Система НМиФО: Возможно ли это?

Фармакология

Олег Гончаров:

Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте, канал Mediametrics, программа «Фармакология». И тема нашего сегодняшнего эфира «Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование. Возможно ли это?» И мы сегодня с вами в этом разберемся. Понятно, что новая система аккредитации началась именно с фармации, но было очень много споров, обсуждений, разной противоречивой информации, и мы сегодня практически узнаем все из первых уст. Мы сегодня встретимся с пионером этого движения, я не побоюсь этого слова, и в гостях у нас гостья – это Елена Ватутина. Здравствуйте, Елена.

Елена Ватутина:

Здравствуйте.

Олег Гончаров:

Генеральный директор и основатель онлайн-сервиса Фармзнание. Елена, Вы у нас в студии первый раз.

Елена Ватутина:

Надеюсь, не последний.

Олег Гончаров:

Это точно, я в этом уверен. У меня к Вам просьба – ну, у нас по традиции так – расскажите немножко о себе, причем мы задаем всегда вопрос какое Ваше базовое образование, потому что это особенно интересно на фарме, потому что очень много людей, которые этим образованием как-то не обладали, но все равно на фарм пришли, достигли необычайных успехов. Как пришли на фарм Вы, с чего начали и как дошли до Фармзнания? И, может быть, на этом пути были какие-то этапы, которыми Вы особо хотите похвастаться, потому что есть же такая шикарная возможность. И почему Фармзнание в итоге, что это за проект?

Елена Ватутина:

Давайте, наверное, начну с самого начала, с образования. Базовое образование у меня гуманитарное, кроме того, у меня есть управленческое образование, степень MBA, на фармрынке я с 2004 года. Я начинала свой профессиональный путь в этой отрасли с фармацевтического дистрибьютора, который сейчас входит в тройку крупнейших, кстати, по последним рейтингам является одним из крупнейших. До 2016 года я возглавляла медийный проект в рамках этого дистрибьютора, мы выпускали отраслевые журналы для сотрудников аптечных предприятий, для врачебных специалистов, ряд диджитал-площадок запускали, и в 2016 году открылось окно возможностей, произошли некоторые изменения, связанные с законодательством, и было принято решение, так скажем, уйти в свободное плавание, так появилось Фармзнание. Фармзнание как компания появилось с площадки, которая занимается повышением квалификации сотрудников аптечных предприятий, это было в 2016 году, и 12 апреля, в День космонавтики, мы провели наше первое онлайн-мероприятие.

Олег Гончаров:

Как это символично, да?

Елена Ватутина:

Да, мы еще между собой шутили, что мы обязательно куда-нибудь полетим, то есть либо это будет космос, либо это будет подпол, но судя по тому, каких успехов сейчас достигает наша компания, по всей видимости, все-таки вектор у нас идет наверх.

Олег Гончаров:

А Фармзнание сейчас и то, когда Вы об этом задумались, это уже две разные компании, или все-таки пока это то, что Вы именно и хотели?

Елена Ватутина:

Вы знаете, по мере того как развивается бизнес, приходят новые идеи, приходят новые проекты. Да, изначально мы начинали проект в виде дистанционной площадки для повышения квалификации сотрудников аптечной розницы, но со временем у нас запустились и другие проекты. Это проект Фарммаркет, в рамках которого мы объединяем малую и среднюю аптечную розницу, это и проект, в рамках которого мы помогаем западным компаниям выходить на российский рынок, это и проекты в области образования для медицинских специалистов Медзнание, мы тоже недавно запустили проект. На сегодняшний момент у нас в рамках компании уже 4 направления деятельности, и если смотреть в целом то, чем мы занимаемся, мы внедряем IT-технологии в систему здравоохранения, и на сегодняшний момент делаем это весьма успешно.

Олег Гончаров:

А можете чуть поподробнее про Фарммаркет? Дюже интересно что такое.

Елена Ватутина:

Фарммаркет – это сервис, в рамках которого мы объединяем малую и среднюю аптечную розницу и даем доступ им, напрямую работу с фармацевтическими компаниями через систему смарт-контрактов.

Олег Гончаров:

То есть это маркетинговый такой союз?

Елена Ватутина:

Это не маркетинговый союз, мы думаем, что на российской фарме сейчас достаточно много маркетинговых союзов, это скорее все-таки онлайн-сервис, и аптеки, равно как и производители, могут сами решать в каком формате работать, какими объемами оперировать здесь, а мы просто предоставляем технологию легкого доступа к этому сегменту аптечного рынка.

Олег Гончаров:

То есть Вы их просто связываете информационно? Как платформа, не более того?

Елена Ватутина:

Да. Это платформа, это сервис. Понятно, что для отдельно взятого производителя, возможно, нас считывают, как единое целое, некое объединение, но это не является нашей идеологией.

Олег Гончаров:

Хорошо, давайте вернемся к Фармзнанию.

Елена Ватутина:

Давайте.

Олег Гончаров:

И к непрерывному медицинскому фармацевтическому образованию. Расскажите нам, что это вообще такое? Ну что это за зверь и особенно его приложения, как мы называем это дистанционной формой обучения?

Елена Ватутина:

Давайте, наверное, начнем с того, что вообще такое фармацевтическое образование. Любой специалист в аптеке, как и любой специалист в здравоохранении, например, врач обязан постоянно повышать свою квалификацию. Традиционно это делается один раз в пять лет. Когда заканчивается очередной сертификат специалиста, сотрудник аптеки выбирает образовательный курс, идет в образовательную организацию, оформляет пакет документов, проходит образовательный курс длиною порядка 144 аудиторных часов и после неких экзаменов, выполнения контрольных работ получает документ установленного образца – сертификат специалиста. Это тот самый документ, который дает ему право работать в отрасли.

В 2016 году в связи с внедрением ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан» начала действовать альтернативная система повышения квалификации непрерывного медицинского и фармацевтического образования, и эта система начала свою работу с двух специальностей: фармация и стоматология. И уже позже, в 2017-2018 году, к этой системе начали подключаться другие специальности в рамках системы здравоохранения. Чем она отличается от традиционной системы? Это значит, что сотрудник, например, аптеки должен проходить обучение не 1 раз в пять лет, а постоянно в течение всей своей профессиональной жизни. И предусмотрено, что человек должен накапливать порядка 50 образовательных баллов в год, или как их еще называют образовательные кредиты.

Сотрудник аптеки должен проходить обучение не 1 раз в пять лет, а постоянно в течение всей своей профессиональной жизни. И предусмотрено, что человек должен накапливать порядка 50 образовательных баллов в год, или как их еще называют образовательные кредиты.

Олег Гончаров:

Вот это и назвали тогда непрерывным?

Елена Ватутина:

Да, и поэтому это является непрерывным. Это определенный пул мероприятий, образовательных курсов, которые проходит специалист. В рамках этого он накапливает образовательные баллы или кредиты и таким образом повышает свою квалификацию. Для чего это было сделано? Мы понимаем, что медицина и фармация развиваются очень стремительно, и для того чтобы быть в тренде, нужно постоянно быть в этом информационном потоке.

Собственно, для чего всем нам, как конечным потребителям, выгодна эта система? Мы таким образом сможем получать более высокий уровень врачебной и фармацевтической помощи, то есть это ориентировано на повышение уровня подготовки специалистов здравоохранения: врачей, провизоров, фармацевтов, то есть тех людей, кто работает с людьми в вопросах их здоровья. А дистанционная система – это всего лишь один из способов как можно набирать образовательные кредиты, то есть их можно набирать через обучение на очных курсах, через посещение очных семинаров, конференций, которые аккредитованы в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. А можно, например, через аккредитованные вебинары или дистанционные образовательные модули. Как проходить повышение квалификации? Ну, это решает каждый специалист сам для себя, для кого-то удобно очно, для кого-то дистанционно, это всего лишь метод.

Олег Гончаров:

Наверное, затянуть на дистанционную форму обучения наших провизоров-фармацевтов было непросто? Достаточно консервативная публика. Это же все-таки новые технологии. Или сразу это получилось?

Елена Ватутина:

Надо сказать, что российский фармацевтический рынок несколько более медленно подвержен изменениям, чем такие сферы, как телекоммуникации, как IT-сфера.

Олег Гончаров:

Простите, положа руку на сердце, я наблюдаю за тем, как ведут себя врачебные сообщества в том же интернете, в тех же социальных сетях, и как себя ведут фармацевтические сообщества. Здесь даже чудовищная разница, врачи более подвижны в этом отношении, нежели фармацевты.

Елена Ватутина:

Здесь могу отметить, что с течением времени, конечно, мы отмечаем все большую и большую вовлеченность людей, и сейчас на каждое наше мероприятие приходит от 1000 до 1500 человек. И учитывая, что мы в среднем проводим 22 мероприятия в месяц, но мы можем говорить, что сейчас дистанционные технологии. Несмотря на то, что они заходят в российское здравоохранение несколько медленнее, чем в любые другие рынки, и тем не менее они все равно начинают пользоваться спросом, и люди действительно учатся пользоваться такими новшествами.

Олег Гончаров:

Отлично. А сколько провизоров-фармацевтов стали участниками Вашей системы?

Елена Ватутина:

По нашей экспертной оценке на сегодняшний момент порядка 60% от всех специалистов аптечной розницы уже так или иначе накапливают образовательные кредиты. То есть уже попробовали на себе вот эти механики непрерывного…

Олег Гончаров:

То есть можно сказать, что это успех, потому что если 60% уже признали, значит, они говорят, что им это удобнее?

Елена Ватутина:

Да, но на сегодняшний момент вот эта альтернативная система повышения квалификации, к сожалению, до сих пор законодательно не закреплена. И мы наблюдаем еще следующий факт, что специалисты в том числе начинают проходить обучение в двойном размере, то есть как по традиционной, так и по альтернативной системе. Таким самым образом они страхуют себя от ситуаций, если вдруг альтернативная система не будет принята, то они остаются в рамках традиционной системы повышения квалификации.

Олег Гончаров:

А если будет принята, будет дважды провизор?

Елена Ватутина:

Просто будет высокая квалификация и просто будет пройдено сразу несколько образовательных курсов.

Олег Гончаров:

А сколько уже в Вашей системе? Если всего 60, что можете про себя сказать?

Елена Ватутина:

У нас по последним оценкам порядка 64 тысяч провизоров и фармацевтов зарегистрировано в качестве личных кабинетов, то есть те люди, которые уже там работают с нами, и те, кто выбрали нас в качестве основной дистанционной образовательной площадки.

Олег Гончаров:

Это мы говорим про Фармзнание?

Елена Ватутина:

Да, да.

Олег Гончаров:

А сколько участников поддерживают систему?

Елена Ватутина:

Очень хороший вопрос. Мы по этому поводу регулярно проводим срезы общественного мнения, опрашиваем провизоров, фармацевтов, и вот последний срез такой у нас был в мае 2018 года, мы опросили порядка 5,5 тысяч провизоров и фармацевтов. То есть представляете, какая совокупность от общего объема аудитории? И 58% из них сказали, что они за эту альтернативную систему повышения квалификации.

Естественно, мы задали вопрос о том, почему, что их привлекает в этой системе. И 68% от тех, кто поддерживает систему повышения квалификации, сказали, что это позволяет им быть в тренде, иметь доступ к передовым знаниям и иметь доступ тайм-тутайм, актуализировать свои знания в режиме реального времени, это для них важно. И там в целом мы видим, что это поддерживает общий тренд на диджитализацию отрасли и на диджитализацию системы здравоохранения в целом.

Мы были в Петербурге на петербуржском международном экономическом форуме, и на этом мероприятии Вероника Игоревна Скворцова, министр здравоохранения, обозначила очень четко курс на диджитализацию системы здравоохранения. И, собственно, что это подразумевает в рамках образовательных направлений? Это значит, что любой специалист здравоохранения, будь то врач или провизор, сможет из любой точки страны получать актуальную информацию, получать доступ к передовым технологиям здесь и сейчас, не выходя со своего рабочего места. Это здорово!

Любой специалист здравоохранения, будь то врач или провизор, сможет из любой точки страны получать актуальную информацию, получать доступ к передовым технологиям здесь и сейчас, не выходя со своего рабочего места.

Олег Гончаров:

Ни для кого не секрет, что аптечные сети сами по себе начинают развивать подобные инструменты. Вы, наверное, тоже с этим сталкиваетесь и наблюдаете, но я так понимаю, что здесь не так-то просто получить аккредитацию, то есть если Вы хотите развивать этот онлайн-канал обучения для своих внутренних целей, для того чтобы достичь какого-то высокого знания по маркетинговому ассортименту, то стать участником системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования не так-то просто?

Елена Ватутина:

Ну, для этого требуется как минимум стать провайдером системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Олег Гончаров:

Это сложно, Елена, честно?

Елена Ватутина:

Мы получили данный статус еще в 2016 году, как сейчас обстоят дела, мне сложно сказать, сложно комментировать.

Олег Гончаров:

А истории, когда сети сами начинают у себя это развивать, Вам это мешает или помогает?

Елена Ватутина:

Нам это помогает, потому что в целом это популизирует дистанционные образовательные технологии для специалистов, для работников аптек. Если говорить в целом о том, как мы взаимодействуем с этими учебными центрами, учебными платформами, то мы с ними не конкурируем, потому что все-таки это обучение, которое происходит на таких платформах, касается каких-то внутренних регламентов работы аптеки, стандартов работы с покупателями, каких-то маркетинговых вопросов, но это не то образование, которое несет в себе образовательные баллы.

Олег Гончаров:

Но, тем не менее, у Вас есть запросы на подобное образование? Все ли Ваши образовательные программы являются частью вот этой истории, когда присваиваются баллы, или Вы делаете что-то еще?

Елена Ватутина:

Конечно, образовательные мероприятия в рамках системы НМиФО это только часть из тех образовательных мероприятий, которые мы проводим у себя на площадке. Мы проводим открытые вебинары, мы для ряда аптечных организаций предоставляем вот этот СААС сервис, в рамках которого даем им доступ, такую дистанционно-образовательную технологию, чтобы обучать свои аптеки. Особенно это актуально для небольших аптечных сетей, которые уже имеют региональный масштаб. Для них делать свой дистанционно-образовательный сервис – это достаточно дорогое удовольствие. Во-первых, дорого, во-вторых, долго и непонятно, какие грабли буду на этом пути, пока сервис заработает так, как он должен работать. У нас эта технология отработана, поэтому мы с удовольствием предоставляем ее в пользование нашим партнерам.

Олег Гончаров:

Я Вас понял, то есть это все только в плюс. А те участники, которые поддерживают систему, которые в ней активно участвуют, какие сложности у них возникают, ведь они же есть?

Елена Ватутина:

Конечно, сложности есть везде. Если нет сложностей, то нет рынка, нет процесса. Везде, где есть люди, всегда возникают какие-то нюансы. Мы отмечаем 3 главные сложности. Первая – она касается регистрации и ведения личного кабинета на сайте Минздрава. Мы отмечаем, что большая часть аудитории находится в категории 40 плюс, и нынешний интерфейс не всегда удобен с точки зрения юзабилити. Как говорят некоторые наши клиенты, «без пол-литра не разберешься», поэтому есть такая сложность. Вторая сложность – это то, что сотрудники аптек не всегда приучены пользоваться какими-то интернет-сервисами, нет этой привычки использования.

Олег Гончаров:

Ну, боятся они пока этого отчасти.

Елена Ватутина:

Скорее не боятся, скорее нет привычки пользоваться. И здесь, наверное, в продолжение предыдущего вопроса аптечные сети со своими онлайн дистанционными площадками нам в этом очень помогают, потому что они вырабатывают эту привычку, и спасибо им за это большое.

Олег Гончаров:

То есть они сформировали уже навык у людей не бояться, по крайней мере?

Елена Ватутина:

Да. И третья проблема – она касается не только специалистов фармацевтического профиля, но и вообще всех специалистов здравоохранения, которые проходят повышение квалификации в рамках системы непрерывного образования, это по ряду специальностей нет достаточного количества мероприятий, чтобы накопить необходимое количество образовательных кредитов в год. И мы вот с этими проблемами очень быстро их выявили, и поскольку мы работаем на этом рынке, мы создали систему поддержки, где очень удобно для наших дорогих провизоров и фармацевтов, они могут позвонить в любое время, мы их проконсультируем, шаг за шагом рассказываем, как зарегистрироваться, какую кнопку нажать, что сделать. В общем, чтобы сделать этот интерфейс, эту систему чуть более дружелюбной для пользователя.

Олег Гончаров:

Это облегчает им жизнь?

Елена Ватутина:

Конечно.

Олег Гончаров:

А какие сложности функционирования системы возникают в целом, вот глобально? Наверняка Вы их видите на своем уровне, если Вы достигли таких результатов.

Елена Ватутина:

Начнем с того, что система МЛО начала свою работу в 2016 году, но отработка основных ее принципов велась с 2014 года. То есть итого уже за столько лет до сегодняшнего дня накоплен просто огромный опыт, который можно использовать и который мы, собственно, призываем все профессиональное сообщество использовать в части тех мероприятий, которые уже есть.

Если говорить о проблемах, то их на сегодняшний момент две основных: первая – это то, что альтернативная система повышения квалификации, к сожалению, до сих пор не закреплена законодательно, и это создает неопределенность у специалистов. И мы, как эксперты этого рынка, призываем закрепить систему НМиФО как единственную систему повышения квалификации сотрудников здравоохранения. И вторая проблема, о которой я уже начала немножко рассказывать, но здесь, наверное, углублюсь, это то, что по ряду специальностей элементарно не хватает достаточного количества мероприятий, чтобы покрыть потребность в образовательных кредитах, и мы здесь призываем создать условия для того, чтобы на рынок заходили новые провайдеры, чтобы создать условия для увеличения количества таких образовательных мероприятий по совершенно разным специальностям.

Я приведу очень простой пример: у нас один спикер является анестезиологом-реаниматологом, она работает с ребятишками и является кандидатом медицинских наук, идеологически она очень поддерживает систему такого постоянного повышения квалификации, но в год для нее проводится одно мероприятие, и то очное, и оно проходит в другом регионе, куда она вынуждена ехать за свой счет. Такая ситуация элементарно затрудняет внедрение в систему постоянного повышения квалификации. Поэтому если количество мероприятий будет больше, если будет больше очных мероприятий, больше будет дистанционных мероприятий, от этого будет лучше всем.

Олег Гончаров:

Если говорить о дистанционном формате, то какой формат самый-самый  эффективный, потому что все вроде как начинали с вебинаров, сейчас приходят уже к другим каким-то форматам. Может быть, здесь будет тоже какая-то эволюция? Может быть Вы тоже поделитесь, к чему мы все придем, потому что я много слышал оценок со стороны тех людей, которые развивают внутри аптечных сетей подобные сервисы. Они говорят, что потихонечку пришли к пониманию, что самый оптимальный сервис, точнее формат – это, наверное, micro-learning, когда снимается некое учебное видео продолжительностью не более 5-10 минут, тогда это заходит удивительно просто в аудиторию, они быстрее доходят до сути, быстрее получают необходимую информацию. Самое главное – они признают этот формат самым эффективным. Или я ошибаюсь в чем-то?

Елена Ватутина:

Можно я отвечу немножко образно на этот вопрос?

Олег Гончаров:

Можно все что угодно.

Елена Ватутина:

Вы любите больше чай или кофе?

Олег Гончаров:

Я и то, и то, все зависит от ситуации.

Елена Ватутина:

Вот, то же самое касается и форматов. Все зависит от ситуации. И здесь нельзя говорить о том, что один формат является единственным полезным, другой является единственным неполезным, в зависимости от ситуации может применяться одна или другая технология. Но здесь я призываю все-таки смотреть не вот так узко применительно к одному мероприятию, а смотреть чуть выше, смотреть с точки зрения технологий. Здесь прежде всего мы должны уловить общий тренд на то, что это технологии дистанционного образования, они внедряются, они идут активно по рынку, и мы от них никуда не уйдем. И мы должны помнить о том, что есть и другие технологии, которые могут накладываться на вот эти дистанционные образовательные технологии, например, применение виар-технологий.

Олег Гончаров:

А это что такое?

Елена Ватутина:

А это технология, которая дает визуальную симуляцию, возможность попрактиковать какие-то навыки дистанционным способом. И такого пока у нас на рынке нет, но это есть на других рынках. И как мне кажется, в общем тренде нужно брать хорошие практики с других рынков и внедрять их в нашу систему здравоохранения. Эта тоже как одна из технологий, поэтому вкусно все – и чай, и кофе, самое главное – правильно их готовить.

Олег Гончаров:

Мы опять будем говорить о системе непрерывного медицинского фармацевтического образования. Хочется сказать, будем говорить об этом непрерывно. И мне кажется, у нас родился ответ на вопрос возможно ли это. Да, уже возможно, более того, это уже случилось, если 60% участников рынка в это вовлечены. Вопрос про вовлеченность. Вы мне сказали, что кофе или чай. Это все классно, здорово и это одинаково вкусно, все зависит от того, как подать и в какой момент времени, а еще с какой компанией. Знаете, эти вопросы задаю для того, чтобы понять, потому что когда есть баллы, есть аккредитация, это уже прямая мотивация любого специалиста в этой системе участвовать, потому что от этого зависит его судьба, как специалиста, будет у него сертификат продлен или нет. Ну мы же с Вами люди привередливые, хочется, чтобы это еще было интересно. Ну и чтобы та система, которая предлагалась, как-то людей вовлекала, чтобы не пришел на такую скучную лекцию, выслушал ее через силу, зато получил долгожданный балл. Наверняка Вы тоже этим заморачиваетесь, Елена, как сделать так, чтобы это было интересно, чтобы это вовлекало людей?

Елена Ватутина:

Вы знаете, существует несколько способов, как сделать мероприятие привлекательным для аудитории.

Олег Гончаров:

Расскажите секреты.

Елена Ватутина:

Могу сказать, что те способы далеко не всегда бывают, я лично не всегда их поддерживаю. Первый способ, то есть мы видим, как работают другие наши коллеги на рынке. Очень часто мотивируют людей на участие в таких мероприятиях деньгами.

Олег Гончаров:

Да что Вы говорите?

Елена Ватутина:

Приходите на мероприятие, мы вам заплатим 500 рублей на телефон или так отдадут, непонятно.

Олег Гончаров:

Я слышал про 400.

Елена Ватутина:

Ну, бывает 400, здесь, наверное, как у кого фантазия работает. Мы считаем, что это категорически неправильный подход для обеспечения явки на мероприятие. Почему? Потому что это дискредитирует в целом систему образования. И для многих специалистов это уже становится неким способом для заработка.

Олег Гончаров:

Хороший дополнительный заработок.

Елена Ватутина:

Да. К сожалению, мы видим, что таким злоупотребляют компании, которые не хотят вкладываться в то, что составляет ядро образования – это контент. Здесь мы со своей стороны очень плотно работаем и со спикерами, и с профессиональными сообществами, и с той информацией, которую мы предлагаем нашим слушателям, очень тщательно отсматриваем все презентации, очень тщательно исследуем их образовательные и информационные потребности. Это очень большая работа. У нас в компании трудится над этим целый отдел, целая служба. Естественно, не каждая компания готова таким образом вкладываться в свою внутреннюю работу, и вот это приходит к таким решениям, но, как мне кажется, это решение крайне недальновидно, потому что существуют и другие способы, как можно привлечь аудиторию.

Как я уже сказала, это прежде всего контент. Поверьте мне, если образовательный контент будет неинтересен для слушателя, то человек просто отсидит лекцию, он не выполнит тест, либо он просто уйдет из аудитории. И это может быть как онлайн-аудитория, так и оффлайн-аудитория. И баллы здесь – это всего лишь вопрос галочки, это не вопрос повышения квалификации, и получение галочки не означает, что сотрудник действительно выполнит ту миссию, станет действительно высокопрофессиональным через вот это мероприятие. Это просто профанация образования. Мы со своей стороны, помимо того, что очень тщательно работаем с контентом, разработали свою программу лояльности, в рамках которой сотрудники, которые проходят у нас повышение квалификации, могут накапливать не только образовательные баллы, но и еще условные баллы, внутренние знания, как мы их называем.

Олег Гончаров:

Баллы знания?

Елена Ватутина:

Да, баллы знания. И затем обменивать на скидки на обучение на курсах, на скидки каких-то вебинаров либо на какую-то мелкую сувенирную продукцию. Но таким образом мы повышаем не их лояльность к отдельно взятому мероприятию и не их лояльность к отдельно взятому производителю, который, например, спонсирует это мероприятие, а мы повышаем его лояльность к нашему ресурсу. Это совершенно другой подход. Поэтому для остальных площадок, если хотите, берите, пожалуйста, пользуйтесь, это хорошо работает.

Олег Гончаров:

Ключевая мысль, друзья мои, которую я услышал, – все-таки обучаемый должен платить за обучение, а необучаемые должны платить за то, что приходят на обучение и вообще участвуют в этом процессе, потому что с ног на голову все переворачивается.

Елена Ватутина:

Абсолютно.

Олег Гончаров:

То есть у Вас же есть программа лояльности, которая дарит какие-то привилегии или возможность даже сэкономить?

Елена Ватутина:

Точно так же, когда, например, Вы летаете на самолете, зарабатываете льготные мили и потом можете обменять их на какие-то преференции от авиакомпании. Это то же самое.

Олег Гончаров:

А какой уже наработан опыт у Вашей компании с точки зрения развития всего этого? А самое главное, какие улучшения нужны системе?

Елена Ватутина:

Про улучшения я уже говорила коротко. С 2014 года очень большой опыт накоплен, поэтому давайте этот опыт все-таки начнем применять. Касаемо того, что нужно. Это, прежде всего, закрепить систему непрерывного образования как единственную форму повышения квалификации, потому что это требование рынка, это требование времени, и сейчас есть технологии для того, чтобы это было удобно. И второе – это создать условия для того, чтобы количество мероприятий для разных категорий специалистов было достаточным, чтобы накопить вот эти образовательные баллы.

Если говорить о нас, то прицельно по сотрудникам аптек в среднем мы проводим сейчас порядка 20-25 мероприятий в месяц, в зависимости от сезона. И я уже говорила, в среднем на них присутствует 1000-1500 тысячи человек в зависимости от темы, от времени и так далее. Это очень хороший показатель. И ключевое, на чем мы здесь фокусируемся, это возможность получить все необходимое для повышения квалификации в одном окне. И для нас, по сути, неважно по какой системе проходит повышение квалификации специалиста, по традиционной или по непрерывной, или он сейчас заканчивает обучение по традиционной и хочет переключиться на непрерывную. То есть любой человек может зайти к нам на сайт и зарегистрироваться на курс в 3 клика, либо если по каким-то причинам это неудобно, можно позвонить на наш волшебный номер и сделать это при помощи оператора. И мы сейчас охватываем очень широкий спектр тем от фармконсультирования до экономических аспектов работы аптечных предприятий, поэтому будем рады всех видеть у нас.

Олег Гончаров:

Спасибо. А что такое Фармзнание через 5 лет? У Вас есть эта уже картинка?

Елена Ватутина:

Конечно.

Олег Гончаров:

Или вот этот рынок непрерывного медицинского фармацевтического образования, как Вы его видите через 5 лет? Допустим, все пойдет хорошо, и профессиональные сообщества сейчас объединятся и все-таки добьются того, чтобы это было легализовано, признано и официально закреплено. Тогда что будет происходить?

Елена Ватутина:

На сегодняшний момент система непрерывного образования не является нелегальной, но является альтернативной.

Олег Гончаров:

Альтернативной, да.

Елена Ватутина:

И выбирать ее или нет – это зависит от специалиста. Другое дело, что это на сегодняшний момент не единственная форма. А если говорить о горизонте 5 лет применительно к подготовке специалистов, то да, я верю в то, что система НМО будет единственной системой повышения квалификации. Я верю в то, что будет очень плотное проникновение дистанционных образовательных технологий в эту нишу, и я верю, что на базе подобных нам дистанционных площадок будет объединяться, и профессиональное сообщество, и ВУЗы, и специалисты. И при помощи вот этих дистанционных технологий мы сможем брать опыт и западных стран, и азиатских стран и транслировать его на наших специалистах, потому что очень хочется, чтобы в тот момент времени, когда каждый из нас приходил за врачебной или за фармацевтической помощью, мы были уверены, что специалист обладает ну просто самыми последними знаниями в своей области.

Если говорить в целом о Фармзнании, у нас международная компания, и мы уже сейчас начинаем тестировать гипотезы по тому, как мы можем имплементировать наши технологии на западный рынок. Но как это случится – покажет время.

Олег Гончаров:

А что Вы скажете о будущем тех систем образования, которые развивают сами аптечные сети? Они останутся или это будет уже не нужно?

Елена Ватутина:

Конечно, они останутся, и я очень надеюсь, что внутри аптечных предприятий эти системы подготовки кадров, то есть это некие системы наставничества, некие системы, в рамках которых разрабатываются стандарты работы с покупателями, будут не только существовать, они будут развиваться, и они будут влиять на то, каких результатов будет добиваться вот этот сегмент розницы в своей работе. И я надеюсь, что грамотное внедрение таких технологий позволит повысить эффективность аптечного бизнеса, в частности повысить его маржинальность, повысить его прибыльность и так далее. И это то, что действительно сейчас важно, потому что, к сожалению, я, как человек уже имеющий у себя определенный полк сотрудников, понимаю, что цели руководителя и цели отдельно взятого сотрудника не всегда синхронны. И очень хотелось бы, чтобы внутри аптечных предприятий вот эти цели были единые. А сделать это можно только через систему обучения.

Олег Гончаров:

Ваши слова да Богу в уши. Хочется, чтобы нас услышали, в том числе и наши сотрудники, потому что большинство собственников аптечных сетей уже к этому пришли. Они понимают, что эта некая синхронизация, единение, совпадение целей – это единственный фактор сейчас победить в конкурентной борьбе. Ну, то, что я вижу сам, я вижу, что многие аптечные сети начинают вкладывать недюжие силы и средства в развитие собственной системы обучения, вовлечения сотрудников в этот процесс непрерывного совершенствования самого продукта, и в том числе развитие такого феномена, как сервис. А сервис возможен только тогда, когда люди действительно обладают знанием.

Елена Ватутина:

Здесь нужно сказать, что ключевой продукт, который продают аптеки конечному потребителю, если отбросить все те тысячи наименований товаров аптечного ассортимента, это все-таки сервис, а сервис неразрывно связан с фармконсультированием. И здесь важно, чтобы люди не просто владели информацией о тех лекарственных средствах, с которыми они работают, но еще могли их применять. Есть уже на рынке очень интересные кейсы у аптечных предприятий, и я надеюсь, что коллеги с рынка будут брать с них пример и внедрять подобные системы в свою практику.

Олег Гончаров:

Спасибо, но я не могу не задать этот вопрос, Вы уж меня простите, Вы старательно избегали названия этой компании, но спрошу: Катрен и Фармзнание – это одно и то же?

Елена Ватутина:

Нет, это не одно и то же. Это разные компании.

Олег Гончаров:

То есть это разные компании?

Елена Ватутина:

Конечно.

Олег Гончаров:

Потому что у рынка есть некий внутренний вопрос, вроде бы как у Катрена есть сейчас свой собственный проект Катрен-Стиль, который продолжает примерно такое же движение, но там, безусловно, нет баллов. Там тоже идут бесконечные предложения по прохождению того или иного обучения. Это несколько иное?

Елена Ватутина:

Я могу сказать, что Катрен – это моя альма-матер, это та компания, где я действительно получила очень хороший базис и по знаниям, и по компетенциям, и это та компания, где я состоялась и как профессионал, и как управленец. И, конечно, я с большой теплотой отношусь ко всей команде Катрена и ко всей команде в рамках Катрен-Стиля, но это не одно и то же.

Олег Гончаров:

То есть у Вас свой путь?

Елена Ватутина:

Конечно. И продукт у нас совершенно другой.

Олег Гончаров:

И разные продукты. Времени осталось крайне мало, и по традиции, Елена, я Вас попрошу, дайте несколько рекомендаций нашим горячо любимым слушателям, которые были с нами уже более 40 минут.

Елена Ватутина:

Рекомендация, наверное, применительно к той теме, которую мы сегодня обсуждали, простая. Я желаю всем не останавливаться на достигнутом, всегда ставить перед собой высокие цели и неизменно идти к их достижению. И если в этом помогает образование, и неважно, провизор Вы, фармацевт в системе НМО или не в системе НМО, а знания нужны всегда, и всегда нужна новая информация вокруг нас. Поэтому я желаю всем, как говорится, умело пользоваться тем, что происходит вокруг нас, и пользоваться этим для того, чтобы достигать того, чего мы хотим.

Олег Гончаров:

Спасибо, Елена. От себя добавлю лишь одно. Друзья мои, знать – не означает еще и делать. Давайте еще это знание потом эффективно применять в практике и достигать небывалых высот, результатов и просто получать от всего того, что мы делаем, искреннее удовольствие. Ну что ж, спасибо всем большое. Спасибо, Елена.

Елена Ватутина:

Спасибо большое.

Олег Гончаров:

Спасибо, уважаемые слушатели. Всего вам доброго. До свидания, до новых встреч!

Елена Ватутина:

До свидания.