в пример опыт экстремизма, того, как вообще в Америке любят подавать в суды и как пресекли. Но есть различия, насколько я знаю, в Соединенных Штатах подают на врача, у нас подают на клинику. На конкретного врача невозможно подать, все правильно?

Магомед Дахкильгов:

Все правильно, я считаю, что опыт Америки более правильный, когда доктор все-таки должен нести ответственность за ту работу, которую он делает. У нас подают на клинику, доктор потихоньку увольняется, уходит в другую клинику или еще что-то, а вся ответственность, и материальная, и моральная, ложится на руководство клиники, и оно несет и финансовые, и моральные, и все остальные затраты. Я считаю, что так и должно быть, на самом деле, каждый доктор должен нести ответственность. Но у них лицензия получается на доктора, у нас на клинику. Если этот доктор, у него своя лицензия, если он что-то сделал не так, то он может лишиться этой лицензии и финансово просто пострадать очень серьезно. 

Юлия Клоуда:

Считаю, что чем быстрее примут какие-то поправки в законодательство, тем будет лучше, потому что клиника очень заинтересована в решении конфликтных ситуаций, потому что если доктор может быть наемным, он оказал некачественно, а клиника существовать собирается довольно долго, и она своим именем дорожит. Поэтому, как правило, все решается полюбовно. У нас уже почти подходит эфир к концу, поэтому мне бы хотелось, Магомед, чтобы Вы посоветовали, дали напутственное слово тем, кто собирается пойти лечиться, что нужно пациентам перед началом лечения задуматься, и вообще, чтобы избежать подобных случаев некачественного лечения. 

Магомед Дахкильгов:

Во-первых, любое медицинское вмешательство – это не очень приятно. 

Юлия Клоуда:

Вообще. 

Магомед Дахкильгов:

Несмотря на то, что стараются создать максимально комфортные условия, Вас и встречают с улыбкой, и провожают, и суперсовременное оборудование, и анестетики, все равно это неприятные ощущения – раз. Они затратные – это два, и поэтому, выбирая клинику, надо, безусловно, выбирать очень серьезно. Опять же, это может пресловуто, но это не телефон купить. Поэтому надо пойти на консультацию, посмотреть, как Вас консультируют, что Вам предлагают, как Вас обследуют, как составляется план лечения. В клинике должны работать в тандеме доктор-ортодонт, ортопед, хирург, терапевт, и должен составляться комплексный план лечения.

Пациенту, если даже он пришел конкретно с одним зубом, говорит: «Вот меня этот зуб беспокоит», то ему обязательно должны озвучить весь спектр. Это не является навязыванием услуг, пациенты некоторые говорят, что разводят, еще что-то. Нет, потому что пациент должен знать о своих проблемах, будет он решать их или не будет. Он взрослый человек, если он не взрослый, то у него есть родители, которые за него примут решение. Но о своих проблемах он должен знать, и до него должны донести честно ситуацию и как из нее оптимально можно выйти. Предложить не один, а несколько вариантов лечения, сказать: «Вот это для Вас оптимально, это лучший вариант». Но есть еще альтернативный, и этот альтернативный или какой-либо вариант должен быть согласован, и после этого только должно начинаться лечение. У нас очень растет и СПИД, и гепатит, все остальное, заболеваемость, инфицированных очень много, поэтому должна быть поставлена работа в клинике очень хорошо. Надо смотреть. 

Юлия Клоуда:

Спасибо Вам большое, Магомед, это был, мне кажется, очень развернутый ответ. Я предлагаю воспользоваться услугами поиска стоматологии на портале Startsmile и с помощью нашего совместного с Коммерсантъ рейтинга – это уж точно проверенные клиники. Я еще раз благодарю Вас, Магомед, за то, что к нам пришли. Повторюсь, что это кандидат медицинских наук, доктор с 25-летним стажем, очень уважаемый, является главным врачом в «Немецком имплантологическом центре». Я всем желаю хороших выходных, помните, что взрослый человек – это не тот, который боится стоматолога, потому что это больно, а тот, который боится стоматолога, потому что это дорого. Всего доброго, до свидания.